Влияние фаз Луны на развитие растений томатов

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние фаз Луны на развитие растений томатов

Созинов А.С. 1
1МБОУ школа № 4
Леонидова Т.В. 1
1ФНЦ ВИК им. Вильямса, МБОУ школа № 4 г. Долгопрудный
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В последнее время у садоводов появилась новая мода – лунный календарь. Луна влияет на многие процессы, происходящие на Земле. Приливы и отливы (периодические колебания уровня воды в морях и океанах) случаются под воздействием силы притяжения Луны и Солнца, причем влияние Луны оказывается определяющим, поскольку она находится гораздо ближе к Земле, чем Солнце. Также ученые выявили влияние Луны и на изменения магнитного поля Земли.

О влиянии спутника Земли на живые организмы, будь то человек или растение, стали говорить еще в древнем мире. Однако, современная наука еще не раскрыла все секреты этого воздействия и утверждать с точностью о целесообразности применения лунного календаря нельзя. Одни советуют, проводить сельскохозяйственные работы с учетом фаз луны, другие - что для получения хорошего урожая необходимо просто соблюдать простые правила агрономии и мало задумываясь над тем, на каком боку лежит Луна. Поэтому, в своих исследованиях мы решили проверить, влияют ли фазы Луны на рост и развитие растений.

Цель работы: определить влияние фаз Луны на рост и развитие растений томата.

Задачи:

ознакомиться, используя литературные источники, с биологическими особенностями, с технологией выращивания томатов,

заложить опыт с растениями томата, выращенными по лунному и без учета лунного календаря;

сравнить рост и развитие этих растений. Место проведения исследований: микрорайон Шереметьевский г. Долгопрудного Московской области.

Время проведения исследований: апрель – август 2019 года.Методы исследований: 1) теоретический – изучение и анализ специальной литературы, обобщение, классификация и сравнение;

2) экспериментальный;

3) наблюдение.

Объект исследований: сорта томатов Лель и Санька.

Предмет исследований: рост и развитие, сроки созревания томатов, повреждение вредителями растений томатов.

2.Литературный обзор

2.1. Лунный календарь

История создания лунных (посевных, биодинамических) календарей начинается с 1924 года, когда группа фермеров, заинтересованных будущим сельского хозяйства, обратилась за помощью к Рудольфу Штайнеру (Rudolf Joseph Lonz Steiner – австрийский ученый, доктор философии, оккультист, эзотерик). Штайнер подготовил серию лекций на тему экологического и устойчивого подхода к земледелию. И практически стал первым, кто составил лунный календарь для тех, кто трудится с растениями на земле.

В 1952 году Мария Тун (Maria Thun) заметила, что посевы редиса, высаженные с разницей в несколько дней, различаются между собой. Исследовательница занялась подробным изучением этого феномена. Длительные наблюдения легли в основу многолетнего исследования, результатом которого стало ежегодное издание астрономического посевного календаря с обозначением дней, благоприятных для посева культур [1].

Традиционные рекомендации посевных календарей базируются на 2 основных циклах – восходящей и нисходящей Луны.

Считается, что в фазе восходящей Луны соки в растениях движутся от корней к листьям и плодам и достигают пика в полнолуние. А затем, в фазе нисходящей Луны, соки устремляются к корням.

При восходящей (растущей) Луне рекомендуется: сеять и высаживать растения, дающие плоды и другие съедобные части над поверхностью почвы, так называемые "вершки": баклажаны, бобы, горох, зелень, огурцы, кабачки, патиссоны, перец, капусту, томаты, землянику, тыкву, кукурузу, подсолнечник и т. д., цветочные культуры, а также газонные и лекарственные травы.

На нисходящей (убывающей) Луне рекомендуется: сеять и высаживать растения, дающие плоды и другие съедобные части под поверхностью почвы, так называемые "корешки": картофель, морковь, ревень, репу, редьку, редис, свеклу, топинамбур, лук и чеснок на "луковицу", а также большинство плодовых деревьев и кустарников [2].

С развитием науки надобность в лунном календаре, как таковом, отпала. Агрономия накопила ценный опыт в выращивании растений, подтвержденный экспериментальным путем. Опыт основан на глубоком знании биологических особенностей растений и способах их возделывания. Эти научные знания никак не касаются положения Луны и успешно применяются десятки лет [3].

Верить или не верить лунному календарю – это уже дело каждого огородника.

2.2. Биологические особенности томата.

Томат происходит из Южной Америки. В Европу завезен в начале 16 в, а в России возделывается с конца 18 века. Томат занимает 2-е место среди овощных культур. У нас в стране его ежегодно выращивают на 240 тыс. га, что составляет 23% общей площади под овощными культурами. Он широко используется в пищу в свежем и переработанном виде. Томат относится к семейству пасленовых. В большинстве случаев томат -- однолетнее растение, но при создании определенных условий -- двух- и многолетнее. Плоды имеют очень высокие питательные и диетические свойства. Они обладают прекрасными вкусовыми качествами благодаря содержанию сахара 4-5 %, белков 0,5-1,5, органических кислот, клетчатки, минеральных солей и витаминов. [4].

Томат относится к семейству пасленовых. В большинстве случаев томат -- однолетнее растение, но при создании определенных условий -- двух- и многолетнее. Стебель травянистый, прямостоячий или раскидистый, склонен к ветвлению достигает различной длины от 30 см до 2 м в открытом грунте, а в теплицах до 5 м, листья непарноперистые, в пазухах листьев образуются боковые побеги. Все зеленые части томатных растений покрыты опущением из длинных и коротких беловатых волосков, выделяющих желто- масличный сок со специфическим запахом, отпугивающий насекомых.

Корневая система томата зависит от особенностей выращивания и сорта. При оптимальных условиях у сильнорослых сортов она достигает 1,5--2,5 м в диаметре и 1,0--1,5 м в глубину. В защищенном грунте основная масса корней располагается на глубине 0,2--0,4 м.

Размножается семенами. Они плоские, почковидной формы, серовато-желтой окраски, сильно опушенные.

Соцветие томата -- завиток, но часто называется овощеводами кистью. Различают соцветие простое, простое двухстороннее (когда ось соцветия не ветвится), промежуточное (однократно разветвленное), сложное (многократно разветвленное) и очень сложное [5, 6].

3.Экспериментальная часть

3.1. Методика исследований

Исследования проводили с сортами томата Лель и Санька. Посев семян томатов сорта Лель проводился в два срока: 15 марта – растущая Луна и 22 марта – убывающая Луна (приложение 1). Всходы появились через пять дней. При появления первого настоящего листа была проведена с учетом фаз Луны пикировка растений в отдельные стаканы объемом 200 мл (приложение 2).

Томаты сорта Санька были куплены в питомнике «Вашутино». Высадка в грунт проводилась в два срока: 2 июня – убывающая Луна и 5 июня - растущая Луна. В каждый срок высаживалось по 10 растений. Подкормка растений тоже проводилась в два срока в зависимости от фаз Луны. 16 июня подкармливали растения, высаженные в неблагоприятный день. 19 июня подкармливали растения, высаженные в благоприятный день. Подкормку проводили комплексным удобрением. По необходимости проводили пасынкование и прищипывание по фазам Луны (приложение 3). Определение урожайности не проводили.

3.2. Результаты исследований

В наших исследованиях фаза Луны не влияла на всхожесть семян, но повлияла на созревание томатов, появление вредителей на растениях. При выращивании рассады томата сорта Лель было отмечено, что на растениях появился паутинный клещ. Очевидно, он перещел на томаты с комнатных растений. Паутинный клещ – это мелкое насекомое, достигающее размера до 1 мм, которое питается соком растения.Так как в комнате было сухо и тепло, создались благоприятные условия для быстрого размножения клеща.

Нами было отмечено, что растения, посеянные в неблагоприятный для посева день (убывающая Луна) были больше повреждены клещом, чем растения, посеянные в благоприятный день (растущая Луна). В результате повреждения клещом эти растения погибли (приложение 4). Оставшиеся растения томатов, посеянные по растущей Луне, были высажены в грунт, и дальнейшие исследования с ними не проводились.

Для того, чтобы продолжить опыт нами была куплена рассада томатов сорта Санька в количестве 20 штук в питомнике «Вашутино». Все исследования с этими растениями проводились с учетом фаз Луны, т.е. 10 растений сажали на убывающую Луну, а 10 растений – на растущую Луну.

В результате наблюдений за ростом и развитием томатов было отмечено, что на растениях, посаженных в неблагоприятные дни, появилась черная тля (приложение 5). Тля представляет собой мелких насекомых. Этот вредитель питается соком растений, способна очень активно размножаться и приносить большой вред растениям.

Согласно Лунному календарю, растения, посаженные на убывающую Луну, будут более ослабленными, чем посаженные на растущую Луну. Возможно поэтому вредители быстрее повреждают такие растения. Для того, чтобы избавиться от черной тли родители провели обработку растений препаратом «Искра».

На растениях, посаженные в благоприятные дни, тли не было. 28 июня на этих растениях появились первые завязи (приложение 6), а через 25 дней стали краснеть помидоры (приложение 7).

На растениях, посаженных в неблагоприятные дни, завязи появились на 4 дня позже. Созревание плодов также произошло позже.

Вес урожая нами не учитывался.

4.Выводы

В наших исследованиях фаза Луны не влияла на всхожесть семян, но повлияла на созревание томатов, появление вредителей на растениях.

Растения, посаженные в неблагоприятные дни (убывающая Луна), в закрытом помещении и растения в открытом грунте быстрее повреждались вредителями, чем растения, посаженные на растущую Луну.

Появление завязей и созревание плодов происходило быстрее у растений, посаженных в благоприятные дни (растущая Луна).

5. Заключение

Луна действительно оказывает влияние на нашу планету – приливы, отливы, динамика атмосферного давления и т. д. Однако современная наука еще не раскрыла все секреты этого воздействия и утверждать с точностью о целесообразности применения лунного календаря нельзя. Поэтому следование календарю – личное дело каждого садовода.

6.Литература

Работает" ли лунный календарь? [Электронный ресурс] .- Режим доступа : https://www.ogorod.ru/ru/main/cards/11267/moon_calendar.htm (дата обращения 07.11.2019)

Лунный календарь овощевода [Электронный ресурс] .- Режим доступа : https://mister-sadovnik.ru/category/lunnyj-kalendar/ (дата обращения 07.11.2019)

Пинзарну Е. Лунный календарь – правда или вымысел? [Электронный ресурс] .- Режим доступа : http://sn74.ru/projects/prigorod74/00905 (дата обращения 07.11.2019)

4. Биологические особенности культуры томата [Электронный ресурс] .- Режим доступа : http://refleader.ru/jgepolotryfsqas.html ( дата обращения 04.09.2018).

5. Томаты (помидоры).Ботанико-биологические особенности томатов [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://sadluna.com/ovoshhi/tomat-pomidor-biologicheskie-osobennosti.php ( дата обращения 05.09.2017).

6. Томат, как ценная овощная культура [Электронный ресурс] .- Режим доступа:http://www.fmx.ru/selskoe_lesnoe_xozyajstvo_i/tomat_kak_cennaya_ovoshhnaya_kultura.html ( дата обращения 05.09.2017)

7.Приложение

Приложение 1. Посев семян Приложение 2. Пикировка

Приложение 3. Пасынкование томатов

Приложение 4. Рассада сорта Лель, поврежденная клещом

Приложение 5. Черная тля на листьях

Приложение 6. Первая завязь на томате сорта Санька

Приложение 7. Созревание плодов

Просмотров работы: 322