Концепт "родина" в языковой картине мира (на примере произведений писателей - участников Великой Отечественной войны)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Концепт "родина" в языковой картине мира (на примере произведений писателей - участников Великой Отечественной войны)

Сулейменова А.Ж. 1
1ГУ "Гимназия №3 для одаренных детей г. Павлодара"
Валова М.В. 1
1ГУ "Гимназия №3 для одаренных детей" г. Павлодар
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: выявить и описать структурно-семантические особенности концепта «родина» и средства его репрезентации на материале произведений казахстанских и немецких писателей-фронтовиков

Гипотеза: Концепт «родина» представляет собой сложное ментальное образование, в котором можно выделить определенные признаки, частично совпадающие в русской и немецкой картинах мира. Концепт «родина» отражается в языковых единицах разного типа, характеризуется национальной спецификой и является культурным концептом.

Задачи:

- выявить и проанализировать авторскую интерпретацию культурного концепта «родина» в произведениях русских и немецких писателей-участников Великой отечественной войны;

- описать понятийные составляющие концепта «родина» в русской и немецкой картинах мира;

- выявить сходства и различия в восприятии и вербализации исходного культурного концепта «родина».

Актуальность темы исследования: пристальным вниманием современной гуманитарной науки к проблемам менталитета и национального характера; активным развитием концептуального анализа текста как одного из плодотворных направлений функциональной лингвистики, направленного на выявление специфики идиостилей отдельных писателей; необходимостью обращения к произведениям казахстанских авторов, которые до настоящего времени остаются мало изученным лингвистами

Решение поставленных задач осуществлялось при помощи следующих методов:

а) описательного метода;

б) количественно-симптоматического метода;

в) метода семантической идентификации;

г) методы компонентного и контекстологического анализа

Научная новизна состоит в лингвокультурологическом и лингвокогнитивном анализе национальных картин мира на материале русских и немецких писателей-фронтовиков.

Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы в учебных курсах по лексикологии русского языка, лингвистическому анализу художественного текста, при подготовке к олимпиаде по русскому языку и литературе.

Объект исследования: произведения В.Филатова, С. Бакбергенова, К. Воробьева, С. Луганского, Ф. Егорова, Г. Ледига.

Предмет исследования: концепт «родина» в произведениях В.Филатова, С. Бакбергенова, К. Воробьева, С. Луганского, Ф. Егорова, Г. Ледига.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1. Концепт «родина» в русском языковом сознании

1.1.Понятие концепта в языкознании

1.2.Концепт «родина» в русской языковой картине мира

3

3

4

Глава 2. Реализация концепта «родина» в русской и немецкой

языковых картинах мира

2.1. Реализация концепта «родина» в русской индивидуально-

авторской картине мира

2.2. Реализация концепта «родина» в немецкой языковой

картине мира

2.3. Сопоставление реализации концепта «родина» в русской

и немецкой индивидуально-авторской картинах мира

6

6

13

15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

19

Введение

На современном этапе развития языкознания доминантой мышления становится не познание, а взаимопонимание, что неизбежно приводит к ис­следованию взаимодействия языка, культуры и личности.
Язык является формой отражения окружающей человека действи­тельности и самого себя, средством получения знаний об этой дейст­вительности. Изучением человека и его взаимодействия с окружающим миром, зафиксированного в сознании в виде понятий, образов и поведенческих актов, занимается лингвокультурология, отвечающая современ­ным требованиям лингвистики и культурологии (Н.Д. Арутюнова, В.В. Воробьев, В.И. Карасик, Н.А. Красавский, В.А. Маслова, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия).

Комплекс переживаний, эмоциональных потрясений человека, его представлений о мире в концентрированной,  когнитивно и лингвистически обработанной форме воплощаются в концепте, под которым принято понимать  многомерное ментальное образование [1].

Проблема классификации и описания типов культурных концептов представляет собой один из наиболее актуальных аспектов этой отрасли науки.

Глава1. Концепт «родина» в русском языковом сознании

Предметом нашего исследования является концепт «родина». В рамках межкультурного сопоставления рассматриваются особенности общечеловеческой ценности концепта «родина» в русском и немецком языковом сознании. Анализ концепта «родина» показывает, что он представляет собой одну из важнейших культурных, ментальных, языковых пространственных констант, составляющих русскую и немецкую национальные картины мира.

1.1 Понятие концепта в языкознании

Термин «концепт» пришёл в лингвистику из логики, где он воспринимается как синоним термина «понятие». В «Логическом словаре-справочнике» Н.И. Кондакова слово «концепт» самостоятельно не толкуется, а входит в отсылочную статью: «понятие» [2]. В соответствии с определением концепт в языке должен воплощаться в отдельном слове.

Концепт - это информация относительно актуального или возможного положения вещей в мире, т.е. то, что индивид знает, предполагает, думает, воображает об объектах мира [1].

Этот иноязычный термин родственен русскому слову «понятие». Имя существительное «conceptus» происходит от латинского глагола «concipere» - «зачинать», т.е. буквально значит «поятие, зачатие». Его русский эквивалент «понятие» образован также от глагола «пояти», имевшего в древнерусском языке значения «схватить, взять в собственность, взять женщину в жены» [3]. Легко заметить, что оба глагола этимологически во многом родственны, выражают общую идею приобретения. По нашему мнению, концепт - это некое суммарное явление, состоящее из самого понятия и ценностного представления о нем человека.

Термин «концепт» в русском языке употребляется прежде всего, в когнитивной психологии, когнитивной и культурологической лингвистике.

Концепт – многомерный мыслительный конструкт, отражающий процесс познания мира, результаты человеческой деятельности, его опыт и знания о мире, и хранящий информацию о нём. Концепт как бы вбирает в себя значение нескольких, а чаще многих лексических единиц. Концепт, в отличие от понятия, не только мыслится, но и переживается [1].

Концепт окружен эмоциональным, экспрессивным, оценочным ореолом; это тот «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово и выражаемое им понятие. Концепты – предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений различных мнений.

Кроме того, число лексических единиц, являющихся концептами, ограниченно, потому что не всякое имя – обозначение явления есть концепт. Концептом становятся только те явления действительности, которые актуальны и ценны для данной культуры, имеют большое количество языковых единиц для своей фиксации, являются темой пословиц и поговорок, поэтических и прозаических текстов. Они своего рода являются символами, эмблемами, определенно указывающими на породивший их текст, ситуацию, знания. Они являются носителями культурной памяти народа [4].

1.2. Концепт «родина» в русской языковой картине мира

Концепт «родина» входит в набор ментальных кодов русской языковой картины мира наряду с такими ментальными кодами, как «справедливость», «судьба», «истина», «любовь», «вера». В историческом хронотопе в сознании людей ментальные коды либо сохраняют, либо приобретают, либо утрачивают ценность, а значит, вследствие этого будет изменяться характер и направленность деятельности социального субъекта или определенной социальной группы. Хотя концепт может быть вербализован различными способами, наиболее значимым средством его экспликации являются именно лексические единицы. Рассмотрим дефиниции лексемы «Родина» в русском языке:

Родина – 1. Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос.

2. Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо [5].

Родина – 1. Отечество, родная страна. 2. Место рождения, происхождения чего-либо [6].

Родина – родимая земля, место рождения; земля, государство, где родился [5].

В Русском ассоциативном словаре, число реакций на слово-стимул «родина» (205) в два раза превышает число реакций на стимулы «отчизна» (105) и «отечество» (103), причем почти треть этих реакций (65) представлено словом «мать» [6]. Лексическая единица «родина» чаще, чем другая лексическая единица синонимической триады «родина – отечество – отчизна» использовалась в названиях литературных произведений, общественных организаций, зданий и артефактов. Лексема «родина», обладая наиболее несвободной сочетаемостью и прецедентностью, входит в состав многочисленных фразеологизмов, образующих фонд фоновых знаний носителей русского языка [5]. На основе дефиниций лексикографических источников было выявлено 65 лексических единиц, репрезентирующих концепт «родина» в русском языке: родная страна (20); отечество (12); место происхождения чего-либо (8); мать (4); предки (3); гражданин (3); дом (3); народ (2); любимое место (2); этнос (1); чувство защищенности (1); патриот (1); природа (1); язык (1); родные/близкие (1); родная земля (1); отчий дом (1). При создании концептуальной модели понятия принципиально важен, прежде всего, собственно семасиологический анализ лексемы, номинирующей концепт. Значимо также рассмотрение семантики лексем, составляющих ассоциативно-смысловое поле данного концепта.

В процессе изучения смыслового содержания концепта «Родина» в русском языковом сознании на материале современной отечественной и российской лингвистики и лингвокультурологии [1, 2, 3, 4] структурные компоненты изучаемого концепта оказалось возможным выстроить таким образом:

– Родина как место рождения и проживания – актуализация признаков малой родины, в том числе топонимических «родная земля/край»;

– Родина как географическая среда обитания – актуализация природно-ландшафтных признаков Родины;

– любовь к Родине (Родина как дом, мать) – актуализирует эмоционально-чувственный и ценностный блоки признаков, характеризующих личностный уровень отношения к Родине;

– качественный уровень концепта (красота Родины) – актуализация качественных характеристик Родины: хорошая/красивая/великая/святая/богатая;

– Родина как государство – актуализирует все номинации Родины как страны: отечество/мать/держава/Россия/Русь;

– долг перед Родиной – раскрывает гражданский уровень в структуре концепта «Родина»;

– уникальность Родины (гордость за Родину) – актуализируется лексемами, выражающими неповторимость Родины.

Компоненты концепта «родина»

Диаграмма 1

Глава 2. Реализация концепта «родина» в русской и немецкой языковых картинах мира

При выборе материала для исследования мы руководствовались следующими критериями:

– соответствие сроков написания произведения указанному периоду;

– высокая частотность употребления исследуемых языковых репрезентаций;

– присутствие темы «Родина глазами гражданина».

2.1. Реализация концепта «родина» в русской индивидуально-авторской картине мира

Нашей задачей является рассмотрение концепта «родина» не как культурной универсалии, а с точки зрения особенностей авторского типа мировосприятия, в конкретном авторском тексте. В этом плане рассмотрения концепт «родина» относится к индивидуально-авторским концептам, которые обретают смысл в результате авторской интерпретации явлений и процессов действительности и аккумулирующим в своём содержании и культурный опыт, и особенности индивидуально-авторской картины мира [3]. Рассмотрим индивидуально-авторское представление о родине в языковой картине мира писателя, нашего деда, Валентина Филатова, а также следующих писателей – участников Великой Отечественной войны.

Таблица 1.

Автор

Произведение

1

Константин Воробьев

«Крик»

2

Сергей Луганский

«За Днепр»

3

Федор Егоров

«Санитарный поезд идет в Россию»

4

Валентин Филатов

«Неповторимость»

5

Саурбек Бакбергенов

«Их было шестнадцать»

Всех этих писателей роднит достоверное изображение фронтовых будней («окопные рассказы»), акцентирование внимания на образах простых солдат, тема фронтового товарищества, воспоминания о довоенной жизни .

Осмысление концепта «родина» и формирование его ассоциативного поля происходит под влиянием хронотопа войны и связанных с ним фреймов защита, опасность, сражения, убийства, смерть, враг и т.д. Родина находится в опасности, и значение «защита» становятся главными, так как основная часть повествования происходит на фронте и соответствуют основным фреймам «долг», «защитник», «солдат», «сражение».

Рассмотрим реализацию концепта «родина» в повести Константина Воробьева «Крик» [7]. Эта маленькая повесть почти вся написана с той суровой и вместе с тем щемяще-горькой интонацией, которая сразу же придает четкую реалистическую окраску короткой истории фронтовой любви. Рассказ двадцатилетнего лейтенанта – повесть написана от первого лица — откровенен и юношески чист. В нем – непроходящая боль утраты, живая «память сердца» о мимолетном счастье, которое было, могло быть, но которое оборвалось зимой сорок первого года в боях под Москвой.

Лексема «родина» использовалась в данном произведении 168 раз.

По данному тексту были выделены базовые слои:

Таблица 2

1

Защитники родины

Лейтенант – 13

Командир – 12

Бойцы – 7

Всего: 68 актуализаций

2

Родина – семья (дом, мать)

Мать – 34

Родители – 1

Всего: 37 актуализаций

3

Родину необходимо защищать

Село – 12

Хата – 6

Населенный пункт Немирово – 5

Москва – 2

Всего: 34 актуализаций

4

Родная природа

Ручей – 5

Солнце – 4

Поле – 3

Краснотал – 2

Всего: 25 актуализаций

5

Родина как люди, общество

Девушка – 4

Всего: 4 актуализаций

Рассмотрим реализацию концепта «родина» в биографическом очерке С. Луганского «За Днепр» [8]. С. Луганский прошел войну с первого дня до сражения у ворот гитлеровской столицы. К концу войны совершил 390 боевых вылетов, сбил лично 37 вражеских самолетов и еще шесть – в группе. В 1943 году ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Лексема «родина» использовалась в данном произведении 273 раза.

Таблица 3

1

Защитники родины

Командир –13

Летчик – 10

Советские войска – 5

Офицеры – 3

Всего: 124 актуализации

2

Родина – семья (дом, мать)

Изба, райцентр.

Мать –12 акт.

Жена – 6 акт.

Всего: 20 актуализации

3

Родину необходимо защищать

Днепр – 23

Киев – 3

Москва – 1

Сталинград – 1

Всего: 62 актуализации

4

Родная природа

Редкий и теплый снег, снежинки белые, пушистые, берег ручья.

Горы – 2

Тополя – 2

Снег – 1

Всего: 5 актуализации

5

Родина как люди, общество

Молодежь Алма-Аты – 2

Девушки – 4

Школьники – 3

Всего: 62 актуализации

Рассмотрим реализацию концепта «родина» в документальном произведении «Санитарный поезд едет в Россию».

Егоров Федор Иванович - казахстанский писатель, участник Великой Отечественной войны. В январе 1942 года Ф. Егоров был призван в Красную Армию. Тяжелым и сложным оказался его военный путь. Ранение летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду. Окружение и плен. Фашистские лагеря смерти. Побег из плена. Новые бои и новые ранения; одно из них, очень тяжелое, на целый год приковало Ф. Егорова к госпитальной койке.

Об этих жестоких испытаниях, выпавших на долю Ф. И. Егорова и его товарищей по оружию, рассказывается в документальном произведении «Санитарный поезд едет в Россию» [9].

Лексема «родина» использовалась в данном произведении 108 раз.

Таблица 4

1

Защитники родины

Товарищ Дюсенов – 20

Майор Зорин – 20

Лейтенант Бадридзе –7

Лейтенант – 5

Всего: 81 актуализации

2

Родина – семья (дом, мать)

Казахстан, Аул, Колхоз, Мать

Всего: 4 актуализации

3

Родину необходимо защищать

Сталинград, Львов, Россия, Волга, Донбасс, Город Дружновка, Киев, Смоленщина-2, Украина.

Всего: 10 актуализации

4

Родина как люди, общество

Инвалиды войны – 5

Женщины – 3

Тракторист – 2

Всего: 13 актуализации

Рассмотрим реализацию концепта «родина» в очерке писателя-панфиловца С. Бакбергенова «Их было шестнадцать» [10]. Саурбек Бакбергенов участвовал в боях под Москвой в составе 8-й Гвардейской Панфиловской дивизии. Был командиром стрелкового взвода, офицером связи штаба полка.

Лексема «родина» использовалась в данном произведении 278 раз.

Таблица 5

1

Защитники родины

Панфиловцы – 13.

Солдаты-17.

Разведчики – 4

Панфиловцы-2.

Советские солдаты-5.

Старший лейтенант Старчеус – 3

Разведчик Аврамов-2

Всего: 131 актуализации

2

Родина как место рождения

Алма-Ата

Всего: 5 актуализации

3

Родину необходимо защищать

Пушкинские Горы, Кучань, Малец, Река Сороть, Ленинград, Река Сыреть и Великая, Синюхово, Мищино, Васильевское, Деревня Святогорск -5, Москва, Новороссийск –2

Всего: 92 актуализации

4

Родина как люди, общество

Джигит – 3

Люди – 6

Советские люди, историк,

писатель Абай Кунанбаев-2.

Русский народ – 3

Дети. Жены.

Человек. Люди.

Житель-старик

Всего: 50 актуализации

Рассмотрим реализацию концепта «родина» в рассказе Валентина Филатова «Неповторимость» [11].

Лексема «родина» использовалась в данном произведении 119 раз.

Таблица 6

1

Защитники родины

Часовой, солдат, телефонистка, бойцы, гвардейцы, курсант военного училища

Лейтенант – 10

Командир – 3

Курсант – 2

Всего: 53 актуализации

2

Родина, где ты родился

Семипалатинск- 2

Иртыш – 1

Алма-Ата - 1

Всего: 4 актуализации

3

Родину необходимо защищать

Круто уходящая вниз улочка, станции, разъезды, город Ровеньки, Донецкая равнина, Ока, Саур-могила, полуразрушенная деревня

Миус - 8

Город – 6

Коломна – 3

Донбасс – 3

Всего: 31 актуализации

4

Родная природа

Клубы нежной зелени распускавшихся деревьев, широкая спокойная река, теплый воздух, тихая темная гладь реки, река будто доверху наполнена маленькими золотыми рыбешками, струящаяся за бортом теплая вода.

Сирень – 4

Река – 4

Земля, солнце, река, куст

Всего: 12 актуализации

5

Родина как люди, общество

Девушка – 13

Катя – 6

Всего: 19 актуализации

Таким образом, мы пришли к выводу, что базовым слоем, ядром концепта «родина» во всех анализируемых произведениях является «защитники родины» – 457 актуализаций. Реализация концепта родина в произведениях писателей - участников Великой Отечественной войны имеет положительную коннотацию, родина предстаёт как одна из величайших ценностей народа в целом и каждого человека в отдельности – родину любят, в разлуке с ней по ней скучают и стремятся вернуться туда; человек в долгу перед родиной, он должен служить родине и защищать её, даже если это будет стоить жизни; предательство родины является страшным преступлением.

Таблица 7

Сопоставление базового слоя (ядра) «Защитники родины»

в произведениях писателей-фронтовиков

Писатели-фронтовики

К. Воробьев

«Крик»

С. Луганский «За Днепр»

Ф. Егоров

«Санитарный поезд едет в Россию»

С. Бакбергенов «Их было шестнадцать».

В. Филатов

«Неповторимость

68

124

81

131

53

Таблица 8

Сопоставление базового слоя (ядра) «Родина как место рождения»

в произведениях писателей-фронтовиков

Писатели-фронтовики

К. Воробьев

«Крик»

С. Луганский «За Днепр»

Ф. Егоров

«Санитарный поезд едет в Россию»

С. Бакбергенов «Их было шестнадцать».

В. Филатов

«Неповторимость

0

0

0

5

4

Мы можем видеть, что слой «Родина как место рождения» представлено только 9 актуализациями у двух писателей: С. Бакбергенов и В.Филатова. Объяснить это можно тем, что границы малой родины (место, где ты родился) расширяются, раздвигаются до территории всей страны, когда идет война.

Таблица 9

Сопоставление базового слоя (ядра) «Родину необходимо защищать»

в произведениях писателей-фронтовиков

Писатели-фронтовики

К. Воробьев

«Крик»

С. Луганский «За Днепр»

Ф. Егоров

«Санитарный поезд едет в Россию»

С. Бакбергенов «Их было шестнадцать».

В. Филатов

«Неповторимость

34

62

10

92

31

Мы можем видеть, что слой «Родину необходимо защищать» представлен 229 актуализациями.

Таблица 10

Сопоставление базового слоя (ядра) «Родина как люди, общество»

в произведениях писателей-фронтовиков

Писатели-фронтовики

К. Воробьев

«Крик»

С. Луганский «За Днепр»

Ф. Егоров

«Санитарный поезд едет в Россию»

С. Бакбергенов «Их было шестнадцать».

В. Филатов

«Неповторимость

4

62

13

50

19

Мы можем видеть, что слой «Родина как люди, общество» представлен 148 актуализациями.

Таблица 11

Сопоставление базового слоя (ядра) «Родная природа»

в произведениях писателей-фронтовиков

Писатели-фронтовики

К. Воробьев

«Крик»

С. Луганский «За Днепр»

Ф. Егоров

«Санитарный поезд едет в Россию»

С. Бакбергенов «Их было шестнадцать».

В. Филатов

«Неповторимость

25

5

0

0

12

Слой «Родная природа» представлен лишь 42 актуализациями. У Ф. Егорова и С. Бакбергенова этот слой отсутствует.

Таблица 12

Сопоставление базового слоя (ядра) «Родина – семья (дом, мать)»

в произведениях писателей-фронтовиков

Писатели-фронтовики

К. Воробьев

«Крик»

С. Луганский «За Днепр»

Ф. Егоров

«Санитарный поезд едет в Россию»

С. Бакбергенов «Их было шестнадцать».

В. Филатов

«Неповторимость

37

20

4

0

0

Слой «Родина – семья (дом, мать)» представлен 61 актуализацией. У С. Бакбергенова, В.Филатова мы не выявили этого слоя.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о схожем характере восприятия родины писателей, которые сами были участниками войны, защитниками родины.

2.2. Реализация концепта «родина» в немецкой языковой картине мира

Для сопоставления нами было прочитано произведение Герта Ледига «Сожженные дотла. Смерть приходит с небес» [12]. В Германии эту книгу объявили «лучшим романом о Второй Мировой войне». Эта книга включена в школьную программу как бесспорная классика. Ее сравнивают с таким антивоенным шедевром, как Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». «Окопная правда» по-немецки! Беспощадная мясорубка 1942 года глазами простых солдат Вермахта. Жесточайшая бойня за безымянную высоту под Ленинградом. Попав сюда, не надейся вернуться из этого ада живым. Здесь солдатская кровь не стоит ни гроша. Здесь существуют на коленях, ползком, на корточках – никто не смеет подняться в полный рост под ураганным огнем. Но, даже зарывшись в землю с головой, даже в окопах полного профиля тебе не уцелеть – рано или поздно смерть придет за тобой с небес: гаубичным снарядом, миной, бомбой или, хуже всего, всесжигающим пламенем советских эрэсов. И последнее, что ты услышишь в жизни, – сводящий с ума рев реактивных систем залпового огня, которые русские прозвали «катюшей», а немцы – «Сталинским органом»…

В результате медленного чтения произведения Герта Ледига «Сожженные дотла. Смерть приходит с небес» мы выявили объем концепта «родина», который имеет совершенно другую наполняемость по сравнению с объёмом концепта «родина» в русской индивидуально-авторской картине мира. Здесь присутствуют следующие базовые слои: Родина, которую он оставил, родина как люди, населяющие ее, чувства и эмоции немецких солдат и ядро составило солдаты, но уже как захватчики чужой родины.

Диаграмма 2

Наполняемость концепта «родина» в немецкой

индивидуально-авторской картине мира

Таблица 13

Объем концепта «родина» в немецкой языковой картине мира

Родина, которую он оставил

Родина как люди, населяющие ее (семья, соседи, друзья и т.д.)

Эмоции фашистов на войне

Захватчики чужой родины

Дома у меня пекарня и мельница.

Мать – 3

Жена Меллера – 1

Ребенок– 8

Анна – 1

Мертвый ребенок – 1

Фотографии детей – 1

Лучше не быть героем, а остаться в живых.

Рука или нога – добровольная цена за жизнь.

Отомстить фельдфебелю. Выстрелил бы фельдфебелю в спину. Ненавидел фельдфебеля. (Каждому человеку из пополнения, которого посыльный проводил на передовую, они жали руку, втайне желая ему скорейшей смерти. Он усиливал роту и поэтому подрывал их надежду на смену. )

Они, не стесняясь, копались в кожаной сумке посыльного, во мраке, окружавшем их, с мрачным удовольствием подсчитывали извещения о потерях. (Они точно рассчитали, когда окопная рота на передовой будет состоять всего лишь из горстки людей, а поэтому снятие ее с фронта будет всего лишь символическим действием.)

Одиночества, в котором страх был совершенно невыносим.

Посыльный – 36

Адъютант - 2

Ефрейтор Шуте – 4

Солдаты – 49

полковник – 16

майор – 60

унтер-офицер – 65

ротмистр –70

фельдфебель – 42

жандарм – 25

офицеры – 10

комендант – 15

немцы – 10

дезертир – 5

капитан – 15

генерал – 10

раненые – 9

радист – 7

ординарец – 5

часовой –6

2 актуализации

15

актуализаций

21

актуализации

461

Актуализации

Значимость концепта «родина» для ментального пространства Герта Ледига имеет совершенно другую наполняемость. Ведь в произведении действия происходят вне родины, на чужой территории, которую его герой - немецкий солдат - захватывает и, поэтому, становится участником жестоких сражений. Поэтому и эмоциональный аспект концепта родина вербализуется именами отрицательных чувств и эмоций: страх, ненависть, отчаяние, подозрительность, безнадежность, мстительность.

Динамический аспект концепта «родина» вербализуется преимущественно глагольной лексикой: убивать, нападать, наступать, отомстить, выстрелить, спрятаться, бояться.

Оценочный аспект концепта «родина» вербализуется группой прилагательных и причастий: голый, выжженный, пустой, поломанный, мертвый, одинокий, апокалиптический, безнадежный. Данные прилагательные и причастия отражают основные значения лексико-семантического поля, имеющие высшую степень негативной оценки.

Следующий уровень в вербально-смысловом поле концепта родина представлен свободными словосочетаниями: апокалиптические всадники, голая земля, словно голые отшельники в своей норе, круг выжженной травы, вырванное с корнем дерево и груда поломанных сучьев.

2.3. Сопоставление реализации концепта «родина» в русской и немецкой индивидуально-авторской картинах мира

Таким образом, можно сделать вывод, что в значении лексемы «родина» в русской индивидуально-авторской картине мира на первый план выходят концептуальные признаки солдаты как «защитники отечества», «родина, которую необходимо защищать», «родина как люди, общество», «родина как дом, семья». В немецкой индивидуально-авторской картине мира на первый план выходят концептуальные признаки солдаты как «захватчики чужой родины». Этот концептуальный признак заполняет практически весь концепт.

Кроме того, если в русской в русской индивидуально-авторской картине мира концепт «родина» не имеет отрицательных коннотаций, то в немецкой индивидуально-авторской картине мира положительные коннотации незначительные, и связаны они с концептуальным признаком «родина как семья, дом». Это связано, прежде всего, с тем, что война имеет характер захватнический, военные действия идут на чужой территории. Отрицательная коннотация усиливается в немецкой индивидуально-авторской картине мира, когда немецкие солдаты начинают терпеть поражения в военных действия, лишения, голод. Поэтому столько отрицательных эмоций среди немецких солдат друг к другу мы можем наблюдать в произведении Герта Ледига. Мы пришли к выводу, что сила фашизма во многом заключается в его обращении к темной стороне человеческой натуры, создающей ему необходимую питательную среду: эгоизму, желанию получить преимущества за счет слабых, неприязни и даже ненависти к чужим и непохожим, насилию.

Наполняемость концепта «родина в русской индивидуально-авторской картине мира

Наполняемость концепта «родина»

в немецкой индивидуально-авторской картине мира

Различия в концептуализации исследуемого фрагмента действительности заключаются в том, что в русскоязычной картине мира концепт «родина» обладает большим объемом наполненности, что является отражением особенностей национального самосознания русских: тревожности, переживания за свою страну, близких, родных, друзей; чувства опасности, традиционной для русской ментальности предрасположенности к сильным чувствам и решительным действиям, уважения к военной силе и боевой славе.

Родина, родная земля – одно из значимых понятий для любого человека: без родины человек ощущает себя оторванным от народа, от нации.

Поэтому, вероятно, в немецкой картине мира концепт «родина» в произведении о войне имеет значительно меньший объем наполняемости.

Это обусловлено тем, что война происходит на территории других государств, война не за свою Родину, а за иную цель: захватить другие земли, государства, ценности, материальные блага, то есть война захватническая. За нее не хочется отдавать свою жизнь, смерть должна пройти мимо тебя, поэтому в своих мечтах герой произведения торгуется с богом: «Когда предоставлялась возможность, а таковая была почти каждую ночь, он пытался заключить договор с Богом, которого позабыл лет десять назад. Он предлагал Богу в зависимости от интенсивности огня по командному пункту, руку или ногу. В качестве добровольной цены за свою жизнь».

Заключение

Рассмотрев языковое воплощение концепта «родина» в произведениях казахстанских авторов: Константин Воробьева, Сергея Луганского, Федора Егорова, Саурбека Бакбергенова, Валентина Филатова; немецкого автора Герта Ледига, мы можем сделать вывод о том, что универсальные компоненты данного культурного концепта в индивидуальной картине мира этих писателей дополняются новыми смыслами. Все перечисленные в словарной статье компоненты концепта проявляются в изученных произведениях, но в то же время появляются новые, такие как «защитники родины», «родину, которую необходимо защищать», «захватчики чужой родины»

Обостренное чувство долга перед родиной, боль за ее судьбу давало мощный импульс для аккумуляции всех творческих возможностей, всего творческого потенциала для создания художественных произведений.

Концепт «родина» в творчестве писателей, которые сами прошли через страшную войну, обрастает новыми смыслами. Мы соотносим развитие концепта «родина» не только с вехами жизненного пути данных писателей, но и с историческими событиями в Советском Союзе того времени.

Таким образом, основу содержания концепта Родины составляет представление о ней как о духовных основах жизни человека, тех ценностях, которые являются для него священными и которыми он не может поступиться ни при каких условиях.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- родина представляет собой одну из важнейших культурных, ментальных, языковых констант, составляющих национальную и индивидуально-авторскую картину мира;

- родина обладает более высокой номинативной плотностью в русской национальной картине мира, чем в немецкой национальной картине мира;

- в русской национальной картине мира родина занимает важнейшее место в образном представлении современной действительности: Родина – это страна, где идет война, родина находится в опасности; необходимость защиты родины даже ценой собственной жизни. Для носителей немецкого языка родина – это то место, которое они покинули и вряд ли придется вернуться на родину когда-нибудь; для них это чужая родина, которую надо захватить.

Полученные данные позволили сделать вывод, что именно она, любовь к Родине, создает для человека смысл его жизни, а счастье родной страны составляет его личное счастье. Именно она – любовь к Родине, стала важнейшим фактором Победы советского народа в Великой Отечественной войне!

Поэтому, проделав исследовательскую работу над очередным проектом, мы – правнуки победителей – с гордостью говорим: «СПАСИБО ДЕДАМ ЗА ПОБЕДУ!»

Список использованной литературы

1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002, С.166.

2. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. Москва: Наука, 1975, 721 с.

3. Ангелова М.М. «Концепт» в современной лингвокультурологии / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. – М., 2004. – С. 3–10.

4. Пименова М.В. Концепты внутреннего мира человека (русско-английские соответствия): дис… д-ра филол. наук:10.02.01./М.В.Пименова. – СПб., 2001.–497 с.

5. Воркачев С. Г. Слово «Родина»: значимостные составляющая лингвоконцепта // Язык, коммуникация и социальная среда. - Воронеж: ВГУ, 2006. - С. 26-36.

6. РАС 2002 - Русский ассоциативный словарь. – М., 2002. - Т. 1.

7. Воробьев К. Крик. Сборник. – М: Вага, 1976.

8. Луганский С.Д.  На глубоких виражах. – Алма-Ата: 1963.

9. Егоров Ф.И. Не склонив головы. Встретимся в Берлине. Эвакогоспиталь.– Алма-ата: 1963. С. 327 – 492.

10. Дорога длиною 1418 дней. Повести, рассказ, стихи. – Жалын. Алма-ата, 1980 г.

11. Филатов В. Радость. Повести. Рассказы. Очерки.-Алма-Ата: Жазушы, 1987.-224 с.

12. Ледиг Г. Сожженные дотла. Смерть приходит с небес / Перевод С.

Липатова. – М.: Яуза-Пресс, 2010. – 256 с.

ОТЗЫВ

на научный проект

Сулейменовой Альвины

учеников 8 «И» классов гимназии №3 для одаренных детей

г. Павлодара

по теме: «Концепт «родина» в произведениях писателей-участников Великой Отечественной войны»

Данный научный проект Сулейменовой Альвины посвящен изучению концепта «родина» в национальных картинах мира на материале творчества казахстанских и немецких писателей: В.Филатова, С. Бакбергенова, К. Воробьева, С. Луганского, Ф. Егорова, Г. Ледига. Цель работы – изучение содержание концепта «родина» в русской и немецкой картинах мира.

Актуальность работы заключается в сопоставлении составляющих концепта «родина» в русской и немецкой картинах мира, а также непреходящей значимостью концепта «родина» для каждой лингвокультуры и для каждого ее исторического среза.

В первой главе дается теоретический материал по данной теме,исследуется специфика концепта «родина» среди культурных концептов.  Во второй главе описывается исследование, а результаты оформлены в виде таблиц, диаграммы, облаков слов. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.

Исследовательская работа структурно выстроена правильно, логична, четко сформулированы цель и задачи, прослеживается логическая связь между частями работы, присутствуют исследования научного характера и заключение по работе.

В рецензируемой работе Альвина показала навыки самостоятельного научного поиска, умение планировать ход работы по этапам: от идеи до достижения результата; оформлять результаты работы в тексте; видеть перспективы своей работы для своего будущего. Выполненное исследование соответствует основным требованиям, предъявляемым к исследовательским работам учащихся.

Научный руководитель, 

учитель русского и литературы: Валова М.В.

Дневник научного исследования.

Тема исследования «Концепт «родина» в произведениях писателей-участников Великой Отечественной войны»

Ф.И. ученика Сулейменова Альвина

Школа, класс ГУ «Гимназия № 3 для одаренных детей», 8 «И» класс

Ф.И.О. научного руководителя Валова М.В.

 

Дата

Содержание работы

Подпись руководителя

1

Ноябрь

2018

Выбор темы

 

2

Декабрь

2018

Формулировка цели, задач, гипотезы, выбор предмета и объекта исследования

 

3

Декабрь

2018

Подбор материала по теме исследования

 

4

Январь

2019

Анализ литературы по теме исследования

 

5

Январь

2019

Написание теоретической части исследования.

 

6

Февраль

2019

Работа над выводами теоретической части

 

7

Март

2019

Проведение практического исследования

 

8

Апрель

2019

Работа с материалами исследования

 

9

Апрель

2019

Написание практической части

 

10

Апрель

2019

Подготовка схем, таблиц, диаграмм

исследования

 

11

Май

2019

Дополнение и обобщение основной части

 

12

Май

2019

Обработка практической части

 

13

Июнь

2019

Проверка, дополнение, обобщение практической части

 

14

Июнь

2019

Проверка общего содержания, достоверности приведенных фактов в исследовательской работе

 

15

Июль

2019

Написание вывода

 

16

Август

2019

Систематизация литературы

 

17

Сентябрь

2019

Подготовка к защите проекта

 

18

Октябрь

Подготовка к защите проекта

 

3

Просмотров работы: 3369