Обогащение словарного запаса учащихся 5-6 классов

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Обогащение словарного запаса учащихся 5-6 классов

Полухина А.Г. 1
1МБОУ СОШ №30
Мальгина Н.А. 1
1МБОУ СОШ №30
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Богатство русского языка составляют его слова. Словарный состав нашего языка насчитывает несколько сот тысяч слов. Конечно же, ни один человек не может знать все эти слова. Мы активно используем лишь некоторую их часть. Это общеупотребительные слова, нужные нам в повседневном общении, а также широко известные термины, которые мы изучаем и употребляем в школе. Но чем больше новых слов мы сможем изучить, поняв их смысл, тем точнее будем передавать свои мысли. Наша речь станет яркой и выразительной.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что в современном обществе, к сожалению, всё меньше людей задумываются о красоте своей речи. Это связано с тем, что мы живем в век всеобщей глобальной компьютеризации, когда многие проводят свой досуг, играя в компьютерные игры или просматривая развлекательные страницы в социальных сетях. Люди перестают многословно общаться, писать красивые развернутые письма друг другу. Они предпочитают просто и кратко отвечать на сообщения в мессенджерах. Многие забыли о чтении художественной и познавательной литературы. Но ведь и Интернет дает нам неограниченную возможность самосовершенствоваться в нашей речи, посещая интеллектуальные образовательные сайты, читая доступные просветительские статьи, электронные версии художественных произведений. Но почему же многие забывают об этом, предпочитая использовать столь неограниченный информационный ресурс в развлекательных целях?

Леонардо да Винчи говорил: «Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет». Поэтому так важно для каждого человека продолжать свое интеллектуальное развитие, при этом пополняя свой словарный запас.

Цель исследования: проследить динамику обогащения словарного запаса учащихся на протяжении полутора лет.

Объект исследования: редко употребляемые или специальные слова из «Школьного толкового словаря русского языка» под редакцией А. Лебедевой.

Предмет исследования: толкование значений новых для учащихся слов на разных этапах исследования.

Задачи исследования:

- провести опрос среди учащихся в три этапа: в начале и по окончании 5 класса и в начале обучения в 6 классе;

- выявить наиболее узнаваемые учащимися слова и слова с наибольшим количеством неправильной интерпретации;

- проанализировать полученные ответы;

- изучить ошибки в узнаваемости слов и выявить возможные причины.

Практическая значимость исследования: анализ результатов исследования на разных этапах позволит выявить готовность учащихся 5-6 классов к самостоятельному изучению незнакомых им слов, а также укажет на способы обогащения словарного запаса.

План исследования:

- составить список редко употребляемых и специальных слов из «Школьного толкового словаря русского языка» под редакцией А. Лебедевой;

- провести опрос учащихся в три этапа;

- проанализировать результаты опроса;

- сделать выводы.

Основная часть

Глава 1. Понятие о словарном запасе.

В русском языке словарный запас определяет специальный термин – «лексика».

ЛЕКСИКА, -и, ж. 1. Совокупность слов какого-либо языка или диалекта (Русская лексика. Диалектная лексика). 2. Совокупность слов, употребляющихся в какой-либо сфере деятельности (Профессиональная лексика. Техническая лексика). 3. Словарный состав произведений какого-либо автора (Лексика Пушкина).0

Именно первое определение лучше передает значение выражения «словарный запас».

Лексика включает в себя

- общеупотребительные слова. Это тот запас повседневных разговорных слов, который мы постоянно используем при непринужденном общении с близкими людьми, друзьями, одноклассниками в школе и всеми, кто нас окружает. Мы их слышим с нашего рождения и поэтому можем свободно использовать в своей речи, даже не задумываясь о значении. Эту же лексику мы используем не только в устной речи, но и когда пишем письма, смс, сообщения в социальных сетях;

- редко употребляемые слова, значение которых мы можем знать, но в своей повседневной речи не использовать. Это могут быть различные термины, устаревшие или, наоборот, новые слова;

- специальные слова. Это те слова, которые используют специалисты различных профессий. Если мы где-то услышим или увидим в тексте такие слова, то даже не поймем их значений.

У каждого человека своя лексика. Например, ребенок, который только начинает учиться в школе, может владеть всего 2 000 слов, а к окончанию школы он уже может знать около 5 000 слов. Этого количества вполне хватит для повседневного общения. Но если человек учится и дальше, читает познавательную и художественную литературу, его словарный запас может увеличиться и до 10 000 слов. Конечно же, не все эти слова (редко употребляемые или специальные) он будет активно использовать в речи.

Глава 2. Исследовательская часть.

Учащимся 5-6 классов были предложены слова, которые можно отнести к редко употребляемым или специальным словам. (Приложение №1)

Исследование проводилось в три этапа: в начале и по окончании учащимися пятого класса и в начале обучения в шестом классе.

Из всех предложенных слов на первом этапе было узнано и правильно определено всего 10 % слов. На втором этапе было узнано и правильно определено уже 15% из всех слов.

Значения очень многих слов были или неверно определены, или же вообще не определены.

Несколько слов были интерпретированы неверно, потому что их значение определялось, исходя из ассоциативных связей с чем-либо. Например, слово «аксиома» трактовалось чаще всего как «автомат по приему денег за школьное питание», потому что действительно в школе размещен такой автомат от фирмы «Аксиома». Или слово «рубище» определялось как «рубящая часть топора», здесь, видимо, проводилась параллель со словом «рубить». Слово «брифинг» многие определили как вид спорта, так как оно похоже своим окончанием на такие слова, как «серфинг», «дайвинг», «керлинг». Слово «ханжа» трактовали как «царь», «властитель», просто перепутав со словом «раджа».

Ошибочно было определено и слово «всенощная», не было ни одного правильного ответа. Конечно, это связано с тем, что церковная терминология не используется в повседневной жизни школьников.

Наиболее сложными в определении словами оказались следующие: коллоквиум, меценат, пиетет, плюрализм, постулат, преамбула, ротонда, силлогизм, скопидом, фазотрон, хула, швербот, эрзац. Скорее всего это связано с тем, что большинство этих слов очень редко используется в обычной повседневной жизни. А некоторые и вовсе уже не используются. Например, если в XVII-XIX веках ребята, вероятнее всего, знали и использовали слово «швербот», мечтая о плавании на парусных кораблях в дальние страны, то сейчас, когда уже не используются парусные корабли и попасть на другой конец света можно, совершив полет на самолете, слово «швербот» исчезает из нашей лексики. И если когда-нибудь оно встретится в произведениях художественной литературы, то читателю придется обратиться к толковому словарю.

Результаты исследования представлены в Приложении №2.

Глава 3. Способы обогащения словарного запаса.

Словарный запас учащихся расширяется в школе и вне школы: это происходит при изучении любого предмета, мы каждый день узнаем что-то новое и при этом обязательно знакомимся с новыми словами, терминами, явлениями. За пределами школы мы узнаем много новых слов при общении со взрослыми, читая художественную литературу, журналы, газеты, из телепередач и кинофильмов, при посещении театров, прослушивании аудиокниг и радио.

1. Использование толкового словаря.

Учащиеся могут завести личные словарики, куда можно вносить новые слова и их значения из толкового словаря. Смысл многих слов может казаться нам достаточно ясным из контекста услышанных фраз или прочитанных предложений, хотя на самом деле мы можем и неправильно его понимать. Именно толковые словари помогают как уточнить значение слов, так и познакомиться с новыми понятиями уже известных слов. Важно научиться задумываться над значением нового слова и уже дальше грамотно употреблять в точном соответствии с его смыслом в различных жизненных ситуациях. Важно помнить, что из-за неправильного понимания значения слова часто возникают орфографические ошибки.

Словарный состав русского языка находится в постоянном движении. Он пополняется новыми словами, а какие-то слова и выражения теряют свою актуальность и постепенно забываются. Жизнь каждого языка связана с жизнью общества. Чем быстрее происходит развитие общества, тем заметнее пополняется лексика новыми словами и тем быстрее какие-то

слова и выражения устаревают, поэтому издаются новые толковые словари, включающие в себя новые слова.

2. Запоминание.

При чтении книг мы узнаем значения новых слов, но при этом надо стараться их запоминать. Когда мы пересказываем отрывки из прочитанных книг, пишем по ним изложения, учим наизусть стихотворения, то развиваем свою память, которая потом позволяет нам легче запоминать новые слова, а также красиво говорить.

3. Ведение дневников.

Ведение читательского дневника или личного дневника помогает развить нам свой словарный запас, так как при заполнении таких дневников мы учимся правильно формулировать свои мысли, подбирая определенные слова. Дневник позволяет также повысить нашу грамотность при правильном использовании правил русского языка.

В читательские дневники можно записывать наиболее интересные фразы и выражения из прочитанных книг. В личном дневнике можно писать небольшие рассказы, представляя себя писателем.

4. Словесные игры.

Словарный запас помогут развить разные словесные игры. Это могут быть кроссворды, ребусы, головоломки. Когда мы их разгадываем, то узнаем новые слова и их значения. Такие игры развивают мышление и общий интеллект.

5. Чтение.

Ничто так не позволяет человеку обогатить свой словарный запас, как чтение. Чтение художественной литературы обогащает и нашу жизнь. Читая, мы имеем возможность узнавать очень много интересного о жизни других людей, животных, о разных странах и континентах и многое другое, чего в нашей обычной жизни может и не быть. А чтение произведений общепризнанных русских писателей позволяет увидеть всю красоту великого русского языка. Также можно читать и познавательные произведения.

6. Образовательные интернет-ресурсы.

В Интернете можно найти много полезной информации, посещая образовательные ресурсы. Я подобрала несколько наиболее интересных для школьников сайтов:

Российская государственная детская библиотека http://www.rgdb.ru

Культура письменной речи http://www.gramma.ru

БиблиоГид: Книги и дети http://www.bibliogid.ru

Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия https://megabook.ru

Энциклопедия «Кругосвет» http://krugosvet.ru

Русский биографический словарь http://www.rulex.ru

Россия Великая http://russia.rin.ru

Словари http://www.gramota.ru

Русские словари http://www.slovari.ru

Классика.ру http://www.klassika.ru

Детская онлайн библиотека http://gostei.ru/

Интернет-портал, на котором собраны ссылки на полезные ресурсы, книги и тексты по всем предметам школьной программы https://nashol.com/

Библиотека нехудожественной литературы http://www.bibliotekar.ru/

Онлайн-школа https://znaika.ru/

Образовательный журнал http://www.textologia.ru/

Общее языкознание http://www.genling.ru

Выводы

Учащиеся 5 классов, участвовавшие в исследовании, были не знакомы с 90 % предложенных редко употребляемых и специальных слов. Было проанализировано 1968 ответов. Из них только 117 содержали правильные значения слов, что составило всего 10 % от общего количества ответов. В 6 классе было получено 1128 ответов. Из них 168 правильных, и это уже 15 % от общего количества ответов. Наша работа явилась мотиватором для некоторых учащихся, которые самостоятельно изучили эти слова и на третьем этапе исследования совершили меньше ошибок в их определении. Динамика развития словарного запаса учащихся на протяжении полутора лет положительна.

Отсюда можно сделать вывод, что расширение личного словарного запаса зависит от нашего желания узнавать как можно больше незнакомых слов.

Да, возможно в повседневной жизни эти слова не будут использоваться учащимися, но они всегда вспомнят значения этих слов при необходимости.

Заключение

Проведенная исследовательская работа позволила выявить неготовность большинства школьников самостоятельно узнавать значения незнакомых им слов. Возможно, это связано с возрастными особенностями учащихся 5-6 классов.

Надеюсь, предложенные способы развития личного словарного запаса помогут моим одноклассникам увидеть всю красоту нашего великого русского языка.

Свою работу хочу закончить высказываниями известных людей о русском языке:

«Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют. Для всего, что существует в мире, в русском языке есть точные слова и выражения». (К.Г. Паустовский.)0

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (К. А. Федин.)0

«Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого».

(Ф.И. Буслаев.)0

Список использованной литературы

1. Афоризмы Леонардо да Винчи [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: www.bookol.ru, свободный

2. Большой справочник школьника. 5-11 классы /М.М. Литвинова, Т.Д. Дажина, В.А. Клоков. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Дрофа, 2010. — 1104с.

3. Живое и мертвое слово [Электронный ресурс] / К. Паустовский. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/public/zhivoe-i-mertvoe-slovo.htm, свободный

4. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / под редакцией Д. Н. Ушакова. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: feb-web.ru, свободный. — Фундаментальная электронная библиотека

5. Школьный толковый словарь русского языка /под редакцией А. Лебедевой. — Москва: Виктория Плюс, 2016. — 320с.

6. Цитаты о языке [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://gramota.ru/class/citations, свободный

Приложение №1

Список слов, использованных в исследовании.

Агитация – активная деятельность по распространению политических идей при помощи средств массовой информации.

Акр – земельная мера в некоторых странах, равная 4047 кв.м.

Аксиома – исходное положение, принимаемое без доказательств и лежащее в основе доказательств в истинности других положений, а также вообще положение, принимаемое без доказательств.

Алтын – старинная русская монета достоинством в три копейки.

Афоризм – краткое и выразительное изречение.

Бенефис – спектакль в честь или в пользу одного из его участников.

Брифинг – встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации.

Вариация – видоизменение элементов, частей чего-либо при сохранении основного содержания; совокупность особей определенного вида, отличающихся одним или несколькими признаками от других особей этого же вида.

Вензель – начальные буквы имени или фамилии или двух имён, связанные общим рисунком.

Веха – шест на поле для указания пути, границ земельных участков, а также в виде шеста для указания пути; важный момент, этап в развитии чего-либо.

Вече – в Древней Руси: собрание горожан для решения общественных дел, а также место для такого собрания.

Водевиль – комическая пьеса фарсового характера

Всенощная – вечерняя церковная служба у православных христиан.

Декада – промежуток времени в десять дней, третья часть месяца; промежуток времени, посвящённый чему-либо.

Жеманный – лишенный простоты и естественности, манерный.

Инертный – обладающий инерцией; бездеятельный, безынициативный.

Коалиция – объединение, союз, существующий на добровольных началах для достижения общей цели каких-либо государств, партий и так далее.

Коллоквиум – одна их форм учебных занятий, беседа преподавателя со студентами с целью выяснения и повышения знаний студента; совещание с докладами на определенную тему.

Лаконизм – краткий, сжатый способ выражать мысли.

Меценат – богатый покровитель наук и искусств.

Муар – плотная шелковая или полушелковая ткань, переливающаяся на свету разными оттенками; сорт бумаги с тиснённым узором на поверхности.

Пиетет – глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо.

Плюрализм – один из фундаментальных принципов устройства правового общества, утверждающий необходимость многообразий субъектов экономической, политической и культурной жизни общества; множественность мнений, суждений, взглядов и тому подобное, как один из принципов общественного устройства.

Постскриптум – приписка к оконченному и подписанному письму, обыкновенно обозначаемая буквами P.S.

Постулат – исходное положение, принимаемое без доказательств.

Преамбула – вводная, разъясняющая часть международного договора, закона или иного правового акта.

Ротонда – круглое или полукруглое здание с куполами.

Рубище – ветхая, рванная одежда.

Силлогизм – умозаключение, в котором из двух данных суждений (посылок) получается третье (вывод).

Синекура – хорошо оплачиваемая должность, не требующая особого труда.

Скопидом – тот, кто одержим страстью к накоплению и бережлив до скупости.

Стереометрия – отдел геометрии, изучающий фигуры, не лежащие в одной плоскости.

Теософия – религиозно-мистическое учение о положении божества через откровение и о возможности непосредственного общения с потусторонним миром.

Умбра – коричневая минеральная краска, состоящая из глинистого вещества с примесью окислов железа или марганца.

Фазотрон – установка для ускорения движения заряженных элементарных частиц переменным электрическим полем.

Франт – нарядно, модно одевающийся человек.

Ханжа – тот, кто притворно набожен, добродетелен.

Хула – резкое суждение, порочащие речи, брань.

Швербот – парусное одномачтовое судно, облегченной конструкции, с выдвижным килем.

Экстернат – установленный порядок сдачи экзаменов за курс учебного заведения для тех, кто не обучался в нем.

Эрзац – неполноценный заменитель чего-либо.

Приложение №2

Количественные и процентные результаты исследования.

0 «Большой справочник школьника», Издательство Дрофа (2010)

0 К.Г. Паустовский «Живое и мертвое слово»

0 Статья K. А. Федина «Единство языка и мышления» в «Литературной газете» от 25 марта 1951. № 36.

0 Ф.И. Буслаев «Мои воспоминания».

Просмотров работы: 2304