Я - это ты, ты - это я. Одинаковые или разные? Вся правда о жизни идентичных близнецов.

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я - это ты, ты - это я. Одинаковые или разные? Вся правда о жизни идентичных близнецов.

Настюкова Т.В. 1Настюкова З.В. 1
1ГБОУ школа № 1508
Макарова Т.В. 1
1ГБОУ школа 1508
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы – Тамара и Зоя – идентичные близнецы. Мир близнецов очень непонятный и неизведанный. Существует целая наука -  «гемеллология», изучающая близнецов с точки зрения генетики, медицины, социологии. Близнецы встречаются в нашей жизни не так уж и часто, поэтому вызывают большой интерес окружающих (особенно идентичные, потому что они похожи друг на друга как две капли воды).

Нам постоянно задают вопросы какие мы, нас очень часто путают не только учителя и одноклассники, но и родственники. Наша похожесть вызывает массу вопросов, на которые не всегда легко найти ответ и как мы впоследствии выяснили даже невозможно найти. Поэтому мы решили провести исследование и доказать, что абсолютно одинаковых людей не существует и даже идентичные близнецы – РАЗНЫЕ. Мы тоже считаем себя разными и решили доказать это, проведя исследования, и, по возможности, сравнив как можно больше параметров.

Обоснование выбора и актуальность

Вопрос изучения близнецов не только актуален для окружающих нас людей. Прежде всего, научные исследования идентичных близнецов важны для медицины: установить, что в человеке заложено генетически (генотип), а что приобретается благодаря влиянию окружающей среды (фенотип), как то или иное заболевания развивается у обычных людей и у близнецов, что можно предотвратить, что и как можно вылечить.

В нынешнее время биология как наука настолько продвинулась, что мы можем воспроизвести животных-близнецов, точных копий друг друга, в чем и есть их ценность. Клонирование – большое достижение науки.

Но ведь идентичные близнецы это не только люди-близнецы или клоны животных. Близнецы почти везде! Молекулы-близнецы - кислород, минеральные вещества, у одного человека тоже сплошь клетки-близнецы.

Изучение идентичных близнецов будет крайне полезным и для самих близнецов. Оно позволит лучше узнать себя, свои особенности, свои отношения с со-близнецом и то, как все-таки строить в обществе с другими людьми.

Кроме того, в дальнейшем полученные материалы можно использовать на уроках биологии в школе или даже продолжить исследование на более научной и глубокой основе.

Постановка цели

Цель проекта – провести сравнительное исследование идентичных близнецов на примере себя и опровергнуть либо подтвердить гипотезу, что даже при полном совпадении ДНК идентичные близнецы имеют значительные различия и абсолютно одинаковых людей в природе не существует.

Планирование работы над проектом

Учитывая, что предстоял достаточно большой объем работы, мы с сестрой определили какие параметры мы сможем сравнить, установили специалистов, которые нам в этом помогут, назначили предельные даты и поделили все это между собой. Таким образом, у нас появился план работы и мы приступили к его реализации.

Этапы

Этапы реализации исследовательского проекта удобнее всего представить в табличном формате:

Этап

Задача

Подготовительный

Выбор темы проекта, установление гипотезы, цели и задач.

Планирование

Подбор вариантов исследования, средств и методов, круга специалистов, распределение обязанностей, формы сбора информации по проекту, установление сроков.

Поиск информации и исследования

Изучение литературы, интернет-источников, общение со специалистами по теме проекта. Проведение запланированных мероприятий: анкетирование, тестирование, сравнение, опросы.

Результаты и выводы

Оформление полученных данных в виде презентации с внесением информации в наглядном виде (инфографика, диаграммы, таблицы).

Защита проекта

Подготовка и проработка текста защиты.

Использование результатов

Защита проекта в своем классе, использование материалов на уроках биологии учителем, изучение себя.

Итак, изучив достаточное количество научной литературы (особенно хочется выделить исследования советского биолога-генетика Ивана Ивановича Канаева, который почти всю жизнь исследовал идентичных близнецов и сравнивал их с двойнями и обычными детьми), мы организовали и сделали следующие сравнительные исследования:

физиологическое и антропометрическое сравнение

Для начала мы записались на спортивное тестирование, в ходе которого определяются не только подходящие виды спорта, но и физические и психологические показатели.

Получив результат мы увидели, что наши антропометрические показатели близки друг к другу, но все же чуть разные, также как и были при рождении.

Сотрудники центра были очень удивлены нашим крайне похожим результатам – виды спорта у нас получились абсолютно одинаковые. Этим как раз и занимается еще одна наука – спортивная генетика. Для того, чтобы убедиться, что программа тестирования не раздает всем одинаковые результаты, мы ознакомились с итогами испытаний нашей подруги-ровесницы – и результаты оказались другими.

дактилоскопическое сравнение

Следующее наше исследование – дактилоскопия, сравнение отпечатков пальцев. Учитывая, что у нас одинаковая ДНК, отпечатки будут тоже одинаковыми? Тут мы попросили помощи у нашей мамы – она следователь. Для начала мы перенесли свои отпечатки пальцев на дактокарту.

Мы определили тип узора каждого пальца на каждой руки и получилось, что моя правая рука и левая рука Зои совпадают по типу рисунка (зеркальные). А другая пара рук – разные.

Однако при детальном сравнении рисунка мы увидели, что рисунок РАЗНЫЙ. То есть отпечатки пальцев у нас разные и это позволяет точно идентифицировать кто из нас кто.

морфология (лицо)

А дальше было еще интереснее: мы сравнили наши лица, составив его из половинок фотографий. Так стали заметны различия в размерах и пропорциях лиц, которые визуально не всем видны в жизни. Однако при составлении «половинок» вместе, лицо складывает в единое гармоничное лицо, чего никогда не будет у двух разных, пусть и очень похожих людей.

биометрическое сравнение

Сейчас много говорят о распознавании людей по лицам, например, такая система введена в метро. Мама помогла сравнить нам фотоизображения в специальной программе. Мы брали одинаковый и разные ракурсы, а также контрольный образец с нашей двоюродной сестрой, по типажу похожей на нас.

Результат – компьютерная программа нас не различает. Это связано с тем, что расстояния между зрачками глаз, высота лба, ширина скул у нас одинаковая, а различия столь незначительны, что находятся в рамках погрешности.

сравнение голоса

Еще один параметр для сравнения – голос. Считается, что это уникальная характеристика. Строение голосового аппарата у нас одинаковое, однако на речь влияют не только высота, тембр и сила звучания, но и эмоциональная составляющая. Мы сделали запись одинакового текста и дали послушать учителям, одноклассникам и родителям. Результат такой: кто слышит нас часто – различают, кто редко (например, учитель ИЗО) – путают.

А вот программа идентификации по голосу, которая рассматривает только технические параметры, такие как тембр и высота – нас перепутала. Поэтому уникальны интонации, которые и позволяют отличить наши голоса.

определение ведущего полушария

Мы с сестрой обе правши, однако, выполняя тесты на ведущее полушарие, получили разные результаты.

сравнение ушных раковин

Таким же уникальным, как и отпечатки пальцев, считается строение ушных раковин, по ним даже можно точно определить человека. Мы сравнили и действительно – различия видны даже не вооруженным глазом.

исследование показателей крови

Результаты анализа крови оказались крайне интересными. У нас одинаковая группа крови и резус-фактор. Остальные показатели незначительно отличаются, но крайне схожи – на них влияет окружающая среда и состояние здоровья. Существуют научные исследования, которые утверждают, что лейкоцитарная формула (соотношение некоторых частиц) у идентичных близнецов очень близка. И мы видим подтверждение этого в результатах анализов.

сравнение венозного рисунка

Мы заметили, что вены у нас на руках видны по-разному. Обведя их ручкой, нашли еще одно различие между нами.

сравнение радужной оболочки глаз

Глаза – еще один параметр для сравнения. Цвет одинаков, узор крайне похож, однако, если приглядеться, можно увидеть незначительные различия. Также из прочитанных книг мы узнали, что узор сосудов, находящихся внутри, уникален и по нему как раз можно точно распознать близнецов.

сравнение почерка

Даже простое визуальное сравнение почерка показывает, что он разный.

особенности характера и темперамента

В процессе исследования мы решили сравнить наши психологические особенности и прошли ряд тестов. Обе оказались интровертами, однако я в большей степени оказалась сангвиников, а Зоя – меланхоликом. В литературе мы нашли объяснение: генетически темперамент предопределяется только на 50%, все остальное – влияние окружающей среды и состояние человека на момент тестирования.

психологические особенности

Тест на концентрацию внимания, который нам предложила пройти наш руководитель, показал, что мы неплохо справились, но результаты опять-таки разные: Тома нашла больше слов.

обучаемость

Наши оценки в школе. Очень похожи, хотя и не одинаковы, ученые это объясняют тем, что обучаемость обусловлена генами.

результаты социального анкетирования

Одно из самых интересных исследований было анкетирование учителей, одноклассников и родителей. Мы выяснили, что большинство нас все-таки различает. При этом те, кто нас видит реже (например, учитель ИЗО или дальние родственники) – путают и мы им кажемся одинаковыми. И характеристики нам дают разные!

Подведение итогов

В результате работы над проектом гипотеза о том, что абсолютно одинаковых людей не бывает, даже если это идентичные близнецы, подтверждена. Полученные результаты были использованы на уроках биологии в школе.

Список использованных материалов

Акимушкин И.И. «Занимательная биология», М.: «Молодая гвардия», 1989

Виленская Г.А., Дозорцева А.В., Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б. «Развитие близнецов и особенности их воспитания, М.,1996.

Зырянов Н. М. «Особенности учебной деятельности близнецов», М, 2006 г.

Канаев И. И. «Близнецы: Очерки по вопросам многоплодия»,  М.—Л.: Изд-во АН СССР, 1959

Канаев И. И. «Близнецы и генетика»,  Л.: Наука, 1968

Никитюк Б.А. «Генетические исследования развития человека на основе изучения близнецовых пар», М. - 1974

Мухина В.С. «Близнецы», М.: Народное образование, 1997. – 608с. – (Библиотечка журнала «Народное образование» №45).

Ушакова Г. «Особенности развития близнецов», 1977. М: Медицина.

«Человек», Энциклопедия для детей, 2001

Фридрих В. «Близнецы», пер. с нем. Общ. ред. Б.К. Лисина, Д.Н. Крылова. - Москва, «Прогресс», 1985.

Просмотров работы: 65