Истоки создания сказок о спящих красавицах

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Истоки создания сказок о спящих красавицах

Щербакова Д.И. 1
1МБОУ "СОШ № №31"
Малькова Н.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 31"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение 2

Сказка сопровождает человека с самого раннего детства. Под сказку мы засыпали в колыбели. Книгу сказок открывали мы и водили пальчиком по строчкам, пытаясь научиться сливать слоги в уже давно знакомые слова о любимых героях. А в школе сказочные герои раскрывали секреты храбрости и смелости, учили дружбе и послушанию, доброте и любви. Сказка- добрый учитель, который учит нас жить.

Я учусь в 6 классе. В этом году на уроках литературы мы познакомились со сказкой В.А. Жуковского «Сказка о спящей царевне». Обсуждая произведение, мы, ребята, отметили, что нам известны и другие сказки с похожим сюжетом: сказка братьев Гримм «Белоснежка», сказка Шарля Перро «Спящая красавица» и, конечно, сказка А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Во время практической работы мы нашли общие и отличительные черты сказок, а я задумалась, почему сказки, написанные в разное время и авторами разных стран, имеют так много схожих черт.

Мой интерес подкрепила статья в учебнике о литературном «состязании» между В.А. Жуковским и А.С. Пушкиным во время пребывания в Царском Селе:

Я поставила перед собой цель: выяснить, каков источник сюжета сказок о спящих девушках.

Для достижения цели определила задачи:

1. Познакомиться с фактами из биографии авторов сказок.

2. Узнать историю создания сказок.

2. Провести сравнительный анализ текстов.

3. Выяснить источник общих сказочных элементов.

Объект исследования: сказки о спящих девушках.

Предмет исследования: анализ сказок А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», В.А.Жуковского «Сказка о спящей царевне», бр. Гримм «Белоснежка» и «Шиповничек», Ш.Перро «Спящая красавица».

Методы исследования:

общетеоретический: изучение различных источников по выбранной теме.

практический: систематизация и анализ собранных фактов,

выявление неслучайных связей,

определение причины и следствия явлений.

Глава 1. Сказки о спящих красавицах

1.1. Сказки В.А. Жуковского и А.С.Пушкина

Чтобы выявить схожие и отличительные элементы в сказках, сравнила тексты разных авторов по некоторым пунктам: год написания, герои и сюжет, а также обратилась к истории написания сказки.

В возрасте 17 лет Александр знакомится с Василием Андреевичем, который часто бывал проездом в Царском Селе, был в дружеских отношениях с семьей Пушкиных и посещал самые известные литературные гостиные столицы.

В этот период Александр Пушкин уже прославился несколькими стихотворениями, в то время как творчество Жуковского находится на пике популярности.Любовь к литературе способствовала развитию общих интересов и тем для разговора.

В 1831 году, после ссылки в Михайловское, Пушкин представил своему другу "Сказку и попе и работнике его Балде" и несколько других набросков. Жуковский высоко оценил произведения и предложил вступить в шуточное соревнование. Спор Жуковского и Пушкина касался написания сказок в народном стиле. Так появились знаменитые сказки авторов, среди которых «Сказка о спящей царевне» и «Сказка о мертвой царевне...»1

В. А. Жуковский «Спящая царевна»

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»

Год написания сказки

1831 год

1833 год

Герои сказки

Царь Матвей, царица, царевна.

Рак-пророк

12 чародеек

Старушонка

Царский сын

Царь, царица, царевна, мачеха.

Зеркало
-

Старуха

Королевич Елисей, солнце, месяц, ветер, 7 богатырей, Чернавка

Сюжетообразующие элементы

Предсказание о рождении дочери Весёлый пир

Предсказание чародейки

15-летие царевны и сон

Прошло 100 лет

Пробуждение

Смерть царицы и рождение дочери Женитьба отца на мачехе

Правда зеркала

Изгнание царевны

Жизнь в тереме богатырей

Отравленное яблоко и смерть царевны

Поиски невесты

Пробуждение

ВЫВОД: Прочитав сказки, я увидела схожий сюжет: рождение прекрасной дочки, сон (смерть- сон) и пробуждение. Однако отличий больше: во- первых, уже в названии сказки читаем — спящая и мертвая. А потому мы видим, что одна девушка засыпает в своем замке, а другая похоронена в хрустальном гробу в пещере.
Во- вторых, в сказке Пушкина нет пророка, предсказавшего рождение дитя, а мать, в отличие от сказки Жуковского умирает после рождения дочери и девочку воспитывает мачеха.
В- третьих, у Пушкина королевич Елисей- всем известный в царстве жених царевны. Он- то и отправляется на поиски невесты, а помогают ему в этом природные явления- солнце, месяц и ветер.
Причина сна( смерти) тоже в сказках разная: у Жуковского веретено, а у Пушкина- отравленное яблоко.
Таким образом, делаю вывод: сказки хоть и написаны в один период 6 времени (30-е годы 19 века), авторами- друзьями, имеющими общие интересы и мотив к написанию, но имеют только схожую сюжетообразующую структуру. В целом сказки можно назвать авторскими, индивидуальными.
У Жуковского и Пушкина источники вдохновения были различны. А потому и сказки воспринимаются читателем как самостоятельные произведения со своими особенностями.

1.2. Сказки В.А. Жуковского и Шарля Перро

Более половины произведений автора являются переводами с немецкого и английского языка, поэтому не трудно уловить в произведении уже знакомый сюжет сказки «Спящая красавица Шарля Перро, опубликованной в 1697 году и «Шиповничек» бр. Гримм, вышедшей в сборнике сказок в 1812 году.

Братья Гримм начали вести регулярные записи сказок с 1807 года, во время своего путешествия по Гессену, продолжили в Вестфалии. В первом томе сказокданы ссылки на источники лишь к 12-ти сказкам. Это литературные сборники XVI—XIX веков. Во втором томе и приложении к нему встречаются примечания: «из Гессена», «из Касселя», «из Ханау», «из Цверена», «из майнскихобластей». 2

Некая «старая Мария» поведала им сказки «Мальчик-с-пальчик», «Братец и сестрица», «Девушка-безручка», «Красная Шапочка», «Спящая Красавица». Вероятно, под этим именем скрывается Мария Гассенпфлуг, чья мать происходила из гугенотской семьи. В доме Марии все свободно разговаривали по-французски, а значит, могли знать французский вариант сказки о спящей девушке Шарля Перро.

Работа братьев Гримм повлияла на других любителей фольклора, воодушевив их к собиранию сказочных историй. Реакция на эти сборники не всегда была положительной. Джозеф Джейкобс однажды пожаловался, что английские дети не читают английские сказки; по его собственным словам, «Что Перроначал, то Гриммы закончили».3

В.А. Жуковский в 1826 году для журнала «Детский собеседник» перевёл с французского языка две сказки братьев Гримм («Милый Роланд и девица Ясный Цвет» и «Царевна-шиповник»).

В. А. Жуковский
«Спящая царевна»

Шарль Перро
«Спящая красавица»

Братья Гримм «Царевна-Шиповник»

Год написания (издания)

1831 год

1697 год

1812

Герои

Царь Матвей, царица, царевна.

Рак-пророк

12 чародеек

Старушонка

Царский сын

Король, королева


-

7 добрых волшебниц-фей

Старушка

Сын короля

Король, королева, дочка


Лягушка- предсказательница


13 ведуний
Старуха

Королевич

Сюжетообразующие элементы

Предсказание о рождении дочери

Весёлый пир

Предсказание чародейки

15-летие царевны и сон

Прошло 100 лет

Пробуждение благодаря поцелую принца

Рождение дочери


Весёлый пир

Предсказание


15 – 16 летие и сон


Прошло 100 лет

Пробуждение по истечению срока

Предсказание о рождении дочери

Весёлый пир

Предсказание ведуний


15-летие царевны и сон


Прошло 100 лет

Пробуждение благодаря поцелую королевича

ВЫВОД: Сказки во многом похожи сюжетообразующими элементами, хотя написаны в разное время и разными авторами:

в обеих сказках в предсказаниях упоминается веретено – причина сна

в сказках вместе с девушкой засыпает дворец

в сказках добро противостоит злу и есть спаситель

во всех сказках девушка засыпает в 15 – 16 лет, период взросления, а пробуждается через 100 лет

Можно сделать вывод, что в основе сюжета лежит общая история, несмотря на то, что видны незначительные отличия:

причина обиды – столовый прибор. В сказке Жуковского тарелки не хватило для старой злой чародейки, а у Шарля Перро вместо золотых приборов старухе подали обыкновенные

предсказатели разные, как и количество волшебниц Т.к. сказка Жуковским была написана позднее ( 30- годы 19 века) и автор известен своими переводами с немецкого и французского, то можно объяснить общность сюжета сказок тем, что Василий Андреевич был знаком с текстами Перро и Гримм.

1.3. Сказки А. С. Пушкина и братьев Гримм

Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824–1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник – волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» 4

В 1833 году А.С. Пушкин находится в родовом имении Болдино. В этот период из-под пера автора выходят « Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», а также всеми любимая «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Однако почему так очевидна связь сказки с «Белоснежкой» братьев Гримм, увидевшей свет в 1812 году. Ведь Александр Сергеевич не знал немецкого языка.

Оказывается в в библиотеке Пушкина был перевод этой сказки на французском языке (1830 г), и у Александра Сергеевича была возможность познакомиться с сюжетом произведения.

Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»

Братья Гримм
«Белоснежка»

Год создания

1833

1812

Герои

Царь, царица, царевна, мачеха.


Зеркало

Старуха

Королевич Елисей, солнце, месяц, ветер, 7 богатырей, Чернавка

Королева, король, доченька – красавица, мачеха

Зеркальце

Старая торговка

Псарь, 7 гномов

Сюжетообразующие элементы

Смерть царицы и рождение дочери

Женитьба отца на мачехе

Правда зеркала

Изгнание царевны

Жизнь в тереме богатырей

Отравленное яблоко и смерть царевны

Хрустальный гроб


Поиски невесты

Пробуждение благодаря поцелую королевича Елисея

Смерть царицы и рождение дочери

Женитьба отца на мачехе

Правда зеркальца

Изгнание царевны

Жизнь у гномов

Попытки погубить Белоснежку (тесная шнуровка, ядовитый гребень, ядовитое яблоко)

Хрустальный гроб

-

Пробуждение девушки, так как кусок отравленного яблока выскочил из горла

ВЫВОД: В этих сказках можно увидеть как общие черты, так и отличительные черты:

Имя Белоснежки в сказке Гримм само указывает на белизну кожи девушки, а у Пушкина дано тому объяснение в реплике мачехи:

«Мать беремена сидела,
Да на снег лишь и глядела».

Между тем, царевна молодая
«поднялась и расцвела белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей».

Образ королевича Елисея и мотив поисков пропавшей возлюбленной придуман Пушкиным. Именно королевич трижды обращается за помощью к солнцу, месяцу и ветру, а у бр. Гримм – сама Белоснежка просит о помощи.

Белоснежка встречает 7 гномов, а у Пушкина 7 братьев-богатырей.

В сказках девушек уводят в лес на растерзание зверей.

Пушкин ввёл мотив верной собаки, почуявшей беду, не пускающей в дом Чернавку, подосланную мачехой. У бр. Гримм гномы успевали вернуться вовремя домой и спасти гостью от чар.

У бр. Гримм Пушкин заимствовал хрустальный гроб.

Вывод по главе : Перечитав внимательно сказки о спящих девушках, я нашла общее и отличное, что позволило сделать вывод о заимствовании некоторых элементов в сюжетах сказок других авторов. Однако мне хотелось узнать, из какого источника взяли свои сюжеты Гримм и Перро.

Глава 2. Рождение сказки

Если составить хронологию жизни создателей сказок, то получится такая схема:

Автор

Годы жизни

Век

Год написания ( издания сказки

А.С. Пушкин

1799-1837

19

1833

В.А Жуковский

1783-1852

18- 19

1831

бр. Гримм

1785-1859

18- 19

1812

Ш.Перро

1628-1703

17

1697

?

Тогда у меня возникает вопрос: каким источником пользовался Ш. Перро при создании своей сказки?

Предшественницей «Спящей красавицы» Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия», впервые опубликованная в 1634 г. 5

Джамбаттиста Базиле – итальянский (неаполитанский) поэт и писатель-сказочник, живший в 16-17 веке в Италии. Он написал книгу "Сказка сказок", которая является первым в истории европейской литературы сборником сказочного 13 фольклора.

Книга «Сказка сказок» не рассчитана на взрослую аудиторию, но в 2017 году вышел сборник «Забытые сказки» Ольги Крючковой и Елены Крючковой, в который вошли сюжеты, ставшие основой многих известных сказок («Золушка», «Красавица и чудовище» и т.д.). Там я нашла и ознакомительный вариант сказки Базиле.
Вывод по главе: Изучив интернет- ресурсы, я вышла на творчество Джамбаттисто Базиле, чьи сказки стали первой европейской книгой волшебных сказок, в основу которых был положен крестьянский фольклор.

Глава 3. Народные истоки

Знакомясь с историей создания авторских сказок, я отмечала, что еще одним источником вдохновения при создании текстов служил крестьянский быт, поверья.

Так, в изучаемых мной сказках можно увидеть общий элемент: сон( смерть), в который(ую) на некоторое время погружается героиня;

веретено- причина ухода в нереальный мир; зеркало- предсказатель.

Каковы народные поверья, связанные с этими явлениями?

Прядение как сфера знаний и навыков женских божеств распространено у многих народов. Прядение нитей судьбы указывает на женские образы иного мира.

Веретено, прялка и само шитье— символы жизни и времени.

Все богини судьбы— прядильщицы и ткачихи. Прядение зачастую связывается с образами рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего, будущего. А орудие прядения наделяется магическими свойствами. Веретено использовали славяне при рождении ребенка, при лечебной магии. Карпатские и сербские девушки — для приворота.

Запрет пользоваться веретеном (и даже видеть его) касался святок и других дней, когда нельзя было прясть, ткать, шить. В Сочельник прятали все веретёна, чтобы летом жнецы «не кололись»; в то же время эти веретёна должны быть «полными», то есть с намотанными на них нитками, чтобы в грядущем году такими же полными были кукурузные початки. Сербы не позволяли прикасаться веретеном или веником к ребенку, так как считали, что от этого он перестанет расти.6

«Сонный, что мертвый»- довольно часто можно услышать такое высказывание. В традиционной культуре, а также в фольклоре сны занимают не менее важную роль. Сон в фольклоре ближе всего к смерти, к иному миру. Смерть становится подобием вечного сна, то есть загробной жизни. К тому же, наши предки были уверены, что во время сна душа покидает тело и путешествует в различных пластах времени. Именно поэтому, как утверждают древние поверья, нельзя резко будить спящего человека.

На Руси любителей сна остерегались. Существовала уверенность, что, если человек хочет спать, плохо просыпается по утрам, ходит сонным, его притягивает смерть. Быстрое засыпание и долгий сон не считались признаками здоровья.

Сон в фольклорных текстах - это серьезный и опасный мистический инструмент, таинственное явление. Также в основе сна лежит мифологическое представление об умирающем и воскресающем божестве, связанное с олицетворением растительной природы.

Так, мне удалось найти в славянской мифологии миф о деве Солнце:

Богиня Весны (дева Солнце) обессилена ведьмою Зимою и утрачивает на время свою блистательную красоту. В положенный срок и благодаря своему Избавителю, который должен пройти испытания, Царевна-красавица оживает. Избавитель при этом должен либо держать ее за руку и хранить глубокое молчание, либо поцеловать красавицу и тем самым победить злое колдовство. Известно также, что в давние времена запрещалось по пятницам делать домашнюю работу, в которой используются иглы, веретена. Есть поверье, что уколы по пятницам вызывают сон, переходящий в смерть. 7

Вывод по главе:

В основе сюжетов сказок лежит не только заимствование из других литературных источников, но и изучение фольклорных традиции.

ВЫВОД ПО РАБОТЕ:

В результате исследовательской работы я узнала, что сказки, в основе которых лежит мотив засыпающей девушки, имеет общее начало – народное мировоззрение.

Авторы, используя похожий сюжет, привносят свои мотивы, благодаря которым сказки можно назвать индивидуальными, авторскими.

В процессе работы я познакомилась с понятием «бродячий сюжет»- устойчивый комплекс сюжетных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящий из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.

Для себя я поняла: каким бы ни был источник вдохновения авторов, все сказки повествуют о торжестве любви, способной победить смерть.

Источники

В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Учебник по литературе.

Благой Д. Д. Душа в заветной лире. М.: Советский писатель, 1977.

Интернет- ресурс: https://obrazovaka.ru/

Интернет- ресурс: http://fb.ru/article/

Интернет- ресурс: Википедия

Интернет- ресурс: www.symbolarium.ru/index.php/Краткая энциклопедиясимволов

1http://fb.ru/article/

2Гессен, Вестфалия, Кассель, Ханау, Цверен, майнская область- территории в Германии ( Википедия)

3Википедия

4Благой Д. Д. Душа в заветной лире. М.: Советский писатель, 1977. (Пушкин (из письма брату Льву)

5Джамбаттиста Базиле, источник интернет- ресурс

6 http://www.symbolarium.ru/index.php/Краткая_энциклопедия_символов

7http://old.losev-library.ru

Просмотров работы: 3709