Театр жив, пока у него есть зритель

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театр жив, пока у него есть зритель

Булыгина А.С. 1
1МОУ СОШ №15
Саркисян Д.А. 1
1МОУ СОШ №15
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы исследования. Российский театр – настоящее богатство! Современные театры пользуются любовью зрителей.

Театр всегда должен всегда говорить со зрителями на одном языке и раскрывать те вопросы, которые волнуют современного человека. Тогда, я думаю, что театр будет жив всегда. Он будет востребован!

Можно сказать, что театр – это большой чемодан, с которого можно дать людям много добра. Театр как большая школа, что за один раз дает живой и полезный урок зрителям. Театр не должен стоять на месте, он должен постоянно развиваться. А те, кто пытается поставить его в некий формат, они не будут расти и потеряют удовлетворение от работы.

Очень важно, чтобы театр не становился кинотеатром, чтобы был живой связью между людьми, которые приближаются друг к другу с обеих сторон сцены. А чтобы состоялось это общение, должно быть желание и тех, и тех.

Актер выбирает формат взаимодействия. Он может бегать среди рядов в зале или выбрать себе конкретного человека для игры, но для того, чтобы такой контакт был, зритель должен впустить это в себя. Вот почему сейчас есть много непробивных людей, которые не готовы идти «за руку» с актерами. Такой зритель приходит в театр, как в кинотеатр, чтобы просто смотреть. Его цель - неплохо провести время и получить удовольствие от процесса. На этом, к сожалению, заканчивается желание многих зрителей. Но ведь театр - это о гораздо большем! Театр должен быть честным и открытым. Иначе не будет качества этого общения. И не важно, сколько людей в зале. Ведь один человек – это целый человек! Отдельная жизнь, опыт, мышление. Это волшебство, когда приходит зритель: он не знает, что и как будет происходить, каждый момент – удивление.

Цель работы: изучить особенности театр жив, пока у него есть зритель.

Объем работы: 16 страниц печатного текста.

1. Создатели театра в России

В XV-XVI вв., когда в Европе развивались драматургия и театр, в Московии ничего подобного не было. Поэтому в значительной степени способствовало авторитарное давление русской православной церкви, которая запрещала всевозможные «бесовские игрища». Церковь поддерживала государственная власть1.

Теория школьной драмы выкладывалась в курсах поэтики, читаемых в Киево - Могилянской коллегии с 1631 года. Студент из Белоруссии Самуил Петровский - Ситнианович, в Москве потом прозванный Полоцким по названию его родного города (Симеон - монашеское имя), участвовал в спектаклях, которые устраивались в коллегиуме. Две пьесы, написанные им в Москве, можно условно считать началом русской драматургии, а их автора - первым драматургом Московщины. Кроме упомянутых пьес, Симеон Полоцкий создал большое количество так званных «диалогов» и «декламаций», которые были сказанные «отроками» под руководством и при участии автора перед царской семьей в Москве и в селах Коломенском и Измайловскому. Все это готовило почву для создания в Москве профессионального театра. Именно после этих декламаций у царя и появилось желание создать в Москве театр. Пьесы возникли на уже подготовленной почве.

С 1687 года теорию школьной драмы начали читать украинские преподаватели в московской Славяно-греко-латинской академии. До наших дней дошли курсы поэтики Исаакия Хмарного, выходца из Киево-Микильського монастыря, и некоторые другие.

Важным этапом в становлении русской драматургии были пьесы украинского писателя и проповедника Даниила Туптало, известного в русской церковной истории как Дмитрий Ростовский, - «О Навходоносора царя» (1673 - 1674) и «Комедия на Рождество Христово» (1702). Первая была создана в Москве придворного театра, вторая - в Ростове Великом (ныне - Ярославская область) для театра местной семинарии. Образы этой последней пьесы напоминают персонажи украинской вертепной драмы. В 1676 г. для придворной сцены написал «Историю о Давиде и Голиаде» Степан Чижинский, уроженец Львовщины, учитель Киево - братской, а затем Смоленской школ2.

В театрах царевны Натальи Алексеевны и царицы Прасковьи Федоровне ставились пьесы, написанные на тексты Четьи Минеи Дмитрия Ростовского, а один из преподавателей семинарии в Ростове Великом инсценировал составленное Дмитрием Ростовским житие Дмитрия Солунского.

Зачинателями жанра комедии в Московщине также были украинцы. Первую комедию поставил на московской придворной сцене 24 января 1676 года украинский драматург Степан Чижинский - о Бахусе.

В начале XVIII века в Москве приобретает популярность стихотворная панегирическая драма, источником которой были украинские драмы-моралите пасхального цикла. В 1742 г. в Москве Самуил Рубчановский, иеромонах из Киева, преподаватель риторики Славяно-греко-латинской академии, написал панегирическую драму в честь переворота 25 ноября 1741 года, в результате которого к власти пришла дочь Петра 1 Елизавета Петровна.

А теперь время ответить на вопрос: кто же здесь был старший брат, а кто младший? Первым подлинно русским драматургом был Александр Петрович Сумароков (1717-1777). В 1756 г. в Петербурге был создан первый русский публичный театр и Сумароков был назначен его директором. Газета «Слава Севастополя» 1.09.1998 г. поместила статью о гастролях в Севастополе одного из российских театров под титлом «Вечен, как вечна русская сцена». Как видим, «русская сцена» возникла лишь в середине XVIII века и вовсе не была «вечной».

Русский театр в девятнадцатом столетии отличался некой двуликостью – с одной стороны он продолжал все так же остро реагировать на различные социальные и политические изменения в государственном устое, а с другой – совершенствоваться под влиянием литературных новаторств3.

В начале XIX века в русском сценическом искусстве на смену романтизму и классицизму приходит реализм, который привносит много свежих идей в театр. В этот период происходит множество изменений, формируется новый сценический репертуар, который отличается популярностью и востребованностью в современной драматургии.

На этом этапе развития и полного становления русский театр уже не может оставаться удовлетворенным прежним репертуаром. Поэтому на смену старому скоро приходит новый. Его концепция заключается в изображении современного, с острым и четким чувством времени, человека. Основоположником современной русской драматургии принято считать А.Н. Островского.

2. Развитие русского театра в 20 веке

В эпоху двадцатого века происходит твердое становление режиссерского театра. ХХ столетие – период появления и процветания гениев театральных постановок. В предыдущие века в российской драматургии практически полностью отсутствовало понятие режиссера, а успех сценического действия возлагался на плечи актеров и зависел от их понимания театральной концепции.

Русская драматургия двадцатого столетия своим динамичным развитием и стремительным совершенствованием всецело обязана такой великой личности, как К.С. Станиславский.

С этим именем связана целая эпоха жизни и развития сценического искусства в России. Под его руководством в 1898 году был основан Московский Художественный театр, который впоследствии стал настоящей ареной для формирования и дальнейшей реализации новаторских театральных идей. Уже в первые годы своего существования этот театр громко о себе заявил, благодаря постановке таких знаменитых пьес А.П. Чехова, как «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»4.

Благодаря созданию уникальной системы актерского искусства Станиславскому удалось уловить все потребности общества своего времени. Следует подчеркнуть, что созданная им система актерского творчества и на сегодняшний день является эталоном для всех современных «звезд» театра. В ней заложены основы материалистической теории драматургического реализма, что обеспечило дальнейший стремительный прогресс театрального искусства.

Концепция этой системы заключается в отрицании и разрушении всех ранее установленных актерских штампов, которые способны показать только сугубо внешние эмоции. Методика Станиславского призывает артиста не играть роль, а проживать ее на сцене, как во время спектаклей, так и во время репетиций.

Из всего вышесказанного можно вывести следующее – театральное искусство России первой половины двадцатого века характеризуется одним словом - «Станиславский». Эта персона стала настоящей легендой во всем мире. Его концепции и методики создали то, что уже на протяжении десятков лет является эталоном актерского искусства. Его система внесла в развитие российской драматургии неоценимый вклад, она создала новую эпоху театра, откинув прочь старые шаблоны и правила.

На смену пафосной и громкой манере для современной публики пришла спокойная и обыденная беседа обычных людей, которые являлись такими же социальными элементами, как и те, что наблюдали за происходящим из зрительского зала. Такое новаторство не всем пришлось по вкусу – многие называли этот стиль актерской игры «шептальным реализмом».

Театры нового поколения

В 1956 году под руководством Олега Ефремова был создан театр, который всецело ориентировался на современное сценическое искусство. Главная концепция этого театра заключалась в стремлении осмыслить происходящее сегодня и донести до зрителя5. Изначально он назывался Студией молодых актеров, но буквально через год был переименован в «Современник».

Вскоре в 64-м году появляется не менее привлекательный театр, главой которого выступил Ю. Любимов. Покупка билета на спектакль этого театра – мечта любого театрала. Любимов сумел прочувствовать потребности публики и создать уникальный, не похожий на какой-то другой, гражданский и, в то же время, поэтический театр. В его репертуаре гармонично уживались спектакли новых форм, которые иногда даже не предусматривали декорации и спектакли поэтического характера.

Стоит подчеркнуть, что в театре на Таганке никогда не забывали о воспитательных функциях драматургии. Этот театр был вынужден постоянно преодолевать сложности, создаваемые властями. Такое неприятие высшими структурами обусловлено тем, что в условиях строгой цензуры здесь проводились спектакли, в основе которых лежал материал, неодобряемый властью6.

За то, что в России появились театры для детей, мы благодарны царю Алексею Михайловичу. Во время одного из путешествий, он увидел спектакль для детей в Украине. По приезду домой, царь принял решение организовать детский театр при дворе, и поручил его организацию просветителю и поэту Симеона Полоцкого. Несмотря на распространение театрального искусства для детей по всему миру, своего пика оно достигло в двадцатом веке. С конца прошлого века российские детские театры вышли на мировую арену. Коллективы таких театров выезжают на гастроли, становятся членами разного рода театральных союзов и ассоциаций, постоянно принимают участие в международных фестивалях.

3. Самые известные театры России

Количество русских театров достаточно велико: только государственных насчитывается около шестисот, а наибольшее их сосредоточение находится, конечно, в Москве и Санкт-Петербурге. Опишем в этой работе театры России, которые являются одними из самых известных в стране.

Первый театр в России

Некоторые считают, что первые театры - это выступления скоморохов. На самом деле, их полуязыческое пение и танцы можно считать зарождением театральных спектаклей в России, но все же основателем самого первого театра в стране в современном понимании является Федор Григорьевич Волков - первый профессиональный театральный актер.

Именно он создал театр, который можно считать публичным и профессиональным7. Волков устраивал театральные представления у себя дома в Ярославле вместе со своими друзьями и братьями. Этот театр можно считать первым, поскольку он соответствовал всем требованиям этого понятия: был общественным, платным, постоянным, со своим театральным этикетом. Вскоре молва об этом дошла до царицы Елизаветы Петровны, которая вызвала их в Петербург и поручила создать общедоступный театр.

Но с тех пор именно о Ярославле говорят, как о месте, где зародились все театры России - их родине. Самое старое здание - Ярославский академический театр, ныне - Российский государственный академический театр имени Ф. Г. Волкова.

Рассмотрим такие театры России, такие как Большой, Михайловский, Мариинский и Зимний - самые известные театры в стране.

Большой театр

Большим театром называют Государственный академический Большой театр России, который расположен в г. Москве. Он входит не только в театры, которые являются одними из самых известных в России, но и в самые знаменитые театры всего мира8.

История этого культурного заведения началась в 1776 году, когда Екатерина II подписала разрешение для князя Петра Урусова на проведение театральных представлений, маскарадов, концертов. Однако здание не выстояло до открытия и сгорело при пожаре. Урусов решил передать его в руки англичанина Майкла Мэддокса, своего компаньона, который немного меньше, чем за полгода возводит новое здание. И в 1780 году он открывает свои двери для первых зрителей9.

Большой театр, без сомнения, можно назвать главной культурной площадкой Российской Федерации. Он состоит из балетной, и оперной труппы, а также сценно-духового оркестра и оркестра Большого театра. Здесь каждый, кто любит театры, в частности, оперные и балетные постановки, всегда сможет выбрать спектакль себе по душе. За долгое время существования на сцене театра было поставлено более восьмисот различных произведений. До этого театра имеют отношение Сергей Рахманинов, Петр Чайковский, Майя Плисецкая и другие знаменитые имена русского и мирового искусства.

Михайловский театр

Конечно же, говоря о театрах России, нельзя не упомянуть Михайловский театр. Он носит имя князя Михаила, сына Императора Всероссийского Павла I, а был открыт в 1833 году. Расположен он на нынешней площади Искусств в городе Санкт-Петербург. Михайловский входит в старейшие театры городов России.

Этот храм Мельпомены был излюбленным местом светских выходов не только всей петербургской знати, но и самой императорской семьи с ее придворными. Сюда приезжали на гастроли труппы из Франции и Германии, а оркестр нередко возглавлял сам Иоганн Штраус. Однако после февральской революции 1917 года зарубежные артисты перестали приезжать в Петербург, поэтому в Михайловском театре стали задумываться о том, чтобы собрать собственную труппу актеров10.

Зимний театр

Он является одной из главных достопримечательностей города Сочи. Возведен он был в 1937 году в центральном районе города.

Окруженный коринфскими колоннами в количестве 88 штук, это консервативное здание сразу привлекает взгляд гостей курортной столицы России и является одним из лучших архитектурных памятников государственного значения. Театральный зал выполнен в золотом, синем и белом цветах. Он может вместить чуть более девятисот зрителей.

В этом же здании находится и Сочинская государственная филармония - хоть собственная театральная труппа в Зимнем театре отсутствует, но есть свой замечательный оркестр. Тем не менее, Зимний является отличной площадкой для театральных гастролей11.

Мариинский театр

История Мариинского театра берет начало в 1783 году в Санкт-Петербурге. Из всех театров России-Большой и Мариинский театры известны во всем мире. Кроме того, Мариинский является одним из старейших театров страны. Тогда он был открыт под именем Большого Каменного театра, а расположен на Карусельной площади. Нынешнее здание театра построено напротив него; площадь теперь неспроста называется Театральной, а сам он - Мариинским, в честь Марии Александровны, супруги Александра II.

Еще в те времена красота и величие этого здания уже удивляли наблюдателей. Он славится своими великолепными интерьерами. Мебель и драпировки зала не всегда была сине-голубых оттенков, какой мы ее знаем сейчас - до 1952 года она была традиционно темно-красной. Крупнее театра оперы и балета, чем Мариинский, в России еще нет12.

«Борис Годунов», «Руслан и Людмила», «Ночь перед Рождеством» и многие другие постановки были впервые представлены именно здесь, причем не только российские, но и зарубежные, например, «Тристан и Изольда», «Кармен», «Ромео и Джульетта». В истории Мариинского оставили свой след такие деятели искусства, как Федор Шаляпин и Федор Стравинский.

Самые известные детские театры столицы – Детский театр эстрады, Детский Театр теней и Московский ТЮЗ. Но самым популярным и самым главным детским театром был и остается Театр Кукол имени С. В. Образцова. Там выступают самые разные труппы13.

Немалым количеством театров, предназначенных для детей, может похвастаться Санкт-Петербург. Один из них – Театр кукол «Бродячая собака». Он успел завоевать любовь своих юных зрителей за более чем двадцатилетнюю историю. «Театр сказки у Московских ворот» - этот Питерский театр был создан в далеком 1944-м году. Он является государственным кукольным театром города.

Один из самых известных и старейших в России – Екатеринбургский ТЮЗ. Его основали еще в 1930-м году. Два раза в год театр отправляется на гастроли за границу. Он является организатором Всеукраинского фестиваля театров для детей и молодежи. Так же заслуживает внимания и екатеринбургский театр кукол14.

Заключение

Основой существования театрального искусства является игра актеров, начало мастерства которой мы находим в простейших элементах подсознательной игры охотников – звероловов, наших далеких предков, древних жителей Земли. Охотясь на зверя, охотник одевался в шкуру медведя или бизона, подражал их поведению и голосу, подпуская его ближе. При этом он становился актером, но не для игры или развлечения, а ради своего охотничьего успеха. В этом подражании – зародыш будущего реалистического театрального искусства.

Во многих странах государство, понимая высокую миссию театра, в определенной степени заангажирует его. Оно тратит большие средства для того, чтобы театр работал на развитие демократического общества, на создание в государстве высокой морали. И, конечно, государства вкладывают в это большие деньги.

Театр, как и всякий большой художник, должен отзываться на благороднейшие течения современной жизни. Иначе он станет мертвым учреждением. 

В курсовой работе мы выявили истоки театра в России.

Сегодня своими театрами славится столица России и город Санкт-Петербург. Немало их и в других городах страны. Среди них есть театры для детей и необычные театры, которые редко встретишь где-нибудь еще.

Итак, как видим из истории, люди, причастные к театральному искусству, были духовными, образованными, высококультурными, национально сознательными. Наделены талантом от Бога, они «сеяли доброе, светлое, вечное». А их большое стремление дарить людям прекрасное и утверждать народную культуру должен служить примером для современников.

Театр обладает большой силой. Театральное действо всегда считалось могучим средством для формирования личности с высокими духовно-нравственными качествами. Театр воспитывает зрителей через сердца.

Походы в театр - это один из доступных способов прикоснуться к прекрасному, почувствовать себя не только в центре событий, происходящих на сцене, но и возможность быть причастным к искусству и таланту.

Проходят столетия. Каждый век вносит что-то новое в театральное искусство, побуждая нас восхищаться игрой актеров или выражать свое недовольство репертуаром. Постановки пробуждают в нас разные чувства: то слезы, то улыбку, но главное - дают надежду на лучшее. 

Я занимаюсь в театральной студии и очень ценю и уважаю театр. Я готова проводить там день и ночь. Всё, что я чувствую за кулисами перед спектаклем, на репетициях, на сцене - не передать словами. Меня переполняют эмоции. Я хочу связать с театром, со сценой, с актёрской игрой жизнь. Театр для меня второй дом!

Список использованной литературы

Антонова О.А. История зрелищ: техника и технология современной сцены Учебное пособие / О.А.Антонова. – СПб.: 2010. – 100 с.

Анчиполовский З. Я. Люди русского театра / З. Я. Анчиполовский; Художник А. В. Старилов. – ВоронежЦентр.-Чернозем. кн. изд-во, 2013. – 216 с. 

Барбой Ю. М. К теории театра / Ю.М. Барбой. – Спб.: СПбГАТИ, 2008. 238 с.

Болотян И. М. Новая драма: жизнь в текстах / И. М. Болотян // Со-временная драматургия. – 2012. – № 1. – С. 158–170.

Громова М. И. Русская современная драматургия: учеб. пособие / М. И. Громова. – М.: Флинта, Наука, 2012. – 368 с.

Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Советский театр 1917-1991 / В.Н.Дмитриевский. – Ростов-на-Дону, 2013. – 696 с.

Драматургия второй половины ХХ века / Сост. М. И. Громова. – М.: Дрофа: Вече, 2012. – 448 с.

История русского драматического театра: от его истоков до конца XX века: учеб. пособие / И. Л. Вишневская [и др.]; отв. ред. Н. С. Пиво-варова. – М.: ГИТИС, 2010. – 338 с.

Кузичева А. П. Театральная критика российской провинции. Комментированная антология / А.П. Кузичева. 1880-1917. – М.: Наука, 2016. – 592 с.

Левашева Г.Я. Рассказы о музыкальном театре / Г.Я.Левашева. – СПб.: СВП-Плюс, 2010. – 159 с.

Московский Художественный театр в русской театральной критике. 1898-1905 / Общ. Ред. О. Н. Радищевой. – М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2015. – 639 с.

Мнемозина Р.А. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. – М.: «Индрик», 2009. – 888 c.

МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии // Под ред. И. Н. Соловьевой, А. М. Смелянского, О. В. Егошиной. – М.: Московский Художественный театр, 2010. – 955 с.

Одесский М. П. Театр власти и власть театра («Бояре на сцене» в книге Я. Рейтенфельса «О Московии») // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2011. – № 4. – С. 1-12

Орлов Ю.М. Московский Художественный театр 1898-1917 гг. Творчество. Организация. Экономика / Ю.М.Орлов. – М.: СВП-Плюс, 2014. – 352 с.

Руднев П. Новая пьеса в России / П. Руднев // Новый мир. – 2012. – № 7. – С. 7–21

1Кузичева А. П. Театральная критика российской провинции. Комментированная антология / А.П. Кузичева. 1880-1917. – М.: Наука, 2016. – с.492

2Московский Художественный театр в русской театральной критике. 1898-1905 / Общ. Ред. О. Н. Радищевой. – М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2015. – с.136

3Теляковский В. А.  Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1903-1906 // Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. А. Малкиной и М. В. Хализевой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. – М., «АРТ», 2016. – с.446

4Смирнова Л.Н. Популярная история театра / Л.Н.Смирнова, Г.А. Гальперина, Г.В.Дятлева. – М.: Мульти Медиа, 2008. – с.559

5Соловьева Инна. Художественный театр. Жизнь и приключение идеи. –М.: Московский Художественный театр, 2007. – с.78

6Кузичева А. П. Театральная критика российской провинции. Комментированная антология / А.П. Кузичева. 1880-1917. – М.: Наука, 2016. – с.78

7МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии // Под ред. И. Н. Соловьевой, А. М. Смелянского, О. В. Егошиной. – М.: Московский Художественный театр, 2010. – с.565

8Теляковский В. А.  Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1903-1906 // Под общ. ред. М. Г. Светаевой; Подгот. текста М. А. Малкиной и М. В. Хализевой; Коммент. М. Г. Светаевой, Н. Э. Звенигородской и М. В. Хализевой. – М., «АРТ», 2016. – с.34

9Одесский М. П. Театр власти и власть театра («Бояре на сцене» в книге Я. Рейтенфельса «О Московии») // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – 2011. – № 4. – С. 8

10Терешина М. История русского театра / М.Терешина. – М.: Эксмо, 2011. – с.224

11Дмитриевский В.Н. Театр и зрители. Советский театр 1917-1991 / В.Н.Дмитриевский. – Ростов-на-Дону, 2013. – с.83

12Громова М. И. Русская современная драматургия: учеб. пособие / М. И. Громова. – М.: Флинта, Наука, 2012. – с.90

13Антонова О.А. История зрелищ: техника и технология современной сцены Учебное пособие / О.А.Антонова. – СПб.: 2010. – с.57

14Анчиполовский З. Я. Люди русского театра / З. Я. Анчиполовский; Художник А. В. Старилов. – ВоронежЦентр.-Чернозем. кн. изд-во, 2013. – с.66

Просмотров работы: 43