ВВЕДЕНИЕ
«Не зашло», «не зацепило»
Вместо «не понравилось».
«Здорово» и «мило»
На «крутяк» исправилось.
В сленге не стоим на месте,
Развиваемся, растём.
Так давайте разберёмся вместе,
Что случилось с языком?!
Жаргон – это вызов "правильной" жизни, дань языковой моде. Жаргон стремится увеличить темп речи, для этого применяются сокращения, укороченные слова, аббревиатуры и т.п. Даже сами лингвистические термины "жаргон" и "арго" все чаще стали заменяться более кратким понятием - "сленг".
Молодежь, как известно, представляет собой большую социальную мобильную группу, которая играет важную роль в жизни общества. Именно представители молодого поколения отличаются стремлением ко всему новому, способностью моментально реагировать на все происходящее вокруг, уверенностью и «безоглядностью», что делает их поступки и действия решительными, смелыми, бескомпромиссными. Подобные тенденции, как правило, находят свое непосредственное воплощение, прежде всего в языке. Именно в речи молодежи, как в зеркале, находят свое максимальное отражение все социальные преобразования и изменения, которые происходят в обществе на определенном этапе его исторического развития. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современного молодого поколения.
Развитие языка, по крайне мере в наше время, идёт по пути усложнения структуры и упрощения системы языка; сам язык становится проще в связи с максимальным развитием его системности, но использование его становится всё сложнее в связи с расширением социальной базы, которая им пользуется.
Мне стало интересно узнать, каковы же особенности сленговой речи среди моих сверстников. И моя работа превратилась в целое исследование.
Объект исследования: обучающиеся гимназии №9
Предмет исследования: молодёжный сленг и жаргон.
Цель: изучить использование сленга и жаргона в подростковой среде.
1. Изучить литературу по данной проблеме.
2. Познакомиться с различными источниками молодежного сленга.
3. Выяснить наиболее употребляемые слова среди учеников.
4. Провести опрос среди учеников школы.
Практическая значимость: данный материал может быть использован как на уроках русского языка и литературы, так и во внеклассных мероприятиях.
1 Молодежный сленг и жаргон
1.1 Понятие и особенности молодежного сленга
Сам термин "сленг" появился в русской лексикологии относительно недавно; в отличие от "жаргона" он не зафиксирован ни в словаре Даля, ни в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона. Проникновение этого слова в русский язык было связано с изучением англоязычных культур. Первоначально сленгом называлась исключительно иноязычная реалия, но в дальнейшем сфера употребления этого слова была расширена. В данной работе мы употребляем термины жаргон - сленг как синонимы, не настаивая на их строгой дифференциации.
Молодёжный сленг - социолект людей в возрасте 12-22 лет, возникший из противопоставления себя не столько старшему поколению, сколько официальной языковой системе.
Молодёжный сленг, как и любой другой, представляет собой только лексикон на фонетической и грамматической основе национального языка и отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Наиболее развитые семантические поля - «Человек», «Внешность», «Одежда», «Жилище», «Досуг». Бо́льшая часть элементов представляет собой различные сокращения и производные от них, а также английские заимствования или фонетические ассоциации.
Характерной особенностью, отличающей молодёжный сленг от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений.
Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России.
1. 1920-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.
2. 1950-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг». Стилягам было важно выделиться из толпы, они выделялись при помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов.
3. 1970-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
В настоящее время на развитие молодёжного сленга большое влияние оказывает компьютеризация. Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. За счёт этого интернет-сленг проникает в молодёжную речь.
1.2 Причины употребления молодежного сленга
Подростковый сленг – это нечто неразрывно связанное с образом современного взрослеющего ребенка. В данном случае речь не идет о нецензурных и бранных выражениях, использовать которые совершенно недопустимо. Речь о тех выражениях, которые не являются литературными, но часто употребляются и всем понятны. Нелитературные слова придумываются и употребляются не только нынешним молодым поколением. Они были во все времена. Молодежь начала прошлого века, выросшая из беспризорников, разговаривала скорее на воровском жаргоне: «стибрили, сперли, лафа, феня, ботать». Молодежь середины прошлого века – сытая, обеспеченная – внесла в речь слова, больше характеризующие внешний вид и отражающие беззаботность и безделье молодого поколения: «котлы, тусить, шнурки в стакане, герла, прикид». Спустя полвека мало кто использует подобные слова в речи, но смысл понятен каждому. Они вошли в жизнь и живут параллельно с литературной речью.
Сленг современных подростков отличается высокой экспрессивностью:
- гнать - обманывать;
- выносить мозг - давать не нужную информацию.
Имеет много видоизменений английского языка:
- юзать - (от англ. use) – использовать;
- пиплы - (от англ. people) – люди;
- гамáть, гáмать (от англ. game) - играть;
- лайк - (от англ. like) - нравится.
Иногда переводятся английские слова и носят оттенок насмешки:
- смартфон компании Apple - яблофон;
- bluetooth - «голубой зуб».
Огромное количество компьютерных терминов используется молодежью в обычной жизни:
- комп - компьютер;
- моник - монитор;
- бук - ноутбук;
- клава - клавиатура;
- винда - windows;
- винт - винчестер.
И из соцсетей:
- пост - сообщение;
- хейтить - выражать негативную, отрицательную оценку;
- троллить - провоцировать;
- забáнить - заблокировать.
Часто новые слова образуются путем изменения и сокращения старых:
- игнорить - игнорировать;
- зарегать - зарегистрировать;
- обществознание - общество.
Можно выделить основные причины употребления сленга подростками:
1. Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной.
Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!
2. Сленг помогает выделиться подростку, стать непохожим на окружающих. Это своеобразный протест против общепринятых норм.
3. Сленг служит опознавательным знаком того, что этот человек принадлежит к определенной социальной среде.
4. Сленг - способ прикрыть собственную безграмотность и скудость языка, шанс выглядеть модно («превед», «ненаю», «брадяга»).
Можно сделать вывод, что основной причиной появления жаргонного сленга среди подростков является желание создать свой язык, организовать общение среди сверстников; обучающиеся употребляют жаргонизмы, потому что отсутствие словарного запаса не дает им возможности грамотно выражать свои мысли и поэтому свое отношение к происходящему вокруг них им легче выразить с помощью жаргонизмов.
1.3 Источники пополнения молодёжного сленга
Как и прежде, источниками пополнения сленга являются иностранные языки, блатное арго, заимствования из языка музыкантов и спортсменов. Новым источником, пожалуй, в 90-е годы стали компьютерный язык и, к сожалению, лексика наркоманов. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык. Только смысл отдельных слов нормальной речи подростками переиначивается. 70-е и 80-е годы стали временем массового изучения иностранных языков. В эти же годы к нам пришло молодежное движение хиппи. В русский язык проникло много иностранных (особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на сленге наших подростков. Герла – девушка, уменьшительное – герленыш; трузера – брюки, штаны; хайрат – длинноволосый юноша, хиппи; шузняк – любая обувь; сейшн – вечеринка; хипповать – вести себя независимо, пренебрегая общими правилами, бро – брат.
Появлялись новые вещи, а вместе с ними и новые слова. Так возникло, например, слово вертушка для обозначения проигрывателя и слово видак – для видеомагнитофона, телефон – мобила, компьютерные сленги.
Многие из этих слов сейчас часто встречаются в речи подростков.
2 Сленг в речи современной молодежи
2.1 Причины резкого увеличения числа жаргонизмовв речи учеников
Откуда подростки узнают о жаргонных словах? Вот, что ответили обучающиеся: «слышал от друзей», «в колледже от одногруппников», «из интернета», «из переписки в социальных сетях». Однако кроме субъективных существуют объективные причины:
1. Стремление СМИ завоевать популярность любой ценой;
2. низкий уровень речевой культуры;
3. снижение интереса к русской классической литературе;
4. изменение нравственных ориентиров;
5. постоянное обращение к услугам компьютера;
6. незнание языковых норм и нарушение правил речевого этикета.
Для одних людей жаргон – это игра со словом, для других – стиль и норма общения, для третьих – своеобразная дань времени. Для меня такой вид речевого общения является неприемлемым. Я русский человек и носитель великого языка, языка А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. Как завещание звучат сегодня слова Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, преданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
2.2 Использование сленга в речи учеников школы
Мной был проведен опрос среди учеников 7-х – 8-х классов « МБОУ Лицей № 9 им.К.Э .Циолковского» г. Калуги в количестве 50 человек. Были предложены вопросы анкеты (См. Приложение А).
На вопрос: «Знаете ли вы слова молодёжного сленга?» - 98% ответили «да», и только 2% - «нет». (См. Приложение Б Диаграмма Б.1).
На вопрос: «Используете ли вы эти слова в своей речи?» - 58% ответили «часто», 38% «редко» и 4% «никогда». (См. Приложение Б Диаграмма Б.2).
На вопрос: «Почему вы разговариваете на сленге?» - 2% из опрошенных ответили, что хотят, чтобы их понимали; 20% - что это экономит их время при общении; 34% - помогает выразить эмоции и чувства; 34% - что это вошло в привычку; 8% - все мои друзья так говорят; 2% - желание быть современной (-ым); и никто из опрошенных не ответил, что это модно, хочу выглядеть крутой (-ым). (См. Приложение Б Диаграмма Б.3).
На вопрос: «Больше сленговых слов вы употребляете в интернете или при устном обществе?» - 12% ответили в интернете, 20% при устном общении и 68% «одинаково». (См. Приложение Б Диаграмма Б.4).
На вопрос: «Понятно ли вам значение жаргонных слов и выражений, которые встречаются в речи современной молодежи?» - 48% ответили «да», 2% «нет» и 50% «не всегда». (См. Приложение Б Диаграмма Б.5).
Анкетирование показало, что 62% опрашиваемых могут обходиться без использования в речи сленга, а 38% активно используют такие слова. (См. Приложение Б Диаграмма Б.6).
На предложение привести пример самых популярных сленговых слов в речи обучающихся откликнулись почти все респонденты. Было приведено большое количество примеров сленга и жаргона (См. Приложение В). Также было отмечено, что самое большое количество сленга приходится на имена существительные и глаголы. Реже в речи студентов сленг встречается среди имен прилагательных и наречий. Отсутствует сленг, по понятным причинам, в таких частях речи, как местоимение и числительное, а также в глагольных формах (причастие и деепричастие).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что изучение и понимание молодежного сленга помогает подросткам приобщиться к языковой среде и понять особенности менталитета своих зарубежных сверстников. Это особенно актуально в условиях расширяющихся межкультурных контактов.
В работе исследованы причины употребления жаргонизмов и сленгов в речи и отмечено, что ученики используют жаргон как средство выразительности, считая его модным и таким образом стремясь создать свой мир, отличный от взрослого.
Вместе с тем было отмечено, чем старше становятся молодые люди, тем осознанней относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов и сленговых выражений, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи.
Проведенное анкетирование среди обучающихся показало, что слова молодежного сленга знает подавляющее большинство. Однако далеко не каждый подросток употребляет их в своей речи. А те, которые употребляют сленг, хотят таким образом выразить свои эмоции и чувства и при этом сэкономить время коммуникации.
Главная речевая тенденция современности - это освобождение языка от пут морали. Вот только немного страшно, что русский язык получает освобождение от любой морали. Кто-нибудь из нас понимает последствия этой свободы? А ведь нужно над этим задуматься.
Существует немало художественных средств языковой выразительности, позволяющих разнообразить нашу речь, сделать ее интересной и яркой. Куда интереснее услышать в речи красочные эпитеты, метафоры, сравнения, нежели порой грубые и зачастую совершенно непонятные жаргоны. Берегите родной язык, сохраняйте его самобытность, ведь как говорил М.А. Шолохов: «Величайшее богатство народа – его язык».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. - 1996. - № 3. - С. 32-41.
2. Русский язык. Справочник школьника. 4-11 классы / Под ред. В. Славкина, канд. филог. наук. доцента кафедры русского языка факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Филологическое общество «Слово», 1994.
3. Соколова В.В. Культура речи и Культура общения / В.В. Соколова. - М.: Просвещение, 1995.
4. Агузарова, К.К. Молодёжный сленг // Дарьял. – 2004. - №6, [электронный ресурс]. – URL: http://www.darial-online.ru (дата обращения 01.04.2019).
5. Культурная библиотека. Искусство русской речи - http://www.sleng.info/
6. Попова Н.Н., Швайбович Е.А.Неформальные подростковые группы // Материалы областного семинара «Организация работы по профилактике экстремизма и формированию толерантного поведения в молодежной среде», Тамбов 2010. - С. 2. - Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/www/metod-material-neformal.pdf (дата обращения 01.04.2019).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета на тему «Молодёжный сленг и жаргон»
1. Знаете ли вы слова молодежного сленга:
А) да; Б) нет
2. Используете ли вы эти слова в своей речи:
А) часто; Б) редко; В) никогда
3. Почему вы разговариваете на сленге:
А) хочу, чтобы меня понимали;
Б) это экономит время при общении;
В) помогает выразить эмоции и чувства;
Г) хочу быть современной (-ым);
Д) это вошло в привычку;
Е) все мои друзья так говорят;
Ж) то модно, хочу выглядеть крутой (-ым)
4. Больше сленговых слов вы употребляете в интернете или при устном общении:
А) интернет; Б) устное общение; В) одинаково
5. Понятно ли вам значение жаргонных слов и выражений, которые встречаются в речи современной молодежи:
А) да; Б) нет; В) не всегда
6. Могли бы вы обойтись без жаргонизмов:
А) да; Б) нет
7. Приведите примеры слов, которые вы чаще всего употребляете
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Диаграмма Б.1- Знаете ли вы слова молодежного сленга?
Диаграмма Б.2- Используете ли вы эти слова в своей речи?
Диаграмма Б.3- Почему вы разговариваете на сленге?
Диаграмма Б.4- Больше сленговых слов вы употребляете в интернете или при устном общении?
Диаграмма Б.5- Понятно ли вам значение жаргонных слов и выражений, которые встречаются в речи современной молодежи?
Диаграмма Б.6- Могли бы вы обойтись без жаргонизмов?
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Словарь жаргонизмов
(слова, которые употребляют обучающиеся школы)
Балдёж – веселье, отдых.
Балдёжно – замечательно
Батя, дед – папа, отец
Бро – товарищ
Баян – избитая шутка
Валяй – говори
Верняк – верное дело
Видос – видеоролик
Втирать – говорить
Гнать – врать
Дичь – глупость, пустая информация
Дубак, дубарь – холод
Жесть – жестокое, шокирующие
Забей – забудь
Забить – перестать заниматься чем-либо
Заморачиваться – беспокоиться
Зарегать – зарегистрироваться
Заценить – попробовать
Зацепило – понравилось
Зашквар – позор
Зашло – понравилось
Здорово – здравствуйте
Игнор – равнодушие
Изги – легко, просто
Инста – инстаграмм
Косарь – тысяча рублей
Кликуха – кличка
Краб – рука
Красава – молодец
Кэш – наличные деньги
Лафа – удача, выгода
Лол – смешно
Ляпнуть – сказать что-то не впопад
Матеша – математика
Напряг – напряженная ситуация
Ништяк – хорошо
Облом – не получается что-либо
Общага – обществознание
Окей – хорошо
Офигенно – сойти с ума
Падик – подьезд
Париться – беспокоиться
Полтос – пятьдесят рублей
Понял, принял – выражения согласия
Попутал – перепутал
Пранк – розыгрыш
Предки – родители
Прикалываться – шутить
Пушка – замечательно, здорово
Родаки – родители
Рофл – смех, шутка
Русиш – русский язык
Слинять – уйти, уехать
Смоматься – сбегать за чем-либо
Сольник – сольный альбом, концерт
Сорян – извини
Стопудово – точно
Стучать – ябедничать
Тачка – машина
Телега – телеграмм
Техна – технология
Тима – команда
Тиммейт – товарищ по команде
Тип – парень, мужчина
Тормоз – человек, который медленно соображает
Трабл – проблема
Трескать – есть
Трушный – настоящий
Тусовка – сборище людей, дискотека
Улет – круто
Фанфик – любительский рассказ о выдуманных персонажей
Фиаско – неудача
Фиолетово – безразлично
Хавать – есть
Халява – бесплатно
Хейтить – открыто показывать свою ненависть к чему-либо
Чел – любой человек
Чекать – проверять
Чё по чём – « как дела», «что делаешь»
Чилить – отдыхать
Чирик – десять рублей
Чс – чёрный список
Чувак – парень
Шухер - опасность