Иван-дурак вовсе не дурак

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Иван-дурак вовсе не дурак

Бахлычева В.В. 1
1МОУ СОШ с. Свищёвки Белинского района ПЕнзенской области
Бахлычева Г.В. 1
1МОУ СОШ с. Свищёвки Белинского района ПЕнзенской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Русская народная сказка - один из любимых мною жанров устного народного творчества.

Веселые и грустные, страшные и смешные, они погружают нас в особый мир, где действуют удивительные герои. Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. В них, кажется, все просто. Каждый персонаж занимает свое место в повествовании, его поступки ясны и понятны. И только сказочный Иван-дурак совершает действия, подчас настолько глупые и неразумные, что не поддаются объяснению. Или оно все-таки существует?И если Иванушка – дурачок, то  почему он в конце сказки побеждает всех врагов, женится на царевне, Марье – искуснице или Василисе Прекрасной?

Об этом размышляли и известные ученые-филологи..

А.Н. Веселовский1 и Д.О. Шеппинг2 видели в нем, желая найти мифологические корни сказочного сюжета об Иванушке-дурачке, эпического былинного героя. Наподобие предания об Илье, вроде бы, некогда существовало и «Ивановское предание», осколками которого являются сказки» .
Не все учёные придерживаются такой точки зрения. К.С. Аксаков3 в небольшой заметке «О различии между сказками и песнями русскими» утверждает: «Нечего и думать сравнивать Ивана с Ильёй Муромцем, совершенно особенным, единственным лицом, богатырём по преимуществу русским, выражающим собой русскую землю, русский народ» . С ним соглашается и В.Я. Пропп4.

Еще один учёный-фольклорист, В.П. Аникин5, разбирая образ Ивана-дурака, замечает: «первая и самая характерная черта социального облика Ивана, младшего сына, та, что он обездоленный человек. К этому положению его привело не стечение случайных обстоятельств, не то, что он дурак, а существующий порядок, который делает его нищим. По отношению к Ивану поступают несправедливо и отец, и братья, которые не скрывают своего презрения к Ивану, стараются обобрать его. В сказке неизменно и постоянно говорится об удачливости главного героя. Счастье само плывёт ему в руки. В реальной жизни обездоленному не везёт, а в сказке всё получается наоборот. Так сказка обнаруживает свои социальные симпатии, наделяя главного героя определёнными достоинствами ( оставался верным старым обычаям материнского рода, не жадничал, не искал богатства только для себя).

Цель моего исследования: Составить обобщённую характеристику героя русских народных сказок Ивана – дурака и выяснить причину его «статуса недалёкого человека».

Для достижения цели необходимо  решить следующие задачи:

выяснить этимологию и значение существительного «дурак», значение имен Иван

выяснить, справедливо ли слово «дурачок» по отношению к сказочному герою Ивану.

определить набор личных качеств  сказочного Ивана и его социальное положение

выяснить, есть ли похожие сюжеты в сказках других народов и чему могут научить детей сказки про Дурака

изучить влияние статуса «дурачка» на судьбу Ивана в конце сказки

 Объектом исследования является: образ Ивана- дурака.

Предметом исследования: русские народные сказки.

У него портки дырявы,
Отродясь нет башмаков,
Но он свой среди дубравы
И высоких облаков.
Проживает на природе,
Ест грибы, малину, мёд.
Про него молва в народе
Говорила - идиот.

Ольга Панчишкина

«Сказка про Ивана-дурака и Весну»

Основная часть

Иван – дурак – герой огромного количества сказок как бытовых, так и волшебных: «Сивка-бурка», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Конь, скатерть и рожок», «Дурак и берёза», «Иван бесталанный и Елена Премудрая», «Царевна-отгадчица», «Иванушка-дурачок», «Набитый дурак», «Про Иванушку-дурачка» и пр. Иногда его называют не дураком, а дурнем (например, в сказке «Летучий корабль»). 
Роли, схожие с действиями Ивана-дурака, в русских народных волшебных сказках исполняют Иван Бессчастный, Василий Бессчастный, Федот-стрелец, солдат, Мартынка, Козьма Скоробогатый (Кузенька), Булат-молодец, батрак, Зорька, Емеля, Финист - ясный сокол, Буря-богатырь Иван коровий сын, Иван солдатский сын, Иван крестьянский сын, Иван купеческий сын и пр. 
Какие же это роли?

В. Бахтин6 в статье «Сказки» («Энциклопедия для детей») пишет:

«Однако особого умиления перед глупостью народ никогда не выказывает. А вот про сказочного дурака принято думать хорошо: он, мол, с виду такой, а на самом деле – ума палата. Но дураки бывают разные.

Дурак-невежа

«Таскать вам не перетаскать!» - кричит такой Иван-дурак на похоронах. А свадебному поезду он желает царствия небесного и вечного покоя. Он невежа и всё делает невпопад. Сказка над таким дураком смеётся («Набитый дурак»).

Ленивый дурак

Такой дурак лежит себе целые дни на печи. Но ему невероятно везёт. Пойдёт за водой – щуку волшебную из проруби вытащит. Станет пень стегать – а из-под пня золото посыплется. И тут он неожиданно получает всё, что только пожелает: и красный кафтан, и красоту, и пригожесть, и даже царскую дочку с полцарством в придачу. В таком дураке скрыты добрые начала. Когда приходит время, он и выглядит, и поступает по-молодецки. Один отпускает щуку на волю, другой, охраняя пшеницу, показывает и ловкость, и смелость, и смекалку. («Иванушко-дурачок», Иван-дурак и берёза», «По щучьему велению, по моему хотению» )

Исполнительный дурак

Есть дураки исполнительные. «Заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт» - это сказано про таких. Таким работником бывает дурак, что и дверь отдельно от дома охраняет, и медведя вместо коровы к скотине загоняет.(«Как Иван –дурак дверь стерёг», «Про Иванушку-дурачка», «Иван Бесталанный и Елена премудрая»)

Просто дурак

Такие дураки есть во всяком народе. Недаром говорят: «Дураков не сеют, не жнут – они сами родятся». Над ними всегда вволю потешаются и рассказчики, и слушатели, чувствуя себя очень умными». («Иван и берёза», «Про Иванушку-дурачка»)

Но к какому разряду бы он не относился, с помощью волшебных средств и особенно благодаря своему «не уму» Иван-дурак успешно проходит все испытания и достигает высших ценностей: он побеждает противника («Иванушко-Дурачок»), женится на царской дочери («Царевна-отгадчица», «Иван Бесталанный и Елена Премудрая», получает и богатство («Дурак и берёза»), и славу...

Значение и происхождение слова «дурак»

В толковом словаре В.И. Даля слово ДУРАК объясняется так:

1. Дурак – это глупый человек, непонятливый, безрассудный, глупец.

2. В старину так называли придворного или домашнего шута.

Подобное толкование находим в словаре С.И. Ожегова.

На одной из страниц интернета увидела следующее толкование: слово «дурак» (франц. «imbecile») происходит от латинского «bacillum», что означает «без палки, без опоры». Дурак – это человек, идущий уверенной походкой, так как он не использует костыль, ни на кого не опирается. То есть это самостоятельный человек, не нуждающийся для продвижения вперед в поддержке извне. Все эти качества присущи нашему сказочному герою Иванушке!

Писатель Радий Погодин7 в своей статье «Приближение к радости» говорит о дураке так: полюбуемся только словом "дурак". Вглядимся в него попристальнее, повнимательнее, со всем уважением к слову. Пусть-ка оно засверкает, как сверкает драгоценный камень. Отбросим же предвзятости и окончание "к" — знак существительного мужского рода. "Дура". В латинском языке слово "дура" означает "суровый"... В литовском языке "дура" - "бурно, стремительно". В греческом — "стремительный, напористый". В древнегреческом: "Бурная, стремительная сила". Сила есть — ума не надо. Эту "бурную силу" мы имеем право истолковать как постоянную способность к подвигу и самопожертвованию. .. слово "дурак" стопроцентно принадлежит сказке… и нам — русским людям. Из этого следует, что мы недокопали, недодумали — не разглядели его самой глубинной сути. "Ду-ра..." — слово составное. Прежде всего, "ду" — это два. Мы даже и не представляем, какое исключительное значение имели: числительные для древнего человека. Разве же это не чрезвычайно важно для стаи, кто идет за вожаком? Кто — вторым, а кто — третьим? "Ду" — это два. "Ра" — это солнце. "Ду Ра" — два солнца.

Вот такие спорные значения коротенького слова «дурак» я выяснила.

Аназизируя русские народные сказки с участием Ивана-дурака, я выяснила, что он, как правило, — крестьянский сын . В семье часто являлся третьим, младшим сыном

Но Иван-дурак всегда выше своих умных братьев, потому что человек, использующий только способности ума, не в состояние решить, например, такую задачу: "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что". Дурак, используя не ум, а иные, более совершенные способы познания мира, в том числе и интуицию, легко справляется с такими задачами, какие его умным, рассудительным и хитрым братьям не по плечу.

Но почему дураком назвали не первого сына, и не второго? Ведь глупым может быть каждый…

По одной версии «дураком» называли третьего сына потому, что ему не доставалась доля от наследства родителей. Отсюда пошло выражение «остаться в дураках», то есть остаться с пустыми руками.

Так же есть версия, что слово «дурак» является оберегом, защитой, спасающей человека от порчи и сглаза.

А ещё в далёком прошлом на Руси была традиция не называть детей «взрослыми» именами, чтобы их не похитили злые духи, пока они маленькие и беспомощные. «Взрослое» имя ребёнок получал в возрасте 10 - 12 лет, а до этого носил ненастоящее, «детское» прозвище. Первого сына называли Первак, второго сына – Вторак, следующего – Другак. Затем имя упростилось, и стало звучать как «Дурак». Имя Дурак  встречается даже в церковных метриках 14 – 15 века! (Эти документы раньше заменяли свидетельство о рождении)

Через 200 лет, в 17 веке, слово «дурак» стало обозначать то же, что и сейчас, -  глупого человека. Потому что самый младший – самый неопытный и несмышлёный.

Но так как сказки сочинялись намного раньше, то Иван - дурак был  вовсе не глупцом, а просто младшим среди трёх братьев.

Имя «Иван» .Удивительные способности Ивана    

Почему в сказках чаще всего встречается имя ИВАН, ведь были же и другие имена? Оказывается, после крещения Руси пришел новый обычай давать детям имена святых. Получая такое имя, человек не должен был его опозорить.  

Чаще всего встречаются святые с именем Иоанн, то есть Иван. «Иоанн»  переводится как «слуга Божий». Носить такое имя - великая честь для человека.

Вот так и получилось, что Иван - дурак -  это самый младший в семье мальчик, он – словно дар Божий, слуга Бога.  Иван-дурак — единственный из братьев, кто в сказках разговаривает. Он загадывает и отгадывает загадки,  умеет играть на чудесной дудочке или гуслях, поёт и сочиняет стишки, шутки и прибаутки. Шутки  у него добрые и разумные. Он умеет разговаривать с животными, с солнцем и ветром, и даже с Бабой Ягой и Кощеем, ему помогает сама мать – сыра земля. То есть у Ивана – дурака есть необыкновенные способности: например, он может влезть в правое ухо коня, вылезти в левое - и стать красавцем (Сивка-бурка») . Иванушка знает, где спрятана смерть Кощея! В другой сказке Иван - крестьянский сын встречает Чудо – Юдо и одним ударом  срубает ему все три головы! Только Иван может поймать Жар – птицу или волшебного коня Сивку - Бурку.

Иванушка - положительный герой, добрый, находчивый. Живёт по совести, в его словах и поступках нет злости и жестокости.

Часто в сказках царь или другие герои посылают его «туда, не зная куда», чтобы «принести то, не зная что», или добыть для них славу и богатство. Иванушка сталкивается с очень сложными ситуациями, но всё равно становится победителем. В результате Иван – дурак женится на царевне, становится Иваном-царевичем. Хотя сам для себя никогда  не требует награды за свои подвиги.

Отсюда, кстати, появились выражения: «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит».

Образ дурака в сказках других народов  

Но не только в русских сказках есть герои - дураки, которые ведут себя примерно одинаково. Оказывается, у всех индоевропейских народов, более того, почти во всем мировом фольклоре распространен сюжет о младшем брате — естественно, глупом по своему возрасту, но не более того, который благодаря своему мужеству, благородству, чувству долга и доброте всегда берет верх над своими хитрыми сластолюбивыми братьями. Например, в Германии сказка «Ханс дурак», итальянская сказка «Пьетро дурак», французская сказка «Женитьба Жана - идиота», японская сказка «Санко», ненецкая «Три сына».

В авторских сказках также встречается образ дурака. Например, в сказке Братьев Гримм «Золотой гусь», в сказке Василия Макаровича Шукшина «До третьих петухов (Сказка про Ивана-дурака, как он ходил за тридевять земель набираться ума-разума)»,  у Петра Павловича Ершова в сказке «Конёк - Горбунок»:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе - на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Образ Ивана на телеэкране

Образ Ивана успешно перешагнул и в современную реальность: о нем снимаются фильмы, мультфильмы, облик стал соответствовать нашему дню: м/ф «Ивашка из дворца пионеров», «Ивашка в тридевятом царстве», к/ф «Чародеи», кинофильм «Как Иванушка за чудом ходил». Однако стиль его поступков остался тем же : он ставит цель, идёт к ней, преодолевая препятствия – и все это делается с добрым сердцем и на благо людям.

Чему учит сказка

С давних времён через сказки от старших к младшим передавался жизненный опыт. Младшие учились быть добрыми и отзывчивыми, снисходительно и терпеливо относиться к обделенному умом человеку. Дети понимали, что можно победить темные силы, даже не обладая физической силой богатырей. Главное – это иметь доброе сердце, идти по выбранной дороге к своей цели.

Старшие братья Ивана - Дурака обладают рассудительностью и умом, но не пользуются любовью у народа. Они не стали главными героями сказки, потому что не добиваются ничего, поступают нечестно, или отвлекаются от своей цели на другие соблазны: любят только себя, гордятся собою, пренебрежительно относятся к другим людям.

Поэтому говорят: «Сказка – ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам – урок».

Заключение

Из всего этого я сделала несколько выводов:

Время может изменить значение и смысл слов, как это произошло со словом «дурак», потому что наша речь развивается.

Сказочный герой Иван – дурак вовсе не глупый человек, он весёлый, находчивый, терпеливый и смелый.

За своё доброе сердце и храбрость Иван получает награду, его все любят и уважают, но он не становится жестоким и высокомерным, не мстит своим братьям за обиды.

Сказки об Иване учат добру, терпению, стойкости духа. Учат защищать слабых и быть справедливым, учат уважать старших, беречь животных и природу.

Главная цель сказки, по моему мнению, показать, что даже самый слабый и несмышлёный человек, вроде Ивана – дурака, может изменить судьбу и добиться своей цели в жизни.

Без Иванов мир закиснет,
Не придёт Весна в наш край.
Слава Ванюшкам российским!
Всё! Пока! Не унывай!

(Ольга Панчишкина «Сказка про Ивана-дурака и Весну»)

Используемая литература, интернет - источники

1. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки: В 3-х т. Подг. текста и примеч. Л. Г. Барага и Н. В. Новикова. М., 1984-1985

2. Померанцева Э. В. Русская народная сказка. М., 1963.

3. Пропп В. Я. Русская сказка. Л., 1984.

4. Аникин В. П. Русская народная сказка. М., 1977.

5. Буданцев Юрий «Про Ивана-дурака. Крещенские раздумья»

6. Даль В.И. «Толковый словарь русского языка». Изд-во «Форум», Москва, 2007 год

7.http://www.voskres.ru/articles/ivan.htm

8. http://ec-dejavu.ru/i/Ivan_durak.html

9. http://oskazkax.ru/read/rusnarod/25-ivanushka-durachok.html

10. http://www.ru-skazki.ru/ivan-the-fool-2.html

11. http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Ivan-Durak/

1 Веселовский Александр Николаевич ( 1838- 1906), русский филолог, литературовед, родоначальник исторической поэтики . Большое место в своих исследованиях отводил фольклору и славянским литературам.

2 Барон Дмитрий Оттович Шеппинг (1823 1895 ) — русский историк, археолог, этнограф; автор многочисленных работ по мифологии и этнографии. Автор работ: «Мифы славянского язычества»( 1849),«Русская народность в ее поверьях, обрядах и сказках» (1862)

3 Константи́н Серге́евич Акса́ков ( 1817  —  1860 ) — русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист.

4 Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич Пропп (1895 —   1970 ) — российский и советский учёный, филолог-фольклорист. Самая известные работы учёного — «Морфология сказки» (Ленинград, 1928), «Исторические корни волшебной сказки» (Ленинград, 1946)

5 В.П. Аникин (род. В 1924 г.)профессор, доктор филологических наук, преподаватель филологического факультета МГУ, автор 400 статей и 20 книг, объединенных общей темой - фольклор как национальное искусство слова. Самые известные книги - «Русская народная сказка», «Русский богатырский эпос», «Русский фольклор», «Русское устное народное творчество», «Теория фольклора».

6 Бахтин, Владимир Соломонович (1923—2001) — фольклорист, исследователь городского фольклора

7 Ра́дий Петро́вич Пого́дин (1925—1993) — советский писатель, художник, поэт, сценарист, выдающийся детский писатель.

8

Просмотров работы: 1503