В каждом солдатском треугольнике - правда о войне

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В каждом солдатском треугольнике - правда о войне

Дедова А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гремячевская школа №2
Бабенко Т.В. 1Бабенко Т.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гремячевская школа №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

В этом году исполняется 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Для нашего народа это знаменательная дата - мы чтим тех, кто не вернулся с войны, отдал свою жизнь за Родину, и тех, кто остался в живых, но в силу своего возраста тоже уже ушёл от нас, и тех немногих, которые ещё живы. Перед всеми склоняем головы, потому что в неоплатном долгу перед ними… Мы должны помнить этих людей вечно, и не только мы, но и наши дети и внуки.

С особым трепетом в душе я держу в руке книгу «Тепловчане – защитники Отечества», в которой представлен список ветеранов моего родного села Тёплова с точными сведениями об их участии в войне, фотографиями, воспоминаниями родственников и друзей. Над созданием этой книги более сорока лет трудился житель нашего села краевед Фадеев Михаил Егорович. Он использовал материалы архивов Н. Новгорода, Арзамаса, Кулебак, по крупицам собирал информацию, беседуя с фронтовиками, их жёнами, родителями, товарищами. Жители села благодарны Михаилу Егоровичу за его бескорыстный, праведнический труд, за то, что книга поможет сохранить память о тепловчанах-защитниках Отечества - на века.

Неизгладимое впечатление произвели на меня письма моих односельчан с фронта, опубликованные Михаилом Егоровичем на страницах книги «Тепловчане – защитники Отечества».

Из глубины военных лет дошли до меня мысли и думы простых солдат, когда-то живших на земле, по которой хожу сейчас я. В каждой строке фронтового «треугольника» настоящая Правда войны. Это бесценные человеческие документы о войне, они оживляют её, мы как будто видим и слышим то время. Мне представились адресаты этих писем, мои дорогие тепловчане, погибшие за Победу – простые труженики, добрые, скромные люди, горячо любившие своих близких и ненавидевшие врага, с оружием в руках до конца исполнившие свой священный долг перед Родиной.

Внимательно перечитывая ещё и ещё раз дорогие строки солдатских писем, я понял, что у меня тоже есть теперь долг – перед ними, моими павшими односельчанами: мне нужно написать об этих письмах, рассказать о них своим одноклассниками, другим ребятам, чтобы все узнали, какие настоящие солдаты, истинные патриоты были на войне наши земляки, что это и они завоевали Победу и благодаря им мы живём сейчас в свободной стране. В этом я вижу актуальность моего исследования. Фронтовые письма надо читать, изучать, они зажигают в наших сердцах искру любви к Родине. Ведь мы так же, как и адресаты-фронтовики, должны, если понадобится, защитить своих родных и близких от любого врага.

Целью моей работы является исследование фронтовых писем, опубликованных в книге «Тепловчане – защитники Отечества».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- познакомиться с внешними характеристиками фронтового письма;

- определить значение писем для солдат на войне;

- на примере одного письма выявить лингвистические особенности военного послания;

- воссоздать живой образ тепловчанина - защитника Отечества;

- открыть в письмах глубинные истоки Великой Победы.

Объектом исследования являются фронтовые письма солдат, жителей с. Тёплова, участников Великой Отечественной войны (всего писем 8, из них 4 представляют из себя небольшие фрагменты)

Предмет исследования - мысли и чувства авторов фронтовых писем, лингвистические особенности писем, их внешние характеристики.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 ЗАВЕТНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ

Дома у Михаила Егоровича Фадеева немало военных реликвий. Мы имели возможность прийти к нему в гости и увидеть то, что интересовало нас больше всего - письма солдат, которые он уже долгие годы хранил у себя. Всего писем 8, они опубликованы в документальном сборнике «Тепловчане – защитники отечества». Не без трепета в душе мы брали в руки старенькие листочки, исписанные выцветшим почерком.

С волнением разглядывали фронтовые письма-треугольники. Бумага от времени сильно пожелтела, стала ветхой, на углах в местах сгибов рваная - это естественно, ведь им уже более семидесяти лет.

Лист сворачивался особенным образом - в уголок - и отправлялся без почтовой марки и конверта. Такое письмо-треугольник не заклеивалось, так как фронтовик знал, что письмо будет проверяться цензурой. Адрес писался на наружной стороне листа. Откуда письмо, указывать запрещалось. Это письмо-треугольник прислал Чернов Валентин Васильевич в Тёплово в июле 1944 года своим родителям и сёстрам:

Этот же треугольник в развёрнутом виде, текст письма находится на обратной стороне листа:

Сохранилась у Михаила Егоровича также фронтовая почтовая карточка, присланная солдатом-тепловчанином. Она складывается пополам (на изображении мы видим только переднюю часть сложенного пополам плотного листа), письмо написано на внутренней стороне всего листа:

Роль письма на войне была неоценимой. Фронтовые весточки являлись связующим звеном между сердцем солдата и домом, давали возможность общения с родными. Нет письма – и тревога поселялась в сердце. В письме моего односельчанина Баркина Ивана Петровича читаем строчки: «Дуня, мне так хочется скорее найти свой полк, потому что там мне должны быть письма, а то я очень беспокоюсь, ведь ты должна понять, как ведь трудно, когда не знаешь, что делается в моей родной семье. Я как уехал из дому, всего только получил одно перед выездом на фронт и больше нет». Душа солдата нуждалась в связи с домом, общение через письма согревало душу, поднимало настроение.

Письма укрепляли дух армии, который в любой войне всегда имел решающее значение. Важность этого хорошо понимало военное командование. Известно, что уже в первый военный год Государственный комитет обороны принял срочные меры, касающиеся продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. Было запрещено, например, использовать почтовый транспорт для других нужд. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам. По данным Управления военно-полевой почты, в годы Великой Отечественной войны ежемесячно доставлялось до 70 миллионов писем. С фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллионов писем, 9,9 миллионов посылок, 35, 5 миллионов переводов.

1.2 АНАЛИЗ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРОНТОВОГО ПИСЬМАЧЕРНОВА ВАЛЕНТИНА ВАСИЛЬЕВИЧА РОДИТЕЛЯМ И СЁСТРАМ

Чернов Валентин Васильевич. Родился 30 октября 1922 года, погиб 8 августа 1944-го. Старший сержант. Пехотинец. Имел боевые награды.

Письмо молодого солдата Валентина Чернова, написанное им за месяц до гибели, привлекло наше внимание какой-то особенной светлостью. Мы решили прочитать его более внимательно и обратить внимание на некоторые лингвистические особенности.

Письмо Чернова Валентина Васильевича:

Текст письма:

22 июля 1944 года – день моего отъезда в РККА. Привет с далёкой Литвы! Здравствуйте, мама, папа, Римма и Шура! Привет и массу пожеланий в Вашей жизни и работе от Валентина. В-первых, сообщаю, что жив и здоров, чего и вам желаю. Письмо, которое написал папа, получил вчера, за что сердечно благодарю. Живу я всё по-старому, хорошо, сейчас временно передышка, отдыхаем, купаемся в речке, ловим рыбу, а скоро

обратно гнать немчуру до самого Берлина. Мы от германской границы очень близко, так что скоро будем громить немчуру на его территории.

Вы пишите, что живёте хорошо, кушаете медок. Этому я очень рад, конечно, и я бы сейчас не против покушать домашнего медку. Папа, вы пишите, что я мало описываю новости. Я с удовольствием написал бы хоть десять листов, но многое в письме писать нельзя, вот кончится война и останусь жив, тогда всё подробно расскажу, а пока читайте газеты. Простите, что написал так скверно. Передавайте привет всем родным, пишите больше новостей, как дела с сенокосом. Пока всё.

Жду ответ. До свидания! С горячим приветом, Валентин.

Передайте привет Нюрке Дедовой, почему она не отвечает на мои письма, я на неё крепко осерчал.

Полевая почта 09989-Д

Композиционнописьмо подчинено жанровым правилам. Оно имеет начало, выработанное традицией: «Привет с далёкой Литвы! Здравствуйте, мама, папа, Римма и Шура!»; «Привет и массу наилучших пожеланий», дату, указание события в день написания. В конце письма традиционное прощание: «Жду ответ. До свидания! С горячим приветом, Валентин!». Текст сопровожден постскриптумом, особой припиской, встречающейся только в жанре письма.

Язык письма прост и ясен. Обращение к родителям «мама и папа» настраивают на домашний, уютный лад, говорят о духовной близости членов семьи. Присутствуют оценочные, просторечные слова: «массу наилучших пожеланий», «медок», «немчуру», «крепко осерчал», что характерно для неофициальной обстановки.

Как и большинство фронтовых писем, письмо Валентина Чернова отличается краткостью. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, на фронте у солдат свободного времени было совсем немного. Во-вторых, приходилось экономно расходовать бумагу. В-третьих, писать можно было не всё. Письма проверялись военной цезурой, строго запрещалось сообщать, например, о боевых действиях, передвижениях войск, вооружении, материальном обеспечении армии, оборонительном строительстве. Валентин извиняется за краткость письма: «Папа, вы пишите, что я мало описываю новости. Я с удовольствием написал бы хоть десять листов, но многое в письме писать нельзя…» В коротком письме (двадцать предложений) солдат легко переходит от одного предмета речи к другому, в результате чего оно оказывается достаточно ёмким по содержанию.

Письмо Валентина Чернова – это текст, который излагается одним лицом, но мы понимаем, что он является ответом на предыдущее письмо. «Письмо, которое написал папа, получил вчера, за что сердечно благодарю». И многие предложения служат ответами, несмотря на то что вопросов не присутствует. Например, реплика «Живу я всё по-старому» - ответ на заданный родителями вопрос о том, как у него дела. Письмо от начала до конца ведётся как диалог сына с родителями.

Письмо эмоционально, причём чувства и настроения быстро сменяются одно за другим:

сердечная радость начала общения: «Привет и масса наилучших пожеланий…»;

желание успокоить, что все в порядке и чтобы не беспокоились: «Живу я всё по-старому, хорошо…»;

радуется, что не голодают: «Вы пишите, что живёте хорошо, кушаете медок»;

мечтает побывать дома: «…и я бы сейчас не против покушать домашнего медку»;

беспокоится: «…как дела с сенокосом»;

огорчается, что не пишет любимая девушка: «Передайте Нюрке Дедовой, что я на неё крепко осерчал».

Эмоциями наполнено всё это небольшое послание.

Охарактеризуем письмо с точки зрения синтаксиса. Большинство предложений в нём сложноподчинённых с придаточными изъяснительными, а также с придаточными определительными и обстоятельственными следствия: «Вы пишите, что…», «Простите, что…», «Письмо, которое написал папа…», «Мы от германской границы очень близко, так что..» Использование преимущественно таких конструкций объясняется тем, что автор письма рассказывает, что-то уточняет, разъясняет.

На примере одного предложения покажем, что и синтаксис текста письма отличается краткостью. «Я с удовольствием бы написал хоть десять листов, но многое в письме писать нельзя, вот кончится война и останусь жив, тогда всё подробно расскажу, а пока читайте газеты». В этом сложном предложении четыре из шести простых предложений, входящих в его состав, односоставные предложения, что придаёт лаконичность всей фразе. Большинство союзов короткие сочинительные (и, а, но), присутствует также бессоюзная связь, что также обусловливает краткость высказывания.

Ключевыми словами письма являются следующие:

мама и папа, Римма и Шура

жив и здоров

хорошо, отдыхаем,

скоро будем громить немчуру

покушать медку

останусь жив

пишите

Семантика этих слов придаёт оптимистичность всему посланию. Возможно, это объясняется появившейся в душах солдат уверенностью в победе («скоро будем громить немчуру на его территории»). И ещё: я уверен, автор письма, двадцатидвухлетний паренёк, мой дорогой односельчанин, был очень доброжелательным, жизнерадостным, открытым человеком. Письмо это, пусть даже такое небольшое, является зеркалом его светлой души. Как жалко, что Валентин Чернов не дожил до Победы. Через месяц с небольшим после написания этого письма в августе 1944 года молодой солдат погиб во время артиллерийского обстрела.

1.3 ОБРАЗ ВОИНА ВО ФРОНТОВЫХ ПИСЬМАХ ТЕПЛОВЧАН

Фронтовые письма – документы особые. Предназначались для самых близких, фронтовик писал о сокровенном, личном.… Солдатские письма – это бесценный источник, который создаёт образ воина, позволяет заглянуть в душу человека-солдата, понять его мысли, чувства, заботы, радости.

От всех писем тепловчан, которые мы имели возможность прочитать, веет нежностью и любовью к родным, беспокойством о них и желанием хоть чем-нибудь помочь. Фронтовые письма показывают, что люди очень скучают по своим близким и волнуются о семьях, оставшихся в тылу.

Из письма Баркина Ивана Петровича жене:

«…Дуня, всё это ничего, но всё же я так соскучился по своей родной семье. Всех вас крепко целую, Дуню, Колю,Тамару, Капу, Лёню и Люсю и доброго здоровья и бодрости духа. Теперь, наверное, все ходят в школу. Дуня, милая, я тебя очень прошу, если ты до сих пор ещё завхозом, тогда прошу я тебя бросить эту работу, а то тебе, наверное, очень трудно. Я мыслю, тебе будет прожить возможно легче. Дуня, если тебе будет трудно в чём-либо, не стесняйся, обращайся первым долгом в сельсовет…»

Иван Петрович переживает о своей жене, детях и старается помочь советом, высылает деньги, зная, как тяжело приходится семье справляться с трудностями военного времени. В этом же письме солдат спрашивает, получала ли жена их:

«Дуня, я регулярно шлю тебе денег, а получаешь ты или нет, для меня неизвестно».

Из письма Грунина Михаила Алексеевича родным:

«…Таня, я вам пишу не знай которое письмо, но от вас не получал. Давайте пишите чаще, как вы живёте, как вас снаряжают хлебом…насчёт сенокосу проси Петьку, может, поможет»

Солдаты, понимая, как беспокоятся о них матери, жёны, дети, стараются успокоить родных, чтобы они волновались поменьше:

Из письма Лисина Василия Ивановича матери:

«Обо мне не тужите. Осталось немного…»

Чернов Валентин Васильевич о своём ранении пишет так, чтобы родители не сильно забеспокоились:

«…сообщаю, что пуля фашистского зверя пробила мне левую ногу, выше колена, но ничего, ранение не опасное, кость не повреждена. Сейчас нахожусь в госпитале, живу хорошо и весело»

Тоскуя по родному дому, думая о родных и близких, фронтовики понимали, что возвращение будет только после победы над ненавистным врагом. Строки писем убеждают, что мои односельчане были настоящими патриотами, им было свойственно высокое осознание своего воинского долга. Тепловчане вместе со всем народом ковали Победу! Вот они, строки, на которых взгляд не может не остановиться, они врезаются в память и особенно волнуют:

«Папа и мама, я буду отстаивать нашу мирную жизнь и бить врага до последнего, до тех пор, поа не сметём с лица земли варварски озверевшего Гитлера и его своры. И после этого мы снова будем жить спокойно жизнью» (Из последнего письма Новикова Фёдора Ефимовича домой).

«Мы от германской границы очень близко, так что скоро будем бить немчуру на его территории». (Из письма Чернова Василия Ивановича родителям).

«Пока остаюсь жив и здоров. И непобедим!» (Из письма Грунина Михаила Алексеевича).

Вот такой мой дорогой фронтовик-тепловчанин. Он любящий, тоскующий сын, отец, муж. И он же – Воин, готовый умереть за свою Родину. И эти чувства слиты воедино. Ведь Родина для каждого - это дети, матери, жёны, сёстры, подруги. Им посылали мои односельчане свои весточки-треугольники со строчками любви, тоски, беспокойства. За них - родных, любимых - шли на смерть в бою. Будут они живы и здоровы – будет жива и Родина. Письма моих односельчан-фронтовиков являются свидетельством той неразрывной связи каждого бойца со своим родным домом, которая давала силу и сознание того, за что ты каждый день рискуешь жизнью. В этом глубинные истоки Великой Победы.

2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фронтовые письма– солдатские треугольники - важнейшие документы военных лет. Они несут нам правду о войне, потому что сами являются истинными свидетелями грозных событий.

Фронтовые письма тепловчан создают живой образ солдата, в котором война обострила любовь к близким. Каждая строчка фронтового письма дышит любовью, заботой, беспокойством о доме. Оставшихся на родной земле защищал солдат на войне, чтобы они остались живы. Потому сердце фронтовика-тепловчанина горит желанием бить врага, прогнать его с родной земли. В сердце его была боль за родной уголок земли и за всю большую страну. Мой односельчанин на войне показал себя настоящим патриотом. Об этом рассказали мне солдатские письма.

Читаем строчки фронтовых треугольников, и как будто звучат беспокойные голоса бойцов. Значит, продолжают жить, не погибли солдаты и сейчас говорят с нами. Мы должны хранить эти частички душ погибших за нас воинов и передать как бесценный дар следующим поколениям.

Фронтовые письма нужно больше печатать, читать, изучать, потому что им нельзя не верить. Они докажут всем, кто захотел сейчас украсть у нас Победу, что она наша.

Перечитывая ещё и ещё раз заветные треугольники, я стал чувствовать себя частью великого народа, завоевавшего великую Победу, потому что эти письма принадлежат моим односельчанам.

3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Письма тепловчан-фронтовиков: Баркина И. П., Вилкова А. А., Грунина М. А., Лисина В. И., Новикова Ф. Е., Тюрина П. Т.,Чернова В. В.

«Тепловчане–защитники Отечества». Документальный сборник. Составитель: Фадеев Михаил Егорович. М., «Сказочная дорога», 2012, 643 с.;

Филологический анализ художественного текста. Автор-составитель Аристова И. В., Волгоград, «Учитель», 2007, 98 с.

Бархударов С. Г., С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М., «Просвещение», 2012, 205 с.

Ожегов С. И. Словарь русского языка, М., «Русский язык», 1984, 796 с.

Ресурсы Интернет.

9

Просмотров работы: 70