Введение
В 2017-2018 учебном году к нам в школу поступило оборудование от ГлабалЛаб: рециркулярная система замкнутого цикла – аквапоника, лабдиск со встроенными датчиками, чемоданчик с реактивами для измерительных работ. (Смотри приложение №1) Рециркулярная система замкнутого цикла состоит их двух контейнеров: для рыб и для растений, насоса, фильтра, компрессора, прибора для дополнительного подогрева воды. Так как опыт работы с таким оборудованием был для нас новым, мы вместе с учителями стали изучать что такое аквапоника, для чего это нужно и как работать с этими приборами.
Цель: Вырастить экологически чистые продукты.
Задачи:
1.Найти и изучить материал по теме исследования.
2.Вырастить экологически чистые продукты. Произвести измерительные работы, наблюдения.
3.Рассказать учащимся нашей школы о своих исследованиях.
Теоретическая часть
Сначала мы решили узнать, что такое аквапоника. В интернете на страничке Википедия мы узнали, что Аквапоника (лат.Aqua — вода, греч.Πόνος — работа) — высокотехнологичный способ ведения сельского хозяйства, сочетающий аквакультуру (выращивание водных животных) и гидропонику (выращивание растений без грунта). Аквапоника представляет собой искусственную экосистему, в которой ключевыми являются три типа живых организмов: водные животные (обычно рыбы), растения и бактерии. Такая технология экологически безопасна. Работает по принципу экосистемы рыб и растений: рыбы обеспечивают питание растениям, а растения очищают воду. Суть метода заключается в использовании отходов жизнедеятельности водных животных (рыб, креветок) в качестве питательной среды для растений. Водные животные выделяют токсичные для них самих продукты жизнедеятельности: азотистые, калийные, фосфорные соединения, углекислый газ. Накопление ранее перечисленных веществ в воде представляет главную проблему в замкнутой промышленной аквакультуре. Данные же вещества также необходимы в гидропонике, и их добавляют в воду для получения питательных растворов для растений. В аквапонике эта проблема решается сама собой: продукты жизнедеятельности рыб утилизируются бактериями и растениями.
Мы узнали, что термин «аквапоника» появился не так давно, также совместное выращивание растений и рыбы людьми практикуется еще с древних времен. Существует несколько вариантов возникновения аквапоники:
Ацтеки культивировали острова — чинампы — в системе, которую называют первой формой аквапоники для сельскохозяйственного использования, где растения выращивались на закреплённых (иногда плавучих) на мелководье озера островах, а отработанные материалы извлекались из каналов и использовались для орошения растений вручную.
В Южном Китае, Таиланде и Индонезии возделывали и выращивали рис на заливных полях в сочетании с рыбой. Этот метод выращивания приводятся в качестве примеров первых видов аквапоники.
Из сборника информационных материалов по теме: «Аквапоника – технология сельского хозяйства будущего» Белгород 2015г., мы узнали, что в настоящее время, когда очень интенсивно развивается энергосбережение и экологические приоритеты, аквапоника получила новое развитие. На западе имеется немало ферм, в которых выращиваются экологически чистые продукты методом аквапоники, и даже сняты фильмы, популяризующий этот бизнес. В процессе производства исключается потребность в использовании различных химических удобрений, со сложной системой их дозирования и хранения: процесс химизации, переработки и очистки происходит естественным путём и в замкнутом цикле. Таким образом, аквапоника создает естественный водоворот в природе. Появляются современные фермы, которые уже сейчас избегают бессмысленных затрат водных и других ресурсов, загрязнения почвы и применения ядовитых химикатов. Они представляют собой сбалансированные экосистемы, способные производить органические вещества, которые не содержат вредные химические вещества, часто встречающиеся в овощных культурах, выращиваемых по традиционным методам и технологиям. В аквапонике не используются гербициды и пестициды или иные химические удобрения, так как они губительны для бактерий и животных. Естественным образом в аквапонике идет экономия средств на покупку азотных и фосфоросодержащих удобрений. Детрит - твердые отходы жизнедеятельности рыб - становится в аквапонике эффективным удобрением, которых вполне хватает для жизнедеятельности растений.
Исследовательская работа
Мы выяснили, что рециркулярная система замкнутого цикла – это установка для выращивания экологически чистых продуктов питания. Мы решили сделать бизнес- проект по выращиванию экологически чистых продуктов у нас в школе. Для этого составили бизнес-план. Сначала мы выяснили спрос населения, ведь нет смысла выращивать то, за что люди не будут платить. Существует поговорка «Спрос – рождает предложения». Опрос показал, что большим спросом в нашей школе пользуется комнатные растения. Затем выяснили расход электроэнергии, затраты на посевной материал, затраты на корм.
Бизнес-план:
Спрос населения.
Расчет затрат на электроэнергию.
Затраты на воду.
Затраты на посевной материал.
Затраты на корм.
Выход готовой продукции.
Мы подсчитали затраты на электроэнергию (Приложение № 8).
На электроэнергию затраты составили 8286,13 руб.
Так как рециркулярная система у нас замкнутого цикла, то воды понадобилось 600л. (500л – налито в контейнере и 100л для подливания)
В контейнер для растений мы посадили сансевиерию (в народе это растение прозвали «щучий хвост»(Приложение №2,№3), лук. Затраты на приобретения посадочного материала составили – 50 руб, т.к. мы рассадили уже имеющиеся цветы, которые дали отростки и купили только лук.
В контейнере для рыб в этом году сидели уже нильская тиляпия в количестве 30 штук. (взрослые особи) (смотри приложение №4) Затрат на её покупку не было, так как нам предоставил её бесплатно для исследовательской деятельности АГТУ. Корм для рыб к нам в школу поступил в комплекте с оборудованием, как стартовый пакет, то есть в настоящее время затрат на корм не было.И еще один пакет корма нам подарил Кизанский осетровый рыбоводный завод. В результате общие затраты на электроэнергию, корма и посадочный материал составили –8336,13 руб.).
Из интернета на стр. https://www.fishnet.ru/pricelist/russia/tilapiya/file мы узнали, что стоимость тиляпии в г. Астрахань составляет от 200руб за 1 кг. Т.К. вес рыбы составлял в среднем 500г, то стоимость рыбы составила 3000руб. В сентябре наши взрослые особи дали потомство в количестве 60 шт. ). Сейчас подрастающее потомство находится в отдельном аквариуме. ( Приложение№5)На посадочный материал в этом году затрат не будет. Мы можем часть посадочного материала продать в другие школы (20 шт), где есть аквапоническая установка. Стоимость малька 100 руб за шт. Значит прибыль от продажи мальков составит 2000 руб.
По нашим прогнозам за 8 месяцев мы должны были вырастить 50 шт. рассады сансевиерии .В интернете на страничке https://youla.ru/astrahan/dom-dacha/rasteniya/sukkulienty мы узнали, что стоимость одного цветка сансевиерии 100 руб. Значит стоимость выращенных цветов будет составлять 5000руб. А также мы должны вырастить 30 пучков лука. Стоимость пучка лука на рынке 20 руб. Значит стоимость всего выращенного лука составит 600 руб. Итого стоимость всей продукции составляет - 10600руб. (Приложение №9)
На данный момент уже продано 36 цветов и 20 пучков лука. (Приложение №6,7)
Кроме этого, в течении 8 месяцев проводилась ежедневная чистка контейнера для рыб, кормление, измерительные работы (показатели pH, температура воды, фосфаты, нитриты, уровень кислорода и углекислого газа). Обязательно нужно было очищать аквариум от остатков корма. Делать это нужно через полчаса после кормления рыб. В противном случае корм начнёт гнить, поглощая кислород и провоцируя заболевания рыб.
Заключение
Анализируя наши результаты, теоретически выгода с Лаборатории «Аквапоника» должна составлять 2263,87 руб. (Приложение №10) Для того чтобы найти прибыль, надо от выручки вычесть затраты. Для нахождения экономического эффекта, надо прибыль разделить на затраты. Умножая экономический эффект на 100 , мы получим рентабельность.
Так как мы выращиваем экологически чистые продукты, то думаем, что они будут пользоваться спросом у населения. В будущем мы рассмотрим другие живые организмы которые можно будет вырастить. О деятельности нашей лаборатории мы рассказываем другим учащимся нашей школы. На школьном сайте есть страничка «Аквапоника», где можно ознакомиться с рабочей программой, достижениями и графиком работы.
Литература
Сборник информационных материалов «Аквапоника – технология сельского хозяйства будущего» Белгород 2015г.
Интернет-ресурсы:
1. https://ru.wikipedia.org
2 . https://www.fishnet.ru/pricelist/russia/tilapiya/file
3. https://youla.ru/astrahan/dom-dacha/rasteniya/sukkulienty
Приложение №1
Приложение №2-3
Приложение№4
Приложение№5
Приложение №6
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
Продукция |
Цена единицы продукции |
Кол-во шт. |
Выручка |
Тиляпия взрослые особи |
1кг – 200 руб |
30 по 0,5 кг |
3000 руб |
Тиляпия мальки |
1 шт. - 100руб |
20 |
2000 руб |
Сансевиерия |
1 цв. – 100 руб |
50 |
5000 руб |
Лук |
1 пуч. – 20 руб |
30 |
600 руб |
Итого |
10600 руб |
Приложение №10
Затраты |
8336,13 руб |
Выручка |
10600 руб |
Прибыль |
2263,87 руб |
Экономический эффект |
0,3 |
Рентабельность |
30% |