Школа - территория улыбок

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школа - территория улыбок

Временкова Д.С. 1
1МБОУ СОШ № 19 г.Заполярный
Степусь Г.С. 1
1МБОУ СОШ № 19 г.Заполярный
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

Прекрасный дар природы - способность человека улыбаться людям и получать такие же положительные эмоции в ответ. Но не каждый ребенок может улыбаться, не боясь, что окружающие увидят его пожелтевшие зубы, пораженные кариесом.

Зубы играют очень важную роль в жизнедеятельности нашего организма. Красивые зубы – признак культуры. Красивые зубы – это символ здоровья и преуспевания. Неопрятность зубов отталкивает и не позволяет добиться желаемого. Я решила провести исследование и выяснить: Что такое кариес и как он образуется? Выяснить насколько данная проблема актуальна для детей нашей школы. Можно ли предотвратить кариес? Влияет ли здоровье зубов на организм человека? Какие правила необходимо соблюдать, чтобы зубы были здоровыми?

Гипотеза:

Я предполагаю, что многие дети сталкивались с зубной болью и им необходимо знать правила профилактики данных заболеваний. Считаю, что путем ряда исследований можно выявить процент детей, страдающих заболеваниями зубов и на основании данных результатов, можно разработать рекомендации для них.

Цель:

Определение актуальности проблемы появления кариеса и разработка рекомендаций по профилактике данных заболеваний.

Объект:

Учащиеся школы № 19.

Предмет:

Наличие кариеса у учащихся школы №19.

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме;

2.Дать характеристику зубам человека;

3. Изучить статистику заболеваний;

4. Провести опрос учащихся и на его основе выявить причины возникновения кариеса у учащихся;

5. Проанализировать результаты и сделать вывод.

Методы исследования:

1. Изучение и анализ литературы, обобщение темы.

2. Опрос, наблюдение.

3. Метод визуализации данных с помощью диаграмм.

Этапы исследования:

Первый этап – работа с литературой.

Этот этапзаключался в изучении теоретического материала, производился анализ литературы по теме исследования, уточнялись задачи, гипотеза, объект и предмет исследования, разрабатывалась теоретическая часть исследования, устанавливались определенные параметры анализа ответов учащихся, велась работа над методами экспериментального исследования, проводился эксперимент.

На втором этапе - практическая часть исследования.

Проводился социологический опрос.

Третий этап – подведение итогов.

Осуществлялся анализ результатов исследования, подводились итоги.

Глава 1. Теоретические основы работы

Характеристика зубов.

Здоровые зубы залог красивой улыбки.

Зубы - это твердые костные образования, закрепленные в верхней и нижней челюстях. Все мы знаем, что у человека 32 зуба. Зуб состоит из дентина, эмали, корня.

На протяжении жизни зубы у человека сменяются один раз. В возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет у ребенка вырастают 20 молочных зубов. Второй комплект, из 32 постоянных зубов, в это время уже заложен в челюстях, но появятся они позже. Начиная с 6 лет постоянные зубы постепенно прорезаются, вытесняя молочные, которые выпадают. Самые последние коренные зубы, или так называемые зубы мудрости появляются примерно к 20 годам, но у некоторых людей они могут не прорезаться вообще.

Таким образом существует два вида зубов: молочные и постоянные. В начале у детей прорезываются молочные зубы, их всего 20. В возрасте 6 -8 лет молочные зубы начинают меняться на постоянные. Постоянных зубов всего 32.

Типы и функции зубов

Существует 4 типа зубов: Резцы – захватывают и разрезают пищу, клыки – разрывают и удерживают пищу, премаляры – раздавливают пищу, маляры – пережевывают пищу.

Зубы подвержены различным заболеваниям: парадантоз, периодонтит, гингивит, пульпит и мн.др. Одно из наиболее часто встречающихся заболеваний – зубной кариес. Поэтому мне стало интересно узнать как можно больше об этом заболевании. Моя мама - стоматолог. Он уже очень давно работает в городской стоматологической клинике. Она мне рассказала об этом заболевании. И помогла понять с чего мне нужно начинать практическую часть своей работы.

1.2 Причины зубной боли

1. Плохая гигиена:

Зачастую дети ленятся чистить зубы, а большинство детей не знают, как правильно чистить зубы. Зубной налет представляет опасность.

2. Трещины эмали зубов:

В процессе жизни на эмали образуются микротрещины. В силу жевательной нагрузки, механического температурного, кислотно – щелочного воздействия они увеличиваются.

Из-за этого повышается чувствительность зубов:

Боль при жевании, острая реакция на холодную, горячую и кислую пищу.

3. Поражение зубов кариесом

4. Пульпит, периодонтит (осложнение кариеса)

5. Травмы зубов

Повреждения получены от удара или ушиба, вредные привычки (вскрывать зубами бутылочные крышки, разгрызать твердые предметы, орехи, скрежет зубами и т.д.)

6. Не правильно установленные зубные пломбы

7. Оголение дентина зуба, в области шейки зубов

8. Пародонтит (воспаление окружающих тканей зуба)

1.3 Кариес и механизм его возникновения

Наследственная предрасположенность. Она заключается в особенностях строения эмали. Прочность эмали зависит от гидроксиапатита. Это структурный минерал, входящий в состав твердых тканей. Чем меньше содержание гидроксиапатита в эмали, тем она менее прочная. Следовательно, риск развития патологии резко возрастает с раннего возраста.

Повышенная вязкость слюны. Профилактика кариеса у взрослых и детей основывается во многом на устранении с поверхности коронок белого налета. Если слюна очень вязкая, этого не происходит естественным путем.

Скученное расположение зубов. При таком расположении зубов очень сложно провести тщательную гигиену

Плохой уход за полостью рта или его полное отсутствие.

Образование камня в пришеечной области. Это приводит к проблемам в пародонте.

Чрезмерное употребление углеводистой пищи. Ограничение потребления сладостей является первичным звеном в экзогенной профилактике кариеса.

Профессиональные вредности. Особенно подвержены проблеме лица, работающие в кондитерских цехах или на производстве, связанном с парами кислот.

Травма коронки. Сама по себе она не может вызвать разрушительный процесс, но обнаженный участок эмали становится подвержен негативному воздействию в большей степени, нежели не травмированная поверхность.

На зубах существуют определенные места, на которых патология возникает чаще всего это:

Контактные поверхности.

Слепые ямки резцов.

Пришеечная область жевательного и фронтального участка.

Фиссуры моляров.

Фиссуры — это анатомические бороздки и углубления на жевательной поверхности коронки. Они есть на больших зубах – премолярах и молярах.

Существует около 400 теорий развития кариеса.

Механизм образования кариеса современная теория объясняет следующим образом.

Присутствующие в полости рта патогенные микроорганизмы (в зубном налете, в зубной бляшке) вступают во взаимодействие с углеводистыми остатками пищи.  Начинается процесс брожения углеводов, который приводит к образованию органических кислот.  При длительном воздействии такой кислоты на эмаль зуба и происходит постепенное разрушение эмали. Сначала разрушается  поверхностный слой эмали, а потом образуется кариозная полость.

Кариес в своем развитии имеет стадии:

Начальная – стадия пятна или поверхностного кариеса

Средний кариес

Глубокий кариес

Глава 2. Практическая часть работы

2.1 Эмпирическое исследование: опрос, наблюдение.

Аналитический этап – цель данного этапа проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации по профилактики заболеваний зубов.

По статистике у осмотренных школьным стоматологом 117 учеников 10-11 классов.

• У 6 учеников интактные (здоровые) зубы.

• У 21 ученика вылеченные зубы.

• Нуждаются в наблюдении 25 человек

• Нуждаются в санации (лечении) 65 учеников

Отсюда можно сделать вывод о высокой поражаемости кариесом зубов у детей.

Далее мы провели опрос среди учащихся 5-9 классов.

Им было задано три вопроса

Болели ли у Вас когда-нибудь зубы?

Как Вы считаете, зависит ли состояние зубов от правил гигиены?

Влияет ли неправильное питание на образование кариеса?

В исследовании приняли участие учащиеся 169 человек.

Анализируя ответы на вопросы, были получены следующие результаты:

На первый вопрос ответили все положительно.

На второй 40 % из опрошенных ответили положительно. На третий 50 % ответили положительно.

2.2 Метод визуализации данных с помощью диаграмм.

Для того, чтобы понять какое состояние зубов у учащихся школы, я обратилась к школьному стоматологу. Нам не нужны данные по всей школе, ведь главное понять , здоровые ли люди выходят из стен школы. А для этого достаточно знать результаты осмотра выпускных классов. По нашей просьбе стоматолог провела осмотр учащихся 10-11 классов. Опираясь на эти данные , мы сможем двигаться дальше.

Состояние зубов у 10-11 классов

Опрос на выявление актуальности темы

Вопросы:

Болели ли у Вас когда-нибудь зубы?

Как Вы считаете, зависит ли состояние зубов от правил гигиены?

Влияет ли неправильное питание на образование кариеса?

2.3 Анализ результатов и вывод работы.

Проанализировав данные и результаты эксперимента, можно сделать следующие выводы:

Осмотр стоматолога показал, что данная проблема существует в школе и многие старшеклассники нуждаются в лечении зубов, а значит, разработанные мною рекомендации будут нужны учащимся.

Опрос показал, что учащиеся среднего звена не все знают о том, как ухаживать за зубами. А значит, моя работа актуальна.

Заключение

Возраст до 12 лет - критический для зубов. Если вы хотите на всю жизнь сохранить крепкие зубы ребенка - позаботьтесь о рациональном питании. На классном часе я рассказала ребятам о том, что самое важное - наличие кальция и витамина Д, который образуется в организме самого ребенка.

Восполнить недостаток витаминов и минералов в пище позволяет употребление витаминно-минеральных комплексов. Опрос учащихся показал, что чаще всего применяются: компливит, пиковит, алфавит, джунгли, кальцинова, мультитабс, ревит. Прежде чем остановит свой выбор на витаминах, необходимо изучить их состав.

В результате проведённого мною исследования можно сделать вывод, что здоровье зубов влияет на:

-красоту улыбки и лица,

-дикцию и выразительность речи,

-желание общения,

-защиту организма от инфекций,

-работу желудочно-кишечного тракта,

-работу других важных органов.

Наша гипотеза подтвердилась, и мы сделали вывод:

К заболеваниям зубов предрасполагают несбалансированное питание с чрезмерным употреблением углеводов, гормональные сдвиги в организме, общесоматические заболевания, микрофлора полости рта, недостаточный гигиенический уход за зубами, количество, состав и свойство слюны, неправильное употребление жевательной резинки, курение.

Библиографический список

Базыма Б.А. Цвет и психика. (дата посещения 24.01.2018) [URL : http://psyfactor.org/lib/colorpsy3.htm ]

Цветотерапия (дата посещения 25.02.2018) [ URL: https://bestlavka.ru/cvetoterapiya-vliyanie-cveta-na-psihiku-cheloveka/]

Колористика (дата посещения24.02.2018)[ URL: http://www.iluhin.com/notes/color/index.html]

Статья цветоведение. (дата посещения 24.02.2018) [URL: http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/Cvetovedenie/main6.html]

Приложение 1

Памятка по профилактике кариеса.

Бывает первичная и вторичная профилактика кариеса

Первичная:

• Сбалансированное питание. Оптимальное соотношение белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов. Правильное питание играет огромную роль в профилактики кариеса.

• Тщательное пережевывание пищи. Жевательная нагрузка обеспечивает нормальное развитие всей челюстно-лицевой системы.

• Укрепление общего здоровья. Например, закаливание организма, укрепление иммунитета.

• Снижение стрессовых факторов воздействия на организм (профессиональных вредностей и загрязнений окружающей среды, психологических и физических переутомлений).

• Прием фторидов. Такие препараты назначает стоматолог.

Вторичная:

• Адекватная личная гигиена полости рта, использование зубной нити, ершиков.

• Осуществление профессиональной чистки зубов не реже 2 раз в год у стоматолога.

• Снижение потребления углеводов, особенно сладостей в виде леденцов, жевательных конфет, ирисок. Они обеспечивают слишком длительный контакт с эмалью, разрушая ее.

• Местное использование препаратов фтора и кальция.

• Герметизация фиссур. Это метод пломбирования фиссур в молочных и постоянных жевательных зубах.

Приложение 2

Памятка «Для здоровых зубов!»

Нельзя есть!

Продукты, которые отрицательно влияют на зубы:

• Конфеты

• Печенье

• Сдоба

• Шоколад

• Газированные напитки

• Жевательные резинки с сахаром

• Фруктовая кислота

Нужно знать!

• Зубы покрыты эмалью.

• Она твёрдая, защищает зубы от повреждения.

• Если за зубами неправильно ухаживать - появляется дырочка (кариес).

• Дырка в зубе - всегда больно.

• А ещё больные зубы вредят другим органам - сердцу, почкам.

ВРЕДНО!

• Грызть орехи.

• Есть очень холодную или очень горячую пищу.

• Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).

РЕКОМЕНДУЕМ!

• Ешьте фрукты и овощи.

• НЕ злоупотребляйте сахаром и сладостями!

• Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном.

• Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!

• Дважды в год посещайте стоматолога.

Приложение 3

Рекомендации по уходу за зубами

Соблюдать режим, больше бывать с ним на свежем воздухе, заниматься физкультурой, закаливанием, вести здоровый образ жизни.

 Правильно питаться: ежедневно пить молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года. Употреблять твердую пищу: это укрепляет десна и зубы.

 Восполнять недостаток витаминов и минералов витаминно-минеральными комплексами.

 Развивать привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.

 Не злоупотреблять жевательной резинкой.

 Не реже 2 раз в год надо посещать стоматолога.

Просмотров работы: 25