Читать не вредно-вредно не читать

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Читать не вредно-вредно не читать

Кулешова М.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2
Лопатина О.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение нимназия №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

С каждым годом всё меньше и меньше встречаешь людей, которые предпочли бы книгу компьютерным играм или бесцельному времяпрепровождению. Издания классической литературы покрываются толстым слоем пыли на полках школьной библиотеки, а нынешняя молодёжь считает книги развлечением крайне неактуальным и пустым.
К сожалению, вместе с книгами в прошлое уходят грамотность, красноречие, способность доступно и ясно выражать свои мысли, умение фантазировать. Юноши и девушки перестают думать и рассуждать, а если и спорят, то только из-за того, что не могут осознать простых истин, списывая всё на непонимание, проблему «отцов и детей». Возможно, моё поколение—поколение «некст», на плечи которого совсем скоро ляжет много нерешённых проблем и великих открытий. Но разве могут быть двигателями прогресса люди, не читающие книг и не умеющие выражать свои собственные мысли?
Тема проекта: «Читать не вредно—вредно не читать».

Цель проекта: составить рекомендации, благодаря которым подростки будут считать книгу своим первым и лучшим другом, а между собой будут обсуждать не последний сезон «Игры Престолов» или новое видео популярного блоггера, а только что прочитанный роман.

Прежде чем добиться результата, необходимо установить, а затем и решить некоторые задачи:
1.Выяснение и формулировка причины незаинтересованности подростков литературой.

2. Исследование данной темы профессионалами. «Мнение экспертов».

3. «С чего стоит начать свой читательский путь?»Список книг, которые могли бы привлечь внимание подростков.

Хоть цель настоящего проекта и состоит в разработке рекомендаций, благодаря которым у школьников появилось бы желание взять в руки книгу и прочитать её, однако итоговым продуктом будет являться не свод пунктов с подпунктами, который бы мог служить некоего рода инструкцией по воспитанию умных людей. Тщательно подобранный список книг, с которого бы у подростка началось знакомство с классической литературой, будет лучшей рекомендацией.

Глава 1

Причины незаинтересованности подростков литературой.

Прежде всего, во многих случаях на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению ребёнка провоцируют нечитающие родители. Если ребенок с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор компьютера, и маму, листающую журналы, привить ему любовь к книге становится практически невозможно.

Второй причиной является, собственно, сама проблема незаинтересованности современных подростков в чтении. Да, подростки читают, но «не то». Они читают массу учебной литературы, различные журналы, черпают информацию из Интернета, но классические произведения их привлекают всё меньше и меньше. Многие подростки читают произведения современных авторов, и это, безусловно, хорошо, ведь великие классики в свое время тоже не все были признаны, но таких молодых людей мало. Основная масса игнорирует чтение книг, предпочитая проводить своё время, путешествуя по просторам Интернета или просматривая программы по телевизору.

Третьей причиной обозначим такой фактор, как нехватка времени у современной молодежи. Молодым людям приходится впитывать массу информации из разных источников, из-за чего происходит её переизбыток. На чтение не остаётся ни желания, ни сил.

Четвёртая причина. Изменилось само общество. Пропаганда нового образа жизни, новых идеалов делает жизнь проще и легче, никто не хочет себе её усложнять. Говорить красивым дтьературным языком стало не модно, повсюду стали употреблять красноречивый сленг, поэтому молодёжи читать классику просто неинтересно.

Пятая причина заключается в том, что современный читатель, живя в мире компьютерных технологий, привык к усвоению отдельных фактов, не связывая их в общую картину, не касаясь глубинных смыслов культуры, поэтому у молодого поколения беднеет культурный уровень, всё сложнее воспринимается высокая литература.

Печально, что к подростковому возрасту уже часто укореняется стереотип: чтение – это скучно. Шестая причина звучит достаточно банально: человек не встретил интересной лично ему книги.

Вывод таков: людям будущего не нужна литература и бумажные носители. Отчасти связанно это с теорией клипового мышления. Молодёжь чисто физически не способна воспринимать информацию из книг—интерес и внимание, согласно теории, пропадают, если в течение первых пяти минут не заинтересовать человека. А, как нам известно, произведения классической литературы требуют немало интеллектуальных усилий и большой концентрации внимания.

Согласно исследованиям сайта Look at me, «дети мало читают и не понимают смысла прочитанного. Школьники плохо понимают чужие мысли, потому написать изложение для них — сверхзадача. Ученики быстро забывают то, чему их недавно учили, и не могут осилить произведения классической литературы. В ходе эксперимента старшеклассникам предложили ответить на ряд элементарных вопросов из программы предыдущих классов. Результаты показали, что коэффициент усвоения знаний у школьников — 10 %.

Глава 2

Исследование данной темы профессионалами. «Мнение экспертов».

На одном из заседаний заместитель Председателя Государственной Думы Людмила Ивановна Швецова отметила, что Россия уже не является самой читающей страной в мире и необходимо приложить все усилия, чтобы вернуть ей прежний статус. Сегодня Россия занимает 7-е место по чтению в мире. «Вызывает тревогу падение интереса к чтению, - отметила она. – И если ситуацию не исправить, то через 20 лет вырастет поколение без литературной кодировки и неизвестно, каким оно будет».
К сожалению, проблема незаинтересованности подростков литературой, в особенности, классической, актуальна не только в нашей стране. Исследованием данного вопроса занимаются и учёные США.
"По сравнению с прошлыми поколениями, подростки нынешнего больше проводят времени в сети и меньше читают книги и смотрят телевизор. Общение с гаджетами заменило радости от чтения историй и просмотра фильмов на телеэкране", — заявила Джин Твенге (Jean Twenge) из университета Сан-Диего (США).

Каждое поколение родителей, бабушек и дедушек считает, что молодежь их времени была более терпеливой, старательной и ответственной, чем их собственные дети, внуки. Часто подобные стереотипы привлекают внимание ученых, изучающих то, как на самом деле меняются привычки и поведение молодежи и детей.

Эти исследования часто приводят к неоднозначным результатам. Например, недавно ученые выяснили, что современная молодежь оказалась менее распущенной и более скромной, чем их родители из "поколения Пепси" и их дедушки и прадедушки из поколения "шестидесятников". При этом они оказались менее самостоятельными и склонными к независимой жизни, а также более терпеливыми, чем их родители.

Твенге и ее коллеги проверили одну из главных претензий мам и бабушек к их детям: действительно ли современные дети проводят слишком много времени за компьютерами и телефонами и почти ничего не читают?

Для этого ученые связались с участниками школьного проекта Monitoring the Future, в котором каждый год участвует около 50 тысяч учеников средней и высшей школы. В общей сложности в нем было задействовано более миллиона подростков, проходивших различные тесты и соцопросы с 1976 по 2016 год. Воспользовавшись этим обширным набором данных, ученые попытались оценить то, как поменялось отношение подростков к книгам и двум главным "врагам" их успеха в жизни – к телевизору и цифровым гаджетам – за последние десять лет.

Как оказалось, ситуация действительно радикально поменялась. В прошлом подростки проводили около часа в день за телефоном и компьютером и почти не сидели в социальных сетях, существовавших в середине 2000 годов.

Сейчас цифровой мир "отъедает" примерно в два раза больше времени у подростков и старших и средних возрастных категорий и захватывает фактически все их свободное время. Подобная экспансия Интернета в жизнь детей, по словам ученых, стала возможной из-за того, что подростки почти полностью перестали читать книги, газеты и журналы.

В прошлом примерно каждый третий старшеклассник говорил о том, что он читает книги или газеты каждый день. Сейчас этот показатель снизился до 2% и 16% для учеников американских 10-х и 12-х классов.
Примерно треть из них не прочитала ни одной художественной книги за год за исключением тех, которые были включены в школьную программу, что в три раза больше, чем в 1970 годах. Аналогичным образом уменьшилось влияние телевизора – число его постоянных зрителей среди подростков упало примерно в два раза.

Отказ от книг, как считает Твенге, негативным образом влияет на успеваемость подростков при поступлении в колледж и университет из-за отсутствия у них усидчивости и внимательности. Кроме того, этот феномен может негативно влиять на их политическую грамотность и способность воспринимать сложные проблемы, заключают ученые.

Глава 3

Список книг.

Книги, которые я взяла в качестве рекомендации, были прочитаны лично мной. Некоторые из них я даже давала читать своим сверстникам, которые не совсем приветствуют данный род деятельности. Однако эти книги они всё-таки осилили.

Перечень произведений, которые я взяла, считается общепризнанной классикой, несмотря на то, что некоторые произведения были написаны меньше, чем полвека назад.

Рассказы Антона Павловича Чехова
(«Хирургия», «Жалобная книга», «Пересолил»)

В этом пункте я не могу указать какие-то определённые рассказы Чехова. Но всем нам, наверное, известны, пускай и по школьной программе, такие рассказы, как «Толстый и тонкий» или «Смерть чиновника». В произведениях А.П. Чехова в большинстве своём преобладает такой вид насмешки над описываемыми событиями, как сатира, ирония. Чехов доводит до абсурда сюжетную линию, в которой, однако, есть и над чем подумать. Объём рассказов удивительно компактен—они небольшие, что позволяет легко и непринуждённо пробежать текст даже несколько раз.

«Хирургия»

Действие рассказа происходит в Земской больнице. Однажды доктор больницы уехал жениться и больных стал принимать фельдшер Курятин. В эти дни в больницу явился церковный дьячок Вонмигласов, у которого заболел зуб. Осмотрев зуб, Курятин решил его удалить. Под вопли дьячка он долго тянул изо рта больной зуб, после его обломил. Во время этой процедуры вежливые фельдшер и пациент вконец переругались.

«Жалобная книга»

На написание рассказа Чехова вдохновила развеселившая его жалобная книга одной из станций Донецкой дороги. Хотя имена в рассказе вымышленные, и автор поменял некоторые из них при издании собрания сочинений, потерянный портсигар в одной из записей просят передать «Андрею Егорычу» — имя реального почтмейстера Воскресенска, где работал тогда Чехов.

«Жалобная книга» быстро стала популярна у широкого круга читателей, рассказ разошёлся на цитаты, особенно популярна его последняя фраза — «Хоть ты и седьмой, а дурак». Она стала крылатым выражением, а другие писатели вложили её в уста своих персонажей.

«Пересолил»

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приезжает на станцию. До усадьбы, куда он направляется, ему остаётся 30-40 вёрст. После продолжительных поисков землемер находит Клима, «здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти». Он соглашается доставить землемера, куда тому требуется. Спутники долго трясутся на ветхой телеге, которую тащит жалкая лошадёнка. Темнеет. Трусливого землемера начинают одолевать сомнения: уж не разбойник ли его возница. Телега сворачивает в лес. Землемер пугается ещё сильней и начинает хвастаться невероятной силой, револьверами и рассказывать истории о своих сражениях с бандитами. Заехав в лес, Глеб Гаврилович просит не гнать так лошадей — его догоняют товарищи с револьверами, а вместе ехать веселее. Он делает вид, что хочет показать вознице несуществующие револьверы, и начинает рыться в карманах. Клим пугается и бросается в лес. Около двух часов Смирнов зовёт испуганного мужика, сильно замерзает и понимает, что от страха сильно «пересолил» с хвастовством. Наконец перепуганный крестьянин возвращается. Смирнов признаётся ему в своей трусости, раскрывает обман, после чего они продолжают путь. Больше землемеру Клим опасным не кажется.

Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»

Роман чешского писателя Ярослава Гашека повествует об отставном пехотинце, а ныне торговце крадеными собаками в Праге, Йозефе Швейке, который узнаёт о начале мировой войны. Несмотря на приступ ревматизма, он немедленно отправляется на призывной пункт, чтобы послужить императору и отчизне. Карикатурный патриотический порыв приводит Швейка последовательно в полицейский комиссариат, сумасшедший дом, где его признают полным идиотом, военный госпиталь, военную тюрьму, где его содержат как уклоняющегося от призыва симулянта и, наконец, на военную службу: сначала в тылу, а затем в пути на фронт.

Действие романа представляет собой цепь едких сатирических новелл, описывающих жизнь Австро-Венгерской империи в последние годы её существования.

«Похождения Швейка» по сути и по форме - роман-карикатура. Пародия, гротеск и гипербола — основные методы автора. Подчеркнуто реалистичные образы, приземленные бытовые ситуации у Гашека складываются в фантастическую, абсурдную картину всеобщей глупости и умопомешательства, на фоне которой «официальный идиот» Швейк выглядит чуть ли не самым здравомыслящим персонажем, по выражению чешского литературоведа Радко Пытлика, «клоуном, от которого отскакивает абсурд». Панегирики, которые Швейк то и дело провозглашает то тюремным порядкам, то царствующему дому, то романтике войны, оказываются куда более злой сатирой, чем любые колкости и разоблачения. Роман содержит множество деталей и намёков, хорошо понятных современникам Гашека, жившим в Австро-Венгерской империи. Нынешнему читателю многие тонкости сюжета и значения реплик персонажей непонятны без обширных комментариев. Герои разговаривают языком «низов», чешской городской полукриминальной среды, крестьянства, имперской многонациональной армии.

3. Эрих Мария Ремарк «На западном фронте без перемен»

Наверное, дети 11-14 лет навряд ли поймут этот роман, однако, я уверен, он будет интересен читателю постарше.

В предисловии автор говорит: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов». Название романа — несколько изменённая формула из немецких сводок о ходе военных действий на Западном фронте.

Антивоенный роман повествует о всем пережитом, увиденном на фронте молодым солдатом Паулем Боймером, а также его фронтовыми товарищами в Первой мировой войне. Как и Эрнест Хемингуэй, Ремарк использовал понятие «потерянное поколение», чтобы описать молодых людей, которые из-за полученных ими на войне душевных травм не в состоянии были устроиться в гражданской жизни. Произведение Ремарка, таким образом, стояло в остром противоречии с правоконсервативной военной литературой, превалировавшей в эпоху Веймарской республики, которая, как правило, старалась оправдать проигранную Германией войну и героизировать её солдат.

Ремарк описывает события войны от лица простого солдата.

Действие романа происходит в 1914—1918 годах, когда Германия воевала против Франции, России, Англии и Америки одновременно. Повествование ведётся от лица Пауля Боймера, в роту которого призваны школьники, крестьяне, рыбаки, ремесленники разных возрастов. После описания окопных «будней» (от роты в 150 человек осталось только 32) и судеб вчерашних одноклассников, повествование переносится в тыл — Пауль получает отпускное свидетельство. Отец мечтает показать сына в мундире своим друзьям, но Паулю ни с кем не хочется говорить о войне. Он ищет уединения в тихих уголках ресторанчиков за кружкой пива или в своей комнате, где всё знакомо до мелочей. Патриотически настроенные учителя строят грандиозные планы завоеваний, а Пауль узнаёт, что его бывший учитель Канторек, который больше всех агитировал за участие страны в войне, призван в ополчение и теперь подвергается муштре. Далее Пауля ставят на охрану лагеря пленных русских, и он размышляет, глядя на этих людей с «детскими лицами и бородами апостолов», о том, кто превратил простых людей во врагов и убийц. Он ломает сигареты и по половинке, через сетку, передаёт их русским. Они каждый день хоронят умерших и поют панихиды. Далее Пауля возвращают в родную часть, где он становится свидетелем визита кайзера, который не производит на солдат никакого впечатления. После ряда других эпизодов повествование идёт к финалу. Положение Германии безнадёжно. Американские, английские и французские полки наступают. Мюллер убит осветительной ракетой. Ката, раненного в голень, Пауль на спине выносит из-под обстрела, но во время перебежек его ранит в голову осколком и Кат умирает. Пауль остаётся последним из одноклассников, ушедших на войну. Все говорят о скором перемирии. В последнем абзаце романа безэмоционально сообщается, что Пауля убили в октябре 1918 года. Тогда было тихо и военные сводки были кратки: «На Западном фронте без перемен»

4. Френсис Скотт Фицджеральд «Великий Гетсби»

Действие романа, главной линией сюжета которого является любовная история с детективной и трагической развязкой, развивается недалеко от Нью-Йорка, на «золотом побережье» Лонг-Айленда, среди вилл богачей. В 1920-е годы вслед за хаосом Первой мировой американское общество вступило в беспрецедентную полосу процветания: в «ревущие двадцатые» экономика США стремительно развивалась. В то же время «сухой закон» сделал многих бутлегеров миллионерами и дал значительный толчок развитию организованной преступности. Восхищаясь богатыми и их очарованием, Фицджеральд в то же время подвергает сомнению неограниченный материализм и кризис морали Америки той эпохи.

Рассказ ведется от первого лица: Ник Каррауэй начинает своё повествование с совета, который когда-то дал ему обеспеченный отец, просивший не судить других людей, не обладавших его преимуществами. Следование этому совету вошло у Ника в привычку, за исключением случая Гэтсби. Ник покидает Нью-Йорк, где в 1922 году произошла ещё не поведанная читателям история, чтобы вернуться на родной Средний Запад. Таким образом, последующий рассказ представляет собой ретроспективу.

Свою историю Ник начинает воспоминанием о том, как арендовал дом в Уэст-Эгге на Лонг-Айленде, где, в отличие от Ист-Эгга, жили не знатные, но не менее богатые люди. Ник посещает роскошное поместье Тома и Дэйзи Бьюкененов. Дэйзи была троюродной сестрой Ника, а её муж, Том, некогда играл в футбол в Йеле (там он был шапочно знаком с Ником), а ныне наслаждается богатством. Том изображается Ником как высокомерный человек с расистскими взглядами и мощным телосложением, а Дэйзи как обаятельная, но недалёкая женщина, мать трёхлетней дочери. В этом доме Ник встречает Джордан Бейкер, подругу Дэйзи и очень известного игрока в гольф. Джордан сообщает Нику, что у Тома любовница в Нью-Йорке. Ради встречи с последней Миртл Уилсон, женой ничего не подозревающего автомеханика Джорджа, Том арендует квартиру в городе. Том приглашает туда Ника, где он также знакомится с Кэтрин, сестрой Миртл, и с четой Макки, друзьями Миртл. Ночь заканчивается всеобщей попойкой и разбитым носом Миртл, раздражавшей Тома упоминанием имени Дэйзи. Ник удаляется из этого хаоса с мистером Мак-Ки. Неожиданно Ник оказывается ближайшим соседом Джея Гэтсби, очень богатого человека, известного проведением шикарных весёлых вечеринок в своём гигантском поместье, которые каждую субботу посещают сотни людей. Вскоре шофёр Гэтсби приносит Нику формальное приглашение на одну из таких вечеринок. Гэтсби— загадочный человек, о размере и источнике огромных богатств которого ходит много слухов. Никто из встреченных Ником гостей даже не знает, как выглядит Гэтсби. Во время вечеринки некий мужчина узнаёт Ника, и выясняется, что они однополчане. Впоследствии оказывается, что однополчанин Ника и есть сам мистер Гэтсби. Вскоре между ними завязываются приятельские отношения. Ник удивляется, когда Гэтсби привозит его в Нью-Йорк и, без объяснения причин своего поступка, озвучивает ему историю своего восхождения по социальной лестнице, кажущуюся выдуманной. Там же Ник знакомится с компаньоном Гэтсби, тёмным дельцом по имени Мейер Вульфшим. Вышеупомянутая знакомая Ника, Джордан Бейкер, рассказывает ему о том, что Гэтсби собирает огромное количество гостей у себя, надеясь на то, что Дэйзи, его бывшая возлюбленная, случайно заглянет к нему. Через Джордан Гэтсби просит Ника устроить ему встречу с Дэйзи. Ник обещает сделать это. Происходит воссоединение влюблённых. Одновременно начинается роман между Ником и Джордан. Вскоре, во время объяснения в отеле «Плаза», Том узнаёт о любви Джея к Дэйзи, и обвиняет его в том, что он бутлегер. Том угрожает Гэтсби и выражает свою ненависть к нему. В ответ Джей настаивает на том, чтобы Дэйзи сказала, что она никогда не любила Тома, надеясь на восстановление прерванной пять лет назад любви. Дэйзи хоть и колеблется, но отказывается говорить это. Том чувствует победу. Он решает, что обратно Дэйзи и Гэтсби поедут вместе, а он, Ник и Джордан отправятся в другой машине. В это время Джордж Уилсон скандалит со своей женой, заподозрив её в неверности. Она выбегает из дома, увидя машину, которую днём вёл Том. Машина, в которой на этот раз ехали Гэтсби и Дэйзи, сбивает Миртл насмерть и скрывается с места аварии. Ехавшие позади Джордан, Ник и Том замечают погибшую. Том узнает в ней свою любовницу. Джордж, обезумевший от горя, одержим мыслью, что водитель машины, сбившей Миртл, и был её любовник. Он решает найти эту машину и отомстить её хозяину. Ник возвращается к дому Бьюкененов и обнаруживает неподалёку Гэтсби, который нечаянно проговаривается, что машиной управляла Дэйзи. Так как Гэтсби не намерен называть истинную виновницу аварии, Ник советует ему уехать на неделю. Последние слова, которые Ник говорит Джею, звучат так: «Ничтожество на ничтожестве, вот они кто. Вы один стоите больше их всех, вместе взятых»…

Заключение.

Итак, рекомендации, созданные на основе прочитанных произведений, помогут читателям в выборе первого «сопровождающего» в мир книг. Более того, некоторые книги доказали свою эффективность на практике. Люди, не читавшие до этого, брали в руки рассказы Чехова или «Великого Гетсби». Они читали с увлечением, и, более того, проявили живой интерес к классике и к дальнейшему ознакомлению с ней. Из этого следует, что современному ребёнку необходимы «живые», динамичные книги. Человеку с клиповым мышлением придутся по душе сложные композиции, изложенные доступным языком. Пускай произведения, предложенные мной, имеют достаточно серьёзную смысловую нагрузку, людьми, в частности подростками, они воспринимаются спокойно. Несмотря на то, что я предложила книги, написанные относительно недавно, около века назад, проблемы, заложенные в них авторами, актуальны и по сей день, в мире, где инновационные технологии берут верх над классикой. А если мы продолжим прививать детям и подросткам данное увлечение, кто знает, может быть, нам удастся сохранить любовь к книгам ещё на пару веков?

Ссылки:

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://www.aif.ru/archive/1621802

https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-issledovanie-mediakultury-problemy-i-perspektivy

http://www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration-howitworks/207449-clip

https://psycnet.apa.org/record/2018-41062-001?doi=1

https://newtonew.com/parenting/knizhnyy-golod-gde-normalnye-knigi-dlya-molodezhi

https://ria.ru/20180820/1526869375.html

https://semeynoe.com/magazine/practice/razbiraemsya-pochemu-podrostki-ne-chitayut/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://www.livelib.ru/book/1000454866-velikij-getsbi-frensis-skott-fitsdzherald

Просмотров работы: 781