Введение
Тема исследовательской работы: «Влияние человека на жизнь птиц» выбрана мною не случайно, ведь роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большой численности. Птицы дороги нам и тем, что они - часть родной природы, друзья и помощники человека. Они играют важную роль в питании людей, уничтожают множество вредителей сельского хозяйства, служат объектами охоты; наконец, поедая огромное количество насекомых – переносчиков возбудителей, птицы имеют большое значение в охране здоровья человека.
Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают нашу жизнь, радуют своими звонкими чудесными песнями.
Экологические проблемы и связанные с ними вопросы охраны природы в наше время становятся важнейшими в деятельности человечества. И одной из первостепенных является сохранение всех видов птиц. [3. C. 3]
В результате деятельности человека, численность многих видов птиц падает. На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов. Природа просит у нас защиты. Поэтому данная тема является очень актуальной.
Зима - особенно тяжелое время для птиц. Я часто вижу, как птицы прилетают к нашему дому, чтобы найти себе корм. Поэтому мы должны помогать нашим братьям меньшим пережить зиму. Но для того, чтобы охранять, заботиться и помогать птицам, надо как можно больше знать об их жизни.
Прежде чем приступить к исследовательской работе, я обсудила выбранную тему со своим педагогом. Её идея рассмотреть проблему зимующих птиц нашего края и влияние человека на решение данной проблемы, мне показалась очень интересной. Так появились цель и задачи исследовательской работы.
Цель исследования: изучить проблемы зимующих птиц нашего края и помочь им пережить зиму.
Задачи исследования:
провести анкетирование среди одноклассников и проанализировать полученные данные;
исследовать различными методами и с помощью разнообразных источников жизнь зимующих птиц в нашей местности;
обобщить и проанализировать, полученную информацию;
смастерить кормушку и организовать подкормку птиц;
изготовить плакат с призывом о защите птиц;
подготовить презентацию по данной теме, привлечь внимание учащихся к изучению проблемы зимующих птиц и повысить интерес к деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
Объект исследования: зимующие птицы.
Предмет исследования: охрана и забота зимующих птиц.
Гипотеза: высказывание предположения о том, что если каждый из нас будет много знать о птицах, подкармливать их в зимний период, то мы сможем сохранить численность птиц.
Методы исследования:
опрос учащихся;
поиск и изучение литературных источников;
личные наблюдения и сравнительный анализ;
практический метод (изготовление кормушки и организация подкормки птиц);
анализ собранного материала.
Практическая значимость исследовательской работы: результаты исследования были обработаны и рекомендованы для проведения тематических классных часов, для уроков «Окружающий мир» и «Биология». Также данная работа направлена на изучение и распространение опыта сохранения жизни птиц, и оказания практической помощи в их питании зимой.
Научная новизна работы: на сегодняшний день существуют работы, по данной теме. Однако мы решили изучить эту проблему на примере зимующих птиц нашего района, и в этом заключается новизна исследования.
Место и сроки исследования: г. Новочеркасск Ростовской обл.; январь 2016 год – ноябрь 2019 год.
Работа над проектом предполагает несколько этапов:
I этап – подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала);
II этап – организационно - практический (выполнение плана деятельности);
III этап – аналитический (подведение итогов работы);
IV этап – презентативный.
После того, как тема была выбрана и согласована с моим руководителем, а также распланирован объём работы, мы приступили к подбору книг, энциклопедий. Поставив перед собой задачу, исследовать различными методами и с помощью разнообразных источников жизнь зимующих птиц в нашей местности, я начала работу с изучения специальной литературы в библиотеке.
В поисках информации мы обратились не только к литературе о птицах, но и к другим источникам. Много полезного материала, который впоследствии лёг в основу исследовательской работы, было получено в результате участия в акциях, приуроченных к охране птиц, которые ежегодно проводятся в нашей школе и нашем городе.
За период обучения в школе я неоднократно участвовала и побеждала в конкурсах «Каждой птице свой дом», «Искусственное гнездовье», «Лучший агитационный плакат», «Тепло твоих рук», что позволило получить знания и повысить интерес к деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
Основная часть
В процессе исследования я провела опрос среди учащихся своего класса,чтобы выявить, знают ли ребята о проблеме зимующих птиц. Опрос проводился по средствам анкетирования. Анкета была составлена из семи вопросов (см. Приложение 1). Общее количество респондентов 28 человек. В ходе подведения итогов анкетирования, можно сделать вывод, что ребята неравнодушны к проблемам зимующих птиц и проявляют заботу о них в зимний период. На вопрос: «нужно ли нам помочь птицам пережить зиму?» все учащиеся ответили положительно. Всё это окончательно утвердило меня в актуальности исследовательской работы.
В ходе реализации поставленных задач, на следующем этапе исследования, мы собрали материал о птицах нашего края. Далее провели литературный обзор и выяснили, что же уже известно по этой теме, как живётся птицам в суровые и голодные периоды зимы.
Зимующие птицы нашего края
Чтобы точно определить, какие птицы обитают в нашем крае, я обратилась в библиотеку. Из научно - популярной литературы стало известно, что в Ростовской области насчитывается более 332 видов птиц. Самый многочисленный отряд – воробьиные (49 видов). В области встречается перепел, куропатка, кукушка, удод, жаворонки, дятлы. В степи водятся хищные виды: степной орёл, скопа, кобчик, лунь, пустельга, коршун. Большинство из них стали редкими. Много гнездящихся птиц на водоёмах Западного Маныча, в дельте Дона, в прудах Орловского и Зимовниковского районов (пеганки, розовый и кудрявый пеликаны, большой баклан, чайки, крачки, гусеобразные, кулики, орлан – белохвост, зимородок). [2. С. 51]
Многие птицы улетают за зиму в теплые края (перелетные) не потому, что им холодно, а потому, что им нечего есть. Осенью исчезают все насекомые, поэтому птицам зимой прокормиться очень трудно. Зимой замерзают речки, озёра, пруды и птицам, которые питаются рыбой, негде добывать пищу. Те птицы, которые летом питаются разными семенами и травам, зимой вынуждены голодать, так как всё это скрывается под снегом. [4. C. 116]
Птиц, которые остаются зимовать в родных краях, называют зимующими птицами. Они довольно выносливы к холодам. Чтобы защититься от мороза и лучше сохранить тепло, птицы к зиме меняют оперение на более теплое, густое и более длинное.
Жителям нашего города хорошо известно, что голуби, воробьи, вороны, сороки и синички остаются в городах в любую погоду, следовательно, относятся к зимующим птицам. Жители сельских районов легко добавят к этому списку обычных в полях и лесах свиристелей, поползней, дятлов, сов, клестов и щуров. Охотники с удовольствием вспомнят, что куропатки и тетерева также не покидают родных лесов, а устраивают знаменитые лежки, закапываясь в снег. Так что птиц остается в родных местах не мало, а некоторые так даже прилетают на зимовку из более холодных мест, например снегири.
Основными зимующими птицами, прилетающими к нашему окну, являются синицы и воробьи, поэтому мне захотелось побольше разузнать именно об этих пернатых.
Домовый воробей
Домовый воробей — наиболее распространённый вид из рода настоящих воробьёв семейства воробьиных (см. Приложение 2). Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый») и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью.
Домовых воробьёв мы видим каждый день. Длина тела 14—18 см, масса 21—37 г. Общая окраска оперения — сверху коричневато-бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Самец отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. У самки голова и горло серые, а над глазом имеется бледная серо-жёлтая полоса.
Немного странно, но воробьи не могут летать без отдыха более 15 минут, поэтому им приходится часто приземляться или устраивать посиделки на ветках, крышах, кормушках, проводах и других удобных местах.
Гнездится воробей отдельными парами, но иногда и колониями, поселяясь непосредственно у жилья человека или вблизи его поселений. Гнездо, в постройке которого участвуют оба пола, представляет собой грубое сооружение из соломинок, сухих травинок, пёрышек, с небольшим углублением посредине. Гнёзда, устроенные на ветвях, крупные, в виде неправильного шара с толстыми стенками из травянистых растений и боковым входом.
Как и голуби, воробьи склонны выбирать одного партнёра на всю жизнь.
Продолжительность жизни у воробьёв не очень длинная: хотя отмечали и 9-, и 11-летних воробьёв, большинство их не доживает и до 4 лет. Много молодых птиц гибнет ещё в первую зиму, так что средняя продолжительность жизни воробьёв составляет 9—21 месяц.
У воробьёв горячая кровь. Вместо 41-го градуса тело воробья нагревается до 44-ех. Это типично для маленьких птиц. Они быстрее теряют энергию. Зима – сложное для воробьёв время года, но они умеют находить себе пищу и согреваться во сне – тут им помогает стайный образ жизни.
Питается воробей в основном растительной пищей, лишь весной частично насекомыми, которыми также вскармливает птенцов.
Плодовитость домового воробья очень велика. Он успевает вывести потомство дважды, а то и трижды за лето.
Во время выведения птенцов воробьи приносят большую пользу, истребляя множество вредных насекомых, особенно в городах, где мало других насекомоядных птиц.
Большая синица
В нашей местности проживает вид: синица большая, она относится к отряду воробьинообразные, подотряду певчие, семейство синицевые. Весит 20 граммов, длина тела 15 см, длина крыла 8 см, длина хвоста 7 см, размах крыльев до 20 см (см. Приложение 3).
Большая синица красивая и заметная птица. У нее черная шапочка и шея. Белые щечки. Животик ярко-желтый. Черная полоска вдоль груди разделяет брюшко симметрично на правую и левую часть. Крылья серые с белыми прожилками. Хвост черный со стальным отливом. Лапки цепкие: три пальца направлены вперёд, один назад.
Юркие синички летают с огромной скоростью, но при этом крайне редко махают крыльями. Так им проще сохранять силы.
Из рассказа Николая Сладкова я узнала, что синички могут впадать в какое - то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Захочет – умрёт, захочет – воскреснет. Так эти необыкновенные птички спасаются от неволи. [5. C. 74]
Синицы заботливые родители. Пара больших синиц за 14 дней приносит своим птенцам пищу 10 685 раз. Когда синицы вскармливают птенцов, то прилетают к гнезду до 500 раз в день и приносят более 100 г насекомых и личинок.
В природе большая синица живет 10 лет. (Это определено кольцеванием птиц). Из всех синиц это самый распространённый вид. Живут большие синицы оседло, лишь иногда совершая незначительные кочёвки. Большая синица неплохо поёт: в её репертуаре можно насчитать до 40 вариаций звуков и "музыкальных композиций", различных по ритму, тембру и высоте.
Синица питается мелкими насекомыми, не оставляют в покое даже мохнатых гусениц. Уничтожая большое количество вредителей леса, она приносит неоценимую пользу природе. С приближением холодов синицы переходят на растительный корм. С наступлением зимы большие синицы становятся ещё менее разборчивы в пище. [5]
По данной главе можно сделать вывод, что зимовать остаются только те птицы, которые способны зимой найти себе еду. Те же, которые питаются только насекомыми, не смогут зимой прокормиться. Все насекомые во время холодов исчезают. Некоторые прячутся в тёплые и укромные места. Большинство насекомых просто умирают. Вот и вынуждены птицы улетать в те края, где нет зимы и пищи вполне достаточно. Зимовать остаются только те, кто питается семенами, зёрнами, ягодами. Но и им приходится нелегко.
2.2. Зимой птицам страшен не холод, а голод
Зима – очень тяжёлое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом. По мнению орнитологов, наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи.
С утра до вечера наши пернатые друзья ищут себе крохи пропитания. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Не помогают ни цепкие лапки, ни клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут. Поэтому в это суровое время они и слетаются поближе к нашему жилью в надежде что-нибудь покушать. [1]
В результате изучения литературных источников, можно сделать вывод: Много птиц гибнет зимой. Голодные птицы не переносят даже слабых морозов. Всё это говорит о том, что зимой птицы очень нуждаются в помощи людей. Следовательно, наша задача организовать подкормку для птиц.
Зимняя подкормка для птиц
Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Поэтому прежде чем подкармливать наших пернатых друзей, нужно изучить специальную литературу по данной теме, чтобы выяснить, чем же можно кормить птиц, а какая еда им противопоказана.
Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим.
Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц. [6]
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. На основании этого мы изготовили плакат – призыв «Покормите птиц» (см. Приложение 4), где указали наиболее подходящий корм для наших пернатых друзей.
Практическая работа
Понаблюдав за птицами в природе, изучив их зимний образ жизни, узнав, чем они питаются, мы решили организовать для зимующих птиц искусственную подкормку. Тем самым помочь им пережить трудное время года, спасти от гибели.
Всей семьёй мы смастерили кормушку из дерева, и чтобы она была более привлекательна для птиц, украсили её природными материалами (см. Приложение 5).
Зимнюю столовую для птиц мы поместили во дворе. Из специальной литературы мы выяснили, что вешать кормушку лучше всего на южной стороне. Здесь она будет надёжно защищена от ветра и снега. Также мы узнали и другие немаловажные правила:
у кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем;
в дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал;
у кормушки должны быть бортики, чтобы корм не сдувало;
наполнять кормушку нужно в одно и тоже время;
Каждый день мы наполняли кормушку разными видами корма (см. Приложение 6). В результате сравнительного анализа выяснилось, что все корма пришлись по – вкусу, но самый любимый корм для птиц – семечки подсолнечника. Вероятно потому, что они содержат жиры, которые наиболее ценны и питательны для птиц в холодное время года, так как дают больше всего энергии.
Наблюдая за поведением наших пернатых братьев, мы выяснили, что наибольшую активность они проявляли в утренние и обеденные часы. Чаще всего нашу кормушку посещали воробьи и синицы, очень редко заглядывали снегири, иногда – залетал дятел.
На зимних каникулах у меня было достаточно времени любоваться пернатыми гостями. Удалось даже вести «Дневник орнитолога», где я отмечала температуру воздуха, подсчитывала число птиц, прилетающих к кормушке в течение 1 часа.
Свои наблюдения я веду с 2016 года. И проведя сравнительный анализ, выяснилось, что зимние каникулы 2019 года были тёплыми (в основном температура воздуха выше ноля) по - сравнению с 2016 годом, когда температура опускалась до -13 (см. Приложение 7).
На основании сравнительного анализа, можно сделать вывод, что в морозную и снежную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей, следовательно, если постоянно подкармливать зимующих птиц, мы поможем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм и сохраним их численность.
На нашу кормушку прилетало много пернатых гостей. Значит, мы спасли многим птицам жизнь.
Традиции русского народа
Русский народ богат своими традициями, которые тянутся из глубины веков.
Исстари добрые люди почитали великомучеников Зиновия и Зиновию за их преданность христианской вере. Было замечено, что ко дню памяти этих святых 12 ноября, около человеческого жилища появляются птицы - синицы, снегири, свиристели, чечётки, клесты. Этот день назвали Зиновием-синичником. Конечно, главный герой праздника — синица. Наши далёкие предки верили, что синица на небе или за морем зажигает утреннюю и вечернюю зори, она же выкликивает осень, а весной летает за море за ключами от подземного мира, где «…неволится Весна красная, Солнце яркое, Заря ясная». Когда-то синицу на Руси считали синей птицей счастья. «Синичка недаром пищит, а зиму вещит, холод кличет». С этого дня наши предки развешивали кормушки и подкармливали птиц.
Эта добрая традиция сохраняется и по сегодняшний день. 12 ноября в нашей стране ежегодно проходит акция «Покормите птиц!», а 15 января Союз охраны птиц России предложил объявить Днем зимующих птиц и внести в Российский экологический календарь. Так в 2003 году появилась ещё одна замечательная дата, посвященная проблемам изучения и защиты пернатых.
Есть ещё один очень хороший, светлый праздник - Международный День птиц, который отмечается 1 апреля. В этот день принято встречать птиц, изготавливать и развешивать скворечники. Мы с удовольствием принимаем участие в этом празднике и призываем всех людей беречь и защищать наших пернатых друзей (см. Приложение 8).
Заключение
На заключительном этапе работы я подготовила презентацию и выступила с докладом на уроке в классе для более глубокого ознакомления с проблемой зимующих птиц нашего края. Надеюсь, что эта исследовательская работа будет способствовать привлечению ребят к активному участию во всех мероприятиях по охране и защиты наших пернатых друзей. Ученикам нашего класса было предложено организовать зимние «птичьи столовые». Если каждый из нас будет много знать о птицах, заботиться и охранять их, то мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения с лица земли.
По итогам исследования, мы сделали вывод, что зимняя подкормка и развеска искусственных гнездовий позволит значительно увеличить число полезных птиц, которые будут усердно охранять сады, поля и леса от вредителей, а нас радовать своими чудесными песнями. Следовательно, гипотеза исследовательской работы подтверждена.
Таким образом, решив поставленные задачи, мы достигли основной цели нашего проекта – изучили проблемы зимующих птиц нашего края и помогли им пережить трудное время года.
При сборе материала и проведённого исследования по данной теме я узнала о том, как организовать подкормку птиц зимой, смастерить кормушки и где лучше их развешивать, расширила свои представления о птицах нашей местности, об их образе жизни.
Наше исследование на этом не закончено, придёт следующая зима, и мы снова будем подкармливать наших пернатых друзей, чтобы так же помочь им пережить этот суровый и голодный зимний период.
Данная исследовательская работа способствовала организации природоохранной деятельности. Результаты исследования были обработаны и переданы в экологический центр школы №25 им. П.К. Каледина.
Список используемых источников информации
Акимушкин И. Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся / И. Акимушкин. – М.: Мысль, 1989. – 462с.: ил. – (Библиотечная серия).
В.Н. Алексенко, М.И. Мартынова. География Ростовской области: учебник. – Ростов – на – Дону: ООО «Терра», 2005. – 120 с.
Миноранский В.А., Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Ростовской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд – во облИУУ, 1995. – 32 с.
Новая иллюстрированная энциклопедия школьника. 1000 вопросов – 1000 ответов/ Т. В. Скиба –Ростов н/Д: Владис, 2013.- 416с.
Серия «Школьная библиотека» Рассказы о животных. Москва: ООО «Самовар – книги», 2014. – 110 с.
Энциклопедический словарь юного натуралиста. Сост. А. Г. Рогожкин.— М.: Педагогика, 1981.—406 с., ил.
Личные наблюдения и фотографии.
Фотоматериалы и документы из экологического центра школы №25 им. П.К. Каледина.
http://fb.ru/article/133707/chem-kormit-ptits-zimoy-chem-kormit-ulichnyih-ptits-zimoy
Приложение 1
Анкета
Уважаемый одноклассник, Вам предлагается заполнить анкету для социологического исследования на тему: «Влияние человека на жизнь птиц». Анкетирование проводится анонимно, информация будет использована только в целях исследования данной темы.
Каких зимующих птиц нашего края Вы знаете?
Что Вы знаете о проблеме зимующих птиц?
Для чего нужно подкармливать птиц зимой?
Вывешиваете ли Вы кормушки для птиц?
Какой корм для птиц самый любимый?
Знаете ли Вы, какие корма нельзя давать птицам?
Как Вы думаете, нужно ли нам помогать птицам пережить зиму?
Большое спасибо за участие в опросе. Ваше мнение очень важно для нас!
Подведение итогов анкетирования:
Общее количество респондентов 28 человек.
на первый вопрос ответили 93% респондентов;
на второй вопрос ответили 82% респондентов;
на третий вопрос ответили 57% респондентов;
на четвёртый вопрос положительно ответили 21% респондентов;
на пятый вопрос ответили 64 % респондентов;
на шестой вопрос ответили 11 % респондентов;
на седьмой вопрос положительно ответили 100 % респондентов.
Приложение 2
Домовый воробей
Приложение 3
Большая синица
Приложение 4
Плакат – призыв
Приложение 5
Кормушка для птиц
Приложение 6
Виды корма
Число |
Вид корма |
Результаты наблюдений |
2 января |
Белый хлеб |
Почти весь корм был съеден |
3 января |
Пшено |
Съедена большая часть выложенного корма |
4 января |
Семена подсолнечника |
Корм съеден весь |
5 января |
Овсяные хлопья |
На кормушке осталась незначительная часть корма |
6 января |
Несолёное сало, ягоды рябины |
Сало склевали, часть ягод осталась на кормушке и на снегу возле кормушки |
7 января |
Рис |
Птицы плохо поедают рис |
Приложение 7
Дневник орнитолога (2016год)
Число |
Температура |
Птицы, прилетающие к кормушке |
2.01.2016 |
- 13° |
5 синиц, 8 воробьёв |
3.01.2016 |
-11 |
3 синицы, 7 воробьёв |
4.01.2016 |
-10 |
4 синицы, 6 воробьёв, 1 дятел |
5.01.2016 |
-8 |
3 синицы, 6 воробьёв, 3 снегиря |
6.01.2016 |
-3 |
4 синицы, 4 воробья, 2 снегиря, 1 дятел |
7.01.2016 |
-1 |
3 синицы, 3 воробья |
8.01.2016 |
-3 |
3 синицы, 4 воробья |
9.01.2016 |
0 |
2 синицы, 2 воробья |
10.01.2016 |
-1 |
2 синицы, 3 воробья, 1 снегирь |
11.01.2016 |
+1 |
2 синицы, 2 воробья |
12.01.2016 |
+3 |
3 воробья |
Дневник орнитолога (2017год)
Число |
Температура |
Птицы, прилетающие к кормушке в течение 1 часа |
2.01.2017 |
0 |
3 синицы, 3 воробья |
3.01.2017 |
+2 |
2 воробья |
4.01.2017 |
0 |
1 синица, 4 воробья |
5.01.2017 |
+4 |
2 синицы |
6.01.2017 |
+3 |
2 синицы, 2 воробья |
7.01.2017 |
+1 |
3 воробья |
8.01.2017 |
+1 |
2 синицы, 3 воробья |
9.01.2017 |
0 |
4 синицы, 2 воробья |
10.01.2017 |
-1 |
4 синицы, 4 воробья |
11.01.2017 |
-4 |
4 синицы, 1 дятел, 2 снегиря |
12.01.2017 |
+4 |
2 синицы |
Дневник орнитолога (2018год)
Число |
Температура |
Птицы, прилетающие к кормушке в течение 1 часа |
2.01.2018 |
+5 |
2 синицы |
3.01.2018 |
+1 |
2 синицы, 3 воробья |
4.01.2018 |
-2 |
1 дятел, 4 воробья, 4 синицы |
5.01.2018 |
0 |
3 воробья, 3 синицы |
6.01.2018 |
-1 |
4 воробья, 2 синицы |
7.01.2018 |
-1 |
4 синицы, 1 дятел, 3 синицы |
8.01.2018 |
+4 |
2 синицы |
9.01.2018 |
+1 |
1 синица, 2 воробья |
10.01.2018 |
-3 |
4 синицы, 4 воробья, 1 дятел |
11.01.2018 |
-6 |
6 воробьёв, 5 синиц, 3 снегиря |
12.01.2018 |
-5 |
4 воробья, 4 синицы, 1 дятел |
Дневник орнитолога (2019год)
Число |
Температура |
Птицы, прилетающие к кормушке в течение 1 часа |
2.01.2019 |
+1 |
3 воробья |
3.01.2019 |
+2 |
2 воробья |
4.01.2019 |
+3 |
1 синица, 2 воробья |
5.01.2019 |
+4 |
2 синицы |
6.01.2019 |
0 |
4 воробья, 1 дятел, 2 синицы |
7.01.2019 |
0 |
4 синицы, 3 воробья |
8.01.2019 |
-2 |
5 воробьёв, 3 снегиря, 3 синицы |
9.01.2019 |
0 |
3 синицы, 1 дятел, 3 воробья |
10.01.2019 |
-4 |
4 синицы, 1 дятел, 2 снегиря |
11.01.2019 |
-2 |
2 синицы, 3 воробья, 1 снегирь |
12.01.2019 |
+7 |
2 синицы |
Приложение 8
Международный День птиц