Сравнительно-аналитическое исследование художественного фильма и романа А. Беляева «Человек-амфибия»

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительно-аналитическое исследование художественного фильма и романа А. Беляева «Человек-амфибия»

Ефремова А.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2
Лопатина О.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение нимназия №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Александр Романович Беляев – один из самых ярких русских писателей-фантастов, в своих произведениях пытавшийся осуществить давнюю мечту человечества: достижение гармонии между прогрессом и общечеловеческими ценностями. Его вдохновенному творчеству было подвластно создание пленительных образов, в которых писатель воплотил свое бережное, светлое отношение к каждому человеку.

Роман Александра Беляева «Человек-амфибия» стал визитной карточкой писателя на многие годы. Эта книга полюбилась многим читателям, а ее герои стали кумирами для нескольких поколений мальчишек и девчонок.

  «Человек-амфибия» популярен не только в нашей стране, но и за рубежом. Именно этой книге наряду с «Головой профессора Доуэля» дал высокую оценку Герберт Уэллс: «Я по нездоровью не могу следить за всем, что печатается в мире. Но я с удовольствием, господин Беляев, прочитал ваши чудесные романы... О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху».

   Причиной к написанию романа послужили для Беляева, с одной стороны, воспоминания о прочитанном в Ялте, во время болезни, романе французского писателя-фантаста Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта», а с другой, по воспоминаниям вдовы писателя Маргариты Константиновны Беляевой, — газетная заметка о состоявшемся в Буэнос-Айресе судебном процессе над неким доктором, производившим «святотатственные» эксперименты над животными и людьми. Это еще одно свидетельство стремления Беляева в своих научно-фантастических произведениях отталкиваться от фактов реальной жизни.

Наш современный мир невозможно представить без кино. Не секрет, что кинематограф играет огромную роль в жизни людей и оказывает значительное влияние на внутренний мир человека, формирует его мировоззрение, эмоциональное и интеллектуальное развитие. По мнению исследователя Л. Фрадкина, важным условием хорошей экранизации является умение сценариста и режиссера правильно понять, увидеть и творчески, смело, по-новому передать средствами киноискусства не только философию и идейное содержание, но и внутреннюю, главную мысль первоисточника.

Экранизация литературных произведений сегодня очень популярна, потому что созданные шедевры нередко становятся прекрасным сюжетом для фильма.

Работая над проектом, я ставила следующую цель: провести сравнительный анализ романа А. Беляева «Человек-амфибия» и одноименной экранизации Г. Казанского и В. Чеботарева для сопоставления судеб главных героев.

Основные задачи, которые ставились при выполнении проекта:

Проанализировать литературу по данной теме.

Выяснить, что такое экранизация художественного произведения.

Найти сходство и различие между романом А. Беляева и одноименной экранизацией «Человека-амфибии» на основе их сревнения.

Объектом настоящего исследования служит текст романа А.Беляева «Человек- амфибия» и одноименная экранизация Г. Казанцева «Человек-амфибия» (1961 г.).

Предмет исследования: сходства и различия романа и экранизации.

Методы: изучение литературы и других источников, сравнительный анализ книги и фильма.

Исследований, посвященных роману «Человек-амфибия», достаточно много, но вопросам сравнения фильма и художественного произведения не уделено должного внимания. Поэтому можно утверждать, что данное исследование актуально.

Настоящая работа основана на личных наблюдениях, личном восприятии произведения А. Беляева «Человек-амфибия».

Экранизация художественного произведения

Экранизация литературного произведения как его художественное воплощение средствами киноискусства – явление сложно, неоднозначное и противоречивое для всех сторон этого процесса: режиссеров, сценаристов, продюсеров, авторов литературных произведений, зрителей, специалистов в области литературоведения и кино.

Достаточно долгое время экранизация приравнивалась к иллюстрации, к «живым картинкам», навеянным сюжетом произведений. Постепенно экранизация приобретает все большую глубину интерпретации литературы.

Следует отметить, что любая экранизация – это не самостоятельное произведение киноискусства, так как из-за ограниченной продолжительности фильма экранизация не может вместить все реплики персонажей, все сцены, через которые проходит развитие сюжета, все авторские комментарии к развитию сюжетной линии.

Однако многими исследователями отмечается значительная роль литературы в истории кино. Так, теоретик кино М. Кузнецов считает, что в кино литература вносит своих героев, конфликты, т.е все то, чем живет литература. Нельзя не согласиться с утверждением, что искусство кино развивается в тесном содружестве с литературой.

История создания фильма «Человек-амфибия»

Художественный фильм «Человек-амфибия» был снят режиссерами Г. Казанским и В. Чеботаревым по одноименному научно-фантастическому роману Александра Беляева в жанре драмы, мелодрамы, фантастики и вышел на экраны в 1961 году. Долгое время режиссеры не решались воплотить в киножизнь роман, так как он был технически сложной операторской работой. На тот момент никому еще в нашем кинематографе не приходилось снимать актеров под водой. В. Чеботарев и оператор Э. Розовский пришли к выводу, что это трудно, но возможно. А начинать надо было с обучения актеров подводному плаванию.

Актеры спускались под воду в аквалангах вместе с инструктором- подводником. Когда они добирались до места съемок, актер делал вдох. Инструктор забирал акваланг и уходил из кадра. Снимали столько, сколько актеры могла держать воздух. Таким образом были сделаны все подводные съемки. У Анастасии Вертинской и Владимира Коренева были дублеры-подводники. Но в основном, как вспоминал В. Чеботарев, актеры работали сами, это был поистине героический поступок. Блистательная игра молодой Анастасии Вертинской в роли Гутиэрре и Владимира Коренева в роли Ихтиандра сделали фильм «Человек-амфибия» культовым.

Сравнение художественного фильма и литературного произведения

Научно-фантастический роман Беляева повествует о человеке, обладающим способностью жить как на суше, так и в воде. Но эта необычная возможность не является основой и фундаментом романа «Человек-амфибия». Реальные человеческие чувства, обязательство, чистая первая любовь Ихтиандра и Гутиэрре, алчность, граничащая с безумием Педро Зурито, переменчивость человеческой натуры Кристо и Бальтазара – вот на чем базируется книга. На второй план выходит талант аргентинского хирурга Сальватора, его невозможные операции по пересадке легких. Но при чтении книги почему-то кажется, что такие опыты и эксперименты вполне реальны.

Когда смотришь фильм, понимаешь, что взаимоотношения людей и их реальные человеческие чувства выходят на первый план, а фантастический сюжет, сложности операторской работы и необычная способность главного героя кажутся для зрителей обыденными.

Сюжет повествует об Ихтиандре, человеке-рыбе, «морском дьяволе», как прозвали его на суше. Отцом Ихтиандра был доктор Сальватор, пересадившим ему в детстве жабры акулы. Позже Ихтиандр влюбляется в девушку по имени Гутиэрре, которая была обязана выйти замуж за партнера своего отца – злого, богатого владельца шхуны и торговца жемчугом Педро Зурито. Невозможность двух влюбленных быть вместе вынуждает Ихтиандра идти на риск и все чаще находиться на суше, что отрицательно сказывается на его здоровье. Герой попадает в плен к Педро Зурито. Окованного цепями юношу заставляют нырять в море за жемчугом, а затем он и вовсе попадает в тюрьму. Там он окончательно теряет возможность находиться на суше. После побега из тюрьмы Ихтиандр может лишь бороздить просторы океана и изучать его таинственные глубины. Гутиэрре несчастлива в браке с Педро, который держит ее в заключении на своей вилле. Бальтазар, отец Гутиэре, огорченный тем, что сделка не состоялась, в порыве гнева и ярости убивает Зурито и освобождает свою любимую дочь от оков Педро.

Общий друг Гутиэрре и Ихтиандра, организовавший побег юноши из тюрьмы, приносит несчастного к океану. Здесь происходит прощание главных героев. Увидев, океан, Ихтиандр понимает, что больше никогда не встретится со своей любимой Гутиэррой.

Режиссерам и сценаристам удалось сохранить основную мысль и четко ее показать, показать ту идею и вечные и настоящие чувства, которые описал в своем романе А. Беляев. Внеся лишь незначительные изменения в сюжетную линию, сценаристы не сильно отдалили фильм от книги.

На мой взгляд, самым ярким отличием фильма от книги является кровное родство Сальватора и Ихтиандра. В фильме хирург- отец главного героя, а в книге отцом юноши является Бальтазар, много лет назад лишившийся смертельно больного сына, отдав его на лечение доктору Сальватору.

Не менее важным отличием является конкретное описание Беляевым судьбы Гутиэрре: она выходит замуж за ее друга Ольстена и переезжает в Америку. А в фильме зритель сам домысливает судьбу девушки.

Еще одно отличие, запомнившееся мне, заключается в том, что в книге Гутиэрре – приемная дочь Бальтазара, в фильме – его родная дочь. Сходство лишь в том, что Бальтазар – старый рыбак, без средств на существование. Но он имеет большую надежду на свадьбу Гутиэрре с Зурито, ведь таким образом Бальтазар может поправить свое материальное положение.

И последнее, на мой взгляд, отличие: Педро Зурито – молодой, богатый, алчный, жадный, добивающийся своей цели любым путем, безжалостный человек, безответно влюбленный в Гутиэрре. В фильме Педро умирает от рук Бальтазара, в книге он так и остается ловцом и торговцем жемчуга, одиноким и брошенным человеком.

Судьба главного героя как в книге, так и на экране остается неизменной: юноша теряет возможность находиться на суше, навсегда уходит в океан, все также любя Гутиэрре.

Заключение

Фильм и книга «Человек-амфибия», на мой взгляд, повествуют о чувствах, которые испытывает человек, имеющий долг и обязательства перед близкими. Гармония и красота, искренность и любовь… Это произведение, в каком бы художественном виде оно ни было нам представлено, покорило наши сердца и осталось в памяти.

Ихтиандр – дитя моря, лишенное возможности общения с остальными людьми. Он наивен, инфантилен, для него не существует полутонов, а только две краски: белая и черная, добро и зло, в чем мы убедились, сравнивая фильм и художественное произведение.

«Человек-амфибия» - история научного открытия и невероятной любви, соединение научной фантастики и пронзительной мелодрамы, это произведение о любви и океане, океане чувств и вечной любви!

Используемый материал.

А. Беляев «Человек-амфибия»

Г. Казанский, В. Чеботарев к/ф «Человек-амфибия»

Просмотров работы: 720