Выявление утомляемости и определение её влияния на снижение успеваемости

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Выявление утомляемости и определение её влияния на снижение успеваемости

Вальков И.Н. 1Вальков Л.Н. 1
1МОУ "Большегрызловская СОШ"
Новожилова Н.В. 1
1МОУ "Большегрызловская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С каждым годом информации становится всё больше. Если ещё 150 лет назад для того, чтобы быть грамотным, было необходимо уметь читать, писать и считать, то сегодня даже самый обыкновенный человек должен знать, как устроена Земля, солнечная система и карта мира. Должен уметь пользоваться сложным оборудованием и приборами.

И для освоения этих знаний требуется всё больше времени. Сначала ребёнок проводит в школе 4-5 уроков, потом добавляются 6-ой, 7-ой, кружки, внеурочная деятельность, домашние задания.

Однако из огромного потока информации усваивается лишь малая часть. По какой же причине это происходит?

Основная часть:

Гипотеза: чрезмерноеутомление в ходе учебного процесса приводит к снижению работоспособности и, как следствие, успеваемости учащихся.

Проблема: снижение работоспособности учащихся.

Объект исследования: утомление учащихся.

Субъект исследования: учащиеся МОУ «Большегрызловская СОШ».

Цель работы: выявление утомления и его влияния на работоспособность учащихся.

Задачи:

Изучить литературу по данной теме.

Подобрать методики для выявления утомления.

Сформировать группу из учащихся, желающих принять участие в тестировании.

Провести тестирование с помощью подобранных методик.

Обработать полученные результаты.

Сделать соответствующие выводы.

Продолжительность процесса обучения и степень его сложность для каждой возрастной группы строго регламентированы СанПинами[3](20), которым обязаны следовать все образовательные учреждения.

Однако многие учащиеся оправдывают свою невысокую успеваемость чрезмерной загруженностью и, как следствие, утомлением. Что же такое утомление? Согласно Педагогическому энциклопедическому словарю, утомление – это состояние организма, возникающее при длительном воздействии физических и умственных нагрузок и характеризующееся снижением работоспособности.[1]

Мы решили проверить наличие факта утомления среди учащихся нашей школы.

Методы работы:

Экспериментальный.

Статистический.

Аналитический.

При изучении статьи Владимира Базарного «Нервно-психологическое утомление учащихся в традиционной школьной среде» [2], была определена концептуальная классификация базовых истоков утомляемости в современной среде:

1) Комплекс факторов закрытых помещений:

а) Возрастающее воздействие жёстких форм излучений: электронно-лучевого, «металло-звукового», мерцающее-светового и т. д..

б) Широкое распространение закрытых помещений и ограниченных пространств.

2) Информационно-психогенные факторы:

а) Возрастающее воздействие абстрактной информации (плакаты, экраны, табло и т. д.) на фоне бледнеющей образной сферы (воображения).

3) Комплекс факторов телесной атонии:

а) Возрастающая телесно-мышечная атония, гиподинамия на фоне маторно – закрепощённых состояний организма.

4) Комплекс духовно-психических факторов:

а) Угасание духовного потенциала в общении между педагогом и детьми.

б) Потеря смыслов и интереса в организации учебно-познавательного процесса.

Методики

К настоящему времени разработано немало различных локально-коррекционных упражнений по профилактике утомления.

Методика определения утомления по количеству запомненных предметов.

При использовании данной методики человеку предлагается в течение 30 секунд запомнить какие-либо предметы, которые он должен назвать за 60 секунд. По количеству названных предметов можно определить уровень утомления человека.

Методика – таблица Анфимова. (1)

В данной методике используется таблица, пользуясь которой можно выявить действие однообразных раздражителей в виде букв на внимание человека. Испытуемый, просматривая каждую строчку таблицы слева направо, должен вычеркивать обусловленные заданием буквы. По прошествии 2 минут испытуемый по команде экспериментатора должен поставить вертикальную черту в просматриваемом месте строки, после чего выполняет физические упражнения и продолжает выполнение работы в течение 2 митут. При проверке качества задания учитывается общее количество ошибок и просмотренных букв. Пользуясь результатами тестирования можно определить коэффициент точности выполнения задания – A = M/N, умственную продуктивность испытуемого – P = A*S и показатель интенсивности внимания – ИВ = S/S(общ.)*100%.

Где M – количество вычеркнутых букв, N – общее число букв, которые возможно вычеркнуть в данном отрывке текста, S –общее число просмотренных знаков.

Методика – таблица Крепелина (14)

В данной методике используется таблица, пользуясь которой можно выявить действие однообразных раздражителей в виде цифр на внимание человека. Испытуемый, просматривая числа в определенной строчке таблицы, должен складывать верхнюю и нижнюю цифры, записывая ниже результаты сложений. По прошествии 20 секунд, по команде экспериментатора испытуемый должен поставить вертикальную черту в просматриваемом месте строки и переходить на следующую строчку, где будет уже отнимать от верхней цифры нижнюю. И этот цикл должен повторяться до кона таблицы. Пользуясь результатами тестирования можно определить коэффициенты работоспособности – KR1 (для примеров на сложение) и KR2 (для примеров на вычитание). KR1 = S2/S1, где S1 – количество правильно решенных примеров на сложение в двух первых строчках, а S2 – количество правильно решенных примеров на сложение в двух последних строчках. KR2 = N2/N1, где N1 количество правильно решенных примеров на вычитание в двух первых строчках, N2 - количество правильно решенных примеров на вычитание в двух последних строчках.

Определение мнений учащихся о наличии утомления и его причинах с помощью опросника.

Практическая часть

Была отобрана группа учащихся, желающих принять участие в тестировании на добровольной основе.

Тестирование №1

Для определения мнений школьников об основных причинах утомляемости был составлен опросник (методика 4) и проведено тестирование учащихся 8-11 классов. (18) Результаты:

На вопрос 6 (утомляетесь ли вы в школе?) 10 из 14 участников ответили «Да», а остальные четверо – «Иногда».

Также по результатам опроса стало понятно, что основными причинами утомляемости, по мнению учеников, являются:

Предметы естественноматематического цикла.

Преобладание умственной нагрузки над физической.

Продолжительность уроков в 45 мин..

Короткие перемены.

Отсутствие большого перерыва между уроками и внеурочной деятельностью.

Позднее окончание школьных занятий.(19)

Тестирование №2

Для тестирования по 1 методике было взято 2 группы предметов по 15 штук в каждой. Учащиеся с 8 по 11 классы были протестированы до и после уроков с помощью 1 и 2 групп предметов соответственно. Результаты:

После обработки данных выяснилось, что среднее количество названных предметов после занятий на 1 выше, чем перед ними.(11 - 13)

Тестирование №3

Та же группа учащихся была протестирована с помощью методики 2 (таблица Анфимова), изложенной выше. Были определены коэффициенты: А, Р, ИВ; а также найдены их средние значения.

Результаты:

Средние значения коэффициентов А (коэффициента точности выполнения заданий) и Р (коэффициента умственной продуктивности) по школе до и после нагрузки изменились с 0,84 до 0,67 и с 662 до 513 соответственно, а значение коэффициента ИВ (показателя интенсивности внимания) варьировалось от класса к классу, но в целом осталось неизменным.(2 - 10)

Тестирование №4

Исследуемой группе были розданы таблицы Крепелина(14) (методика 3). После 20 - ти секундного поочерёдного сложения и вычитания были получены следующие результаты:

Наблюдалось снижение среднего коэффициента работоспособности при решении примеров на сложение и его повышение при решении примеров на вычитание.(15 - 17)

Результаты тестов:

В результате проведённого нами исследования на предмет утомляемости старшеклассников МОУ «Большегрызловская СОШ» было выявлено следующее:

Учащиеся считают, что они утомляются во время учебного процесса.(19)

Концентрация внимания в течение учебного дня возрастает во всех классах.(11 - 13)

При монотонной работе с лёгкими заданиями (примеры на сложение) работоспособность снижается, а при работе с более сложными заданиями (примеры на вычитание) наоборот возрастает.(15 - 17)

После выполнения дозированной физической нагрузки точность выполнения заданий и умственная продуктивность снижаются, в то время как интенсивность внимания остаётся неизменной.(2 - 10)

Заключение

Данная работа направлена на определение взаимосвязи между снижением работоспособности и, как следствие успеваемости, в ходе учебного процесса и утомлением с помощью различных методик: опрос общественного мнения, методика Анфимова по которой можно определить коэффициент точности выполнения задания – A = M/N, умственную продуктивность испытуемого – P = A*S и показатель интенсивности внимания – ИВ = S/S(общ.)*100%; Методика Крепелина, с помощью которой можно определить коэффициенты работоспособности – KR1 (для примеров на сложение) и KR2 (для примеров на вычитание). KR1 = S2/S1, где S1 – количество правильно решенных примеров на сложение в двух первых строчках, а S2 – количество правильно решенных примеров на сложение в двух последних строчках. KR2 = N2/N1, где N1 количество правильно решенных примеров на вычитание в двух первых строчках, N2 - количество правильно решенных примеров на вычитание в двух последних строчках; методика определения утомления по количеству запомненных предметов.

В ходе работы была изучена литература по данной теме и проведено тестирование по вышеперечисленным методикам, для которого была отобрана группа учащихся-добровольцев.

Результаты диагностики показали, несмотря на то, что учащиеся твердят о чрезмерном утомлении, оно отсутствует у всех учащихся: успевающих на «отлично», «хорошо» и «посредственно». Кроме того оказалось, что менее успешные учащиеся, в ходе эксперимента имели в среднем лучшие показатели интенсивности внимания по сравнению с более успешными. Это можно объяснить изначально высоким темпом выполнения заданий у учащихся, успевающих на «хорошо» и «отлично».

Поскольку чрезмерное утомление отсутствует, оно не является ведущей причиной снижения успеваемости.

Литературные источники:

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 300)
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Интернет-источники:

http://www.hrono.ru/libris/lib_b/utoml00.html дата обращения: 20.12.2019

https://worknet-info.ru/read-blog/452_%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BF%D0%B8%D0%BD-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB-%D1%81-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8-%D0%BD%D0%B0-2018-%D0%B3%D0%BE%D0%B4.html дата обращения: 19. 12. 2019

Приложения

Таблица 1. Таблица Анфимова. Методика 2.

Приложение 1

Приложение 2

Таблица 2. Средние значения коэффициента А (коэффициента точности выполнения заданий) до и после нагрузки. Методика Анфимова

 

класс 8

класс 9

класс 10

Класс 11

Среднее значение по школе

до нагрузки

0,84

0,88

0,9

0,75

0,84

после нагрузки

0,62

0,71

0,73

0,6

0,67

Приложение 3

Диаграмма 1.

Приложение 4

Диаграмма 2.

Приложение 5

Таблица 3. Средние значения коэффициента Р (коэффициента умственной продуктивности) до и после нагрузки. Методика Анфимова

 

класс 8

класс 9

класс 10

Класс 11

Среднее по школе

до нагрузки

694

649

718

587

662

после нагрузки

534

480

558

480

513

Приложение 6

Диаграмма 3.

Приложение 7

Диаграмма 4.

Приложение 8

Таблица 4.Средние значения ИВ(показателя интенсивности внимания) до и после нагрузки. Методика Анфимова

 

класс 8

класс 9

класс 10

Класс 11

Среднее значение по школе

до нагрузки

51

47

49

57

51

после нагрузки

57

43

48

57

51

Приложение 9

Диаграмма 5.

Приложение 10

Диаграмма 6.

Приложение 11

Таблица 5.Усреднённые результаты тестирования по 1 методике до и после уроков

 

класс 8

класс 9

класс 10

Класс 11

Среднее значение по школе

до уроков

7

8

11

9

9

после уроков

9

10

11

10

10

Приложение 12

Диаграмма 7.

Приложение 13

Диаграмма 8.

Приложение 14

Таблица 6. Крипелина для тестирования по методике 4

3

4

1

3

4

4

8

6

6

2

4

4

7

3

4

8

9

6

7

2

9

8

7

2

5

9

7

4

3

2

4

5

3

5

3

2

4

5

6

1

3

4

5

2

2

2

                                             

3

8

5

3

4

7

9

7

5

6

8

6

4

3

2

1

3

4

5

7

6

5

9

4

3

2

5

6

7

5

4

3

7

6

3

3

2

4

7

4

5

6

2

4

4

1

                                             

2

5

9

7

4

3

2

4

5

3

5

3

2

4

5

6

1

3

4

5

2

2

2

4

3

2

5

6

7

5

4

3

7

6

3

3

2

4

7

4

5

6

2

4

4

1

                                             

4

6

5

3

2

7

1

8

9

3

4

2

6

7

8

9

3

4

2

1

6

5

8

5

3

6

7

8

3

9

4

3

4

5

6

7

8

5

4

3

6

4

3

2

4

4

                                             

2

5

7

9

8

6

4

1

3

5

4

3

6

8

9

7

6

5

4

2

5

6

7

9

7

6

4

5

3

2

5

7

5

4

7

5

4

3

2

5

4

3

1

1

2

1

                                             

5

3

6

7

8

3

9

4

3

4

5

6

7

8

5

4

3

6

4

3

2

4

4

2

5

7

9

8

6

4

1

3

5

4

3

6

8

9

7

6

5

4

2

5

6

7

                                             

7

5

4

3

7

1

2

5

3

3

6

7

6

6

5

4

3

2

5

8

9

1

1

3

4

4

3

3

9

7

5

3

5

4

3

2

3

4

1

6

7

3

2

3

9

8

                                             

6

4

5

7

8

3

2

9

1

7

8

6

5

4

3

3

2

2

6

1

1

7

4

3

3

5

3

2

5

5

2

2

3

1

3

4

3

7

8

9

2

5

9

7

4

4

                                             

3

3

5

3

2

5

5

2

2

3

1

3

4

3

7

8

9

2

5

9

7

4

4

7

5

4

3

7

1

2

5

3

3

6

7

6

6

5

4

3

2

5

8

9

1

1

                                             

Приложение 15

Таблица 7. Средние показатели коэффициентов KR1 и KR2 (коэффициенты работоспособности при рещении примеров на сложение и вычитание).

Методика Крепелина

 

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

Среднее значение по школе

KR1 ср.

0,58

0,8

0,9

0,92

0,8

KR2 ср.

1,26

1,44

1,12

1,27

1,27

Приложение 16

Диаграмма 9.

Приложение 17

Диаграмма 10.

Приложение 18

Опросник для определения мнений учащихся о причинах утомляемости.

Приложение 19

Таблица 8. Результаты тестирования по опроснику. Методика 4

участники

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

№ вопроса

                         

1

В

А

А

Б

В

В

В

Б

Б

Б

В

А

Б

Г

2

Б

А

А

В

В

В

В

Б

Б

Б

В

А

Б

В

3

А

А

А

Б

Б

Г

Г

Б

Б

Б

Б

А

Б

В

4

А

В

А

В

А

А

А

Б

В

В

А

В

А

А

5

А

Б

Б

Б

Б

Б

Б

Б

В

Б

Б

Б

А

В

6

А

В

А

А

А

А

А

А

В

А

А

В

А

В

7

БВ

Г

В

В

В

АБ

БВ

А

Б

А

ВГ

Г

АБ

А

8

В

Г

Б

Б

Б

Д

Д

Б

Б

Б

Д

В

В

В

9

А

Б

А

Б

Б

Б

Б

А

А

А

А

Б

А

Б

10

А

А

В

Б

В

Б

Б

Б

В

Б

Б

В

Б

В

11

Г

Д

Б

Б

Б

Д

Д

Д

Б

Д

Б

А

В

Б

12

Б

А

А

А

Б

А

А

А

Б

А

В

А

А

А

13

В

Б

Б

Б

Б

А

А

А

Б

А

Б

Б

А

Б

14

Б

Б

Б

Г

Б

Б

Б

Б

В

Б

Б

А

А

Г

15

Б

А

А

А

А

Г

Г

А

А

Б

В

А

А

Б

16

Б

Д

В

В

Б

Д

Д

А

Б

А

Б

Б

Б

А

17

А

А

А

Б

Б

Б

В

Б

Б

Б

В

Б

Б

А

18

Б

Б

А

А

А

А

А

А

Б

А

В

Б

Б

Б

19

В

В

В

В

В

В

В

Б

А

В

В

А

В

А

20

А

В

Б

А

А

В

В

В

А

В

А

А

Б

В

Приложение 20

СанПиН для школ с изменениями на 2018 год

Шкала трудности учебных предметов, изучаемых в 5-9 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Химия

-

-

13

10

12

Геометрия

-

-

12

10

8

Физика

-

-

8

9

13

Алгебра

-

-

10

9

7

Экономика

-

-

-

-

11

Черчение

-

-

-

5

4

Мировая художественная культура (МХК)

-

-

8

5

5

Биология

10

8

7

7

7

Математика

10

13

-

-

-

Иностранный язык

9

11

10

8

9

Русский язык

8

12

11

7

6

Краеведение

7

9

5

5

-

Природоведение

7

8

-

-

-

География

-

7

6

6

5

Граждановедение

6

9

9

5

-

История

5

8

6

8

10

Ритмика

4

4

-

-

-

Труд

4

3

2

1

4

Литература

4

6

4

4

7

ИЗО

3

3

1

3

-

Физическая культура

3

4

2

2

2

Экология

3

3

3

6

1

Музыка

2

1

1

1

-

Информатика

4

10

4

7

7

ОБЖ

1

2

3

3

3

Шкала трудности учебных предметов изучаемых в 10-11 классах

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Общеобразовательные предметы

Количество баллов (ранг трудности)

Физика

12

Информатика, Экономика

6

Геометрия, химия

11

История, Обществознание, МХК

5

Алгебра

10

Астрономия

4

Русский язык

9

География, Экология

3

Литература, иностранный язык

8

ОБЖ, Краеведение

2

Биология

7

Физическая культура

1

 аудиторная нагрузка не должна превышать 26, 32, 33, 35, 36 и 37 академических часов для учащихся 1-х, 2-4-х, 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х и 10-11-х классов. Внеурочные занятия должны длиться не более десяти часов в неделю для всех школьников.

для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.

Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма.

Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени образования - на 2, 3, 4 уроках.

Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.

Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложение нового материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной недели.

Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.

При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Просмотров работы: 1996