Введение
Актуальность.В век информационно - коммуникативных технологий почти все дети много времени проводят за различными гаджетами, играя, общаясь, даже выполняя домашние задания. Это является причиной снижения двигательной активности и ухудшения функциональной работоспособности сердца. Поэтому каждый из нас должен знать, что гиподинамия, т.е. низкая физическая активность, приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой системы и преждевременному старению организма.
Цель исследования: изучение функционального состояния сердечно-сосудистой системы у старшеклассников в зависимости от физической нагрузки.
Для достижения поставленной нами цели мы решили следующие задачи:
Изучить физиологию сердечной деятельности в зависимости от физической нагрузки;
Провести социологический опрос среди старшеклассников «Я и здоровый образ жизни»;
Определить индивидуальный тренировочный пульс и индекс массы тела старшеклассников;
Провести анализ результатов на основе полученных данных;
В работе обращались к литературным данным и результатам исследований Н. А. Фомина - автора по физиологии двигательной деятельности и адаптации к физическим нагрузкам.
Глава 1. Работа органов кровообращения
Сократительная функция сердца
Фазы сердечной деятельности. Непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов малого и большого кругов кровообращения осуществляется благодаря сократительной функции сердца. Большой круг кровообращения обеспечивает кровоснабжение органов тела богатой кислородом кровью, а также собирает венозную кровь и приносит ее к сердцу. В малом (легочном) круге кровообращения происходит обогащение крови кислородом.
Венозная кровь большого круга через правый желудочек и легочные артерии направляется к легким, а насыщенная кислородом кровь попадает через легочные вены в левое предсердие. Благодаря ритмическим сокращениям желудочков кровь из левого желудочка выталкивается в аорту, а из правого – в легочные артерии.
Сокращение сердечной мышцы происходит в строгой последовательности, с закономерным ритмом. В сердечном цикле выделяют систолу предсердий, продолжающуюся при частоте сокращений 75 раз в 1 мин 0,04 – 0,07с, систолу желудочков (0,3), диастолу желудочков (0,5 с). За 0,1 с до окончания диастолы желудочков начинается систола предсердий. Следовательно, диастола предсердий продолжается 0,7с .
Совместная диастола предсердий и желудочков (пауза) продолжается 0,4 с. Из общей продолжительности сердечного цикла, равного в рассмотренном случае 0,9с, желудочки находятся в состоянии сокращения 1/3 времени, а предсердия – втрое меньше.
Биоэлектрическая активность сердца
Электрокардиограмма – электрическая активность сердца, зарегистрированная с помощью чувствительных приборов, имеет характерную картину, позволяющую судить о возбудимости, проводимости, сократительной способности сердца. Снятие электрических потенциалов сердца с поверхности тела-электрокардиография-является объективным методом изучения деятельности сердца и диагностики некоторых нарушений в его работе.
Зубец P в электрокардиограмме является отражением биоэлектрических процессов, развивающихся при сокращении предсердий. Интервал между P и Q соответствует времени проведения возбуждения от предсердий к желудочкам. Комплекс зубцов Q, R,S, T отражает электрическое явление, связанные с различными стадиями напряжения желудочков.
Для дифференцированной физиологической характеристики изменений электрокардиограммы при мышечной деятельности необходимо определить среднюю электрическую ось и электрическую позицию сердца, ширину и высоту отдельных зубцов, фактическую и расчетную (должную) величину электрической систолу, систолический показатель.
Среднюю электрическую ось сердца можно рассматривать как линию, соединяющую правое предсердие с верхушкой сердца. Она характеризует основное направление, по которому проходят волны возбуждения. В практике электрокардиографии средняя электрическая ось сердца определяется по специальным таблицам.
Положение электрической оси изменяется после физических нагрузок. Оно зависит также от конституционных особенностей и спортивной специализации спортсменов. У спортсменов, в тренировке которых преобладают преимущественно упражнения на выносливость, электрическая ось отклонена вправо; у спортсменов, тренирующихся преимущественно с силовой направленностью, - влево.
У молодых спортсменов, а также у лиц, имеющих астеническое телосложение, наблюдается отклонение электрической оси вправо, а у лиц гиперстенического телосложения - влево, что является вариантом нормы.
Электрическая позиция сердца определяется с целью дифференцирования изменений отдельных зубцов электрокардиограммы. В зависимости от позиции сердца эти изменения могут свидетельствовать или об отклонении от нормы, или о нормальном протекании процессов жизнедеятельности в сердечной мышце.
Электрическая позиция сердца может быть определена по форме и направлению зубцов R и S в усиленных отведениях от конечностей (метод Гольдбергера). Так, для вертикальной электрической позиции характерно резкое увеличение зубца S в усиленном отведении от левой руки. Маловыраженный зубец S и высокий R в этом же отведении характерны для горизонтальной позиции.
Артериальное давление
Артериальное давление является одним из важных показателей гемодинамики. В нормальных условиях жизнедеятельности оно обусловлено силой сердечного выброса, объемом кровотока, эластическим сопротивлением сосудистых стенок.
Во время систолы давление в артериальных сосудах максимально возрастает, во время диастолы – падает. Различие в показателях систолического и диастолического давления измеряемого на плечевой артерии по методу Короткова, составляет 35-40мм рт.ст.
В нормальных условиях у взрослого человека систолическое (максимальное) давление составляет 110-125 мм рт.ст., диастолическое (минимальное) – 70-85 мм рт.ст. Непрерывная регистрация артериального давления в плечевой артерии при помощи электронного манометра показывает, что в течение суток оно периодически меняется. Наиболее низкие показатели отмечены ночью.
У здорового человека в дневное время систолическое давление колеблется в пределах от -60 до 150 мм рт.ст., диастолическое – от 30 до 100 рт.ст.
Но отдельные всплески максимального давления достигает 240 мм рт.ст., а минимального – 200 мм рт.ст.
Энергия непрерывного движения крови по артериям отражается на величине так называемого среднего давления.
Это средняя между максимальным и минимальным давлением величина, которая ближе к показателям минимального давления, т.к. продолжительность понижения давления во время диастолы больше, чем повышения во время систолы желудочков. Артериальное давление в мелких артериях составляет 70-90 мм рт.ст., в артериолах – 40-60 мм рт.ст, а в капиллярах – 20-40 мм рт.ст.
Артериальное давлениезависит от объема крови, поступающей в кровяное русло, и сопротивления ее оттоку в мелких артериях и капиллярном русле. Сопротивление кровотоку резко возрастает в мелких артериях и артериолах (резистивных сосудах).
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы при мышечной деятельности
Мышечная деятельность сопровождается как функциональными, так и структурными изменениями в аппарате кровообращения. Эти изменения по-разному проявляются в состоянии покоя и при мышечной работе. У тренированных спортсменов в состоянии покоя, как правило, увеличивается продолжительность сердечного цикла, снижается частота сердечных сокращений, улучшается сократительная способность миокарда.
Увеличение продолжительности сердечного цикла неодинаково проявляется в отдельных фазах систолы желудочков: асинхронного и изометрического сокращения (период напряжения) и в фазе опорожнения. У тренированных спортсменов в состоянии покоя отмечается абсолютное и относительное увеличение продолжительности периода напряжение систолы желудочков. Фаза опорожнения, как правило, укорачивается. Эти изменения связаны с усилением симпатико-ингибиторных и холинергических влияний в связи с повышением тонуса блуждающего нерва при систематической мышечной работе.
При удлинении периода напряжении систолы желудочков уменьшается скорость нарастания внутрижелудочкового давления. Вследствие укорочения периода опоржнения систолы желудочков у спортсменов в покое отмечается увеличение остаточного (постсистолического) объема крови. Комплекс изменений деятельности сердца, связанный с относительным увеличением фазы асинхронного сокращения, укорочением фазы опоржнения и ростом постсистолического объема, получил название синдрома регулируемой гиподинамии миокарда.
В отличии патологической гиподинамии, характеризующейся нарушением сократительной способности миокарда, регулируемая гиподинамия повышает экономичность в работе сердца в покое. Во время мышечной работы длительность сердечного цикла уменьшается преимущественно за счет фазы изометрического сокращения. Укорочение фазы опорожнения при работе сопровождается значительным уменьшением продолжительности механической систолы.
Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы у юных спортсменов
К 18 годам объем сердца юного спортсмена достигает показателей взрослых спортсменов. Однако полного морфологического и функционального совершенства сердце человека достигает только к 20 -21 году.
Возрастные изменения сердечно-сосудистого аппарата ребенка в период от 7 до 11 лет отличается равномерностью и относительно медленными темпами увеличения объема сердца против суммарного просвета сосудов. Площадь поперечного сечения крупных сосудов, а также прекапиллярного и капиллярного русла у детей в этом возрасте относительно больше, чем у взрослых.
Это является одной из существенных причин низкого артериального давления у детей с 7-11-летнего возраста.
Частота сердечных сокращений у детей 7-8 – летнего 86-88 ударов в 1 минуту. К 11-12-летнему возрасту пульс снижается до 82-84 ударов в 1 минуту. У девочек пульс немного чаще, чем у мальчиков.
Рост тренированности у юношей не приводит существенному урежению пульса. Продолжительность сердечного цикла у них оказывается меньше, чем у взрослых спортсменов одинаковой спортивной специализации. Артериальное давление имеет четкую возрастную тенденцию к увеличению. Существенные возрастные различия в деятельности сердечно-сосудистой системы обнаруживаются при фазовом анализе сердечной деятельности.
Если у взрослых спортсменов укорочение механической систолы сопровождается параллельно идущим уменьшением электрической систолы, то у детей наблюдается расхождение во времени механической и электрической систол. Механическая систола у детей уменьшается больше, чем электрическая. Вследствие этого появляется отрицательный интервал между зубцом T на ЭКГ и вторым тоном на фонокардиограмме. Второй тон заканчивается на 0,03-0,04 с раньше, чем зубец T . Такое явление, носящее название феномена Хегглина, может наблюдаться в патологических случаях при энергетической недостаточности миокарда.
У взрослых спортсменов адаптация сердца к нагрузке происходит за счет увеличения ударного объема сердца при меньшей частоте сердечных сокращений. У подростков отмечается более выраженная пульсовая реакция на нагрузку.
В показателях артериального давления между юными и взрослыми спортсменами имеются существенные различия состоянии относительного мышечного покоя у юных спортсменов артериальное давление выше, чем у взрослых спортсменов. При этом, обычное для взрослых, тенденция к падению давления в результате систематических занятий спортом у юных спортсменов является маловыраженной. Повышение артериального давления у взрослых спортсменов сопряжено, как правило, с нарушением режима тренировки.
У взрослых спортсменов в состоянии покоя величины ударного и минутного объема крови больше, чем у юных спортсменов. Однако по сравнению с нетренированными лицами зрелого возраста ударный объем крови в покое у взрослых спортсменов меньше.
У юных спортсменов чаще, чем у взрослых, отмечаются так называемые атипические реакции на стандартную мышечную нагрузку. У детей младшего школьного возраста и подростков не всегда удается выявить улучшение приспособляемости к физической нагрузке, применяемой в функциональных пробах, несмотря на систематические занятия физическими упражнениями. В то же время у нетренированных подростков зачастую отмечается нормотоническая реакция, с коротким восстановительным периодом, характерная для взрослых тренированных спортсменов.
Адаптация детей младшего школьного и подросткового возраста к физической нагрузке идёт за счет более выраженного учащения сердечной деятельности и меньшего увеличения максимального артериального давления. Для правильной физиологической интерпретации этих показателей нужно учитывать не только возрастные особенности системы кровообращения, но и мощность работы.
Скорость восстановления функции сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки в большой мере зависит от величины нагрузки, чем от возраста. Оптимальных значений темпы восстановительных процессов достигают у спортсменов к 20-21 году.
Зависимости возрастных особенностей и степени тренированности характер адаптации к физическим нагрузкам изменяется. Можно выделить приспособительных реакций:
стабильная и параллельная повышение пульса и артериального давления с сохранением устойчивых результатов от забега к забегу;
неустойчивые спортивные результаты и уменьшение интенсивности функциональных сдвигов;
устойчивые результаты в забегах с резким ухудшением функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Функциональные сдвиги, характерные для первого, наиболее оптимального варианта адаптации, при повторном беге на 150 и 300 метров обнаруживаются у подростков и юношей-легкоатлетов только 40% случаев. Второй вариант отмечен от 23% подростков и 30% юношей. Третий вариант встречается в 12 и 40% случаев соответственно (Р.Е. Мотылянская).
Повторный бег на удлиненных отрезках не вызывает неблагоприятных изменений в деятельности сердечно-сосудистой системы у юношей, специализирующихся в беге на средние дистанции. Показатели реакции организма на эти нагрузки у них вполне удовлетворительны. Однако юноши значительно уступают взрослым спортсменам в уровне скоростной выносливости. У 80% юных спортсменов наблюдается падение скорости в повторных забегах. У взрослых спортсменов падение скорости в подобных условиях отмечается примерно в половине случаев.
Восстановительные процессы после повторных физических нагрузок у подростков и юношей оказывается более замедленными по сравнению со спортсменами зрелого возраста.
Глава 2. Методика исследования
2.1. Объект, предмет и методы исследования
В качестве объекта исследования мы взяли старшеклассников МБОУ «1 Хомустахская СОШ им. Д.Ф. Алексеева». Предметом исследования: функциональное состояние сердца старшеклассников до и после физической нагрузки.
Методы исследования:
Социологический опрос
Измерение пульса до и после нагрузки
Метод определения ИТП по формуле Карвонена
Метод определения ИМТ (Индекса массы тела)
2.2. Результаты собственного исследования
Для соцопроса старшеклассникам предложили заполнить анкеты со следующими вопросами анкеты «Я и здоровый образ жизни»:
ФИО
Класс
Делаешь ли ты утреннюю зарядку?
Какие спортивные секции ты посещаешь?
Занимаешься ли ты танцами?
Устаешь ли ты на занятиях?
Имеются ли у тебя проблемы с сердцем?
Как ты в учебе?
Кто в семье занимается спортом, скандинавской ходьбой, танцами?
Таблица 1. Результаты соцопроса «Я и здоровый образ жизни»
№ |
Вопросы |
Ответы |
% |
1. |
Всего участников |
38 |
|
2. |
Класс |
3 |
|
3. |
Делаешь ли ты утреннюю зарядку? |
10 |
26,3 |
4. |
Посещаешь ли ты спортивные секции? |
18 |
47,4 |
5. |
Занимаешься ли ты танцами? |
16 |
42 |
6. |
Устаешь ли ты на занятиях? |
26 |
68,4 |
7. |
Имеются ли у тебя проблемы с сердцем? |
5 |
13 |
8. |
Какая у тебя успеваемость? |
18 |
47,4 |
9. |
Кто из членов вашей семьи занимается спортом, танцами и скандинавской ходьбой? |
17 |
44,7 |
По результатам соцопроса среди старшеклассников (9-11 классы) нами выявлено:
из 38 исследуемых в среднем 17 и столько же человек из их семей занимаются спортом и танцами, что составляет по 44,7%;
18 учащихся, т.е. 47,4 % по итогам четвертных и годовых оценок успевают на «4» и «5»;
проблемы с сердцем имеют 5 старшеклассников – 13%.
Рисунок 1. Результаты соцопроса
Отсюда можно сделать вывод, что занятие спортом и танцами положительно влияет на успеваемость учащихся.
Метод определения индивидуального тренировочного пульса по формуле Карвонена
Определили индивидуальный тренировочный пульс (ИТП) по формуле Карвонена и оценили деятельность сердечно-сосудистой системы старшеклассников.
- от цифры 220 надо отнять свой возраст в годах
- от полученной цифры отнять число ударов своего пульса за минуту в покое
- умножить полученную цифру на 0,6 и прибавить к ней величину пульса в покое
Предположим нам необходимо рассчитать рабочий пульс для 16-летнего старшеклассника, пульс в покое составляет 60 уд./мин., то расчёты покажут, что его ИТП равен 146 уд./мин.
ЧССр = [(220 – 16) – 60] х 0,6 + 60 = 146 уд/мин.
Определение максимально возможной нагрузки на сердце
ИТП + 12 = максимально возможная нагрузка
Например: 146 + 12 = 158 уд./мин. Дальнейшее повышение ЧСС противопоказано. Это верхний предел.
Определение минимальной нагрузки на сердце
ИТП – 12 = минимальная нагрузка на сердце
Например: 146-12 = 134 уд./мин. При более низком пульсе занятия неэффективны.
Таблица 2. Определение ИТП учащихся 9 класса в октябре 2019 г.
Фамилия уч-ся |
ЧСС в покое |
ЧСС после мин нагр |
ИТП |
ИТП мак |
ИТП мин |
Максим |
84 |
114 |
157 |
169 |
145 |
Дьулус |
66 |
90 |
149 |
161 |
137 |
Моника |
60 |
102 |
147 |
159 |
135 |
Гена |
78 |
120 |
154 |
166 |
142 |
Алексей |
84 |
84 |
157 |
169 |
145 |
Юлия |
78 |
144 |
154 |
166 |
142 |
Артем |
114 |
138 |
169 |
181 |
157 |
Анжела |
72 |
84 |
152 |
164 |
140 |
Ньургуйаана |
102 |
126 |
164 |
176 |
152 |
Галина |
90 |
120 |
159 |
171 |
147 |
Иван |
78 |
126 |
154 |
166 |
142 |
Алексей2 |
84 |
132 |
156 |
168 |
144 |
Розалия |
84 |
126 |
157 |
166 |
142 |
Захар |
84 |
102 |
157 |
169 |
145 |
Надежда |
63 |
123 |
148 |
160 |
136 |
Вячеслав |
78 |
114 |
154 |
166 |
142 |
Александр |
102 |
132 |
164 |
176 |
152 |
Аэлита |
84 |
114 |
157 |
169 |
145 |
Василий |
78 |
108 |
154 |
166 |
142 |
Влада |
90 |
132 |
159 |
171 |
147 |
Арсен |
120 |
138 |
171 |
183 |
159 |
Антон |
84 |
120 |
169 |
181 |
157 |
Таблица 3. Определение ИТП учащихся 9 класса в ноябре 2019 г.
Фамилия учащихся |
ЧСС в покое |
ЧСС после миним нагрузки |
ЧСС после макс нагрузки |
ИТП макс |
ИТП миним |
Максим |
78 |
174 |
154 |
166 |
142 |
Дьулус |
60 |
96 |
146 |
158 |
134 |
Моника |
|||||
Геннадий |
90 |
126 |
159 |
171 |
147 |
Алексей |
|||||
Юлия |
|||||
Артем |
84 |
120 |
157 |
169 |
145 |
Анжела |
|||||
Ньургуйаана |
90 |
138 |
159 |
171 |
147 |
Галина |
|||||
Иван |
96 |
102 |
161 |
173 |
149 |
Алексей2 |
78 |
108 |
156 |
168 |
144 |
Розалия |
|||||
Захар |
|||||
Надежда |
|||||
Вячеслав |
|||||
Александр |
|||||
Аэлита |
84 |
114 |
157 |
169 |
145 |
Василий |
|||||
Влада |
|||||
Арсен |
120 |
120 |
171 |
183 |
159 |
Антон |
90 |
120 |
159 |
171 |
147 |
Таблица 2. Определение ИТП учащихся 10 класса в ноябре 2019 г.
Фамилия учащихся |
ЧСС в покое |
ЧСС после миним нагр |
ЧСС после макс нагр |
ИТП макс |
ИТП мин |
Арсен |
120 |
156 |
170 |
182 |
158 |
Станислав |
|||||
Роберт |
|||||
Игорь |
120 |
144 |
170 |
182 |
158 |
Эльдар |
|||||
Иван |
|||||
Арина |
102 |
108 |
163 |
175 |
151 |
Рената |
|||||
Евгения |
|||||
Иванна |
102 |
150 |
163 |
175 |
151 |
Светлана |
90 |
150 |
158 |
170 |
146 |
Таблица 2. Определение ИТП учащихся 11 класса в ноябре 2019 г.
Фамилия Учащихся |
ЧСС в покое |
ЧСС после мин нагрузки |
ЧСС после макс нагрузки |
ИТП макс |
ИТП мин |
Анастасия |
|||||
Анжелина |
84 |
120 |
155 |
167 |
143 |
Ренат |
72 |
108 |
151 |
163 |
139 |
Эрик |
72 |
102 |
151 |
||
Эдгар |
102 |
144 |
163 |
175 |
151 |
Сайдам |
78 |
162 |
153 |
165 |
141 |
Евгений |
84 |
138 |
155 |
167 |
143 |
Афанасий |
|||||
Ангелина |
78 |
102 |
153 |
165 |
141 |
Герман |
В нашем исследовании приняли участие 38 старшеклассников. Все измерения проводились во время уроков физкультуры и занятий хореографического класса музыкальной школы. Пульс был подсчитан во время покоя и после определенной нагрузки в виде приседаний в течение 30 сек. Также пульсы измерила до и после занятий танцами.
Вывод по ИТП: В результате выявления индивидуального тренировочного пульса мы выявили, что при малой двигательной активности работоспособность сердца ухудшается у 10% старшеклассников и у 16% отмечается переизбыток массы тела, что свидетельствует наличие проблемы гиподинамии среди них.
Метод определения ИМТ (индекса массы тела)
Например, ИМТ учащихся 9 класса
№ |
Ф.И. |
Рост |
Вес |
|
1 |
Максим |
164 |
51 |
0,8 |
2 |
Дьулус |
173 |
67 |
0,9 |
3 |
Моника |
164 |
56 |
0,9 |
4 |
Гена |
175 |
61 |
0,8 |
5 |
Алексей |
177 |
91 |
1,2 |
6 |
Юлия |
167 |
66 |
1 |
7 |
Артем |
179 |
54 |
0,7 |
8 |
Анжела |
160 |
49 |
0,8 |
9 |
Ньургуйаана |
163 |
57 |
0,9 |
10 |
Галина |
165,5 |
53 |
0,8 |
11 |
Иван |
171 |
61 |
0,9 |
12 |
Алексей |
163 |
47 |
0,7 |
13 |
Розалия |
157 |
44 |
0,8 |
14 |
Захар |
169 |
48 |
0,7 |
15 |
Надежда |
165 |
50 |
0,8 |
16 |
Вячеслав |
178 |
51 |
0,7 |
17 |
Александр |
158 |
41 |
0,7 |
18 |
Аэлита |
166 |
58 |
0,9 |
19 |
Василий |
171 |
54 |
0,8 |
20 |
Влада |
168,5 |
74 |
1,1 (1) |
21 |
Арсен |
170 |
58 |
0,8 |
22 |
Антон |
157 |
45 |
0,8 |
Вывод по ИМТ: По результатам определения ИМТ старшеклассников выявлено, что у 16% учащихся выявили переизбыток массы тела
В нормальных условиях у взрослого человека систолическое (максимальное) давление составляет 110-125 мм рт.ст., диастолическое (минимальное) – 70-85 мм рт.ст.
Непрерывная регистрация артериального давления в плечевой артерии при помощи электронного манометра показывает, что в течение суток оно периодически меняется.
Измерение артериального давления при проведении нагрузочного тестирования необходимое дополнение к оценке частоты сердечных сокращений (ЧСС)
Но АД после физической нагрузки измерять очень сложно.
Поэтому мы АД измеряли только у спортсменов после секционных занятий.
С увеличением физической нагрузки повышается артериальное давление.
АД 110/80 у подростков после нагрузки, 120/80 , у некоторых 130/80
Заключение по результатам исследования
Для проведения данного исследования мною изучена физиология сердечной деятельности в зависимости от физической нагрузки, методика определения ЧСС и ИТП;
По результатам соцопроса среди старшеклассников (9-11 классы) 1 Хомустахской СОШ им. Д.Ф. Алексеева нами выявлено, что спортом и танцами занимаются 44,7% учащихся и примерно столько же детей считаются хорошистами учебы. Отсюда, занятие спортом и танцами положительно влияет на успеваемость учащихся.
В результате выявления индивидуального тренировочного пульса мы выявили, что при малой двигательной активности работоспособность сердца ухудшается у 10% старшеклассников и у 16% отмечается переизбыток массы тела, что свидетельствует наличие проблемы гиподинамии среди них.
Таким образом, у старшеклассников, занимающихся спортом и танцами ЧСС и ИТП в покое ниже, т.е. их сердце работает экономно, чем у нетренированных сверстников. Мы все должны знать дозирование физической нагрузки по пульсу на практических и самостоятельных занятиях физической культурой или фитнесом.
Список литературы
Биология. Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.С. Батуев, И.Д. Кузьмина, А.Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А.С. Батуева. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.-240 с.
Матвеев А.П.
Физическая культура. 8-9 классы : учеб. для общеобразоват.
Организаций / А.П. Матвеев. – 3-е изд. – М. : Просвещение,
2015. – 152 с.
Фомин Н.А. Физиология человека: Учеб. пособие для студентов фак. Физ. Воспитания пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1982.-320 с.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.
Практикум по теории и методике физического воспита-
ния и спорта: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений
физ. Культуры. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –
144 с.
Приложение 1
Сводная таблица данных ЧСС в покое, ИТП, оценки работоспособности учащихся 9 класса
Фамилия уч-ся |
ЧСС в покое |
ЧСС после мин нагр |
ИТП |
ИТП мак |
ИТП мин |
Максим |
84 |
114 |
157 |
169 |
145 |
Дьулус |
66 |
90 |
149 |
161 |
137 |
Моника |
60 |
102 |
147 |
159 |
135 |
Гена |
78 |
120 |
154 |
166 |
142 |
Алексей |
84 |
84 |
157 |
169 |
145 |
Юлия |
78 |
144 |
154 |
166 |
142 |
Артем |
114 |
138 |
169 |
181 |
157 |
Анжела |
72 |
84 |
152 |
164 |
140 |
Ньургуйаана |
102 |
126 |
164 |
176 |
152 |
Галина |
90 |
120 |
159 |
171 |
147 |
Иван |
78 |
126 |
154 |
166 |
142 |
Алексей2 |
84 |
132 |
156 |
168 |
144 |
Розалия |
84 |
126 |
157 |
166 |
142 |
Захар |
84 |
102 |
157 |
169 |
145 |
Надежда |
63 |
123 |
148 |
160 |
136 |
Вячеслав |
78 |
114 |
154 |
166 |
142 |
Александр |
102 |
132 |
164 |
176 |
152 |
Аэлита |
84 |
114 |
157 |
169 |
145 |
Василий |
78 |
108 |
154 |
166 |
142 |
Влада |
90 |
132 |
159 |
171 |
147 |
Арсен |
120 |
138 |
171 |
183 |
159 |
Антон |
84 |
120 |
169 |
181 |
157 |
Сводная таблица данных ЧСС в покое, ИТП, оценки работоспособности учащихся 10 класса
Фамилия уч-ся |
ЧСС в покое |
ЧСС после мин нагр |
ИТП |
ИТП макс |
ИТП миним |
Рената |
72 |
96 |
151 |
163 |
139 |
Арина |
84 |
120 |
156 |
168 |
144 |
Света |
78 |
154 |
154 |
166 |
142 |
Иванна |
90 |
108 |
158 |
170 |
146 |
Женя |
90 |
120 |
158 |
170 |
146 |
Арсен |
72 |
102 |
151 |
163 |
139 |
Эльдар |
|||||
Стас |
90 |
108 |
158 |
170 |
146 |
Игорь |
84 |
90 |
156 |
168 |
144 |
Роберт |
102 |
120 |
163 |
175 |
151 |
Ваня |
102 |
138 |
163 |
175 |
151 |
Сводная таблица данных ЧСС в покое, ИТП, оценки работоспособности учащихся 11 класса
Фамилияуч-ся |
ЧСС в покое |
ЧСС после миним нагрузки |
ИТП |
ИТП макс |
ИТП миним |
Анжелина |
60 |
72 |
146 |
158 |
134 |
Ангелина |
90 |
150 |
158 |
170 |
146 |
Настя |
84 |
120 |
156 |
168 |
144 |
Эрик |
72 |
84 |
151 |
163 |
139 |
Эдгар |
102 |
120 |
163 |
175 |
151 |
Женя |
102 |
144 |
163 |
175 |
151 |
Сайдам |
102 |
138 |
163 |
175 |
151 |
Афоня |
96 |
192 |
160 |
172 |
148 |
Герман |
78 |
84 |
153 |
165 |
141 |
10.Ренат |
84 |
108 |
155 |
167 |
143 |
Индекс массы тела (ИМТ)
Гармоничность физического развития можно измерить. Существует достаточно много разных способов. Остановимся на самом простом, который основывается на показателях массы и длины тела:
V= Масса тела (кг) : Длина тела (см) – 100 =…
Стандартные показатели гармоничности телосложения
Коэффициент V |
Показатели гармоничности |
До 0,8 |
Недостаток массы тела |
От 0,8 до 0,9 |
Стройность, гармоничность |
От 0,91 до 1,0 |
Гармоничность с небольшим превышением массы тела |
От 1,01 |
Дисгармоничность с переизбытком массы тела |
Рост и вес 9-го класса
№ |
Ф.И. |
Рост |
Вес |
|
1 |
Максим |
164 |
51 |
0,8 |
2 |
Дьулус |
173 |
67 |
0,9 |
3 |
Моника |
164 |
56 |
0,9 |
4 |
Геннадий |
175 |
61 |
0,8 |
5 |
Алексей |
177 |
91 |
1,2 |
6 |
Юля |
167 |
66 |
1 |
7 |
Артем |
179 |
54 |
0,7 |
8 |
Анжела |
160 |
49 |
0,8 |
9 |
Ньургуйаана |
163 |
57 |
0,9 |
10 |
Галя |
165,5 |
53 |
0,8 |
11 |
Иван |
171 |
61 |
0,9 |
12 |
Алексей2 |
163 |
47 |
0,7 |
13 |
Розалия |
157 |
44 |
0,8 |
14 |
Захар |
169 |
48 |
0,7 |
15 |
Надежда |
165 |
50 |
0,8 |
16 |
Вячеслав |
178 |
51 |
0,7 |
17 |
Александр |
158 |
41 |
0,7 |
18 |
Аэлита |
166 |
58 |
0,9 |
19 |
Василий |
171 |
54 |
0,8 |
20 |
Арсен |
168,5 |
74 |
1,1 (1) |
21 |
Антон |
170 |
58 |
0,8 |
22 |
Влада |
157 |
45 |
0,8 |
Рост и вес 10-го класса
№ |
ФИО |
Рост |
Вес |
Стандартные показатели гармоничности телосложения |
1. |
Арсен |
174 |
52 |
0,7 |
2. |
Роберт |
170,5 |
56 |
0,8 |
3. |
Арина |
168 |
68 |
1 |
4. |
Рената |
155 |
47 |
0,9 |
5. |
Станислав |
178 |
61 |
0,8 |
6. |
Иванна |
168 |
51 |
0,8 |
7. |
Светлана |
161,7 |
86 |
1,4 |
8. |
Иван |
178 |
62 |
0,8 |
9. |
Эльдар |
|||
10. |
Игорь |
174 |
57 |
0,8 |
11. |
Евгения |
159 |
56 |
0,9 |
Рост и вес 11-го класса
№ |
ФИО |
Рост |
Вес |
Стандартные показатели гармоничности телосложения |
1. |
Герман |
172 |
60 |
0,8 |
2. |
Анастасия |
168,5 |
66 |
1 |
3. |
Сайдам |
182 |
66 |
0,8 |
4. |
Анжелина |
168 |
65 |
1 |
5. |
Евгений |
175 |
65 |
0,9 |
6. |
Эдгар |
167 |
61 |
0,9 |
7. |
Эрик |
167 |
61 |
0,9 |
8. |
Ренат |
165 |
48 |
0,7 |
9. |
Ангелина |
158 |
52 |
0,9 |
10. |
Афанасий |
170 |
64 |
0,9 |
Сводная таблица данных ЧСС в покое, ИТП, оценки работоспособности учащихся 9 класса , 11.11.19.
Фамилия учащихся |
ЧСС в покое |
ЧСС после миним нагрузки |
ЧСС после макс нагрузки |
ИТП макс |
ИТП миним |
Максим |
90 |
138 |
159 |
171 |
147 |
Дьулус |
66 |
112 |
149 |
161 |
137 |
Моника |
78 |
112 |
154 |
166 |
142 |
Гена |
96 |
122 |
161 |
173 |
149 |
Алексей |
|||||
Юлия |
|||||
Артем |
90 |
118 |
159 |
171 |
147 |
Анжела |
72 |
84 |
152 |
164 |
140 |
Ньургуйаана |
78 |
94 |
154 |
166 |
142 |
Галя |
78 |
80 |
154 |
166 |
142 |
Иван |
84 |
96 |
157 |
169 |
145 |
Алексей2 |
|||||
Розалия |
96 |
106 |
161 |
173 |
149 |
Захар |
84 |
96 |
157 |
169 |
145 |
Надежда |
78 |
126 |
154 |
166 |
142 |
Вячеслав |
66 |
90 |
149 |
161 |
137 |
Александр |
96 |
114 |
161 |
173 |
149 |
Аэлита |
84 |
102 |
157 |
169 |
145 |
Василий |
78 |
100 |
154 |
166 |
142 |
Влада |
90 |
120 |
159 |
171 |
147 |
Арсен |
90 |
130 |
159 |
171 |
147 |
Антон |
78 |
92 |
154 |
166 |
142 |