Введение
Сегодня остро стоит вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия претерпел множество не самых лучших изменений. Сегодняшний период жизни нашего общества можно охарактеризовать как время активного поиска, время «предъявления себя», время проверки личностных качеств человека, а значит, его умения говорить – свободно и грамотно общаться на родном языке.
В настоящее время известна поговорка: «Слово – визитная карточка человека». Ведь по речи человека, по тому, как он говорит, можно сказать о многом: об уровне его образования, интеллигентности, успешности, эмоциональном состоянии и т.д.
Каждому человеку, особенно молодому, только начинающему свой жизненный путь, хочется быть успешным, состоявшимся духовно и материально, решать многие жизненные задачи и реализовывать поставленные цели. Однако мало кто задумывается над тем, что все это напрямую связано с культурой его речи.
Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение.
Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – речь.
Речь индивидуальна, она специфична в сознании и в «исполнении» каждого говорящего. Это очевидно. Но мы никогда не задумываемся о различиях в речи мужчин и женщин, юношей и девушек, а они, безусловно, существуют.
Учёными разных стран уже давно была выявлена связь между речевым поведением человека и его возрастом, образованием и воспитанием, профессией и другими факторами. Не вызывает сомнения и влияние на речь пола человека.
Но как именно пол (гендерное отличие) влияет на речевые особенности человека? Влияет ли пол на употребление ненормативной лексики? Это мы решили исследовать в своей работе, определив следующую цель: выяснить, как относятся к употреблению ненормативной лексики юноши и девушки 8-11 классов МКОУ «Каменская СОШ».
Цель определила такие задачи:
Познакомиться с научной и периодической литературой, характеризующей речевые гендерные отличия юношей и девушек.
2. Рассмотреть причины употребления ненормативной лексики.
3. Провести исследование по выявлению особенностей употребления ненормативной лексики юношами и девушками Каменской школы.
Гипотеза исследования строится на следующем предположении: если специально привлечь внимание школьников к вредной привычке употреблять ненормативную лексику в речи, то они будут более внимательны друг к другу в процессе общения.
1. Причины употребления ненормативной лексики
Источников ругательных слов вокруг нас очень много. Это может быть и улица, и школа, и знакомые взрослые. Всегда ли мы помним о том, что в периоды раздражения и гнева мы можем произнести вслух «плохие» слова (это нецензурная лексика, грубые слова, выражения, унижающие и оскорбляющие достоинство человека, матерные слова).
Психологи отмечают, что употребление ненормативной лексики среди подростков происходит всё чаще, и стало очень трудно справляться с таким поведением. Причём выговор, замечание или другое наказание делают детей более сдержанными только на некоторый период времени, но не способствуют перевоспитанию и изменению поведения к лучшему.[5]
Почему же люди ругаются? Почему ругательства повторяются снова и снова, и сквернословие становится привычкой? Рассмотрим распространённые причины употребления ругательных слов.
1. Способ привлечения внимания.
Для правильного психического развития подростка и его эмоционального благополучия необходимо достаточное количество любви, ласки, заботы и внимания со стороны окружающих его взрослых людей. Если он этого не получает по ряду причин (родители заняты на работе, слишком много бытовых проблем, семейные конфликты), то подросток будет искать способ привлечь их внимание. [5]
Подросток может выбрать себе образец для подражания, на кого он хотел бы быть похожим (брат, старший друг, родственник, герой фильма), таким образом, ассоциируя ругань с силой и храбростью. Желание казаться взрослее, серьёзнее и самостоятельнее может послужить поводом для употребления бранных словечек.
Подросток может переживать неудачи в какой-то области жизни (не складываются отношения со сверстниками в школе, неразделенная первая любовь). Подросток теряет уверенность, слыша в свой адрес упреки и критику. И, употребляя бранные слова, он говорит: «Зачем стараться, ведь всё равно ничего не получится», «Все говорят, что я плохой, я и буду плохой». Подросток страдает от нереализованной потребности в признании его достижений, уважении его личности и стремится восполнить эту нехватку любыми доступными ему способами. [5]
Дети могут быть обижены на кого-то. Причинами этого могут быть негативные изменения в его жизни (например, развелись родители), он чувствует себя лишним, ненужным. Подросток переживает боль и обиду и выражает ее своей руганью.
Это «влияние улицы». Если подросток попадает в уже сформировавшийся коллектив (школа, двор), нередко возникает конфликт, и, чтобы его избежать, «новенький» может слепо копировать поведение и манеру общения в коллективе.
Д.С. Лихачёв считал, что «в основе любых грубых выражений и слов лежит слабость, что бранную лексику используют слабые люди из чувства неуверенности в себе, из страха, из боязни, пытаясь таким неудачным способом продемонстрировать свою силу. По-настоящему сильный человек не будет ругаться. Ведь он уверен, что его слово и так весомо». [4]
Итак, человек ругается для того, чтобы кого-то оскорбить, для привлечения внимания окружающих, для психологической разгрузки, при необходимости показать свое превосходство над кем-то, с целью самоутвердиться в коллективе. Подростки употребляют ругательные слова и для того, чтобы казаться взрослыми. Кроме того, ненормативная лексика имеет очень сильную эмоциональную окраску. И поэтому человек зачастую ругается с целью добавить сказанному экспрессивности или служат заменой физическому насилию. [7]
Таким образом, можно выделить различные причины употребления ненормативной лексики в речи:
повышение эмоциональности речи;
разрядка психологического напряжения;
оскорбление, унижение адресата речи;
демонстрация раскованности, независимости говорящего;
демонстрация пренебрежительного отношения к системе законов;
демонстрация принадлежности говорящего к своим.
2. Гендерная наука
Гендерная наука – направление лингвистической мысли, сформировавшееся во второй половине XX в. в Западной Европе и США (в России гендерные лингвистические исследования становятся особенно популярными с начала 90-х гг. XX в.). Термин «гендер» происходит от англ. gender (род, пол), восходящего в свою очередь к лат. genus, и обозначает поведенческие, культурные, психологические особенности, ассоциируемые с половой принадлежностью.[8]
Понятие «гендер» означает сочетание социальных, культурных и психологических норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.
Таким образом, термин «гендер» используется для описания различных аспектов «женского» в сравнении с «мужским».
Всякая социальная характеристика человека проявляется в использовании им языка. Речевые особенности служат одним из важнейших признаков, по которому определяется статус человека. Женщине и мужчине присущи разные модели речевого поведения.[2]
Речь и речевое поведение мужчин и женщин имеет свои особенности:
Женщина склонна чаще задавать вопросы. Своё несогласие с мнением собеседника женщина чаще выражает молчанием, а не словесным протестом.
У женщины наблюдается более вежливый характер реплик, хотя и более напористое речевое поведение. Она больше склонна к высказываниям требований. Темы разговоров, как правило, развиваются у женщин спонтанно.
В разговоре женщина больше извиняется, чаще оспаривает мнение собеседника. Игнорировать комментарии свойственно мужчинам, а не женщинам.
Мужчина, как правило, старается доминировать в беседе, управлять её развитием, свои намерения выражает прямо, не используя при этом корректные и вежливые формы слов.
Женский разговор – это чередование утверждений. Лингвисты характеризуют женскую речь как повышенно эмоциональную. «Основным в рассказе женщины является не изложение внешней оболочки событий, сколько сосредоточенность на раскрытии своих переживаний, эмоций, то есть женщина активно стремится вовлечь собеседника в сферу своих эмоциональных переживаний».[6]
По мнению американских исследователей Д. Гейджа и Н. Бенфорда, женщины начинают свой рассказ не с главного, а с второстепенного, что вызывает у собеседника раздражение.[3]
Ученый В. И. Жельвис отмечает такие качества женщин, как вежливость в обращении к собеседнику и сдержанность в употреблении грубой лексики.[5]
Мужская речь более кратка, чем женская. В женской речи много неопределённости, в ней одновременно присутствуют и «да», и «нет».
О разнице речи мужчин и женщин пишет лингвист Ю. Беляева: «Язык является лишь одним из аспектов, с помощью которых человек выражает свою половую принадлежность в этом мире. Женщина в большей степени сопровождает свои требования различными формами вежливости. Это касается так называемой женской болтовни. А для мужчины главная цель разговора – информативная, ему важно, о чём говорится, а не как говорится, т.е. для него важна практическая цель беседы».[2]
Труды по изучению гендерных исследований дают основание предполагать следующие различия в мужской и женской речи:
Женщина чаще склонна задавать вопросы, чтобы продолжить беседу.
У женщин более вежливый характер реплик, чем у мужчин.
В разговоре женщина, как правило, больше извиняется.
Лингвисты характеризуют женскую речь как повышенно эмоциональную.
Женщины начинают свой рассказ не с главного, а второстепенного.
Женщины говорят менее прямо, чаще прибегают к косвенным просьбам.
Мужская же речь более кратка, конкретна, менее эмоциональна.
Л.П. Крысин отмечал, что «в большинстве случаев различия между мужской и женской речью носят количественный характер, т.е. каких-то элементов в речи мужчин больше, чем в речи женщин, и наоборот». [1]
Опираясь на исследования гендерных лингвистов, можно предположить, что такие различия есть и в употреблении юношами и девушками ненормативной лексики. Употребляют ли девушки ненормативную лексику меньше, чем юноши? При каких ситуациях? Одинаково ли юноши и девушки относятся к употреблению ненормативной лексики?
3. Исследование гендерных особенностей употребления ненормативной лексики учащимися МКОУ «Каменская СОШ»
Наша работа представляет собой попытку ответить на эти и другие вопросы, используя результаты опроса учащихся 8-11 классов МКОУ «Каменская СОШ». С помощью анкеты было выявлено отношение молодёжи к ненормативной лексике, частотности, обстоятельств употребления данной группы слов. В исследовании приняло участие 77 респондентов в возрасте от 13 до 17 лет, в том числе 37 юношей и 40 девушек. (См. Приложение №1.)
Начнем описание результатов исследования с анализа ответов на вопросы. Сравним ответы юношей и девушек. На первый вопрос «Какой из пороков современной молодежи ты считаешь самым страшным?» ответы распределились следующим образом: сквернословие никто из всех опрошенных девушек не считает самым страшным пороком; алкоголь – 9 человек (23%); курение – 11 человек (28%); все пороки страшны – 26 человек (65%). Юноши же ответили на этот вопрос по-другому: 19 человек (25%) считают, что алкоголь; 21 человек (27%) – курение; 2 человека (2%) – сквернословие. 47 человек (и юноши, и девушки: 61%) считают, что все перечисленные пороки являются страшными. (См. Приложение №2.)
Обнадеживающим является ответ на следующий вопрос: «Считаешь ли ты, что употребление ненормативной лексики – это признак некультурного человека?» Большинство респондентов (74%) соглашаются, что ругаться некрасиво, некультурно, и употребление ненормативной лексики характеризует их как невоспитанных людей. (См. Приложение №3.)
Но, несмотря на адекватное отношение к вредным привычкам, все-таки большинство респондентов признают, что употребляют ненормативную лексику, и довольно часто, одинаковое количество юношей и девушек. (См. Приложение №4.)
Анализ места употребления ненормативной лексики в различных общественных местах показывает, что наиболее часто молодые люди проявляют ненормативное речевое поведение на улице, общаясь с друзьями, находясь в одиночестве, намного реже – в учебном заведении и никогда – дома. Полученные результаты свидетельствуют о том, что семья в этом отношении оказывает наиболее позитивное влияние на современного молодого человека, выступая одним из наиболее влиятельных факторов, сдерживающих проявления его ненормативного речевого поведения. Употребление ругани в школе не распространено среди юношей и девушек, потому что школа использует свои ресурсы для сдерживания подобного поведения. Хотя правдивость ответов на этот вопрос может подвергаться сомнению.
По данным исследования, высокий показатель употребления ненормативной лексики и у юношей, и у девушек обнаружен при общении с друзьями, на улице. В ходе опроса данный ответ был мотивирован тем, что нахождение в кругу друзей, «среди своих», располагает к некоторой свободе выражения. Даже если молодой человек, редко употребляющий ненормативную лексику, попадает в компанию, где ненормативное речевое поведение является нормой, постепенно он начинает чаще употреблять подобные выражения в своей речи.
Достаточно распространенным вариантом ответа на вопрос о том, в каких местах молодые люди прибегают к использованию ненормативной лексики, назывался вариант «находясь где-то один». Человек обращается к ненормативной лексике для того, чтобы дать выход эмоциям, чаще всего негативным. Подобным образом человек предоставляет себе возможность эмоциональной разрядки, снятия стресса, что является также одной из функций ненормативной лексики. (См. Приложение №5.)
Ответы юношей на вопрос «В каких случаях Вы прибегаете к использованию ненормативной лексики?» показали, что чаще всего к употреблению нецензурных выражений молодых людей побуждает «состояние агрессии», на втором месте по значимости находятся варианты ответов «при падении», затем – «при неудачах» и «в стрессовых ситуациях». Реже всего назывался вариант ответа «испытывая страх» и «в случае удачи, везения».
У девушек вариант «в состоянии агрессии» также находится на первом месте, что говорит об использовании молодым поколением ненормативной лексики в качестве инструмента выражения, прежде всего, агрессивных состояний.
На втором месте у девушек стоит вариант ответа «стрессовые ситуации», далее вариант «при неудачах».
Если мы посмотрим на результаты, представленные в таблице, то увидим, что варианты ответов «в случае удачи, везения» и «испытывая страх» у юношей и у девушек стоят на последнем месте. Иными словами, ненормативная лексика, в первую очередь, служит инструментом выражения именно отрицательных эмоций и негативных переживаний и воспоминаний, нежели средством выражения позитивных эмоциональных состояний и переживаний. (См. Приложение №6.)
Рассмотрим, как распределились ответы на вопрос: «Каким будет Ваше поведение в ситуации, когда агрессия направлена на Вас (например, кто-то оскорбил Вас в общественном месте)?» Как видно из данных Приложения №7, 36 человек (46%) от числа всех респондентов ответили, что не будут реагировать или сделают вид, будто ничего не произошло, т.е. в ситуации агрессии предпочитают промолчать.
Большая часть респондентов при ответе на данный вопрос выбрали ответ «отвечу тем же»: 25 человек (32%), причем девушки, в силу своей физической слабости, предпочитают сделать замечание в вежливой форме.
Полученные данные, на наш взгляд, показывают механизм «выживания» ненормативной лексики, когда ее использование влечет за собой повторное обращение к ней, образуя замкнутый круг, разорвать который можно, если один из «обиженных» перестанет обращаться к ненормативной лексике при ответе на оскорбления с другой стороны.
Почти половина юношей (43%) в подобной ситуации ответят тем же, т.е. используя ненормативную лексику. Только 32% девушек сделают замечание в вежливой форме. 16% юношей и 10% девушек отреагируют на агрессию, применяя физическую силу. Как видим, девушки, в отличие от юношей, более сдержанно реагируют на агрессию, направленную на них. Другими словами, реакция на ненормативное речевое поведение у лиц мужского пола более жесткая, чем женская. (См. Приложение №7.)
При ответе на вопрос «Если Ваш друг употребил ненормативную лексику, находясь в эмоционально возбуждённом состоянии в результате неожиданно полученной очень приятной или очень неприятной новости, Ваше отношение?» примерно одинаковое количество вариантов у обеих групп: «Не буду реагировать», «Сделаю вид, что ничего не произошло», а на последнем месте – «Сделаю замечание». В большинстве случаев употребление ненормативной лексики друзей не вызывает отрицательной реакции или реакции осуждения со стороны респондентов, в то время как по отношению к употреблению ненормативнойлексики посторонними или незнакомыми людьми респонденты чаще проявляют осуждающее отношение. Итак, мы видим, что третья часть опрошенных (31%) призналась, что сами обращаются к нецензурным выражениям под воздействием положительных или отрицательных эмоций. (См. Приложение №8.)
Это можно объяснить желанием сопереживания или сочувствия другу или близкому знакомому. Другим объяснением может быть то, что в компании друзей, где обращение к непристойным выражениям является «нормой», часто отсутствует негативное отношение к ненормативной лексике или её осуждение. А доказательством этого являются ответы на вопрос: «Как ты относишься к ненормативной лексике?» Половина юношей и девушек относятся к употреблению ненормативной лексики равнодушно (52%), 12% – положительно и только 28 человек (36%) – крайне отрицательно. (См. Приложение №9.)
Но обнадеживающим является тот факт, что большинство респондентов (88%) в роли своего будущего избранника видят только того человека, который не употребляет ненормативную лексику. (См. Приложение №10.)
Заключение
Итак, на основе сравнительного анализа результатов гендерного исследования употребления ненормативной лексики можно сделать следующие выводы:
1. Большая часть (65%) опрошенных юношей и девушек (65%) прибегают к ненормативной лексике и имеют склонность к её употреблению, что говорит о ее широком распространении среди молодёжи.
2. Молодые люди часто употребляют ненормативную лексику, общаясь с друзьями, находясь наедине с собой, сдержанно проявляют себя в учебном заведении, никогда не употребляют дома. Девушки часто употребляют ненормативную лексику в кругу друзей, находясь в одиночестве. В отличие от юношей, они более сдержанны и боятся общественного порицания, осуждения и предпочитают ругаться наедине с собой. Уровень речевого контроля как у девушек, так и у юношей резко повышается в ситуациях общения с родителями, что говорит о том, что семья оказывает наиболее действенное влияние на снижение отклонения от социальных норм поведения.
4. Половина респондентов выражают пассивную реакцию по отношению к употреблению окружающими людьми ненормативнойлексики – не замечать, не реагировать (46%). Юношей, реагирующих на оскорбление аналогичным образом, больше, чем девушек. Зато девушки чаще предпочитают адекватные способы реагирования – ответить в вежливой форме – по сравнению с юношами (32% против 5%). Девушки менее терпимо и более осуждающе реагируют на употребление ненормативной лексики со стороны окружающих людей.
5. В молодежной среде присутствует двойственное отношение к употреблению ненормативной лексики. С одной стороны, молодые люди осуждают употребление ненормативной лексики в общественных местах, с другой – сами прибегают к её употреблению при общении с друзьями и знакомыми.
6. Юноши и девушки используют ненормативную лексику как инструмент выражения эмоций, чаще негативных, реже положительных, а так же, как инструмент ответной агрессии. В остальных случаях ненормативная лексика выполняет ряд функций, среди которых полезно отметить междометную функцию, «контактоустанавливающую», функцию привлечения к себе внимания.
К сожалению, ненормативная лексика очень часто встречается в нашей речи. С использованием таких слов становятся примитивными не только язык, но и мировоззрение. От плохих мыслей – к скверным делам, ведь все начинается со слов. Как же быть? Можно ли бороться с этой негативной привычкой подрастающего поколения? Можно ли сберечь родной язык?
Мы, молодое поколение, призваны сохранить силу русского слова. Ведь если люди заботятся о своем развитии, положении в обществе, то они должны избавиться от ругательств. Все дело в нас самих. Нельзя уподобляться людям, искажающим нашу речь. Конечно, мы не можем поставить перед собой задачу уничтожить такое явление, как сквернословие, но можно привлечь внимание к этой проблеме, чтобы снизить его влияние в молодежной среде. С этим явлением нужно и можно бороться.
Необходимо поднимать общий уровень культуры. Это не позволит избавиться от ругательств, но определенные действия должны ограничить частоту применения ругательных слов и определить психологическую безопасность их направленности.
Есть нехитрые правила, выполняя которые, мы в значительной степени защитим наш язык, нашу речь. (См. Приложение №11.)
Язык – это наше бесценное наследство, и нельзя быть безразличным к тому, как мы пользуемся языком, как мы выражаем свои мысли, как мы ценим родное слово. Хорошо об этом сказал К.Г. Паустовский: «Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь, потому что его безразличие к русскому языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».
Гипотеза нашего исследования строилась на следующем предположении: если специально привлечь внимание школьников к вредной привычке употреблять ненормативную лексику в речи, то они будут более внимательны друг к другу в процессе общения.Хочется верить, что по мере взросления количество ругательных слов в речи молодежи уменьшится.
Итак, ненормативная лексика служит средством негативного общения. Нельзя считать данный материал полностью правильным: в нем представлены признания тех, кому нет еще и 18.
Список использованной литературы
1. Бельчиков О.И., Крысин Л.П.. Социолингвистика, Москва, 2002.
Беляева Ю. А. Речь и речевое поведение мужчин и женщин. М., ЭКСМО-Пресс, 2000.
Бенфорд Н., Гейдж Д. Как женщине научиться говорить по-мужски. Известия. 15 апреля. 1993 г.
Борисова-Лукашинец Е.Г. Современный молодежный жаргон. М., 1980.
Жельвис В.И. Поле брани: сквернословие как социальная проблема. Москва, 1997.
Земская Е. А., Китайгородская М. А., Розанова Н. Н. Особенности мужской и женской речи. М.: Наука, 2000.
Мокиенко В.М. Русская бранная лексика: цензурное и нецензурное. Санкт-Петербург: Русистика, 1994.
Словарь лингвистических терминов (под.редакциейБрусенской Л.А.). Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Приложение №1.
Анкета.
1. Какой из пороков современной молодежи ты считаешь самым страшным?
а) сквернословие (употребление ненормативной лексики);
б) злоупотребление спиртными напитками;
в) курение.
2. Считаешь ли ты, что употребление ненормативной лексики – это признак некультурного человека?
а) да;
б) нет.
3. Употребляешь ли ты ненормативную лексику?
а) да;
б) нет.
4. Где (в каких местах) Вы употребляете ненормативную лексику?
а) находясь где-то один;
б) дома;
в) на улице, общаясь с друзьями;
г) в учебном заведении, на работе;
д) везде.
5. В каких случаях и как часто Вы прибегаете к использованию ненормативнойлексики?
а) в состоянии агрессии;
б) в состоянии обиды;
в) при неудачах;
г) стрессовые ситуации;
д) при падении и т.п.;
е) испытывая страх;
ж) в случае удачи, везения.
6.Каким будет Ваше поведение в ситуации, когда агрессия направлена на Вас (например, кто-то оскорбил Вас в общественном месте)?
а) не буду реагировать;
б) сделаю вид, будто ничего не произошло;
в) сделаю замечание в вежливой форме;
г) отвечу тем же;
д) отреагирую физически.
7.Если Ваш друг употребил ненормативную лексику, находясь в эмоционально возбуждённом состоянии в результате неожиданно полученной очень приятной или очень неприятной новости, Ваше отношение?
а) резко отреагирую – нужно всегда держать себя в руках;
б) сделаю замечание;
в) сделаю вид, будто ничего не произошло;
г) порадуюсь/посочувствую вместе с ним и реагировать не буду;
д) иногда я сам (а) замечаю за собой такое поведение.
8. Хотел бы ты, чтобы твой будущий избранник (муж, жена) употреблял ненормативную лексику?
а) да;
б) нет.
9. Как ты относишься к ненормативной лексике?
а) положительно;
б) отрицательно;
в) равнодушно, спокойно.
Приложение №2.
Варианты ответа |
Всего |
Юноши |
Девушки |
|||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
сквернословие (употребление ненормативной лексики) |
2 |
2 |
2 |
5 |
0 |
0 |
злоупотребление спиртными напитками |
19 |
25 |
10 |
27 |
9 |
23 |
курение |
21 |
27 |
10 |
27 |
11 |
28 |
все из перечисленных |
47 |
61 |
21 |
57 |
26 |
65 |
Приложение №3.
Варианты ответа |
Всего |
Юноши |
Девушки |
|||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|||
да |
57 |
74 |
26 |
70 |
31 |
78 |
||
нет |
20 |
26 |
11 |
30 |
9 |
22 |
Приложение №4.
Варианты ответа |
Всего |
Юноши |
Девушки |
|||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|||
да |
50 |
65 |
24 |
65 |
26 |
65 |
||
нет |
27 |
35 |
13 |
35 |
14 |
35 |
Приложение №5.
Варианты ответа |
Всего |
Юноши |
Девушки |
||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
||
находясь где-то один |
39 |
51 |
14 |
38 |
25 |
62 |
|
дома |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
на улице, общаясь с друзьями |
32 |
42 |
17 |
46 |
15 |
38 |
|
в учебном заведении, на работе |
1 |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
|
везде |
5 |
6 |
5 |
3 |
0 |
0 |
Приложение №6.
Варианты ответа |
Всего |
Юноши |
Девушки |
|||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
в состоянии агрессии |
42 |
55 |
21 |
57 |
21 |
53 |
в состоянии обиды |
15 |
19 |
7 |
19 |
8 |
20 |
при неудачах |
20 |
26 |
11 |
30 |
9 |
22 |
стрессовые ситуации |
20 |
26 |
8 |
22 |
12 |
30 |
при падении и т.п. |
23 |
32 |
15 |
41 |
8 |
20 |
испытывая страх |
12 |
15 |
8 |
22 |
4 |
10 |
в случае удачи, везения |
11 |
14 |
10 |
27 |
1 |
2 |
Приложение №7.
не буду сделаю вид, сделаю отвечу отреагирую
реагировать что ничего замечание тем же физически
не произошло в вежливой
форме
Варианты ответа |
Всего |
Юноши |
Девушки |
|||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
не буду реагировать |
21 |
27 |
13 |
35 |
8 |
20 |
сделаю вид, будто ничего не произошло |
15 |
19 |
7 |
19 |
8 |
20 |
сделаю замечание в вежливой форме |
15 |
19 |
2 |
5 |
13 |
32 |
отвечу тем же |
25 |
32 |
16 |
43 |
9 |
22 |
отреагирую физически |
10 |
13 |
6 |
16 |
4 |
10 |
Приложение №8.
Варианты ответа |
Всего |
Юноши |
Девушки |
|||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|||
резко отреагирую – нужно всегда держать себя в руках |
19 |
25 |
12 |
32 |
7 |
17 |
||
сделаю замечание |
10 |
13 |
6 |
16 |
4 |
10 |
||
сделаю вид, будто ничего не произошло |
22 |
29 |
11 |
30 |
11 |
27 |
||
порадуюсь/посочувствую вместе с ним и реагировать не буду |
19 |
25 |
7 |
19 |
12 |
30 |
||
иногда я сам(а) замечаю за собой такое поведение |
24 |
31 |
12 |
32 |
12 |
30 |
Приложение № 9.
Варианты ответа |
Всего |
Юноши |
Девушки |
|||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
положительно |
9 |
12 |
7 |
19 |
2 |
5 |
отрицательно |
28 |
36 |
10 |
27 |
18 |
45 |
равнодушно |
40 |
52 |
20 |
54 |
20 |
50 |
Приложение №10.
Варианты ответа |
Всего |
Юноши |
Девушки |
|||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|
да |
9 |
12 |
7 |
19 |
2 |
5 |
нет |
68 |
88 |
30 |
81 |
38 |
95 |
Приложение №11.
Правила,
выполняя которые, мы в значительной степени защитим наш язык, нашу речь.
Правило первое.
Не говорить плохих слов самому.
Писатель А.И. Солженицын сказал: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, – но не через меня». Не нужно бояться быть белой вороной. «Все пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется даже не мужество, а доблесть, т.е. мужество, помноженное на благородство. Мы не властны над речью других, но над собственной речью властны. Это наше зеркало, пусть оно будет чистым.
Правило второе.
Желание достойной среды несовместимо с недостойным словом.
Правило третье.
Сквернословие – не способ расслабления.
Правило четвертое.
Всемерное противостояние сквернословию.
Правило пятое.
Научиться просить прощения, если что-то сорвалось с языка.
Стихотворения о культуре речи.
В. Шефнер. М. Матусовский.
Устная речь. Есть слова пострашнее, чем порох,
Гаснет устная словесность, Чем снаряд над окопными рвами.
Разговорная краса; Я советую людям при ссорах
Отступают в неизвестность Осторожнее быть со словами.
Речи русской чудеса. Мир устроен на этой основе,
Сотни слов, родных и метких, И достаточно, в общем, серьёзно:
Сникнув, голос потеряв, О любом опрометчивом слове
Взаперти, как птицы в клетке, Пожалеете рано иль поздно.
Дремлют в толстых словарях. Вы к словам проявляйте терпение,
Ты их выпусти оттуда, Не берите в расчёт кривотолков.
В быт обыденный верни. Ведь от них остаются раненья,
Чтобы речь – людское чудо – Как от мелких, но острых осколков.
Не скудела в наши дни.