Литература, содержащая элементы фантастики и мистики. Мифы и реальность

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Литература, содержащая элементы фантастики и мистики. Мифы и реальность

Суханов Г.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2
Лопатина О.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение нимназия №2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. Социально-психологические исследования показывают значительное влияние литературы на формирование мышления, мировоззрения и характера человека. На сегодняшний день литература с элементами фантастики и мистики активно развивается на ряду с бестселлерами, становясь всё более разнообразной по тематике. Среди современной молодежи особо популярными являются мистический и фантастический жанры литературных произведений, однако не каждый читающий считает фантастику и мистику серьёзным жанром.

Цель исследования. Разоблачить основные стереотипы о произведениях, содержащих элементы мистики, определить их обоснованность и верность; показать людям, что мистическая литература вводит читателей в курс проблем, с которыми стакивается современный мир.

Задачи исследования:

↬ Основываясь на анализе русской и зарубежной литературы 19 и 20 веков данных двух жанров, проиллюстрировать читателям, как стремительно развивается наука и что многие фантастические изобретения из «книжечек» стали реальностью. Сравнить литературные «новинки» с современными научными достижениями.
↬ Доказать, что фантастика раскрывает злободневные проблемы, с которыми сталкивается современный мир, и направлена на их разрешение.

Предмет исследования: «Песочный человек» Гофман Э. Т. А., «Оно» Кинг С., «Мастер и Маргарита» Булгаков М. А., «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери Р.

Методы исследования: анализ литературных произведений, сравнительный фантастических изобретений в книгах соответствующей литературы и анализ научных достижений последних лет.
Глава 1: Определение мистицизма и научной фантастики

С точки зрения литературы, мистицизм (от греч. mystikos – таинственный) это «в широком обобщенном смысле – загадочное и непонятное, «выходящее за рамки индивидуальной способности и понимания» 1 (Ф.В.Й. Шеллинг)»; «ученье, убеждение, понятие или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости» 2.
Фантастика (от греч.Phantastike искусство воображения, фантазия– нечто вымышленное, сверхъестественные события 3; форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая картина Вселенной 4.

Основными признаками мистицизма являются

↬ обращение к миру сверхъестественных сил, природа которых лежит за гранью человеческого разума;
↬ вечный конфликт добра и зла, личный выбор человека;
↬ обращение к библейским сюжетам, соответственно, героями произведений выступают Иисус Христос и Сатана в разных обличиях.
Основными признаками научной фантастики являются
↬ материалистичность описываемого мира, его познаваемость и отсутствие в нём абсурдности;
↬ в основе сюжета может лежать любая, сколько угодно фантастическая идея, но всё остальное является внутренне непротиворечивым построением на её основу;
↬ действие произведения разворачивается в технологически продвинутом будущем или альтернативном настоящем, избравшем иную линию технологического развития;
↬ сюжетный конфликт построен вокруг эксплуатации некоего логичного научного, социального или политического принципа.

Такие жёсткие требования привели к тому, что появилось большое количество «мягких» поджанров научной фантастики, традиционно относящихся всё ещё не к фэнтези, но при этом довольно вольно трактующих многие элементы научного подхода «жёсткой» научной фантастики.
К таким жанрам относятся
↬ космоопера – мир будущего и технологические изобретения используются как декорации, а сюжет построен как приключенческий роман (например, «Звездные войны»);
↬ социальная фантастика – ничего, кроме смелой социальной идеи и рассмотрения людей и общества с приматом эмоций и чувств персонажей над окружающим их миром (как «1984»);
↬ постапокалипсис – всё базируется на случившейся глобальной катастрофе, остальное – лишь логичные следствия из её природы («Страсти по Лейбовицу»);
↬ путешествия во времени – многие из художественных находок этого поджанра базируются на эксплуатации закона причины и следствия, выстраивая сюжетный конфликт в настоящем на основе неосмотрительных действий персонажей или их противников в прошлом («И грянул гром», «Машина времени»);
↬ военная фантастика – старая добрая война в новых декорациях («Звездный десант»).
Получается, что к литературе, содержащей элементы научной фантастики, относятся произведения, которые описывают вымышленные технологии и научные изобретение, далёкие от реального мира, а действия обычно происходят в будущем. К литературе с элементами мистики можно отнести произведения, в которых, описываются непонятные, загадочные, таинственные, необъяснимые события, действия сверхъестественных сил, находящиеся за пределами человеческого понимания.

Глава 2: Анализ литературных произведений

3.1 «Песочный человек» Гофман Э.Т.А.

«Песочный человек» – это не просто сказочная новелла, а произведение с глубоким философским смыслом. В нем можно увидеть детские страхи, приобретенные в результате травмирующих событий и приводящие главного героя к ужасным последствиям.

Уже из первых писем Натаниэля видно, что он с детства был весьма впечатлительным. Старая нянюшка рассказывала ему сказки о Песочном человеке, злом существе, которое бросает непослушным детям песок в глаза. Эти рассказы произвели большое впечатление на мальчика, он начал увлекаться всем таинственным, об этом он писал в письме: «Песочный человек увлек меня на стезю чудесного, необычайного, куда так легко совратить детскую душу».

Когда друг семьи, старый адвокат и алхимик Коппелиус, предстает в его глазах Песочным человеком, ему становится страшно. Позже из-за Коппелиуса трагически погибает отец мальчика, и его психика оказывается окончательно сломанной. Сам Натанаэль рассматривал вторжение зловещего Коппелиуса в свою жизнь как мрачное событие, которого невозможно было избежать. «Ужасное вторглось в мою жизнь!», «…Темное предопределение и впрямь нависло надо мною, подобно мрачному облаку, которое я, быть может, рассею только смертью», — пишет он.

Из-за своей впечатлительности наш герой медленно погружался в мир фантазий и терял ощущение реальности. С точки зрения психологии, очевидно, что Натаниэль получил тяжёлую детскую травму и несёт на себе её разрушительное воздействие. Многие психологи 5 сходятся во мнении, что страх – это одна из опасных и очень сильных эмоций, которая оказывает значительное воздействие на ребенка и его психическое развитие. По мнению Зигмунда Фрейда, существует всего две категории страха: реальный и невротический. В своей работе «Жуткое» он оставил нам блестящий анализ повестей Гофмана: «Студент Натаниэль, с детских воспоминаний которого начинается фантастическая повесть, не в состоянии — несмотря на свое нынешнее благополучие — отрешиться от воспоминаний, связанных у него с загадочно ужасной смертью любимого отца… чувство жуткого прямо связано с образом Песочного человека, то есть с представлением о похищении глаз». У Натаниэля мы видим невротический страх, возникший из-за внутреннего ощущения опасности и перешедший в серьезную патологию.

Здоровый психически человек понимает, что нужно уметь провести границу между фантастическим вымыслом и реальностью, не надо искать тайное и мистическое там, где его нет. Детские страхи очень опасны, они могут превратиться в шлейф неудач во взрослой жизни человека. Так можно трактовать главную мысль новеллы «Песочный человек».

3.2 «Оно» Кинг С.

Роман Стивена Кинга «Оно», написанный в жанре ужасов и мистики, рассказывает о маленьком американском городке, в котором пропадают дети и подростки. Это место терроризирует загадочный серийный убийца, с нечеловеческой жестокостью убивающий детей. Сюжет романа построен на истории семи подростков, которым предстоит столкнуться с настоящим кошмаром. Создав свой «Клуб Неудачников», они решают самостоятельно найти и уничтожить чудовище. К сожалению, никто из взрослых не может помочь детям. Повзрослев, они не могут видеть чудовище, не могут предположить, что убийца – это не человек, а зловещее, мистическое существо.

Но фантастическая составляющая находится далеко не на первом месте в этом произведении. Мистика тут только призма, через которую открывается основная тема романа – Всепоглощающее Зло современного мира.

Автор показывает нам, что злом могут быть родители, которые формируют в своих детях страхи и комплексы. Так, мисс Каспбрак, мать Эдди, которая сознательно пытается внушить сыну, что он серьезно болен. И он растет не здоровым, полным сил мальчиком, а больным, зависящим от нее ребенком. У нее нет никого, кроме сына, и она хочет таким образом навсегда привязать его к себе. Или посмотрим на родителей Билла Дэнбро, которые, потеряв младшего ребенка, полностью отстранились и лишили своей любви своего старшего сына. А ведь их старший ребенок, Билл был жив, был рядом и как никогда нуждался в любви и поддержке своих родителей.

В этом романе мы видим самые изощренные формы зла: полное безразличие взрослых к проблемам своих детей, несерьёзное отношение ко всем невзгодам и трудностям, даже неспособность выйти за рамки привычного им мира – тоже в какой-то мере форма зла. Результат – поломанные и изувеченные детские души, до которых никому нет дела.

Стивен Кинг — писатель, который очень обеспокоен положением человека в современном мире. Он часто поднимает проблему отцов и детей. Рассуждает о том, насколько семья, воспитание и детские психологические травмы влияют на формирование человека, на его дальнейшую судьбу, как они могут превратить его в изгоя. Автор показывает, что зло – это зачастую и есть сами люди, а не какие-то мистические существа. Это изобличение зла, поднимающегося из неких тёмных глубин «Оно», устремляющегося в человеческую душу.

3.3 «Мастер и Маргарита» Булгаков М.А.

Работа над этим произведением шла 12 лет, последние правки Булгаков вносил за две недели до своей смерти. С первого взгляда, этот роман о похождениях дьявола и его свиты в Москве, о библейской истории про Пилата и Иешуа, о настоящей любви, но смысл этого романа намного глубже. Михаил Михайлович Бахтин писал Е.С. Булгаковой: «Я сейчас весь под впечатлением от «Мастера и Маргариты». Это – огромное произведение исключительной художественной силы и глубины». 6А британская исследовательница творчества Булгакова Дж. Куртис, писала своих работах, что у романа «есть свойство богатого, где залегают вместе многие ещё не выявленные полезные ископаемые. Как форма романа, так и его содержание выделяют его как уникальный шедевр: параллели с ним трудно найти как в русской, так и в западноевропейской литературной традиции.» 7
Булгаковский роман уникален, и очень сложно как-то однозначно определить его жанровую принадлежность. Но можно сказать, что «Мастер и Маргарита» - роман сатирический, философский и фантастический, а в ершалаимских главах – даже эпический. Мистика в романе – всего лишь способ, благодаря которому получилось затронуть множество житейских проблем: настоящая любовь, понятие о доброе и зле, черствости людских душ, конфликт между властью и писателем.
Сатира Булгакова носила острый политический характер, поэтому ему пришлось тщательно маскировать намеки, убирать их вглубь текста. И мистика тут служит одним из инструментов, благодаря которым автор смог выразить свои взгляды на советскую власть, скрыть и завуалировать прототипы своих героев (например, Сталина). Первоначальные редакции романа, скорее всего отличались большей политической остротой, о чем говорится в сохранившимся донесении о будущем романе: «Видел я Некрасову, она мне сказала, что М. Булгаков написал роман, который читал в некотором обществе, там ему говорили, что в таком виде не пропустят, так как он крайне резок с выпадами, тогда он его переделал и думает опубликовать, а в первоначальной редакции пустить в качестве рукописи в общество…» 8.
Настоящая любовь – наверное, одна из основных тем, поднимаемых в произведении. «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» – пишет автор в девятнадцатой главе романа. Маргарита всей своей душой любила Мастера и готова была пойти ради него на всё, независимо от осуждения общества, от того, болен ли Мастер душевно, независимо от вообще чего-либо. Она сделала свой выбор, придя на бал и став ведьмой, ради спасения любимого человека: «Я готова охотно исполнять всё, что вам будет угодно… Я охотно бы предоставила моё колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.»
Рамки добра и зла в романе довольно размыты. Воланд предстаёт перед нами не как абсолютное зло, а скорее, как обличитель людских пороков и быть может даже как некий линчеватель. Об этом же говорят слова из трагедии И.В. Гёте «Фауст», вынесенные в эпиграф романа: «…так кто ж ты, наконец?» – «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Даже в образе Маргариты Булгаков причудливо смешивает черты добра и зла, света и тьмы, чистой возлюбленной и жаждущей мести ведьмы. Потусторонние силы не только не препятствуют добру, но и прямо исполняют просьбу Иешуа Га-Ноцри наградить Мастера покоем. Ведь мир многогранен и состоит не только из света и тьмы. Об этом говорит Воланд Левию Матвею перед тем, как покинуть Москву: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, т как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?».
В заключение хочется согласиться с мнением Бориса Соколова , что основная идея романа сводится к тому, чтобы от сатирического изображения современного советского общества, через юмор и философию потустороннего мира, где властвуют Воланд и его свита, привести читателя к учению Иешуа Га-Ноцри, утверждавшему, что людей не бывает, что человек нравственно прекрасен и добр, и никакие муки и страдания не могут заставить его отказаться от веры в добро.
3.4.1. «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери Р.
«Когда Гитлер сжигал книгу, я остро чувствовал, уж простите меня, будто он убивал человека. Впрочем, в конечном итоге истории, люди и книги – одной плоти», – изрекает в предисловии своего знаменитейшего романа в 1966 году Рэй Брэдбери 9. Идея создания книги зародилась в сознании автора во время трансляции кинохроники перед показом фильма: проносящиеся перед его глазами зернистые чёрно-белые кадры доносили, как беспощадно и жестоко немецкие солдаты кремировали книги. От увиденного всё внутри у него затрепетало, нервы начали расходиться по швам, а по мягким щекам покатились крупные солёные слезы. Шокированный, он пришёл к выводу, что обязан рассказать об этом чувстве судорожного, болезненного отвращения, оставившего глубоко выжженную отметину на сердце Брэдбери. Так, в 1953 году он опубликовал «451 градус по Фаренгейту», который впоследствии принёс ему огромный успех и сановный писательский статус.
Роман, от первой и до последней страницы пропитанный социальной сатирой, изобличает цензуру, тоталитарное мышление и сжигание книг. На бумажных листках, атакованных литерами пишущей машинки, он создаёт индивида, который обладает силой для противостояния тем, кто грозится уничтожить искусство, разорвать эти самые бумажные листы своими острыми когтями. Каждый день он, окруженный сонмом студентов в глубинах библиотеки в Лос-Анджелесе, на протяжении четырёх лет создавал историю, которая опирается на то, что в обществе ближайшего будущего чтение книг находится под строжайшим запретом. Любой человек, в доме которого будет найдена печатная книга, подвергается осуждению, а его дом сжигается. «Пожарные», среди которых числится и главный герой Гай Монтег, занимаются поиском и сжиганием каждой найденной книги.
Высокоразвитое общество, в котором технический прогресс достиг апогея, обесценивает значимость книги, отображающей былую красоту окружающего мира и обеспечивающей связь между поколениями. «Пожарные», в которых не осталось ни капли человечности, не прекращают пожары, а, наоборот, способствуют их распространению. Но в этом окутанном языками пламени мире сохраняется толика мудрости, в сердцах некоторых людей по-прежнему живёт вера в могущество и святость книг – они служат путеводной звездой для человека на тернистом пути интеллектуальных и нравственных исканий.
Книги позволяют испытать любовь по отношению к другим людям, заставляют задуматься о месте и роли личности на этой Земле, таким образом помогая найти выход из отчуждения.
Сознание Гая Монтега, претерпевает изменения в тот момент, когда он во время ночной прогулки встречается со своей новой соседкой, Клариссой Маклеллан. Она рассказывает ему о своих чувствах, переживаниях, любви к природе и увлечении книгами, и её слова порождают сомнения о благоразумности того, чем мужчина занимается всю свою жизнь:
«Глядя на Кларисс, Монтег понимает, что хочет менять свою жизнь. Он решает бросить свою работу и притворяется больным на сутки», – герой, часть души которого раньше никак не могла смириться с реалиями, где преследование и потребление являются нормой, вскоре начинает осмысливать происходящее и понимает, что ему нужно для удовлетворения.
Сокрушительный удар по его мировоззрению нанесла женщина, дом которой «пожарники», обнаружившие внутри разнородную запрещённую литературу, предали сожжению. Однако, несмотря на ожидания, она остаётся на месте, охваченном огнём, ведь действия «пожарников» претят её принципам и желаниям. Пожалуй, именно этот эпизод можно считать переломным, ведь он положил начало социальному и любовному конфликту, который разразится на «завтрашних» страницах книги, поскольку Монтег, вопреки здравому смыслу, практически неосознанно крадет книгу. Добравшись до дома, он прячет её в вентиляцию, где позднее начинает хранить и другую литературу: «Монтег пытается разобраться в своих мыслях. Мужчина начинает доставать из тайника за вентиляционной решёткой книги и читать отрывки из них. Он просит свою жену помочь ему в этом, но Милдред не понимает его. Она в ужасе от происходящего, кричит о том, что он их погубит. Она отстраняется от него, надевая наушники и общаясь со своими телевизионными родственниками».
Милдред, принявшая своего мужа за умалишённого, предаёт собственного мужа и сообщает о том, что он хранит в доме книги. Она не разделяет идей и взглядов Монтега, потому как не имеет собственных – она является типичным человек массового общества, гипнотизированным стенами-экранами, для того чтобы противостоять работе черепной коробке, истребить чувства и эмоции, воспрепятствовать возникновению стремлений к спорам и обсуждениям, которые даруют нам книги.
Это общество не имеет возможности открыть светлые стороны личности, индивида, оно, наоборот убивает, дегуманизирует сознание, не позволяя ему пробудиться в этом тёмном, омрачённом смертями и пожарами миром.
3.4.2. «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери Р.: пророческий дар автора
Несмотря на отсутствие зубодробительного экшена в книге величайшего писателя-фантаста, некоторые изобретения в «451 градусе по Фаренгейту» стали самыми обычными предметами обихода. Так, всвоём произведении Рэй Брэдбери описывает «миниатюрные «Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки», которые использовала жена Монтега: они плотно прилегали к ушам и воспроизводили звук без проводов. Удивительное сходство данное фантастичное ещё вчера устройство имеет с вполне реальными сегодня AirPods: 7 сентября 2016 года корпорация Apple представила эту модель беспроводных Bluetooth наушников, использующих некоторые методы взаимодействия с пользователем, таких, как приостановление воспроизведения музыкальной композиции при вынимании одного наушника из уха и её возобновление при возврате наушника на соответствующее место.
Также в данном романе представлено описание ещё одной технологии: «Монтэг шёл от станции метро, деньги лежали у него в кармане (он уже побывал в банке, открытом всю ночь, — его обслуживали механические роботы)». Программно-технический комплекс, предназначенный для автоматизированной выдачи и приёма наличных денежных средств с использованием платёжных карт, называется банковским автоматом и не являет собой нечто особенное для нашей современности. Разрабатываемые чуть больше четверти века, данные устройства начали постепенно внедрять в банки США и Англии в 1971 году, а сегодня они распространены по всему земному шару.
Итак, мы можем сделать вывод о том, что современное общество, в котором преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, а наука развивается стремительными темпами, постепенно отчуждается от духовных ценностей, забывает об искусстве, игнорируя призывы читать литературу великих прозаиков и поэтов прошлого.
Роман «451 градус по Фаренгейту» призывает человека к созданию не только материальных, но и моральных благ. Книги не теряют своей актуальности по сей день, ибо затрагиваемые в них злободневные проблемы сопоставимы и с проблемами нынешнего века высокого технического прогресса, а легендарные технологии выдуманного авторского мира стали неотъемлемой частью нашей повседневной реальности.

Глава 3: Опровержение стереотипов о литературе жанров мистики и научной фантастики
Рассмотрим стереотип о том, что литература данных двух жанров является исключительно развлекательной, не несущей абсолютно никакой смысловой нагрузки. Опираясь на проведенной анализ, можно утверждать, что в литературе жанров мистицизма и научной фантастики определённо присутствует смысловая нагрузка, которая зачастую поднимает довольно важные и актуальные, бытовые и жизненные проблемы. Данные жанры отличается лишь своеобразным способом подачи информации, которую хотел донести автор. Для Булгакова, например, мистическое в романе было лишь литературным приёмом. Это он подчеркнул в своём письме: «…в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я – МИСТИЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта…» 10
Стереотип о том, что чтение мистических произведений негативно влияет на психику читателя, я также считаю ошибочным. Многие писатели, в частности Стивен Кинг, серьёзно занимаются изучением психоанализа и часто используют различные виды страха как основу своих сюжетов. В целом, вся литература Нового времени данного жанра легко вписывается в рамки учения Фрейда и его последователей. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в подобных произведениях практически всегда присутствует психологический анализ личностной или эмоциональной проблемы. Литература подобного рода часто помогает читателю справиться с негативными эмоциями и заставляет анализировать своё внутренне состояние и разрушать барьеры. Чтение подобных произведений может быть лишь способом преодоления инфантильных страхов, замкнутости, внутреннего дискомфорта, депрессии. Исходя из вышесказанного, я могу с уверенностью говорить о том, что данный стереотип тоже развенчан.
Многие считают, что фантастика – даже научная – является литературой для более молодой читательской аудитории. Хоть данный жанр весьма популярен среди подростков, он также пользуется популярностью у более взрослых читателей, любящих сложные произведения, в которых есть глубокий смысл. В рассмотренных нами примерах видно, что вопросы, затронутые авторами, могут понять и осмыслить только люди, способные увидеть за фантастической ширмой серьёзные психологические и социальные проблемы. Поэтому третий стереотип я также считаю неверным.
Заключение
Подводя итог, хочется отметить, что произведения с элементами мистики и научной фантастики широко представлены в литературе. К жанру мистики можно отнести классические произведения мировой литературы таких авторов, как Гоголь Н.В., Гёте И.В., Шекспир В., По Э. А., Уайльд О., а к консолидированной мистике и научной фантастике и работы современных писателей Кинга С., Риггза Р., Геймана Н., Кларка А., Уэлльса Г. и др. Поэтому каждый читатель сможет найти в литературе данных жанров произведения, которые смогут завлечь его в свои потрясающие сети, а людям молодого поколения помогут полюбить литературу.
Интернет-ресурсы:
1.
https://dic.academic.ru
2. https://freudproject.ru
3. https://enc.biblioclub
4. https://ru.wikipedia.org
5. https://www.ryazan.kp.ru

1 Энциклопедический словарь М. Гардарики

2 Толковый словарь Даля

3 Толковый словарь Ожегова

4 Большой толковый словарь по культурологии Кононенко

5 Имеются в виду работы Кэррола Изарда, И.А. Захарова, З. Фрейда

6 Из письма М.М. Бахтина 14 сентября 1966 г.

7 «Последнее булгаковское десятилетие: Писатель как герой» Дж. Куртис

8 Из донесения неизвестного

9 Рей Бредбэри тринадцать лет жил в неведении о том, что цензура без согласования автора многократно использовала замену слов в тексте романа, не обозначая её сносками.

10 Из письма М.А. Булгакова Правительству СССР от 28 марта 1930 г.

Просмотров работы: 1842