ОБРАЗ НЯНИ НА СТРАНИЦАХ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОБРАЗ НЯНИ НА СТРАНИЦАХ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Малышкин Т.А. 1
1МБОУДО "Дом детского творчества "Дриада"
Хиневич Е.С. 1
1МБОУДО "Дом детского творчества "Дриада"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспитанием детей с самого рождения, несомненно, должны заниматься родители. Но ритм жизни современного человека не всегда дает возможность постоянно находиться рядом со своим малышом и очень часто им приходится приглашать няню для присмотра своего ребенка. И так, как няня проводит большую часть времени с ребенком, она отвечает не только за его безопасность, но няня также играет большую роль в воспитании ребенка. По статистике практически в каждой четвертой семье теперь есть няня.

В моей семье тоже есть няня – Светлана Михайловна, она очень добрая, читает мне книги.

Совсем недавно, мама читала мне повесть «Мэри Поппинс» детской писательницы Памелы Трэверс, няня-волшебница очень отличалась от моей привычной няни. Мне стало любопытно узнать какие ещё бывают няни.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема исследования состоит в том, что изучение образа няни в литературе встречается сравнительно редко и нет достаточно полного и всестороннего его изучения, в то время как для многих персонажей литературных произведений именно няня во многом заменяет родителей и становится самым близким человеком, способным воспитать и передать знания о природе, окружающих вещах и явлениях.

Роль няни в жизни ребёнка.

Актуальность нашей работы заключается в возросшем в последнее время интересе к профессии няни, ее востребованности, поэтому важно определить, какими чертами она должна обладать, что должна делать для того, чтобы стать для ребенка одним из самых главных воспитателей, человеком, которому доверяешь и на которого всегда можно положиться.

1.2. Арина Родионовна в жизни и творчестве А.С. Пушкина.

1.3. Фрекен Бок в сказке Астрид Лингрен «Малыш и Карлсон».

1.4. Мэри Поппинс из повести Памелы Трэверс.

Цель исследования: рассмотреть образ няни на примере литературных персонажей: Мэри Поппинс, фрекен Бок, Арины Родионовны и определить, какими чертами характера должна обладать няня.

Задачи и методы исследования:

Провести анализ литературных произведений, в которых присутствует образ няни.

Определить роль няни в жизни и воспитании героев произведений.

Выделить важные качества характера няни в литературных произведениях.

Провести анкетирование учащихся.

На основании результатов исследования сочинить авторскую сказку о няне.

Объект исследования: образ няни в художественных произведениях.

Предмет: черты характера няни в различных литературных произведениях.

Гипотеза: мы предполагаем, что няня играет большую роль в развитии и воспитании ребенка, поэтому должна обладать мягкостью, добротой, отзывчивостью, но в то же время уметь быть строгой и требовательной, так как она воспитывает будущую личность.

1.5. Книги о няне в школьной программе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что мы опишем литературный портрет няни, который можно использовать при изучении литературы в школе, а также определим на основе анкетирования, какими качествами в сознании учащихся должна обладать «идеальная няня».

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ

2.1. Этапы проведения исследования.

Исследование включало 3 этапа:

1 этап – Теоретическая часть исследования.

Мы рассмотрели образ няни в произведениях Александра Сергеевича Пушкина (Арина Родионовна), Астрид Лингрен (Малыш и Карлсон) и Памелы Трэверс (Мэри Поппинс). Выяснили, что исследуемые произведения начинают изучать только с 3 класса.

2.2. Сравнительный анализ образа няни в исследуемых произведениях.

2 этап – Практическая часть исследования.

Мы провели сравнительный анализ образа няни в исследуемых произведениях. Составили таблицу основных качеств литературных нянь.

2.3. Анкетирование младших школьников г. Снежногорска.

Для того, чтобы определить, что учащиеся нашей школы знают о няне вообще и об образе няни в литературных произведениях, мы составили анкету, на вопросы которой ответили учащиеся 1 и 2 классов.

Первый вопрос был задан для того, чтобы определить, знают ли дети, кто такая няня, как они понимают смысл этого слова. При анализе ответов мы выяснили, что 100% детей знают, кто такая няня, что она должна делать.

При ответе на второй и третий вопросы анкеты учащиеся должны были выделить положительные и отрицательные качества няни. Среди положительных качеств, которые дети хотели бы видеть в своей няне, можно выделить названные учащимися доброту, отзывчивость, умение интересно рассказывать, вкусно готовить, хранить секреты, «которая не ругается и все прощает». Названы были также и отрицательные качества няни. Она не должна быть злой, вредной, «приставучей», строгой, некрасивой.

Таким образом, нам удалось составить словесный портрет «идеальной няни», которая может не только воспитывать ребенка, но и вкусно готовит, а одним из главных качеств должно быть умение интересно рассказывать истории и хранить секреты.

Отвечая на четвертый вопрос анкеты, учащиеся школы сказали, что хотели бы иметь няню (78%), не хотели бы иметь няню (18%), затруднились ответить (4%) опрошенных. Можно сделать вывод о том, что няня все-таки важна в воспитании ребенка, так как не обо всем можно поговорить с родителями, а с няней устанавливаются более доверительные отношения, а также она может рассказать много интересного о мире, в котором мы живем, в то время, как у родителей не всегда бывает возможность ответить на вопросы их ребенка.

Далее учащиеся пофантазировали и описали няню, которая бы им понравилась: добрая, спасающая детей от кого-либо, мягкая, интересная, «близкая мне». Характерно, что все опрошенные хотели бы видеть няню положительным героем сказки, который выручит ребенка, спасет его от чего-либо, поможет выйти из сложной ситуации. Это говорит о том, что образ няни в сознании ребенка связан в первую очередь с положительными чертами.

2.4. Использование результатов исследования в сочинительстве сказок.

Следующим 3 этапом нашего исследования стало создание сказки о няне. На основе результатов анкеты и прочитанных сказок мною была написана небольшая сказка о няне (Приложение). Сказку я прочитал в классе, и мы побеседовали о ней. Она была понятна ребятам и интересна. Мы считаем, её можно использовать в 1 и 2 классах на факультативных занятиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, и мы доказали, что няня действительно должна обладать определенными качествами характера: добротой, отзывчивостью, строгостью. Именно эти качества позволяют воспитать достойное новое поколение, чтобы дети не только развлекались, но и много знали и умели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

П.Л. Трэверс. Мэри Поппинс // Изд-во «Детская литература» Москва - 1972 – 154 с.

Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон // Издательство АСТ, Астрель 2009г.-265 с.

А.И. Ульянский «Няня Пушкин

ПРИЛОЖЕНИЕ

9

Просмотров работы: 633