Определение плоскостопия у подростков

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение плоскостопия у подростков

Латыпова К.И. 1
1МБОУ гимназия с.Раевский
Симахина Л.Я. 1
1МБОУ гимназия с.Раевский,
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающимся уплотнением сводов стоп, резко понижается опорная функция стоп, изменяется положение таза, становиться трудно ходить.

Плоская стопа характеризуется опусканием её продольного и поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные синдромы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии.

Актуальность

Плоскостопие у подростков встречается в 60% случаев, причем у девочек чаще, чем у мальчиков. Актуальность темы состоит в том, чтобы обозначить проблему и найти способы ее решения - рассказать, почему опасно плоскостопие, как его выявить и лечить.

Цель проекта

Определить степень плоскостопия у учащихся 9 класса, рассказать о необходимости исправления плоскостопия до достижения 15 – 16 лет.

Задачи:

1. Изучить литературные источники о плоскостопии;

2. Охарактеризовать степени плоскостопия;

3. Охарактеризовать причины возникновения плоскостопия;

4. Рассмотреть методики определения плоскостопия.

5. Определить степень плоскостопия по методике В.А Яралова-Яраленда.

6. Составить таблицу результатов.

Глава I. Основные аспекты физического развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

I.1. Плоскостопие

Плоскостопие - заболевание чрезвычайно распространенное, можно сказать социальное. Чтобы убедиться в этом, достаточно поговорить с родственниками и знакомыми: «на каждом шагу» слышны жалобы на боли в стопах, мышцах голени, в коленных и даже тазобедренных суставах. Самая распространенная причина болей - уплощение стоп. А если обратить внимание на обувь, как быстро она снашивается и каким образом, можно получить дополнительную информацию.

Попытки «прочитать» стоптанную обувь предпринимали в свое время французский сапожник Жош-Батист де Андре и его итальянский коллега Сальваторе Ферламо. По тому, как стерты подметки у того или иного человека, они делали следующие выводы: по всей ширине - тихоня, внутренняя сторона - жаден, внешняя сторона - расточителен, стерты задники каблуков - упрям, неуступчив. Предполагалось даже основать новую науку - скарпологию, позволяющую определить характер человека по его обуви. Практическая ценность такой «науки» конечно же невелика, но кое-какие выводы, осматривая поношенную обувь, сделать можно.

При нормальном положении стопы каблук изнашивается равномерно сзади, чуть больше с наружной стороны.

При плоскостопии износ каблука идет преимущественно по внутреннему краю. Если каблуки сильно стираются с внутренней стороны и, кроме того, задняя часть обуви «заламывается кнаружи», то это свидетельствует о плоско-вальгусных стопах. Косолапость проявляется в сильном снашивании каблука по наружному краю «заламыванию» обуви вовнутрь.

Ну а детская обувь просто «горит»! Каждый ребенок имеет свою индивидуальную форму стопы и соответственно этому изнашивается обувь. Донашивать чужую, пусть крепкую и красивую, обувь нельзя ни в коем случае. ( Кузнецова Л., Мельникова А. В ногах правда есть.// Здоровье.- 2013, август)

Плоскостопие – это процесс деформации связочного аппарата, а затем и костей стопы. Тип структурных изменений отражен в названии заболевания – стопа уплощается вплоть до полного исчезновения свода. 
 Стопа человека образована 26 костями и 7 суставами. Это сложная скелетная структура, сочетающая в себе опорную, амортизационную, двигательную функции. И плоскостопие – одна из самых частых патологий стопы как во взрослом, так и в детском возрасте.

I.2. Причины плоскостопия

Причин плоскостопия много: это и наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни), парез или паралич подошвенных мышц стопы или голени, травмы костей стопы и лодыжек. Наиболее частая причина - общая слабость костно-мышечной системы в результате перенесенного рахита, частых или длительных заболеваний.

Наиболее частой причиной плоскостопия (8 из 10 случаев) является плохая развитость мышц стопы. Плоскостопие может быть вторичным, то есть являться осложнением таких заболеваний, как рахит, остеопороз; а также развиваться из-за снижения функции верхних суставов – коленного и тазобедренного, когда нагрузка с них переносится на голеностоп. 

Плоскостопие развивается в нескольких направлениях, исходя, из чего выделяют его продольный и поперечный типы. Соответственно, стопа может увеличиваться в длину и в ширину. Наиболее часто встречаются оба типа плоскостопия, но преобладает обычно поперечное. 
 В развитии плоскостопия выделяют несколько стадий – в зависимости от того, на какой из них будет определена болезнь, различается прогноз, симптомы и лечение. Современная медицина определяет тяжесть плоскостопия по величине и углу свода стопы – ее среднего отдела, приподнятого над землей в норме на 35 мм. 

Степени плоскостопия

1степень 
  Плоскостопие начинается с ослабления связочного аппарата, при этом деформации костей еще нет. Вы можете чувствовать первые симптомы – усталость и натруженность при ходьбе, может меняться осанка. Свод стопы не изменен.

2степень 
На второй степени плоскостопия происходят изменения в структуре костей, что ведет к заметному снижению свода – до 25-15 мм. Вследствие негативного воздействия начинается артроз суставов – повреждаются хрящи, в них образуются трещины, которые заполняются солями кальция и усиливают трение костей друг о друга. Все ведет к тому, что проявляются основные симптомы плоскостопия – боль при ходьбе, пока еще незначительное увеличение размера ноги. 

3степень 
  Третья степень плоскостопия сопровождается серьезными поражениями костей. Свод стопы опускается до 15 мм и ниже, появляется характерная «медвежья» походка – так организм стремится распределить нагрузку и удержать равновесие. В большинстве случаев плоскостопие на этой стадии сопровождает тяжелый артроз таранно-ладьевидного и других суставов стопы, могут развиваться остеофиты. При крайнем опущении свода человеку становится тяжело ходить, может потребоваться операция. Плоскостопие третьей степени в России является показанием для отвода от военной службы. 

 На всех стадиях развития плоскостопия постепенно увеличивается нагрузка на верхние суставы – колено, тазобедренный и позвоночник. Меняется натяжение мышц голени, пациент начинает сутулиться, чтобы снизить нагрузку, что влияет на осанку вплоть до развития сколиоза. 

I.3. Методы определения степени плоскостопия

Существует много методов определения плоскостопия. Чаще всего определяют методом плантографии – получение отпечатков подошвенной поверхности стоп.

Определение степени продольного плоскостопия:
• от центра отпечатка пятки провести линию до межпальцевого промежутка третьего и четвертого пальцев;
• обозначить наиболее выступающие точки внутреннего контура стопы в передней и пяточной областях и соединить их касательной АК;
• к центру касательной восстановить перпендикуляр до пересечения с первой линией;
• полученный отрезок разделить на три равные части. Нумерация начинается от внутренней части отпечатка к наружной.
I степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на первый интервал;
II степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на второй интервал;
III степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на третий интервал.

 Определение поперечного плоскостопия:
• на отпечатке стопы находим наиболее выступающие точки на внутренней и наружной стороне переднего отдела стопы - точки А и В, соответствующие головкам 1-й и 5-й плюсневых костей, и соединяем их между собой;
• через точку В на наружной стороне отпечатка и наиболее выступающую точку пятки проводим касательную, к которой восстанавливаем перпендикуляр из точки D - крайней задней точки отпечатка пятки, получаем точку Е;
• на наиболее выступающий край большого (или второго) пальца ставим точку P. DP - длина отпечатка.
• величину отрезка DP умножаем на 0,16 и откладываем от точки Е по прямой ВЕ. Получим точку С. СЕ=0,16*DP ;
• из точки С восстанавливаем перпендикуляр к прямой ВЕ. СС¢ - серединная пяточная ось;
• делим отрезок СС¢ пополам, получаем точку F - среднюю пяточную точку;
• отрезок АВ делим пополам и получаем точку Z;
• соединяем точки F и Z, получаем условную ось стопы;
• из точек А и В поводим линии AN и BR параллельные FZ (условной оси стопы)
• из точек А и В проводим линии АP и BQ через крайние передние точки отпечатков 1 и 5 пальцев.
В норме угол при первом пальце (угол NAP) меньше 18°, а угол при пятом пальце (угол QBR) меньше 12°. (Приложение 1)

Рассмотрим и другие методы.

1 метод плантографиии (Чижина И.М.)

     Для определения формы стопы необходимо сделать отпечаток стопы и вычислить оценку по методу Чижина. Для оценки плантограммы на ней проводятся специальные линии:

1. Касательная АБ к внутреннему краю отпечатка стопы.

2. Линия ВГ - прямая, проходящая через основание 2-го пальца и крайнюю точку пятки.

3. Через середину отрезка ВГ восстанавливают перпендикуляр к касательной АВ, который пересечет ее в точке Е. Восстановленный перпендикуляр также пересечет отпечаток стопы в точке Ж (по внутреннему краю стопы) и в точке З (по наружному краю). Сводчатость стопы оценивается по индексу, равному

I= ЗЖ/ЕЖ,

где ЖЗ - ширина узкой части отпечатка стопы;

ЕЖ -расстояние от касательной АВ до внутреннего края отпечатка стопы. Если индекс колеблется от 0 до 1, то сводчатость стопы оценивается как нормальная. Если индекс стопы варьирует от 1 до 2, то стопа характеризуется как уплощенная, если больше 2 - плоскостопие.

2 метод Козырева О.В.

     от центра отпечатка пятки провести линию до межпальцевого промежутка третьего и четвертого пальцев;

- обозначить наиболее выступающие точки внутреннего контура стопы в передней и пяточной областях и соединить их касательной;

- к центру касательной восстановить перпендикуляр до пересечения с первой линией;

- полученный отрезок разделить на три равные части. Нумерация начинается от внутренней части отпечатка к наружной.

I степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на первый интервал;

II степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на второй интервал;

III степень плоскостопия - внутренний контур отпечатка попадает на третий интервал.

3 метод Метод подометрии. Определение индекса стопы по Фридлянду М.Ф.

     Измерить в мм высоту стопы (расстояние от пола до верхней поверхности ладьевидной кости) и длину стопы от кончика 1 пальца до задней окружности пятки.

     Умножить высоту в мм на 100 и разделить на длину стопы.

     Индекс при:

     Очень высокий свод - более 33%

     Умеренно высокий -33-31%

     Нормальный свод -31-29%

     Умеренное плоскостопие - 29-17% Плоская стопа -27-25%

     Резкое плоскостопие - ниже 25%

      Умножить высоту в мм на 100 и разделить на длину стопы. Индекс нормального свода стопы колеблется от 32 до 27, от 27 до 25 и ниже - плоскостопие

4 метод В.А. Яралова-Яраленда.

Для этого на отпечаток наносят две линии: АВ, соединяющую середину пятки с серединой основания большого пальца, и АС, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком. Если внутренний изгиб контура отпечатка стопы заходит за линию АС или располагается на ее уровне – стопа нормальная; если находится между линиями АВ и АС – стопа уплощена (плоскостопие 1-й степени); если не доходит до линии АВ – плоскостопие 2-й и 3-й степени. Используя предложенную методику, определяется состояние стоп (правой и левой) учащихся.

I.4. Современные взгляды на профилактику и коррекцию плоскостопия

Плоскостопие - заболевание прогрессирующее поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи лечатся гораздо труднее.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Лечебная гимнастика, массаж, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь - мер для исправления стоп достаточно. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Первостепенное внимание следует уделить обуви, она должна быть «рациональной», то есть устойчивой, и плотно охватывать стопу, не мешая при этом движению. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий стопам «дышать», так же являются необходимыми качествами хорошей детской обуви.

Детям дошкольного возраста лучше носить ботиночки или туфли, хорошо фиксирующие голеностопные суставы.

Детям с плоскостопием, а особенно с плоско-вальгусными стопами нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника.

Но часто одной рациональной обуви для исправления плоскостопия недостаточно. Тогда применяют ортопедические стельки или ортопедическую обувь.

Эти средства лечения достаточно эффективны, так как облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие заболевания. Однако без назначения врача заказывать, а тем более покупать готовые ортопедические стельки нельзя. Такие стельки могут нанести стопе ребенка больше вреда, чем пользы.

Ортопедические стельки вкладывают в ту же самую «рациональную» обувь, хорошо фиксирующую стопу. Стельки в мягких тапочках или разношенных туфлях бесполезны. Так как стелька занимает определенный объем в обуви, приобретайте ботиночки на один размер больше, чем требуется по длине стопы.

Надо учесть, что стельки имеют определенный срок годности. Индивидуально изготовленные стельки из пробки необходимо менять не реже одного раза в полгода. Стельки из более мягких эластичных материалов следует менять еще чаще - каждые три-четыре месяца.

Ортопедическая обувь заказывается в специальных мастерских по направлению врача-ортопеда, следует иметь как минимум две пары: одну - для улицы, другую - для дома.

Специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Эти своеобразные «костыли» стоит использовать во время длительного пребывания ребенка на ногах. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют еще больше.

При отсутствии эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей суставов стопы. Во время сна применяют лонгеты. При тяжелых формах плоскостопия с сильными постоянными болями показано оперативное лечение.

Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.

Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиник.

Исключение составляют тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на передненаружной поверхности голени и тыльной поверхности стопы.

Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-500; длительность процедуры 30-40 минут, ежедневно или через день. Для озокеритовых аппликаций достаточно температуры 30-400 в течение 15-20 минут, два дня подряд с перерывом на третий день.

Курс лечения 15-20 процедур, повторять можно через два - три месяца.

Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику.

В домашних условиях можно применять контрастные кожные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один - с теплой (40-450), другой - с прохладной (16-200). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и провидится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют суставы стоп, но обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж - необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случаи боли в стопах и восстанавливает нормальные условия. Для развития и роста нижних конечностей.

В педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук). Если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног. Надо быть внимательным при обращении к специалистам (особенно платным) - массаж только ног мало эффективен. Управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые начинаются в поясничном отделении спинного мозга. Поэтому любой массаж ног должен начинаться с массажа спины или хотя бы поясничной области.

В зависимости от возраста и, следовательно, роста и веса ребенка, а так же объема массажа, сеанс занимает от десяти минут до получаса.

Курс массажа при плоскостопии обычно длительный около 20 сеансов, черезо день или ежедневно. Эффективным считается повторение курса 3-4 раза в год. Однако, если ребенок пожаловался на боль и усталость ног после длительной прогулки или оживленной игры, не откладывайте, делайте массаж «по необходимости».

Массировать ребенка можно на столе (если он там помещается), на жесткой кушетке или на полу. В любом случае у лежащего должна быть хорошая опора. При плоскостопии проводится общетонизирующий, то есть достаточно энергичный массаж. Масла и кремы лучше не использовать, так как они увеличивают скольжение рук и, следовательно, снижают интенсивность воздействия.

I.5. Комплекс упражнений при плоскостопии

В исходном положении (И. П.) сидя с выпрямленными ногами:

1. Колени и пятки соединены, правая стопа сильно разогнута; подвести передний отдел левой стопы под подошву правой, затем повторить упражнение, поменяв ноги.

2. Погладить внутренним краем и подошвенной поверхностью правой стопы левую голень, повторить, поменяв ноги.

И. П. — сидя на стуле:

3. Сгибать пальцы стоп.

4. Приведение стоп внутрь.

5. Кружение стопами внутрь.

6. Обеими стопами захватить и приподнять мяч (волейбольный или набивной).

7. Пальцами ног захватывать и приподнимать карандаш.

8. Пальцами ног захватывать и приподнимать губку.

9. Пальцами стоп подтягивать тонкий коврик.

10. И. П. — стоя на носках, стопы параллельно. Перейти на наружный край

стопы и вернуться в И. П.

11. Ходьба босиком по песку (для песка можно приспособить ящик размером полметра на метр) или коврику из поролона (или с большим ворсом), согнув пальцы и опираясь на наружный край стопы.

12. Ходьба по скошенной поверхности с опорой на наружный край стопы.

13. Ходьба по бревну боком. Упражнения выполняются босиком, каждое по 8–12 раз.

Глава II. Определение степени плоскостопия у учащихся 9Б класса

Из всех методик я выбрала метод плантографии В. А.Яралова-Яраленда.

В исследовании участвовало 22 человек. Все данные отражены в таблице.

Всего учащихся

1 степень

2 степень

3 степень

0 степень

22

25 %

8 %

8 %

59 %

Заключение

У человека красота должна быть не только внутренней, но и внешней. Человек должен находиться в гармонии души и тела. Красивая фигура, правильная его осанка, красивая походка создает человеку комфорт в обществе и уверенность в себе, у него уверенная легкая походка и четкие точные движения. Он не испытывает трудностей со своим здоровьем. Добиться красивой фигуры и правильной осанки тела можно, если вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой и спортом.

В ходе своего исследования я выяснила, что плоскостопие всё-таки имеются у учащихся 9 класса.

Плоскостопие – заболевание, очень широко распространенное у подростков. Оно может привести к тяжелым нарушениям опорно-двигательного аппарата в будущем. Чтобы предотвратить негативные последствия для здоровья, главное уже в 13-15 лет обращать внимание на кажущиеся мелочи – походку, внешний вид обуви, избыточный вес, правильно подобранную обувь.

Будьте стройны, красивы и здоровы!

Список использованной литературы

Большая медицинская энциклопедия. – М.: Эксмо, 2009. – 864 с.

Гигиена и экология человека: учеб. для студ. сред. проф. учебных заведений (Н.А. Матвеева, А.В.Леонов, М.П.Грачёва и др.); под ред.Н.А.Матеевой. – 3-е издание., - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.

Краткая медицинская энциклопедия: в 3-х томах АМН СССР. Гл.ред.Б.В.Петровский.-2-е изд. – М.: Советская энциклопедия. – Т.2, 1989, 608 с.

Р.Кешинян, К.Жердев. В ногах правда есть.// Здоровье, 2013, август

Л.Кузнецова, А. Мельникова. Ноги в руки// Здоровье, 2013, сентябрь

Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/Пер с анг. – М.: Физ-ра и спорт, 1993. – 592 с.

Просмотров работы: 298