« Моё упование в красоте души»
Б. Шергин.
Красота души — это умение видеть и ценить красоту природы, безгранично любить свою Родину и готовность умереть за неё, это радушие и гуманизм к другим людям, самоотверженность и самопожертвование ради счастья других людей, готовность "отдать последнюю рубаху", умение видеть необычное в простом, красоту в обыденном, умение быть счастливым и не терять оптимизм в самые трудные моменты жизни.
Русский человек всегда славился красотой души. О замечательных душевных качествах простых людей писали Тургенев, Толстой. Но для меня настоящим открытием стали книги, где главными героями являются жители русского Севера. Этот удивительный мир открыли мне два писателя-Борис Шергин и Юрий Герман. Произведения этих писателей помогли мне узнать не только историю нашей страны, но и много удивительных подробностей об этом крае. Но больше всего меня поразили люди, жители русского Севера-поморы. Многие из героев книг Б. Шергина и Ю. Германа обладают прекрасной душой и могут стать примером для современных людей.
На Белом море с древнейших времён жили потомки новгородцев. Они помогали утверждать власть русской земли на суровых берегах Белого моря. Их характер формировался в трудных условиях. Поморов с детства учили быть мужественными, не бояться трудностей, бороться за жизнь. И вырастали люди суровые, строгие, сильные, правильные, но в душе они оставались нежными, поэтичными добрыми. Они могли выстоять во время шторма, пережить суровые испытания, оказаться в немилости у власти и в то же время они умели любить сильно, нежно и были верными своим возлюбленным до гробовой доски.
Север- суровый и богатый край. Зима долгая, лето коротко. Чтобы выжить надо много трудиться. Поморы–великие труженики. Основными их занятиями были строительство судов, морской промысел или плотницкое ремесло Но труд для них не только способ добыть себе кусок хлеба. Труд- это радость, счастье, а иногда и средство в борьбе с отчаянием и даже со смертью.
Удивительный русский писатель Борис Шергин родился на берегу Белого моря в городе Архангельске. Сам писатель считал, что «Двинская страна»- место его рождения-определило его судьбу. Он стал писателем, воспевшим Русский Север. и в своих книгах сотни раз признался в любви к своей родной земле, а особенно к её жителям- поморам.
Книгу Б. Шергина «Изящные мастера» я начала читать случайно. Я, конечно, слышала про город Архангельск и про Белое море, но я не думала, что мне будет так интересно. Я узнала, что есть на русском Севере мужественные, отважные люди, которые не теряют силу духа в самых трудных обстоятельствах, даже перед смертельной опасностью. У этих людей есть общая черта: они любят трудиться, среди них есть искусные, «изящные» мастера. Писатель Б. Шергин не только рассказывает о самых знаменитых мастерах, но и восхищается ими, любуется их знанием, умением, искусством, показывает их повседневную работу как «вдохновляющие примеры труда, овеянного высокой поэзией».
Архангельские поморы мореплаванием занимались испокон веку и называли эту науку «морское знание». Когда Петр 1 только мечтал о строительстве кораблей, архангельские поморы уже давно знали, как строить «лодьи» и ходили под парусом по Белому морю. Шергин пишет, «что уже в XII-XV веках русские люди своим умом-разумом строили суда,…из Белого моря ходили на Новую Землю, на Грумант, в Скандинавию. Уже в XIII веке по берегам и островам Северного Ледовитого океана стояли русские опознавательные знаки - исполинские осьмиконечные кресты. Поперечины креста астрономически верно указывали направление стран света». Судостроение называлось у поморов «художество» Б. Шергин называет кораблестроителей «мужики по званью, художники по призванью».
Плотники, маляры, резчики по дереву особое внимание уделяли творчеству и этим заслужили себе славу. На творчестве, по мнению Шергина, держится мир. Именно творчество и создаёт духовную основу жизни человека.
Много раз перечитывала я рассказ со странным названием «Для увеселенья». Произведение Шергина небольшое. Написано оно в жанре сказания. В основу сказания легла история, которую когда-то рассказал автору отец. А отец автора «про море пел и говорил». Все рассказы Шергина напоминают сказания, потому что автор хотел сохранить «живое народное слово». Сказание написано возвышенным языком с использованием устаревшей лексики, которая переплетается здесь с поморскими словами и выражениями. Время действия- «в семидесятых годах прошлого столетия». Историю поведал автору- повествователю старик рулевой, исполняющий старинную заповедь: "Все плывущие в этих местах моря-океана, поминайте братьев Ивана и Ондреяна".
Старик рассказывает историю гибели братьев Личутиных. Иван и Ондреян Личутины- плотники, талантливые художники. «выполняли резное художество.» На носу и корме корабля в те времена «изображался олень и орел, и феникс и лев; также… боги и знатные особы». Этим искусством братья занимались на Архангельских верфях. В конце 40-х годов 19 века братья вернулись в родные места и занялись рыбным промыслом. «На Канском берегу была у них становая изба. Сюда приходили на карбасе, отсюда напускались в море». Однажды братья, закончив промысел, погрузили улов в карбас, сами заночевали на берегу. Ночью шторм разбил карбас и унес обломки в море. Островок лежал в стороне от морских путей, . не от кого ждать помощи. У них не было запаса еды и питья, всё доели накануне, собирались домой. Гибель братьев неминуема. Любой человек на их месте впал бы в отчаяние, но не поморы. Люди, рожденные на суровой северной земле, с детства привыкали «спокойно и великодушно» относиться ко всем тяготам жизни, даже к смерти. И братья рассуждают: «Не мы первые, не мы последние. Мало ли нашего брата пропадает в относах морских, пропадает в кораблекрушениях. Если на свете не станет еще двоих рядовых промышленников, от этого белому свету перемененья не будет» Вот так, спокойно, принимают они свою судьбу. По поморскому обычаю мореходы, попавшие в такое положение, оставляли посмертное письмо, чтобы кто-нибудь, кто попадет на остров, передал бы родне известие. И братья Личутины использовали для этого деревянную столешницу, на которой разбирали рыбу. Тут они «вспомнили любезное сердцу художество. Простая столешница превратилась в произведение искусства» Так велика была их сила духа, что они готовы и смерть принять в труде и творчестве. «Чтобы ум отманить от безвременной скуки,// К сей доске приложили мы старательные руки...»- написали братья на «достопамятной доске» самим себе эпитафию, да ещё и стихами. Через шесть недель Ондреян умер и Иван отметил смерть брата на доске., а когда сам он умер-неизвестно. И можно только удивляться той силе, которая заставила братьев до последнего своего часа творить. И автор восторгается: «Чудное дело! Смерть наступила на остров, смерть взмахнулась косой, братья видят ее - и слагают гимн жизни, поют песнь красоте».
Автор-повествователь вместе с капитаном Лоушкиным побывали на месте гибели братьев, чтобы увидеть «художество». Прочитав эпитафию, капитан и повествователь «поплакали.» Строчки, начертанные братьями, проникли им в самую душу. А когда плыли назад «неизъяснимая, непонятная радость начала шириться в сердце...». И автор с капитаном испытывают душевный подъём оттого, что братья Личутины совершили душевный подвиг, не сдались смерти, не смирились. И этот подвиг имеет огромное влияние на других людей, воодушевляет, заставляет по-другому взглянуть на окружающий мир, наполняет сердце радостью.
Очень понравились мне рассказы о кормщиках, так поморы называли лоцманов. Шергин называет их «примечательными представителями «поморских отцов». Маркел Ушаков, Иван Порядник (Рядник), Федор Вешняков -это нравственные идеалы поморов. Их слова, поступки, вся жизнь служат примером для всех. Маркел Ушаков, «опытный судостроитель» умел и знал много и свои знания называл «художество». Маркел считал, что «художный мастер: куда ни придет, где ни товарищей живет, зиждет доброту (создает красоту)», а это и есть проявление красоты души. А кормщик Устьян Бородатый, посылая товарищей на охоту, наказывает им не трогать «матку», олениху с олененком, заботится о сохранении природы. Кормщик Иван Рядника, человек большой души, на зимовье у Мерзлого моря «старался всех развеселить да рассмешить», потому что.»на зимовье скука караулит человека». Он своим весельем «отымал у болезни» своих товарищей. Такое доброжелательное отношение к товарищам и есть проявление красоты души.
В годы Великой Отечественной войны, чтобы увеличить духовную силу народа, плечом к плечу вместе с воинами встали люди творческих профессий— писатели, художники, поэты, журналисты. Среди них был и писатель Юрий Герман. Его роман «Россия молодая» - ответ на события Великой Отечественной войны. Действие романа происходит в Архангельске, во времена Петра I.Архангельску угрожает нашествие шведов. Перед лицом опасности героям романа приходится забыть об обидах и спорах, потому что победить врага поможет только единство. Один из главных героев романа- «лодейный кормщик Иван Рябов», человек из народа очень напоминает кормщиков из произведений Б.Шергина. Не случайно Юрий Герман использует словарь сказаний Б.Шергина в названиях глав романа: «Архангельский город-всему морю ворот», «Морского дела старатели» Прототипом литературного героя стал реальный человек Иван Ермолаевич Седунов , по прозвищу Рябов .Он был рыбаком, и однажды, когда вышел в море на промысел, увидел шведские корабли, идущие разрушить Новодвинскую крепость, которую строили по указу Петра I. Рябова с товарищами схватили шведы, стали бить и требовали провести шведские корабли по устью Двины. Рябов «для виду» согласился, но сумел обмануть шведов и посадил флагманский корабль на мель, а пушки из крепости расстреляли судно и ещё два корабля. Ю. Герман рассказал в своём произведении о подлинных событиях XVII века. Подвиг Ивана Рябова в романе назван «великим», потому что совершил его кормщик во имя Родины. А любовь к Родине-это и есть проявление душевной красоты. Петр I награждает кормщика званием «Первого лоцмана Российского государства», однако настоящей наградой для кормщика стала память о нем, которая живет и сейчас. Память о красоте его души, которая не смогла не проявить себя в страшные годы бедствий.
Главное богатство Севера– его люди, которые могут восполнить собой все то, чего не хватает России. Герои произведений Б.Шергина и Ю.Германа могли бы стать для современных людей примером людей необыкновенной душевной красоты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Запечатленная слава: Поморские были и сказания. М.: Советский писатель, 1967. 440 с.
2.Наследие Бориса Шергина: Сборник статей / Сост. и отв.
ред. Е.Ш. Галимова. — Архангельск: Поморский университет, 2004 — 108 с.
3.Запечатленная слава/К 120-летию со дня рождения русского писателя// Русская народная линия.Православие. Самодержавие. Народность.Информационно-аналитическая служба
4 Дымченко Анастасия Сергеевна Историческая проза о петровской эпохе в архангелогородском локальном тексте: романы «Петр Первый» А.Н. Толстого и Россия молодая» Ю.П. Германа// Вестник КГУ,-2019