Молодежный сленг и жаргон!

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Молодежный сленг и жаргон!

Логачев А.И. 1
1МБОУ " Лицей № 9 им.К.Э.Циолковского" г.Калуги
Архангельская Л.А. 1
1МБОУ " Лицкй № 9 им.К.Э.Циолковского" г.Калуги
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

«Не зашло», «не зацепило»

Вместо «не понравилось».

«Здорово» и «мило»

На «крутяк» исправилось.

В сленге не стоим на месте,

Развиваемся, растём.

Так давайте разберёмся вместе,

Что случилось с языком?!

Жаргон – это вызов "правильной" жизни, дань языковой моде. Жаргон стремится увеличить темп речи, для этого применяются сокращения, укороченные слова, аббревиатуры и т.п. Даже сами лингвистические термины "жаргон" и "арго" все чаще стали заменяться более кратким понятием - "сленг".

Молодежь, как известно, представляет собой большую социальную мобильную группу, которая играет важную роль в жизни общества. Именно представители молодого поколения отличаются стремлением ко всему новому, способностью моментально реагировать на все происходящее вокруг, уверенностью и «безоглядностью», что делает их поступки и действия решительными, смелыми, бескомпромиссными. Подобные тенденции, как правило, находят свое непосредственное воплощение, прежде всего в языке. Именно в речи молодежи, как в зеркале, находят свое максимальное отражение все социальные преобразования и изменения, которые происходят в обществе на определенном этапе его исторического развития. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современного молодого поколения.

Развитие языка, по крайне мере в наше время, идёт по пути усложнения структуры и упрощения системы языка; сам язык становится проще в связи с максимальным развитием его системности, но использование его становится всё сложнее в связи с расширением социальной базы, которая им пользуется.

Мне стало интересно узнать, каковы же особенности сленговой речи среди моих сверстников. И моя работа превратилась в целое исследование.

Объект исследования: обучающиеся гимназии №9

Предмет исследования: молодёжный сленг и жаргон.

Цель: изучить использование сленга и жаргона в подростковой среде.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Познакомиться с различными источниками молодежного сленга.

3. Выяснить наиболее употребляемые слова среди учеников.

4. Провести опрос среди учеников школы.

Практическая значимость: данный материал может быть использован как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассных мероприятиях.

1 Молодежный сленг и жаргон

1.1 Понятие и особенности молодежного сленга

Сам термин "сленг" появился в русской лексикологии относительно недавно; в отличие от "жаргона" он не зафиксирован ни в словаре Даля, ни в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Проникновение этого слова в русский язык было связано с изучением англоязычных культур. Первоначально сленгом называлась исключительно иноязычная реалия, но в дальнейшем сфера употребления этого слова была расширена. В данной работе мы употребляем термины жаргон - сленг как синонимы, не настаивая на их строгой дифференциации.

Молодёжный сленг - социолект людей в возрасте 12-22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной языковой системе.

Молодёжный сленг, как и любой другой, представляет собой только лексикон на фонетической и грамматической основе национального языка и отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Наиболее развитые семантические поля - «Человек», «Внешность», «Одежда», «Жилище», «Досуг». Бо́льшая часть элементов представляет собой различные сокращения и производные от них, а также английские заимствования или фонетические ассоциации.

Характерной особенностью, отличающей молодёжный сленг от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений.

Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России.

1. 1920-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.

2. 1950-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг». Стилягам было важно выделиться из толпы, они выделялись при помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов.

3. 1970-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

В настоящее время на развитие молодёжного сленга большое влияние оказывает компьютеризация. Передача смысла, идеи, образа  при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. За счёт этого интернет-сленг проникает в молодёжную речь.

1.2 Причины употребления молодежного сленга

Подростковый сленг – это нечто неразрывно связанное с образом современного взрослеющего ребенка. В данном случае речь не идет о нецензурных и бранных выражениях, использовать которые совершенно недопустимо. Речь о тех выражениях, которые не являются литературными, но часто употребляются и всем понятны. Нелитературные слова придумываются и употребляются не только нынешним молодым поколением. Они были во все времена. Молодежь начала прошлого века, выросшая из беспризорников, разговаривала скорее на воровском жаргоне: «стибрили, сперли, лафа, феня, ботать». Молодежь середины прошлого века – сытая, обеспеченная – внесла в речь слова, больше характеризующие внешний вид и отражающие беззаботность и безделье молодого поколения: «котлы, тусить, шнурки в стакане, герла, прикид». Спустя полвека мало кто использует подобные слова в речи, но смысл понятен каждому. Они вошли в жизнь и живут параллельно с литературной речью.

Сленг современных подростков отличается высокой экспрессивностью:

- гнать - обманывать;

- выносить мозг - давать не нужную информацию.

Имеет много видоизменений английского языка:

- юзать - (от англ. use) – использовать;

- пиплы - (от англ. people) – люди;

- гамáть, гáмать (от англ. game) - играть;

- лайк - (от англ. like) - нравится.

Иногда переводятся английские слова и носят оттенок насмешки:

- смартфон компании Apple - яблофон;

- bluetooth - «голубой зуб».

Огромное количество компьютерных терминов используется молодежью в обычной жизни:

- комп - компьютер;

- моник - монитор;

- бук - ноутбук;

- клава - клавиатура;

- винда - windows;

- винт - винчестер.

И из соцсетей:

- пост - сообщение;

- хейтить - выражать негативную, отрицательную оценку;

- троллить - провоцировать;

- забáнить - заблокировать.

Часто новые слова образуются путем изменения и сокращения старых:

- игнорить - игнорировать;

- зарегать - зарегистрировать;

- обществознание - общество.

Можно выделить основные причины употребления сленга подростками:

1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной.

Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!

2. Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.

3. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде.

4. Сленг - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно («превед», «ненаю», «брадяга»).

Можно сделать вывод, что основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; обучающиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и поэтому свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов.

1.3 Источники пополнения молодёжного сленга

Как и прежде, источниками пополнения сленга являются иностранные языки, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником, пожалуй, в 90-е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Только смысл отдельных слов нормальной речи подростками переиначивается. 70-е и 80-е годы стали временем массового изучения иностранных языков. В эти же годы к нам пришло молодежное движение хиппи. В русский язык проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на сленге наших подростков. Герла – девушка, уменьшительное – герленыш; трузера – брюки, штаны; хайрат – длинноволосый юноша, хиппи; шузняк – любая обувь; сейшн – вечеринка; хипповать – вести себя независимо, пренебрегая общими правилами, бро – брат.

Появлялись новые вещи, а вместе с ними и новые слова. Так возникло, например, слово вертушка для обозначения проигрывателя и слово видак – для видеомагнитофона, телефон – мобила, компьютерные сленги.

Многие из этих слов сейчас часто встречаются в речи подростков.

2 Сленг в речи современной молодежи

2.1 Причины резкого увеличения числа жаргонизмовв речи учеников

Откуда подростки узнают о жаргонных словах? Вот, что ответили обучающиеся: «слышал от друзей», «в колледже от одногруппников», «из интернета», «из переписки в социальных сетях». Однако кроме субъективных существуют объективные причины:

1. Стремление СМИ завоевать популярность любой ценой;

2. низкий уровень речевой культуры;

3. снижение интереса к русской классической литературе;

4. изменение нравственных ориентиров;

5. постоянное обращение к услугам компьютера;

6. незнание языковых норм и нарушение правил речевого этикета.

Для одних людей жаргон – это игра со словом, для других – стиль и норма общения, для третьих – своеобразная дань времени. Для меня такой вид речевого общения является неприемлемым. Я русский человек и носитель великого языка, языка А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Как завещание звучат сегодня слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».

2.2 Использование сленга в речи учеников школы

Мной был проведен опрос среди учеников 7-х – 8-х классов « МБОУ Лицей № 9 им.К.Э .Циолковского» г. Калуги в количестве 50 человек. Были предложены вопросы анкеты (См. Приложение А).

На вопрос: «Знаете ли вы слова молодёжного сленга?» - 98% ответили «да», и только 2% - «нет». (См. Приложение Б Диаграмма Б.1).

На вопрос: «Используете ли вы эти слова в своей речи?» - 58% ответили «часто», 38% «редко» и 4% «никогда». (См. Приложение Б Диаграмма Б.2).

На вопрос: «Почему вы разговариваете на сленге?» - 2% из опрошенных ответили, что хотят, чтобы их понимали; 20% - что это экономит их время при общении; 34% - помогает выразить эмоции и чувства; 34% - что это вошло в привычку; 8% - все мои друзья так говорят; 2% - желание быть современной (-ым); и никто из опрошенных не ответил, что это модно, хочу выглядеть крутой (-ым). (См. Приложение Б Диаграмма Б.3).

На вопрос: «Больше сленговых слов вы употребляете в интернете или при устном обществе?» - 12% ответили в интернете, 20% при устном общении и 68% «одинаково». (См. Приложение Б Диаграмма Б.4).

На вопрос: «Понятно ли вам значение жаргонных слов и выражений, которые встречаются в речи современной молодежи?» - 48% ответили «да», 2% «нет» и 50% «не всегда». (См. Приложение Б Диаграмма Б.5).

Анкетирование показало, что 62% опрашиваемых могут обходиться без использования в речи сленга, а 38% активно используют такие слова. (См. Приложение Б Диаграмма Б.6).

На предложение привести пример самых популярных сленговых слов в речи обучающихся откликнулись почти все респонденты. Было приведено большое количество примеров сленга и жаргона (См. Приложение В). Также было отмечено, что самое большое количество сленга приходится на имена существительные и глаголы. Реже в речи студентов сленг встречается среди имен прилагательных и наречий. Отсутствует сленг, по понятным причинам, в таких частях речи, как местоимение и числительное, а также в глагольных формах (причастие и деепричастие).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что изучение и понимание молодежного сленга помогает подросткам приобщиться к языковой среде и понять особенности менталитета своих зарубежных сверстников. Это особенно актуально в условиях расширяющихся межкультурных контактов.

В работе исследованы причины употребления жаргонизмов и сленгов в речи и отмечено, что ученики используют жаргон как средство выразительности, считая его модным и таким образом стремясь создать свой мир, отличный от взрослого.

Вместе с тем было отмечено, чем старше становятся молодые люди, тем осознанней относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов и сленговых выражений, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.

Проведенное анкетирование среди обучающихся показало, что слова молодежного сленга знает подавляющее большинство. Однако далеко не каждый подросток употребляет их в своей речи. А те, которые употребляют сленг, хотят таким образом выразить свои эмоции и чувства и при этом сэкономить время коммуникации.

Главная речевая тенденция современности - это освобождение языка от пут морали. Вот только немного страшно, что русский язык получает освобождение от любой морали. Кто-нибудь из нас понимает последствия этой свободы? А ведь нужно над этим задуматься.

Существует немало художественных средств языковой выразительности, позволяющих разнообразить нашу речь, сделать ее интересной и яркой. Куда интереснее услышать в речи красочные эпитеты, метафоры, сравнения, нежели порой грубые и зачастую совершенно непонятные жаргоны. Берегите родной язык, сохраняйте его самобытность, ведь как говорил М.А. Шолохов: «Величайшее богатство народа – его язык».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. - 1996. - № 3. - С. 32-41.

2. Русский язык. Справочник школьника. 4-11 классы / Под ред. В. Славкина, канд. филог. наук. доцента кафедры русского языка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Филологическое общество «Слово», 1994.

3. Соколова В.В. Культура речи и Культура общения / В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995.

4. Агузарова, К.К. Молодёжный сленг // Дарьял. – 2004. - №6, [электронный ресурс]. ­– URL: http://www.darial-online.ru (дата обращения 01.04.2019).

5. Культурная библиотека. Искусство русской речи - http://www.sleng.info/

6. Попова Н.Н., Швайбович Е.А.Неформальные подростковые группы // Материалы областного семинара «Организация работы по профилактике экстремизма и формированию толерантного поведения в молодежной среде», Тамбов 2010. - С. 2. - Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/www/metod-material-neformal.pdf (дата обращения 01.04.2019).

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета на тему «Молодёжный сленг и жаргон»

1. Знаете ли вы слова молодежного сленга:

А) да; Б) нет

2. Используете ли вы эти слова в своей речи:

А) часто; Б) редко; В) никогда

3. Почему вы разговариваете на сленге:

А) хочу, чтобы меня понимали;

Б) это экономит время при общении;

В) помогает выразить эмоции и чувства;

Г) хочу быть современной (-ым);

Д) это вошло в привычку;

Е) все мои друзья так говорят;

Ж) то модно, хочу выглядеть крутой (-ым)

4. Больше сленговых слов вы употребляете в интернете или при устном общении:

А) интернет; Б) устное общение; В) одинаково

5. Понятно ли вам значение жаргонных слов и выражений, которые встречаются в речи современной молодежи:

А) да; Б) нет; В) не всегда

6. Могли бы вы обойтись без жаргонизмов:

А) да; Б) нет

7. Приведите примеры слов, которые вы чаще всего употребляете

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Диаграмма Б.1- Знаете ли вы слова молодежного сленга?

Диаграмма Б.2- Используете ли вы эти слова в своей речи?

Диаграмма Б.3- Почему вы разговариваете на сленге?

Диаграмма Б.4- Больше сленговых слов вы употребляете в интернете или при устном общении?

Диаграмма Б.5- Понятно ли вам значение жаргонных слов и выражений, которые встречаются в речи современной молодежи?

Диаграмма Б.6- Могли бы вы обойтись без жаргонизмов?

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Словарь жаргонизмов

(слова, которые употребляют обучающиеся школы)

Балдёж – веселье, отдых.

Балдёжно – замечательно

Батя, дед – папа, отец

Бро – товарищ

Баян – избитая шутка

Валяй – говори

Верняк – верное дело

Видос – видеоролик

Втирать – говорить

Гнать – врать

Дичь – глупость, пустая информация

Дубак, дубарь – холод

Жесть – жестокое, шокирующие

Забей – забудь

Забить – перестать заниматься чем-либо

Заморачиваться – беспокоиться

Зарегать – зарегистрироваться

Заценить – попробовать

Зацепило – понравилось

Зашквар – позор

Зашло – понравилось

Здорово – здравствуйте

Игнор – равнодушие

Изги – легко, просто

Инста – инстаграмм

Косарь – тысяча рублей

Кликуха – кличка

Краб – рука

Красава – молодец

Кэш – наличные деньги

Лафа – удача, выгода

Лол – смешно

Ляпнуть – сказать что-то не впопад

Матеша – математика

Напряг – напряженная ситуация

Ништяк – хорошо

Облом – не получается что-либо

Общага – обществознание

Окей – хорошо

Офигенно – сойти с ума

Падик – подьезд

Париться – беспокоиться

Полтос – пятьдесят рублей

Понял, принял – выражения согласия

Попутал – перепутал

Пранк – розыгрыш

Предки – родители

Прикалываться – шутить

Пушка – замечательно, здорово

Родаки – родители

Рофл – смех, шутка

Русиш – русский язык

Слинять – уйти, уехать

Смоматься – сбегать за чем-либо

Сольник – сольный альбом, концерт

Сорян – извини

Стопудово – точно

Стучать – ябедничать

Тачка – машина

Телега – телеграмм

Техна – технология

Тима – команда

Тиммейт – товарищ по команде

Тип – парень, мужчина

Тормоз – человек, который медленно соображает

Трабл – проблема

Трескать – есть

Трушный – настоящий

Тусовка – сборище людей, дискотека

Улет – круто

Фанфик – любительский рассказ о выдуманных персонажей

Фиаско – неудача

Фиолетово – безразлично

Хавать – есть

Халява – бесплатно

Хейтить – открыто показывать свою ненависть к чему-либо

Чел – любой человек

Чекать – проверять

Чё по чём – « как дела», «что делаешь»

Чилить – отдыхать

Чирик – десять рублей

Чс – чёрный список

Чувак – парень

Шухер - опасность

Просмотров работы: 10139