Севастополь литературный

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Севастополь литературный

Васильева А.О. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2
Лопатина О.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение нимназия №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами моей души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всему был, есть и будет прекрасен,-правда.»

Л.Н. Толстой

«Ласковая синева заштилевшего большого рейда, сверкающая под солнцем, и много военных кораблей.»

К.М. Станюкович

Введение

Проект - это шанс студента быть услышанным. С помощью проекта студент может воплотить свои идеи в жизнь. Это возможность обратить внимание зрителя на тему, которую он считает важной. Для меня важной темой является тема литературы и ее популяции.

«Севастополь литературный» - так называется мой проект. Эта тема актуальна, так как чтение книг с каждым днем теряет популярность. Людей больше привлекают современные технологии, они находят более интересным смотреть различные ролики в Интернете и слушать однообразную музыку. Этот факт подтверждает статические данные. По результатам исследования NOP World выяснилось, что Россия находится на седьмом месте из девяти, как читающая страна. Оказалось, что 35% опрошенных респондентов не читают книг. Для сравнения можно взять два поколения: молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет и людей старше 60 лет. Опрос ВЦИОМ показал, что за три месяца молодые люди прочитали лишь 3,56 книг, когда старшее поколение – около 5,28 книг за тот же срок.

Я считаю, что название моей исследовательской работы имеет «двойной» смысл. Выше мы разобрали проблему литературы; но также существует проблема восприятия россиянами города-героя Севастополя. После присоединения Крыма к Российской Федерации многие жители России начали воспринимать этот город как город-курорт и забыли его великую историю. Многие запамятовали, сколько крови было пролито за эти красивые берега у Черного моря. Наши предки с честью и достоинством отстаивали этот город. Многие «матроски», так называли жен солдат, служивших на море, не дождались своих мужей и сыновей. Каждая из них провела не одну бессонную ночь на коленях перед образами, молясь о здоровье тех, кто тогда защищал Севастополь.

Объединив две волнующие темы в проекте, можно сформулировать цели моей работы.

Во-первых, для того, чтобы обратить внимание современной молодежи на книги, в моих планах создать буктрейлер, а именно, краткое красочное содержание книги в формате видео. Авторы буктрейлера создают его таким образом, чтобы зрителю самому захотелось прочитать книгу с первой страницы и до финала произведения. В буктрейлере «подвешивается интрига» рассказа, тем самым это привлекает все больше и больше людей.

А во-вторых, чтобы напомнить о великой истории города Севастополя, темой моего буктрейлера будут Крымская война и оборона Севастополя от англо-французских и турецких войск. В качестве материала для исследований я взяла произведения русских классиков: «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и «Севастопольский мальчик» К.М. Станюковича. Эти книги, на мой взгляд, очень красочно описывают события той войны, но в каждой из них читатель сможет найти сугубо индивидуальные детали.

Стоит посмотреть, что совпадает в названных произведениях, а что кардинально различает их.

Глава 1

Тема анализируемых произведений

Самым главным сходством между произведениями является выбранная тема. Л.Н. Толстой и К.М. Станюкович в своих произведениях описывают события Крымской войны, а точнее, оборону Севастополя.

Говоря об особенностях этой обороны, можно сказать, что русский солдат совершил невероятный подвиг. Англо-французский десант рассчитывал на короткий срок – думали, что город будет захвачен за неделю. Но мощь Севастополя и его защитников была недооценена. Учитывая, что силы врага превосходили в три раза, наши солдаты и матросы не уступали антироссийской коалиции на протяжении одиннадцати месяцев. Во главе наших войск стоял вице-адмирал Черноморского флота В.А. Корнилов, а после его смерти командующим стал вице-адмирал П.С. Нахимов. Также историки выделяют Э.И. Тотлебена как «гения» обороны Севастополя.

Данные военные действия продемонстрировали отличное взаимодействие сухопутных войск и флота, а также хорошо спланированную организацию активной обороны.

Глава 2

История создания

Если поискать в различных источниках, можно узнать предысторию создания любого произведения. Литературные произведения создаются благодаря вдохновению. Что же послужило вдохновением для Л.Н. Толстого и К.М. Станюковича?

Оба писателя являются очевидцами Крымской войны. Они своими глазами видели весь тот ужас, который происходил в городе в момент осады. Только на войне каждый из авторов был по своей личной причине. По различным альтернативным источникам известно, что Л.Н. Толстой по собственному желанию в 1854 году бы переведен в Крымскую армию. Автора толкали вперед чувство патриотизма и желание защитить родную землю. Лев Николаевич прослужил полтора месяца в звании командира батареи. Действия его батареи происходили на четвертом бастионе. Этот бастион являлся самым опасным бастионом на всем фронте. На протяжении всех боевых действий Л.Н. Толстой поддерживал солдат, заботился об их состоянии здоровья, обмундировании, технической исправности вооружения.

В декабре 1854 года после первой осады города писатель опубликовал первый из рассказов трилогии - «Севастополь в декабре». Тогда внимание русского общества было приковано к правдивому описанию событий, происходящих на войне. Автор показал читателю жестокое лицо войны «не в правильном, в красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимся знаменем и гарцующими генералами, а в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти».

За судьбу второго рассказа о Крымской войне - «Севастополь в мае» (1855 год), автор особенно переживал, поскольку предполагал, что цензура запретит его издание. Но рассказ, несмотря на опасения Л.Н. Толстого, был выпущен. К сожалению, цензура все-таки «приложила руку» к рассказу, он был выпущен не в оригинальном виде. Данная ситуация никак не повлияла на эффект, произведенный на читателя, чего и добивался писатель. Во втором своем военном рассказе Лев Николаевич отобразил войну как безумие: «Белые тряпки спрятаны, и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется четная, невинная кровь и слышатся стоны и проклятия». А третий рассказ – «Севастополь в августе» (1855 год), посвящен последней обороне. В данном рассказе автор с помощью такого художественного средства, как контраст, демонстрирует ужасную жизнь простых солдат и матросов и «сладкую» беззаботную жизнь генералов в тылу. Все люди, относящиеся к власти и высшему сословию, в рассказе Л.Н. Толстого подвергаются презрению и осуждению со стороны читателя. А обычный «солдат-работяга» выдвигается на передний план.

Посредством публикации трилогии, благодаря тому, что автор являлся свидетелем происходивших действий, благодаря творческому порыву и бесстрашию перед властью, Л.Н. Толстой выходит на новый этап в своем творческом пути - этап разоблачения и жестокого реализма. Автор своей трилогией нанес первый сокрушительный удар по официальной идеологии государства.

Константин Михайлович Станюкович также являлся свидетелем Крымской войны. Но, в отличие от Л.Н. Толстого, война застала писателя врасплох. Дело в том, что К.М. Станюкович застал те годы еще маленьким мальчиком. Если Лев Николаевич оказался в центре событий по собственной воле и зову сердца, то Константин Михайлович был просто вынужден переживать страшную осаду Севастополя. Именно детские воспоминания побудили автора к написанию повести «Севастопольский мальчик». Впервые это произведение было опубликовано в журнале «Юный читатель» в 1902 году. Повесть выпускалась в журналах четного номера. После 18 выпуска в журнале редакторы писали: «Окончание следует» - это была XII глава повести. В 20 выпуске журнала можно было прочитать XIII главу и новое примечание редакторов: «Вследствие болезни автора окончание «Севастопольского мальчика» откладывается до следующего номера». Финал повести был напечатан в ноябре. К концу 1902 года К.М. Станюкович переехал за границу, где и скончался. Получилось так, что издание журнала являлось единственным прижизненным опубликованием повести. Сложности с цензурой, как и у Л.Н. Толстого, у автора «Севастопольского мальчика» были. В борьбе за правду на войне он создает «Письмо знатного иностранца». Однако оно практически полностью было забраковано цензурой. Что же запретили публиковать автору? Правду! В письме, опираясь на источники архива Института Русской литературы Академии наук СССР, писатель позволил себе пойти против власти, оголить всю правду о бездарных главнокомандующих русской армии, обратить внимание на большую нехватку медикаментов, на безобразное состояние необходимого вооружения, на непрофессиональность власти в военных делах. Главной темой данного письма являлся восторг и уважение к народным защитникам. Ведь только благодаря их мужеству и отваге держался Севастополь.

Таким образом, можно заметить, что Л.Н. Толстого и К.М. Станюковича в истории создания своих произведений объединяет их личная борьба за правду, борьба с властью за честное слово. Писатели всего лишь хотели донести до народа те события, которые были в реальной жизни, показать тех героев, кто был действительно достоин награды.

Глава 3

Особенности слога автора

Каждый творец, будь то музыкант, художник, скульптор, имеет свою манеру. Каждый из них вносит в свои произведения искусства что-то уникальное, что-то характерное лишь его работе. Это и является авторским почерком. Что касается литературы, то и тут каждый писатель имеет особенности слога. Каждый из них обращает внимание своего читателя на то, что он считает более важным и значительным. Такими же уникальными способностями обладают авторы анализируемых мной произведений.

Л.Н. Толстой является своеобразным продолжателем творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Но к разработанному стилю великих писателей автор добавил другой тип речи дворянского сословия и иное представление о низшем классе общества – крестьянах. Также писатель является ярым борцом за правду и истину жизни. Он как бы открывает глаза читателю с помощью своих произведений. Чаще всего, когда Л.Н. Толстой сдавал свои сочинения в печать, произведения были исправлены цензурой, потому что власти не могли смириться с голой правдой о политике страны.

Особенностью в использовании художественных средств выразительности у Л.Н. Толстого является пейзаж. С помощью пейзажных зарисовок писатель более точно передает чувства героев. Эмоциональное состояние души человека, детали его поведения, более подробное описание ситуации – все это он искусно описывает с помощью природных явлений. Если возвращаться к тому, что Л.Н. Толстой является человеком, ищущим и ценящем правду, то можно провести аналогию с природой. Ведь природа – это гармония, сохранение естественности человека, эталон нравственной чистоты и благородства.

Уникальной особенностью творчества К.М. Станюковича, на мой взгляд, является тематика его произведений. Море – это главный герой, вдохновляющий автора. Такое увлечение легко объяснить. Море сопровождало Константина Михайловича на протяжении долгого периода его жизни. Маленький Константин рос в семье влиятельного адмирала. Также он отучился в морском корпусе, где получил должное воспитание для морской службы и хорошее образование. Будущий писатель по настоянию отца даже побывал в кругосветном плавании, продлившемся три года, и приобрел корабельный опыт. Но в произведениях автор начал отражать тематику моря только с переломного момента своей жизни. В 1884 году автора арестовали, а в 1885 году он был отправлен в трехлетнюю ссылку в Томск. Примерно в это же время умирает его тяжело больная дочь Люба. Но К.М. Станюкович не сломался, не пал духом, а, наоборот, начал новый этап в своей жизни. Произошло чудесное слияние двух факторов: таланта писателя и его знакомства с русским флотом. А моральную поддержку он нашел как раз в море.

Благодаря этому писателю на страницах русской литературы живут те образы матросов, которые дошли до нашего времени. Матрос на страницах писателя является человеком, умеющим постоять за свою Родину, способным пожертвовать собой ради корабля и команды. Матрос, благодаря К.М. Станюковичу, стал более сильной фигурой в глазах читателя. Многие поклонники творчества автора, и не только, нашли для себя что-то манящее в столь сильной стихии – море, прочувствовали ту самую морскую романтику, которой живет честная и прекрасная душа матроса. Также читатели вместе с героями могут пережить все штормы и бои. Так, словно корабль под белыми парусами, произведения К.М. Станюковича захватывают души юных ребят и их родителей.

Исходя из тематики данного раздела, можно утверждать, что у каждого автора с годами вырабатывается своя манера письма. Такая уникальность определяет своеобразный «клуб поклонников» творчества различных писателей. Что касается «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого и «Севастопольского мальчика» К.М. Станюковича, то в этой теме произведения будут кардинально различаться.

Глава 4

Описание жестокости войны

Каким образом писатель показывает читателю всю бесчеловечность войны? И Л.Н. Толстой, и К.М. Станюкович демонстрирует это с помощью описания раненых и пострадавших. Каждый из матросов и солдат описывается авторами в мельчайших подробностях. Они не пропускают ни одной царапины, ни одной капли крови, ни одного бойца на поле боя. Каждый из солдат Крымской войны достоин отдельного внимания.

Л.Н. Толстой посвящает раненым этой войны целый раздел. Картина госпиталя представлена практически с самого начала декабря. Описываемые картины никого не оставят равнодушными. Такой эпизод просто потрясает душу. Передвигаясь по госпиталю Л.Н. Толстого, можно заметить, что в коридоре нет свободного угла, все битком переполнено ранеными. А если это не люди, то место занимают отрезанные части тел. Автор очень красочно описывает, насколько хладнокровно врач проводит ампутацию и небрежно бросает в дальний угол некогда живую плоть. Все эти манипуляции проводятся на глазах людей, ожидающих своей очереди. Похожая картина описывается в августе. Но с течением времени ничего не меняется: те же раненые, те же условия лечения, количество пострадавших не только не уменьшилось, а возросло. Этот эпизод иллюстрирует настоящее представление о войне. Автор, как он и хотел, показал те страшные события без преувеличений и красивых слов, со смертью, страданиями и алой кровью.

В творчестве К.М. Станюковича тоже присутствуют эпизоды, в которых описываются раненные матросы. Но так как повесть «Севастопольский мальчик» рассчитана на более младшую аудиторию, то автор более деликатно описывает все ужасы войны. По сюжетной линии Маркуша стал помощником старого яличника, и они вдвоем перевозили раненых на своей шлюпке. С каждым рейсом мальчик все больше не понимал смысла войны. Решившись на вопрос о значимости войны, Маркуша не получил точного ответа. Как выяснилось, никто не понимал истинной причины военных действий. Таким эпизодом К.М. Станюкович подчеркнул бесполезность войны и результаты этих бессмысленных действий. Сквозь принципы восприятия ребенка читатель видит, сколько жизней было загублено из-за того, что два правителя «повздорили».

Война не возможна без потерь, а основными потерями являются человеческие жизни. Это заставляет задуматься. Стоит ли воевать за мир, если при этом гибнут люди?

Глава 5

Война и ребенок

Эпизоды с ранеными, на мой взгляд, не самое страшное, о чем писали авторы. Участие ребенка в боевых действиях – самое ужасное, прослеживается в произведениях о Крымской войне. На таком контрасте и Л.Н. Толстой, и К.М. Станюкович показывают, какое психологическое давление оказывали эти страшные события на хрупкую душевную организацию ребенка.

В «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого вывешены белые флаги, и враги, улыбаясь друг другу, чуть ли не бегут навстречу. Но внимание читателя обращено не на эти фальшивые радушные беседы, а на десятилетнего мальчика. Он выбежал собирать синие цветы, пока над его головой воцарилась непривычная слуху тишина. Ребенок, собирая цветы, натыкается на «кучку снесенных тел», внимание мальчика приковывает к себе обезглавленный труп. Сначала юного героя охватывает интерес, он подробно рассматривает безжизненное тело, но буквально через несколько минут им овладевают страх и паника. Десятилетний мальчик – это «цветущая долина», а наполняют его детские воспоминания – «смрадные тела», лежавшие в «роковой долине».

А К.М. Станюкович посвящает связи ребенка с войной не отдельный эпизод, а целую повесть. Многие литературные критики видят в образе Маркуши сходство с биографией самого писателя. Поэтому читателю выпала уникальная возможность не только увидеть войну глазами свидетеля, но и взглянуть на события сквозь призму детского восприятия. Мальчик невольно становится участником войны, лишается родного дома и родителей. Маркуша морально повзрослел раньше, чем сверстники, не знавшие жестокости войны. Сознание мальчика перевернулось после посещения «тятьки» в больнице. Он взрослеет после того, как на его глазах умирает последний родной человек – отец. Можно увидеть картину, схожую с эпизодом из «Севастопольских рассказов». Тот же смрадный запах, то же большое количество раненых и «обмотанных бинтами обрубков» - уцелевшие части тел. «Маркуша был потрясен от того, что увидел. В расширенных зрачках его темных глаз стояло выражение ужаса, тоски и жалости». Но мальчик собрался и не дал слабину. Он не позволил себе плакать, ему пришлось смириться с суровой действительностью и продолжить перевозить пассажиров, но уже с осознанием того, что не осталось у него никого кроме ялика и дяденьки Бугая.

Писатели используют прием контраста. Картины, описываемые выше, заставляют читателя задуматься о бесчеловечности войны. Если споры идут между правителями, почему новое поколение, отражающееся в образе ребенка, вынуждено расти в чувстве боли, страха и жестокости? Почему вместо того, чтобы радоваться игрушкам, они радуются тому, что сегодня остались живы? Почему вместо теплого уютного жилища они вынуждены жить в грязных и холодных окопах? Почему вместо цветущих улиц они гуляют среди трупов и полуживых людей? Ответь на все эти вопросы, читатель!

Заключение.

Проведя сравнительный анализ, я пришла к выводу, что объединяет тема. По всем остальным критериям рассматриваемые выше произведения отличаются. Благодаря множеству написанных произведений существует возможность изучить Крымскую войну с различных сторон. Документы расскажут о численности флота и реальных цифрах, составляющих число жертв. А художественная литература позволит рассмотреть военные действия в мельчайших подробностях. Сколь различных судеб участвовало в обороне Севастополя? Сколько героев осталось неизвестно обществу? Л.Н. Толстой и К.М. Станюкович отразили лишь малую часть «ужаса», который творился в то время. Стоит задуматься о том, что в наше время люди недооценивают самых простых благ, необходимых человеку: вода, еда, кров. Но самой главной ценностью является мирное небо над головой.

Используемый материал

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

К.М. Станюкович «Севастопольский мальчик»

https://litra.pro/sevastopoljskij-maljchik/stanyukovich-konstantin-mihajlovich/read/16

http://russkay-literatura.ru/analiz-tvorchestva/39-tolstoj-ln-biografiya-analiz.html

http://stanyukovich.lit-info.ru/stanyukovich/articles/sobolev-o-stanyukoviche.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/Оборона_Севастополя_(1854—1855)

 
Просмотров работы: 538