Экологический паспорт пришкольного участка

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экологический паспорт пришкольного участка

Тумбинский Р.С. 1
1МБОУ "Лицей №23"
Качаева Л.А. 1Иванова Л.Я. 1
1МБОУ "Лицей №23"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Проблема загрязнения окружающей среды – одна из острых экологических проблем Кемеровской области.

В ее недрах обнаружены разнообразные полезные ископаемые: каменный и бурый уголь, железные и полиметаллические руды, золото, фосфориты, строительный камень и другие минеральные ресурсы. [13] Такой промышленный потенциал обусловил возникновение многих экологических проблем в Кузбассе. Вследствие ведения открытых разработок в атмосферу попадает большое количество загрязняющих веществ и пыли, а перенос данных загрязнений на дальние расстояния расширяет локальные проблемы до региональных. Кроме того, угольно-промышленный комплекс оказывает большое влияние на гидросферу: загрязняются грунтовые и сточные воды, меняются естественные водные ландшафты района, после добычи угля происходит эрозия почвы.

Основным источником загрязнений атмосферы пылью является ведение открытых разработок, а также сортировка и транспортировка угля. Газовое изменение состава воздуха происходит из-за поступления вредных и ядовитых примесей, которые содержатся в горных массивах, во время взрыва метана.

Добыча угля негативно сказаться на гидрологии региона, так как в хранилищах шахт находится большое количество кислоты, которая иногда протекает в подземные водные источники, водостоки. Это может привести к: ухудшению состояния рек, озер, прудов, гибели рыбы и земноводных.

Добыча угля уничтожает огромные площади земли, разрушая геологическую структуру почв, что приводит к исчезновению плодородного слоя грунта. Горнодобывающие предприятия Кузбасса, особенно, открытые разработки угля используют сотни гектаров земли, в связи с этим изменяется рельеф и экосистема местности, вырубаются леса, затапливаются или иссушаются многие природные ландшафты.

Наиболее негативное воздействие на окружающую среду в Кемерово, оказывают такие химические предприятия как: НПКФ «Нефтехимтехнологии», Химпром, Красиб, Кемеровский институт азотной промышленности.

По данным наблюдений в 2018 году уровень загрязнения атмосферного воздуха оценивался как высокий в городах Кемерово, Прокопьевск; очень высокий – в городе Новокузнецк. Наибольшее количество проб с превышением ПДК отмечено по оксиду углерода – 158. Меньше всего было зафиксировано проб с концентрациями выше ПДК по фенолу и оксиду азота – 3 [12].

В настоящее время охране окружающей среды уделяется очень большое значение. В Кузбассе ежегодно принимается региональная целевая программа «Экология и природные ресурсы Кемеровской области». На ее финансирование выделяются сотни миллионов рублей. Областные природоохранные мероприятия включают в себя развитие системы мониторинга окружающей среды, проведение научных исследований и развитие особо охраняемых территорий [2].

Школьники, родители, учителя лицея вносят посильный вклад в дело охраны природы. Пришкольная территория – наш зеленый дом, где проводятся экскурсии, уроки, создаются проекты по экологии и биологии (приложение 10). Учебно-опытный участок является постоянным победителем и призером городского конкурса “Лучший пришкольный участок”. Это наше богатство и гордость, которое мы обязаны приумножать и сохранять.

Актуальность проекта заключается в том, что не создана система мониторинга оценки экологической комфортности пришкольного участка. Кроме того, пришкольный участок имеет низкую эстетичность и требует проведения мероприятий по облагораживанию. Этот факт подтверждают результаты анкетирования обучающихся лицея на вопросы: “Нравится ли вам состояние школьного участка?” только 45% респондентов ответили “Да”, “Нуждается ли территория в благоустройстве” 60% опрошенных ответили “Да”, “Готовы ли вы содействовать улучшению школьного участка” 87% ответили “Да”. В анкетировании приняло участие 227 учащихся с 5 по 11 класс (приложение 1).

Организм человека приспособлен к определённому качеству физических, химических и биологических факторов окружающей среды. Если человек длительно находится в условиях, значительно отличающихся от тех, к которым он приспособлен, могут произойти нарушения, несовместимые со здоровьем и нормальной жизнью. Каждый из нас имеет право знать обо всех экологических изменениях, происходящих в окружающей среде.

В настоящее время вопросам экологии во всем мире придается большое значение. Создана международная научно-образовательная программа, единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), в Кузбассе действует программа “Зеленый город”. Человеческое общество может жить и развиваться только, находясь в гармонии с природой. Для того чтобы благоустроить школьный участок необходимо знать основные законы экологии.

Цель проекта: создание паспорта школьного участка для дальнейшего озеленения и благоустройства территории,

Задачи:

1.Изучить месторасположение школы, природно-климатические условия территории

2.Определить видовой состав растений

3.Произвести количественный учет и оценить состояние зеленых насаждений

4.Составить план-схему школьного участка

5.Выявить зависимость состояния растений от качества почвы

Гипотеза: предположим, что территория школы недостаточно благоустроена и озеленена.

Практическая значимость проектной работы:

1. Разработка паспорта школьного участка, создание рекомендаций, методик и их выполнение помогут улучшить состояние школьного участка.

2. Дальнейшее благоустройство школьного участка позволит создать еще более комфортные условия для учащихся лицея.

3. Привлечение большого числа учащихся к работе над данным проектом сформирует бережное отношение к природе, любви к родному краю.

Объект исследования: пришкольный участок

Предмет исследования: видовое разнообразие растений школьного участка.

2. Природно-климатическая характеристика месторасположения школы

Климат города Кемерово резко континентальный, характеризуется продолжительной холодной зимой и коротким, достаточно теплым летом. Среднемесячная температура воздуха июля +16°С. Среднемесячная температура воздуха января -17,7°С. 5. Среднегодовое количество осадков – 429-500 мм. Снежный покров – неустойчивый. Господствующее направление ветров - юго-западное. Преобладает среднесуглинистая почва: суглинок легкий и тяжелый, пылеватый.

Учебно-опытный участок расположен на северо-востоке от здания школы. Это зона рискованного земледелия Кузнецкой котловины юго-востока

Западно-Сибирской равнины. Климат резко континентальный, средняя температура июля +18°С, января -19°С. Среднегодовое количество осадков 500 мм. Преобладают западные и юго-западные ветра.

2.1 Характеристика пришкольного участка

Под учебно-опытный участок отводится земельная площадь 4277 кв. м.
На учебно-опытном участке находятся отделы: цветочно-декоративный, полевой, дендрологический, лекарственный, плодово-ягодный и экологический (приложение 9).
В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.

Полевой отдел представлен злаковыми и бобовыми растениями.

Дендрологический отдел знакомит школьников с основными породами древесных и кустарниковых растений Кемеровской области.

На лекарственном отделе произрастают: ландыш (Convallária majális), сирень (Syrínga vulgáris), черемуха (Prúnus pádus).

Плодово-ягодный отдел представлен: малиной (Rúbus idáeus), смородиной (Ribes nigrumL.), крыжовником (Ríbes úva-críspa).

На территории экологического отдела располагается альпийская горка и каменистый сад.

Отдел цветочно-декоративных растений знакомит ребят с различными цветочно-декоративными растениями, сажают, выращивают и ухаживают за растениями, тем самым учатся приёмам озеленения школьной территории. На УОУ цветочно-декоративные растения, прежде всего, служат для эстетического воспитания учащихся. Общение с цветами облагораживает человека, учит его понимать и ценить прекрасное. Рабатки, клумбы располагаются перед зданием школы, на переднем плане учебно-опытного участка, вдоль основных дорожек.

Для оформления школьных цветников используются как однолетники (петунии (Petunia altiplana), бархатцы (Tagetes erectaL.), алиссум (Alyssum cuneifolium)) так и двулетники (виолы (Viola ×wittrockiana)) и многолетники (ирисы (SeriesSibiricae), флоксы (Phlox drummondii), лилии (Lilium candidum)). Ассортимент цветов подобран таким образом, чтобы они цвели в течение всего вегетационного периода, непрерывно сменяя друг друга. (приложение 2).

Полевой отдел представлен делянками, на которых произрастают злаковые растения: овёс, пшеница, а также бобовые - фасоль, соя, горох.

Экологический отдел является наглядной демонстрацией взаимосвязей в природе и представляет разнообразие растений с различными требованиями к условиям жизни: светолюбивые и теневыносливые, засухоустойчивые и влаголюбивые, ксерофиты и гигрофиты, зацветающие и раскрывающиеся в разное время суток и сезона, растения-барометры и растения-компасы, а также растений- представителей различных экосистем. Альпийская горка (коллекция засухоустойчивых и светолюбивых растений, как правило, представителей альпийских лугов и засушливой степной зоны) Среди седума (Sedum telephiumL.), камнеломки (Saxifraga granulataL.), молодила (Sempervivum globiferumL.), яркими пятнами располагаются растения, цветущие в разные времена года: ранневесенние – мускарь (Muscari armeniacum), примула (Primula auriculaL.), бадан; в летний период - флокс (Phlox drummondiiHook.), алиссум (Alyssum cuneifolium); осенью – энотера (Оenothera biennisL.). На хорошо освещенном месте среди камней создается определенный микрорельеф с сухими, прогреваемыми склонами. Альпийская горка и каменистый сад имитируют горный ландшафт. Эстетика каменистых садов отвергает искусственность и симметрию. Им всегда придается облик природного уголка. В них почти не встречаются очень эффектные растения, предпочтение всегда отдается местным видам. Здесь растут влаголюбивые растения: ирис (SeriesSibiricae), примула (Primula auriculaL.), камнеломка (Saxifraga granulataL.) (приложение 3).

Дендрологический отдел знакомит школьников с основными породами хвойных и лиственных пород древесных и кустарниковых растений Кемеровской области, с агротехникой их выращивания, с использованием деревьев и кустарников для озеленения территорий (приложение 11). Отдел предназначен для изучения деревьев и кустарников, их биологии, приспособленности к жизни в различных условиях, изготовления наглядных пособий и коллекций. Декоративные деревья и кустарники являются хорошими объектами для наблюдений и опытов на уроках биологии (приложение 4).

Лекарственный отдел знакомит школьников с морфологией и вегетационным периодом лекарственных растений Кемеровской области, используется для всестороннего изучения лекарственной флоры, создания наглядных пособий. В отделе выращиваются такие лекарственные растения, как ландыш майский (Convallária majális), бадан (Bergénia crassifólia), черемуха обыкновенная (Prúnus pádus), сирень (Syrínga vulgáris).

Плодово-ягодный отдел способствует расширению кругозора учащихся о особенностях строения, размножения и выращивания следующих растений: малины(Rúbus idáeus), смородины (Ribes nigrumL.), крыжовника (Ríbes úva-críspa).

2.2 Паспорт учебно-опытного участка

Паспорт школьного участка был составлен по методике инвентаризации городских насаждений А.А. Аболина [1].

Биогруппы растений определяемые на учебно-опытном участке:

1- деревья, расположенные на проездах - вид насаждения (рядовая, групповая посадка), номера деревьев, порода, возраст, диаметр, отмечаются подвергающиеся стрижке деревья, состояние;

2- деревья, расположенные в скверах, садах и бульварах, записываются те же данные, что и на проездах, кроме нумерации;

3- деревья, расположенные на учетных участках парков, лесопарков, - вид насаждений, преобладающий состав пород, сомкнутость насаждений, количество деревьев на 1 га площади, средний возраст, состояние;

4- кустарники - вид насаждений (аллейная, групповая посадка), порода, возраст, количество кустов, протяженность для рядовой (аллейной) посадки, состояние.

5- газоны и цветники учитываются по площади (многолетние цветы, кроме того учитываются по количеству кустов на учетном участке).

Типы газонов: партерный газон, обыкновенный газон, спортивный газон, луговой газон.

 
 

Состояние насаждений определяется по следующим признакам:

1 - «хорошее» - растения здоровые с правильной, хорошо развитой кроной, без существенных повреждений; газоны без пролысин и с хорошо развитым травостоем - стриженым или луговым, цветники без увядших растений и их частей;

2 - «удовлетворительное» - растения здоровые, но с неправильно развитой кроной, со значительными, но не угрожающими их жизни ранениями или повреждениями, с дуплами и др.; кустарник без сорняков, но с наличием поросли; газон с небольшими пролысинами, малоухоженным травостоем; цветники с наличием увядших частей растений;

3 - «неудовлетворительное» - древостой с неправильно и слабо развитой кроной, со значительными повреждениями и ранениями, с зараженностью болезнями или вредителями, угрожающими их жизни; кустарники с наличием поросли и отмерших частей, с сорняками; газоны с редким, вымирающим, полным сорняков травостоем; цветники с большими выпадами цветов, увядших растений и их частей.

Полевой дневник пришкольного участка содержит информацию о экологическом состоянии шести отделов. Во всех отделах преобладают биогруппы № 3, № 4, №5. Вид насаждений - групповая, рядовая и линейная посадка. Состав древостоя (биогруппы) разнообразен. По площади самым большим отделом является дендрологический - 1976м2, затем экологический – 555м2, цветочно-декоративный – 544м2, лекарственный – 107м2, полевой – 54м2, ягодный – 20м2 (приложение 5).

2.3 План-схема учебно-опытного участка

Учебно-опытный участок расположен во дворе, между жилыми домами и вдали от оживлённых дорог и промышленных предприятий. Основная часть учебно-опытного участка находится в полузатенённом месте, на северо-востоке от здания школы.
Лицею №23 в текущем учебном году 85 лет (в данном здании 27 лет). За этот период было высажено более 80 деревьев и 97 кустарников. При подкормке истощенной почвы используются органические удобрения (перегной) и редко (только для проведения опыта) минеральные удобрения, которые вносятся в соответствии с нормами. Минеральными удобрениями пользуемся в соответствии с инструкцией по технике безопасности. На территории участка и всей территории школы не происходит сжигание опавших листьев и веток. Около сорока елей и сосен произрастает на учебно-опытном участке, что благотворно влияет на экологическое состояние атмосферы, так как эти деревья выделяют фитонциды (приложение 6).

На основе исследований, проводимых в 2018-2019 году, по определению экологического состояния почвы учебно-опытного участка выявлено, что:

Тип почвы – среднесуглинистая

По механическому составу:

Полевой, лекарственный и плодово-ягодный отделы - мелко-средне-комковатая;

Цветочно-декоративный и экологический отделы - средне-ореховато-пылеватая;

Дендрологический отдел - средне-комковатая.

По физическим свойствам:

Полевой, лекарственный и плодово-ягодный отделы - среднеслабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная;

Цветочно-декоративный отдел - слабоемкая, среднепроницаемая, плохо аэрированная;

Дендрологический отдел - слабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная;

Экологический отдел - среднеслабоемкая, слабопроницаемая, полохо аэрированная.

По химическому составу:

Полевой, лекарственный, цветочно-декоративный отделы - рН=6,6; наличие: Са2+;

Плодово-ягодный отдел - рН=6,5; наличие: Са2+;

Дендрологический и экологический отделы - рН=6,2; наличие: Са2+; Cl-(приложение 7).

Выявлена зависимость состояния растительности от качества почвы: на полевом, плодово-ягодном и цветочно-декоративном отделе растительность находится в неудовлетворительном состоянии, древостой с неправильно развитой кроной, растения повреждены вредителями, цветение редкое, кустарники с наличием поросли и с сорняками.

Почва всех отделов среднесуглинистая, слабопроницаемая, плохо аэрированная, среднеслабоемкая мелко-средне-комковатая (5-30мм), а у цветочно-декоративного отдела – слабоемкая, средне-ореховато-пылеватая (7-10мм). Катионы кальция присутствуют во всех почвах, рН – слабокислая.

Состояние насаждений лекарственного, дендрологического и экологического отделов удовлетворительное. На дендрологическом и экологическом отделах присутствует хлороз.

Почва всех отделов среднесуглинистая, плохо аэрированная, рН – слабокислая, присутствуют катионы кальция.

Различаются:

почва лекарственного отдела: мелко-средне-комковатая (5-30мм), среднеслабоемкая, слабопроницаемая;

почва дендрологического отдела: средне-комковатая (10-30мм), слабоемкая, слабопроницаемая, наличие Cl-;

почва экологического отдела: средне-ореховато-пылеватая (7-10мм), среднеслабоемкая, слабопроницаемая, наличие Cl- (приложение 8).

Благодаря произрастанию газоустойчивых растений (клен ясенелистный, карагана древовидная, рябина обыкновенная, тополь черный) состояние этих участков удовлетворительное.

Выводы:

На пришкольном участке удовлетворительное состояние имеют следующие отделы: лекарственный, дендрологический, экологический, неудовлетворительное: полевой, плодово-ягодный и цветочно-декоративный

Состояние растительности на участке зависит от типа почвы, ее физико-химических свойств

Почва дендрологического, экологического отделов содержит хлорид-анионы

Угнетенное состояние растений связано с плохой аэрированностью почвы, слабой проницаемостью для воды.

Экологический проект по благоустройству территории

1. Введение в почву дендрологического и экологического отделов аммиачной селитры и хлорида калия для предотвращения хлороза у растений

2. проведение мелиорационных мероприятий для увеличения аэрированности и водопроницаемости почв всех отделов для развития корневой системы зеленых насаждений (рыхление, пескование, глинование и землевание)

3. Составить график субботников, для сохранения чистоты территории (приложение 12)

4. Высадка газоустойчивых пород деревьев в дендрологическом и экологическом в качестве биологических фильтров от выхлопных газов: наиболее устойчивыми к фитотоксиканту среди голосеменных растений являются: туя западная (5,2% поверхности поврежденной хвои), т. складчатая (5,8%), ель колючая (8,6%), кипарис лузитанский (4,6%), к. голый (9,8%); среди покрытосеменных слабая повреждаемость наблюдалась у 14% испытанных видов, в том числе гледичия трехколючковая (3,4 % повреждения листовой пластинки), секуринега полукустарниковая (4,1%), ликвидамбр смолоносный (5,4 %), сирень венгерская (5,8%), калина гордовина (6,5%), снежноягодник белый (7,1%), ясень зеленый (7,6 %), клен ясенелистный (7,5 %), магнолия Кобус (8,5 %) [9;10;11].

5. Для повышения эстетичности пришкольного участка и сохранения его многофункциональности было принято решение к каждому отделу применить свой тип ландшафтного дизайна, основными типами которого являются:

5.1. Регулярный стиль характеризуется прямыми линиями и четкими геометрическими формами (в этом типе планируется оформить экологический отдел, так как для роли биофильтра очень подходит высадка прямыми линиями).

5.2. Пейзажный стиль, подразумевает кривые, естественные линии, растения высаживают хаотически (в этом стиле будет оформлен лекарственный отдел).

5.3. Лесной стиль - максимально приближенный к природному пейзажу. Поэтому для дизайнера основной задачей является создание иллюзии лесной опушки, что реализуется путем высаживания лесных растений, создания ручьев и тому подобное (в этом стиле будет сделан цветочно-декоративный отдел).

5.4. Сад в стиле модерн диктует повторение элементов и разных деталей, плавное перетекание форм и линий, воплощения самых неожиданных идей в этом стиле планируется сделать полевой отдел).

5.5. Кантри-сад подойдет тем, кто не любит подстригать газоны - для его проектирования используют простые материалы и естественное травяное покрытие, создают декоративный огород (в этом стиле будет оформлен плодово-ягодный отдел).

5.6. Альпийский сад - вариант не только очень живописный, но и довольно простой в уходе, альпийский стиль в ландшафтном дизайне отличают: рельефность, холмистость; отсутствие изгородей, заборов; цветники между камнями. (в этом стиле будет оформлен экологический отдел, так как там уже расположено несколько альпийских горок и для него характерна холмистость).

Заключение

Реализация данного проекта поможет создать условия для использования творческих способностей учащихся и вовлечению их в процесс дизайнерского искусства.

Не останутся равнодушными родители и жители микрорайона, которые захотят помочь в осуществлении нашего проекта.

Кроме того, повысится конкурентоспособность лицея за счет создания имиджа уютного школьного двора, красота которого создавалась инициативой и трудом волонтеров, детей, родителей и педагогов. На данный момент уже составлен план проведения субботников, экологических акций на территории школы.

Наука говорит, что нельзя безнаказанно влиять на природу, так как последствия такого воздействия непредсказуемы и могут оказаться катастрофическими.

И только если каждый из нас будет бережно относиться к природе, беречь ее богатства, думать о последствиях, мы сможем избежать экологического бедствия и сохранить природную гармонию.

Список использованных источников

Аболин А.А. Авдеев В.В. Методика инвентаризации городских зеленых насаждений, минстройроссии; академия коммунального хозяйства им. к.д. Памфилова, Москва, 1997 г

Экология Кемеровской области `2000-2004 г.г. Стат. сб. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области - Кемерово, 2005 - 160 с.

Высоцкая М. В. Экология 9 класс. - М.: Энас, 2006.-128с.

Зверев А.Т. Экология. – М.: ОНИКС 21 век, 2004. - 251с.

Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс – М.: Дрофа, 2008. - 247с.

Миркин Б.М., Наумова Н.Г. Популярный экологический словарь.-М.: Устойчивый мир, 1999. - 287с.

Соловьев Л.И. География Кемеровской области. - Кемерово: СКИФ, 2006.-379с.

Яковченко М.А., Ермолаев В.А., Косолапова А.А., Аланкина Д.Н. Исследование почвенно-агрохимических характеристик зональных почв угледобывающих предприятий Кемеровской области - Вестник КрасГАУ, 2017. №4.

Николаевский, В.С. Некоторые итоги исследования газоустойчивости растений - Учен. зап. Пермск. ун-та, 1973. – №281. – вып.1. – С. 183 – 188

Кулова, Д.Д. Использование древесных интродуцентов в оздоровлении окружающей среды. Экологические проблемы современности: материалы семинара Майкоп, 25 мая 2009 г. Майкопский государственный технологический университет: редкол. Кулова Д.Д. [и др.]. - Майкоп, 2009. - с. 161-170.

Николаевский, В.С. Биологические основы газоустойчивости растений - Новосибирск, 1979. - 215 с.

Администрация Кемеровской области; Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2018 году. - г. Кемерово, 2019 – 203 с.

Кемеровская область. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кемеровская_область.

Приложение 1

Результаты анкетирования обучающихся

Приложение 2

Ассортимент растений цветочно-декоративного отдела

п/п

Однолетние

Двулетние

Многолетние

1

КолеусБлюме(Coleus scutellarioides(L.) Benth.)

ФиалкаВиттрока(Viola ×wittrockiana
Gams ex Nauenb. & Buttler)

Хостаяпонская(Hosta japonicaTratt.)

Водосбор обыкновенный (Aquilegia vulgaris)

2

Алиссум клинолистный(Alyssum cuneifolium)

Энотера двулетняя(Оenothera biennisL.)

Мускари армянский(Muscari armeniacum)

Монгольский чай (Bergénia crassifólia)

3

Циннияизящная(Zinnia elegansJacq.)

 

Нарцисспоэтический(Narcissus poeticusL.)

Бруннера сибирская (Brunnéra sibírica)

4

Бархатцы прямостоячие (Tagetes erectaL.)

 

Нивяник обыкновенный

(Leucanthemum vulgare)

Спирея иволистная(Spiraea salicifoliaL.)

5

Гвоздикатурецкая(Dianthus barbatusL.)

 

Люпинмноголетний(Lupinus perennisL.)

Зорька обыкновенная (Lychnis chalcedonica)

6

Целозия серебристая(Celosia argenteaL.)

 

Очиток обыкновенный(Sedum telephiumL.)

Ириссибирский(Series Sibiricae (Diels) Lawrence)

7

Настурция майская(Tropaeolum majusL.)

 

Пион лекарственный (Paeonia officinalisL.)

Камнеломка зернистая(Saxifraga granulataL.)

8

Петуния АльтипланоPetunia altiplanaAndo & Hashimoto

 

Чистецлесной(Stachys sylvaticaL.)

Кислицаобыкновенная(Oxalis acetosellaL.)

9

Рудбекия волосистая(Rudbeckia hirtaL.)

 

Виноградяпонский(Vitis coignetiaePulliat ex Planch.)

Ландыш майский (Convallária majális)

10

Шалфей предсказателей(Salvia divinorumEpling & Jativa)

 

Флокс Друммонда (Phlox drummondiiHook.)

Лилейникжелтый(Hemerocallis lilioasphodelusL.)

11

Перилла кустарниковая (Perilla frutescens)

   

Лилия белая обыкновенная (Lilium candidum)

12

Космея дваждыперистая (Cosmos bipinnatus)

     

Приложение 3

Ассортимент растений экологического отдела

п/п

Однолетние

Двулетние

Многолетние

1.             

Шалфей предсказателей(Salvia divinorumEpling & Jativa)

Василек синий (Centauréa cyánus)

Лилия белая обыкновенная (Lilium candidum)

2.

Петуния АльтипланоPetunia altiplana

ФиалкаВиттрока(Viola ×wittrockiana
Gams ex Nauenb. & Buttler)

Лилейникжелтый(Hemerocallis lilioasphodelusL.)

3.

Бархатцы прямостоячие (Tagetes erectaL.)

 

Молодило шароносное

(Sempervivum globiferumL.)

4.

Настурция майская(Tropaeolum majusL.)

 

Очиток обыкновенный(Sedum telephiumL.)

5.

Алиссум клинолистный(Alyssum cuneifolium)

 

Ириссибирский(Series Sibiricae (Diels) Lawrence)

6.

Космея дваждыперистая (Cosmos bipinnatus)

 

Бруннера сибирская (Brunnéra sibírica)

7.

Циннияизящная(Zinnia elegansJacq.)

 

Жасминкустарниковый(Jasminum fruticansL.)

8.

   

Ромашкааптечная(Matricaria chamomillaL.)

9.

   

Первоцвет ушковидный (Primula auriculaL.)

10

   

Флокс Друммонда (Phlox drummondiiHook.)

11.

   

Ландыш майский (Convallária majális)

12.

   

Кислица обыкновенная(Oxalis acetosella L.)

13.

   

Камнеломка зернистая(Saxifraga granulataL.

14.

   

Чистец византийский (Stachys byzantinaK.Koch)

15.

   

Пижма ярко-красная (Tanacetum coccineum(Willd.) Grierson)

Приложение 4

Ассортимент растений дендрологического отдела

№п/п

Виды растений

1

Ель сибирская (Pícea obováta)

2

Клён ясенелистный (Ácer negúndo)

3

Ель голубая (Pīcea pūngens)

4

Сирень обыкновенная (Syrínga vulgáris)

5

Сосна обыкновенная (Pínus sylvéstris)

6

Береза бородавчатая (Betula verrucósa)

7

Рябина сибирская (Sorbus sibirica)

8

Черемуха обыкновенная (Prúnus pádus)

9

Липа сибирская (Tilia sibirica)

10

Вяз приземистый (Ulmus pumila)

11

Яблонялесная(Malus sylvestris(L.) Mill.)

12

Тополь обыкновенный(Populus nigraL.)

13

Тополь пирамидальный (Populus nigra)

Приложение 5

Полевой дневник пришкольного участка

№ учетного участка

№ биогруппы

Вид насаждений (рядовая, групповая посадка)

Состав древостоя (биогруппы), порода, тип газона, цветника

Возраст

Диаметр (на высоте 1,3 м)

Высота м

Кол-во

Подвергающиеся обрезке

«-» - не подверг.,

«+» - подверг.

Состояние

кв. м

шт.

1

2

3

№1-полевой отдел

3

-

-

-

-

-

54

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

Групповая

обыкновен

-

-

-

-

-

-

-

+

№2-плодово-ягодный отдел

3

-

-

-

-

-

20

-

-

-

-

-

4

Рядовая

1

-

-

-

5

-

-

-

+

2

-

-

-

6

3

-

-

-

4

5

Групповая

обыкновен

-

-

-

-

-

-

-

+

№3-лекарственный отдел

3

Групповая

4

25

0,4

28

106

5

+

-

-

+

5

26

0,86

28

4

-

-

+

-

Рядовая

6

25

0,34

1

2

-

-

-

+

4

Групповая

7

8

-

-

-

3

2

-

-

+

-

5

Групповая

обыкновен

-

-

-

-

-

-

+

-

№4-цветочно-декоративный отдел

3

Групповая

5

26

0,7

28

544

4

-

-

-

+

11

20

0,4

45

5

-

-

+

-

10

5

0,5

30

3

-

-

-

+

4

Линейная

8

-

-

-

5

-

-

-

+

16

-

-

-

4

-

-

+

-

5

Групповая

обыкновен

-

-

-

-

-

-

-

+

№5-дендрологический отдел

3

Групповая

4

25

0,4

28

1976

2

+

-

+

-

5

26

0,86

28

17

-

-

-

+

6

25

0,34

1

10

-

-

+

-

9

24

0,75

27

2

-

-

+

-

10

5

0,5

30

14

-

-

-

+

11

20

0,4

45

20

-

-

+

-

12

19

0,3

10

4

-

-

+

-

13

23

0,5

22

8

+

-

+

-

14

18

0,4

4

3

+

-

-

+

15

25

0,42

33

2

+

-

+

-

22

23

0,5

20

6

-

-

-

+

4

 

8

-

-

-

2

-

-

+

-

17

-

-

-

4

-

-

+

-

18

-

-

-

6

-

-

+

-

5

Групповая

обыкновен

-

-

-

-

-

-

+

-

№6-экологический отдел

3

Групповая

11

20

0,4

45

555

2

-

-

+

-

12

19

0,3

10

3

-

-

-

+

4

Линейная

8

-

-

-

5

-

-

+

-

17

-

-

-

6

-

-

+

-

19

-

-

-

5

-

-

+

-

20

-

-

-

8

-

-

+

-

21

-

-

-

7

-

-

+

-

5

Групповая

обыкновен

-

-

-

-

-

-

+

-

Примечание:

Малина обыкновенная(Rúbus idáeus)

Крыжовник обыкновенный(Ríbes úva-críspa)

Смородина черная(Ribes nigrumL.)

Тополь обыкновенный(Populus nigraL.)

Ель сибирская(Pícea obováta)

Клён ясенелистный(Ácer negúndo)

Черёмуха обыкновенная(Prúnus pádus)

Сирень обыкновенная(Syrínga vulgáris)

Ель голубая(Pīcea pūngens)

Сосна обыкновенная(Pínus sylvéstris)

Береза бородавчатая(Bétula péndula)

Рябина сибирская(Sorbus sibirica)

Липа сибирская(Tilia sibirica)

Яблонялесная(Malus sylvestris(L.) Mill.)

Тополь пирамидальный (Populus nigraL.)

Пузыреплодник калинолистный (Physocarpus opulifolius)

Спирея иволистная (Spiraea salicifoliaL.)

Барбарис обыкновенный (Bérberis vulgáris)

Жасмин кустарниковый(Jasminum fruticansL.)

Пион лекарственный (Paeonia officinalisL.)

Бересклет бородавчатый (Euonymus verrucosus)

Вяз приземистый (Ulmus pumila)

Приложение 6

План-схема школьного участка

Приложение 7

Характеристика почвы пришкольного участка

Участок №

Тип почвы

Механический состав

Физические свойства

Химический состав

1 – полевой отдел

среднесуглинистая

Мелко-средне-комковатая

(5-30мм)

Среднеслабоемкая, слабопроницаемая,

плохо аэрированная

рН=6,6; наличие: Са2+

2 – плодово-ягодный отдел

рН=6,5;

наличие: Са2+

3 – лекарственный отдел

рН=6,6;

наличие: Са2+

4 – цветочно-декоративный отдел

Средне-ореховато-пылеватая

(7-10мм)

Слабоемкая, среднепроницаемая, плохо аэрированная

5 – дендрологический отдел

Средне-комковатая

(10-30мм)

Слабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная

рН=6,2;

наличие: Са2+;Cl-

6 – дендрологический

Средне-ореховато-пылеватая

(7-10мм)

Среднеслабоемкая, слабопроницаемая, полохо аэрированная

Приложение 8

Зависимость состояния растительности то качества почвы

№ участка

Состав древостоя (биогруппы), порода, тип газона, цветника

Состояние

Характеристика почвы

1 - полевой отдел

обыкновенный газон

3

Среднесуглинистая

Мелко-средне-комковатая (5-30мм)

Среднеслабоемкая, слабопроницаемая,

Плохо аэрированная

рН=6,6; наличие: Са2+

2 - плодово-ягодный отдел

1

3

Среднесуглинистая

Мелко-средне-комковатая (5-30мм)

Среднеслабоемкая, слабопроницаемая,

Плохо аэрированная

рН=6,5;

наличие: Са2+

2

3

3

3

3 - лекарственный отдел

4

3

Среднесуглинистая

Мелко-средне-комковатая (5-30мм)

Среднеслабоемкая, слабопроницаемая,

плохо аэрированная

рН=6,6; наличие: Са2+

5

2

6

3

7

2

8

2

обыкновенный газон

2

4 - цветочно-декоративный отдел

5

3

Среднесуглинистая

Средне-ореховато-пылеватая (7-10мм)

Слабоемкая, среднепроницаемая, плохо аэрированная

рН=6,6;

наличие: Са2+

11

2

10

3

8

3

16

2

обыкновенный газон

3

5 - дендрологический отдел

4

2

Среднесуглинистая

Средне-комковатая (10-30мм)

Слабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная

рН=6,2;

наличие: Са2+;Cl-

5

3

6

2

9

2

10

3

11

2

12

2

13

2

14

3

15

2

22

3

8

2

17

2

18

2

обыкновенный газон

2

6 - экологический отдел

11

2

Среднесуглинистая

Средне-ореховато-пылеватая (7-10мм)

Среднеслабоемкая, слабопроницаемая, плохо аэрированная

рН=6,2;

наличие: Са2+;Cl-

12

3

8

2

17

2

19

2

20

2

21

2

обыкновенный газон

2

Приложение 9

Общие сведения о пришкольном участке

№ п/п

Наименование

Площадь

 

1.

Общая площадь объекта

4277м2

   

2.

Под зелеными насаждениями, из них:

под деревьями,

под кустарниками,

под цветниками,

под газонами (без деревьев)

1976м2 

200м2

544м2

2531м2

   

3.

Под замощением:

асфальтовое покрытие

1022м2 

   

4.

Под строениями и сооружениями

167м2 

 

5.

Архитектурные сооружения

 4м2

 

Хозяйственные постройки

№№ п/п

№№ по плану

Наименование

Единица измерения

Кол-во

 1

1

Теплица   

 100м2

1

2

2

Гараж

42м2 

1

3

3

Трансформаторная будка

25м2

1

Приложение 10

Ландшафтный дизайн пришкольного участка

Приложение 11

Дизайн дендрологического отдела

Приложение 12

Экологическая акция “Цвети мой школьный двор!” в 2020-2021 году

Отделы пришкольного участка, закрепленные за классами

Просмотров работы: 410