Чтобы букет радовал

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чтобы букет радовал

Джатиева Э.С. 1
1МБОУ «СОШ № 2 с. Ногир им. Х. Тотрова»
Качмазов Г.Э. 1
1МБОУ «СОШ № 2 с. Ногир им. Х. Тотрова»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сколько существует человечество, столько существует тяга человека к прекрасному, стремление украсить свой быт цветами. Окраской, формой, ароматом они несли и несут радость, пробуждают лучшие чувства, будят фантазию, улучшают настроение, скрашивают горе и болезни, даруют бодрость и работоспособность. Когда не хватает слов или они неуместны, именно цветы приходят к нам на помощь. Простой, со вкусом составленный букет - не это ли настоящая музыка красок, гармония формы и содержания.

В русском быту цветы издревле занимали прочное место: без них на Руси не обходилось ни одно торжество, ни одно значимое событие.

Как любое произведение искусства букет отражал традиции свое­го времени. Но, по сути дела, российские составители букетов тогда еще не делали специальных композиций, а просто ставили цветы в вазы - такой подход сохранялся вплоть до начала XX в.

Целью данной работы является изучить историю создания букета, методы, которые способствуют увеличению жизни букета.

Задачи:

– изучить историю создания букета;

– выделить правила среза цветов, правила хранения

-способы продления жизни срезанных цветов

– провести эксперимент с цетами

Объектом исследования являются способы продления жизни букета.

В ходе исследования были применены следующие методы: изучение литературы по теме, обобщение, эксперимент.

В первой главе изучается история развитие создания букета.

Во второй и третьей главах рассматриваются способы и правила среза цветов, хранения.

В четвертой описывается проведенный эксперимент .

К выполнению исследования использовались труды авторов Л. Берсенева, Утенко И.С., Хен Р., Саркисова Л.С.

История создания букета

Любовь к цветам зародилась еще в древности. Индусы считали, что цветы появились на свет не ради красоты и аромата, а для того, чтобы ими одаривать любимых. Поэтому цветы должны были быть сорваны в собственном саду, так как близким нужно дарить цветы, которые выращены собственными руками.

Одним из древнейших видов украшений из цветов, популярным в древние времена, был венок. Ведь в Греции, Риме, да и на Руси букетов не делали, а плели венки для украшения головы или гирлянды для украшения жилищ. Именно венкам посвятил целую главу в своем научном трактате Теофраст − древнегреческий философ и естествоиспытатель, живший в III в. до н. э. и считающийся одним из первых известных ботаников. Венками украшали статуи богов, венками обменивались влюбленные. Во время пиров в знак дружеского расположения вместе с вином выпивали лепестки, из которых был сплетен венок. Человека, явившегося на вечер без венка из роз, римляне переставали уважать. Искусством плетения венков занимались девушки, которые обладали вкусом и художественным мастерством.

На Древнем Востоке в III-IV вв. зародилось искусство составления цветочных композиций – икебана. В переводе с японского языка слово «икебана» значит «второя жизнь цветов». И сегодня икебана является обязательной частью интерьера в домах Японии.

В Древней Индии существовало предание о бессмертнике, в нем рассказывалось о влюбленных, растерзанных в лесу дикими зверями. Именно на месте их гибели и вырос бессмертник. Большое значение на Востоке придавали цветку лотоса. Красный лотос олицетворял бесконечную божественную мудрость и плодоносящие силы природы. В Древнем Египте лотос играл очень важную роль. Он был посвящен богу солнца Озарису и богине плодородия Изиде. Обилие лотосов во время разлива Нила, по народным приметам, обещало богатый урожай.

Однако во II-III вв. н. э. в Европе христианские теологи начали выступать против эстетики венка, считая его символом поклонения античным богам. И лишь в XIV в. во Франции появляется собственно букет как красивая группа срезанных и собранных вместе цветов. Букеты постепенно начинают использовать как деталь интерьеров помещений (и светских, и церковных), а также в качестве источника аромата: вместо духов использовались бутоньерки из цветов с сильным запахом (ландыши, (фиалки), которые крепились к одежде, головному убору или прическе.(5)

В этот период в качестве украшения использовали цветы и травы, помещенные в медные, латунные или оловянные емкости, которые имели форму вазы, кувшина, молочника, а также в керамические кувшины простой формы. Первое время цветы, которые предназначались для декоративных целей, к примеру, для украшения алтарей в костелах, выращивали в монастырских садах. Такие сады назывались «раем Марии» и в основном в них высаживались розы и лилии. Этим цветам придавалось большое значение в ту эпоху. (4)

Позднее в черте замков появились первые малые светские сады, в которых можно было встретить незабудку, душистую лаванду, гвоздику, жасмин, мак, но, конечно, чаще остальных − розу и лилию. Эти растения были наиболее почитаемыми в качестве украшения и их изображение можно найти в произведениях раннего средневековья. (рис.1) (3)

В Эпоху Возрождения европейские композиции выполнялись в пропорциях «золотого сечения» Леанардо да Винчи. Они выполнялись из большого количества ярких цветов – маков, ирисов, роз, пионов, иногда с декортаными элементами из шелка, представляющими собой бабочек или птичек.

При создании букета самые высокие растения в два раза превышали высоту емкости, в которую их ставили. (рис. 2) И группировали их в центре симметричной емкости, что предопределяло симметричность самой цветочной композиции.

Для Возрождения характерны многочисленные растительные мотивы, среди которых − гирлянды из цветов и овощей, нередко служащие орнаментом на рамах картин, деталей оформления фасадов домов и предметов домашнего обихода. Растительные орнаменты можно увидеть и на узорчатых тканях того времени, к примеру, на известных вавельских гобеленах

В XVII веке второй родиной тюльпанов стали Нидерланды. Из этих цветов составляли модные богатые букеты и ставили их в красивые позолоченные и серебряные вазы. В них помещали также розы, лилии, флоксы, пионы, мальвы, георгины. Из этих цветов составлялись симметричные букеты в форме овала, которые требовали большого количества растений.

Сменивший барокко стиль рококо складывался под влиянием веяний с Востока. Пышность и массивность уступили место плавности и изысканности. Букет становится более легким неся на себе отпечатоквосточной утонченности и незаконченности в сочетании с совершенством линий и форм – явноотголосками философии буддизма,привнесёнными из Индии, Китая и Японии.(4) В композициях появились цветки более гибкие, плавныхлиний - ландыши, гвоздики, даже цветки картофеля, бывшие одно время весьма популярными в оформлении разного рода украшений и аранжировок.(рис 3)

В переводе с французского языка это слово значит «осколки камней, раковины». Букет, составленный в стиле рококо, отличался роскошью, асимметричностью и плавными линиями, а вся композиция приобретала своеобразную легкость. С появлением нового стиля в искусстве изменяется и букет. В XVII—XVIII вв. в него включают сирень, маки, анемоны и ирисы. Ирис был чрезвычайно популярным цветком, он считался символом Флоренции (где назывался флорентийской лилией) и был изображен на ее гербе. В XVII в. цветы для букетов подбирали в теплых тонах - золотистом, красном, оранжевом, в XVIII в. уже доминировали цветочные композиции бледно-розовых, голубых, светло-зеленых и желтых оттенков.

Для придания композициям особой выразительности и живописности в них использовали плоды: айву, виноград, гранаты и т. д. Так был сделан еще один шаг от пышности к изысканности цветов и форм (рис. 4). В качестве материала для ваз стали использовать мрамор, серебро и хрусталь.

В это же время в Италии на искусство составления букета большое влияние оказала эстетика икебаны - искусство аранжировки цветов в Японии, которое занимает особое, самостоятельное место в ее общем культурном русле.

На смену асимметричному букету в стиле рококо приходит букет, отличающийся классической симметрией и простыми линиями. Это происходит в конце XVII − начале XIX веков, после открытия Помпеи. (рис. 4)

Во времена господства стиля ампир главным цветком в композициях была роза − королева цветов. Рядом с ней в букетах присутствовали лилии, листья, колосья пшеницы, в этот период появляются и нарциссы. В композициях того времени с цветами соединяли плоды граната, айвы, инжира, винограда. (3)

В XIX в. в Австрии сформировался стиль бидермейер, отразивший вкусы обывателей. Приверженцы его перерабатывали формы ампира, придавая особое значение деталям. Бидермейеровские букеты округлой формы, напоминают цветок розы.(рис. 6) Они могли бытъ также плоскими, круглыми, овальными, пирамидальными до 1 м высоты .

В конце XIX − начале XX веков приходит новое стилевое направление − «модерн» (в переводе с французского − «новейший»). Ему свойственны стилизованность, необычность, вычурные формы, кривые и ненатуральные линии. Букет, выполненный в стиле «модерн», отличают асимметричность, небольшое количество цветов, в основном изящных, с изогнутыми стеблями. В букетах стиля «модерн» набор цветов был достаточно богатым, основное место в них занимали дикие цветы лесов и полей, а культурные сорта использовались редко.

Самыми первыми популярными букетами в России были букеты для подношения. Букеты из белых роз подносили невестам, из роз ярких цветов − дамам в праздники. Бальные залы нередко украшали яркими букетами. Нередко букеты для подношения оформляли в вазах и они назывались вазовыми букетами. Такие букеты составлялись, как правило, из двух-трех десятков роз, листьев папоротника, рогоза и нескольких видов декоративной зелени. Выглядели они очень эффектно.

Срезка и правила среза цветов

Жизнь срезанных цветов скоротечна, а красота мимолетна, они быстро увядают, теряют свою прелесть. Поэтому надо не только особенно внимательно ухаживать за ними (в тех случаях, когда растения приобретены в магазинах), но и правильно их срезать самому, учитывая биологические особенности самого растения.

У срезанных растений прерывается нормальный цикл вегетации, они лишаются Топоры и источника питания, и продолжительность их жизни теперь зависит только от наших с вами усилий. На сроки сохранности растений влияют многие факторы, не зависящие от нас (агротехнические приемы и температура их выращивания в оранже­реях и теплицах, условия полива, подкормки и освещенности в период роста), и те, которые в наших силах контролировать (сроки и фазы срезки, условия и способы обработки срезанных растений, условия их хранения(1)

Увядание цветов и растений может быть вызвано целым рядом причин, прежде всего прекращением поступления воды по капил­лярам, уменьшением сосущей силы клеток, изменением в структуре плазмы клеточного сока в результате нарушения нормального обме­на веществ или накопления токсичных продуктов распада. Другой причиной увядания является процесс испарения, вызывающий резкую убыль влаги во всех тканях растения, которую они не в состоянии компенсировать. Быстро увядают цветы, выращенные в оранжереях, так как они не приспособлены к жизни в ином микро­климате, кроме как в тепличных условиях, а самой банальной при­чиной увядания служит длительное пребывание без воды и затруд­ненное всасывание ее непосредственно стеблями, а не корнями.

Процесс увядания до определенной степени обратим, и можно на какое-то время вновь вернуть свежесть увядшему цветку, но в даль­нейшем процесс увядания цветка неизбежно берет свое, и растение умирает. У каждого растения существует своя «точка увядания», после чего дальнейшее его оживление невозможно.

Цветок может отцветать, или стареть. Процесс этот естественный и необратимый, хотя и поддается некоторому торможению в домаш­них условиях. Старайтесь большинство видов цветов срезать в бутонах, а у некоторых удалять пыльники, чтобы не произошло опыления.(7)

Вообще срок жизни срезанных цветов очень индивидуален. На­пример, некоторые сорта хризантем стоят в воде в срезанном виде до 30 дней, гиацинты — до 5 дней, а маки - от нескольких часов до 2-4 дней. Гвоздика стоит 15 дней и больше (дольше махровая, чем простая), ипомея (вьюнок) - день, цветок лилейника - день, но в соцветии его заменяют другие цветки. Аконит, аквилегия и гайлярдия сохраняются в воде 7—8 дней, шпорник - 5-6 дней, гесперис, золотарник, нивяник, рудбекия - 14-15 дней; бархатцы, львиный зев, ноготки - 2-3 недели, резеда и сиабиоза - 8-9 дней.

Для того чтобы продлить срок жизни срезанных цветов, надо уметь за ними ухаживать, то есть иметь необходимое оборудование, препараты, а именно: острый нож, секатор, небольшую пилочку, свечи (лучше окрашенные), лейку с длинным носиком, клизмочку, пульверизатор, клейкую ленту, тонкие резиновые шланги, проволок ку, древесный уголь, сахар, соль, глицерин, нашатырный спирт, уксус, лимонную кислоту, квасцы, нитраты калия, керамические, эмалированные емкости для воды, специальные препараты.

Различают вечернюю и утреннюю срезку.

Вечерняя срезка (в послеполуденные часы) считается наи­более благоприятной. В растениях к этому времени накапливается значительный запас питательных веществ, способствующих их дли­тельному хранению. Установлено, что цветы после срезки надо немедленно ставить в теплую воду-и оставлять там в течение двух, а еще лучше - восьми часов. Поэтому удобное время для так называ­емого «отдыха» в воде (термин, которым часто пользуются) - ночь, то есть сразу же после вечерней срезки цветы необходимо погружать глубоко в воду.

Следует помнить, что срезать надо только свежие растения. Предварительно сухую почву обильно поливают, а затем дают цве­там подсохнуть. Срезать их после дождя и во время него нельзя: на лепестках могут появиться бурые пятна.

При утренней срезке растения насыщены влагой, лучше срезать цветы вскоре после восхода солнца.

Однако на практике - по технологическим и другим причинам (особенно это касается теплиц и цветочных комбинатов) — расте­ния часто приходится срезать в середине дня, когда они уси­ленно расходуют влагу. В этом случае гряды, на которых растут выбранный растения, заранее усиленно поливают, а рядом размеща­ют открытые емкости с водой. Срезанные растения тут же помещать в подготовленную воду, укрывая сверху влажной бумагой (бумага хорошо проводит воздух, но удерживает влагу) или полиэтиленовой пленкой.Дневную срезку лучше всего проводить в пасмурную погоду.(6)

Правила срезки цветов немногочисленны, но очень важны:

стебли, как правило, нужно срезать только наискось (делать длинный косой срез), что увеличивает поверхность питания;

мягкие стебли следует срезать острым ножом (ножницы мнут стебель), плотные - секатором;

полые стебли надо срезать по узлу, а не по полой части;

концы стеблей перед помещением в воду нужно надрезать вдоль.

А вот хризантемы и астры лучше ломать, а не срезать. Цветы же алисума, анютины глазки, годецию, кларкию, левкой, немезию надо вынимать из земли с корнями.

Многие цветы дольше сохраняются, если их срезать под узлом, в месте, где черешок листа отходит от главного стебля. На кусте,который должен давать новые побеги, лучше делать срез над узлом. Например, розы с куста рекомендуется срезать над узлом, а подрезать - ниже узла. Чтобы стебли при хранении в воде не изгибались, в емкость ставят металлическую или пластмассовую сетчатую опору, поддерживающую их в нужном положении.

Стремитесь, срезая цветы, ветки и листья, не нарушить красоту кустов, которые остаются жить и сами по себе имеют эстетическую ценность. Более того, срезать цветы необходимо с таким расчетом, чтобы на кусте оставалась часть побега с листьями. Срезка под корень лишает растение ассимиляционного аппарата и сильно его ослабляет. На оставшейся нижней части куста следует оставлять как минимум: у тюльпанов - 1-2 пары листьев, у лилий - 6-8, у пиона - 2-3, у флокса - 5-6 пар. Это обеспечит нормальные условия для накопления питательных веществ и завязки цветочных почек, а также дальнейшие рост и развитие растения.(7)

Особенно страдают от неправильной срезки пион, гладиолусы, тюльпаны, шпорник, лилии, флоксы, так как они не образуют прикорневой розетки листьев.

С цветущих многолетних декоративных растений надо срезать все отцветшие цветки, в противном случае питательные вещества будут расходоваться на образование плодов и семян, а цветение прекратится. Часть цветков оставляют только тогда, когда нужно получить семена.

У двухлетних и однолетних растений срезать цветоносы можно под корень, так как эти растения осенью после цветения все равно отмирают.

Очень важно соблюдать наиболее целесообразные сроки срезки, так как продолжительность жизни срезанных цветов существенно зависит от степени развития к моменту срезки. Есть цветы, которые лучше срезать, когда они находятся в стадии бутона, чтобы они полностью раскрывались в вазе, и цветы, которые срезают только полностью раскрывшимися, так как их бутоны в воде уже не рас­кроются. Однако всегда существует опасность, что цветы, сорван­ные в плотном бутоне, вообще не распустятся и увянут.

В стадии бутона срезают амариллисы (гиппеаструм) - в фазе окрашенных бутонов; ипомею (с вечера); ирисы; лилии - в фазе окрашенных бутонов; маки - с лопнувшими бутонами; пионы; розы некоторых сортов - при отделении от бутона кончиков чашелистников; тюльпаны, фреезию - от момента окрашивания бутонов до распускания на 3-4 соцветия.(1)

В полураскрытом состоянии срезают аквилегии (водо­сборы), аконит, альстремерии, анемоны, астру китайскую, бегонии, гайлярдию, гладиолусы (после распускания второго цветка), ирисы (при раскрытии первого бутона), канны, клематисы, колокольчики, коровяк, лилии ломонос, люпины, магнолии, мальвы, миндаль (ветки), монтбреции, нигеллу, пионы (от момента окрашивания бутона до раскрытия на три четверти), резеду, сирень, стрелицию, хризантемы.

Наполовину и полностью распустившимися сре­зают бархатцы, вербену, гвоздики, герберы, дельфиниум, дороникум, дрему, душистый горошек, золотарник, канны, каллы, лилии красные, маргаритки, наперстянку, настурции, незабудки, розы, рудбекию, рябчики, солидаго, тысячелистник, фиалку, флокс, форзицию.

Полностью распустившимися срезают - антуриум, астры (летние), василек, гелениум, геллеборус(морозник), георгин, герберу, гипсофилу многолетнюю, гортензию, каллу, космею, лев­кои, львиный зев, морознию, ноготки, орхидеи, подсолнечник, хризантемы, целозии, циннию.

Чтоб букет радовал

Кто, получив в подарок прекрасный букет, не испытал вместе с радостью разочарования, оттого, что цветы тут уже увяли, стебли у них поникли, а бутоны так и не распустились?

Из поколения в поколение передается множество рецептов, с помощью которых можно продлить жизнь букетов. Тут и таблетка аспирина, и низ стебля, расщепленный молотком, кусочек льда и сахара в вазе и т. д. Конечно, не все из них ошибочны, но большинство бесполезны или дают эффект обратный ожидаемому, то есть убивают цветы вместо того, чтобы их сохранить.

В этой работе я провела эксперимент, где, основываясь на наблюдениях и научных данных, были изучены способы, которые позволяют значительно продлить жизнь срезанных цветов. Для эксперимента были взяты розы. Эксперимент начался 8 ноября 2019 года.

Рекомендую срывать цветы, достигшие определенной степени зрелости, ведь даже срезанный цветок продолжает расти и дышать, используя свои запасы. Если цветок близок к полному своему развитию, он быстро увянет, недостаточно созревший не раскроется.

Нераскрытыми в стадии окрашенного бутона срывают тюльпаны, а нарциссы рекомендуется срывать, когда они только начинают распускаться и имеют форму «гусинной шеи».

Полураспустившимися, в стадии рыхлого бутона, срезают пионы, полу раскрывшимися, с отогнутыми от лепестков чашелистиками срезают большинство роз. Такими же полураскрытыми, с отогнутыми наружу внешними лепестками, ломают гвоздики. При раскрытии первого цветка срезают ирисы, лилии, одного-двух цветков – гладиолусы.

Не заставляйте цветы напрасно «страдать» — ведь цветы создания нежные, хрупкие.

Не следует держать их на сквозняке, солнце, жаре, холоде, в прокуренном помещении, подвергать толчкам.

Сухая жара усиливает испарение и дыхание цветов, что приводит к быстрому истощению их жизненных запасов. Влажная жара способствует размножению микроскопических грибков.

Эксперимент 1

Только что срезанные цветы погрузила на 1 — 2 часа до основания цветков в ведро, поставив его в прохладное место.(рис. 7)

Можно завернуть букет целиком в целлофан или полиэтилен. В такой упаковке влага, выделяемая растениями, будет оставаться внутри, конденсируясь на ее поверхности. После цветок ставим в воду.

На 13 ноября цветок начал увядать.(13)

15 ноября цветок, погруженный на 1-2 часа в холодную воду, завял. Простоял такой цветок всего 7 дней. (рис 19)

Эксперимент 2

Прежде чем поставить цветы в вазу, нужно удалить листья, а если есть, и шипы на тех частях стеблей, которые будут находиться в воде. Иначе листья будут гнить и создадут среду, благоприятную для размножения микробов. После удаления листьев уменьшится испарение воды, а значит, повысится стойкость цветов. Я взяла розу и сделала все наоборот, чтобы проверить все вышесказанное. (рис8)

На 13 ноября цветок полностью раскрылся (рис 14)

16 ноября цветок завял. Порадовал такой букет 8 дней. ( рис. 20)

Эксперимент 3.

Цветы предпочитают кипяченую воду, остуженную до 20 С, они поглощают ее в два раза больше, чем воду из-под крана, перенасыщенную кислородом. Вода должна быть чистой, поэтому ее часто меняют, всякий раз тщательно промывая вазу. Я взяла кипяченную воду, остудила е и поставила розу в воду. (рис9)

На 13 ноября без изменений.(рис. 15)

16 ноября цветок завял. Порадовал такой букет 8 дней (рис. 21)

Эксперимент 4.

Не рекомендуется ставить цветы в комнате рядом со спелыми фруктами, поскольку они выделяют этилен — газ, который ускоряет опадение лепестков и к которому особенно чувствительны розы, гвоздики, нарциссы и дельфиниумы. Выделяют этилен и вянущие цветы, вот почему, помимо заботы об эстетике, необходимо удалять из вазы увядшие растения. Я поставила розу рядом с тарелкой с фруктами.(рис. 10)

На 13 ноября без изменений.(рис. 16)

20 ноября цветок завял. (рис. 23)

Эксперимент 5.

Не доверяйте слепо всем рецептам, которые слышите от окружающих, правда, не все неверно в них. Таблетка аспирина, кусочек угля или кусок сахара не являются залогом продления жизни цветов, но небольшая доза аспирина окисляет среду, а уголъ оказывает антисептическое действие, и обе реакции благоприятны для растений.В воду я закинула кусочек угля.(рис. 11)

На 13 ноябрь цветок полностью раскрылся (рис. 17)

16 ноября цветок завял. Порадовал такой букет 8 дней. ( рис. 22)

Эксперимент 6

В 1 литре кипяченной охлажденной до комнатной температуры воды растворяют 2 ст. ложки сахарного песку (40 — 50 гр) и на кончике ножа борной кислоты ( 150- 200 мл) в место борной можно воспользоваться яблочной, салициловой или лимонной кислотой. Такая смесь рекомендуется для роз, гвоздик , сирени, нарциссов , тюльпанов ,флоксов, пионов, гладиолусов.

Питательные растворы лучше менять через 3-5 дней, промывая сосуды, в которых они были. (рис. 12) Все перечисленные растворы продлевают срок декоративности цветов 1,5 — 2 раза.

На 13 ноября без изменений.(рис. 18)

Данный букет радовал нас до 25 ноября. (рис. 24)

Таким образом можно сделать выводы, что несмотря на то, что букет нельзя ставить возле фруктов, он простоял дольше чем букеты, с кипяченной водой и углем.

Однако если мы хотим, чтобы подаренные букеты стояли долго и радовали нас своей красотой следуйте правилам эксперимента 6: В 1 литре кипяченной охлажденной до комнатной температуры воды растворяют 2 ст. ложки сахарного песку (40 — 50 гр) и на кончике ножа борной кислоты ( 150- 200 мл) в место борной можно воспользоваться яблочной, салициловой или лимонной кислотой.

Заключение

Цветы издревле привлекали внимание людей. «Букет» - слово французское и как было сказано выше, означает собранные вместе цветы, но второе значение слова- «запаз, аромат». Именно это значение и было сначало основным. Самые первые букеты собирались для аромата, поэтому для их составления использовались невзрачные, но душистые цветы: мята, жасмин, гвоздика и т.д. В первых появившихся букетах запрещалось использовать желтые цветы – их считали символом разлуки. Сами букеты нередко поливали благовониями.

Сегодня цветочные композиции прежде всего являются выражением чувства и уважения.

Начиная с древних времен и до наших дней менялись стили букета, содержание. В работе была рассмотрена история развития букета.

Жизнь срезанных цветов скоротечна, а красота мимолетна, они быстро увядают, теряют свою прелесть. Поэтому надо не только особенно внимательно ухаживать за ними (в тех случаях, когда растения приобретены в магазинах), но и правильно их срезать самому, учитывая биологические особенности самого растения. Для того чтобы продлить жить срезанных цветов я провела эксперименты, в которых были рассмотрены разного рода способы продления жизни цветов.

Список использованной литературы

Берсенева Л. Чтобы букет не увядал// Наука и жизнь.- 1983.- № 7.- с. 84-86

Бухольц К. Флористический дизайн . – Ростов-наДону: Феникс, 2002. – 352 с.

Витвицкая М.Э. Искусство составления букетов . М.: Лада: Рипол классик. 2005. – 400 с

ВишняковаС.В. История флористики (Электронный архив УГЛТУ) http://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/5199/3/VishniakovaSV.pdf

Осипова Н. В. Современный цветочный дизайн.- Олма-Пресс, 2001.- 256 с.

Рошаль И.В. Азбука цветов. СПб.: Кристал, 1998.-368 с.

Утенко И.С. Цветы в букетах и композициях.-Лениздат.-1988

Приложение

рисунок 1

рисунок 2

рисунок 4

рисунок 3

рисунок 5

Рисунок 7

Рисунок 9

Рисунок 8

Рисунок 10

Рисунок 11

Рисунок 12

Рисунок 13

Рисунок 14

Рисунок 15 рисунок 16

Рисунок 17 рисунок 18

Рисунок 19

рисунок 20

рисунок 21

Рисунок 23

рисунок 22

Рисунок 24

Просмотров работы: 38