Введение
Дина Рафисовна Сабитова родилась 24 мая 1969 года в Казани (Татарской АССР) в семье технической интеллигенции. Росла девочка среди двух культур. Её мама русская по-национальности, а папа татарин. Дома все разговаривали на русском языке, всегда были книги. Старшая сестра Дины играючи научила её читать в три годика, а в четыре года у девочки в библиотеке был уже собственный читательский формуляр. К семи годам девочка была записана в три ближайшие городские библиотеки: детскую, школьную и мамину заводскую. Все своё свободное время девочка посвятила чтению книг. Она читала все подряд, что попадалось под руку. С восьми сочиняла всякие истории и стихи. Сабитова поступила учиться на филологический факультет Казанского университета. Затем успешно защитила кандидатскую диссертацию. В течение десяти лет Дина Рафисовна преподавала в Казанском университете на кафедре прикладной лингвистики.
Но в 2002 году Д. Сабитова со своей семьёй переехала в Подмосковье. А там появились друзья из писательско-литературной среды. Это окружение способствовало осуществлению её давней мечты, Дина начала писать сначала сказки для двух своих сыновей, а потом и не сказки, которые время от времени попадали на страницы журналов «Книжное обозрение» и «Кукумбер». На сегодняшний день у Дины Сабитовой вышло пять книг: «Цирк в шкатулке», «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни», «Сказки про Марту», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Хотя произведения Сабитовой адресованы детям и подросткам, они затрагивают достаточно серьёзные темы сиротства, усыновления, приёмных семей (в частности, два последних произведения).
Вот что она сама рассказывает об этом: «Мы взяли из детдома ребенка. Тогда я познакомилась со многими людьми, связанными с этой темой, узнала такое количество аспектов и нюансов, что этот эмоциональный опыт потребовал какого-то выхода. Таким образом, получилось целых две книги…»
Актуальность: тема сиротства относится к разряду вечных тем. Пока существуют дети, оставшиеся без родителей, актуальность её не изменится. Раз тема вечная, значит, она уже находила своё отражение в произведениях русских и зарубежных классиков. Но время идёт, изменились реалии окружающей нас действительности. Например, появились специальные организации, помогающие устроить детей-сирот в новые семьи. Изменились также причины, по которым дети становятся сиротами. Нашло ли это отражение в художественной прозе Д. Сабитовой? Есть ли изменения в тональности звучания данной темы? Есть ли изменения в системе литературных образов?
Гипотеза: меняется тональность звучания темы сиротства по отношению к классическим произведениям, а также изменяется система художественных образов.
Предметом нашего исследования является тема сиротства, а объектом - особенности воплощения этой темы в прозе Дины Сабитовой (на материале произведений «Где нет зимы» и «Три твоих имени»).
Цель исследования: анализ прозаических произведений Д.Сабитовой, выявление новаторства в области темы сиротства.
Задачи работы:
1. Определить основные литературные понятия: тема произведения, художественный образ, система образов, мотив.
2. Найти классические русские и зарубежные произведения, в которых возникает тема сиротства.
3. Выявить особенности темы сиротства и системы образов, мотивов в произведениях классиков.
4. Узнать статистические данные последних десятилетий, связанные с сиротством.
5. Обратиться к прозе Д.Сабитовой и выявить новаторство в звучании темы сиротства.
Методы и способы нашего исследования: сравнение (сопоставление), анализ системы образов и мотивов.
Основные понятия
Тема произведения – это то, о чем рассказывается в произведении. Темой называют основное содержание литературной работы. Это могут быть события, из которых состоит сюжет того или иного произведения.
Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов.
Система образов - множество художественных образов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и образующих целостное единство художественного произведения.
Мотив в художественном произведении - устойчивый формально-содержательный компонент литературного текста.
В нашей работе мы будем говорить о теме сиротства, образе детского дома, образах детей-сирот, образах матери и мачехи, приёмных родителей и мотивах, связанных с этой темой, в детско-юношеской прозе современной писательницы Дины Сабитовой.
Тема сиротства и её особенности в русских и зарубежных классических произведениях для детей
А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царевна - не родная дочь царицы. Героиня добра, прекрасна, трудолюбива: «И хозяюшкой она в терему меж тем одна уберет и приготовит…». Верна, покорна судьбе: «…но другому я навечно отдана…». Испытания, выпавшие на долю, царевны ужасны: ее выгоняют из дома, оставляя на съедение волкам в лесу. А злая мачеха, узнав о счастливом спасении, сама решает убить ее ядом, которым пропитано яблоко. Но смерть несчастной оборачивается глубоким сном, даже богатыри не могут оживить ее. Финал сказки тоже традиционен: царевна оживает. Добро и любовь объединяются в своей победе.
Д.И. Фонвизин «Недоросль». Судьбы сирот отражаются не только в сказках, но и в произведениях других жанрах. Так, Д.И. Фонвизин мастерски обличает крепостников Скотининых, Простаковых, способных глумиться над положением Софьи, думая, что она круглая сирота. «Сколько горестей терпела я…Бессовестные мои свойственники…», - говорит главная героиня. Финал комедии оптимистичен: Софья выходит замуж за любимого, имение Простаковых взято под опеку, они лишаются реальной власти над крестьянами и имуществом.
В.Г. Короленко «В дурном обществе». Писатель ярко, с детской доверчивой откровенностью пишет от лица ребенка, потерявшего мать. Жизнь мальчика Васи как бы разделилась на два ярких фрагмента: до смерти матери и после. Жизнь при матери - полная, ласковая, уютная. Даже если где-то была несправедливость, то мать своей любовью затмевает печали и горести неурядиц, ребенок не одинок. После смерти он остается один, несмотря на то, что отец жив, есть и сестренка. Писатель в произведении переживает трагедию вместе с мальчиком. Как бы указывает взрослым на необходимость в таких случаях максимально уделять внимание ребенку, для которого потеря одного из родителей - неподъемная душевная ноша.
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети», «Железная дорога», «Плач детей». Горькая судьба детей - сирот не могла оставить равнодушным и Н.А. Некрасова, который заявляет об этой проблеме с огромной поэтической силой. С особой пронзительностью говорит он о судьбе детей-сирот, которые вынуждены сами зарабатывать хлеб, работая на фабрике. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья. Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе.
Ш. Перро «Золушка». Главной героиней сказки является девушка, которая рано лишилась матери, и ее отец женился на другой женщине. У этой дамы было две дочки. Мачеха невзлюбила свою падчерицу всем своим существом, поэтому девчушке приходилось не сладко и в присутствии отца. Скоро отец уехал в какую-то затяжную поездку по делам. Именно тогда мачеха решила отыграться на неродной дочке. Она заставляла выполнять девочку всю самую грязную и неприятную работу по дому, варить есть всем, а самой питаться объедками, носить самую некрасивую одежду, чтобы на фоне сестер она выглядела уродиной и замарашкой. Еще девочка часто рылась в золе и кушала только у печи, именно за это она была прозвана «Золушкой».
Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». В сказке братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов" королева-мать умерла в родах, оставив Белоснежку сиротой. Король-отец вскоре берёт вторую жену, которая оказывается злой и жестокой .Выгоняет Белоснежку в дремучий лес. Она находит приют у добрых лесных гномов, которым нравится маленькая девочка, приветливая и работящая. Но Королева не унимается и в конце концов достигает своей цели - Белоснежка умирает, отведав отравленного яблока. Главная мысль этой сказки в том, что как бы не было могущественно зло, но добро и любовь все равно окажутся сильнее. Можно сказать, что зло в этой сказке наказало само себя, ведь не строй козни королева, не умерла бы она мучительной смертью.
Тема сиротства ярко и многогранно представлена в детской классической литературе: как русской, так и зарубежной. Причина, по которой ребёнок (речь чаще всего идёт о девочке) становится сиротой одна – смерть матери. Образ матери в классических произведениях для детей – это образ прекрасной, доброй женщины, замечательной жены и матери, раньше срока ушедшей из жизни. Ей всегда противопоставлен образ злой мачехи, которая делает жизнь падчерицы невыносимой. Мотив торжества добра над злом отчётливо звучит в каждом произведении о сиротах.
1.3. Статистические данные, связанные с темой сиротства в России
Сироты были, есть и будут. И с каждым годом их становится всё больше и больше. Можно долго рассуждать о безответственности взрослых, но детям это никак не поможет. Конечно, в жизни не все истории заканчиваются хорошо, как в книгах, но они дают надежду на то, что люди умеют сочувствовать и сопереживать, брать на себя ответственность за чужих детей. Нам кажется, что современные дети, совсем мало знакомы с проблемой сиротства. Необходимо больше говорить о детских домах, о сиротстве, так как мы будущие родители.
В России чуть больше 44 646 детей-сирот подлежащих устройству в семьи граждан на 1 января 2019 года. (сайт усыновите.ру.).
Основная причина сиротства сегодня - социальное неблагополучие (алкоголизм, наркомания, отсутствие работы). Решение проблемы сиротства берёт на себя государство, которое обеспечивает социальную поддержку семьи, материнства и детства, финансово и морально поддерживает усыновителей.
Таким образом, мы видим, что в современном обществе изменились причины, по которым дети становятся сиротами. Если раньше практически единственной причиной сиротства была смерть матери, то теперь есть дети-сироты при живых родителях, появилось понятие «лишение родительских прав». Государство же принимает деятельное участие в жизни таких детей, определяя их в детские дома и обеспечивая им поиск опекунов, приёмных родителей.
2.1.Тема сиротства и новаторство в её трактовке в прозе Дины Сабитовой
Проза Дины Сабитовой, так ненавязчиво и умело рассказывающая детям и подросткам о сиротах, детских домах и усыновлении, сегодня в России уникальна. При том, что книг на заданную тему довольно много, большинство из них проходят под грифом «ужасы нашего городка», что не соответствует ни реальному положению дел, ни ожиданиям читателя, которому необходим честный и откровенный разговор. Автор книг о подростках и для подростков все время рискуют выбрать неверный тон. Но современные подростки не нуждаются в заигрывании и не приемлют попыток ими манипулировать, поэтому каждая честная и открытая книга для них — большое событие. Именно такими событиями и стали для читателя-подростка книги Дины Сабитовой. Эти книги гораздо больше, чем просто книги о сиротах. Они про жизнь – разную и непредсказуемую, в которой всё зависит от людей и не зависит одновременно, и каждое событие, каждая история может иметь и хороший, и плохой, и никакой – открытый - конец. Жизнь, в которой дети – самое уязвимое звено, а взрослые решают их судьбу простыми «хочу» или «не хочу». «Где нет зимы» и «Три твоих имени» - это книги о взрослении, о том, как важно вырасти «туда, куда нужно», найти своё имя и своих людей.
Образы детей-сирот в книге Д.Сабитовой «Где нет зимы». В книге «Где нет зимы» рассказывается о двух детях-сиротах. Павел - подросток, но ведет он себя уже как настоящий взрослый человек. Он отвечает за себя, свои поступки и заботится о своей младшей сестренке Гуль. Оказавшись перед выбором, он предпочитает не уехать с вновь обретённым отцом, а остаться рядом с сестрой, нуждающейся в его поддержке.
Гуль, конечно же, скучает по старым временам: она еще ребенок и ей нужна настоящая мама. Мира заботится о ребятах, как может. Ей тяжело, но в каких-то случаях они идут на уступки и компромиссы. Ребята понимают, что в их жизни ничего уже не будет как прежде, но им дорог Дом, и ради семьи и тепла домашнего очага они готовы к поворотам в судьбе.
Образ ребенка-сироты в повести Д.Сабитовой «Три твоих имени». В книге «Три твоих имени» главной героиней становится сирота. Три имени и три разных судьбы. Ритка, живущая с младшей сестрой и родителями-алкоголиками, которой за день до первого сентября покупает ранец и клетчатый сарафанчик соседка. Марго, потерявшая родителей во время пожара, воспитанница детского дома, живущая в семье медсестры, которая так и не смогла стать матерью девочке. И Гошка, которая старается казаться хуже, чем она есть на самом деле. А ведь это просто защитная броня девочки, с разбитым беспощадными взрослыми сердцем.
Заключение
В нашей работе мы рассмотрели тему сиротства, образ детского дома, образы детей-сирот, матери и мачехи, приёмных родителей и мотивы, связанные с этой темой, в произведениях русских и зарубежных писателей, а также проанализировали новаторство в звучании данной темы в прозе современной писательницы Дины Сабитовой.
Мы выяснили, что тема сиротства широко представлена в детской классической литературе. Самая распространённая причина, по которой ребёнок (речь чаще всего идёт о девочке) становится сиротой – смерть матери. Образ матери в классических произведениях для детей – это образ прекрасной, доброй женщины, замечательной жены и матери, раньше срока ушедшей из жизни. Ей всегда противопоставлен образ злой мачехи, которая делает жизнь падчерицы невыносимой. Мотив торжества добра над злом отчётливо звучит в каждом произведении о сиротах.
В современном мире, в нашей стране частности, изменились причины, по которым дети становятся сиротами. Если раньше практически единственной причиной сиротства была смерть матери, то теперь есть дети-сироты при живых родителях, появилось понятие «лишение родительских прав». Государство же принимает деятельное участие в жизни таких детей, определяя их в детские дома и обеспечивая им поиск опекунов, приёмных родителей.
Искусство, в том числе литература, вторично по отношению к реальности. Изменилась реальность, значит это должно найти отражение в художественных произведениях. Дина Сабитова – это современный автор, который обращается к теме сиротства и неизбежно фиксирует в своих книгах новые образы и мотивы, связанные с этой темой.
Список литературы:
1. Д.Р.Сабитова. Три твоих имени.М:ООО «Издательство Розовый жираф» 2015.
2. Д.Р.Сабитова. Где нет зимы.М:ООО «Издательский дом «Самокат »,2014.
3. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. М.: «Детская литература», 2006.
4. Д.И. Фонвизин. Недоросль. М.: «Просвещение», 1988.
5. В.Г. Короленко. Дети подземелья. Издательство «Стрекоза-Пресс», 2006.
6. Н.А. Некрасов. Избранная лирика. М.: «Детская литература», 1985.
7. Шарль Перро. Золошка.Издательство: « Стрекоза », 2014 г.
8. Братья Гримм. Белоснежка.Издательство: « Эгмонт », 2006 .
9. Источник: Министерство образования и науки Российской Федерации(сайт усыновите.ру).