Особенности процессов головного мозга. Мышление

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности процессов головного мозга. Мышление

Наимова И.М. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Наимова Ю.Ю. 1Мартынова Е.Б. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность выбранной темы достаточно велика. В настоящее время образование играет одну из главнейших ролей в нашей жизни. Без образования невозможно построить свою жизнь успешно, трудно представляется личность, разносторонне развитая, высокоинтеллектуальная, интересная. Образование же, в свою очередь, сложно представить без хорошего обучения. Обучение начинается у нас в младенческом возрасте и продолжается всю сознательную жизнь. Но наиболее яркие моменты обучения приходятся, конечно, на школьно-студенческий период. Все обучение строится на нескольких основных процессах – мышление, память, восприятие. Мышление является крайне важным компонентом обучения для детей в школе, ведь ежедневно им приходится учить огромные пласты новой информации – исторические даты и события, правила, математические формулы, теоремы, стихи, понятия и явления окружающего мира, лексические структуры и так далее.

Цель исследования – изучить особенности и уровни развития мышления у обучающихся начальной школы, разработать рекомендации по тренировке мышления.

Объект исследования – структура, функции и процессы головного мозга человека.

Предмет исследования – мышление, как процесс головного мозга.

Задачи исследования:

Провести анализ литературы по теме структуры, функций и процессов головного мозга.

Изучить особенности процессов головного мозга на примере мышления; основные мыслительные операции.

Сравнить и проанализировать уровень и особенности развития мышления у детей.

Разработать рекомендации.

Гипотеза исследования: для наиболее успешного обучения в школе детям необходимо развивать уровень мышления путем развития основных мыслительных операций.

Методы исследования. На этапе анализа литературы: обобщение, анализ, синтез. При сборе эмпирических данных использовалась методика изучения мышления Замбицявичене.

Практическая значимость. Полученные в работе данные могут быть использованы для разработки рекомендаций по:

- улучшению мышления,

- оказанию помощи в обучении учащимся.

Глава 1. Структура и функции головного мозга

Структура головного мозга

Головной мозг человека расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400-1500 г. У новорожденного в среднем около 380 г. Рост мозга заканчивается к 23-25 годам.

Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, среднего, заднего, промежуточного и продолговатого.

Самую древнюю часть головного мозга составляют: продолговатый мозг, мост, средний мозг и промежуточный мозг. Более поздними являются большие полушария головного мозга. [2, с. 245]

Также в структуру головного мозга входят мозжечок, гипоталамус, таламус, гипофиз, эпифиз, мозолистое тело, гиппокамп, миндалина, кора больших полушарий мозга. [1, с.10,11]

Большие полушария головного мозга покрывают мозжечок и ствол мозга и занимают 78% общей массы мозга. Большие полушария головного мозга разделены по средней линии глубокой вертикальной щелью на правое и левое полушария. В глубине средней части оба полушария соединены между собой спайкой – мозолистым телом. Сверху полушарие покрыто корой – тонким слоем серого вещества, которое состоит из нервных клеток. Кора головного мозга – молодое образование центральной нервной системы. У человека она достигает наивысшего развития. Кора головного мозга имеет огромное значение в регуляции жизнедеятельности организма, в осуществлении сложных форм поведения и становлении нервно-психических функций.

В каждом полушарии различают доли: лобную, теменную, височную, затылочную и островок. [3, с.61]

1.2 Функции головного мозга

Каждый отдел головного мозга имеет своё предназначение и отвечает за определенные функции организма. Рассмотрим эти отделы более внимательно.

1. Лобная доля. Лобная доля занимает передние отделы полушарий. Функция лобных долей связана с организацией произвольных движений, двигательных механизмов речи, регуляцией сложных форм поведения, процессов мышления.

Теменная доля. Теменная доля занимает верхнебоковые поверхности полушария. Функция теменной доли связана с восприятием и анализом чувствительных раздражений, пространственной ориентацией.

Височная доля. Височная доля занимает нижнебоковую поверхность полушарий. Функция височной доли связана с восприятием слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений, анализом и синтезом речевых звуков, механизмом памяти. Здесь располагается слуховой, или гностический, центр речи (центр Вернике).

Затылочная доля. Затылочная доля занимает задние отделы полушарий. Функция затылочной доли связана с восприятием и переработкой зрительной информации, организацией сложных процессов зрительного восприятия.

Островок. Островок, или так называемая закрытая долька, находится в глубине боковой борозды. В островке проецируется анализатор вкуса. [3, с. 63]

Мышление. Основные мыслительные операции

Мышление – это психический процесс обобщенного, опосредованного и целенаправленного отражения действительности. Мышление опосредовано системой различных знаков, выработанных человечеством. Средством опосредования и обобщения является язык.

Язык – это система условных символов, относительно независимых от индивида, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. [4, с. 102-105]

Исследовать мышление начали ещё античные философы и учёные, однако делали они это с позиций не психологии, а других наук, в первую очередь — философии и логики. Первым из них был Парменид. Крупнейшим теоретиком учения о мышлении в то время был Аристотель. Он изучил его формы, обосновал и вывел законы мышления. Однако мышление для него было деятельностью «разумной души».

Активные психологические исследования мышления ведутся с XVII века, однако и тогда они существенно зависели от логики. Согласно раннему учению о мышлении, принадлежащему к XVII веку, способность к мышлению врождённая, а само мышление рассматривалось отдельно от психики. Интеллектуальными способностями считали созерцание, логическое рассуждение и рефлексия.

Видным представителем рационализма был Р. Декарт, предвозвестник рефлексологии. Рационалисты считали, что органы чувств дают примерную информацию, а познать её мы можем только с помощью разума. При этом мышление они считали автономным, рациональным актом, свободным от непосредственного чувствования.

В конце XIX века наступает расцвет психологического течения — рефлексологии. Среди видных её деятелей можно назвать И. М. Сеченова, И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

В советской психологии изучение мышления связано с психологической теорией деятельности. Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя (мышление) деятельность — не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. [5.]

Мышление как психический процесс совершается в умственных (мыслительных) операциях.

Умственные действия – это разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания, это действия с образами, представлениями и понятиями. Умственное действие всегда осознано, так как осознается его цель. Умственные действия состоят из простейших мыслительных операций.

Мыслительные операции:

Анализ - мыслительная операция разделения предметов и явлений на части.

Синтез - мыслительная операция объединения частей или свойств предмета в единое целое.

Сравнение - мыслительная операция сопоставления предметов и явлений между собой, нахождения сходства и различий между ними.

Обобщение - мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам.

Абстракция - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и одновременном отвлечении от несущественных.

Конкретизация – мыслительная операция, противоположная абстракции. Это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

[4, с. 102-105]

Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1 Программа эмпирического исследования

Цель эмпирического исследования – изучить особенности протекания процессов головного мозга на примере мышления, выявить уровень и особенности развития мышления у детей, разработать рекомендации по тренировке основных мыслительных операций, рекомендации по улучшению обучения детей в школе.

В качестве испытуемых в нашем исследованиивыступили учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов МБОУ гимназии «Пущино.

С учетом сказанного могут быть поставлены следующие задачи эмпирического исследования:

Изучить уровень мышления у детей.

Проанализировать особенности мышления у обучающихся.

Разработать рекомендации для улучшения мышления.

Гипотеза эмпирического исследования: для наиболее успешного обучения в школе детям необходимо развивать мышление.

Для сбора эмпирических данных нами использовались следующая психодиагностическая методика:

Методика Замбицявичене.

Описание методики. Тест Замбицявичене состоит из 4-х субтестов и рассчитан на возрастную группу 7-9 лет. В каждом субтесте по 10 заданий на изучение различных мыслительных операций: классификации, обобщение, исключение лишнего путем установления логических связей, проведение аналогий. Максимальное количество баллов, которые можно набрать – 40. За каждый правильный ответ зачисляется 1 балл.

Подробное описание методики исследования см. в приложении 1.

2.2 Описание результатов исследования

В результате исследования были получены следующие результаты:

Уровень развития мышления у учеников 3 «Б» класса выше, чем у учеников 3 «А».

В 3 «А» классе один учащийся имеет высокий уровень развития мышления.

В 3 «Б» классе один учащийся имеет низкий уровень развития мышления.

Средний балл 3 «А» класса равен 33,4 балла, а 3 «Б» - 34 балла (из 40 максимальных).

Подробнее результаты можно увидеть на рисунках 1 - 5.

Рисунок 1. Сводная таблица результатов исследования в параллели 3-х классов

п/п

Уровень

3 «А»

3 «Б»

 

Высокий

1 чел.

0 чел.

 

Выше среднего (хороший)

13 чел.

20 чел.

 

Средний (норма)

6 чел.

3 чел.

 

Ниже среднего

2 чел.

0 чел.

 

Низкий

0 чел.

1 чел.

 

Количество уч-ся в классе

22

24

 

Средний балл класса

33,4

34

Рисунок 2. Сводные данные уровня развития мышления в параллели 3-х классов

Рисунок 3. Средние баллы классов

Рисунок 4. Результаты классов по субтестам

п/п

Субтест

3 «А»

3 «Б»

 

I – общая осведомлённость

8,5 б

9,9 б

 

II – исключение лишнего

7,7 б

8,5 б

 

III – установление логических связей

8 б

8,7 б

 

IV - классификации

8,7 б

8,6 б

Рисунок 5. Анализ уровней развития мыслительных операций

2.3 Анализ результатов исследования

По итогам проведенного исследования мы видим следующие результаты: уровень развития мышления в 3 «Б» классе выше, чем в 3 «А»; у учащихся 3 «А» класса лучше развиты такие операции, как классификации и обобщение; у учащихся 3 «Б» лучше развиты такие операции, как общая осведомленность, установление логических связей, проведение аналогии. Средний балл 3 «Б» класса ненамного отличается от среднего балла 3 «А», говорить о большой разнице в уровне развития мышления учащихся этих классов мы не можем. Но тем не менее, мышление в 3 «Б» классе развито выше.

Рекомендации

Как известно, для повышения уровня обучения в школе детям необходим хороший уровень развития мыщления. Мышление участвует в образовательном процессе практически везде, т.к. очень большой объем информации необходимо запоминать ежедневно на протяжение всего периода обучения в школе. Исходя из этого, а также опираясь на полученные в ходе нашего исследования результаты, можно сделать выводы о том, что для успешного обучения детям необходимо тренировать мышление методом решения логических задач, ребусов, шарад, головоломок, участием в интеллектуальных играх, чтением книг, рисованием картин, играми в ассоциации.

Заключение

Все мы стремимся стать личностью. Но это невозможно без развития высших психических функций. В нашем головном мозге заложено все, что необходимо для их развития, например, отдельные участки мозга отвечают за развитие отдельных функций. Для того, чтоб суметь развить в себе высокоинтеллектуальную, высокообразованную, интересную, разносторонне развитую личность, нам необходимо лишь понять наш мозг, суметь его «прочесть», сделать правильные выводы и просто правильно тренировать определенные процессы. Всю жизнь человек проходит обучение. Оно может быть разным: практическим, житейским, социальным, академическим, но оно всегда с нами рядом. Самые трудные годы обучения – это обучение в школе. Несмотря на очевидную сложность, именно в школе закладывается основа будущей личности, ее успешности в жизни, ее интересности и значимости для окружающих. Основные психические процессы, участвующие в школьном обучении это восприятие, мышление, воображение и память.

Мышление – неотъемлемый процесс в обучении. Оно участвует в образовательном процессе практически везде, т.к. очень большой объем информации необходимо понимать, анализировать и запоминать ежедневно на протяжение всего периода обучения в школе. Исходя из этого, очень важно понимать, что мышление нужно развивать и тренировать с раннего возраста.

Список используемой литературы

Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». Под редакцией В.М.Астапова и Ю.В.Микадзе. 8-е издание, перераб.и доп. – М.: ПЕР СЭ, 2011. – 80 с.

Биология : Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ/ Г.И.Лернер. – Москва: Издательство АСТ, 2018. 287 с, ил.

Невропатология: учебник для студ.высш.учеб.заведений/ Л.О.Бадалян. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

Общая психология: Учебно-методическое пособие/ Под общ.ред. М.В.Гамезо. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)

https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2012/05/11/metodika-dlya-opredeleniya-urovnya-umstvennogo-razvitiya

Приложение 1

МЕТОДИКА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

Предложена Э. Ф. Замбицявичене

Описание теста:

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программно материала начальных классов.

1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.

2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

4 субтест - выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок т одновременно про себя.

Текст методики

1. Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. В тёплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

7. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.

Это "лишнее" слово надо найти и исключить его.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:

лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги

бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая связь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

1. огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля

2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр

3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы

4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка

6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач

8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна

9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4. Эти пары слов можно назвать одним названием,

брюки, платье... – одежда

треугольник, квадрат ... – фигура

Придумай название к каждой паре:

1. Метла, лопата...

2. Шкаф, диван...

3. Окунь, карась...

4. День, ночь...

5. Осень, весна…

6. Слон, муравей...

7. Огурец, помидор...

8. Июнь, июль...

9. Сирень, шиповник…

10. Дерево, цветок...

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: "Почему?". При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно" решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест. За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи).

Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.

Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:

ОУ = X х 100% /40

где Х - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):

4 Уровень успешности - 32 балла и более (80-100% О.У.),

3 Уровень - 31,5-26,0 балла (79,9 - 65%),

2 Уровень - 25,5 - 20,0 балла (64,9-50%),

1 Уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Просмотров работы: 220