Экология русского языка и культуры речи

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экология русского языка и культуры речи

Новикова А.С. 1
1МАОУ СШ № 51
Романова И.Б. 1
1МАОУ СШ № 51
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Мы должны оберегать язык от засорения, помня,

что слова, которыми мы пользуемся сейчас, будут служить многие столетия после нас».

С.Я. Маршак

Русский язык - явление уникальное: он является средством общения, передачи информации, воплощает в себе духовную культуру народа. На сегодняшний день экология русского языка и культуры речи является самой актуальной темой для людей, переживающих за судьбу своего Отечества. Отсутствие речевой культуры, небрежное отношение к слову - это не только неуважение национальных традиций, родной истории, обычаев, но и духовное обнищание нации.

Почему мы, россияне, должны проявлять заботу о родном языке? Во-первых, состояние национального государственного языка, высокий уровень речевой культуры — показатели благополучного состояния общества. Во-вторых, речь не только отражает, но и формирует мышление, регулирует поведение, межличностные и межкорпоративные отношения, является универсальным инструментом управления, воспитания в любом государстве. Д.С. Лихачев отмечал: «Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает ». 1

В эпоху новейших технологий, массовой компьютеризации, использования интернета, видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами остаётся обязательным требованием для всякого образованного человека. Наша повседневная «среда существования» (в том числе и языковая, духовная) должна быть здоровой, очищенной от разного рода «вредных примесей». Таким образом, повышение речевой культуры, совершенствование языка как средства общения, орудия мысли, формирования образа приобретает экологический характер. В предметах школьного обучения есть и такой — «Экология», в котором речь идет о сохранении, сбережении природной среды. Но ведь есть ещё и экология духа, экология нравственности и человечности, в которой главное — наш язык, наша речь. Так что можно и нужно говорить о лингвоэкологическом воспитании личности. Каждый из нас в ответе за состояние языковой среды, которую мы должны сохранять для новых поколений в чистоте и опрятности, в творческом обновлении и вместе с тем в богатстве накопленных культурных, художественных традиций. 2

Вот уже четвёртый год я исследую речь учащихся МАОУ СШ № 51 г. Липецка. Мной были выполнены работы: «Этимология школьного сленга», «Особенности рекламных слоганов», «Влияние социальных сетей на речь школьников». В каждой из ранее написанных работ поднималась проблема засорения русского литературного языка, и искались пути решения данного вопроса. Исследование « Экология русского языка и культуры речи » - это сочетание лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с нахождением путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения.

Проблема нарушения экологии русского языка актуальна и требует широкого освещения. Современный школьник должен быть в курсе процессов, происходящих в языковой среде, особенно, когда процессы носят явно деструктивный характер. Если исчезнет язык, то мы перестанем существовать как нация. Но ведь экологическую катастрофу всегда легче предупредить, чем ликвидировать. Сегодняшнему молодому поколению жить в России, и мы должны о ней заботиться. Важно сказать, что значимость проблемы определена на государственном уровне политикой и президентом: в России действует федеральная целевая программа «Русский язык» 2016 - 2020, нацеленная на сохранение, изучение национального языка, пропаганду речевой культуры и повышение имиджа русского языка в мире. Следовательно, актуальность данной темы неоспорима.

Мной была выдвинута гипотеза, состоящая в том, что если привлекать внимание школьников к проблеме экологии языка и культуры речи, то, возможно, учащиеся будут более внимательны к сохранению традиций русского языка.

Предметом исследования стал процесс изучения факторов, порождающих снижение экологической безопасности языковой среды.

Объект исследования – современный русский язык.

Цель работы: всестороннее изучение и обобщение проблем экологии современного русского языка и культуры речи.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. ознакомиться с литературой по данной теме;

2. рассмотреть понятие «экология языка»;

3. изучить состояние речевой культуры современного общества;

4. провести анкетирование учащихся;

5. исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;

6. наметить пути повышения речевой культуры.

Новизна работы заключается в том, что нами были разработаны рекомендации, направленные на сохранение чистоты русской речи и устранение в ней негативных процессов. Работа ориентирована на молодёжную аудиторию, то есть информация подается просто и доступно, а в итоге должен сложиться чёткий алгоритм действий: как не навредить своему языку.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал систематизирован и приведен в данной работе таким образом, что изучение экологии русского языка и культуры речи становится возможным для любого желающего, поскольку все материалы не сложны для понимания и интересны.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования будут полезны как учащимся, так и их родителям с целью сохранения родного языка. Так же материал может быть использован как на уроках русского языка, литературы, так и во внеурочной работе со школьниками.

Методы исследования:

- теоретическое изучение литературы;

- наблюдение;

- анкетирование;

- сбор, сравнение, обработка полученной информации.

1. Теоретическая часть

1.1. Понятие «экология языка»

В наши дни понятие «экология» является биологическим термином. Экология – «наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом и со средой их обитания».3 Впервые это понятие в науку ввел в 1866 году немецкий биолог Эрнст Геккель. Перед современной экологией стоит задача справиться с нарушением баланса естественных процессов, происходящих в результате вмешательства человека в естественно сложившиеся связи природной среды.

Термин «экология языка» возник сравнительно недавно. Но языки всегда находились в состоянии равновесия и взаимодействия друг с другом. С одной стороны, это приводит к их взаимному развитию, с другой стороны, к ущемлению.

Экология языка – новое направление в лингвистике, которое изучает взаимодействие языка с окружающими его факторами, с целью сохранения самобытности каждого отдельного языка и поддержания языкового многообразия. Понятие «экология языка» ввел лингвист Э. Хауген в 1970 году.

Слово «экология» составлено из двух греческих слов: oikos + logos. Первая часть означает «дом», «родина», отсюда – и более широкое современное значение: «среда обитания». Вторая часть многозначна, обозначает: «слово», «понятие», «мысль», «определение», «речь», «учение». Следовательно, термин «экология языка» можно трактовать, как «домостроительство», как «родное слово», «домашняя речь» или «словесная среда обитания». И в самом деле: человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Речевое взаимодействие – непременное условие социальной коммуникации.

Неблагополучное состояние языковой среды вызывает духовную деградацию отдельной личности и всего народа. Ведь если не будет активных носителей литературного слова, язык станет мертвым. Поэтому и появилась экология слова как наука о сохранении самобытности словесного богатства, его чистоты и здоровья. Это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о связи с языком живой природы, это, наконец, понятие о духовном значении слова и его связи с личностью человека.

Существует много понятий «экология слова». Мне нравится определение, данное В.С. Миловатским: «Что такое экология слова - определить не просто ввиду широты и юности этого понятия. И хотя экология слова пока еще формируется, мы все ж попробуем сказать, что это такое. Да, это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья. Это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о его связи с биосферой, с языком живой природы. Это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубокой его связи с личностью, с характером и судьбой народа, с высшими духовными сферами, с Творцом». 4

1.2. Аспекты экологии языка

Итак, если экология в биологическом плане уже получила множество видовых подклассов, то и в экологии языка (лингвоэкологии) в настоящее время представляется возможным говорить о трех аспектах.

Первый аспект - интралингвальный (связан с культурой речи, стилистикой, риторикой и включает исследования нарушений правильности, ясности, логичности, выразительности и других коммуникативных свойств речи).

Второй аспект - интерлингвальный (связан с полиязычием как средой обитания отдельного этнического языка и с проблемой исчезновения языков, а значит, и с уменьшением лингвистического разнообразия на Земле).

Третий аспект - транслингвальный (связан с использованием единиц, средств, реалий одного языка, одной культуры в контексте и средствами иного языка, принадлежащего другой культуре в художественной литературе, фольклоре, публицистике).

Таким образом, лингвоэкология выделяется в самостоятельную дисциплину. Предмет этой дисциплины – экология языка как его состояние в пространственно-временном континууме, определяемое взаимоотношением с пользователями в прямом контакте или через посредство другого /других языков.

1.3. Изучение проблематики вопроса исследования

Для того чтобы всесторонне изучить и обобщить проблему экологии современного языка и культуры речи, необходимо проанализировать литературу по данной теме. Вопрос чистоты русского языка – главная экологическая проблема в области языкознания. Ученые - лингвисты утверждают, что «…объем мусора в нашей речи достиг таких размеров, что тревога людей, не совсем равнодушных к языку, вполне обоснована, и экология языка – проблема не менее насущная, чем экология планеты…» 5

В своем «Слове при получении Большой Ломоносовской медали Российской академии наук» А.И. Солженицын сказал: «Процесс эволюции всякого языка течет постоянно: что-то постепенно теряется, что-то приобретается. Но крупная общественная революция приводит в ненормальное, болезненное сотрясение также и весь язык, в опасных пределах. Так и русский язык от потрясений ХХ века — болезненно покорежился, испытал коррозию, быстро оскудел, сузился потерею своих неповторимых красок и соков, своей гибкости и глубины. А с разложения языка начинается и им сопровождается разложение культуры. Это — и символичное, и духовно опаснейшее повреждение” 6

Современное состояние русского языка и, конечно, больше всего, его речевого употребления вызывает озабоченность не только языковедов, но всех, кто любит и ценит родную речь. Нельзя не разделить опасения выдающегося российского лингвиста профессора Л.И. Скворцова, считающего, что «снижение общей культуры речи всем заметно и представляет настоящую угрозу литературному языку». «В переживаемую нами эпоху новейших достижений цивилизации подлинно глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами остается обязательным требованием для всякого образованного человека. Это требование связано с очень важным аспектом – экологией языка. Как в природе есть предельные уровни загазованности воздуха, загрязнения воды, накопления радиации, при которых начинаются необратимые процессы разрушения, так и в языке существуют пределы его искажения, огрубления, нарушения смысловых, стилистических и грамматических норм».7

Автор подчеркивает, что экология языка и экология культуры речи становятся одной из актуальных задач современности, и предлагает осмыслить культуру языка в экологическом аспекте — как часть здоровой окружающей «речевой среды существования», освобожденной от ошибок и неточностей, нежелательной нивелировки, негативно влияющих на жизнь языка, на общую духовность и нравственность. «В русском литературном языке сконцентрирована наша национальная культура. И пока мы хорошо говорим и пишем по-русски, нам не грозит никакая денационализация» — пишет Л. И. Скворцов 8.

Мнение, что слово виртуально, не имеет материальной силы – глубоко ошибочное. Старая истина, что словом можно излечить и словом можно убить, не отвергнута: это подтвердит любой умный врач. В последние годы в нашей стране издаётся мало книг о русском слове. По сему поводу редактор журнала «Журналистика и культура русской речи» Светлана Толстая пишет: “Основная цель издания по культуре речи всегда “охранительная”, можно сказать экологическая. Наблюдая речевую жизнь в современной окружающей среде, люди здравые и неравнодушные к судьбам родного языка всерьез озабочены: как бы не случилось так, что через год-другой нужно будет почти в буквальном смысле этих слов заняться “очисткой русского языка”” 9

Философы, психологи с большой тревогой говорят сегодня об экспансии экранной культуры, вытесняющей культуру чтения. Как известно, чтение оказывает большое влияние на формирование личности: читающий человек иначе мыслит, обладает большим словарным запасом. Однако следует заметить, что культура чтения определяется не только количеством, но и качеством прочитанного. В этой связи писатель И. Волгин с тревогой замечает: «Есть какая-то тайная связь между ослабевшей грамматикой и нашей распавшейся жизнью. Путаница в падежах и чудовищный разброд ударений сигнализируют о некоторой ущербности бытия. За изъянами синтаксиса вдруг обнаруживаются дефекты души... Язык - неписаная конституция государства, несоблюдение духа которой ведёт к гибели всякую (в том числе и духовную) власть». 10 Более категорично об этом пишет языковед Н.Г. Комлев: «Культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстаёт от высоких канонов российской словесности. Она становится всё более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной». 11

В связи с вышесказанным, закономерным является обращение к данной проблеме.

1.4. Величайшее богатство народа – его язык!

Весьма точно и метко дал определение родному языку М.А. Шолохов: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врождённым свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. От того мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем, постоянно приходится разговаривать с кем-то, писать, читать, думать, слушать. И во всех этих случаях используется родное слово.

Общаемся мы не только с нашими современниками, беседуя или переписываясь с друзьями, читая газеты, журналы, книги, знакомясь с программами радио и телевидения. Работая с архивами, историческими документами, читая художественные произведения прошлых веков, мы как бы общаемся и с людьми, жившими до нас. И в то же самое время, используя язык, мы получаем возможность общения и со своими потомками, которые ещё и не родились на свет, но рано или поздно получат возможность познакомиться с устными и письменными свидетельствами жизни сегодняшней через книги, газеты, журналы наших современников. Значит, язык существует для того, чтобы удовлетворить потребность людей в общении друг с другом, и при этом цель любого общения в том, чтобы один человек понял другого. К сожалению, часто бывает так, что люди говорят на одном языке, но не совсем понимают друг друга. Отчего же это происходит?

Русский народ давно подметил особенности общения и в одной из пословиц уважительно отозвался о той серьёзной и очень ответственной работе, которую выполняет человек, общаясь с другим, и сравнил эту работу с благородным и нелёгким трудом земледельца: «Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает». И если говорящий не ведает, что «сеет», если речь его небрежна, неразборчива и неграмотна, то общение будет крайне затруднено, всходы такого посева могут не взойти и речевое общение не достигнет своей главной цели. С другой стороны, тому, кто «собирает», тоже нужно хорошее знание языка, уважительное и внимательное отношение к чужой речи, желание как можно лучше понять её содержание, уловить настроение собеседника. 12

Основы русского языка составляет литературный язык - высшая нормированная форма национального языка. В истории российской словесности общепринято и небезосновательно считать, что А.С. Пушкин заложил основы современного русского литературного языка, который получил нормативное закрепление в «Русской грамматике» А.Х. Востокова. Учёный точно определил границы общенационального употребления языка А.С. Пушкина, который в дальнейшем исследовался языковедами разных поколений. Среди многочисленных работ по изучению языка нашего великого поэта в первую очередь следует упомянуть классические работы академика В.В. Виноградова «Язык Пушкина. Пушкин в истории русского литературного языка» (1935) и «Стиль Пушкина» (1941) . 13

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей. Владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, журналистов.

Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, стремление к тому, чтобы беречь и преумножать их, - долг и задача каждого из нас. Культура родной речи - это важнейшая часть общей культуры человека. В современном динамически изменяющемся мире русский - один из самых авторитетных языков международного общения.

Учёные, пытаясь понять сущность речевого общения, выделили и разграничили два понятия – язык и речь. Первое – это социальное явление, исторически изменяющаяся знаковая система, служащая средством общения и существующая в двух основных формах – устной и письменной. Второе – это индивидуальное явление, один из видов коммуникативной деятельности человека. Таким образом, язык и речь неразрывно связаны между собой. В речи одного человека отражается богатство языка в той мере, в которой он его изучает и знает.

Настоятельные призывы к ответственности за слово не пустой звук: забота о высоте и чистоте слова – задача не только культурно-воспитательная, но и глубоко нравственная.

Можно со всей уверенностью сказать: нравственное – всегда экологичное. Как, впрочем, и наоборот: экологичное – всегда нравственное, оно несёт добро для всех и служит всем.

1.5. Современная речевая ситуация

Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах жизни, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как человек владеет богатством родного языка, насколько эффективно им пользуется, - очень важная задача. Каждый образованный человек должен уметь оценивать речевое поведение - своё и собеседника, соотносить речевые поступки с конкретной ситуацией общения.

Сегодня, в начале XXI века, остро встает вопрос о проблемном состоянии речевой культуры. Экология современного русского языка привлекает внимание огромного количества специалистов, становится предметом дискуссий русскоговорящего населения. Ощущая языковое неблагополучие, люди пытаются понять, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры. Филологами-языковедами была сделана попытка выделить наиболее значимые черты состояния русского языка современности. Лингвисты выделили ряд факторов.

1. Резко расширился состав участников массовой и коллективной коммуникации: новые слои населения приобщились к роли ораторов, к роли пишущих в газеты и журналы. Возможность выступать публично получили тысячи людей с разным уровнем речевой культуры.

2. В средствах массовой информации резко ослабели цензура и автоцензура, которые раньше в значительной степени определяли характер речевого поведения граждан.

3. Возросло личностное начало в лексике. Безликое и безадресное слово сменяется речью, которая приобрела конкретного адресата.

4. Расширилась сфера спонтанного общения не только личного, но и публичного. Люди уже не произносят и не читают заранее написанные тексты.

5. Рождается много новых жанров устной публичной речи в сфере массовой коммуникации. Сухой диктор радио и ТВ сменился ведущим, который размышляет, шутит, высказывает свое мнение.

6. Резко возрастает психологическое неприятие бюрократического языка прошлого (так называемого новояза).

7. Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности, новые виды обращений к незнакомым людям.

8. Свобода и раскрепощенность речевого поведения влекут за собой расшатывание языковых норм, рост языковой вариативности.

9. Оскудение словарного запаса, забвение многих значимых в русской картине мира, ценных в духовном и нравственном отношении слов и фразеологизмов.

10. «Клиповое сознание» у современников (многие люди видят картинками).

11. Резкое снижение количества читающих людей.

12. Вымирает эпистолярный жанр. Многие не знаю правил написания письма, особенностей эпистолярного жанра.

13. Разрыв между усложненными требованиями новой школьной программы по русскому языку и реальными возможностями сегодняшней российской школы.

14. Уменьшение учебных часов по русскому языку в школьных и вузовских программах.

15. Сокращение базы разговорного русского языка в связи с изменением геополитической обстановки в мире,

1.6. Проблемы экологии языка и культуры речи

Анализируя экологические проблемы языка и культуры речи, можно выделить основные среди них. Нарушения норм литературного языка и негативные явления в речи современников таковы.

1. Слова-паразиты

Наиболее часто встречаются в речи и, безусловно, засоряют ее слова-паразиты, которые еще называют "навязчивыми словами", словами-пустышками, словами-сорняками. Их особенностью является то, что сами по себе они, как правило, входят в состав общеупотребительной лексики литературного языка. Но если они используются говорящим, не неся обычной своей смысловой нагрузки, то засоряют речь пустотой и бессодержательностью. Употребление слов-паразитов всегда оценивается слушателями негативно, поскольку данными выражениями прикрываются трудности с подбором слов, бедность лексикона или низкий уровень развития интеллекта говорящего.

Лексический мусор: как бы, конкретно, в натуре, типа того, короче – вошли в нашу речь, вытеснили нормальные русские слова. Пресловутый «блин», не сходящий с уст людей, есть все та же слегка переиначенная брань14.

Иногда, если человек не может подобрать нужное слово, то использует для заминки звуки-паразиты. Это всем известные: «Э-э-э», «М-м-м», «А-а-а». Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют слушателя. В сборнике «Заметки о русском» Д.С. Лихачёв писал: «Избегайте слов-паразитов, слов мусорных, ничего не добавляющих к мысли».

2. Сквернословие

Сегодня тотальное распространение сквернословия принимает угрожающие черты и формы. На улице, в транспорте, с телеэкранов и даже от малолетних детей можно услышать ненормативную лексику. Сквернословие становится нормой.

Обратившись к истории возникновения русского мата, я пришла к выводу, что матерщина в древности являлась языческим заклинанием. У славян она несла функцию проклятия. Человек, произносящий эти слова, тем самым проклинал себя и окружающих.

Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается, гнилые скверные слова появляются как признак духовного разложения. Сквернословие – это признак избытка скверны в сердце. Если сердце человека не очищено, а переполнено ядом и горечью, то сквернословие льется от него неудержимым потоком.

«Речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, брань» - так определяет сквернословие словарь Д.Н. Ушакова. «Сквернословить, - отмечает словарь В.И. Даля, - вести непристойные, зазорные, постыдные речи; срамно, похабно ругаться».

Д.С. Лихачёв считал, что бранную лексику используют очень слабые люди из чувства неуверенности в себе, из страха, из боязни, пытаясь таким весьма неудачным способом продемонстрировать свою силу. По-настоящему сильный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться матом. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

3. Жаргонная лексика и молодёжный сленг

Жаргонная лексика характеризуется ограниченным употреблением. Она является социальным вариантом речи, называемой жаргоном, и употребляется в определенных условиях общения.

Мы являемся свидетелями использования жаргона не только в повседневной жизни, но и в печати, на телевидении, на радио, на эстраде.

В особую группу выделен молодёжный жаргон-сленг. В основе этого языкового явления лежит не социальная причина, а желание сделать речь яркой. Главное в сленге - отход от обыденности. Сленг - резкий, громкий, дерзкий. Это результат желания переиначить мир на иной манер. Тот язык, на котором разговаривает сейчас молодёжь, нельзя назвать ни разговорным, ни тем более литературным. Главная причина возникновения молодежного сленга - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринуждённый молодёжный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.

Д.С. Лихачев отмечал, что жаргон - это не только примитивная речь, она отражает и примитивное сознание. Знаменитый филолог писал: «А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность». 15

4. Заимствования

Заимствованные слова – слова, пришедшие в русский язык из других языков. Тенденция к употреблению слов, пришедших из английского языка, вместо русских со схожей, а порой и идентичной семантикой, начала проявляться с середины XX и была названа В.В. Виноградовым «Американобесием». Особенно проблема неоправданных заимствований усилилась в конце XX века и продолжается до сегодняшнего дня.

Заимствования необходимы в любом языке. Без них он не способен развиваться. Но в нашей стране слишком много неоправданных и даже ненужных заимствований, которые попросту вытесняют нашу речь. Например, слово «хорошо» молодёжь заменяет английским аналогом «окей». Или русское слово «нападающий» в футболе уже редко употребляется. Оно успешно заменяется английским «форвард».

Своим неоправданным использованием иностранная речь засоряет речь нашу, осложняя общение. Именно поэтому использование заимствований должно быть разумным.

В. Г. Белинский писал: «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус».

5. Просторечие

Просторечия – это лексика с пониженной стилистической окраской, среди которой могут быть формы, содержащие положительную оценку называемых понятий ("работяга", "башковитый"). Но гораздо больше форм, характеризующихся упрощённостью, грубоватостью и служащих обычно для выражения резких отрицательных оценок говорящего к обозначаемым понятиям. Например: "обалдеть" (утомиться), "облапошить" (обмануть), "муторный" (неприятный), "замызганный" (грязный).

Просторечие характерно городской речи, используется часто для придания речи специфического оттенка. Применение просторечия может совершаться для выражения более глубокой чувственной окраски языка говорящего. В этом случае его употребление не влечёт за собой ничего негативного. Но при использовании данной лексической единицы малообразованным населением в качестве нормированной речи, в результате неспособности применить стилизованную речь, ведёт к расслоению национального языка, его деградации. Просторечие может быть уместно в определённых случаях, но не более чем стилистический приём, использование его в качестве повседневной речи может иметь лишь негативную окраску.

6. Языковая игра рекламных текстов

Особое место занимает язык рекламы. «Сникерсни в своем формате» – Скажите, пожалуйста, как перевести эту рекламу на русский язык? Об этом можно только догадываться…

В рекламе часто используется прием повторов. Все снова и снова повторяется какая-либо мысль, порой в ущерб здравому смыслу, пока потребитель не поймет всю жизненную необходимость для себя рекламируемого продукта, наконец, в конце зазвучит: продукт совершенно уникален и не имеет аналогов в мире. Однако со школьной скамьи всем известно, что уникальный - это единственный, ни на что не похожий. Значит, такое употребление однородных понятий представляет собой лексическую избыточность, что является нарушением.

Складывается впечатление, что в рекламе позволено все. В том числе и использование сленга. Нам все время предлагают "оттянуться со вкусом", а тот, кто не использует рекламируемую продукцию, тот попросту "отдыхает", т.е. остается не у дел и ничего в этой жизни не понимает. В свете этого, когда мы слышим от фирмы, торгующей обувью: "Мы обуем всю страну", - то, что в первую очередь представляем?: Обилие обуви или то, что нас "обуют", т.е. обманут, ведь это жаргонное значение слова благодаря СМИ, известно всем.

Для создания выразительных рекламных текстов используют игру слов и образов, искажение правописания и идиом, «неправильный» синтаксис и необычное использование знаков препинания. Язык рекламных текстов проникает в повседневную речь, заметно обедняя её, выполняет негативную функцию.

7. Компьютерный сленг

Компьютерный сленг определяют как особую лексику, используемую для общения группы людей одной профессии - программистов, или просто людей, использующих компьютер для каких-то целей. Данная лексика ограничена только миром компьютеров. Люди, которые далеки от компьютеров, порой не понимают, о чём идёт речь. Например: «в биосе жми ф9 и делай загрузку с винта; в командной строке напиши команду трассировки к сайту и отправь мне результат». Такое можно встретить не только в речи твоего друга или знакомого, понимающего в компьютерах, но и в какой-нибудь инструкции: «Для запуска безопасного режима нажмите клавишу F8 до запуска системы и после запуска системы зайдите в редактор реестра и измените несколько значений…»

Также не каждому человеку станет понятно выражение «трехпальцевый салют», которое обозначает сброс компьютера нажатием клавиш Ctrl-Alt-Del. Благодаря знанию такого специального языка компьютерщики чувствуют себя членами некой замкнутой общности. В числе компьютерной лексики есть и вульгарные выражения.

Большинство слов, относящихся к компьютерному сленгу, являются производными от профессиональных терминов, практически все из которых заимствованы из английского языка. Таким образом, компьютерный сленг способствует загрязнению русского языка и культуры речи.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование школьников

Сегодня речь наших современников привлекает все большее внимание журналистов, ученых разных специальностей, писателей, педагогов, она становится предметом острых дискуссий рядовых носителей русского языка. Ощущая речевое неблагополучие, они пытаются ответить на вопросы, с чем связано тревожащее многих состояние речевой культуры, и как с этим бороться. Захотелось узнать отношение учащихся моей школы к данным проблемам.

Первым этапом практической части моего исследования стало анкетирование школьников 9-х, 10-х и 11-х классов. Анализируя полученные результаты, я пришла к выводу, что с термином «экология языка» знакомы большинство ребят. Следовательно, такие злободневные на сегодняшний день вопросы затрагиваются в школьной программе. О загрязнении языка и культуры речи осведомлены тоже подавляющая часть респондентов. Вывод: засорение языковой среды ведёт к оскудению культуры речи, утрачиваются нормы литературного языка, происходит деградация русского народа. На диаграммах отчётливо видно, что почти все респонденты нарушают нормы литературного языка, используя в своём лексиконе неоправданные заимствования, сленг, жаргонизмы, слова-паразиты и даже нецензурную брань. Однако, радует тот факт, что частично ребята могут отказаться от негативных явлений, загрязняющих русский язык. Таким образом, проведенное анкетирование и результаты исследований демонстрируют настораживающие тенденции: русское население начинает привыкать к низкой культуре речи окружающих, принимать её за норму. У людей снижается требовательность к чужой и своей речи. Вследствие чего уровень культуры речи признаётся достаточным, не требующим совершенствования.

В силу возраста и неопытности я не могу полностью представить системную работу по экологии языка и культуры речи, но понимаю, что ею должны быть охвачены детсады и школы, библиотеки и досуговые центры, телевидение и печать, высшие учебные заведения и органы власти, родители, ученики, писатели, деятели культуры, политики.

Анкетирование, проведенное среди учащихся 9-11 классов, показало, что ученики, хоть и используют слова-паразиты, жаргон, неоправданные заимствования, сквернословие, сленг тоже обеспокоены состоянием современного языка. На классном часе, посвящённом экологическим проблемам русского языка и культуры речи, ребятами были выдвинуты предложения о проведении в нашей школе ряда мероприятий, направленных на поддержание языковой культуры.

2.2. «Волонтёрское движение за экологию русского языка».

Вторым этапом практической части моей исследовательской работы стало мероприятие «Волонтерское движение за экологию русского языка». В школе на переменах со своими одноклассниками я организовала акцию «За экологию русского языка». Мы подготовили шаблоны в виде развернутой ладони и попросили учащихся разного возраста оставить пожелания и лозунги в защиту русского языка, а ещё предложения по устранению негативных явлений, загрязняющих родной язык и культуру речи. Также с аналогичной просьбой мы обратились к преподавателям и родителям.

Затем символично наклеили сделанные заранее ладошки на ветви русского дерева - берёзку. Подготовленную стенгазету мы вывесили для ознакомления всех желающих ребят. Итогом акции стало привлечение внимания школьников к сохранению русского языка, к удалению из лексикона заимствованных слов, ненормативной лексики, жаргонизмов и других негативных явлений, засоряющих культуру речи.

Также в целях приобщения школьников среднего звена к проблемам экологии русского языка и культуры речи в нашем образовательном учреждении был проведён квест-конкурс, в котором я была ведущей и разрабатывала задания для станций. Ученикам данное мероприятие понравилось, взрослые тоже оценили важность и пользу от его проведения. Было решено проводить такие конкурсы периодически и акцентировать внимание ребят на экологических проблемах русского языка.

С 2017 года я являюсь членом городского Совета лидеров молодёжи. На одном из заседаний я выступила с инициативой о проведении единого дня грамотной и красивой речи в городских образовательных учреждениях. Выдвинутое предложение показалось интересным. В данное время оно находится на рассмотрении.

2.3. Разработка рекомендаций, направленных на улучшение языковой ситуации

Следующим этапом моей исследовательской работы стало проведение повторного анкетирования среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов и опрос взрослого населения (педагогов и родителей). Анализ и сравнение результатов первого и второго анкетирования показали, как меняется отношение школьников к экологическим проблемам языка и речи. На диаграммах видно, что ситуация хоть и незначительно, но меняется в лучшую сторону.

После опроса взрослых и обработки анкет школьников удалось сформулировать следующие рекомендации:

1. Обратить внимание министерства просвещения на учебники, по которым работают школьники. Они должны быть красивыми по форме и умными, глубокими по содержанию.

2. Увеличить количество уроков русского языка и литературы в старших классах.

3. Расширить круг научно-популярных передач по лингвистике.

4. Сделать классические произведения мировой литературы доступными каждой семье.

5. Ограничить доступ на телевидение, на страницы журналов и газет жаргонных, вульгарных выражений, нецензурной брани, необоснованных заимствований.

6. Публичные люди: журналисты, политики, представители высшего эшелона власти, шоу-бизнеса – должны владеть нормами русской литературной речи.

7. В телевещании должно быть больше молодежных шоу, из которых было бы понятно, что говорить на правильном русском языке модно, потому что мы, молодые, подвержены моде.

8. В школах проводить больше уроков, интересных мероприятий по культуре речи.

9. Включить в общешкольный план работы и пункт о соблюдении речевого этикета, о культуре речевого поведения в «Правила поведения учащихся».

10. На государственном уровне создать закон о защите русского языка.

11. Обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи.

12. Поднять общественность, молодёжь на борьбу с засорением русского языка (проводить конференции, форумы, акции, «круглые столы»…).

13. Ежегодно 21 февраля проводить общешкольное мероприятие «День русского языка».

14. Возобновить работу школы дикторов (была упразднена при распаде СССР).

15. Обеспечить финансирование научных и научно-популярных журналов по русскому языку.

16. И главное: все вместе и каждый в отдельности должен захотеть говорить на родном языке правильно, доступно, выразительно. Грамотная речь должна стать нормой.

Данный комплекс мер должен не столько остановить, сколько хотя бы уменьшить скорость деградации русского языка и культуры речи.

3. Заключение

Трудно переоценить роль русского языка, как в жизни отдельного человека, так и в жизни всей нашей большой страны. Она поистине огромна: русский язык объединяет людей, хранит и передает будущим поколениям культурные ценности, задает направления научным исследованиям, поддерживает, растит и оживляет наше самосознание.

Бороться за экологию языка и культуру речи можно и нужно. На мой взгляд, необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о законах и правилах русского языка, о его стилистических богатствах, о способах образования новых слов, об огромной роли языка как “орудия культуры”, как средства познания. Необходимо также воспитание эстетического чутья языка и глубокого сознания ответственности за честное и чистое обращение с ним.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – лучшая опора, верное подспорье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

В нашей исследовательской работе, не претендующей на законченность, изучив современное состояние русского языка, мы рассчитывали на то, что наша деятельность будет являться своего рода приглашением для подрастающего поколения к размышлению о том, что каждый из нас может сделать для оздоровления родного языка и культуры речи. Данной работой я специально привлекла внимание школьников к изучению экологии языка и культуры речи, провела мероприятие «Волонтёрское движение за экологию русского языка» и квест-конкурс для семиклассников, поэтому я считаю, что учащиеся будут более внимательны к сохранению традиций русского языка. Опрос школьников показал, что действительно данная проблема актуальна и прогрессивная молодежь России стремится к укреплению русских традиций. Таким образом, выдвинутая гипотеза доказана.

И в заключение хочется привести слова И.С. Тургенева: « Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Берегите чистоту языка, как святыню!»

4. Список литературы

1) Березин Ф.М. «Пушкин и русский язык сегодня» Ж. «Русский язык в школе» №3, 1999.

2) Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 12-е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 544 с.

3) Волгин И. Печать бездарности. Пуризм и вопросы языкознания // Литературная газета. 1993. № 34.

4) Епископ МИТРОФАН (Баданин) Правда о русском мате – М.: Ковчег, 2015. - 64 с.

5) Ирзабеков В. Д. Тайна русского слова. М.: Даниловский благовестник, 2007.

6) Кравченко А.В. « Бытие человека и экология языка .Лингвистические парадигмы и лингводидактика». Материалы 10-й международной научно-практической конференции. - Иркутск: ИГУ, 2005.

7) Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994 – 576 с.

8) Комлев Н.Г. Понимаем ли мы, на каком языке говорим//Лит. Газета. 1997. 8 октября.

9) Лихачев Д. «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет»,- Л.: Сов. писатель, 1989. – 608 с.

10) Лихачёв Д.С. Земля родная: кн. для учащихся. — М., Просвещение. — 1983. — 256 с.

11) Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.:Знание,1982. – 160 с.

12) Миловатский В.С. Об экологии слова По благословению игумена Иоанна (Экономцева) Москва, М.: Издательство «Просветитель», 2001. – 176 с.

13) Светана-Толстая С.В. Во имя сохранения культуры // Журналистика и культура русской речи. Выпуск 4. 1997.

14) Скворцов Л. Экология языка нуждается в защите. Интервью РГРК «Голос России», 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://group-global.org/sites/default/files/publications

15) Скворцов Л. И. Экология слова или поговорим о русской речи. - М.: - 2009. – 208 с.

16) Скворцов Л. И. «Каждый из нас в ответе за русский язык» Журнал о России и русском мире «Русский век» №3(17) март 2009.

17) Сковородников А.П. Об экологии русского языка // Филологические науки. 1992. № 5−6. С. 104−111.

18) Солженицын А.И. Слово при получении Большой Ломоносовской медали Российской Академии Наук // Независимая газета. 3 июня 1999.

19) Федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016 - 2020 годы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 4

5. Приложение

Приложение 1.

Анкета.

1. Знаком ли вам термин «экология языка»?

2. Знаете ли вы, что наш родной язык загрязнён?

3. Чем грозит засорение языковой среды?

4. Что, по-вашему, загрязняет русский язык?

5. Используете ли вы в своей речи неоправданные заимствования?

6. Употребляете ли вы ненормативную лексику?

7. Используете ли вы в своей речи слова-паразиты?

8. Употребляете ли вы сленг и жаргонизмы?

9. Може6те ли вы обойтись без использования негативных явлений, загрязняющих вашу речь?

10. Ваши предложения по устранению негативных причин в речевой культуре.

Приложение 2.

Стенгазета

Приложение 3.

1. 2.

Приложение 4.

1. 2.

Приложение 5.

Приложение 6.

1. 2.

Приложение 7.

1. 2.

Приложение 8.

1. 2.

Приложение 9.

1. 2.

Приложение 10.

1. 2.

Приложение 11

Конкурс-квест

1 Лихачёв Д.С. Земля родная: кн. для учащихся. — М., Просвещение. — 1983. — С.32

2Скворцов Л. И. «Каждый из нас в ответе за русский язык» Журнал о России и русском мире « Русский век» №3(17) март 2009 – С. 45

3 Краткая философская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс» - «Энциклопедия», 1994 .

4 Миловатский В.С. Об экологии слова По благословению игумена Иоанна (Экономцева)Москва, М.:Издательство «Просветитель», 2001.С.21

5 Кравченко А.В. « Бытие человека и экология языка .Лингвистические парадигмы и лингводидактика». Материалы 10-й международной научно-практической конференции. - Иркутск: ИГУ, 2005. - С.59.

6 Солженицын А.И. Слово при получении Большой Ломоносовской медали Российской Академии Наук // Независимая газета. 3 июня 1999.

7 Скворцов Л. Экология языка нуждается в защите. Интервью РГРК «Голос России», 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://group-global.org/sites/default/files/publications

8Скворцов Л. И. Экология слова или поговорим о русской речи. - М.: - 2009. С.67

9 Светана-Толстая С.В. Во имя сохранения культуры // Журналистика и культура русской речи. Вып. 4. 1997. С. 3.

10 Волгин И. Печать бездарности. Пуризм и вопросы языкознания // Литературная газета. 1993 № 34

11 Комлев Н.Г. Понимаем ли мы, на каком языке говорим//Лит. Газета. 1997. 8 октября

12 Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.:Знание,1982. С. 3-5.

13 Березин Ф.М. «Пушкин и русский язык сегодня» Ж. «Русский язык в школе» №3, 1999. С.97

14 Ирзабеков В. Д. Тайна русского слова. М.: Даниловский благовестник, 2007. С. 57

15Лихачев Д. «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет»,- Л.: Сов. писатель, 1989, С. 410-436.

Просмотров работы: 6947