Дуэль в русской литературе

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дуэль в русской литературе

Пославская Ю.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2
Лопатина О.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение нимназия №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Дуэль является непростым испытанием для человека: из-за неё может оборваться собственная жизнь или жизнь кого-то другого, да и устраивались дуэли не просто так. Если заглянуть в «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, можно увидеть, что «дуэлью принято называть условный поединок, с известными уже обрядами, по вызову». Данное явление часто встречается в произведениях русской литературы, и многие школьники испытывают трудности при анализе сцены дуэли, поскольку не всегда знакомы с дуэльным кодексом. Поэтому учителю достаточно сложно бывает объяснить эту тему.

Основные вопросы, которым посвящен данный проект: почему персонажи приходят к дуэли? какова её роль в тексте?

Целью настоящего проекта является разработка методических рекомендаций «Дуэль в русской литературе»

Для этого мне нужно изучить дуэльный кодекс, ознакомится с произведениями русской литературы, где присутствует эпизод дуэли, сопоставить и проанализировать полученную информацию, систематизировать данные, предоставить информацию в виде методических рекомендаций.

Дуэльный кодекс

Обычай дуэли зародился в Новое время среди западноевропейской аристократии и был перенят русскими. Власть Российской империи с ним активно боролась до определённого момента. Первым дуэльным кодексом, регулирующим процедуру дуэли, считается французский документ 1836 г. Его издал граф де Шатовильяр. Другим общеевропейским сводом правил, регулирующих процедуру дуэли стал сборник, выпущенный в 1879 г. графом Верже. Именно этими документами руководились русские дуэлянты до появления дуэльного кодекса В.Дурасова. Данный документ появился вскоре после 13 мая 1894 г. когда Александр III фактически легализировал дуэли. Кодекс Дурасова устанавливал поводы и причины поединков, порядок их проведения, возможности отклонения и принятия вызова.

В. Дурасов говорит о различных родах дуэли: законные, исключительные и по секретным мотивам. Главное их отличие состоит в том, что ни один из противников не вправе отказаться от законного рода дуэли, основываясь на его природе, в то время как каждый из них вправе не принять исключительной дуэли. Если дуэль происходит по скрытым мотивам, соперники не сообщают секундантам причин дуэли, но в таком случае поверенные должны отказать. Согласиться они могут только при наличии заявления от противников под честным словом и подтверждённого своею подписью, что мотивы поединка не могут быть оглашены по причинам личного характера.

Одним из наиболее важных разделов кодекса является «Субъекты дуэли». Указанный раздел регламентирует, что дуэль должна происходить только между равными. Основное назначение дуэли – решить недоразумение между отдельными лицами. Дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление, не может быть заменена, но она и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права. Дуэль, как отмщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции. Причина дуэли-оскорбление. Автор различает несколько видов оскорблений:

1) Оскорбления первой степени-это «Оскорбления, направленные против самолюбия, не затрагивающие честь, нарушения вежливости, несоблюдение известных обязанностей относительно лица, исполнение которых последнее вправе ожидать, суть оскорбления первой степени.»

2) Оскорбления второй степени- «Оскорбления, направленные против чести или достоинства лица, диффамация, оскорбительные жесты, не переходящие в область оскорбления действием, суть оскорбления второй степени.». Диффамация - вменение известному лицу такого поступка, который не допускается правилами чести или не согласуется с достоинством данного лица. Риск нанести оскорбление действием также есть оскорбление второй степени.

3) Оскорбления третьей степени- «Оскорбление действием, или третьей степени, есть реально выраженное агрессивное действие одного лица по отношению к другому.» Устное заявление об оскорблении действием также относится к третьей степени.

Согласно кодексу Дурасова, при получении оскорбления, оскорблённый должен заявить, что пришлёт секундантов. Если противники не знакомы, они обмениваются адресами. Вызов может быть произведён как незамедлительно, так и в течение 24 часов, в данном случае вызов осуществляется секундантами. После вызова все личные сношения между противниками запрещены. Они могу общаться исключительно через секундантов.

Секунданты занимают особое место в процедуре дуэли: являются поверенными доверителя и обязаны хранить в тайне все детали дела, при этом важно, что секунданты имеют право знать причины дуэли.

Автор документа подчёркивает: дуэль может проводиться с помощью разного холодного оружия: шпаги, пистолеты. В данном проекте речь идёт именно о дуэли с пистолетами.

В.Дурасов даёт подробное описание процедуры дуэли с пистолетами. Место дуэли выбирают секундантами до дуэли. Площадка должна быть совершенно открытая, ровная, с твёрдой почвой. Места противников распределяются подкидыванием жребия.

Выбрать расстояние имеет право, если совершенно оскорбление первой или второй степени, секундант. Оскорблённый-при оскорблении третей степени. «Право определения промежутка времени, в течение которого противники имеют право стрелять, принадлежит исключительно секундантам.»-устанавливает документ.

Выбор пистолетов может происходить по двум системам:

1) Противники пользуются своим личным оружием.

2) Противники личным оружием не пользуются.

В первом случае каждый из противников привозит свою пару пистолетов и ею пользуется. Во втором случае секунданты противных сторон привозят по паре пистолетов, неизвестных противникам, и выбор пары пистолетов решается подкидыванием жребия. «Право пользования личным оружием принадлежит оскорбленному действием, с условием разрешить противнику пользоваться тем же правом. При оскорблениях первой или второй степени секунданты определяют способ выбора пистолетов; они, с обоюдного согласия, имеют право решить выбор пистолетов по жребию или предоставить противникам право пользоваться личным оружием,» - пишет В.Дурасов.

Пистолеты, используемые во время дуэли, должны быть обыкновенного образца, то есть одноствольные, не центрального боя, а заряжающиеся с дула.

Различается несколько видов дуэли на пистолетах:

1)Дуэль по команде

2)Дуэль на месте по желанию

3)Дуэль на месте с последовательными видами

4) Дуэль с приближением

5)Дуэль с приближением и остановкой

6)Дуэль с приближением по параллельным линиям.

Проведение некоторых из них будет рассмотрено на примере произведений русской литературы в данном проекте.

Дуэль в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» присутствует эпизод дуэли. Евгений Онегин, главный герой произведения, является лишним человеком: он везде скучает, не может найти смысл жизни. Сразился он с Владимиром Ленским, как Евгений молодым человеком, приехавшим из-за границы. Ленского от Онегина отличал пылкий нрав поэта, который сыграл не последнюю роль в поединке между героями. На дне рождения Татьяны Лариной Евгений Онегин решается отомстить другу Ленскому за то, что тот привёл его на этот вечер. Главный герой на протяжении праздника танцует с Ольгой, возлюбленной Ленского. Владимир счёл поведение Онегина оскорбительным и вызвал его на дуэль. Данное оскорбление можно определить, согласно кодексу Дурасова, третьей степенью, потому что оскорбление нанесено действием- Онегин танцует, флиртует с девушкой Ленского. Дуэль героев неоднозначна с точки зрения правил кодекса Дурасова. Ленский, как нужно, вызывает Онегина на дуэль и присылает к нему секунданта. Это Зарецкий. Однако человек «сомнительной чести» Зарецкий не обсуждает с Онегиным возможность о примирении, что противоречит правилам. Онегин опаздывает на дуэль, но тем не менее бой начинается. Оружие готово, его вручают «врагам». Секунданты отмеривают 32 шага. Герои произведения сходятся, Онегин поднимает пистолет, Владимир - немного спустя, Евгений делает выстрел и убивает его.

Данная дуэль прежде всего раскрывает характеры героев. Виден пылкий нрав Ленского, который сподвиг поэта на поединок. Дуэли можно было бы избежать, если бы Владимир дал Евгению шанс объясниться. Также показана зависимость Евгения от мнения света, ведь главный герой принимает вызов друга потому что боится осуждения. Александр Сергеевич подчёркивает бессмысленность дуэли между близкими людьми. Когда Владимир падает замертво, Онегин бросается к нему, жалея о потери, но уже поздно. Убийство совершено.

Таким образом, дуэль между Онегиным и Ленским произошла по причине оскорбления третьей степени. Но сражения можно было бы избежать. Оно принесло только боль.

Роль дуэли в произведении «Евгений Онегин»-раскрытие характеров героев и демонстрация бессмысленности дуэли.

Дуэль в романе «Отцы и дети»

Если поединок Онегина и Ленского произошёл между равными представителями, то дуэль Базарова и Кирсанова из произведения Ивана Тургенева «Отцы и дети» -нет, поскольку Евгений сын врача, а Павел благородного происхождения. Следовательно дуэль этих героев является аномалией, исходя из правил кодекса Дурасова.

Отношения этих героев изначально были ужасными. Герои постоянно спорят: они по-разному смотрят на мир. Базаров-нигилист, отрицает всё, а Кирсанов-ценитель устоявшихся правил. Но у их дуэли был конкретных повод: Евгений Васильевич ухаживал за Фенечкой, в которую был тайно влюблён Павел Петрович и. Став свидетелем поцелуя этой женщины с Базаровым, он впал в ярость. Павел Петрович сам пришёл к Базарову и, угрожая расправой, вызывал на дуэль. Подобный повод можно отнести к третей степени, так как имеет место оскорбление действием (Базаров оскорбил Кирсанова, поцеловав Фенечку ) .

Проходила дуэль неоднозначно. Место выбрали герои сами, а не их секунданты, что также не по правилам. Важно отметить, что секундант был всего один. Шаги отмерял Базаров, а заряжал оружие (пистолеты) Кирсанов, хотя делать это должны секунданты. Расстояние определил Павел Петрович: «Я полагаю, на десять», на что имел полное право как оскорблённый. Павел Петрович стрелял первый и промахнулся, затем стрелял Базаров. Он попал противнику в ляжку. Таков был исход дуэли.

Однако то, что произошло дальше, нельзя игнорировать. Базаров подбежал к противнику и протянул руку помощи: «Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану». Разговаривая, герои идут к сближению. Между ними «подтаял лёд», то есть они хоть в чём-то ( в том, как оправдают рану Павла Петровича) договорились.

Итак, в данном случае дуэль-кульминация конфликта между отцами и детьми. Она сыграла важную роль в становлении сюжета произведения: именно после дуэли начинается новый этап жизни Базарова: изменяются его взаимоотношения с другими героями. Дуэль также помогает раскрыть характеры героев. Например, мы узнаём о неожиданной доброте Базарова.

Дуэль в романе-эпопее «Война и мир»

В названном произведении Л.Н. Толстого находится эпизод дуэли. Она происходит между Федором Ивановичем Долоховым, обедневшим дворянином, и Пьером Безуховым, незаконным сыном, получившим наследство и ставшим графом. То есть дуэль происходит между неравными противниками. Дуэль происходит по причине неосторожного высказывания Долохова про измены жены Безухова Элен в эпизоде обеда в английском клубе. Это оскорбление второй степени- посягательство на честь оскорбляемого лица. Пьер вызывает его на дуэль. Долохов ни о чем не жалеет и не думает перед дуэлью. Пьер размышляет всю ночь и даже приходит к выводу, что Долохов не виноват в измене жены. Секунданты делают предложение о примирении участником, но те, осознавая всю абсурдность и бесполезность столкновения, все равно не соглашаются прекратить. Они определяют границу и расстояние. Начинается действие. Противники сходятся, постепенно поднимая пистолеты. Пьер стреляет первым и попадает. Затем по праву делает выстрел Фёдор. Последствия дуэли оказались не так печальны. Никто не погиб. Важно, что автор вводит эпизод дуэли для раскрытия характеров героев. Так, Безухов предстает мнительным и слабым. Долохов-стойким и холоднокровным.

Итак, дуэль может происходить по различным причинам: от словесного до физического оскорбления. Роль дуэль в произведении также различна. Она помогает раскрыть характеры героев, работает на сюжет , так как может являться кульминацией.

Продукт

Урок 1. Дуэль в русской литературе

1)Определение дуэли. Дуэ́ль (фр. duel < лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный так называемым дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.

Ныне дуэли запрещены.

2) Рассмотрение истории появления дуэльного кодекса в России. Изучение содержания дуэльного кодекса В. Дурасова.

Учитель рассказывает историю появления дуэльного кодекса в России.

Учитель раздает распечатки с выдержками из дуэльного кодекса В. Дурасова, охватывающие основные моменты дуэли. Вместе рассматривают правила.

3) Рассмотрение эпизодов дуэли в классической русской литературе, анализ на основе дуэльного кодекса В. Дурасова: а) А.С. Пушкин «Евгений Онегин»;

б) И.С. Тургенев «Отцы и дети»;

в) Л.Н. Толстой «Война и мир»;

Ученик зачитывает вслух эпизод дуэли в каждом произведении. Затем вместе с учителем они выясняют насколько законной является дуэль с точки зрения кодекса В. Дурасова. Вместе делают вывод о роли дуэли в произведении.

4) Подведение итогов. Учитель обобщает все изученное за урок. Ученики фиксируют вывод в тетради.

«Итак, дуэль может происходить по различным причинам: от словесного до физического оскорбления. Роль дуэль в произведении также различна. Она помогает раскрыть характеры героев, работает на сюжет , так как может являться кульминацией»

5) Домашнее задание: выучить записи в тетради, подготовиться к тесту по изученной теме.

Список литературы

1. Статья Алены Шапаловой "К барьеру, Алексей Анатольевич". Правила дуэлей Российской империи (https://life.ru/t/%D0%B4%D1%83%D1%8D%D0%BB%D0%B8/1151818/k_barieru_alieksiei_anatolievich_pravila_dueliei_rossiiskoi_impierii).

2. В. Дурасов. Дуэльный кодекс. Электронная версия. Издательство «АСТ», год издания 2018 https://iknigi.net/avtor-v-durasov/158272-duelnyy-kodeks-vasiliy-durasov.html).

3.Определение дуэли. Онлайн словарь «Академик» (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/139758)

4. А.С. Пушкин « Евгений Онегин». Издательство «Москва», год 2016.

5. Л.Н. Толстой «Война и мир». Издательство «Москва», год 2016.

6. И. С. Тургенев «Малое собрание сочинений». Издательство «Азбука», год 2015.

7. Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 5 классе». Издательство « Просвещение», год 2013.

Просмотров работы: 3424