Почему задачи не решаются?

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почему задачи не решаются?

Ахмедова А.Т. 1Гаджиева С.М. 2
1МБОУ СОШ № 20 им.Расула Гамзатова
2МБОУ СОШ №20 им. Расула Гамзатова
Исмаилова Б.Ш. 1
1МБОУ СОШ №20 им. Расула Гамзатова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Способным помочь себе и другим помогает вся Вселенная. (Пауло Коэльо)

Поразительное восхищение вызывает человек, как венец природы, общественное существо, обладающее разумом и сознанием. Мы очень любим задавать вопросы. Вот каждый раз, сидя на уроке математики, мы задаёмся вопросом: «А почему у некоторых наших одноклассников задачи не решаются, а у нас получается легко?» Так родилась тема нашего проекта: «Почему задачи не решаются?»

Актуальность нашей работы состоит в том, что с каждым годом число детей, не умеющих решать задачи, растёт. Вот тогда мы и решили, что откроем для себя тайны этого загадочного явления, разгадка которого имеет решающее значение в нашей жизни, как в становлении врача. Мы хотим разобраться в том, какие именно факты могут повлиять на то, чтобы наш народ рождался способным решать любые поставленные задачи.

Цели исследования:

Собрать и изучить информацию о том, что же именно в человеческом организме отвечает за способность размышлять и решать какие - то задачи.

Задачи исследования:

1.Подбор литературных источников и их проработка.

2.Знакомство с объектами исследования.

3.Поиск и сбор материалов об объекте исследования.

4.Оформление результата своей работы.

5.Подготовка сообщения для выступления.

Методы исследования:

1.Работа с ресурсами сети Интернет.

2.Опрос специалистов посредством интервью.

3.Сбор научных фактов и информации.

4.Анализ собранной информации и продуктов деятельности.

Гипотеза исследования:

Мы предполагаем, что человек может проявить себя во всём своём могуществе, ибо таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.

Этапы исследования:

1.Поиск оптимальных способов достижения целей и задач.

2.Составление плана пошаговой реализации проекта.

3.Подготовка презентационных материалов.

4.Защита проекта.

Объект наблюдения:

Головной мозг человека.

Основная часть

Однажды во время дежурства нашего класса в коридоре мы невольно стали свидетелями разговора учителей математики, которые говорили о способностях ученика Ашурбекова Замира. А способности его заключались в том, что он может решать сложные логические задачи. «Интересно, что у него в мозгу творится в момент размышления над задачей?»- говорили учителя. Это заинтересовало и нас, поэтому мы решили заняться исследованием этого феномена.

Исследование

В самом начале нашего исследования у нас появилось огромное желание увидеть макет мозга. Нашли мы его в нашей школе в кабинете учителя биологии Наргиз Вагидовны (Приложение №1). На тот момент нам показалось, что перед нами обычный грецкий орех, и, оказывается, совсем неудивительно, что он так напоминает форму человеческого мозга, ведь грецкий орех содержит много витаминов, которые поддерживают его нормальную работу (Приложение №2). По плотности мозг чуть плотнее желе. Это орган, который состоит из 85% воды, к тому же и самый жирный. Средний вес мозга взрослого человека-1424г. Наргиз Вагидовна рассказала нам о том, что мозг-это самый сложный объект во всей вселенной, важнейший орган центральной нервной системы, вещество, состоящее из нервных волокон и клеток.

Оказывается, вся наша нервная система состоит из нейронов, благодаря которым и происходит умственная работа (Приложение №3). Честно сказать, нам было очень тяжело понять язык медицины, и мы решили посмотреть в интернете видеоролик с лекцией Дубынина Вячеслава Альбертовича, научного сотрудника МГУ, и понять работу нейрона (Приложение №4). Мы узнали, что нейрон - это возбудимая нервная клетка, которая обрабатывает, хранит и передаёт информацию (Приложение №5). Место контакта между двумя нейронами называется синапс, его главная функция - отправлять информацию и получать её от других нейронов. От размера синапсов напрямую зависит объем памяти мозга. (Приложение №6). Имеет большое значение свойство нейронов взаимодействовать друг с другом. Это точно так же, как и в жизни, – нам всегда удается добиться наилучших результатов, когда нам помогают друзья и знакомые, чем когда мы делаем что-то одни. То есть, чем больше контактов образуют между собой тела клеток, тем лучше работает мозг, и тем быстрее человек реагирует на во­прос и отвечает на него. И, кстати, просматривая в интернете разные картинки про головной мозг человека, мы наблюдали то, что в голове нарисована лампочка. Со слов Наргиз Вагидовны, мы поняли, что нейроны выполняют свою работу с помощью электрических и химических сигналов, заставляя наш мозг работать на энергии в 24 ватт, по мощности сравнимой с той, которую даёт автомобильный аккумулятор и этого достаточно для того, чтобы зажечь лампу Ильича (Приложение № 7). А работа проходит таким образом ( Приложение № 8). Неудивительно, оказывается, почему мозг состоит из 85% воды, ведь без воды невозможна передача нервных импульсов, выработка энергии, обработка и усвоение информации мозгом.
«Мышление,— говорил Иван Петрович Павлов, учёный и создатель учения о высшей нервной деятельности, — ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация — это и есть момент рождения мысли»- в свою очередь, это и есть ответ на наш вопрос: Как рождается мысль, За ответами на наши вопросы: Можно ли увидеть работу мозга в процессе умственного напряжения? - мы обратились к неврологу города Дербент к Таибу Рамисовичу (
Приложение № 9). Он ответил, что это компьютерная и магнитно-резонансная томография, которая может показать то, насколько тесно связаны между собой области мозга, а также точное количество нейронов, связывающих эти области. Помимо МРТ волны мозговой активности человека можно увидеть на современных электроэнцефалограммах (Приложение № 10). Наш мозг, работая на небольшом количестве электричества, вибрирует и пульсирует с разной частотой. Эти частоты делятся на шесть основных видов: дельта, тета, альфа, сигма, бета и гамма (Приложение № 11). Нам выпала возможность увидеть активность головного мозга, посредством ЭЭГ, которую регистрировала врач-невролог г.Дербент Рзаева Земфира Зубаиловна. Наша учительница решила пройти ЭЭГ, и мы под руководством врача наблюдали за активностью её мозга, сидя за компьютером (Приложение №12). У всех людей, оказывается, разный уровень альфа-волн: у кого-то он от природы очень низок, у кого-то – наоборот, высок. В этом мы убедились, когда воочию увидели ЭЭГ нескольких учеников нашей школы (Приложение№ 12).

На наш вопрос «Почему задачи у одних решаются, а у других нет?» , Таиб Рамисович ответил, что наши интеллектуальные способности зависят от индивидуальных различий в строении и работе разных частей мозга. Возникает следующий вопрос: гениями рождаются или становятся? Таиб Рамисович сказал, что, безусловно, гениями рождаются. Гениями становятся те люди, у которых поля мозга имеют особое развитие с более тесной "связанностью" его отделов и очень плотная концентрация нейронов. Всё это передаётся генетически. Тогда мы задались ещё одним вопросом: а можно ли тренировать свой мозг? Таиб Рамисович сказал, что тренировка, обучение и опыт меняют мозг, чем выше его активность, тем больше попадает туда крови, обогащенной кислородом, а значит выше и его работоспособность, и благодаря своей особой пластичности мозг становится уникальным органом. Эти слова подтвердил сильнейший математик РД-отец нашей учительницы Рамазанов Шамсудин Жамалович (Приложение №12.1), сказав, что развить скрытые способности мозга под силу каждому, надо просто уделять процессу мышления длительное время, проявлять терпение, усилия и настойчивость, и, конечно же, иметь грамотного наставника. Здесь мы поняли, что успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. И поэтому нам стало очень интересно узнать уровень интеллекта обучающихся нашей школы. Для этого мы совместно с нашим школьным психологом Раджабовой Зумрият Нурутдиновной решили провести диагностику (Приложение № 13).

В первую очередь мы решили выявить интересы своих сверстников посредством психологического теста «Карта интересов» (Приложение №14). После обработки результатов, мы обнаружили у учеников интерес к общению, музыке, математике, рисованию, литературе, общественной деятельности, риторике, спорту, рукоделию, сценическому искусству, экологии и русскому языку. Всех детей мы решили объединить в группы по интересам и способностям, провести единый для всех групп тест развития логических операций (Приложение№15). В результате тестирования мы убедились в том, что обладателями высоких показателей являются дети с математическими способностями и они, по словам их же учителей, оказывается, проявляют способности к анализу не только в области математики, но и в иных разнородных проблемах (Приложение №16). Отсюда следует, что именно математика обладает особым потенциалом в формировании логических действий.

  В ходе исследовательской работы у нас появилась такая мысль: раз человек берёт своё начало в женском организме, то в первую очередь надо позаботиться о нём, потому что только в здоровом теле женщины - будущее народа. После того как ученые исследовали, какие гены влияют на формирование коры головного мозга, обнаружилось, что присутствовали лишь материнские гены. В результате семилетнего исследования учёные обнаружили, что дети, которых матери поддерживали эмоционально, показали более высокий интеллект и больший объем гиппокампа, чем те дети, которые не имели такой связи со своими матерями. Гиппокамп является областью мозга, связанной с памятью, обучением и реакциями на стресс. Это нас очень заинтересовало, и мы решили связаться с мамами талантливых детей из нашего города (Приложение №17). В результате этого собеседования мы узнали, что они старались избегать стрессовые ситуации, много читали, смотрели фильмы-детективы. хорошо высыпались и прислушивались к своим пищевым пристрастиям. И, по мнению всех опрошенных матерей умственно-одарённых детей, как минимум 60% способностей передается по наследству, а около 40% интеллекта у детей зависит от влияния воспитания и окружения. Также, посредством интернета мы узнали, что ис­сле­до­ва­ние Мар­ти­ина Фин­кена, являющийся детским врачом в Амстердамском университете, по­ка­за­ло, что низ­кий уро­вень гор­мо­на ти­рок­си­на у мамы плохо ска­зы­ва­ет­ся на ма­те­ма­ти­че­ских спо­соб­но­стях ее ре­бен­ка в 2 ра­за ча­ще, чем у мам, у ко­то­рых это­го от­кло­не­ния не на­блю­да­лось.

Интересно, что уровень гормона влияет исключительно на математические способности детей и никак не связан со словарным запасом и разговорными навыками. Доктор Финкен сказал, что это может быть связано с тем, что языковые навыки во многом зависят от воспитания и окружающей среды, в то время как на математические способности особое влияние имеет развитие мозга. Наверное, недаром в народе говорят: «Ум – это то, что дала мать, а хитрость приобрел, обучаясь. В будущем, уже работая женским доктором, этот вопрос и забота о правильном развитии мозга ребёнка, будет у нас стоять на первом месте. Все наши этапы исследования побудили нас создать книжку с научно-познавательным текстом и макет мозга с обозначением наименований каждого отдела, отвечающего за определённую способность человека. Результатом нашей работы стали: книжка и макет головного мозга (Приложение№18).

Заключение

Таким образом, мы считаем, что умственные способности человека зависят от эффективности работы сети нервных клеток головного мозга, которая напрямую определяется генетическими факторами. Также, мы считаем, что для того, чтобы математические или какие-либо другие поставленные задачи решались, повлиять на развитие и работоспособность мозга можно, и что человек может проявить себя во всём своём могуществе, ибо таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития.

Выводы

1. В ходе исследовательской работы мы узнали, что такое мозг, да ещё и увидели его работу в медицинском центре «Панацея».

2. Для себя мы решили, что будем всю жизнь работать над самообразованием и использовать свои полученные знания в помощь всем будущим мамам, став востребованными и грамотными врачами, только во благо человечества и нашей России.

Перспективы дальнейшей деятельности:

а. Проект на тему: «Почему задачи не решаются?» развивать, сотрудничая с медицинскими работниками нашего города, а при возможности, и за его пределами.

б. Продолжать работу по сбору материала для расширения багажа знаний о головном мозге уже в этом возрасте, так как «Ученье в детстве, что резьба по камню» и следить за исследованиями учёных со всего мира, как в жизни, так и в сети «интернет»

Список литературы:

1.  Матюгин И. Ю., Чакаберия Е. И., Рыбникова И. К., Слоненко Т. Б., Мазина Т. Н. Как развивать память. – Д.: Сталкер, 1997. – 448 с.

2. Миронова М. М. Психология. Разработки занятий с детьми. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005. – 80 с.

3. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1.

4. Хрестоматия по психологии / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1990.

5. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1996.

6. Журнал «Развиваем память», № 10 2007 г.

7. Интернет-ресурсы

Просмотров работы: 34