1. Актуальность темы.
«Сложно ли научить говорить волнистого попугая?».
Попугаи – одна из интереснейших групп птиц, пользующаяся огромной популярностью у людей для содержания в домашних условиях. Содержание и разведение попугаев являются одним из великого множества увлечений людей, желающих приблизить себя к миру живой природы.
В настоящее время, в период широкой доступности Интернета, в сети можно найти много видеороликов, о том, как попугаи говорят, имитируя человеческую речь.
В нашей семье имелся опыт по содержанию волнистого попугая-самочки Дюши. Она была абсолютно ручная, очень дружелюбная и любопытная. Мы взяли ее месячным птенцом, и прожила она у нас почти 8 лет. Но говорить Дюша, как мы не старались, так и не научилась.
Мне стало интересно, почему же Дюша не научилась говорить? Проанализировав рекомендации из Интернета, я пришла к выводу, что для того, чтобы моя попугаиха-девочка заговорила, мы многое делали не правильно.
Я выдвинула гипотезу, что если, согласно найденным в Интернете статьям и советам, соблюсти ряд определенных условий и рекомендаций, то попугай должен заговорить. Оставалось одно – уговорить родителей приобрести нового питомца.
В статьях из Интернета я выяснила, что лучше всего обучаются разговору молодые самцы волнистых попугаев, возрастом до 3-4 месяцев. После 5 месяцев обучение замедлится, и будет требовать всё больших усилий.
Родители, видя мой интерес, купили мне нового попугайчика, мальчика Тошку, возрастом 3,5 месяца. И я поставила перед собой цель: научить Тошку говорить.
Для проведения этой работы я выдвинула следующие задачи:
Изучить литературу и материалы в сети Интернет по тому, как правильно учить говорить волнистого попугая.
Проверить на практике предлагаемые рекомендации и «разговорить» попугая.
Обобщить полученные в ходе эксперимента данные.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, эксперимент, метод фиксации отдельных поведенческих проявлений, анализ полученных данных.
2. Теоретические основы обучению волнистых попугайчиков «говорить».
Итак, как же научить волнистого попугая разговаривать?
Изучив и проанализировав литературу и статьи в Интернете, я выявила для себя 7 основных принципов, которым нужно следовать, чтобы добиться хороших результатов:
Первым делом с попугаем нужно хорошо познакомиться и дать ему познакомиться с вами.
Обучать птицу лучше в одиночестве.
Обучение нужно проводить систематически, желательно в одно и то же время, в спокойной, приятной атмосфере.
Начинать нужно с простых слов, состоящих из двух слогов. Можно с клички питомца.
Нужно следить за своей речью т.к. попугаи – внимательные ученики и станут имитировать даже те слова, которым вы их учить и не собирались.
В качестве дополнительных средств обучения можно использовать диктофон или магнитофон.
Нужно также почаще хвалить питомца и давать ему разные лакомства. Не допустимо кричать на птичку и наказывать ее [8].
Цель любительского обучения «говорить» как правило, направлена на овладение птицей возможно большим словарём. В некоторых случаях обращается внимание на произношение птицей звуков речи. Подавляющее большинство «говорящих» волнистых попугайчиков, воспитанных любителями, выдают свой репертуар независимо от ситуации и без всякой связи с названными предметами и явлениями. Есть, однако, волнистые попугайчики, у которых чаще всего стихийно, а в некоторых случаях в результате направленного обучения выработались определённые ассоциативные связи между ситуацией и фразой. Обычно у ручных птиц наблюдается склонность к ведению диалога с человеком, даже специально не обученная в этом отношении птица реагирует на человеческий голос, «говорящую» птицу к произнесению слов стимулирует разговор людей между собой или слова, обращённые непосредственно к ней самой.
На основании анализа словаря «говорящих» волнистых попугайчиков можно выделить шесть основных разрядов лексики.
Обращение к попугайчику. Имеет, как правило, яркую эмоциональную окраску. Это преимущественно имя попугайчика и его ласкательные варианты. Обычно это первые слова произнесённые попугайчиком. Они характеризуются смешанной интонацией, наблюдается как бы её «скольжение» из-за несходства интонационно-акустических характеристик у членов семьи, каждый из которых произносит эти слова, обращаясь к попугайчику. Но в результате частых повторений и эмоционального подкрепления волнистые попугайчики обычно надолго и прочно запоминают данный разряд лексики. С этим разрядом связано наибольшее количество положительных эмоций.
Слова приветствия, знакомства, контакта. К ним относятся «добрый день», «привет», «доброе утро» и т.п.Практически всё сказанное выше для первого разряда, относится и ко второму. Нужно только отметить, что данный разряд более нейтрален, более стилизирован. При воспроизведении слов этого разряда «говорящим» волнистым попугайчиком меньше выражены интонационно-акустические особенности голосов членов семьи.
Побудительно-вопросительная лексика - это могут быть и выражения порицания, негативно окрашенные фразы: «Петруша, кушай», «не уходи», «давай поговорим», «кто пришёл» и т.д. Лексика этого разряда может воспроизводиться как в контексте, так и вне его, в зависимости от характера обучения. Что касается интонационно-акустических характеристик, то здесь, как правило, воспроизводится голосовые особенности человека, чаще других общающихся с птицей. Побудительная негативно окрашенная лексика, в составе одного-двух коротких слов, часто запоминается быстро и просто, иногда даже воспроизводится ситуативно независимо от характера обучения и даже при отсутствии всякого обучения. Так, например, волнистого попугайчика Яшу хозяйка насильно загоняла в клетку, приговаривая: «Я тебя побью!» Вскоре, завидя её, попугайчик явно сердился и кричал: «Я тебя побью!».
Имена членов семьи, обращения их друг к другу, клички домашних животных. Это, как правило, восклицания и призывы. В этих словах попугай совершенно точно копирует интонацию произнёсшего их человека, поэтому они наиболее удобны для сопоставительного анализа с голосом человека. Этим словам попугайчика обычно специально обучают, он слышит их регулярно при общении членов семьи.
Лексический материал, выбранный по вкусу хозяина и специально выученный. Это преимущественно более длинные фразы, стихи. Волнистый попугайчик часто использует лексический материал этого разряда в умиротворительной болтовне наряду с ласкательной лексикой в свой адрес. Здесь чётко прослеживается интонационно-акустичкое сходство с голосом обучающего.
Слова и фразы, как бы подхваченные на лету. Этот разряд наиболее интересен для анализа, так как здесь проявляется вкус попугайчика, есть возможность оценить, по какому принципу птица подбирает слова, которые затем повторяет после нескольких или даже одного предъявления. Сюда могут входить отдельные слова и короткие фразы, принадлежащие к любому (за исключением, естественно, пятого) из предыдущих разрядов, но отличающихся, видимо, особой эмоциональностью и притягательностью для птицы благодаря сочетанию звуков, интонаций. Интерес к таким словам может быть также связан с одномоментной ситуацией, привлекшей внимание птицы. Это могут быть любимые словечки и выражения членов семьи, которые волнистый попугайчик воспроизводит с поразительной точностью. В отличие от других разрядов факт копирования таких слов наиболее интересен и удивителен для окружающих людей [5].
Обучение птицы проводится не только в форме многократных повторений для формирования имитаций, но и с целью идентификации предметов, здесь закладываются первые стадии абстрагирования. Птица идентифицирует, то есть называет яблоком не только яблоко, которое было предъявлено ей при первом знакомстве с этим предметом и его названием, но и всякое другое яблоко, естественно отличающееся от первого по цвету, размеру и т.д.
Наиболее способные особи могут до некоторой степени без обучения самостоятельно усваивать элементы речи. При данной форме усвоения птица воспроизводит выученное, как правило, вне зависимости от каких-либо внешних факторов, подчиняясь, видимо, только своему внутреннему состоянию как бы «по настроению». Однако некоторых птиц можно «разговорить», используя разные внешние ключевые раздражители.
3. Наши достижения.
Исходя из всех теоретических знаний, полученных из научно-популярной литературы и Интернета, я решила воплотить свои знания в практику.
В мае 2017 года родители подарили мне волнистого попугая мальчика Тошку в возрасте 3,5 месяца. Мы взяли его домой в накрытой коробке с небольшими отверстиями, т. к. в незнакомой обстановке попугай начинает метаться и может нанести себе травму и после такого стресса его будет непросто научить «говорить».
Придя домой, я поднесла коробочку с попугаем к клетке входом и открыла. Попугай осмотрелся и перешёл в клетку. Мы дали возможность нашему питомцу побыть в одиночестве, чтобы он успокоился и осмотрелся на новом месте. Не стоит, в первые дни «навязываться» к нему с общением. Стараться не создавать громких и резких шумов. Первые недели – это время постепенного сближения с птицей.
Первые 2-3 недели он осматривался, изучал обстановку и окружающих людей, прислушивался к интонации голоса. При необходимости сменить пищу и воду, мы делали это без резких движений, разговаривая с попугаем ласковым, успокаивающим тоном, называя его «Тоша, Тошечка».
Однако Тоша, хотя и живет у нас почти год, до сих пор не любит выходить из клетки, не любит, когда к нему кто-то кроме мамы или меня протягивает руку, пытается укусить.
Если сравнивать его с Дюшей, попугаихой, которая у нас жила до этого, то я бы назвала Тошку «дикарем». Дюша свободно вылетала из клетки и самостоятельно перемещалась по всей квартире. Тоша не покидает клетку, хотя дверца у него всегда открыта. Он даже гладить себя дает не охотно, весь замирает и нахохливается. Для того чтобы приучить к себе попугая, я вставала рядом с клеткой, а попугай изучал меня, я давала ему сквозь прутья угощение, держа в руке.
После периода адаптации я начала регулярные уроки с птицей по говорению. Руководствуясь правилом, что для обучения птиц самое удобное время – это утренние и вечерние часы, я уделяю в это время попугайчику особое внимание. Утром и вечером, в одно и то же время говорю с ним по 15 – 20 минут. Да и в течение дня часто нахожу возможность поговорить с ним, пусть и недолго. Каждую фразу повторяю неоднократно.
С начала обучения я спокойным голосом чётко и упорно повторяла разные фразы, начав с простых: «Тошка - крошка», «Тоша - мальчик», «Тоша - красивый». Птица медленно открывала и закрывала глаза, щёлкая клювом, это значит, что она внимательно слушает. Потом я разнообразила сложность и количество фраз, однако Тоша – молчал. Я упорно продолжала разговаривать с птицей, Тоша внимательно слушал, но молчал.
Через 5 месяцев, на мамино день рожденье, мой Тоша сделал всем подарок – заговорил. Причем первыми произнесенными звуками было не отдельное слово, а целая длинная фраза: «Тошечка, я люблю тебя!». Слова были не очень четкие, но разобрать было можно.
С каждой неделей в его лексиконе появлялись всё новые и новые слова, ведь зная определённый набор слов, попугайчик, учится быстрее, а иногда сами дополняют свой «словарь» часто слышанными словами. Нередко в заученную фразу он примешивает щебетанье, а иногда звук льющейся воды или телефонный звонок. Наш попугай часто копирует звонок колокольчика, который висит у него в клетке и вызов на мамином сотовом телефоне, чем постоянно вводит ее в заблуждение.
Наш Тошка очень любит говорить о себе: «Тошечка - маленький», «Птичка-невеличка», «Пупсик», «Моя маленькая хорошенькая птичка».
Тоша очень любит говорить под телевизор. Если звук телевизора негромкий, то и Тоша говорит словно шепотом, если же звук на телевизоре прибавляешь, он тоже говорит громче. Любит начинать разговаривать, когда рядом между собой разговаривают люди.
Недавно я стала учить его песням. Видели бы вы его реакцию, когда я рядом с клеткой запела ему первый раз «Пусть бегут неуклюже…». Он подпрыгнул на жердочке и со всех лап бросился поближе к моему рту, сел рядом и стал в него заглядывать, вертя головой. Когда я остановилась, он стал поклевывать меня за губы, словно говоря, что надо продолжить. С тех пор, как только начинаешь рядом петь, он подходит поближе и машет в такт головой, сам правда, еще не поет. Больше всего любит детские песни. Я обратила внимание, что если в телевизоре, начинают петь дети, он весь замирает и прислушивается.
В литературе описывается, что фразы попугай произносит необдуманно, автоматически. Я склонна согласиться с этим т.к. иногда Тошка произносит бессмысленный набор слов, будто хочет сказать все, что знает.
В советах из Интернета сказано, что для того, чтобы попугай делал привязку слов к тому или иному действию или ситуации, надо произносить желаемые фразы именно во время этих ситуаций. Но Тошка не предсказуем.
Так одно из первых слов, которым я начала его учить, было слово «Привет», которое я всегда произносила, входя в комнату. Но попугай, словно не слышал его, ни разу его не произносил. И вот совсем недавно к нам в гости зашла соседка и когда она появилась в комнате, Тоша четко произнес «Привет», чем очень нас рассмешил и обрадовал.
Очень любит на все лады повторять фразы «Чок-чок дурачок», «Дай поцелую» и «Петушок – золотой гребешок».
Недавно стала учить его фразе «Мальчики – зайчики, девочки – белочки», но у него пока получается лишь «Мальчики, девочки, белочки».
Лучшему обучению способствует правильный уход – хорошее питание и доступ к воде. В питание я постоянно добавляю просо с минеральными добавками и витаминами, яблоки, груши, яйца. Тоша большой любитель всевозможной зелени и кабачков.
Тоша очень любит купаться и играть. У него есть игрушки: большой попугай и попугай в домике, колокольчики, зеркальца, лесенки.
4. Анализ результатов достижения цели по «говорению».
Если проанализировать и подвести промежуточные итоги того, чему мой Тошка научился, то с уверенностью можно сказать, что советы и рекомендации, взятые из Интернета полностью подтвердились и помогли нам достичь хороших результатов в «говорении».
Так Тошка попал к нам в 3,5 месяца, а уже в 9 сказал свою первую фразу.
Первым словом попугая было не только свое собственное имя, как это обычно наблюдается, когда они начинают говорить, а целое предложение. Я, думаю, что первыми словами попугая стали те, что он слышал наиболее часто.
В первый месяц, после того, как он начал говорить, словарный запас его был скуден и состоял из 5 – 7 слов в разных вариациях.
Наиболее интенсивно, его словарный запас начал пополнятся через 2 - 3 месяца после начала «говорения».
Я заметила, что чем больше слов он начинал узнавать, тем быстрее учил новые слова.
Слова приветствия Тотошка воспринял не очень быстро, зато с «лету» подхватывает фразы, как я их называю, игрушки: «Тошка-крошка», «Сынок-соколок», «Птичка-невеличка» и другие.
Лексический материал, а это длинные и сложные для птиц фразы, Тоша стал осваивать, после того, как приобрел определенный словарный запас. Со временем, нужно отметить, улучшается и четкость произносимых слов.
И еще я заметила, что попугай начинает «разговаривать» когда кто-то есть рядом и когда у него хорошее настроение. При незнакомых людях практически не говорит, а при «своих», довольно часто.
На сегодняшний момент, процесс обучения моего попугая разговорной речи продолжается.
5. Заключение.
Говорящий попугай дома - большое удовольствие. Но чтобы он стал разговаривать, придется потрудиться. Для себя я вывела несколько простых правил:
Учить попугая говорить может любой человек, которому доверяет птица.
Научить попугая говорить можно только тогда, когда он спокоен.
Птицу ничего не должно отвлекать (ни шум от телевизора, ни звон посуды).
Очень важным при обучении разговору попугая является систематичность занятий. Для того, чтобы быстро научить говорить попугая, заниматься нужно ежедневно, несколько раз в день.
Начинать обучение нужно с простейших слов и надо настроиться на то, что обучение разговору попугая – это длительный процесс.
Список выученных птицей слов и фраз, в зависимости от ее способностей.
Помните, что доброжелательное и внимательное отношение к попугаю и забота о нем – это более ценные и важные вещи.
Будьте терпеливы, и Ваша птица обязательно Вам отплатит искренней любовью и дружбой!
Терпения вам и настойчивости, и тогда ваша птичка непременно разговорится!
Ну а у нас с Тошей впереди еще много интересных моментов и новых не изученных слов, которым он, я надеюсь, еще научится!
6. Список литературы.
Колар К. «Волнистые попугайчики» - «Аквариум», 2000 г.
Михайлов В.А. «Волнистые попугайчики – «Москва», 1999 г.
Олдертон Д. «Секреты птиц: практические советы, рекомендации по уходу» - «Кладезь-Букс», М. 2003 г.
Олдертон Д. «101 узелок на память. Птицы: уход и содержание» - «Дорлинг Киндерсли», 1998 г.
Скорбовенко С.В. «Волнистые попугайчики: разведение, кормление, уход» - «Феникс», 2000 г.
Старостина Т.В. «Волнистые попугайчики. История попугайчика Чики» - «С.-Петербург», 2002 г.
http://www.zooclub.ru/
http://vsh9.narod.ru/tesla/index.html
http://fototerra.ru/
http://www.rb.ru/edu/
Приложение 1
Словарный запас волнистого попугая Тошки:
1. Обращения к попугайчику:
- Тоша
- Тошечка
- Тошка-крошка
- Маленький
- Петрушка
- Сынок-соколок
- Птичка-невеличка
2. Слова приветствия, знакомства, контакта:
- Привет!
- Красавчик
- Дай поцелую
- Мой пупсик!
3. Побудительно-вопросительная лексика:
- Тоша хочет кушать
- Кто пришел?
- Как дела?
- Иди сюда
- Иди будем играть
4. Имена членов семьи:
- Соня
- Бабушка
- Дорогая
5. Лексический материал:
- Петя-петушок, золотой гребешок!
- Такая моя птичка, маленькая, хорошенькая!
- Мальчики – зайчики, девочки – белочки!
6. Слова и фразы подхваченные на лету:
- Маленький мой мальчик!
- Я так люблю тебя очень, очень!
- Чок-чок, дурачок!
- Чок-чок, сверчок!