Введение
С каждым годом информации становится всё больше. Если ещё 150 лет назад для того, чтобы быть грамотным, было необходимо уметь читать, писать и считать, то сегодня даже самый обыкновенный человек должен знать, как устроена Земля, солнечная система и карта мира. Должен уметь пользоваться сложным оборудованием и приборами.
И для освоения этих знаний требуется всё больше времени. Сначала ребёнок проводит в школе 4-5 уроков, потом добавляются 6-ой, 7-ой, кружки, внеурочная деятельность, домашние задания.
Однако из огромного потока информации усваивается лишь малая часть. По какой же причине это происходит?
Основная часть:
Гипотеза: чрезмерноеутомление в ходе учебного процесса приводит к снижению работоспособности и, как следствие, успеваемости учащихся.
Проблема: снижение работоспособности учащихся.
Объект исследования: утомление учащихся.
Субъект исследования: учащиеся МОУ «Большегрызловская СОШ».
Цель работы: выявление утомления и его влияния на работоспособность учащихся.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Подобрать методики для выявления утомления.
Сформировать группу из учащихся, желающих принять участие в тестировании.
Провести тестирование с помощью подобранных методик.
Обработать полученные результаты.
Сделать соответствующие выводы.
Продолжительность процесса обучения и степень его сложность для каждой возрастной группы строго регламентированы СанПинами[3](20), которым обязаны следовать все образовательные учреждения.
Однако многие учащиеся оправдывают свою невысокую успеваемость чрезмерной загруженностью и, как следствие, утомлением. Что же такое утомление? Согласно Педагогическому энциклопедическому словарю, утомление – это состояние организма, возникающее при длительном воздействии физических и умственных нагрузок и характеризующееся снижением работоспособности.[1]
Мы решили проверить наличие факта утомления среди учащихся нашей школы.
Методы работы:
Экспериментальный.
Статистический.
Аналитический.
При изучении статьи Владимира Базарного «Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде» [2], была определена концептуальная классификация базовых истоков утомляемости в современной среде:
1) Комплекс факторов закрытых помещений:
а) Возрастающее воздействие жёстких форм излучений: электронно-лучевого, «металло-звукового», мерцающее-светового и т. д..
б) Широкое распространение закрытых помещений и ограниченных пространств.
2) Информационно-психогенные факторы:
а) Возрастающее воздействие абстрактной информации (плакаты, экраны, табло и т. д.) на фоне бледнеющей образной сферы (воображения).
3) Комплекс факторов телесной атонии:
а) Возрастающая телесно-мышечная атония, гиподинамия на фоне маторно – закрепощённых состояний организма.
4) Комплекс духовно-психических факторов:
а) Угасание духовного потенциала в общении между педагогом и детьми.
б) Потеря смыслов и интереса в организации учебно-познавательного процесса.
Методики
К настоящему времени разработано немало различных локально-коррекционных упражнений по профилактике утомления.
Методика определения утомления по количеству запомненных предметов.
При использовании данной методики человеку предлагается в течение 30 секунд запомнить какие-либо предметы, которые он должен назвать за 60 секунд. По количеству названных предметов можно определить уровень утомления человека.
Методика – таблица Анфимова. (1)
В данной методике используется таблица, пользуясь которой можно выявить действие однообразных раздражителей в виде букв на внимание человека. Испытуемый, просматривая каждую строчку таблицы слева направо, должен вычеркивать обусловленные заданием буквы. По прошествии 2 минут испытуемый по команде экспериментатора должен поставить вертикальную черту в просматриваемом месте строки, после чего выполняет физические упражнения и продолжает выполнение работы в течение 2 митут. При проверке качества задания учитывается общее количество ошибок и просмотренных букв. Пользуясь результатами тестирования можно определить коэффициент точности выполнения задания – A = M/N, умственную продуктивность испытуемого – P = A*S и показатель интенсивности внимания – ИВ = S/S(общ.)*100%.
Где M – количество вычеркнутых букв, N – общее число букв, которые возможно вычеркнуть в данном отрывке текста, S –общее число просмотренных знаков.
Методика – таблица Крепелина (14)
В данной методике используется таблица, пользуясь которой можно выявить действие однообразных раздражителей в виде цифр на внимание человека. Испытуемый, просматривая числа в определенной строчке таблицы, должен складывать верхнюю и нижнюю цифры, записывая ниже результаты сложений. По прошествии 20 секунд, по команде экспериментатора испытуемый должен поставить вертикальную черту в просматриваемом месте строки и переходить на следующую строчку, где будет уже отнимать от верхней цифры нижнюю. И этот цикл должен повторяться до кона таблицы. Пользуясь результатами тестирования можно определить коэффициенты работоспособности – KR1 (для примеров на сложение) и KR2 (для примеров на вычитание). KR1 = S2/S1, где S1 – количество правильно решенных примеров на сложение в двух первых строчках, а S2 – количество правильно решенных примеров на сложение в двух последних строчках. KR2 = N2/N1, где N1 количество правильно решенных примеров на вычитание в двух первых строчках, N2 - количество правильно решенных примеров на вычитание в двух последних строчках.
Определение мнений учащихся о наличии утомления и его причинах с помощью опросника.
Практическая часть
Была отобрана группа учащихся, желающих принять участие в тестировании на добровольной основе.
Тестирование №1
Для определения мнений школьников об основных причинах утомляемости был составлен опросник (методика 4) и проведено тестирование учащихся 8-11 классов. (18) Результаты:
На вопрос 6 (утомляетесь ли вы в школе?) 10 из 14 участников ответили «Да», а остальные четверо – «Иногда».
Также по результатам опроса стало понятно, что основными причинами утомляемости, по мнению учеников, являются:
Предметы естественноматематического цикла.
Преобладание умственной нагрузки над физической.
Продолжительность уроков в 45 мин..
Короткие перемены.
Отсутствие большого перерыва между уроками и внеурочной деятельностью.
Позднее окончание школьных занятий.(19)
Тестирование №2
Для тестирования по 1 методике было взято 2 группы предметов по 15 штук в каждой. Учащиеся с 8 по 11 классы были протестированы до и после уроков с помощью 1 и 2 групп предметов соответственно. Результаты:
После обработки данных выяснилось, что среднее количество названных предметов после занятий на 1 выше, чем перед ними.(11 - 13)
Тестирование №3
Та же группа учащихся была протестирована с помощью методики 2 (таблица Анфимова), изложенной выше. Были определены коэффициенты: А, Р, ИВ; а также найдены их средние значения.
Результаты:
Средние значения коэффициентов А (коэффициента точности выполнения заданий) и Р (коэффициента умственной продуктивности) по школе до и после нагрузки изменились с 0,84 до 0,67 и с 662 до 513 соответственно, а значение коэффициента ИВ (показателя интенсивности внимания) варьировалось от класса к классу, но в целом осталось неизменным.(2 - 10)
Тестирование №4
Исследуемой группе были розданы таблицы Крепелина(14) (методика 3). После 20 - ти секундного поочерёдного сложения и вычитания были получены следующие результаты:
Наблюдалось снижение среднего коэффициента работоспособности при решении примеров на сложение и его повышение при решении примеров на вычитание.(15 - 17)
Результаты тестов:
В результате проведённого нами исследования на предмет утомляемости старшеклассников МОУ «Большегрызловская СОШ» было выявлено следующее:
Учащиеся считают, что они утомляются во время учебного процесса.(19)
Концентрация внимания в течение учебного дня возрастает во всех классах.(11 - 13)
При монотонной работе с лёгкими заданиями (примеры на сложение) работоспособность снижается, а при работе с более сложными заданиями (примеры на вычитание) наоборот возрастает.(15 - 17)
После выполнения дозированной физической нагрузки точность выполнения заданий и умственная продуктивность снижаются, в то время как интенсивность внимания остаётся неизменной.(2 - 10)
Заключение
Данная работа направлена на определение взаимосвязи между снижением работоспособности и, как следствие успеваемости, в ходе учебного процесса и утомлением с помощью различных методик: опрос общественного мнения, методика Анфимова по которой можно определить коэффициент точности выполнения задания – A = M/N, умственную продуктивность испытуемого – P = A*S и показатель интенсивности внимания – ИВ = S/S(общ.)*100%; Методика Крепелина, с помощью которой можно определить коэффициенты работоспособности – KR1 (для примеров на сложение) и KR2 (для примеров на вычитание). KR1 = S2/S1, где S1 – количество правильно решенных примеров на сложение в двух первых строчках, а S2 – количество правильно решенных примеров на сложение в двух последних строчках. KR2 = N2/N1, где N1 количество правильно решенных примеров на вычитание в двух первых строчках, N2 - количество правильно решенных примеров на вычитание в двух последних строчках; методика определения утомления по количеству запомненных предметов.
В ходе работы была изучена литература по данной теме и проведено тестирование по вышеперечисленным методикам, для которого была отобрана группа учащихся-добровольцев.
Результаты диагностики показали, несмотря на то, что учащиеся твердят о чрезмерном утомлении, оно отсутствует у всех учащихся: успевающих на «отлично», «хорошо» и «посредственно». Кроме того оказалось, что менее успешные учащиеся, в ходе эксперимента имели в среднем лучшие показатели интенсивности внимания по сравнению с более успешными. Это можно объяснить изначально высоким темпом выполнения заданий у учащихся, успевающих на «хорошо» и «отлично».
Поскольку чрезмерное утомление отсутствует, оно не является ведущей причиной снижения успеваемости.
Литературные источники:
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 300)
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.
Интернет-источники:
http://www.hrono.ru/libris/lib_b/utoml00.html дата обращения: 20.12.2019
https://worknet-info.ru/read-blog/452_%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BF%D0%B8%D0%BD-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB-%D1%81-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-2018-%D0%B3%D0%BE%D0%B4.html дата обращения: 19. 12. 2019
Приложения
Таблица 1. Таблица Анфимова. Методика 2.
Приложение 1
Приложение 2
Таблица 2. Средние значения коэффициента А (коэффициента точности выполнения заданий) до и после нагрузки. Методика Анфимова
класс 8 |
класс 9 |
класс 10 |
Класс 11 |
Среднее значение по школе |
|
до нагрузки |
0,84 |
0,88 |
0,9 |
0,75 |
0,84 |
после нагрузки |
0,62 |
0,71 |
0,73 |
0,6 |
0,67 |
Приложение 3
Диаграмма 1.
Приложение 4
Диаграмма 2.
Приложение 5
Таблица 3. Средние значения коэффициента Р (коэффициента умственной продуктивности) до и после нагрузки. Методика Анфимова
класс 8 |
класс 9 |
класс 10 |
Класс 11 |
Среднее по школе |
|
до нагрузки |
694 |
649 |
718 |
587 |
662 |
после нагрузки |
534 |
480 |
558 |
480 |
513 |
Приложение 6
Диаграмма 3.
Приложение 7
Диаграмма 4.
Приложение 8
Таблица 4.Средние значения ИВ(показателя интенсивности внимания) до и после нагрузки. Методика Анфимова
|
класс 8 |
класс 9 |
класс 10 |
Класс 11 |
Среднее значение по школе |
до нагрузки |
51 |
47 |
49 |
57 |
51 |
после нагрузки |
57 |
43 |
48 |
57 |
51 |
Приложение 9
Диаграмма 5.
Приложение 10
Диаграмма 6.
Приложение 11
Таблица 5.Усреднённые результаты тестирования по 1 методике до и после уроков
класс 8 |
класс 9 |
класс 10 |
Класс 11 |
Среднее значение по школе |
|
до уроков |
7 |
8 |
11 |
9 |
9 |
после уроков |
9 |
10 |
11 |
10 |
10 |
Приложение 12
Диаграмма 7.
Приложение 13
Диаграмма 8.
Приложение 14
Таблица 6. Крипелина для тестирования по методике 4
3 |
4 |
1 |
3 |
4 |
4 |
8 |
6 |
6 |
2 |
4 |
4 |
7 |
3 |
4 |
8 |
9 |
6 |
7 |
2 |
9 |
8 |
7 |
2 |
5 |
9 |
7 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
5 |
6 |
1 |
3 |
4 |
5 |
2 |
2 |
2 |
3 |
8 |
5 |
3 |
4 |
7 |
9 |
7 |
5 |
6 |
8 |
6 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
4 |
5 |
7 |
6 |
5 |
9 |
4 |
3 |
2 |
5 |
6 |
7 |
5 |
4 |
3 |
7 |
6 |
3 |
3 |
2 |
4 |
7 |
4 |
5 |
6 |
2 |
4 |
4 |
1 |
2 |
5 |
9 |
7 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
5 |
6 |
1 |
3 |
4 |
5 |
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
5 |
6 |
7 |
5 |
4 |
3 |
7 |
6 |
3 |
3 |
2 |
4 |
7 |
4 |
5 |
6 |
2 |
4 |
4 |
1 |
4 |
6 |
5 |
3 |
2 |
7 |
1 |
8 |
9 |
3 |
4 |
2 |
6 |
7 |
8 |
9 |
3 |
4 |
2 |
1 |
6 |
5 |
8 |
5 |
3 |
6 |
7 |
8 |
3 |
9 |
4 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
5 |
4 |
3 |
6 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
5 |
7 |
9 |
8 |
6 |
4 |
1 |
3 |
5 |
4 |
3 |
6 |
8 |
9 |
7 |
6 |
5 |
4 |
2 |
5 |
6 |
7 |
9 |
7 |
6 |
4 |
5 |
3 |
2 |
5 |
7 |
5 |
4 |
7 |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
3 |
6 |
7 |
8 |
3 |
9 |
4 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
5 |
4 |
3 |
6 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
5 |
7 |
9 |
8 |
6 |
4 |
1 |
3 |
5 |
4 |
3 |
6 |
8 |
9 |
7 |
6 |
5 |
4 |
2 |
5 |
6 |
7 |
7 |
5 |
4 |
3 |
7 |
1 |
2 |
5 |
3 |
3 |
6 |
7 |
6 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
8 |
9 |
1 |
1 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
9 |
7 |
5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
1 |
6 |
7 |
3 |
2 |
3 |
9 |
8 |
6 |
4 |
5 |
7 |
8 |
3 |
2 |
9 |
1 |
7 |
8 |
6 |
5 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
6 |
1 |
1 |
7 |
4 |
3 |
3 |
5 |
3 |
2 |
5 |
5 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
7 |
8 |
9 |
2 |
5 |
9 |
7 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
3 |
2 |
5 |
5 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
7 |
8 |
9 |
2 |
5 |
9 |
7 |
4 |
4 |
7 |
5 |
4 |
3 |
7 |
1 |
2 |
5 |
3 |
3 |
6 |
7 |
6 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
5 |
8 |
9 |
1 |
1 |
Приложение 15
Таблица 7. Средние показатели коэффициентов KR1 и KR2 (коэффициенты работоспособности при рещении примеров на сложение и вычитание).
Методика Крепелина
8 класс |
9 класс |
10 класс |
11 класс |
Среднее значение по школе |
|
KR1 ср. |
0,58 |
0,8 |
0,9 |
0,92 |
0,8 |
KR2 ср. |
1,26 |
1,44 |
1,12 |
1,27 |
1,27 |
Приложение 16
Диаграмма 9.
Приложение 17
Диаграмма 10.
Приложение 18
Опросник для определения мнений учащихся о причинах утомляемости.
Приложение 19
Таблица 8. Результаты тестирования по опроснику. Методика 4
участники |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
№ вопроса |
||||||||||||||
1 |
В |
А |
А |
Б |
В |
В |
В |
Б |
Б |
Б |
В |
А |
Б |
Г |
2 |
Б |
А |
А |
В |
В |
В |
В |
Б |
Б |
Б |
В |
А |
Б |
В |
3 |
А |
А |
А |
Б |
Б |
Г |
Г |
Б |
Б |
Б |
Б |
А |
Б |
В |
4 |
А |
В |
А |
В |
А |
А |
А |
Б |
В |
В |
А |
В |
А |
А |
5 |
А |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
Б |
В |
Б |
Б |
Б |
А |
В |
6 |
А |
В |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
В |
А |
А |
В |
А |
В |
7 |
БВ |
Г |
В |
В |
В |
АБ |
БВ |
А |
Б |
А |
ВГ |
Г |
АБ |
А |
8 |
В |
Г |
Б |
Б |
Б |
Д |
Д |
Б |
Б |
Б |
Д |
В |
В |
В |
9 |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
А |
Б |
А |
Б |
10 |
А |
А |
В |
Б |
В |
Б |
Б |
Б |
В |
Б |
Б |
В |
Б |
В |
11 |
Г |
Д |
Б |
Б |
Б |
Д |
Д |
Д |
Б |
Д |
Б |
А |
В |
Б |
12 |
Б |
А |
А |
А |
Б |
А |
А |
А |
Б |
А |
В |
А |
А |
А |
13 |
В |
Б |
Б |
Б |
Б |
А |
А |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
А |
Б |
14 |
Б |
Б |
Б |
Г |
Б |
Б |
Б |
Б |
В |
Б |
Б |
А |
А |
Г |
15 |
Б |
А |
А |
А |
А |
Г |
Г |
А |
А |
Б |
В |
А |
А |
Б |
16 |
Б |
Д |
В |
В |
Б |
Д |
Д |
А |
Б |
А |
Б |
Б |
Б |
А |
17 |
А |
А |
А |
Б |
Б |
Б |
В |
Б |
Б |
Б |
В |
Б |
Б |
А |
18 |
Б |
Б |
А |
А |
А |
А |
А |
А |
Б |
А |
В |
Б |
Б |
Б |
19 |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
Б |
А |
В |
В |
А |
В |
А |
20 |
А |
В |
Б |
А |
А |
В |
В |
В |
А |
В |
А |
А |
Б |
В |
Приложение 20
СанПиН для школ с изменениями на 2018 год
Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Химия |
- |
- |
13 |
10 |
12 |
Геометрия |
- |
- |
12 |
10 |
8 |
Физика |
- |
- |
8 |
9 |
13 |
Алгебра |
- |
- |
10 |
9 |
7 |
Экономика |
- |
- |
- |
- |
11 |
Черчение |
- |
- |
- |
5 |
4 |
Мировая художественная культура (МХК) |
- |
- |
8 |
5 |
5 |
Биология |
10 |
8 |
7 |
7 |
7 |
Математика |
10 |
13 |
- |
- |
- |
Иностранный язык |
9 |
11 |
10 |
8 |
9 |
Русский язык |
8 |
12 |
11 |
7 |
6 |
Краеведение |
7 |
9 |
5 |
5 |
- |
Природоведение |
7 |
8 |
- |
- |
- |
География |
- |
7 |
6 |
6 |
5 |
Граждановедение |
6 |
9 |
9 |
5 |
- |
История |
5 |
8 |
6 |
8 |
10 |
Ритмика |
4 |
4 |
- |
- |
- |
Труд |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
Литература |
4 |
6 |
4 |
4 |
7 |
ИЗО |
3 |
3 |
1 |
3 |
- |
Физическая культура |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
Экология |
3 |
3 |
3 |
6 |
1 |
Музыка |
2 |
1 |
1 |
1 |
- |
Информатика |
4 |
10 |
4 |
7 |
7 |
ОБЖ |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
Общеобразовательные предметы |
Количество баллов (ранг трудности) |
Физика |
12 |
Информатика, Экономика |
6 |
Геометрия, химия |
11 |
История, Обществознание, МХК |
5 |
Алгебра |
10 |
Астрономия |
4 |
Русский язык |
9 |
География, Экология |
3 |
Литература, иностранный язык |
8 |
ОБЖ, Краеведение |
2 |
Биология |
7 |
Физическая культура |
1 |
аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.
для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.