Определение физических и органолептических показателей качества природной питьевой воды п. Савинский

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение физических и органолептических показателей качества природной питьевой воды п. Савинский

Николаева Л.Е. 1
1МБОУ "Савинская школа"
Николаева Л.Е. 1
1МБОУ "Савинская школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

1.1 Актуальность темы

 Вода – драгоценный дар природы. Сама по себе вода не имеет питательной ценности, но она является непременной составной частью всего живого. В растениях содержится до 90% воды, в теле же взрослого человека ее 60-65%, получается , что организм человека на две трети состоит из воды, а часть из неё ежедневно расходуется. Если снизить суточное потребление воды на 3- 5 %, это приведёт к ухудшению самочувствия, быстрой утомляемости и преждевременному старения тканей и кожи. При дефиците воды в 10% повышается риск многих заболеваний. Хронический же недостаток воды способен привести к развитию уже серьёзных недугов.

Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Для того, чтобы хорошо себя чувствовать человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду

1.2 Цель: определение физических и органолептических показателей природной питьевой воды

1.3 Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме

2. Произвести отбор воды на анализ

3. Провести сравнительный анализ образцов с помощью методики определения физических и органолептических показателей качества питьевой природной воды

4. Сделать выводы о качестве питьевой природной воды

1.4 Гипотеза: определив качество питьевой воды с помощью физических и органолептических показателей , мы получим информацию о возможности ее использования для потребления.

1.5 Предмет исследования: определение качества питьевой природной воды.

1.6 Объект моего исследования: питьевая природная вода из разных источников

1.7 Методы исследования:

1. Анализ и синтез (анализ позволит изучить проблему детально – теоретически, через изучение специальной литературы и практически, а синтез позволит соединить полученные при анализе данные)

2. Сравнение (позволит установить закономерности, выявить общее в исследуемой проблеме)

3.Эксперимент (позволит провести наблюдение живых организмов и оценить их свойства)

4.Метод визуализации данных (таблицы - математический метод позволит наглядно представить состояние проблемы и полученные материалы исследования)

1.8 Практическая значимость экспериментального исследования:

Данное исследование позволит получить информацию о качестве питьевой воды

2. Основная часть

2.1 Требования к качеству питьевой воды

Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. Качественная питьевая вода не должна иметь вредных для человека веществ, и должна содержать полезные минералы, так необходимые для нормальной жизнедеятельности нашего организма .Она должна отвечать определённым установленным стандартам и ГОСТам. Существует несколько стандартов на питьевую воду: Российский стандарт, определяемый соответствующими нормами и ГОСТами; Стандарт ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения); Стандарт США и стандарта стран Европейского союза (ЕС).[2]

Российский ГОСТ на питьевую воду действует с 1982 г.
С 1 января 2002 года в России введен в действие нормативный правовой акт – Санитарные правила и нормы “Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества” – СанПиН 2.1. 4.1074-01. [3] В основе гигиенических требований к качеству воды для питьевых и бытовых нужд лежит принцип безопасности в эпидемиологическом отношении, безвредности по химическому составу и благоприятности по органолептическим свойствам. В соответствии с действующими стандартами и нормами под термином питьевая вода высокого качества подразумевается: вода с соответствующими органолептическими показателями — прозрачная, без запаха и с приятным вкусом; вода с рН около 7 и жесткостью не выше 7 ммоль/л; вода. Органолептическая оценка приносит много прямой и косвенной информации о составе воды и может быть проведена быстро и без каких-либо приборов. [1]

2.2 Отбор проб для эксперимента

Объем пробы воды не должен быть менее 500 мл, пробы воды для определения органолептических свойств воды не консервируют. Определение производится не позднее, чем через 2 ч после отбора пробы.

Воду для сравнительного анализа мы взяли из разных источников : водопроводную, из реки Шелекса, из родника

2.3 Сравнительный анализ образцов с помощью методики определения физических и органолептических показателей качества питьевой природной воды

Определение качества питьевой воды проводили по следующим показателям: (приложение1,2)

1.Цвет воды

Цвет воды определяется содержащимися в ней общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений . Единицей цветности воды служат особые градусы Цвет воды не должен превышать 400 по данной шкале

Определите цветность воды образца можно по шкале , а также опустив в нее лист белой бумаги.

Результат исследования образцов:

Показатель

Водопроводная вода

Родниковая вода

Речная вода

Вид сверху

прозрачная

прозрачная

бледно- желтая

Вид сбоку

слабо - желтоватая

прозрачная

слабо-желтая

Цветность ( в градусах)

2 0

0 0

60 0

Вывод: Родниковая и водопроводная вода по показателям цветности соответствую норме, а речная вода превышает допустимую норму по данному показателю

2 .Прозрачность воды

Прозрачность, или светопропускание, воды обусловлена содержанием в ней различных окрашен­ных и взвешенных органических и минеральных веществ .

Результат исследования образцов:

Водопроводная вода

Родниковая вода

Речная вода

прозрачная

прозрачная

слегка замутненная

Вывод: при рассматривании текста газеты через толщу водопроводной и родниковой воды текст читается хорошо, вода прозрачная, а речная вода имеет мутность

3.Мутность воды или наличие в ней взвешенных частиц

Результат исследования образцов:

Водопроводная вода

Родниковая вода

Речная вода

фильтр чистый

фильтр чистый

Частички песка и частички растительного происхождения

Вывод : водопроводная вода и родниковая не имеют взвешенных частиц в своем составе, что нельзя сказать о речной воде

4. Запах воды

Запах воды вызывают летучие пахнущие веще­ства, поступающие в нее в результате процессов жизнедеятельно­сти водных организмов, при биохимическом разло­жении органических веществ, при химическом взаимодействии компонентов, содержащихся в водоеме, а также со сточными водами предприятий.

Питьевая вода не должна иметь запаха или не превышать 1-2 балла.

Результат исследования образцов:

Водопроводная вода

Родниковая вода

Речная вода

слабо ощутим

нет запаха

нет запаха

Вывод: слабо ощутимый запах имеет водопроводная, его наличие можно объяснить дезинфекцией воды методом хлорирования на водозаборной станции, родниковая и речная вода запаха не имеют

5. Реакция водной среды

Определить реакцию водной среды можно с помощью универсального индикатора- индикаторной бумаги. Норма для питьевой воды 6-9

Результат исследования образцов:

Водопроводная вода

Родниковая вода

Речная вода

Рн=8

Рн=8

Рн=9

Вывод: у водопроводной и родниковой воды среда слабо-щелочнаяя, а у речной воды щелочная среда. По данному показателю все образцы укладываются в норму.

6.Наличие растворенных солей

Определяется методом выпаривания. Сухой остаток характеризует содержание в воде нелетучих растворенных веществ (главным образом минеральных) и органических веществ, температура кипения которых превышает 105–110°С.

Результат исследования образцов:

Водопроводная вода

Родниковая вода

Речная вода

белый налет

белый налет

Интенсивный белый налет

Вывод: наличие белого налета после выпаривания во всех образцах говорит о присутствии в воде минеральных нерастворимых веществ ( в первую очередь солей кальция, объясняется это известняковыми породами на территории ). Более интенсивный белый

налет имеет речная вода , это можно объяснить более высоким содержанием минеральных солеей(щелочная среда) и присутствием органических веществ.

3.Заключение:

Выполнив работу, мы выяснили, что, используя физические и органолептические исследования можно сделать выводы о качестве питьевой воды Значит, выдвинутая гипотеза подтверждена.

Выполненная исследовательская работа показывает, что вода из всех источников (водопроводная, родниковая, речная) пригодна для питья. Чистота родниковой воды объясняется тем, что она из артезианской скважины ( артезианские воды –это напорные подземные воды, заключенные в водоносных пластах горных пород между водоупорными слоями.). Артезианские воды являются наиболее надежными в санитарном отношении. Водопроводная вода тоже забирается из подземных артезианских вод, к тому же она еще подвергается дезинфекции методом хлорирования на водозаборной станции. Но все равно ее рекомендуется подвергнуть фильтрации или кипячению, ведь она проходит долгий путь по трубам. Речная вода по многим показателям тоже является пригодной для питья, но при наличии более чистой родниковой и речной воды, мы рекомендуем ее использовать в бытовых целях.

4. Список литературы

1. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы М., 1986 год – 195с.

2 . Мазаев В.Т. Руководство по гигиене питьевой воды и питьевого водоснабжения. –

М.: Мед. информ. агентство, 2008. – 319 с.

3. Подунова Л.Г. Руководство к практическим занятиям по методам санитарно-гигиенических исследований // М.: Медицина, 1990.-- 304 с.

Приложение 1 Методика определения физических и органолептических показателей качества питьевой природной воды

Цвет воды

Оборудование: мерный цилиндр

Цвет воды определяется содержащимися в ней общим количеством минеральных и органических примесей и загрязнений . Единицей цветности воды служат особые градусы . Цвет воды не должен превышать 400 по данной шкале

Определите цветность воды вашего образца по шкале , а также опустив в нее лист белой бумаги.

вид сверху

вид сбоку

цветность в градусах

не отмечен

не отмечен

00

не отмечен

очень слабый желтоватый

20

очень слабый

желтоватый

400

бледно – желтый

слабо –желтый

600

бледно – желтый

желтый

1500

бледно - желтый

интенсивно - желтый

3000

Прозрачность воды

Оборудование: мерный цилиндр, газета с текстом, исследуемая вода

Мерный цилиндр наполните водой поставьте на печатный текст газеты и посмотрите на текст сквозь толщу воды. В зависимости от видимости текста газеты прозрачность воды можно оценить как:

- прозрачная - слегка замутненная - мутная -очень мутная

Мутность воды или наличие в ней взвешенных частиц

Оборудование : воронка, фильтровальная бумага , стеклянная палочка, колба, исследуемая вода

Вода размешивается палочкой и пропускается через фильтр. Отмечается , что осталось на фильтре : песок, мелкие механические частицы и др.

Запах воды

Оборудование: пробирка с пробкой

Воду наливают в пробирку, закрывают пробкой , энергично встряхивают и сразу нюхают. Запаха может не быть , или он слабо ощутим, может быть также болотный , землистый древесный, плесневый, травянистый, сероводородный, аммиачный, с запахом бензина,

мазута, хлора, навоза. По интенсивности может быть сильным (5б) , отчетливым(4б), заметным (3б),слабым (2б), очень слабым(1б) Питьевая вода не должна иметь запаха или не превышать 1-2 балла.

Реакция водной среды

Определите реакцию водной среды с помощью универсального индикатора- индикаторной бумаги. Сравните полученный цвет воды со шкалой ph , определите реакцию воды. Норма для питьевой воды 6-9

Наличие растворенных солей

На одно предметное стекло нанесите каплю исследуемой воды, на другое- каплю дистиллированной воды. Дистиллированная вода не содержит растворенных солей. Выпарите воду с двух образцов и сравните результат. Белый налет указывает на наличие солей . Чем налет больше, тем больше солей было растворено в воде

Приложение 2 Этапы исследования

1.водопроводная 2. родниковая 3.речная

1.водопроводная 2.родниковая 3.речная

Просмотров работы: 87