Проектирование эколого - развивающей среды на территории детского образовательного учреждения

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проектирование эколого - развивающей среды на территории детского образовательного учреждения

Прохватилова М.А. 1Блинников В.Р. 1
1МОУ - СОШ ПОС. ЧАЙКОВСКОГО
Чайникова О.В. 1
1МОУ - СОШ ПОС. ЧАЙКОВСКОГО
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Нам близка позиция Татьяны Васильевны Потаповой, доктора биологических наук, автора книги «Исследование природы вместе с детьми». Изучая это направление, мы познакомились с материалами теоретических представлений и опыта практической работы автора[6]. Основы отношения к природе следует закладывать в дошкольном детстве, пока развитие мышления идет под управлением законов природы и ребенок стремится осознавать эти законы с помощью наставников, которым он доверяет.

Татьяна Васильевна участвовала в разработке педагогической инновации, заключавшейся в привлечении школьников на роль экологических наставников для дошкольников. Основа проекта — идея воспитания навыков экологической культуры у дошкольников и школьников через обучение старших детей быть наставниками для младших [7]. Сейчас в программах работы детских садов России появилось требование развития исследовательской и проектной деятельности дошкольников, и школьники могут стать помощниками для поиска эффективных путей развития детской любознательности.

Большинство детских садов России имеют отдельные здания и около 1 га хорошо озелененных территорий для выполнения оздоровительных, рекреационных и эколого-воспитательных функций. Типовой детсад — это настоящий природно-хозяйственный комплекс, который должен в режиме устойчивого развития удовлетворять основные потребности ребенка в здоровом образе жизни, физическом и психическом развитии, обеспечивать его экологическую безопасность, предоставлять условия и возможности для формирования основ экологической культуры. Детские сады могли бы идеально служить в нашем обществе действующими моделями для повседневного тренинга в экологически безопасном природопользовании и экологически грамотном использовании ресурсов.

Необходимое условие для реализации такого потенциала детского сада — эффективная общественная поддержка: помощь в тщательном экологическом обследовании всех сторон его работы, грамотном анализе полученной информации и принятии на основе этого анализа оптимальных управленческих решений, помощь в практической реализации научных рекомендаций. Вся эта деятельность требует прямого взаимодействия с учеными.

Татьяна Васильевна отмечает, что, к сожалению, не видит в наши дни, чтобы государственные и общественные организации успешно взаимодействовали в целях повышения экологической культуры работы детских садов. Её огорчает, что реальная работа по развитию взаимодействий учёных с детскими садами движется крайне медленно, так как постоянно оказывается в хвосте кадровых, финансовых и прочих перестроек, связанных со структурными реформами управления детскими садами. Некоторые практические успехи достигнуты в инициативном порядке, то есть без целевого финансирования.

В связи с обновлением зеленых насаждений и необходимости перепланировки на территории близлежащего детского сада, был разработан проект. Проект реализуется с целью благоустройства территории для создания эмоционально-благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении. Школа, в которой мы обучаемся, является участником регионального образовательного проекта «Наука в Подмосковье», заключен Договор о социальном партнёрстве с детским садом №51 «Ягодка» и Соглашение об учебно-методическом сотрудничестве с Музеем землеведения МГУ имени Ломоносова.

Экологически правильные организация и оборудование зоны природы — это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ: оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры дошкольников и взрослых [1].

II. Основная часть

Детский сад – эталон экологической культуры

Проводимая нами работа посвящена актуальной проблеме, как помочь современным детям удовлетворить их природную потребность приобрести до 10-12 лет личный опыт успешных исследований природы: пройти вместе с доброжелательными наставниками путь от замысла к исполнению задуманного, затем к оформлению результатов работы и представлению их на суд ученым. Важная сторона этой проблемы: помочь ребенку закрепить в сознании личные впечатления от успеха пройденного пути и достигнутой цели. Практическое решение этой задачи требует специального внимания к организации речевого общения детей и взрослых. Общение должно помочь ребенку закрепить полученные знания о законах природы и уважение к их постоянству [5].

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение  к  природе,  к  себе  и  окружающим  людям. Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Наблюдая, как из семечка вырастает растение, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость. Поэтому правильно организованный и хорошо озелененный участок – необходимая база для осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. На участке дошкольники должны быть окружены растениями, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Дошкольник должен почувствовать и познать природу, уникальность живого на примере самой природы – тех ее представителей, которые стационарно произрастают в непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневное предметное окружение. Поэтому организация «зеленой зоны» должна быть первой заботой всего коллектива ДОУ, экологического подхода к жизни растений и специфики методики экологического воспитания дошкольников.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом воспитании созданию зоны природы, – рядом с дошкольниками должны быть сами объекты природы, произрастающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях. Дошкольники познают все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года, в течение 3 – 4-летнего пребывания в ДОУ. Постоянно растущие в доступной близости растения позволяют воспитателю правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений детского сада.

Экологически правильные организация и оборудование зоны природы – это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ: оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры дошкольников и взрослых [2].

Организация и оборудование зоны природы

Озеленение участка ДОУдолжно быть разнообразным и красивым, что создает благоприятную визуальную среду. При выборе растений и места их расположения нужно учитывать их биологические особенности. Деревья и кустарники надо сажать жизнестойкие в данных климатических условиях, с красивыми листьями или цветами со съедобными для птиц плодами. Нельзя озеленять участок деревьями и кустарниками с ядовитыми плодами и колючками. Вдоль забора хорошо сделать живую изгородь из низкорастущих деревьев или кустарников. Это украсит участок и будет защищать его от ветра, пыли и копоти автомобилей. Зеленый щит из деревьев и кустарников позволит создать территорию с особым – улучшенным микроклиматом, то есть хорошую среду для пребывания дошкольников. Из высоких деревьев следует посадить березу, тополь, липу, рябину, иву, дуб, клен. Из кустарников можно выделить спирею, жасмин садовый (чубушник), сирень, гортензию метельчатую. Если территория большая, то на каком-либо отдаленном участке может быть заложен небольшой хвойный лесок: посадки ели, сосны, кедра и лиственницы интересны в познавательном отношении и полезны в оздоровительном плане. Все эти деревья выделяют фитонциды, которые подавляют болезнетворные микробы. Гуляя в таком бору, легко проводить разные мероприятия: наблюдения за елью, сравнение ее с другими деревьями.

На участке ДОУ может быть много цветов – на центральном входе, вдоль основных дорожек. ДОУ должно стать действительно цветущим садом. Планировка цветников зависит от условий каждого ДОУ. При достаточной земельной площади, устраивают большой цветник, за которым обычно ухаживают взрослые и старшие дошкольники, и разбивают по одной-две клумбы или рабатки на участках каждой группы. Не мешая играм детей, они должны вписываться в каждый групповой участок. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции – радость и умиротворение. В разных местах участка могут расти и многолетники, и однолетники. У центрального входа, подъездов, вдоль основных дорожек лучше посадить легко растущие многолетники – ирисы, лилии, пионы, флоксы. Однолетники целесообразнее сажать на групповых участках – воспитатель с детьми будет выращивать рассаду, высаживать ее в грунт, а затем вместе прослеживать развитие растений до созревания и сбора семян. Растения должны быть простыми в уходе, долгоцветущими: ноготки, бархатцы, космея, петуния, анютины глазки, лобелия, астры, портулак. Не следует забывать про вертикальное озеленение: прекрасно выглядят стены и заборы, увитые диким виноградом, хмелем, а беседки на игровых площадках – душистым горошком, декоративной фасолью.

Огород в ДОУявляется одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Место для огорода выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками или живой изгородью. Площадь под огород (грядки, дорожки, междурядья) отводится из расчета примерно 0,5 кв. м на каждого ребенка 3 – 4 лет и 1 – 1,5 кв. м на ребенка 5 – 6 лет. Ширина грядки не должна превышать 70 см, а длинна 2,5 – 3 м. Такая длина позволяет размещать вдоль них всех детей во время посева, рассматривания всходов, высаживания рассады, прополки и рыхления. Площадь, отведенную под огород, обносят забором или живой изгородью из кукурузы, подсолнечника или кустарником высотой 1- 1,5 м. Для выращивания на участке ДОУ следует брать такие культуры, которые не прихотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части и интересны для наблюдения. Хорошо зарекомендовали себя огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, репа, свекла, огурцы, салат, помидоры, капусты, тыква, кабачок, морковь, петрушка и укроп. Овощные растения имеют много сортов. Необходимо брать те из них, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям. Огород в ДОУ – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность дошкольникам научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

На площадку природы в ДОУдошкольники могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое насладиться красотой растений. На территории ДОУ для площадки природы выбирают спокойное место, вдали от групповых участков. В центре площадки можно установить птичий столб, который круглый год будет привлекать пернатых: зимой в его кормушки дети положат корм, летом в водопойный желобок нальют воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленным на его верхушке. Вокруг столба следует утрамбовать площадку, и в солнечные дни по тени столба дети смогут фиксировать перемещение солнца, его высоту. На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка для отдыха, красивый домик-сарай для инвентаря. На площадке во всех местах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки, на которых приходящие сюда дети могут спокойно посидеть, понаблюдать за цветами, насекомыми, водоемом. Здесь они будут учиться созерцать природу, сосредоточиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Площадка также может служить местом для приобщения дошкольников к труду по уходу за растениями и животными. На площадке природы может быть что-то особенно красивое – сад непрерывного цветения, розарий, экзотические растения (не характерные для данной местности). Красота, новизна, необычность не оставят детей равнодушными к природе, особенно если воспитатель сумеет использовать это место для приобщения детей к познавательной или практической деятельности.

«Уголок нетронутой природы» в ДОУ– это еще одно «экологическое пространство», которое может быть создано на участке любого детского сада. Это небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке участка будет складываться естественный биоценоз – станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Вслед за растениями поселятся насекомые, птицы. В таком месте обязательно вырастет много дикорастущих трав, с которыми детям интересно познакомиться (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, разные злаковые травы, цикорий, крапива, пустырник, пижма и многое другое). Со временем прорастут опавшие семена ближайших деревьев, кустарников. Эта территория будет контрастом, декоративно оформленным газонам (клумбам, рабаткам), которые преобладают в каждом детском саду. Она особенно ценна для городского детского сада, удаленного от естественной природы, парков, скверов [3].

3. Предложения по социально – экономическому развитию

На основе изученных материалов, мы сформировали предложения по социально-экономическому развитию, необходимому для реализации проекта

ЦЕЛЬ:

целенаправленная деятельность по формированию основ экологической культуры личности с самого раннего возраста

ЗАДАЧИ:

1.Формирование нормативно - правовой, методологической, научно - методической и материально - технической базы.

2. Определение приоритетных направлений развития системы дошкольного образования в меняющихся социально-экономических условиях.

3. Планирование и координация взаимодействий всех категорий организаций и лиц, принимающих решения в этой области (Минобразования, Минздрава, природоохранных ведомств, общественных организаций).

Координация практических действий.

СРЕДСТВА:

1. Обеспечение условий для использования в работе с дошкольниками наиболее эффективных технологий:

сбор и анализ данных о существующих разработках в этой области,

проведение необходимых новых разработок,

тиражирование и распространение наиболее удачного опыта,

организация действенных консультаций и тренингов на местах,

организация обмена опытом через электронные средства коммуникации и проведение очных взаимодействий (школ, совещаний, конференций).

2. Создание действующих моделей - "ДОУ - эталон экологической культуры для местного населения" в разных регионах России.

3.Создание эколого - развивающей среды для работы с дошкольниками на базе учреждений дополнительного образования и культуры.

4. Широкая популяризация наиболее удачных форм и методов работы, поощрение творческих удач и находок в этой области путем организации смотров, конкурсов, выставок и т.д.

5. Системный анализ состояния дошкольного экологического образования и опубликование его результатов в ежегодных "Национальных докладах о состоянии окружающей среды".

6. Привлечение ученых и студентов к выполнению исследовательских проектов на базе конкретных ДОУ и пропаганде результатов работы среди педагогов, родителей, местной общественности.

7. Привлечение организационного и кадрового потенциала общественных организаций.

8. Привлечение на проектной основе спонсорских средств к обеспечению экологической безопасности ДОУ и совершенствованию эколого - развивающей среды для работы с дошкольниками (экологические клубы, семейные гостиные и мастерские).

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРЫ:

Просвещение всех категорий лиц, принимающих решения, по вопросам законодательно - правовой базы и научно - методического обеспечения экологической безопасности развития дошкольников, их образования и воспитания.

Повышение квалификации работников ДОУ и членов семей по вопросам обеспечения экологической безопасности и формирования основ экологической культуры в дошкольном детстве.

Обеспечение всех категорий участников информацией и возможностью взаимодействий через электронные средства связи.

Разработка и внедрение нормативов и стандартов.

Создание на местах Комитетов содействия устойчивому развитию ДОУ для разработки и осуществление системы мер по реализации концепции "Детский сад - эталон экологической культуры".

Школа, в которой мы обучаемся, является участником регионального образовательного проекта «Наука в Подмосковье», заключен Договор о социальном партнёрстве с детским садом №51 «Ягодка» и Соглашение об учебно-методическом сотрудничестве с Музеем землеведения МГУ имени Ломоносова.

Являясь активом школьного естественно — научного объединения «Экологический навигатор» мы запланировала мероприятия:

Организовать активное участие школьников в общественном экологическом мониторинге и благоустройстве территории детского сада, в проведении исследований природы вместе с дошкольниками и праздников экологической направленности (День Птиц, День Земли, День Леса, Фестиваль Цветов)

Обеспечить участие родителей с детьми в семейных научно–просветительских акциях «Деревья рядом с нами».

Провести семейную конференцию «Исследование природы вместе с детьми».

III. Заключение

Полноценное и разностороннее развитие и воспитание детей невозможны без правильно организованной среды и деятельности. Чтобы ее обеспечить, в детском саду необходимо создать соответствующие условия, как в помещении, так и на участке. Территория дошкольного образовательного учреждения – огромная составляющая в жизни каждого ребенка – дошкольника. Здесь он проводит чуть ли не половину всего времени. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем. Сегодня благоустройство территории детского сада становится особенно актуальным. Оно решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим.

Проект реализуется с целью благоустройства территории ДОУ «Ягодка» для создания эмоционально – благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении, организации «экосистемы» детского сада. Зеленые насаждения и их эстетически правильное размещение при благоустройстве территории учреждения выполняют не только практическое предназначение, но и являются одним из главных элементов декоративного оформления. С помощью цветочного оформления планируется передать то, что нельзя сказать словами. Основное назначение цветников – развитие тончайшей эмоциональной реакции на естественную красоту природы, развитие у детей элементарных практических навыков по способам выращивания цветов.

Принципиальная новизна проекта заключается в разработке и создании оригинальной, неповторимой среды на территории дошкольной организации «Ягодка», способствующей всестороннему развитию детей. Подобранные нами формы и виды зеленых насаждений на участках ориентированы на любой возраст и не только активизируют познавательную активность малышей, но и способствуют расширению общего кругозора, формированию социальных навыков.

Результаты работы данного проекта должны оказать как опосредованное, так и прямое влияние на качество и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. В завершении всех мероприятий проекта на территории детского сада будет создана благоприятная эколого – развивающая среда, где ребенок будет проводить все свое время в летний период.

Эколого – развивающая среда будет выполнять ряд функций:

Здоровьесберегающая: охрана здоровья детей через комплекс развивающих, познавательных и физических мероприятий на территории детского сада с учетом вновь созданных условий.

Эстетическая: будут созданы условия для формирования у ребенка чувства прекрасного. Эстетика оформления, продуманное расположение зеленых насаждений – основа для развития эстетического восприятия, вкуса.

Информационная: оформленная территория детского сада будет способствовать уточнению и закреплению знаний у детей, полученных на теоретических занятиях, наблюдениях.

Развивающая: обеспечение пространства игровым материалом, так как игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста [4].

Для того, чтобы территория дошкольной образовательной организации соответствовала задуманному, предстоит еще много сделать. Конечно это планы не на один год. Но начало положено. В дальнейшем требуется воплощение идей в жизнь совместными усилиями педагогов и родителей. Немаловажным условием реализации проекта будет и поддержка общественности.

Список литературы

1. Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности / А. В. Миронов. – Волгоград: Учитель.

2. Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика – Синтез, 2013.

3. Познавательно – исследовательские занятия с детьми 5 – 7 лет на экологической тропе / авт. – сост. С. В. Машкова. – Волгоград: Учитель.

4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно – методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. / авт. – сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Детский сад как эталон экологической культуры. http://kids.genebee.msu.su/concept/ru (дата обращения 30.12.2019)

6. Специальная образовательная программа «Человек и природа. Первые шаги». http://kids.genebee.msu.su/main (дата обращения 30.12.2019)

7. Ученые – детям. Проект «Малыши и Няньки». http://kids.genebee.msu.su/nurses/puschino1995 (дата обращения 30.12.2019)

Просмотров работы: 445