Валерий Мутин – из плеяды «новокрестьянских» поэтов? (сходство пейзажной лирики В. Мутина и С.Есенина)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Валерий Мутин – из плеяды «новокрестьянских» поэтов? (сходство пейзажной лирики В. Мутина и С.Есенина)

Парыгина Е.А. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение Козская средняя школа (Козская средняя школа) государственное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» (ГОУ ДО ЯО «ЦДЮТурЭк»)
Мякутина М.А. 1
1муниципальное общеобразовательное учреждение Козская средняя школа (Козская средняя школа) государственное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» (ГОУ ДО ЯО «ЦДЮТурЭк»)
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ι. Введение

Однажды на уроке литературы, выполняя проект по современной литературе, я наткнулась на предисловие к книге В.Мутина «Не упадёт моя звезда». Это предисловие написал ярославский поэт Е.Гусев. Вот какие строки привлекли моё внимание: «Если же говорить о поэтике в целом, у манеры письма Валерия Мутина три больших достоинства: краткость, динамичность, и, скажем так, большой удельный вес слова. Учителя его – русские классики, подарившие миру бессмертные произведения «Евгений Онегин», «Бородино», «Русские женщины», «Анна Снегина» и другие. Это глубинно-корневое, «традиционное» в лучшем смысле этого слова творчество и отличает его от иных современных рифмогонов. Мутин – поэт прямого открытого стиля, и в этом он следует традициям Н.Клюева, М.Исаковского, А.Фатьянова, П.Васильева, Н.Рубцова. Он – из их плеяды по мироощущению»[1]

Т.е., по мнению Гусева, В.Мутина можно считать «новокрестьянским» поэтом. Из таких поэтов ближе всего я знакома с С.Есенина. Поэтому я решила подробнее познакомиться с творчеством В.Мутина.

Гипотеза, которую я захотела подтвердить, - Е.Гусев прав относительно творчества В.Мутина.

В своей работе я использовала 2 сборника:

Мутин В.В Не упадёт моя звезда. Стихи. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2010. – 160с.

Тополиные острова: сборник стихов / В. В. Мутин. – Ярославль, 1990. – 64 с.

Цель

Доказать, что стихотворения В.Мутина похожи на стихотворения «новокрестьянских поэтов (на примере стихов С.Есенина)

_______________________________________________________

Гусев, Е. Его святое ремесло // Не упадет моя звезда : стихи / В. В. Мутин. – Ярославль, 2010. – с. 5

Задачи

- изучить биографию В.Мутина

- сопоставить стихотворения В.Мутина и С.Есенина и выявить сходство стихотворений В.Мутина и С.Есенина

Методы исследования: работа с источниками, обобщение, систематизация, анализ

ΙΙ. Основная часть

2.1 Биография В.В. Мутина

Валерий Васильевич Мутин (см. Приложение 1) родился в 1940 году в Вологодской области, в семье военнослужащего, в семье был пятым ребёнком.

Уже в 13 лет Валерий начал работать. «В 16 лет пошёл в Строительную школу Ярославля. В 19 лет уехал на строительство Сталинградской ГЭС. Кроме того, Валерий Васильевич работал на строительстве Красноярской ГЭС, каскаде Кубанских и Саяно-Шушенской ГЭС бригадиром монтажников»[2]

«В середине шестидесятых годов ненадолго вернулся на ярославскую землю. Вот небольшой отрывок об этом из главы «В осеннем мареве берёз»: «Как раз к моему приезду произошло укрупнение хозяйств и районов, из трёх – Любимского, Первомайского и Пречистенского - делают один, Любимский. В Пречистом образовывается информационная ниша, и моё появление в поселке для редакции очень кстати. Редактор «Ленинского пути» приглашает меня на собеседование, после чего берёт в штат… Проработав корреспондентом несколько месяцев, я начинаю понимать, что это дело – не по мне. Другое дело – стихи…в их стихию я всегда окунаюсь, словно в живую воду. В стихах всегда можно правду сказать и о себе, и о других, пусть и между строчек». [3]

Стихи публиковались в различных газетах и журналах: «Комсомольская правда», «Сельская жизнь», «Ставрополье», «Мурзилка», «Наш современник», «Природа и Свет», «Журнал Поэтов».

Член Союза писателей России. Издал несколько стихотворных сборников.

Жил в последние годы в посёлке Пречистое Ярославской области. 

В 2013 году В. Мутин стал Почётным гражданином Первомайского муниципального района

____________________________________________________________________

https://45parallel.net/valeriy_mutin/

http://lubim.yarregion.ru/attachments/5841_30.pdf

2.2 Сходство произведений В.Мутина и С.Есенина

Основная образная тема произведений Есенина и Мутина - передача внутреннего состояния героя через восприятие окружающего мира. Поэты выросли среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить всё вокруг.

2.2.1 Образы растений

«Растительный мир Есенина многообразен. В его стихах встречаются более 20 пород деревьев (липа, ива, черемуха, береза…), 20 видов цветов» [4]

В стихотворениях В.Мутина встречается также много растений. Вот лишь некоторые примеры:

Название стихотворения

Растение

Строчка из стихотворения

Треска

Клевер, щавель

Головки клевера, да щавель…

 

рожь

Когда скосили рожь под рощей…

Белые лилии

лилии

Как ладошки, лилии всплывали

Черёмуха

черёмуха

Ах, черёмуха, черёмуха…

Агафья

Берёза, кедр

Где с кедром шепчется берёза…

Весна в пустыне

тюльпаны

На барханах красные тюльпаны…

Осины ропщут

осины

Не спят осины на Соти …

_____________________________________________________

https://studexpo.ru/159819/literatura/obraz_rasteniy_poezii_prirode_prichina_obrascheniya_esenina_obrazu_rasteniy

Возвращение

берёза

В осеннем мареве берёз…

Письмо

малина

Осыпается наша малина …

Русалка

черёмуха

В кусты черёмухи унёс…

Ползуниха

земляника

Поспела земляника…

Старушка - задворенка

клюква

С корзиной клюквы повстречал…

2.2.2 Образы животных

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных. «Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные - корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада» [5]

В своем поэтическом творчестве Есенин обращается к разным представителям животного мира. С помощью подобных образов показаны картины из жизни братьев наших меньших.

«У Есенина наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы» [6] С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика.

______________________________________________________

http://lit-helper.com/p_jivotnii_mir_v_tvorchestve_s_a__esenina

https://studbooks.net/638214/literatura/obrazy_zhivotnyh_lirike_esenina

В стихотворениях упоминались также ворон, пес, соловей, кошка, голубь, журавль, овца, кобыла, собака, лебедь, петух, сова, и другие животные

Если прочитать стихотворения В. Мутина, то мы также встретим большое разнообразие представителей животного мира. Особенно часто встречаются рыбы. В. Мутин был заядлым рыбаком. Вот лишь несколько примеров стихотворений, где встречаются животные:

Название стихотворения

Животные

Строчка из стихотворения

Треска

треска

И соль, и сладость той трески…

Ночной гость

кот

Я сплю на печке. Кот под боком…

Белые лилии

воробьи

Даже воробьи там – альбиносы…

На рыбалке

гуси

Проснуться гуси, начнётся клёв…

Зима скатилась под откос

щука

«Вот это щука бултыхнулась!»…

Свет незакатный брызни

ворон

Воронов смолкли гвалт…

Агафья

олень

Живёт олениха ручная…

Синиц на волю выпуская

синица

Синиц на волю выпуская…

Возвращение

журавли

Знакомый оклик журавлей…

В окно не ветер, но ночная птица

снегирь

Не стайка легкокрылых снегирей…

Валентине

окунь

Окуней ловить…

Пошехонье

соловей

В бузине поёт соловушка…

На 101-й версте от Москвы

лошадь

Лошадей одичавши табун…

Нет, на судьбу я не в обиде

ворона

Крикливой стаи воронья…

Осенний пейзаж

чайка

Чайка морская гнездилась…

Грибная пора

жерех

Это жерех бьёт хвостом малька…

медведь

Медвежонок – царь природы дикой…

Ласточки

ласточки

Кормят ласточки птенцов…

2.2.3 Образ луны

«Есенин - едва ли не самый лунный поэт в русской литературе. Образы луны, месяца упоминаются в 351 его произведении более чем 140 раз» [7]

Лунный спектр у Есенина очень разнообразен. Чаще всего луна или месяц у Есенина - жёлтые. Затем идут золотой, белый, рыжий, серебряный, лимонный, янтарный, алый, червонный, бледный, синий.

Есенинская луна всегда в движении.

В стихотворениях В. Мутина луна встречается тоже довольно часто. Но Мутина больше интересует не цветовая гамма луны, а её размер. Широко используется Мутиным приём олицетворения.

____________________________________________________________-

https://studbooks.net/589299/literatura/poeticheskaya_tehnika_esenina

Название стихотворения

Строчка из стихотворения

Попутчик

Луна летала в облаках…

Не упадет моя звезда

Сквозь рваную тучу смотрела луна…

Агафья

Шинкует ночь луны кочан…

Зимой

Рог луны едва заметен…

Влюблённая луна

Луна, на миг остановясь…

С тех пор ночей не спит Луна…

Дорога в сказку

Только месяц всплывёт над водой…

2.2.4 Ольфакторная образность

Запах – это один из способов передачи в художественном тексте чувств и настроений лирического героя. В творчестве любого поэта в большой или меньшей мере присутствует цветопись, звукопись или ольфакторная образность.

«Ольфакторный  [лат. olfactorius благовонный, душистый] – обонятельный, относящийся к области восприятия запахов» [8]

Я проанализировала достаточно много стихотворений Сергея Есенина и убедилась, что в его пейзажной лирике наиболее частотно использование ольфакторной образности для передачи состояния природы (это - цветение, увядание, засуха, морозность) и чувств лирического героя. Есенин использует запахи в переносном значении для создания метафоры.

«Запахи подразделяются у Есенина на приятные или неприятные, они бывают нежно легкими (аромат цветов, скошенной травы, морской свежести) или же тяжелыми до удушья. Запах передает определенную информацию, эмоциональное состояние»[9].

_______________________________________________________________

Н.Г. Комлев Словарь иностранных слов, 2006 г.

http://writervall.ru/s-a-esenin-zapahi-i-obraznost/

Стоит отметить, что  наиболее часто встречается в стихах Есенина запах мёда.

Запахи в стихотворениях Мутина также встречаются.

Название стиха

Строка в стихе

Тополиные острова

Не с того ли пахнут рощи горьким дымом пепелищ…

Марьино поле

Не с того ли так долго оно пахло порохом и морозом…

Треска

Сбегались мы - войны подранки- на запах дыма и весны…

Белые лилии

И над речкой дым всё так же стелется…

Письмо

Где соломою ветер пропах…

2.2.5 Звуки

В творчества Сергея Есенина можем встретить большое количество звуков, особенно выделить контексты употребления слов «звон» и «звук».

«В большинстве случаев лексемы «звон» и «звук» употребляются с глаголами. Читая стихотворения Сергея Есенина встречаем следующие словосочетания: со звонами плачут глухари, на канавах звенят костыли, гулкий звон, звонно чахнут тополя, рассыпал звонистую дробь, колокольчик среброзвонный, звенит песок»[10].

Жизнь русских людей сопровождается колокольным звоном. Слово «звон» здесь имеет определение «гулкий», то есть слышный везде.

Но доступны поэту и оттенки звука, которые недоступны обычному слуху.

В. Мутин в своей пейзажной лирике также использует звуки.

___________________________________________________________

https://studbooks.net/775898/literatura/obraznye_osmysleniya_slov_zvon_zvuk_poezii_sergeya_esenina

Например:

Название стихотворения

Строчка из стихотворения

1943

Шипит и плавится свинец…

Святки - Колядки

И девчонки смеются в лицо…

Ночной гость

Мне слышится в печной трубе…

Белые лилии

С удочкой сидеть у тихой речки…

Козуля

Стонал и качался разбуженный лес…

Стихи – Синицы

Гром тишину на части рвёт…

2.2.6 Цветопись

В поэтической образности С.Есенина важное место занимает цветопись. Он оперирует всеми цветами, окружающими его: синим, золотым, розовым, желтым, зеленым, коричневым, черным, белым.

«Одним из главных цветов в лирике поэта является синий цвет и его оттенки. В христианской традиции синий цвет предстаёт символом духовности и Богоматери.

Синий цвет и его оттенки (напр., голубой) в лирике С.Есенина ассоциируется с Россией»[11].

Если проанализировать стихотворения В. Мутина, то мы обнаружим много примеров строчек, где упоминается синий цвет.

Название стиха

Строка в стихе

Перемилово

И только- синие глаза, и только кудри темно-русые…

Заветное

На синей скамье под окошком не плачут, вздыхая, меха…

__________________________________________________________________

11.https://moluch.ru/archive/110/27251/

Межа

Голубыми васильками зарастет весной межа…

Обновление

Помутневшим оком старица в небо синее глядит …

«Неповторимы и просты…»

Сугробов синие киты, лесов хрустальные руины…

Грибная пора

А вечер синим шелком окутал даль лугов…

ΙΙΙ. Заключение

«В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это - в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. "Моя поэзия богата одной любовью -- любовью к Родине. Это - ведущая ее тема, которая питает все мое творчество", - говорил Есенин»[12].  

Любовью к Родине наполнены и стихотворения В. Мутина.

«Он – лирик самый подлинный, не декларативный, что картинно грустит под берёзкой о «малой родине». Родина у него большая, до боли своя, вот только говорит он о ней негромко, даже как бы застенчиво, как о самом дорогом, любимом, близком»[1].

    В ходе исследования я пришла к выводу, что пейзажная лирика В. Мутина и С. Есенина очень похожи. Значит, В. Мутина можно считать представителем «новокрестьянских поэтов». Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.

____________________________________________________________________

12. Эвентов И.С. - «Сергей Есенин». Москва, Просвещение, 1987, С. 110

Список литературы и источников

Список литературы

Мутин В.В Не упадёт моя звезда. Стихи. – Ярославль: ИПК «Индиго», 2010. – 160с.

Тополиные острова: сборник стихов / В. В. Мутин. – Ярославль, 1990. – 64 с.

Гусев, Е. Его святое ремесло // Не упадет моя звезда : стихи / В. В. Мутин. – Ярославль, 2010. – С. 3-5

Н.Г. Комлев Словарь иностранных слов, 2006 г.

Эвентов И.С. - «Сергей Есенин». Москва, Просвещение, 1987, С. 29-40

Список Интернет-источников

https://45parallel.net/valeriy_mutin/ Дата обращения – 21.10.2019

http://lubim.yarregion.ru/attachments/5841_30.pdf Дата обращения – 24.10.2019

https://studexpo.ru/159819/literatura/obraz_rasteniy_poezii_prirode_prichina_obrascheniya_esenina_obrazu_rasteniy Дата обращения – 29.09.2019

http://lit-helper.com/p_jivotnii_mir_v_tvorchestve_s_a__esenina Дата обращения – 01.10.2019

https://studbooks.net/638214/literatura/obrazy_zhivotnyh_lirike_esenina Дата обращения – 01.10.2019

https://studbooks.net/589299/literatura/poeticheskaya_tehnika_esenina Дата обращения – 01.10.2019

http://writervall.ru/s-a-esenin-zapahi-i-obraznost/ Дата обращения – 28.10.2019

https://studbooks.net/775898/literatura/obraznye_osmysleniya_slov_zvon_zvuk_poezii_sergeya_esenina Дата обращения – 11.10.2019

https://moluch.ru/archive/110/27251/ Дата обращения – 21.10.2019

Приложения

Приложение 1 Фото В. Мутина

https://yarkprf.ru

Дата обращения – 03.11.2019 г.

Просмотров работы: 73