Введение
Имя человека — самый сладостный
и самый важный для него звук на любом языке. В Толковом словаре В.И.Даля имя – это « название, наименование, слово, которым зовут, означают личность» А в Новом словаре Т.Ф Ефремова имя – наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других…»
Я задумалась, почему у людей разные имена, почему меня назвали именно Анной, что означает мое имя. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя. Мне захотелось узнать больше о своем имени и именах учеников нашей школы.В классе, в котором я учусь очень интересные имена. Об этом говорят все, кто соприкасается со списком нашего класса. Анна, Арина, Нина, Ирина – это имена девочек. Дмитрий – это имя мальчика. А как обстоят дела в других классах? Может быть, только в нашем классе такие «удивительные» имена? Я решила провести анализ имен обучающихся 1- 11-х классов на примере нашей школы и выяснить, какие имена были самыми популярными, модными в 2009-2019 годах, какие имена можно отнести к «редким», знают ли ребята значения своих имен, чем руководствовались родители, когда выбирали имя для своего новорожденного. В этом заключается новизна моего исследования.
Гипотеза: имя является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми.
Актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности на современном этапе частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.
Цель исследования: выяснить значение, происхождение и частотность употребления имен собственных учащихся 1 - 11 классов.
Задачи:
познакомиться с литературой по данной теме;
выяснить значение и происхождения имен собственных учащихся 1-11 классов;
выявить наиболее популярные и редкие имена собственные среди мальчиков и девочек;
проанализировать анкетные данные опроса детей и их родителей о выборе имени для их ребёнка.
Предмет исследования: имена учащихся 1-11 классов нашей школы
Объект исследования: значение, происхождение и частотность употребления имен в 1 – 11 классах.
База исследования: учащиеся 1 - 11 классов.
Методы исследований:
работа с литературой;
поиск информации в сети Интернет;
анкетирование учащихся и их родителей.
Составление диаграмм
Составление презентации
Планируемый результат: расширение знаний обучающихся о собственных именах
II. Основная часть.
1. Выбор имени на Руси
В древней Руси до принятия православия в 988 году выбор имён не был простым и обыденным. Когда родители давали новорожденному имя, они буквально «прописывали» его судьбу. По этой причине к выбору имени относились очень серьёзно. Мать и отец хотели счастья своему ребенку, поэтому подыскивали имя, которое уберегло бы его от болезней, несчастий и даже преждевременной смерти. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен:
Имена из животного и растительного мира (Волк, Кот, Щука, Ерш, Заяц, Орел, Орех, Трава);
Имена по порядку рождения (Первуша, Перва, Вторак, Третьяк);
Имена, которые давались по внешнему виду (Черныш, Чернавка, Мал);
Имена богов и богинь (Лада, Ярило);
Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян, Добр, Смеяна, Умник);
Имена по времени рождения (Зим, Вешняк);
Имена, отражающие профессию (Шуба, Ложка, Пушка);
Большая группа имен – имена, состоящие их двух корней (Святополк – святой полк, священное воинство, Владимир – владеющий миром, Радогост – рад гостям, гостеприимный, Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег).
Именами, состоящими из двух корней, называли своих детей люди знатные, богатые. Более простые имена имели бедные слои общества: холопы, смерды, крестьяне. Их имена в наше время и именами-то не считают. Для нас они звучат как прозвища. Помимо исконно славянских, родители давали своим детям и скандинавские имена, которые «принесли» викинги: Олег, Игорь, Глеб и т.п. Именно этими именами называли князей.
После принятия христианства на Руси в 988 году детей стали всё чаще называть не исконно славянскими именами. Имена выбирали по церковным календарям, в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребенка по календарю. Так на Руси появились дети с именами греческого происхождения: Агафья (в переводе с греческого означает «добрая»), Дмитрий (от имени древнегреческой богини плодородия Деметры), Евдоким («славный»), Ефросинья («радость»), Ирина («мирная»), Ксения («гостеприимная») и др.
Существовали на Руси и так называемые «полуимена». Они были уничижительно-уменьшительными формами, образованными путем добавления к личным именам суффикса – к - , - ушк - , - иц - и др. Например, полуимя от Петр – Петрушка, от Анна – Анница или Анка, от Василий – Васька. Обычно такие формы использовались для того, чтобы подчеркнуть классовое неравенство. Слуга мог сам представляться перед барином «Петрушкой». Также в государственных инстанциях такими именами называли преступников (Стенька Разин, Гришка Отрепьев).
До Октябрьской революции 1917 года официальное имя человеку могла давать только церковь. Однако сразу после этого события все ограничения были сняты, и воображение граждан СССР разыгралось не на шутку. Очень скоро родились маленькие Кимы (Коммунистический Интернационал Молодежи), Донары (дочь народа), Вилены и Владлены (от Владимир Ильич Ленин), появились и такие женские имена, как Сталина, Индустриализация и Энергия, подрастали Трудомиры (труд+ мир), Военморы (мальчики, названные в честь военно-морского флота). Этот список можно продолжать ещё долго.
Чудили наши сограждане и в перестройку – причем самым безобидным и частым именем для новорожденных девочек становилась Мария (в честь героини латиноамериканского культового сериала «Просто Мария»).
1.2. Роль имени в жизни человека
В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами? Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.
Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие, здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как оберег, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и разные традиции и системы табу, связанные с именами. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника (т.е. своего рода образец для подражания); а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником-молитвенником перед Богом именно для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством. Необыкновенные истории случаются всегда только с людьми, чьи имена произносятся трудно.[6]
Давно ли люди начали обращать внимание на роль имени в судьбе ребёнка? Кажется, это началось с того момента, как человек начал осознавать себя как разумное существо.
Когда мы начали писать работу, много прочитали об именах. Узнали, что подобрать имя новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Мы очень удивились тому, что детей могли назвать именами, образованными от других слов. Это было модно.[1]
Вот пятерка наиболее популярных имён 20-х годов:
• Велиор — ВЕЛИкая Октябрьская Революция
• Донэра - Дочь Новой ЭРы
• Ледат - ЛЕв Давидович Троцкий
• Леундеж - ЛЕнин Умер, Но Дело Его Живет
• Тролебузина - ТРОцкиЙ, ЛЕнин, БУхарин, ЗИНовьев
Пятерка наиболее популярных имён 30-х годов:
• Бестрева - БЕрия СТраж РЕВолюции
• Ворс - ВОРошиловский Стрелок
• Гертруда - ГЕРоиня ТРУДА
• Даздрасмыгда - ДА ЗДРАвствует СМЫчка Города и Деревни
• Лагшмивара - ЛАГерь ШМИдта В Арктике
Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена. В России скоро может появиться закон об именах. Богатая фантазия родителей новорождённых малышей и попытки дать детям имена, противоречащие морали, заставили депутатов задуматься о написании закона, запрещающего использовать в именах цифры и символы. Подобные законы существуют в разных странах. Их цель — не дать родителям с разыгравшейся фантазией испортить жизнь человеку, дав ему предосудительное имя.
В эпоху Христианства появились так называемые крестильные имена, которые соответствовали именам святых. Такие имена имеют уже не славянское, а греческое происхождение. Однако, и некоторые славянские имена были признаны церковью, даже не смотря на то, что к святым они отношения не имели. Это, например, Ярослав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Вячеслав и скандинавское Олег. Самыми распространенными в эпоху Христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Яков, Даниил.
Так, начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя, даваемое родителями для обозначения внутрисемейных прозвищ. При этом крестильное имя было обязательным, а мирское - нет. К концу 17 века прозвища на Руси уже употреблялись достаточно редко, также не сохранились и многие древние языческие славянские и скандинавские имена. При этом имя человеку могла дать только церковь - такой порядок действовал до 1905 года, затем эти строгие правила несколько ослабли, и только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.[2]
РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ ИМЕНИ НА ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА
Имя, судьба, характер человека – это три взаимосвязанных слова. Об этом знали еще наши предки. Имя отражает характер и склонности своего носителя, определяет его успехи и неудачи, влияет на взаимоотношения с людьми. Влияние имени на характер и судьбу человека изучается с давних пор, однако до сих пор механизм этого влияния до конца неизвестен. Существует несколько теорий, объясняющих, каким образом складывается характер по имени человека.[10]
Согласно социальной теории, каждое имя представляет собой слово на каком-либо языке и обладает определенным значением. Помимо своего значения, имя «нагружено» информацией о характере и деяниях великих людей, его носивших.
Согласно эмоциональной теории, характер человека и его судьба зависят от того, насколько приятно и мелодично для окружающих звучит его имя: чем приятнее звучит, тем легче характер и благоприятнее судьба.
Звуковая теория говорит о том, что каждый набор звуков раздражает разные участки коры больших полушарий и вызывает различную реакцию человека на то или иное имя.
И все же влияние имени на судьбу во многом зависит от того, как оно воспринимается окружающими. В каждом обществе есть свои традиции, своя история, своя религия и свой язык. Наиболее благоприятно складываются судьбы людей, имена которых соответствуют традициям той местности, где они родились и выросли. Наоборот, имя, нетрадиционное для общества, в котором родился и вырос его носитель, может всерьез испортить характер человека и определить неблагоприятный ход его судьбы. Дети, которым дали редкие и непривычные для своей языковой среды имена, нередко растут в некоторой изоляции и вырастают замкнутыми, необщительными, неуверенными в себе. Жизненный путь такого человека вряд ли будет гладким и благоприятным. Однако влияние имени на судьбу определяется не только его распространенностью в своей языковой среде. Чтобы удачно выбрать имя для ребенка необходимо знать, что оно означает. Неудачным может быть выбор имени, если ребенка назвали в честь родственника или какого-либо известного человека. В этом случае на него возлагается обязанность быть если не лучше образца, то хотя бы, не хуже. Однако человек приходит в этот мир не в виде чистого листа, а с некоторыми задатками, разными у разных людей. Если он в силу своих врожденных качеств не сможет соответствовать заданному образцу, это может негативно отразиться на его судьбе.
РАЗДЕЛ 3. ИМЕНА НАШЕГО КЛАССА
Перед началом работы было проведено анкетирование в нашей школе . В анкетировании приняли участие 20 человек.
Результаты анкетирования.
Вопросы |
Да |
Нет |
Знаешь ли ты, что такое «имя»? |
15 |
5 |
Знаешь ли ты значение своего имени? |
5 |
15 |
Знаешь ли ты происхождение своего имени? |
7 |
13 |
Как вы считаете у вас « удивительное» имя? |
15 |
5 |
Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин. Результаты анкетирования ещё больше укрепили мое желание продолжить исследовательскую работу. Какие же имена есть в нашей школе ?
2. Результаты исследования.
В 1 – 11- х классах нашей малокомплектной сельской обучается 30 человек, из них 16 девочек и 14 мальчиков.
Имена учеников нашей школы:
Девочки |
Мальчики |
Алёна – 3 |
Александр – 1 |
Анна – 6 |
Алексей – 1 |
Анастасия – 3 |
Арсений – 1 |
Арина – 1 |
Артем – 2 |
Александра - 2 |
Вячеслав -1 |
Дарья - 2 |
Владимир – 5 |
Дарина – 1 |
Виталий – 1 |
Екатерина – 1 |
Василий -1 |
Ирина -1 |
Дмитрий – 3 |
Карина - 1 |
Данил – 3 |
Нина -1 |
Евгений – 2 |
Олеся -1 |
Илья – 2 |
Любовь -1 |
Иван -2 |
Надежда -1 |
Кирилл – 2 |
Марина -1 |
Константин – 2 |
Тамара -1 |
Никита – 2 |
Наталья – 2 |
Павел – 1 |
Мария -2 |
Станислав – 1 |
Светлана- 3 |
Степан - 2 |
В 1-11 классах (2009 -2019 учебный год) на первое место по популярности среди женских имен занимают имена: Анна (6 человек), Алена (3 человека) Анастасия (3 человека), Светлана ( 3 человека), второе – Александра ( 2 человека ), Дарья ( 2 человека ), Наталья ( 2 человека ). Юлия (2 человека) Остальные имена использовались по одному разу: Нина, Ирина, Олеся, Любовь, Надежда, Марина, Тамара, Екатерина, Татьяна, Ольга, Лариса.
Самыми популярными мужскими именами стали имена: Владимир (5 человек), Дмитрий , (3 человека), Данил (3 человека), Сергей (3 человека)..Второе место – Иван (2 человека ), Илья ( 2 человека ), Никита, Илья ( 2 человека ), Константин ( 2 человека ), Кирилл ( 2 человека ), Евгений ( 2 человека ). Остальные имена использовались по одному разу : Вячеслав, Василий, Игорь, Олег.
В результате проведенного исследования мы выяснили редкие имена учеников нашей школы:
Девочки |
Мальчики |
Арина, Дарина, Карина, Полина, Злата, Зинаида, Виолетта, Кристина, Оксана, Лидия, Ханна |
Артем, Матвей, Анатолий, Виталий, Степан, Павел. Лев |
3. От чего зависел выбор имени для учеников нашей школы?
- Знали ли родители значение имени, когда нарекали им дочь или сына ?
- А может быть, ребенка назвали в честь кого-нибудь?
Эти вопросы я задала ученикам нашей школы и их родителям. Всего в данном исследовании приняли участие 25 человек (80 %). Все опрошенные родители осознанно выбирали имя для своего ребенка, хорошо знали, что оно обозначает, какое имеет происхождение.
А вот мотивация выбора была разной:
имя понравилось - 45 %
в честь родственников (бабушки, дедушки) – 15%;
сочетается с отчеством – 8%
смотрели на значение (какой будет характер) – 12 %
Значения и происхождение имён учеников нашей школы .
Ребята, в основном, знают «тайну» своего имени (70 %). Остальные желают узнать о его происхождении и значении.
Об именах написано много самостоятельных работ и статей в различных периодических изданиях. Особенно много внимания уделяется этимологии русских имен славянского происхождения и собственно русских имен.
Сведения о происхождении имен можно найти в антропонимических словарях. В 1966 г. вышел «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского, содержащий около 2600 имен. Дается указание на происхождение имени, приводятся формы отчества, производные уменьшительные и ласкательные формы. Книга «"Собственные имена в русском языке" содержит около 35 000 собственных имен, из которых 2000 новые. Из этой книги исключено около 1000 слов, потерявших актуальность и вышедших из употребления. В них я и искала значения имен пятиклассников нашей школы.
Девочки |
Мальчики |
Алёна со славянского означает – алая, огненная, солнечная, избранная. |
Александр - древнегреческое имя, означающее «защитник» |
А́нна - женское имя еврейского происхождения, «расположение, благосклонность, благоволение». |
Артем означает — «безупречное здоровье» (греческое). |
Анастаси́я - в переводе с древнегреческого языка — «воскресение» («возвращённая к жизни»). Народная русская форма — Настасья |
Виталий – от латинского слова «виталис», |
Арина – греческого происхождения, обозначает «мир», «покой». Это устаревшая форма обращения к Ирине. |
Даниил – от древнееврейского слова «даниел», обозначающее «Божий суд», «судья Божий». |
Дарина – древнегреческого происхождения, обозначает «скалистая гора». |
Евгений - греческое имя, означающее «благородный» |
Дарья - персидское имя, означающее «владеющая, обладающая, побеждающая». |
Игорь – русское имя скандинавского происхождения, обозначает «охраняющий бога». |
Ирина - древнегреческого происхождения, обозначает «мир», «покой». |
Степан – от древнегреческого слова «стефанос», обозначающего «корона», «венок». |
Карина – греческого происхождения, обозначает «чистая», «невинная». |
Дми́трий (см. также Деметрий) — распространённое русское мужское имя греческого происхождения. Происхождение имени связано с именем древнегреческой богини земли и плодородия Деметры. Значение имени — «посвящённый богине Деметре» (Митре). |
Поли́на — женское имя французского происхождения (Pauline), производное от мужского имени Поль (Paul); таким образом, происходит от латинского paulus («маленький», «малыш»). |
Кирилл - имя трактуется двояко: или это греческое имя, означающее «повелитель, хозяин», или персидское, означающее «солнце» |
Нина - пришло в русский язык из Грузии, и переводится как «ласковая», а с древнего ассирийского языка переводится как «царица» |
Константин – греческого происхождения, обозначает «постоянный», «стойкий». |
В результате проведенного исследования мы выяснили, что первое место среди девочек заняли имена греческого происхождения (10 раз), второе место заняли имена латинского происхождения третье место – имена славянского и еврейского происхождения четвертое место – имена персидского происхождения.
Среди мальчиков занимают первое место имена греческого происхождения (11 раз), второе место имена славянского происхождения, которые упоминались 5 раз, третье – латинского происхождения (2 раза), и четвертое место получили имена еврейского происхождения,
Почему же большинство имён, которыми названы дети, греческого происхождения? В эпоху Христианства появились так называемые крестильные имена, которые соответствовали именам святых. Такие имена чаще всего имеют греческое происхождение. Ведь Христианство пришло к нам из Греции.
Имя человеку чаще давали священнослужители - такой порядок действовал до 1905 года, затем эти строгие правила несколько ослабли, и только с 1917 года стало возможным давать ребёнку любое имя без оглядки на церковь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Занимаясь исследованием, мы узнали о значении и происхождении наших имен, о роли имени в жизни человека. Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас. Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя. В выборе своего имени ребенок не принимает участия. Имя дают ребёнку при рождении его родители, исходя из собственных убеждений и желаний.
Из собственных наблюдений, бесед со взрослыми, я выяснил, что имя накладывает некоторый отпечаток на характер человека, но не может определять и влиять на его судьбу. Не во всех случаях наши черты характера совпадают со значением наших имён.
В нашем классе преобладают древнегреческие и древнегерманские варианты имен.
Нами оформлен словарь справочник «Имена» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и собрана копилка интересных сведений об именах. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.
Таким образом, проведенное исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание, как взрослых, так и детей. Взрослые смогут серьезнее подойти к выбору имени для своего ребенка или внука. А дети много нового и интересного узнают о себе и своем имени, познакомятся с удивительной наукой,
ономастикой. Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков русого языка, литературы, истории
Список литературы:
И.Филиппова. Выбираем счастливое имя малышу. – М.:АСТ; СПб.: Сова,2007.
П. Флоренский. Имена. Малое. Собр. соч. Вып.1. – М.:Купина,1993.
М.В.Горбаневский В мире имен и названий.- М.: Знание, 1987.- 208
А.В. Суперанская Ваше имя? Рассказы об именах разных народов. - М.: Армада-пресс,2001.- 256 с.: ил. – ( Что в имени?)
Е.Г. Розанова Праздники в школе и дома: Сценарии, викторины, игры/ Художн. И.Новиков; Оформл. серии А. Литвиненко.- М.: Росмэн, 2000.- 100с.: ил.- ( Серия « Я играю, мы играем» )
Электронные ресурсы:
http//www.SeeName.ru
http;//www.jewish.ru
http;//www. jewishpetersburg.ru
http://imena.guru.ua/name/
http://slovari.yandex.ru/dict/io
http://www.sonnik-online.net/imena/
http://www.astromeridian.ru/imya/
Приложения 1
Анкета
1. Знали ли родители значение имени, когда вас называли? ( Да, нет)
2. Знаете вы значение вашего имени (Да, нет)
3. Нравится вам ваше имя? ( Да, нет)
4. Как вы считаете у вас « удивительное имя»? ( Да, нет)
5.Назовите имя, которое вам больше всего нравится.
Диаграммы 1
Диаграмма 2
Мотивация имени
Таблица 3
Редкие имена учеников нашей школы
Девочки |
Мальчики |
Арина, Дарина, Карина, Полина, Злата, Зинаида, Виолетта, Кристина, Оксана, Лидия, Ханна |
Артем, Матвей, Анатолий, Виталий, Степан, Павел. Лев |
Происхождение имени Олег |
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Словарь древнерусских личных собственных имен М. Н. Тупикова. - СПб., 1903
2. Леви В. Л., О редких именах: как имя влияет на жизнь. – М, 2002
3. Петровский Н. А., Словарь русских личных имен. - М., 2000.
© Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2002.
4. © 2007 Значение и тайна имени
http://www.infoname.org
15