ПОМОЩНИКИ БАБЫ ЯГИ В ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОМОЩНИКИ БАБЫ ЯГИ В ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ

Алёшина С.А. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ № 3 с УИОП
Медведева Н.И. 1
1МАОУ Апрелевская СОШ № 3 с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мифы и сказки, дошедшие к нам из древних времен, были предназначены вовсе не для развлечения. Это рассказы об устройстве мира, о жизненных этапах и смерти, через которые должен пройти каждый.

В русских сказках, несмотря на неизменно меняющиеся сюжеты, на втором плане действуют всё те же волшебные существа, одним из которых является Баба Яга, и их помощники. Прежде чем узнать и понять, кто же они – волшебные помощники Бабы Яги, нужно понять, кто такая на самом деле эта волшебная «бабушка».

В славянском пантеоне существовала богиня Ага Ягинишна - положительное божество, прародительница, хранительница рода и его традиций, околодомашнего (лесного) пространства, наставница детей, хранитель тайных знаний. Богиня жила на границе Светлого и Тёмного миров (Яви и Нави), одной ногой стояла в мире живых, другой - в мире мёртвых, от того и по земле не ходила, а в ступе летала. Она была воином-пограничником, стерегущим границу миров: молодая, сильная и смелая, умела принимать любое обличье. С течением времени богиня Ага Ягинишна превратилась в персонаж славянского фольклора – Бабу Ягу, существо необычное, не от мира сего – представительницу потустороннего мира, старуху-чародейку, ведунью, оборотня, которая не могла жить ни в том, ни в другом мирах. Мир живых был не для нее, поскольку она слишком стара для него, а в потусторонний мир она не могла отправиться, поскольку, по представлениям праславян, именно Баба Яга являлась самой первой и самой главной хранительницей рода человеческого. И сама избушка на «курьих ножках», и костяная нога «бабули» говорят о том, что «старушка» изначально уже мертва. Её жилище – не что иное, как домовина – «дом мёртвых». В таких домах праславяне (наши древние предки) погребали умерших родственников, таких же членов рода, только ушедших в мир иной. В те далекие времена рядом с поселением живых строили «деревню для мёртвых» с домами, приподнятыми на «курных» столбах, то есть ошкуренных, окуренных, закопчённых, осмолённых деревянных чурках, на которые клался первый венец сруба избы. В последующем эти «курные» столбы при многочисленных пересказах трансформировались в «курьи ножки». И стоит эта избушка, очень символично, на опушке леса, между двумя мирами – миром живых и потусторонним миром, обращенная дверью к миру мертвых, в котором, как и в самой избушке, живым людям нет места. Отсюда и упоминание в сказках о «русском духе» - человеческом запахе, чуждом для Бабы Яги, давно ушедшей из мира живых, который она чует при появлении непрошеных гостей. Просьба героя, обращенная к Яге, напоить, накормить, попарить в баньке и спать уложить, не что иное, как способ приобщения к миру мёртвых - ритуальный обряд обмывания и похоронная трапеза. Такой обряд, в котором сон является символической смертью, позволяет герою попасть из мира живых в потусторонний мир, постоянным жителем и властелином которого является Кощей Бессмертный (у праславян Змей или Ящер, культ которого был распространён в те времена и которому приносили жертвы, в том числе человеческие). Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём

В русском фольклоре выделяется три вида Бабы Яги:

- дарительница. Она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет и, после обряда символической смерти, помогает ему попасть в потусторонний мир.

- воительница. Сражаясь с ней не на жизнь, а насмерть, герой переходит на новый уровень зрелости.

- похитительница детей (жрица). Убегая от неё, ребенок или подросток проходит своеобразный обряд инициации (взросления), унося с собой некие сокровенные познания.

Волшебные помощники Бабы Яги.

Служат Бабе Яге лягушки, змеи, чёрные коты, в их числе Кот-Баюн, чёрный пёс, Гуси-Лебеди, филин и ворон: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. На службе у неё состоят три всадника: чёрный (ночь), белый (день) и красный (солнце), эти всадники ежедневно проезжают через её «проходную», символизируя вечное обновление мира. Владеет она чудными огнедышащими конями, которые являются символом её власти над стихией огня. Мы рассмотрим лишь ряд из этих загадочных персонажей.

Гуси-Лебеди.

Сами образы Гусей-Лебедей, скорее всего, восходят к древни мифологическим представлениям о птицах-психофорах (то есть, переносящих души в загробный мир).

Гуси – древнейшие домашние птицы, олицетворяли обычный деревенский быт, земную жизнь - Явь. Лебеди, прилетающие и улетающие красавцы, в народном восприятии относились к чему-то прекрасному и далекому. Их считали птицами из мира Нави, того, что навевает мечты, приносит наваждения, то есть мира загадочного, волшебного, потустороннего. Таким образом, Гуси-Лебеди - это птицы, способные жить в двух мирах – обыденной Яви (как гуси) и непостижимой для обычных людей Нави (как лебеди). Между Явью и Навью (миром живых и потусторонним миром), как нам уже известно, живет Баба Яга. В изначальных мифах Баба Яга была божеством охранявших переход из мира живых в мир мертвых, чтобы каждый обитал там, где ему было предназначено.

Для чего же ей понадобились Гуси-Лебеди? В те времена, когда смертность среди детей была очень высока, по представлениям наших предков именно Гуси-Лебеди переправляли детей из Яви в Навь – из царства живых в царство мертвых.

В сказке А.Н. Афанасьева «Гуси-Лебеди» (то есть в народном толковании) птицы украли Иванушку и принесли его Бабе Яге, но та, засомневавшись, что мальчику рано отправляться в потусторонний мир, оставила его у себя в избушке – на грани миров и не тронула мальчика, дала поиграть золотыми яблочками – символом здоровья и молодости, словно ждала – хватятся ли его. Не тронула она и сестрицу Алёнушку. Больее того, она словно дожидалась, когда сестрица прибежит за братиком, и в это время весьма кстати ушла проверить что-то у себя по хозяйству, то есть практически сделала вид, что не видит происходящего. И дальше не Баба Яга кидается за детьми, а опять-таки Гуси-Лебеди пытаются догнать мальчика и вернуть его для переправки в потусторонний мир.

В поздних литературных пересказах (например, у А.Н. Толстого) Баба Яга собирается съесть девочку или пообедать мальчиком. В народной сказке, записанной А.Н. Афанасьевым, ничего подобного нет. Там сестрица хватает братца с лавочки и бежит домой.

Выходит, Баба Яга, задержав мальчика (а ведь в те времена крестьянские дети умирали постоянно) в избушке на границе Яви и Нави, словно ждала – хватится ли кто его, то есть проверяла: нужен ли он кому-то в мире Яви. Если нужен, за ним придут. Значит, он – мальчик, у которого есть свое место в этом Явном мире.

Многие исследователи считают эту сказку пересказом древнейшего обряда, который проходили девочки во время инициации во взрослую жизнь. И печка со свежим хлебом, и яблоня с плодами, и речка молочная с кисельными берегами - символы домашней работы, которую должна уметь выполнять деревенская женщина (хлеб печь, в саду работать, корову доить, и кисель вкусный (традиционное деревенское лакомство) готовить). Но главное, должна будущая мать знать, что за ребенком следить надо. Так же в сказке передан обряд инициации для мальчика, вступающего во взрослую жизнь. Он должен уметь терпеть разные лишения: отлучение от привычного дома, похищение недругами и удержание в плену.

В ряде сказок, как, например, в сказке «Ивашко и ведьма», Гуси-Лебеди напротив помогают детям спастись в последний момент, подхватив их и унеся прочь от смерти неминуемой, приносят их к родному дому, возвращая в мир живых, проводя их через обряд инициации.

2.2. Кот-Баюн.

Чёрных кошек испокон веков считали помощниками колдунов и ведьм, а встречу с ними — плохой приметой. На кошках и козлах разъезжали колдуньи. Считалось, что в тело кошки может вселиться враждебный дух, спасаясь от преследования или для проникновения в жилище человека. В таком виде ведьма может до смерти укатать лошадь или даже человека. Оборотня-кошку еще называли кошколаком. Считалось, что кошка, перепрыгнув через мертвеца, непременно обратит его в вампира, а убивший кота — навлечет на себя семь лет бед и несчастий.

Не удивительно, что чёрные коты нередко встречаются в сказках в виде помощников Бабы Яги. Один из таких котов - Кот-Баюн - сказочный персонаж, огромный, черный кот-людоед, который убивает соперников и не гнушается легкими жертвами. Он наделен голосом, который слышно за семь верст: как замурлыкает, так напустит, на кого захочет заколдованный сон, который и не отличишь, не знаючи, от смерти. В славянской мифологии, кот, являясь сыном Матери-Сырой-Земли, черпает от неё свою могущественную силу, выступая чем-то вроде ангела смерти, уносит с собой погребённых покойников. Для этого ему не нужно раскапывать могилы. Кот-Баюн может путешествовать под землёй так же просто, как и по её поверхности, сторонится степных мест и боится гор. Живёт он  за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. Ёжкин кот имеет дурной глаз и может испортить судьбу человека, который встретится с ним.

По одной из легенд Кот-Баюн однажды пришел забрать Бабу Ягу в последний путь, но Яга не хотела умирать и заманила гостя в погреб, где его ждало угощение в виде человеческих костей. Сама же она села в ступу и улетела, потому Кот-Баюн не смог её забрать. Так Бабка Ёжка обеспечила себе бессмертие. Каждый год в назначенный час Кот приходит в погреб, где она оставляет кости и улетает на ступе подальше, пока зверь насытится и уйдёт.

В ряде русских сказок Кот-Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе – пограничном столбе между мирами Яви и Нави, спускаясь по которому, он поёт песни (спускается в мир Нави, унося с собой погруженных в смертный сон), а поднимаясь, рассказывает сказки (возвращается в мир Яви, исцеляет). Кот помогает Бабе Яге заманивать путников, сторожит их. В сказках главному действующему персонажу дают задание изловить Кота, Как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Однако, главный герой справлялся с этим заданием (проходил обряд инициации). А как известно, изловивший Кота, находил спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово «баюн» означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить, баюкать, убаюкивать, усыплять». Считалось, что фигурка Кота- Баюна, положенная к ребенку в кроватку, охраняет сон от злых духов. Именно колыбельная «Баю-баюшки-баю» дала имя легендарному коту.

Чёрный пёс

Несмотря на то, что в русском фольклоре собака зачастую положительный персонаж, на Руси рассказывали легенды, что собака была создана голою, а шерсть ей дана дьяволом, и о превращении колдуном человека в черную собаку, которого удалось обратить обратно, испарив в бане до тех пор, пока шкура с него не слезла. В суевериях собака предстает жителем потустороннего мира и вестником смерти и несчастий.  Ночной вой собак в некоторых случаях или внезапное появление их в доме вызывали у людей суеверный страх. Плохой приметой считалась также встреча с собакой на дороге, особенно ночью. По народным поверьям собаки черной масти состоят в особо тесной связи с миром мёртвых. Говорили, что они видят ангела смерти, когда тот приближается к человеку. Немало народных сказаний говорят о появлении душ покойников в образе собак. Вот одно из них: "Несколько человек, стоявших на страже у могилы, видели, как ночью выходила из нее страшная чёрная собака и, совершив всё то зло, на какое она способна, скрывалась затем опять в могиле". А вот другое: "Как-то раз два христианина убили турка, он стал собакой и появлялся не только ночью, но и в полдень, нападая на стада и душа овец". Прыжок собаки через тело покойного рассматривался как возвращение души, после чего мертвец якобы не находил более покоя в могиле и возвращался в мир живых упырём.  У многих народов существовало поверье, что ведьма особенно охотно оборачивается собакой. Довольно часто можно было услышать рассказ о человеке, который, искалечив попавшуюся ему ночью собаку, на другой день убеждался, что он причинил увечье своей соседке - знахарке. Собаке приписывалась способность видеть не только духов, демонов, но и вообще многое такое, что скрыто от глаз простого смертного. Вещие способности собак, по мнению древних, могли переноситься с них на человека. Для этого всего-навсего нужно было съесть язык этого животного. Вполне естественно, что чёрный пес, с которым связано столько народных поверий, встречается в русских сказках в качестве помощника Бабы Яги. Чёрный пёс, по обыкновению встречающий гостя на пороге, является привратником мира мёртвых, вход в который на протяжении веков охраняется Бабой Ягой.

Чёрный ворон

В славянской мифологии ворон - является прообразом ветра, стрибожьего внука, приносит на крыльях бурю и ураган. По народным поверьям ворон связан с силами тьмы - это птица Чернобога, беса, черта-дьявола. В него воплощается нечистая сила, его образ может принять умирающий колдун. Опознать дом, в котором живет ведьма, можно по тому, что на крыше его по ночам сидит ворон. Ворон - птица вещая, карканьем навлекающая беду, живёт, по преданию, до трёхсот лет, а все оттого, что питается одной только мертвечиной и связана с миром мёртвых.

В сказках черный ворон - хранитель тайных знаний, дающий мудрые советы. Он помогает оживлять героев, принося воду - живую и мёртвую, предупреждает об опасности. Он - постоянный спутник и советчик (вместе с Котом-Баюном) Бабы Яги.

Филин

Сова или Филин - это очень неоднозначный символ в мифологии древних людей. Это птица мудрости, но также мрака и смерти. Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики повлияли на то, что этих птиц связывали со смертью и оккультными силами, им приписывали дар пророчества. По поверьям, появление совы возле дома предвещало смерть или пожар. В брачной символике она выступает как символ вдовы или старой девы. Сове также приписывается роль хранительницы подземных богатств, кладов, разрыв-травы, помогающей отмыкать любые замки.

Сова в славянстве относилась к группе нечистых птиц и наделялась демоническими свойствами. Считалось, что в сову может обратиться ведьма, колдун, злой дух.

В русских сказках филин является спутником Бабы Яги, её советчиком, рассказчиком поучительный историй.

Выводы

Таким образом, старая, уродливая внешность Бабы Яги – это всего лишь маска, которую надевает прекрасная молодая богиня Ага Ягинишна, чтобы показать опасность контакта с миром Мёртвых, и, отчасти, миром Магии, который размывает грань между живым и мёртвым. Баба-Яга - хозяйка тьмы и чародейства. На грани миров ее магия вычурна и угрожающа. В сказках она владеет огнедышащими конями, скатертью-самобранкой, сапогами-скороходами, ковром-самолетом, гуслями-самогудами и мечом-самосеком. Может оборачиваться и в зверя, и в тучу. Её образ восходит к образу Триединой Великой Матери, хранящей в себе зародыш жизни, саму жизнь и смерть. Но так как смерть для людей выглядит конечной и пугающей точкой, прерывающей ход жизни, то и богиня, властвующая над смертью, и её волшебные помощники воспринимаются как "отрицательные" персонажи. 

Перечень литературы:

http://school242.edu.ru/Tales/per2.php «Баба Яга»

https://cont.ws/@kamas/238261 «Сказка - взгляд в языческое прошлое русского

https://shkolazhizni.ru/culture/articles/76295/ «Откуда в русские сказки пришла Баба Яга?»

https://culture.wikireading.ru/46046 «Гуси-Лебеди или слово в защиту Бабы Яги»

https://mi6a-severjan.livejournal.com/63309.html «Изнанки сказок - «Гуси-Лебеди»

https://tanjand.livejournal.com/1340280.html «Мистический Кот-Баюн»

https://drevniebogi.ru/kot-bayun-v-slavyansoky-mifologii/ «Кот-Баюн в славянской мифологии»

https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2014/04/17/nauchno-issledovatelskaya-rabota-baba-yaga-kto-ona-boginya Научно-исследовательская работа: «Баба Яга, кто она, Богиня или ведьма?» Ярков Р., Филенко. Д., Энгельс 2014г.

http://slaviy.ru/zhivotnye-v-slavyanskoj-kulture/koshka-v-slavyanskoj-yazycheskoj-mifologii/ «Кошка в славянской мифической мифологии»

http://mifijslavyan.ru/stories4/248.htm «Мифы славян»

https://slawa.su/nasledie/zagovory/3364-sobaka-v-narodnykh-poveryakh.html «Собака в народных поверьях»

https://bastiliya.com/bozhinki-duhi/baba-yaga-t10.html «Баба-яга»

https://vk.com/@slavculture-voron-v-slavyanskoi-mifologii «Ворон в славянской мифологии»

4

Просмотров работы: 6439