Внимание, как важная составляющая успешного обучения в школе

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Внимание, как важная составляющая успешного обучения в школе

Охотникова Е.А. 1
1МБОУ Гимназия "Пущино"
Наимова Ю.Ю. 1Мартынова Е.Б. 1
1МБОУ Гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность выбранной темы достаточно велика. В настоящее время образование играет одну из главнейших ролей в нашей жизни. Без образования невозможно построить свою жизнь успешно, трудно представить себе личность, разносторонне развитую, высокоинтеллектуальную, интересную. Образование же, в свою очередь невозможно без успешного обучения. Обучение начинается у нас в младенческом возрасте и продолжается всю сознательную жизнь. Но наиболее яркие моменты обучения приходятся, конечно, на школьно-студенческий период. Все обучение строится на нескольких основных процессах – мышление, память, восприятие, внимание. Внимание является крайне важным компонентом обучения для детей в школе, ведь внимание – это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее значение для человека.

Цель исследования – изучить особенности внимания у первоклассников, разработать рекомендации по развитию внимания.

Объект исследования – внимание как психический процесс.

Предмет исследования – уровень концентрации внимания у обучающихся.

Задачи исследования:

Провести анализ литературы по теме внимания.

Изучить уровень концентрации внимания.

Разработать рекомендации.

Гипотеза исследования: для наиболее успешного обучения в школе детям важно развивать высокий уровень концентрации внимания.

Методы исследования. На этапе анализа литературы: обобщение, анализ, синтез. При сборе эмпирических данных использовалась методика изучения внимания, такая как тест Тулуз-Пьерона.

Практическая значимость. Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки рекомендаций по:

- улучшению концентрации внимания,

- оказанию помощи в обучении учащимся.

Глава 1. Внимание

Свойства внимания

К свойствам внимания относят его устойчивость, концентрацию, распределение, объем и переключение.

Устойчивость внимания - способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. От чего она зависит? Когда объект внимания не доставляет новых впечатлений, внимание отвлекается от него. Следовательно, внимание можно удержать, только постоянно раскрывая в объекте внимания новое содержание.

Концентрация внимания означает то, насколько интенсивно человек способен сосредоточиться и отвлечься от всего, что не входит в поле внимания.

Распределение внимания нужно нам в тех случаях, когда одновременно выполняется несколько действий. Главное условие успешного распределения внимания в том, что хотя бы одно действие должно быть автоматизировано, т.е. доведено до уровня навыка.

Объем внимания - это количество несвязанных объектов, которые могут восприниматься одновременно, ясно и отчетливо. У взрослого объем зрительного внимания составляет 3-5 (редко 6) объектов. У младших школьников 2-4 объекта. Объем слухового внимания обычно на единицу меньше.

Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Первоначально считалось, что способность переключать внимание является врожденной и доступна малому количеству людей. Позже было показано, что специальная тренировка может улучшить переключаемость внимания.

При высокой концентрации внимания, его переключение затруднено. Это приводит к рассеянности, которая бывает двух видов.

Во-первых, существует неумение длительно сосредотачивать внимание – оно постоянно «скользит», человек все время отвлекается. Одной из причин такой рассеянности может оказаться избыток всевозможных неглубоких интересов.

Во-вторых, существует рассеянность как односторонняя сосредоточенность сознания, когда человек не замечает того, что с его точки зрения представляется незначительным.

1.2 Основные подходы к изучению внимания

Корректурная проба или Тест Бурдона. Был предложен французским ученым Б. Бурдоном в 1895 году.

Счет по Крепелину. Этот метод был введен немецким психиатором Э. Крепелиным в 1895 году.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте. Этот тест предложил немецкий психиатр В. Шульте.

Методика Мюнстерберга. Эта методика была разработана немецко-американским психологом Г. Мюнтесбергом в начале XX века.

Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1 Программа эмпирического исследования

Цель эмпирического исследования – изучить особенности внимания у первоклассников, а также разработать рекомендации по развитию внимания.

База исследования - учащиеся 1 «А» и 1 «Б» классов МБОУ гимназии «Пущино».

С учетом сказанного могут быть поставлены следующие задачи эмпирического исследования:

Изучить уровень концентрации у детей.

Сравнить уровень концентрации внимания между классами.

Выявить наиболее и наименее внимательных учащихся.

Разработать рекомендации для улучшения концентрации внимания.

Гипотеза эмпирического исследования: для наиболее успешного обучения в школе детям важно развивать высокий уровень концентрации внимания.

Для сбора эмпирических данных нами использовалась психодиагностическая методика:

Тест Тулуз-Пьерона.

Подробное описание методики исследования в Приложении 1.

2.2 Описание результатов исследования

В результате исследования были получены следующие результаты:

1 «А» класс – приняли участие в тестировании 20 обучающихся.

1 «Б» класс - приняли участие в тестировании 22 обучающихся.

Подробнее сводная таблица результатов представлена на рисунке 1.

Рис.1. Уровни концентрации внимания в 1-х классах

Классы

Высокий

Хороший

Средний (норма)

Ниже среднего

низкий

1 «А»

1 ч. – 5%

5 ч. – 25%

10 ч. – 50%

3 ч. – 15%

1 ч. – 5%

1 «Б»

1 ч. – 4,5%

8 ч. – 36%

12 ч. – 54%

1 ч. – 4,5%

0 ч.

Примечание: «ч.» – человек.

2.3 Анализ результатов исследования

По итогам проведенного исследования мы видим следующие результаты:

Рис.2. Сравнение уровней развития концентрации внимания в классах

Рис.3. Распределение уровней развития концентрации внимания

в 1 «А» классе

Рис.3. Распределение уровней развития концентрации внимания

в 1 «Б» классе

2.4 Рекомендации

Как известно, для повышения уровня обучения в школе детям необходим хороший уровень развития внимания. Внимание участвует в образовательном процессе практически везде, т.к. оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

По результатам нашей работы, мы видим, что в обоих классах есть дети с низким уровнем развития внимания. Безусловно, это будет мешать учебному процессу и замедлять развитие детей. Для избежания проблемных ситуаций в будущем, нам необходимо развивать концентрацию мышления.

Проведение досуга за разгадыванием головоломок, решением логических задач, а еще лучше, игрой в шахматы – отличный способ развивать внимательность.

Чтение – хороший помощник в улучшении навыков внимания.

Смена деятельности при жизненных застоях – один из приемов восстановления снизившейся внимательности.

Полезными будут прогулки или перерывы между занятиями на свежем воздухе.

Устранение вредных привычек помогает достичь больших результатов в развитии внимания.

Крепкий сон помогает мозгу восстанавливаться, что сказывается на внимательности и степени сосредоточенности.

Заключение

Внимание является важной составляющей мышления и восприятия информации. Без него становится невозможным полное и качественное принятие информации. Даже высокий интеллектуальный уровень ничего не стоит без умения концентрировать свое внимание.

При проверке концентрации внимания у детей 1-ых классов мы пользовались тестом Тулуз-Пьерона, который показал, что в обоих классах есть ученики, как с низкими показателями, так и с высокими. Чтобы избежать увеличения числа детей с низким показателем концентрации внимания, нужно постоянно заниматься совершенствованием своих мыслительных способностей.

В результате нашего исследования гипотеза подтвердилась: для наиболее успешного обучения в школе детям важно развивать высокий уровень концентрации внимания.

Список используемой литературы

https://psyera.ru/4621/vidy-i-svoystva-vnimaniya

https://medportal.ru/enc/psychology/personalitypsychology/10/

https://5psy.ru/testi/test-tuluz-perona-diagnostika-minimalnyh-mozgovyh-disfunkcij.html

приложение 1

Тест Тулуз–Пьерона

1. Тренировка выполнения теста

В целях правильного понимания содержания задания первоначально проводится тренировка детей.

Инструкция к тренировочному тесту: «Ребята, сейчас мы будем работать вот на таких бланках с квадратиками (показать расположение листа). Найдите слева на листке вот такие два квадратика, какие нарисованы у меня на доске. Чтобы я увидел, что вы правильно поняли, поставьте на них пальчик (показать на доске и на листке, убедиться, что все нашли указанные квадратики). Эти два квадратика — образцы. Рассмотрите их внимательно. У первого квадратика закрашен левый бочок, а у второго правый верхний уголок. Давайте посмотрим на первый квадратик, нарисованный на верхней длинной строчке. Скажите, похож ли этот квадратик на какой-нибудь из квадратиков образцов? Правильно, не похож. Чтобы показать это, давайте его подчеркнем (подчеркните на доске и попросите сделать детей то же самое в их бланках). А теперь давайте посмотрим на следующий квадратик. Он совпадает с каким-нибудь образцом? Правильно, совпадает, а с каким? Со вторым! Чтобы показать, что он совпадает, давайте его зачеркнем вертикальной чертой! (зачерните на доске и попросите детей сделать так же)».

Аналогично спрашивайте детей про каждый квадратик, приведенный на доске. После того, как квадратики на доске закончатся, предложите детям самостоятельно выполнить предложенное задание, потренировавшись до конца строки. Переспросите, все ли поняли задание. Если заметите у какого-либо ребенка ошибки, то проработайте с ним инструкцию к данному заданию еще раз. Попросите детей, когда они закончат, спокойно подождать, пока другие ребята завершат свою работу. Запомните тех из них, которые не смогли правильно понять инструкцию в процессе группового объяснения для того, чтобы в дальнейшем выяснить причину.

2. Выполнение теста

Инструкция: «По моей команде: «Начали!», — мы будем все вместе выполнять само задание. Работать будем точно по времени. На каждую строчку я буду давать одну минуту. За одну минуту ни один из вас всю строчку сделать не успеет. Кто-то сделает столько (показать полстрочки), кто-то столько (показать чуть больше или чуть меньше). Не надо торопиться, надо работать внимательно! Как только пройдет минута, я скажу: «Стоп, пошла вторая строчка». Вы сразу переносите руку (показать на бланке, как перенести руку в начало второй строки) и начинаете делать вторую строчку. Работаете, работаете, пройдет еще минута, и я скажу: «Стоп, пошла третья строчка». После этого вы сразу переносите руку и начинаете делать третью строчку. И так мы сделаем 10 строчек. Сравнивать нужно с этими же квадратиками (показать на квадратики образцы), делать все то же самое, что вы только что делали: так же зачеркивать и подчеркивать. Понятно?» Если дети ответили, что им все понятно, то скажите: «Теперь все взяли ручки, поставили руку на первую строчку (проверить, чтобы это сделали все дети) и начали». По истечении 10 минут вы говорите детям: «Стоп, все работу закончили, ручки положили, никто ничего больше не пишет. Отдохнули, помахали руками».

Возрастные нормативы скорости выполнения теста Тулуз-Пьерона.

Скорость выполнения (V)

Возрастные группы

Патология

Слабая

средняя или возрастная норма

Хорошая

Высокая

Дошкольники (6-7 лет)

0 -14

15-17

18-29

30-39

40 и >

1 класс

0-19

20-27

28-36

37-44

45 и >

2 класс

0-22

23-32

33-41

42-57

58 и >

3-4 класс

0-15

16-25

26-37

38-48

49 и >

5 класс

0-19

20-29

30-39

40-50

51 и >

6 класс

0-24

25-31

32-41

42-55

56 и >

7 класс

 

36 и <

37-45

46-57

58 и >

8 класс

 

38 и <

39-48

49-59

60 и >

9 класс

 

40 и <

41-50

51-64

65 и >

10 класс

 

44 и <

45-54

55-69

70 и >

11 класс

 

49 и <

50-62

63-77

78 и >

Возрастные нормативы точности выполнения теста Тулуз-Пьерона.

 

Точность выполнения теста (К)

Возрастные группы

патология

слабая

средняя или возрастная норма

хорошая

высокая

дошкольники (6-7 лет) - 1 классы

0,89 и <

0,9-0,91

0,92-0,95

0,96-0.97

0,98-1

2 классы

0,9 и <

0,91-0.92

0,93-0,96

0,97

0,98-1

3 - 5 классы

0,89 и <

0,9-0,91

0.92-0,94

0,95-0,96

0,97-1

6 - 8 классы

0,9 и <

0.91

0,92-0,95

0,96-0,97

0,98-1

9-11классы

0,9 и <

0,91-0,92

0,93-0,95

0,96-0,97

0,98-1

Для обработки и интерпретации результатов рекомендуется использовать методическое руководство Л. А. Ясюковой «Оптимизация обучения и развития детей с ММД» (СПб, ИМАТОН). Обработка результатов тестирования осуществляется с помощью наложения на бланк ключа, изготовленного из прозрачного материала. На ключе кружками выделены места, внутри которых должны оказаться зачеркнутые квадратики. Вне кружков все квадратики должны быть подчеркнуты. Для каждой строчки подсчитывается:

общее количество обработанных квадратиков (включая и ошибки);

количество ошибок.

За ошибку считаются: неверная обработка (когда внутри маркера квадратик подчеркнут, а вне его - зачеркнут); любые исправления и пропуски (когда квадратик вообще не обработан).

Обязательным является расчет двух показателей: скорость выполнения теста и точность выполнения теста (или показателя концентрации внимания). Скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона отражает такую психологическую особенность ребенка, которая в «Психологической характеристике» обозначена как «Скорость переработки информации». Точность выполнения теста отражает уровень развития концентрации внимания, или «Внимательность».

Скорость выполнения теста:

n - число рабочих строк;

Хi- количество обработанных знаков в строке.

Таким образом, общая сумма обработанных знаков делится на количество рабочих строчек (делится на 10).

Коэффициент точности выполнения теста (или показатель концентрации внимания):

K = V-

V

= yi

n ,где

V - скорость;

 - среднее количество ошибок в строке;

n - количество рабочих строк;

yi - количество ошибок в строке.

Таким образом, вычисляется отношение правильно обработанных знаков к общему числу обработанных знаков.

Уровень развития скорости переработки информации и внимательности определяется путем сравнения количественных значений этих показателей у данного ребенка с нормативными данными (Приложение 1, 2).

Если у ребенка скорость переработки информации соответствуют III-V уровням, а внимательности - IV-V уровням, то никаких поводов для беспокойства нет. Однако при этом следует помнить (особенно родителям), что если ребенок все же будет допускать ошибки, их уже нельзя считать случайными - по невнимательности. Как раз с внимательностью у такого ребенка все в порядке. Следовательно, причина ошибок - в незнании или непонимании материала.

Если оба обсуждаемых показателя находятся в средней - III зоне, то еще достаточно часто ребенок может допускать ошибки по невнимательности, и его надо обучать методам речевого самоконтроля. Сначала ребенок должен рассказывать то, что он будет делать, а только потом приступать к выполнению задания. Кроме того, если он аудиал, в процессе выполнения задания ему необходимо параллельно с написанием проговаривать буквы, слова, операции, то есть осуществлять действие под самодиктовку. Напротив, визуалу и кинестетику этого делать не следует, так как параллельное работе проговаривание может их сбивать, что приведет к еще большему количеству ошибок. На первых порах лучше, чтобы ребенок выполнял операции списывания и срисовывания поэлементно. Например, произносил и писал не целое слово, а слово, расчлененное по буквам. У этой группы детей можно также тренировать внимание, используя известные психологические методики, при условии, что дети не переутомлены (ВК цветового теста Люшера).

Показатель точности выполнения теста (внимательность) имеет принципиальное значение для диагностики функциональных отклонений в деятельности мозга (ММД). Если расчетное значение этого показателя попадает в зону патологии (или находится на границе с зоной слабого уровня выраженности), то вероятность наличия ММД исключительно высока. Если показатель точности оказывается в зоне слабого развития, необходимо дополнительно проанализировать скорость выполнения теста Тулуз-Пьерона. Если при этом значение скорости попадает в зону I (уровень патологии) или соответствует слабому уровню развития (зона II), то ММД также вполне вероятна. В этих случаях необходимо обязательно направить ребенка к невропатологу. Если диагноз ММД подтверждается (а в нашей практике он подтверждался всегда) и невропатолог назначает ребенку тот или иной реабилитационный курс, то психологу в этом случае рекомендуется использовать формы работы с ребенком, изложенные в методическом пособии «Оптимизация обучения и развития детей с ММД».

Обследования 1997-2000 гг., посвященные оценке готовности детей к школе, свидетельствуют о том, что снизился процент детей с явными нарушениями внимания (с 45% до 33%), но зато увеличилась прослойка детей с пограничными, стертыми, частично компенсированными формами ММД. Наиболее заботливые родители начинают лечить ММД и делать все необходимое для ее компенсации еще задолго до поступления ребенка в школу. В этом случае внимательность ребенка (показатель точности) достигает III или даже IV зоны, но показатель скорости остается еще на слабом уровне (зона II). Когда диагностируется подобное сочетание показателей скорости и точности по тесту Тулуз-Пьерона, в беседе с родителями следует выяснить, не было ли осложнений в развитии ребенка, способных привести к ММД, и проводилось ли соответствующее лечение. Если ответы подтверждают предположение о начальном этапе компенсации ММД, родителей следует предупредить о недопустимости повышенных нагрузок (занятий в гимназических классах, занятий с репетиторами, дополнительных кружков, секций и пр.), которые, по нашим наблюдениям, к сожалению, всегда приостанавливают процесс нормализации деятельности мозга. Если в течение года повышенные нагрузки сохраняются, то начинается обратный процесс: работа мозга дезорганизуется, нарушается внимание, снижается работоспособность, становится невозможной саморегуляция деятельности.

Тест Тулуз-Пьерона позволяет выявить и медлительных детей. Достаточно часто встречаются дети, которые работают с высокой точностью (зоны IV-V), но очень медленно (скорость в зоне II). В этих случаях необходимо выяснить, с чем связана медлительность, как она может осложнять процесс обучения, что следует предпринимать для профилактики. Уточнить это можно, наблюдая за ребенком во время индивидуального обследования.

Если на речевые тесты ребенок отвечает быстро, то его медлительность имеет ограниченный характер и не распространяется на сферу речевого взаимодействия. Следовательно, он будет нормально воспринимать на слух объяснения учителя в процессе урока. А осложнения у него могут появиться только при выполнении письменных работ: либо он не будет успевать, либо будет низким качество работы. В этом случае надо больше внимания уделять отработке навыков письма дома, но нельзя делать это «механически». Следует помнить, что скорость выполнения письменных работ напрямую зависит от навыков чтения и счета. Бесполезно заставлять ребенка быстро писать, палочки, буквы или цифры. Этим можно довести его до невроза, но быстрее писать он не сможет. Только беглое чтение и формирование представительства числового поля в голове ребенка переводят выполнение письменных работ на качественно другой, более высокий уровень, превращая механическое срисовывание в собственно письменную деятельность. Скорость будет повышаться по мере автоматизации b свертывания навыков чтения и счета. Можно, конечно, поработать и над моторикой. Если ребенок не устал при выполнении домашнего задания и готов поработать, то можно предложить ему написать еще 2-З строчки в черновике, повторив основное задание, которое он проделал в прописи. Лучше, чтобы ребенок писал не отдельные буквы, а целые слова. Как только ребенок освоит несколько букв, можно придумать из них слова и предлагать ребенку писать именно их. Такая работа выполняется ребенком с большим интересом. Кроме того, простые навыки (например, написание различных букв) быстрее автоматизируются, если они включены в более сложную деятельность.

При этом не следует требовать от ребенка соблюдения правила безотрывочного письма. Фактически безотрывочного письма и не существует, его придумали методисты. Любой человек на протяжении стандартной строчки периодически, 4-5 раз «отрывает» и перемещает руку. Письмо, как и восприятие, не является непрерывным процессом, оно осуществляется «порционно», посредством саккадических движений руки (аналогично саккадическим скачкам, которые совершаются глазами при чтении и обеспечивают, тем не менее, непрерывность в понимании смысла текста).

Об относительно безотрывочном письме можно говорить только тогда, когда навык письма автоматизирован настолько, что человек от побуквенного и послогового письма, от письма «по словам» переходит к письму «по фразам и мыслям». Тогда письмо становится беглым и быстрым, так как из основной деятельности оно перешло в разряд второстепенной, исполнительской функции. Но длина безотрывочных отрезков, манера соединений, характер и типичные места разрывов (соответствующих саккадическим передвижениям руки) обычно очень индивидуальны и формируются в зависимости не только от особенностей мелкой моторики, но и в связи с характерологическими особенностями человека. Принуждение к абсолютно единообразным вариантам письма, особенно требование однотипного выполнения движений, нередко приводит к моторной дисфункции (если движения неудобны ребенку) и к эмоциональному дискомфорту в связи с эстетическим неприятием требуемых графических изображений и их несоответствием характерологическим установкам. Когда рекомендуемый вариант письма резко расходится с индивидуальными особенностями, красивый почерк не вырабатывается, ребенок пишет медленно и неаккуратно. Лучше через поэлементное письмо продемонстрировать ребенку логику написания букв и слов. Уяснив элементы, он сам выработает тот вариант письма, который ему удобен.

Вернемся к анализу медлительности и выделим еще один тип медлительных детей. Если в индивидуальной беседе ребенок с трудом понимает, что надо делать, а ответы свидетельствуют о том, что его мышление развито слабо, то общая двигательная медлительность имеет интеллектуальный, а не моторный характер. В этом случае проблем в обучении можно избежать, только развивая мышление (см. соответствующие разделы данной главы).

Медлительность в деятельности может быть вызвана и повышенной тревожностью ребенка, его неуверенностью в себе. Об этом могут свидетельствовать высокие значения тревожности по тесту Тэммл-Дорки-Амен и характерный рисунок дерева (маленькое, тонкие ствол и ветви, слабый нажим и пр.). Тревожные дети склонны к излишним самопроверкам. Особо медленно они действуют в новых условиях и когда что-то приходится выполнять впервые. Если навыки отработаны, эти дети могут действовать быстро. По мере привыкания к новой обстановке они начинают работать значительно быстрее. Эмоциональная поддержка окружающих и успехи в деятельности, способствующие снижению тревожности, приводят и к нормализации скоростных показателей у этих детей.

Если во время индивидуальной диагностики ребенок долго молчит, медленно отвечает и медленно выполняет рисуночные тесты, то, скорее всего, такой темп деятельности отражает особенности нейродинамики в целом. Тренировка двигательных навыков при такой генерализованной медлительности дает незначительный результат. В начальной школе у ребенка может быть много проблем, при этом единственным способом их решения является систематизированное и методичное обучение, формирующее понятийное мышление. Сильный интеллект преодолевает зависимость от моторики, так как скорость мышления определяется не столько нейродинамикой, сколько полнотой и строгостью (отражением закономерных связей и отношений) «понятийной пирамиды».

Во всех случаях, когда приходится иметь дело с медлительностью, ни в коем случае нельзя действовать «напрямую»: подгонять детей, заставлять их работать быстрее, тренировать на выполнение действий в более быстром темпе. И не только потому, что нейрофизиологический природный компонент фактически не поддается механической тренировке и внешним управляющим воздействиям. Внешняя моторная деятельность вторична, она - результирующая. Нельзя ускорять результат, но можно ускорять процесс, который приводит к соответствующей результирующей деятельности, то есть качественно изменять внутренние механизмы. Например, надо не просто заставлять ребенка все делать быстрее, но работать с такими сложными навыками (чтение, письмо, устный счет и пр.), которые можно «свернуть» и автоматизировать, то есть качественно изменить их внутреннее протекание. В первую очередь, надо больше, чем задают, работать над навыками чтения и счета. Нельзя удовлетворяться послоговым чтением. Ребенок не сможет быстро писать, если он медленно, по слогам читает. Но если ребенок научится быстро читать и считать, то и все письменные работы он будет выполнять значительно быстрее даже без специальной моторной тренировки. И, конечно, особое значение имеет формирование понятийного мышления, которое разрывает прямую связь скорости деятельности с природными характеристиками и дает человеку совершенно новые возможности.

В тесте Тулуз-Пьерона помимо анализа количественных значений показателей скорости и точности следует рассматривать также и качественную сторону выполнения задания. Она отражает особенности работоспособности (процесса протекания деятельности) ребенка. Если в начале работы ребенок медлителен, допускает ошибки, но постепенно ошибки исчезают, а скорость возрастает почти в два раза, то это свидетельствует о замедленной врабатываемости. Таким детям необходимо давать время для «настройки». Нельзя требовать, чтобы они сразу начинали действовать быстро, так как в этом случае дети сделают много ошибок в начале работы или вообще не приступят к ней. Хорошо, когда такие дети начинают работать на черновике. Это позволяет им собраться с мыслями. Если их активно подгонять, они могут впасть в ступор, просто смотреть и ничего не делать. Если же дать время для «раскачки», то они после этого могут работать быстро. Именно это и вводит взрослых в заблуждение, дает им основание ругать ребенка за то, что он сразу не берется за дело, а долго просто сидит, смотрит в никуда и что-то перекладывает с места на место. Такие дети не сразу начинают одеваться, есть и т. п. К сожалению, обычно родители активно, до криков, с этим борются, чем могут доводить детей до нервных срывов или вызывать у них защитную агрессию. Замедленная врабатываемость сглаживается постепенно, по мере взросления ребенка и развития у него способности к самоуправлению. Когда ребенок привыкает мысленно планировать предстоящую деятельность, представляя оптимальную последовательность действий для ее выполнения, он как бы заранее в уме «пробегает» и подготовительные этапы настройки. Мысленное составление программы срабатывает как установка, которая позволяет начать деятельность тогда, когда это необходимо. Однако любая работа «экспромтом», к которой невозможно подготовиться, будет начинаться у таких детей с запаздыванием.

Нередко встречается и как бы противоположный только что описанному вариант выполнения теста Тулуз-Пьерона. Ребенок вначале работает быстро и безошибочно, но постепенно или снижается скорость, или нарастают ошибки, или отмечается и то, и другое одновременно. Такой тип выполнения теста свидетельствует о быстрой утомляемости, истощаемости ребенка. Причин может быть несколько. Чаще всего это вызвано снижением энергетического обеспечения деятельности ребенка вследствие перегрузок и переутомления. В этом случае расчетные значения вегетативного коэффициента (ВК) по Шипошу (см. далее цветовой тест Люшера) попадают в среднюю (что говорит об усталости) или слабую (что свидетельствует о состоянии хронического переутомления) зоны. Чтобы вернуть ребенка к нормальному уровню работоспособности, необходимо минимизировать его общую загруженность (например, освободить от многочисленных кружков), обеспечить здоровый образ жизни, следить за режимом. Пока не восстановится оптимальный энергетический потенциал (IV зона), следует чаще устраивать небольшие перерывы для отдыха, а продолжительность работы не должна превышать 10-15 минут. Следует помнить, что дети со сниженной энергетикой значительно чаще простужаются, болеют, причем заболевания нередко переходят в хронические формы.

Однако повышенная утомляемость, выявленная тестом Тулуз-Пьерона, может сопровождаться и высокими значениями ВК (IV или V зоны). В таких случаях истощаемость ребенка, скорее всего, вызвана неудобным для него темпом работы. Обычно «по жизни» такой ребенок делает все более медленно, чем от него постоянно требуют родители. Послушный ребенок усваивает установку на более быстрый темп деятельности, но длительное время так работать не может, хотя и «подгоняет» себя. Неудобный темп снижает качество работы, из-за этого может расти тревожность, падать самооценка, формироваться отрицательная установка по отношению к школе. Опасно, если в таких случаях нарушается энергетический баланс и ребенок переходит в состояние перевозбуждения (ВК в зоне V). Долго работать на пределе своих возможностей он не может, перенапряжение его выматывает. Происходит «энергетический срыв», ВК переходит в зону II, а ребенок - в состояние крайнего переутомления. Таким образом, медлительному ребенку необходимо предоставить возможность действовать в удобном для него темпе. Ему необходимо оказывать помощь, используя все приведенные выше рекомендации.

Качественный анализ выполнения теста Тулуз-Пьерона позволяет также выявить детей, которые действуют очень быстро, но несколько небрежно (скорость- в V зоне, точность- в III - IV зоне). V зона - это хорошая, но не абсолютная внимательность. Умные дети без ММД могут быть абсолютно внимательны, если их «отучить» от торопливости и небрежности.

Таких детей необходимо приучать к самопроверкам и рассуждениям, и не только для того, чтобы они не допускали ошибок по небрежности. Быстрые и умные дети часто сразу видят ответ, при этом они не «задерживаются» на способе его получения. Методы и алгоритмы работы остаются неосознанными, и самостоятельность мышления не формируется. В итоге ребенок может действовать только тогда, когда сразу видит ответ, и не умеет самостоятельно разбираться и искать решение, когда оно для него неочевидно. Использование ребенком речевой рефлексии, проговаривание алгоритмов самой деятельности позволяют ему гармонично развивать свое мышление.

На основе теста Тулуз-Пьерона можно получить дополнительную информацию об оперативной памяти, визуальном мышлении, личностных особенностях ребенка. Полностью правила интерпретации изложены в указанном выше методическом руководстве и в данном пособии не повторяются.

Просмотров работы: 789