Каллиграфия и её значение в жизни человека

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Каллиграфия и её значение в жизни человека

Ощепкова О.А. 1
1МБОУ "ООШ № 8 ИМ. А.П.ЧЕХОВА"
Созинова Н.П. 1
1МБОУ "ООШ № 8 ИМ. А.П.ЧЕХОВА"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вступление.

 

Каждый знаком с понятием каллиграфии, ведь оно возникло очень давно и сопровождает человека на протяжении всей истории. Сейчас каллиграфия считается атрибутом или даже целым отдельным видом искусства. Однако в далеком прошлом искусство красиво писать имело под собой и практическую почву. Монахи переписывали огромные рукописи и создавали настоящие шедевры, используя самые сложные техники каллиграфии.

В последнее время родители и учителя везде и всюду говорят о том, что почерк у современных детей стал «плохим».

Вообще говоря, понятия «плохой почерк» с точки зрения науки не существует, но в школе учителя в эти слова вкладывают вполне определенный смысл. Чтобы улучшить почерк ребенка, нужно определить, что именно не нравится в написанном: слова и предложения «уезжают» вверх или вниз, то есть не находятся на одной линии; ребенок пишет в произвольном месте листа (дезориентация на листе); написание букв слишком схоже, что не позволяет прочитать написанное. Например, буквы Н, И, П, К и другие; путаница между буквами А и О, когда ребенок неправильно соединяет их с другими буками; разный наклон и размер букв и слов; слишком слабый или слишком сильный нажим букв; слишком мелкие или слишком крупные буквы. Все эти нарушения можно обнаружить, открыв любую тетрадь современного подростка.

Цель работы: Изучить проблему «плохого почерка» современных людей и создать мастер-класс по каллиграфии.

Для достижения поставленной цели мной определены следующие задачи:

• Познакомиться с историей каллиграфии.

• Привлечь для достижения цели средства массовой информации – интернет.

• Провести опрос среди одноклассников, родителей, учителей, чтобы узнать их отношение к «плохому» почерку и урокам чистописания.

Улучшить свой почерк, занимаясь каллиграфией.

Создать мастер-класс по каллиграфии.

Объектом моей работы будет являться каллиграфия как вид искусства. Предметом – почерк современных школьников.

Наша гипотеза: Отсутствие уроков чистописания (каллиграфии) в современной школе привели к тому, что у современных обучающихся хуже стал не только почерк, но менее развита фантазия и мелкая моторика рук.

I. Каллиграфия-вид искусства: взгляд в историю.

Каллигра́фия — одна из отраслей изобразительного искусства. Ещё каллиграфию часто называют искусством красивого письма.

В современном мире каллиграфия представляет собой искусство красивого письма. Что такое каллиграфия, знают далеко не все. В некоторых школах и высших учебных заведениях каллиграфию изучали и продолжают изучать как отдельный предмет. Но большая часть людей, особенно это касается подрастающего поколения, и вовсе не имеют представления о красивом и изящном письме.

1.Возникновение каллиграфии в мире

История каллиграфии интересна и разнообразна. Впервые термин начали использовать в XVI веке в Европе. В этот период красивое и безупречное изображение слов стало называться каллиграфическим письмом. Однако все предыдущие 16 веков искусство каллиграфии постоянно развивалось. Еще древние люди, жившие в пещерах, изображали на камнях разнообразные рисунки. Со временем рисунки стали заменяться символами, и такой стиль письма имел название клинопись.

Затем в IV тысячелетии до н.э. в древнем Египте возникло иероглифическое письмо, а уже в III веке до н.э. его начала вытеснять греческая капитальная письменность. Каждый век в разных уголках планеты возникали все новые и новые виды письма. Уже в конце XI столетия в Италии тонкое и красивое написание текстов можно было смело назвать каллиграфическим. В эти времена почти вся Европа использовала готический стиль письма, имеющий огромное количество сходств с каллиграфией. В разных странах каллиграфическое письмо развивалась по-разному и в различные промежутки времени. В большей части развитие этого искусства зависело от того, когда в народе появлялась письменность.

2.Письменность у славянского народа.

Что такое каллиграфия - славянский народ узнал в XV столетии. В 846 году у славян только появилась первая азбука. Этому способствовало Византийское государство, которое хотело во что бы то ни стало проповедовать христианство в письменном виде.

Данных о возникновении письменности у славян довольно мало, однако основателями письменности считаются два брата: Константин и Мефодий. Моравский князь Ростислав попросил Константина создать азбуку для христиан, а брат Мефодий, который на то время был настоятелем православного монастыря, согласился помогать ему. В XV столетии начал появляться первый красивый вид шрифта - рукопись. Следом за ним - тератологический стиль, вязь и буквица. Тератологический стиль был, пожалуй, самым красивым и необычным. Буквы изображались слитно с различными животными и птицами. Это могли быть как существующие звери, так и выдуманные. Орнамент представлял собой листву или пламя вокруг буквы.

3.Кто такой каллиграф?

Это профессия, подразумевающая собой умение каллиграфично писать. На первый взгляд кажется: неужели эта профессия может быть сейчас востребована? В век компьютерных технологий люди все меньше и меньше используют письмо на бумаге. Ведь практически в любом текстовом редакторе есть множество различных шрифтов, и постоянно появляются все новые и новые. Однако создают эти шрифты именно каллиграфы-художники.

Каллиграф – человек искусства, это и художник, и писатель в одном лице. В наше время очень популярно уметь каллиграфически писать. Такой навык придает любому человеку признак хорошего воспитания и элегантности. В элитных семьях даже самые маленькие знают, что такое каллиграфия. Считается, что каллиграфическое письмо имеет свойства медитации, как и любое другое творчество. У человека появляется уникальная возможность «уйти в себя» на некоторое время и окунуться в мир искусства. Техника каллиграфии не сложна, и научиться ей может практически каждый. Для того чтобы научиться каллиграфическому письму, не нужно особых умений и красивого почерка, однако это кропотливый труд. У неусидчивых людей с плохо развитой мелкой моторикой вряд ли это получится. Желательно, конечно, чтобы тот, кто хочет научиться каллиграфии, умел хорошо рисовать и имел хорошее воображение. В любом случае попробовать научиться красиво изображать буквы стоит каждому.

4. Инструменты каллиграфа.

Как правило, для письма используют перо и держатель для пера: так принято в европейской каллиграфии. А вот восточная каллиграфия предпочитает использование кистей. Перья бывают самые различные: остроконечные, ширококонечные, плакатные. Новичкам в этом деле лучше всего подойдут именно остроконечные. Освоив их, можно будет переходить и к другим видам перьев.

Не лишним будет обзавестись и специальной тетрадью для изучения каллиграфии. Она имеет специальную разметку, с которой будет намного проще соблюдать пропорции букв. В современном мире на полках магазинов можно встретить авторучки для каллиграфии, маркеры и даже такое ноу-хау, как брашпен (авторучка с наконечником пера). Однако не следует забывать, что все же трудно чем-то заменить перо и чернила. Место для занятий Место для занятий каллиграфией также немаловажно. Во время изучения красивого письма должно быть тихо и уютно. Обязательно нужно удобно сесть, выпрямив спину и ноги. На нерабочую руку должна приходиться основная нагрузка, в то время как пишущая рука должна парить над рабочей тетрадью. Научиться каллиграфическому письму можно только в полном спокойствии и гармонии с самим собой – это самое важное правило, о котором не стоит забывать.

Однако, прежде чем закупать весь необходимый инвентарь, следует попробовать свои силы обычной ручкой. Выберите шрифт, который вам по душе (лучше всего, если это будет один из самых простых шрифтов), и сохраните себе алфавит этого стиля письма. Каждый день необходимо прописывать хотя бы одну букву. Такой вид каллиграфии называют искусственной. Искусственная каллиграфия сложнее, чем обычная, поскольку утолщения приходится делать самому. За счет того, что перо имеет острие (в отличие от шарика в ручке), им легче воссоздавать каллиграфические буквы.

II. Нужна ли уроки каллиграфии в современной школе?

1.Мнение специалистов о каллиграфии.

Каллиграфия влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание

Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Один каллиграф Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт.

Если учителя жалуются на почерк ребенка, да и вы не можете разобрать текст, написанный его рукой, нужно понять причины, влияющие на это. Неряшливость почерка может проявляться по-разному – частые помарки, прыгающие буквы, неразборчивые слова и др.

Дети начинают учиться писать в возрасте 5-7 лет. Для этого сначала используются прописи. С годами тренировок ребенок старается писать быстрее.
К признакам плохого почерка у ребенка можно отнести:
1. разные буквы, которые написаны одинаково; 
2.неправильное соединение букв или слова, написанные с разрывом по слогам. Такое письмо выглядит непривлекательно, и его затруднительно прочесть;
3. слова, которые написаны не на строке, а над ней или под ней. Стоит отметить, что в некоторых случаях это может быть связано с плохим зрением у ребенка;
4.. буквы отличаются по высоте;
5. наклон букв превышает 50 градусов.

2. Возможные причины неаккуратного почерка.

Основные причины неаккуратного (плохого) почерка: нарушение мелкой моторики пальцев, слабое развитие кисти рук, чрезмерная активность. Нарушение концентрации внимания. Неврозы и др. неврологические заболевания.

Толкование почерка с точки зрения графологии. Манера написания букв и слов может рассказать о некоторых чертах характера человека и его скрытом потенциале. Задумайтесь, возможно, не стоит ломать темперамент ребенка и его предрасположенность к каким-либо качествам личности. Давайте рассмотрим рассуждения ученых: крупный почерк свидетельствует о коммуникабельности и открытости в общении. Мелкие буквы говорят о скрытности и замкнутости; строчки, бегущие вверх присущи оптимистам. Вниз – пессимистам. Прямые строки – реалистам; округлые буквы признак доброты отзывчивости, угловатые – наоборот, чаще встречаются у эгоистов; сильный нажим при письме признак целеустремленности, уверенности в себе, самообладания. Очень слабый нажим говорит о податливости характера, неуверенности в себе. слитная манера написания у людей с развитой логикой, раздельная – с ярким интуитивным мышлением; беглый почерк свидетельствует о физической активности и творческих способностях.

Мы провели опрос и выяснили , что думают о своем почерке мои одноклассники (Приложение 1)

2) Уроки чистописания в России и СССР.

Советская школа чистописания сохранила лучшие традиции дореволюционной русской каллиграфии. Но в результате очередной школьной реформы система обучения красивому письму была разрушена.

Реформа 1968 года упразднила уроки чистописания, а на смену перьевым ручкам пришли шариковые. Каллиграфический почерк, который с гордостью демонстрировало своим детям и внукам старшее поколение, стал уходить в небытие

Уроки чистописания во время СССР вырабатывали у детей настолько красивый, чёткий и разборчивый почерк, что тетради школьников являлись настоящими образцами каллиграфии.

Чистописание преподавалось с опорой на классическую русскую каллиграфию, а самим урокам красивого письма начальная школа уделяла самое серьёзное внимание. Учителя строго следили за аккуратностью и чистотой выполнения детских письменных работ.

Прописи в советской школе позволяли доводить детский почерк буквально до совершенства. Как правило, отличный почерк сохранялся не только в период обучения в школе, но и на всю жизнь.

Однако сами по себе прописи не были гарантией красивого письма: обретению красивого почерка служила тщательно разработанная система обучения чистописанию

1969 год — «чёрный год» для советской школы. Это год массового внедрения новой школьной программы, убившей чистописание в СССР.

Школьники семидесятых уже не обладали тем изумительным почерком, который ранее назывался каллиграфическим. Тем не менее это было читаемое и ровное письмо, вполне пригодное для школы. 

3) Коррекция почерка у детей и методика его исправления
Изменить почерк - изменить характер?
Немалое количество людей имеют плохой почерк. "Мозг работает быстрее, чем руки", - так объясняют его некоторые специалисты. Графологи утверждают, что все изменения в характере отражаются в почерке. При помощи его улучшения можно кардинально поменять свою жизнь, а именно справиться с ленью и стать более успешным.

Самое главное в работе с подростком – мотивация. Нужно донести формирующейся личности, что разборчивость текста будет необходима ему в дальнейшей жизни. Например, когда он будет учиться в ВУЗе. Писать там под диктовку нужно не только быстро, но и разборчиво. Ведь потом нужно будет уметь прочесть и понять написанное, для того, чтобы выучить материал.

Почерк ребенка начинает формироваться в начальной школе при обучении письму, с годами тренировок ребенок пишет быстрее: ребенок быстрее пишет отдельные элементы букв, быстрее связывает буквы, выбирает наиболее рациональные элементы букв и их соединений, да и сами буквы становятся мельче. В начальной школе важно научить ребенка писать красиво и разборчиво — это лучше, чем потом исправлять корявый почерк, «как курица лапой».

Упражнения для исправления почерка

Выполняйте упражнения перед письмом и после.

Упражнение 1.

Ребенок кладет ладошки на стол, по очереди поднимает и опускает каждый палец над столом, переходя с одной руки на другую. Потом на обеих руках поочередно поднимает одинаковые пальцы.

Упражнение 2

Разложите на столе несколько карандашей или ручек. Пусть ребенок попробует собрать все карандаши в кулак, при помощи одной руки, а затем второй. Когда все карандаши будут собраны, их нужно вернуть на стол, опять только одной рукой.

Упражнение 3

Малыш должен зажать карандаш между указательным и средним пальцем. Пусть попробует нарисовать, какие-нибудь фигуры, не сгибая ладонь, и фиксируя положение карандаша.

Многие проблемы почерка связаны с тем, что при письме затрачивается слишком много энергии, рука устает, начинает болеть, появляются вмятины на пальцах, мозоли, — все это не дает писать легко и красиво.

Поэтому, прежде чем начать работать над улучшением почерка, нужно уяснить, есть ли проблемы подобного рода и устранить их: научиться расслабляться, относиться к письму как занятию ровно, спокойно, научиться правильно держать ручку, правильно сидеть за столом и держать тетрадь. Нужно также купить хорошую ручку, хорошие тетради, чтобы исьмо было легким и приятным.

Чтобы научиться писать красивым почерком, нужно начать с основ: научиться правильно держать ручку

Обратите внимание, как именно вы или ваш ребенок пишет: водит ли он кончиками пальцев ("рисует") или двигает всей рукой до плеча? Если рисует, то это приводит к быстрому утомлению, и буквы получаются разного размера и наклона. Попробуйте написать букву в воздухе — вы двигаете всей рукой — вот таким и должно быть письмо на бумаге.

В старшем возрасте, когда вышеперечисленные навыки и умения выработаны, научиться писать красивым почерком можно, повторяя чей-то почерк, копируя его. Как правило, желание улучшить или просто изменить свой почерк возникает у детей с 11 лет и позднее, когда ребенок начинает заботиться о мнении окружающих о себе, вырабатывает свой стиль. Желанию изменить почерк больше подвержены девочки, чем мальчики. Мальчики, в основном, ограничиваются подбором красивой росписи.

Чтобы научиться писать красивым почерком, лучше начать работать по прописям.

Сколько нужно заниматься?

Самостоятельное формирование почерка требует систематической работы: чтобы красиво писать, это нужно делать каждый день не менее 15-30 минут; занятия раз в неделю по часу ничего не дадут, навык не будет сформирован. Но нужно понимать, что это должны быть специальные занятия формирования почерка, а не письмо на лекциях или уроках в школе, где из-за большого темпа письма не приходится говорить о красоте записей и тренировке элементов. Заниматься почерком придется отдельно.

Когда работа в прописях и тетради с косыми линейками будет завершена, лучше всего купить самую красивую тетрадь и начать работать в ней: писать стихи, высказывания известных людей, отрывки прозы. Рекомендуется и просто больше писать ручкой, например, вести дневник, раскрашивать, лепить, рисовать, делать гимнастику для пальцев рук. После систематических занятий получится добиться изменения почерка в лучшую сторону.

III. Леттеринг и каллиграфия: в чем разница?

В отличие от каллиграфии леттеринг возник в прошлом столетии как яркий и эффективный инструмент рекламы любого товара. Однако сейчас он успел стать течением современного искусства, к которому обращаются все большее количество дизайнеров, шрифтовых и арт-художников.

Само слово "леттеринг" с английского языка означает "писать письмо". Основная черта этого направления заключается в том, что это целый рисунок, который состоит из букв и других графических знаков.

Особенности леттеринга Алфавит, написанный в этом стиле, не имеет своих аналогов, поэтому ни в коем случае нельзя считать леттеринг шрифтом. Ведь шрифт - это готовый набор букв, написанных определенным образом, которые повторно используются много раз. В леттеринге же каждая буква имеет свой неповторимый наклон, толщину и динамику. Пожалуй, еще одним различием каллиграфии и леттеринга (шрифты считаем отдельным инструментом) является то, что в каллиграфии присутствуют только прописные буквы, запрещены какие-либо добавочные линии и любые мелкие рисунки. А в последнем каждая буква оформляется уникальным образом, дополняется самыми разными картинками и знаками.

Алфавит, написанный в этом стиле, не имеет своих аналогов, поэтому ни в коем случае нельзя считать леттеринг шрифтом. Ведь шрифт - это готовый набор букв, написанных определенным образом, которые повторно используются много раз. В леттеринге же каждая буква имеет свой неповторимый наклон, толщину и динамику. Пожалуй, еще одним различием каллиграфии и леттеринга (шрифты считаем отдельным инструментом) является то, что в каллиграфии присутствуют только прописные буквы, запрещены какие-либо добавочные линии и любые мелкие рисунки. А в последнем каждая буква оформляется уникальным образом, дополняется самыми разными картинками и знаками.

Кто этим занимается? Итак, мы разобрали основы леттеринга: что это такое и в чем его различия от привычной нам каллиграфии. Однако остается еще много вопросов, например, люди какой профессии занимаются леттерингом? Теоретически, этим может заниматься абсолютно любой желающий, и неважно для каких целей. Существует множество специальностей, связанных с леттерингом. Вот самые известные: типограф, который разрабатывает не только шрифты, но и стили оформления в целом; маркетолог-дизайнер, создающий настоящие шедевры рекламы; художник, который творит ради искусства; тату-мастера, являющиеся самыми молодыми специалистами в этой нише. Всех этих людей объединяет любовь к волшебному леттерингу, алфавиту (русский или же иностранный - это совсем не важно, ведь текст, написанный с любовью, будет красив на любом языке).

уществует огромное количество самых разных "приблуд" для творческих натур, решивших заняться леттерингом. Для начинающих и для профессионалов имеются свои инструменты.

Итак, вот самые популярные канцелярские принадлежности, которые точно нам пригодятся:

Брашпены - это инструменты, снабженные картриджем. Напоминают обычную кисть, только их не нужно никуда макать. Они имеют множество различных насадок, форм, даже материал наконечника может быть разным. Цветовая гамма представлена в широком ассортименте. По типу брашпены делятся на три вида: на водной основе, на спиртовой и на гелевой. Рейфседеры, колапены - это все инструменты, напоминающие обычную железяку с острым концом. Они обычно идут в наборе с чертежной готовальней. Ими очень удобно рисовать графический леттеринг. Шрифты получаются в готическом стиле. Маркеры и электронные перья от производителя Molotow - это самая современная продукция для дизайна и рисования граффити.

Параллель пен - это металлическая ручка с заменяющимся картриджем. Ее отличительная особенность в том, что она имеет оригинальную конструкцию: вместо плоского пера в ней есть две пластины. Благодаря им получается более насыщенный отток чернил.

Есть еще огромное множество других инструментов для рисования и леттеринга. Русский алфавит предполагает большее разнообразие написания букв, нежели латинский, поэтому у отечественных художников наблюдается более широкий ассортимент инструментов и вспомогательных вещиц.

Конечно, помимо рекламы и маркетинга у леттеринга есть множество других направлений. Многие художники рисуют тексты для эстетического удовольствия, некоторые даже организуют целые выставки картин в стиле леттеринга. На русском и русскоязычном рынке услуг фрилансеров есть большой рейтинг самых лучших дизайнеров, которые занимаются оформлением любых вещей в стиле леттеринга. В прошлом столетии многие предприниматели использовали эту технику. К примеру, перед булочными, мясными и другими различными лавками развешивались яркие и необычные вывески, на которых текст был нарисован от руки. Благодаря такому приему большее количество людей становилось завсегдатаем этого заведения. В современном мире происходит нечто подобное. Например, нередко можно встретить в кафе меловую доску, на которой еженедельно меняется текст и его оформление. Считается, что каллиграфия и леттеринг "оживляют" любой бренд, а помещение делают более уютным и приятным.

Заключение

Каллиграфическое письмо дисциплинирует человека, учит его усидчивости и спокойствию, а это именно то, чего так не хватает многим детям. К тому же при изучении каллиграфии у детей выравнивается почерк. Буквы в школьных тетрадках приобретают одинаковую величину, а у ребенка развивается мелкая моторика и фантазия.

По почерку школьника можно сказать очень многое: характер, психическое состояние, умственное развитие. Красивая каллиграфия откроет ребенку множество дорог в будущем.

Использованные в работе интернет ресурсы:

http://fb.ru/article/218807/chto-takoe-kalligrafiya-istoriya-kalligrafii

http://fb.ru/article/354620/lettering-chto-eto-takoe-chem-otlichaetsya-ot-kalligrafii

https://kalligraph.ru/pages/chistopisanie-v-rossii-i-sssr

13

Просмотров работы: 3336