Проект «Молодежный сленг как компонент речевой «культуры» учащихся или лексикон современного школьника»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проект «Молодежный сленг как компонент речевой «культуры» учащихся или лексикон современного школьника»

Рахимова Фаина (без отчества) 1
1МБОУ Андреевская СОШ
Христофорова Н.Г. 1
1МБОУ Андреевская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель проекта:

Проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими жаргонной (сленговой) лексики. Выяснить, какое место занимает подростковый жаргон (сленг) в речи школьников.

Задачи проекта:

1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Определить, какое место занимает ограниченная в употреблении лексика - жаргонизмы, сленг в речи учащихся.

3. Выявить источники и причины возникновения подросткового жаргона.

4. Провести исследование среди учащихся с целью выяснения употребления и восприятия сленговых выражений подростками.

5. Проанализировать результаты опроса и сделать соответствующие выводы.

6. Составить словарь современного сленга, употребляемого подростками нашей школы.

7. Выполнить компьютерную презентацию.

Актуальность проекта:

Представленная тема, на мой взгляд, является актуальной в силу своей значимости в гуманитарном образовании и отечественной культуре. Любовь к родному языку, родному слову, отечественной литературе и родной истории невозможно привить без знания истории языка. Актуальность проблемы заключается и в том, что молодежный сленг – одна из составляющих процесса развития языка, его пополнения, его многообразия.

Для достижения поставленных целей нам необходимо уметь общаться с людьми разных возрастных категорий. Нужно знать, где именно уместен сленг и где его умеренное и локальное применение может обогатить, а где и "погубить" русский язык. Этим вопросам по преимуществу и посвящаются материалы данной исследовательской работы.

Гипотеза:

Предположим, что в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, сленговая речь, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Область и объект исследования

Область исследования: жаргонизмы, сленговые выражения как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника.

Объект исследования: устная речь учащихся 6-8 классов моей школы

В ходе работы мною использовались следующие методы исследования:

1. Теоретические (чтение и анализ литературы).

2.Эмпирические (анкетирование, опрос, беседа, обработка информации, сравнительный анализ, выводы).

Глава I. Теоретический аспект исследования

1.1. Общая характеристика понятия сленга

«Берегите наш язык, наш прекрасный

русский язык – этот клад, это достояние,

переданное нам нашими предшественниками!

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием;

в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

И.С.Тургенев.

Я начала свою работу с высказывания великого классика русской литературы И.С.Тургенева неслучайно. Проблема, которая была озвучена им во второй половине 19 века, в начале 21 столетия оказалась очень актуальной. И общественные деятели, писатели, ученые современной России, все те, кому дорог наш «великий, могучий и правдивый русский язык», бьют тревогу, связанную с проблемами русского языка, которому угрожает опасность. Чем же вызвана эта тревога?

Прежде всего тем, что нравственный облик современных подростков желает быть лучшим. Речь сегодняшних школьников изобилует жаргонизмами и сленгом, и это – объективная реальность. Для большинства из них сленг и жаргон стали неотъемлемой частью не только устной речи, но даже и письменной.

Так что же такое сленг и почему современные школьники так активно используют его в своей речи?

Своё исследование я начала с теоретической части. Перелистала словари и энциклопедии, заглянула в интернет. Выяснила, что эти источники по-разному объясняют значение слова «сленг». В современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия» дается такое определение этого слова: СЛЕНГ -(англ. slang), 1) то же, что жаргон, преимущественно в англоязычных странах.

2) вариант разговорной речи (в т. ч. экспрессивно окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка.

В «Школьном толково-этимологическом словаре» (составитель Г.Н. Афонина) и в «Словаре иностранных слов для школьников» значение слова сленг одинаково: сленг – слова, выражения, характеризующие речь определённых социальных или возрастных групп людей; сленг- заимствованное из английского – то же, что и французское жаргон. То есть авторы этих словарей считают, что слова жаргон и сленг – синонимы.

Существует ещё несколько определений сленга:

Сленг – разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Сленг– речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.

Сленг– это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка.

Из этих определений следует, что сленг – разновидность нелитературной речи.

Нелитературная же лексика делится на:

1) профессионализмы,

2) вульгаризмы,

3) жаргонизмы,

4) лексику неформальных молодежных объединений и молодежной среды, часто именуемую сленгом.

В работе я останавливаю своё внимание на жаргонном молодежном сленге, который используют современные подростки как одно из средств загрязнения родного языка.

Изучив теорию, связанную с понятием «сленг», я узнала, что сленг бывает разных видов: компьютерный, сленг футбольных хулиганов, армейский, журналистский и т.д. Это связано, в большей степени, со сферой его использования и функциональным применением.

Объектом моего исследования является школьный сленг. Он, как выяснилось, является компонентом молодёжного сленга - средства общения большого количества молодых людей в возрасте примерно 12 – 25 лет. Его носители - дерзкие, резкие, своеобразные подростки.

Очень часто из уст своих одноклассников, друзей слышу такие слова, как офигел, зашибись, улет, гнать волну, отвянь, клево. Считаю, что эти и другие подобные словечки вытесняют нормальную речь. Каковы же причины их употребления? Для чего же нужен сленг подросткам? Об этом в следующем разделе.

1.2. Причины употребления сленга подростками

Большинство опрошенных подростков не мыслят своей речи без сленга. «Нас другие тогда не поймут... Общаться невозможно будет, - рассуждают они. - Сленг отличает нас от более взрослых людей». Школьники убеждены, что говорить на сленге модно, он охватывает большинство жизненных ситуаций.

Можно выделить основные причины употребления сленга подростками:

1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!).

2. Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.

3. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде.

4. Сленг - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно («превед», «ненаю», «брадяга», «креведко»).

Считаю, что основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; учащиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и, поэтому, свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов.

Глава II. Практический аспект исследования

2.1. Данные социологического опроса среди учащихся 6-8 классов моей школы и педагогов.

В доказательство вышесказанного представляю вашему вниманию результаты социологического опроса, проведённого мною в 6 – 8 классах и среди учителей.

Учащимся 6-х,7-х, 8-х классов была предложена анкета, целью проведения которой было следующее:

- определить круг наиболее употребляемых жаргонизмов в речи учащихся нашей школы;

- определить мотивы употребления жаргонизмов в речи;

- определить отношение учащихся нашей школы к жаргонным словам, употребляемым ими в речи;

- выявить наличие и отсутствие стремления обойтись без жаргонизмов.

(Приложение 1. Анкета)

В анкетировании принимало участие 130 человек: 34 человека из 6-х классов, 54 человек из 7-х классов, 42 человека из 8-х классов.

Данные анкетирования показали, что 107 (98%) подростка нашей школы знают и 80(61%) используют в своей речи слова молодежного сленга. (Приложение 2,3)

Исследуя причины использования нелитературных слов в речи подростков, выяснилось, что большинство учащихся используют сленг потому, что им так легче общаться – 57 учеников; 48 человек ответило, что использование сленга помогает лучше выразить свои мыcли; 33 человека сказали, что использование таких слов делает их речь понятнее для друзей.

Мне всё равно, как я говорю ответили 8 учащихся; считают, что это модно и современно 10 человек; 5 человек используют нелитературную речь, потому что так говорят все, и я буду и 3 учащимся это помогает самоутвердиться. (Приложение 4)

На вопрос: «Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?» - утвердительно из общего числа опрошенных ответили 92 учащихся (71%); 38 (29%)сказали, что не могут обойтись без сленга. (Приложение 5)

Отвечая на вопрос: «Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?» – 96 (74%) учащихся с этим утверждением согласились, 34 (26%)учащихся так не считают. (Приложение 6).

В результате опроса педагогов нашей школы (приложение 7), а их было опрошено 15 человек, я выяснила, что молодежный жаргон - это неотъемлемая часть нашей современной речи, которая негативно влияет на культуру речи и засоряет русский литературный язык. По их мнению, на речь современного подростка повлияли следующие факторы: телевидение, интернет, социальные сети, воспитание, отсутствие чтения, социальное окружение.

Приложение 8.

Знаешь ли ты слова молодежного сленга?

Из 6-х кл. было опрошено 34 человека, 24 (70,5%) из которых знают слова молодежного сленга.

7-е классы: из 54 подростков 45 чел.(64,4%) ответили да

8-е классы: из 42 подростков 38 (90%) знают слова молодежного сленга.

Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг?

Из 6-х классов 15 детей (44%) употребляют слова молодежного сленга.

Из 7-х -29 чел.(54%) ответили да.

Из 8-х -36 чел. (86%).

Используют нелитературную речь, потому что:

(Можно было выбирать несколько ответов)

 

6 класс

7 класс

8 класс

Так говорят все, и я буду

4

0

1

Так легче общаться

2

16

12

Помогает лучше выразить свои мысли

9

26

16

Мне все равно, как я говорю

4

6

5

Делает речь понятнее для друзей

9

14

2

Считаю, что это модно и современно

0

1

2

Помогает самоутвердиться

2

3

0

Другое

16

6

11

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

Из 6-х классов 27 детей (80%) могут обойтись без жаргонных слов и выражений.

Из 7-х -29 чел.(80%) ответили, что могут.

Из 8-х -36 чел. (67%).

Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?

Из 6-х классов 28детей (82%) считают, что сленг засоряет, разрушает нашу речь.

Из 7-х -37 чел.(50%) ответили, что да.

Из 8-х -31 чел. (74%) .

2.2. Результаты проведенного исследования

1. Исходя из полученных результатов, видно, что подростки активно используют в своей речи сленг и жаргонную лексику и считают, что такая речь приемлема в современном обществе.

2. Количество носителей молодежного жаргона увеличивается, и уже к 6 классу подростки осваивают школьный жаргон, перенимая его от старшеклассников. Практически на одном уровне оказались учащиеся 6 и 8 классов.

3. Выявлены причины употребления жаргонизмов в речи подростков и отмечено, что учащиеся используют жаргон для того, чтобы им было легче общаться и лучше выражать свои мысли; считают его использование модным и таким образом стремятся создать свой мир, отличный от взрослого.

4. Мы убедились, что язык подростков 21 века не всегда понятен их родителям и учителям, чья непосредственная обязанность – поиск взаимопонимания с юным поколением.

5. Опираясь на личные наблюдения, могу добавить, что некоторые школьники намеренно используют в своей речи сленг, не желая следовать правилам, придуманным взрослыми, другие стремятся к разнообразию, считая, что правильно говорить – это скучно.

2.3. Источники происхождения современного сленга подростков

Собранный материал заставил меня задуматься над происхождением современного сленга подростков. Мои наблюдения позволили сделать следующие выводы:

1. Мы живём в век компьютерных технологий, поэтому одним из первых источников пополнения речи школьников сленгом стали интернет, общение в соцсетях, развитие сотовой телефонной связи (комп – компьютер, гамать – играть, вирусняк – компьютерный вирус; нэтик – Интернет; глючит – неполадки в работе компьютера; мыло – e-mail; блохи – ошибки в программе; мыха – компьютерная мышка;

2. Современная музыкальная культура. Одно из увлечений школьников – музыка. Она является частью их жизни. То, что сейчас мы слышим в современных песнях и видеоклипах, нормой литературного языка никак не назовешь: «Пришла и оторвала голову нам чумачечная весна…Чумачечная весна пришла и крышу нам с тобой снесла…», «Круто ты попал на ТV…»

3. В речь школьников проникло много иностранных (особенно английских) слов: фазер –отец; флэт – дом; шузы – любая обувь; сейшн – вечеринка; лол, кек – смешно и др.

4. В молодежный жаргон переходят арготизмы — (франц., ед. ч. argotisme) слова и выражения разговорной речи, заимствованные из различных социальных, профессиональных диалектов: отстой, отстойный, лох, базар, туфта, хавка, мусор, жратва, чмо, шестёрка и другие.

5. Среди жаргонизмов я увидела слова, принадлежащие к нейтральной лексике, но с новым переносным лексическим значением, например, крутой – очень хороший; тормоз – человек, который медленно соображает; липа, липовый – ненастоящий; капуста – деньги и т.д.;

6. Конечно же, источником пополнения школьного сленга являемся и мы, учащиеся. Нами «изобретены» домашка, училка, матеша, русиш, контроша, сменка, двойбас, тройбас, дискач, тубзик, столовка и т. д.

Заключение

В начале своей работы я выдвинула гипотезу исследования: в речи современных школьников преобладает жаргонная лексика, сленговая речь, что является показателем низкой речевой культуры учащихся; использование данной лексики засоряет и огрубляет нашу речь.

Применив исследовательский метод, считаю, что я доказала, что речь современного школьника изобилует жаргонным сленгом, который засоряет речь, обедняет ее, делают её грубой и некрасивой. По моему мнению, современный подросток должен не только оперировать сленговыми словечками, но и прекрасно владеть литературной речью, так как понятие "культурный человек" предполагает умение грамотно говорить, четко и правильно излагать свои мысли. И если выбирать между «Пушкин - офигенный писатель» и «Пушкин – гениальный писатель», то я выберу последнее. Согласитесь, звучит намного красивее, ярче и выразительнее.

Подводя итог, хочется сказать, что молодёжный жаргон, к сожалению, - это неотъемлемая часть речи современного подростка, сленг был, есть и будет в школьной лексике, негативно влияя на культуру речи и засоряя русский литературный язык. Я думаю, что нам необходимо с большим уважением относиться к русскому языку- символу нашего народа и следовать совету великого русского писателя – С.Я.Маршака: «Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

Список использованных источников и литературы

1. Береговая З. М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания.- М.: 2006, № 3.

2. Большая советская энциклопедия.- М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

3. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г. Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.

4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.

5. Горбачевич К.С. «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ. 2001г.

6. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль; Под ред. В.П. Бутромеев. - М.: Олма Медиа Гр., 2013. - 448 c.

7. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга XXI века. М.: 2000 г.

8. Левикова С.И. Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.

9. Никитина Т. Г. Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – М.:ФПб, 1998.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 2003. — 944 с.

11. Стенин И.А. «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж.: 2004г.

12. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». М.: 2001г.

Интернет-ресурсы

http://samlib.ru/m/mazurin/slowarx.shtml

http://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_molodezhnyy_sleng_i_kultura_rechi-433332.htm

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200102304

http://www.stihi.ru/diary/valmira59/2012-03-05

Приложения

Приложение 1.

Анкета «Современная речь подростка»

1. Знаешь ли ты слова молодежного сленга? ( да, нет)

2. Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг? (да, нет )

Приведите примеры:

3. Почему вы используете нелитературную речь?

а) так говорят все, и я буду;

б) так легче общаться;

в) помогает лучше выразить свои мыcли;

г) мне всё равно, как я говорю;

д) делают речь понятнее для друзей;

е) считаю, что это модно и современно;

ж) помогает самоутвердиться

з) другое

4. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

а) Да.

б) Нет.

5. Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь? (да, нет)

Опрос педагогов

1. Понимаете ли вы современный молодёжный сленг?

2. Как вы относитесь к жаргонной лексике?

3. Что повлияло на речь современного подростка?

 

Приложение 2.

Общая статистика по школе среди учащихся 6 – 8 классов

Опрос учеников:

Знаешь ли ты слова молодежного сленга?

Знаешь ли ты слова молодежного сленга?

107 подростков (98%) знают слова молодежного сленга.

23 подростка (2%) не знают слова молодежного сленга.

Приложение 3.

Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг?

80 человек (61%) употребляют в своей речи жаргонные слова, сленг.

50 человек (39%) не употребляют в своей речи жаргонные слова, сленг.

Приложение 4.

Почему вы используете нелитературную речь?

Можно выбирать несколько ответов.

а) Так говорят все, и я буду;

 б) Так легче общаться;

в) Помогает лучше выразить свои мысли;

 г) Мне все равно, как я говорю;

д) Делает речь понятнее для друзей;

 е) Считаю, что это модно и современно;

ж) Помогает самоутвердиться;

з) Другое

 

% респондентов

Так говорят все, и я буду

5

Так легче общаться

30

Помогает лучше выразить свои мысли

51

Мне все равно, как я говорю

15

Делает речь понятнее для друзей

25

Считаю, что это модно и современно

3

Помогает самоутвердиться

5

Другое

33

Приложение 5.

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

92 человека (71%) считают, что могут обойтись без жаргонных слов и выражений.

38 (29%) считают, что не могут обойтись без жаргонных слов и выражений.

Приложение 6.

Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?

74%(96 человек) считают, что сленг засоряет нашу речь.

26% (34) считают, что сленг не засоряет нашу речь.

Приложение 7.

Опрос педагогов:

1. Понимаете ли вы современный молодежный сленг? 8 педагогов ответили – ДА, 7 –НЕТ

2. Как вы относитесь к жаргонной лексике? Отрицательно отнеслись к употреблению молодёжного сленга 11 учителей, 4 – нейтрально

3. Что повлияло на речь современного подростка?

Прозвучали следующие ответы:

(Интернет – 12, телевидение – 5, социальное окружение – 6, социальные сети – 14, воспитание – 5, отсутствие чтения – 7)

Приложение 8.

Общая статистика по классам среди учащихся 6 – 8 классов

Знаешь ли ты слова молодежного сленга?

В 6-х классах было опрошено 34 человека, 24 (70,5%) из которых знают слова молодежного сленга.

7-е классы: из 54 подростков 45 чел.(64,4%) ответили да

8-е классы: из 42 подростков 38 (90%) знают слова молодежного сленга.

Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова, сленг?

Из 6-х классов 15 детей (44%) употребляют слова молодежного сленга.

Из 7-х -29 чел.(54%) ответили да

Из 8-х -36 чел. (86%) .

Используют нелитературную речь, потому что:

(Можно было выбирать несколько ответов)

 

6 класс

7 класс

8 класс

Так говорят все, и я буду

4

0

1

Так легче общаться

2

16

12

Помогает лучше выразить свои мысли

9

26

16

Мне все равно, как я говорю

4

6

5

Делает речь понятнее для друзей

9

14

2

Считаю, что это модно и современно

0

1

2

Помогает самоутвердиться

2

3

0

Другое

16

6

11

Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?

Из 6-х классов 27 детей (80%) могут обойтись без жаргонных слов и выражений

Из 7-х -29 чел.(80%) ответили, что могут

Из 8-х -36 чел.(67%).

Считаете ли вы, что сленг засоряет, разрушает нашу речь?

Из 6-х классов 28 детей (82%) считают, что сленг засоряет, разрушает нашу речь

Из 7-х -37 чел.(50%) ответили, что да

Из 8-х -31 чел.(74%) ответили положительно.

Просмотров работы: 9506