Современная авторская сказка как источник развития нравственных качеств кадет

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Современная авторская сказка как источник развития нравственных качеств кадет

Колбанев Г.Ю. 1
1ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»
Кадошникова Л.А. 1
1ФГКОУ "Оренбургское ПКУ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Сказка – это не только источник знаний, но и духовная пища, способствующая нравственному развитию детей и подростков. Чтение сказки – окно в мир культурного многообразия и мост, соединяющий разные цивилизации во времени и пространстве. Сказка способна питать ум и воображение ребенка, обогащая его внутренний мир яркими эмоциями и впечатлениями, моральными ориентирами и принципами. В последнее время и видные политики нашего государства, и именитые эксперты поднимают вопрос о важности чтения сказок. «Сказки – это целый мир, они закладывают в детей основы, которые делают из них человека. Задача взрослых – знакомить детей с новыми произведениями», – убежден пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Обращение к исследованию по теме «Современная авторская сказка как источник развития нравственных качеств кадет» актуально по той причине, что вклад именно современной авторской сказки в формировании общечеловеческих ценностей неоценим.

Мы предполагаем, что современная авторская сказка является источником развития нравственных качеств подрастающего поколения. Объектом исследования являются современные авторские сказки; предметом исследования выступают особенности авторской сказки, способствующие развитию нравственных качеств кадет.

Цель исследования: проанализировать влияние авторской сказки на развитие нравственных качеств кадет.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

выявить нравственные качества кадет;

раскрыть значение чтения авторской сказки в развитии нравственных качеств кадет;

выделить особенности современной авторской сказки, способствующие развитию нравственных качеств кадет;

охарактеризовать образ героев современной авторской сказки, который служит примером для подражания;

выявить лингвистические приемы современной авторской сказки, влияющие на развитие нравственных качеств читателей;

сочинить авторские сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств кадет.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован ряд взаимосвязанных методов исследования: метод анализа, сравнения и сопоставления, обобщения и конкретизации выводов, метод сплошной выборки языкового материала, метод самостоятельного сочинения сказки, беседа и анкетирование.

В соответствии с поставленными задачами структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и двумя приложениями.

ГЛАВА 1. РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КАДЕТ

1.1 Нравственные качества кадет достойных граждан Отечества

На сегодняшний день кадетское образование выполняет важную миссию: возрождает дух патриотизма, ценности дружбы и гражданского достоинства у подрастающего поколения. Для кадет, готовых стать офицерами, традиционно значимы и важны нравственные качества.

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой нравственные качества рассматриваются как «внутренние, духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и к природе» [12].

В.И. Даль толковал нравственные качества как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [3, с.211].

В словаре С.И. Ожегова нравственные качества – это «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [11, с. 617].

Тема развития нравственных качеств подрастающего поколения весьма популярна не только в общественных дискуссиях, она также обсуждается и на государственном уровне. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года у подрастающего поколения необходимо формировать такие нравственные качества, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и Отечеством.

На сегодняшний день наблюдается кардинальная смена общепринятых качеств человека, когда на первый план выходят новые личностные качества: инициативность, предприимчивость, умение вести себя в нестандартных ситуациях, направленность на достижение личных успехов и поиск выгоды.

Однако в кадетском образовании не утрачивают значимость традиционные нравственные качества – патриотизм, человечность, гражданственность. Во многом именно это обусловило в последнее время рост кадетских классов и школ. У выпускников кадетских школ сформирована гражданская позиция, высокий уровень патриотизма.

Обзор справочной литературы показал, что толкований понятия «патриотизм» множество. В толковом словаре С.И. Ожегова патриотизм рассматривается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; в современной энциклопедии как любовь к Родине. В русском языке слово «патриот» впервые появилось при Петре I с акцентом на военный аспект. Согласно определению В.И. Даля, «патриот – любитель Отечества, равнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [2, с.542].

Значение «человечность» раскрывается в философском словаре и рассматривается как «моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность» [9]. Цицерон отмечал человечность как результат воспитания, степень образованности, возвышающие человеческую сущность.

Одним из важных нравственных характеристик любого человека, любящего Родину, является гражданственность, которая определяется как нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит [13].

Таким образом, кадетское образование дает возможность раститьдостойных граждан Отечества, прививая им любовь к Родине, чувство гордости за достижения родной страны, уважение к историческому прошлому, способность к гуманизму и четкую гражданскую позицию - заботиться о ее будущем. Следовательно, патриотизм, человечность, гражданственность можно считать необходимыми нравственными качествами кадет.

1.2 Роль чтения в системе кадетского образования (с XVIII в. – по настоящее время)

Чтение имеет огромный потенциал в развитии нравственных качеств кадет. Как показывает история, в кадетских школах XVIII – начала XX в. уделялось большое внимание занятиям по чтению, которые рассматривались как средство развития достойных граждан Отечества. По инициативе главного управления военно-учебных заведений в кадетские корпуса постоянно командировали известных драматических артистов, проводивших первоначальные занятия. Затем занятия продолжал один из офицеров-воспитателей. Воспитанникам предлагали книги из разных разделов, но предпочтение отдавалось литературным произведениям, описывающим героические подвиги русской армии, отважные поступки солдат и офицеров, достойных примера для подражания, биографии видных исторических, государственных деятелей, выдающихся военачальников. Взрослые наставники всегда были рядом, они комментировали, разъясняли отдельные моменты, дополняли их собственными воспоминаниями, рассуждениями и завершали групповое чтение беседой, переходящей в дискуссию. Основными темами подобных встреч становились добро и зло, справедливость и бесчестность. Честь, долг, достоинство, доблесть, патриотизм, героизм не оставались в стороне размышлений участников группового чтения.

Чтение, обсуждение книг и сегодня остается важным средством в нравственном развитии кадет. Какие книги достойны быть на полке воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны РФ Российской Федерации? На наш взгляд, это те книги, которые развивают такие профессионально-значимые качества будущего офицера, как инициативность, целеустремленность, преданность государству, верность. Многие произведения не только классической, но и современной литературы затрагивают нравственные проблемы, тем самым эти книги могут служить основой для развития нравственных качеств и, как следствие, воспитания достойных граждан Отечества.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что чтению в кадетских школах уделялось особое внимание. Чтение и обсуждение литературы, в которой затрагиваются духовно-нравственные мотивы, помогают развивать издавно ценные в России качества: преданность и верность государству, честь, долг, достоинство, патриотизм, мужество, отвага. Данные характеристики значимы для каждого кадета.

1.3 Особенности современной авторской сказки

Одним из любимых жанров во все времена остается сказка. Современная авторская сказка многообразна. Нельзя не согласиться с тем, что первые уроки нравственности, гуманности, трепетного отношения к Родине дети получают через сказку. По мнению М.Н. Липовецкого, «авторская сказка – это в принципе то же самое, что фольклорная сказка, но в отличие от народной авторская сказка создана писателем и поэтому несет на себе печать неповторимой творческой индивидуальности автора» [7, с.3].

Прежде всего скажем об основном отличии народной и авторской сказок: народная написана коллективно и передается из уст в уста, авторская сказка создана определенным автором и зафиксирована в письменной форме. Авторская статична, не может изменяться с течением времени. Еще одной характерной чертой современной авторской сказки является сочетание разных жанров в одном произведении.

Общеизвестно, что народная сказка пишется по формуле: зачин, завязка, кульминация, развязка, концовка. В авторской сказке не наблюдается устойчивого строения, она может быть написана в форме фантастической книги, фантастической повести или фантастического рассказа. В отличие от народной сказки, где сказочные приёмы (магические числа, троекратные повторы, нарушение запрета и т.д.) должны быть обязательны, в авторской сказке выбор их присутствия или отсутствия остается за автором. Если в народной сказке добро по традиции побеждает зло, то в авторской финал зависит от писателя, он может быть как положительным, так и отрицательным.

В отличие от привычного зачина народной сказки «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» современные сказочники погружают читателя в сказочный мир через появление героев былин или волшебных атрибутов, либо через перемещение в другое временное пространство, что само по себе является волшебством. Автор по своему усмотрению убыстряет или замедляет художественное время, передает события, свойственные эпохе. Такое «путешествие во времени» обращает читателя XXI века к вечным ценностям, красоте, добру и поиску истины.

При этом за основу берутся реалии сегодняшнего дня, отражающие проблемы насущной жизни, в которой герои прошлого выглядят очень органично. Тем самым авторы подчеркивают: актуальные сегодня личностные качества - предприимчивость, умение вести себя в нестандартных ситуациях и стремление к достижению поставленной цели – не диссонируют с общечеловескими законами нравственности.

Большое значение в авторской сказке уделяется раскрытию характеров героев и описанию их отношения к месту события, родной стороне, которая нуждается в охране и защите. Следовательно, сознание фиксирует значимость и ценность традиционных нравственных качеств: патриотизма, человечности, гражданственности.

Таким образом, авторская сказка представляет собой творческий продукт нравственного характера, имеющего ряд особенностей: повествование о современной жизни, органичное вкрапление в сюжет информации из прошлого нашей страны, раскрытие характеров героев, детальное описание место действия, сохранение таинства волшебства.

Выводы по главе 1

В теоретической главе нами рассмотрено понятие «нравственные качества», раскрыто значение значимых для кадет нравственных качеств: патриотизм, гражданственность, человечность.

В ходе исследования выявлены актуальность и ценность чтения авторских сказок для кадет. Определена роль чтения авторских сказок как стержня, помогающего возрождать дух патриотизма, ценности дружбы и гражданского достоинства у подрастающего поколения. Чтение авторских сказок, являясь одним из эффективных средств, служит источником создания высоких потребностей и развития гражданско-патриотической ответственности воспитанников довузовских организаций Министерства обороны Российской Федерации.

В данной главе рассмотрены отличия народной от авторской сказки, выделены особенности современной авторской сказки, влияющие на развитие нравственных качеств кадет. На наш взгляд, современные авторские сказки, как и народные – это кладезь мудрости и наставления. В них по-прежнему рассказывается о дружбе, храбрости, ответственности и любви к родной стране.

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ АВТОРСКАЯ СКАЗКА: СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КАДЕТ

2.1 Образ героев в современной авторской сказке как пример для подражания

Современные авторские сказки популярны и богаты героями, которые могут быть примером для кадет-читателей. Руководствуясь советами Алексея Копейкина, эксперта литературных премий, мы познакомились с российскими сказочниками Игорем Жуковым и Людмилой Маркиной. Произведения этих писателей достойны прочтения: теплые, ностальгические, нацеливающие на дружелюбие и взаимовыручку, на важность общения, учебы и любви к Родине.

Рассматривая положительных героев на примере сказки Игоря Жукова «Русская пленница французского кота», можно составить обобщенный образ, который складывается в сознании после прочтения.

Героями сказки являются: десятилетний Александр Копьёв и его девятилетняя сестра Елизавета. Сестра занимает особое место в сказке, даже можно сказать – решающее, ведь именно Елизавета стала инициатором спасения России от Наполеона: «… Копьёвы дети мечтали сразиться с Наполеоном и спасти Россию. Для этого они решили бежать из дома в русскую армию. И, как ни странно, застрельщицей в этом деле была Елизавета [4, с.5].

Положение главных героев в обществе высокое: семья Копьевых имеет родовое поместье Копьёво и свой дом на Большой Никитской улице в Москве, родители уделяли образованию детей большое внимание, обучая их у домашних учителей и француженки-гувернантки. Отец – человек чести и слова, по его приказу были отменены телесные наказания для крестьян. Сергей Иванович Копьёв, узнав о наполеоновском нашествии, надел свой старый мундир, снял со стены ещё не заржавевшую шпагу, простился с семьёй и уехал в действующую армию. Дети впитали в себя все лучшее от родителя: верность государству, преданность семье, инициативность, достижение поставленных целей, храбрость, честь и отвагу.

Охарактеризуем внутреннюю красоту героев Игоря Жукова,ведь наличие нравственных качеств делает образ персонажей более полным, точным и ясным. Так, автор акцентирует внимание читателей-кадет на описание моральных качеств героев, их поступков и подвигов, что немаловажно для воспитанников кадетской школы, находящихся на пути поиска собственных идеалов.

В сказке Игоря Жукова мы выделили следующие положительные качества героев: 1. Ответственность, которая раскрывается нам в основном словами Елизаветы: «Отечество спасать надо! Как Жанна д’Арк» [4, с.5].

2. Доброжелательность, характеризующая главных героев, их друзей и даже врагов: «Мои бедные маленькие соотечественники! – всхлипнул он. – Вы ведь, наверно, ничего на кухне делать не умеете. Ну, ничего, я вас быстро научу! А пока скорее поешьте!...» [4, с.12], с такими словами обращается французский повар к Елизавете и ее брату.

3. Общительность главных героев не знает границ.

4. Преданность и верность, качества, сопровождающие главных персонажей сказки Игоря Жукова на протяжении всей сказки: «Кстати, заодно можно и ценные сведения какие-нибудь узнать о планах Буонапарте и потом передать Кутузову….» [4, с.12], размышляет, к примеру, Елизавета.

5. Отзывчивость, проявляющаяся в способности помогать другим героям – это главная черта персонажей авторских сказок.

6. Умение благодарить других людей за их доброту.

7. Любовь к Родине, которая раскрывается в действиях брата и сестры: «Александр! Русская армия отступила уже почти до Москвы! Отечество в опасности, а мы с тобой всё в прятки и кошки-мышки играем!» [4, с.5], «Милая маменька! Мы перед Вами очень виноваты, и нам Вас очень жалко, но Буонапарте уже к самой Москве подошёл, и надо же кому-то французов бить, как Жанна д’Арк – англичан! А когда мы вернёмся с кровопролитной победой и Государь Император нас наградит, можете нас даже высечь за непослушание…» [4, с.6].

Размышляя над поступками героев, наблюдая за их проявлениями честности, отзывчивости, преданности и верности, кадеты могут не только сформировать своё представление о данных качествах, но и сделать эти качества личностно значимыми для себя.

Таким образом, раскрытие характеров и демонстрация поступков главных персонажей рассматривается как способы развития нравственных качеств кадет. И. Жуков в сказке «Русская пленница французского кота» затрагивает и воспевает те качества, которые необходимо развивать у подрастающего поколения, в нашем случае, у воспитанников довузовской организации МО. Выделенные нравственные характеристики героев сказок: преданность и верность родной стране, честь, достоинство, человечность и ответственность перед самим собой и другими, могут быть ориентирами для личностного развития каждого кадета.

2.2 Лингвистические приемы в современной авторской сказке

И. Жуков и Л. Маркина используют в своих сказках различные лингвистические приемы, которые также могут служить способом развития нравственных качеств современного кадета. Рассмотрим детально данные приемы.

Как правило, для закрепления в памяти исторических событий у подрастающего поколения, для подчеркивания колорита Родины многие сказочники используют в произведениях устаревшие слова: историзмы и архаизмы. «Историзмы – слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений человеческой жизни. Историзмы относятся к пассивному словарю и не имеют синонимов в современном языке» [6]. Под архаизмом в толковом словаре Д.Н. Ушакова понимается устаревшее явление, пережиток старины.

Не отошли от вышеупомянутого правила и И. Жуков с Л. Маркиной. Они используют в своих сказках историзмы и архаизмы (см. таблицу ниже), на основе которых развивается трепетное отношение к прошлому страны. Поэтому каждому кадету необходимо знать значение устаревших слов, ведь они являются чacтью иcтopии великой Родины. Тoлкoвaниe иcтopизмов и архаизмов анализируемых сказок представлено в таблице:

Уст. слово

Toлкoвaниe cлoвa

«Русская пленница французского кота»

гусар

Военнослужащий частей лёгкой кавалерии царской армии.

кирасир

Солдат или офицер тяжелой кавалерии, носивший кирасу - латы, прикрывавшие грудь и спину.

кираса

Панцырь, употреблявшийся прежде, как защита от холодного и огнестрельного оружия.

доломан

Гусарский мундир, расшитый шнурами.

лорнет

Складные очки с ручкой. Лорнет носился прикрепленным к цепочке, использовался с 18 в. в аристократических кругах.

ташка

У гусаров: кожаная сумочка, носимая на ремнях, прикрепленных к портупее.

коврижка

Пряник, обычно медовый.

ямщик

Возница на ямских лошадях, а также вообще возница.

супостат

Противник, недруг.

дьяк

Дoлжнocтнoe лицo в пpикaзe.

кивер

Военный головной убор цилиндрической формы с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана.

ментик

Короткая одежда вроде куртки, обложенная мехом, с пуговицами в несколько рядов, со шнурками и петлями, надеваемая гусарами в зимнее время поверх доломана, а в летнее время ментики носили наброшенными на левое плечо.

вакация

Время, свободное от учения или службы.

вензель

Начальные буквы имени лица, переплетенные между собою.

банник

Щётка цилиндрической формы на длинной составной палке для чистки и смазки канала орудийного ствола.

кисет

Небольшой мешочек для табака.

фухтель

Клинок холодного оружия, сабли, тесака.

высокоблаго-родие

С местоимениями «ваше», «его», «их» титулование высоких гражданских и военных чинов царской России.

«Сказка о царе Петре I и столице Санкт-Петербурге»

трапеза

Прием пищи (обед, ужин) за столом.

отрок

Мальчик подросток, среднего возраста между ребенком и юношей.

ботик

Небольшое, легкое гребное судно.

гайдук

Лакей высокого роста, ездивший верхом возле экипажа.

променад

Прогулка, гулянье.

камзол

Старинное платье с рукавами и без рукавов.

летник

Летняя женская одежда в древней Руси.

кокошник

В России старинный женский головной убор.

душегрея

Верхняя однобортная крестьянская женская одежда для праздников наподобие кофты.

Таким образом, устаревшие слова в авторской сказке служат для полного воссоздания обстановки прошлого, точной передачи исторических событий, неповторимого облика и колорита Отчизны. Тем самым через чтение мы познаем реалии прошлого, запечатлевая ход истории в нашем сознании и акцентируя внимание на таких важных качествах как долг, честь и любовь к Родине.

Следующей особенностью современной авторской сказки является использование приемов для выражения категории пространства, то есть использование топонимов. В отличие от сюжета волшебной сказки, где вымышленные топонимы раскрывают сказочное пространство (за тридевять земель, в тридевятом царстве, остров Буян), в авторских сказках чаще встречаются реальные топонимы. Проанализировав сказки И. Жукова и Л. Марковой, мы обнаружили следующие топонимы: Россия, Русь, Москва, деревня Шевардино, поместье Копьёво, город Волоколамск, речка Копьёвка, Большая Никитская улица и тд. Опираясь на классификацию Н.В. Подольской [10, с.50], мы распределили их на группы (в таблице в примерах под номером 1 топонимы из сказки «Русская пленница французского кота», под номером 2 из сказки «Сказка о царе Петре I и столице Санкт-Петербурге»):

Группы топонимов

Примеры

Хоронимыназвания областей и регионов

-

Балтика

Астионимыназвания городов

1. Москва, Волоколамск, Звенигород

2. Рим, Санкт-Петербург, Амстердам, Саардам, Москва, Нишгадт

Оронимы названия элементов рельефа

1. гора Парнас

2. -

Урбонимыназвания внутригородских объектов

1. Кремль, Петровский дворец

2. пристань Архангельская, Шлиссельбург, Петропаловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Кунсткамера

Инсулонимысобственное имя любого острова

1. -

2. Васильевский остров, мыс Гангут, остров Гренгам

Годонимынаименования улиц

1. Большая Никитская улица, Тверской тракт

2. Смольный двор, Невский проспект

Гидронимыгеографические названия водных объектов

1. речка Копьёвка

2. р. Нева, Белое м., Соловецкий берег, р. Истра, Ладожское о., Балтийское м., Плещеево о.

Ойконимыназвания населенных мест

1. поместье Копьёво, деревня Шевардино, Бородино, село Фили

2. село Измайлова, село Преображенское

В сказках «Русская пленница французского кота», «Сказка о царе Петре I и столице Санкт-Петербурге» наблюдается большое количество топонимов. В первой сказке встретилось 13 топонимов, основная доля которых приходится на ойконимы, составляющие 31% от общего числа; далее следуют астионимы – 23%; годонимы и урбонимы по 15%; гидронимы и оронимы по 8%. Во второй сказке используются 27 топонимов. Первую позицию занимают гидронимы – 27%; затем стоят астионимы и урбонимы по 22%; инсулонимы – 11%; годонимы и ойконимы по 7%, на последней позиции находится один хороним – 4%. Значимость топонимов неоценима, так как в авторской сказке они ориентируют читателей на место происходящего события и известную личность.

Важное место в ряду географических названий занимают слова – Русь, Россия, Родина, Отчизна, потому что они несут особую смысловую нагрузку, имеют богатый ассоциативный ряд, символизируя святость, чистоту, любовь к родному краю. Тем самым данные слова являются источником развития гражданственности и патриотизма кадет.

С целью отражения национальной культуры авторы используют антропонимы. Антропоним – единичное имя собственное или совокупность имён собственных, идентифицирующих человека [1]. В анализируемых сказках мы находим большое количество антропонимов. Анализ имен собственных показал, что в данном списке присутствуют как реальные имена, так вымышленные. Представим перечень антропонимов двух сказок:

Реальные имена

Вымышленные имена

«Русская пленница французского кота»

Наполеон

мсье Ришар

Екатерина Великая

девка Авдотья

Жанна д’Арк

Жан-Поль

Шарль Перро

Александр Копьев

князь Багратион

Елизавета Копьева

Михайла Илларионович Кутузов

Сергей Иванович Копьев

король Людовик XVI

Елена Евгеньевна Копьева

Петр I

мадемуазель Жирардо

Маршал Мишель Ней

кухарка Матрена

генерал Раевский

господин Калидис

генерал-губернатор Ростопчин

капитан Фадинар

Денис Давыдов

маршал Мюрат мсье Гийомар

«Сказка о царе Петре I и столице Санкт-Петербурге»

Петр I

-

царица Наталья Кирилловна

-

Борис Алексеевич Голицын

-

Федор Алексеевич

-

Карл XII

-

Фридерик Рюйш

-

Альберт Себа

-

Николя Буржуа

-

генерал-прокурор Ягужинский

-

Соотношение реальных и вымышленных имен в сказке «Русская пленница французского кота» одинаковое. За вымышленным именем скрыт простой человек, прислуга, поступки и действия которых в сказке не существенны. Известные личности, сыгравшие важную роль в истории страны, упоминаются в произведении с достоверной точностью. Во второй же сказке мы наблюдаем, что все герои – реальные люди, за судьбами которых находятся важные исторические события. За каждым реальным персонажем стоит высокодуховный герой, пример которого способен влиять на развитие нравственных качеств подрастающего поколения.

Таким образом, использование в авторской сказке лингвистических приемов позволяет авторам воздействовать на читающих, вызывая у них чувство сострадания и сочувствия к героям; любовь к Родине, гордость за успехи и достижения родной земли. Тем самым авторские сказки способствуют развитию нравственных качеств кадет.

2.3 Развитие нравственных качеств кадет на примере сказок собственного сочинения

В ходе исследования мы заинтересовались, как в авторскую сказку гармонично вплести реалии кадет. На наш взгляд, соединяя особенности авторской сказки и описания повседневной кадетской жизни можно более эффективно влиять на развитие нравственных качеств кадет. Результатом сталисказки собственного сочинения с главным героем Ильей Муромцевым (см. приложение 1). Илья Муромец, прославившийся многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую он применял для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости, остается для нас образцом для подражания. Поэтому в собственных сказках мы позволили себе использовать прославленное имя, немного изменив его.

Для точного воссоздания обстановки кадетской жизни, детальной передачи событий Оренбургского президентского кадетского училища в авторских сказках присутствуют антропонимы (Илья Ильич Муромцев, Юрий Гагарин, Варвара Ивановна, Алеша Попов и др.) и топонимы (Берлин, Сталинград, река Волга, Оренбург, Москва). Как и Л. Маркина, И. Жуков мы придали тем самым повествованию конкретность, достоверность сюжетных ситуаций.

Для того чтобы гордиться историческим прошлым родной страны, проникнуться ее традиционным духом и наиболее точно описать быт наших потомков, мы использовали устаревшие слова. В основу сказок были взяты историзмы и архаизмы военной тематики (см. приложение 1): пpeдмeты вoeннoгo бытa (булава, газыри, двуручный меч, сулица); военная форма одежды (бекеша, будёновка, ватник, петлица, сборник); род занятий (корсар, гусар, ротоборец).

В сказках про Илью Муромцева на примере верных сынов Родины, готовых служить ей верой и правдой, предпринята попытка раскрытия общепринятых человеческих качеств кадет. Данные сказки воспевают любовь к Родине, раскрывают нравственные идеалы доброжелательного отношения к людям, к миру.

С целью знакомства, изучения, проведения сравнительного анализа собственных сказок, сказок Л. Маркиной и И. Жукова нами были организованы встречи на дискуссионных площадках с 35 кадетами 6 классов. В ходе работы респондентам были заданы 5 вопросов (см. приложение 2). Результаты ответов на вопросы 1,3,4 демонстрирует диаграмма (зеленым цветом показан выбор героя, сиреневым – значимое для кадет личностное качество). Анализируя результаты анкетирования, мы можем констатировать, что немаловажную роль в развитии нравственных качеств кадет имеет выбранный автором главный герой. Большая часть респондентов хотела бы оказаться на месте своих сверстников (А. Копьев, И. Муромцев), любящих Родину, ответственных за свои действия. При этом четко прослеживается взаимосвязь выбора героя и личностного качества, значимого для кадет: практически каждый, кто отметил А. Копьева, И. Муромцева определил для себя важное нравственное качество – любовь к Родине.

Ответы на вопросы 2 и 5 доказывают, что читать авторские сказки необходимо. Они помогают разобраться в себе (18 кадет, 51%), знакомят с историческим прошлым страны: факты о событии (13 кадет, 37%) и месте события (10 кадет, 29%), раскрывают вечные ценности Отчизны (12 кадет, 34%). 9 кадет, что составило 28%, отметили, что авторские сказки учат ценить добрые отношения между людьми. Никто из опрашиваемых шестиклассников не отметил пункт о ненужности авторской сказки. Итак, мы убедились – чтение авторской сказки полезно и важно.

Из вышесказанного следует, что не только известные сказочники влияют на развитие нравственных качеств, но и сказки собственного сочинения с реалиями повседневной кадетской жизни.

Выводы по главе 2

В практической части работы рассмотрены способы развития нравственных качеств кадет. Проанализирован образ героев современных авторских сказок, выделены их основные нравственные характеристики: человечность, гражданственность и патриотизм.

Выявлены лингвистические приемы, используемые Л. Маркиной и И. Жукова для воздействия на нравственную сторону читателей.

С целью раскрытия нравственных качеств кадет и дальнейшего их развития написаны авторские сказки с главным героем Ильей Муромцевым. В этих сказках показана возможность раскрытия патриотических качеств на примере верных сынов Родины. С помощью поступков главных персонажей воспета любовь к тому месту, с которым связала судьба. Образ главного героя Ильи Муромцева воплощает в себе нравственные идеалы доброжелательного отношения к людям, к миру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование показывает преемственность в понимании нравственных качеств, присущих кадету. Это патриотизм, гражданственность, человечность. Данные понятия раскрыты в работе. Рассмотрена важность чтения авторской сказки в развитии нравственных качеств в системе кадетского образования.

В исследовании установлены особенности современной авторской сказки, способствующие развитию нравственных качеств кадет. Это перемещение в другую эпоху, отражение проблем насущной жизни, раскрытие характеров главных персонажей и описание их отношения к месту события.

Охарактеризован образ героев авторской сказки, служащий примером для кадета и способствующий развитию его личных качеств, значимых для Родины. Раскрыта важность использования лингвистических приемов в развитии нравственных качеств кадет.

Продуктом исследовательской работы являются авторские сказки про Илью Муромцева. Данные сказки носят позитивный характер и отражают нравственные идеалы любви кадета к родной стране и людям.

Материалы и результаты исследования могут применяться в работе дискуссионного читательского клуба кадет младших курсов, а также при дальнейшем исследовании произведений современных сказочников.

Перспективу нашего исследования мы видим в дальнейшем поиске лингвистических приемов, воздействующих на нравственную сторону кадет- читателей, а также выявлении степени влияния чтения в сравнении с медиа-средствами (мультипликационными фильмами) на развитие нравственных качеств воспитанников довузовских организаций Министерства обороны Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антропоним [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антропоним

2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.Т.3/В. И. Даль. – М.: Русский язык, 1980. – 555с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 11 т.Т.11/В. И. Даль. –М. –1979. – 345с.

4. Жуков И. Русская пленница французского кота/И.Жуков. – М.: Пешком в историю, 2012. – 97с.

5. Использование топонимов как средства познавательного интереса учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=895925

6. Историзм (лингвистика) [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Историзм_(лингвистика)

7. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки/М.Н. Липовецкий. – Свердловск, 1992.

8. Маркина Л. Сказка о царе Петре I и столице Санкт-Петербурге/ Л.Маркина. – М.: Арт-Волхонка, 2014. – 52с.

9. Национальная философская энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL:

http://terme.ru/termin/grazhdanstvennost.html

10. Подольская Н.В. О развитии отечественной топонимической терминологии. Развитие методов топонимических исследований: Сб. статей// отв. ред. Е.М. Поспелов. – М.: Наука, 1970.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. 944 стр.

12. Онлайн словари [Электронный ресурс]. – URL: http://www.vseslova.ru/

13. Основы формирования чувства гражданственности [Электронный ресурс]. – URL: https://studbooks.net/820007/pedagogika/osnovy_formirovaniya_chuvstva_grazhdanstvennosti

21

Просмотров работы: 468