Введение
«Три кольца – премудрым эльфам –
для добра их гордого,
Семь колец – пещерным гномам –
для труда их горного,
Девять – людям Средиземья –
для служенья чёрного
И бесстрашия в сраженьях смертоносно твёрдого,
А одно – всесильное – Властелину Мордора,
Чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли
И объединить навек в их земной юдоли
Под владычеством всесильным Властелина Мордора»
Д.Р.Р. Толкиен
Более ста лет назад не был изобретён интернет, а также не было современных гаджетов, позволяющие современной молодёжи совершать виртуальные путешествия практически во все точки мира. У человека любого времени и столетия была, есть и будет способность выдумывать, представлять что-то, т.е. фантазировать. Когда не существовало возможностей, описанных выше, многое подростки в рамках европейской культуры выдумывали свои фантастические страны, рисовали карты, на которых разыгрывались различные вымышленные истории с интересными несуществующими в реальном мире героями. Джон Рональд Руэл Толкин – британский писатель, который запечатлел фантастические события в своих книгах «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин Колец».
Мне очень интересно творчество Д.Р.Р. Толкина, отстаивающее идеи человечности, готовности к подвигу и самопожертвованию во имя Родины, культурного единения народов.
Гипотеза: победа добра в мире и человеческой душе зависит от самого человека. Целью моей исследовательской работы является анализ трех независимых разноплановых произведений: «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин Колец», которые сейчас мы воспринимаем как единое целое.
Задачи:
- познакомиться с произведениями Д. Толкина «Сильмариллион», «Хоббит», «Властелин колец»;
- исследовать философские мотивы, побудившие писателя к созданию знаменитой трилогии;
- выявить функции и роль творчества Д. Толкина в пространстве литературы.
Актуальностью темы является истинное понимание Добра и Зла в произведениях Толкина, которое помогает людям правильно ориентироваться в жизни.
Предмет исследования – мифологические и сказочные образы в повести.
Объект исследования- произведения Д. Толкина.
Жизнь Джона Рональда Руэла Толкина.
Долгая жизнь Джона Рональда Руэла Толкина закончилась, - именно закончилась, а не оборвалась… Она стала преддверием его посмертного существования на земле, конца которому пока не предвидится. Его жизнь была подобна некоему просторному кабинету в старинном викторианском доме. Много всего в этом доме, но ничего, как ни странно, лишнего. А хозяин словно сейчас только вышел и вот-вот вернётся. Выйти он вышел, но от смерти никуда не денешься, но он вышел затем, чтобы остаться с нами. И остался, присутствует за нашей спиной, и вырастают за нею деревья, без которых он жизни никак не мыслил, они были для него главным жизнетворным началом. И много чего ещё до странности знакомого мы обнаружим наяву стараниями Толкина, невзначай оглянувшись. Джон Толкин, английский писатель-фантаст и поэт, а также переводчик лингвист и филолог. Родился 3 января 1892 г. в Южной Африке. Его родители Артур Толкин, мать Мейбл Толкин с ранних лет учили Джона читать и писать. Ему очень нравились произведения Льюиса Кэрролла и Джорджа Макдональда в стиле фэнтэзи. Толкин очень сильно любил природу. И в будущем Толкину хватило всего 2 года, чтобы описать все поля и леса в его произведениях. В 1900 году, он поступает в школу короля Эдуарда, где выучивает: множество языков. За всю жизнь Толкин выучил 14 языков и ещё придумал 19, многие из которых эльфийские квенья и синдарин, он активно использовал в своих произведениях. Также Толкин работал над написанием вымерших языков, таких как средневековый уэльский и ломбардский. Его стихотворение «Цветок среди деревьев», возможно, первое произведение, написанное на готском языке, за последнюю тысячу лет. Его родители умирают в 1904 году. Один интересный факт. В 1911 году во время обучения, Толкин с тремя друзьями организовали полусекретный кружок ЧКБО, что означает-«Чайный клуб и барровианское общество». Но даже после окончания школы, они поддерживали связь. В 1914 году он уходит на первую мировую. Но уже в 1916 он сильно заболевает и освобождается от военной службы. 22 марта 1916 г. Толкин женился на Эдит, и они прожили вместе 56 лет, воспитав троих детей. К сожалению, множество его друзей не вернулись с войны. В течение его восстановления, Толкин начал работать над книгой утраченных сказаний. Когда он с Эдит ходили гулять в лес, тогда Толкин представил её, как Лютиэн, персонажа главной части «Сильмариллиона». В 1945 году, Толкин получил учёную степень, а в 1948 году он закончил работу над романом «Властелин колец». В 1952 году одно из издательств согласилось опубликовать его книги. Роман попал на благодатную почву: молодёжь 60-х, увлечённая движением хиппи и идеями мира и свободы, увидели в книге воплощение своих мечтаний. Властелин колец- это в значительной степени попытка Толкина создать миф. В ночь на воскресенье 2 сентября 1973 года Джон Рональд Руэл Толкин скончался в возрасте восьмидесяти одного года. Супругов похоронили в одной могиле.
Творчество Д.Р.Р. Толкина
С интересом прочитал его произведения «Сильмариллион», «Хоббит» и «Властелин колец». Я хочу посмотреть на философско-религиозную сторону этой трилогии. Люди, читавшие его произведения, делятся на два типа: те, кто считает его отличным писателем - христианином, и те, кто считают его и его произведения сатаническим, думая, что его произведения как-то повлияют на их детей. Но я хочу рассмотреть именно философскую сторону. В нём говорится о выборе человеке, о силе его воли. Также в нём говорится о том, что даже простые житейские дела, любовь и доброта могу сдерживать тьму. Победа добра в мире и в человеческой душе зависит от самого человека. Кольцо Всевластья, необычное, во-первых, у него своя сила и собственная воля, во-вторых, оно дарит своему владельцу власть полную, абсолютную, что делает его похожим на Бога. Но оно выковано носителем зла, а потому губит своего хозяина. Значит ли это, что смысл трилогии – в зле, исходящем от власти? Конечно, нет. Ведь дело не в самой власти, а в отношении к ней того, в чьих руках она сосредоточена. Он должен отвечать за подданных, а не владеть ими. Ответственность против жажды обладания – вот выбор, который делает каждый правитель. Без короля царство умирает.
3.1 Властелин колец
Произведение «Властелин колец», написанное Джоном Рональдом Руэлом Толкиным, является философско-религиозным произведением. Однако, с моей точки зрения только это произведение нельзя считать для понимания философии писателя. Кто-то считает это произведение блокбастером, не видя в ней основной мысли писателя. Написание Властелина колец для Толкина было в больше степени попытка создать миф, но ошеломляющий успех помешал его задумкам. На её сюжете и героях очень заметно сказались первая и вторая мировая война. И в книге, зло стращает на свою сторону либо силой, либо коварством утверждая, что небольшое зло может привести к добру. Однако Толкин не принимает такую философию. Совершённое зло приведёт к ещё большему. На зле нельзя построить добро. Сюжет Властелина колец очень динамичный, подвижный. Писатель никогда не зацикливается на одном месте или персонаже. Кажется, что Толкин хочет, как можно больше показать разных красивых и интересных географических мест, разных чудоковатых существ. Это связано с тем, что писатель очень сильно любил природу и постоянно конспектировал те или иные пейзажи при переезде из одной военной точки в другую. Толкин ведёт персонажей книги к роковой горе, центру зла, дабы уничтожить кольцо всевластья, артефакт зла. К сожалению, в этом произведении не всё как в сказке, герои произведения проходят через большие испытания, чувствуют боль потери, но идут к цели, дабы уничтожить зло раз и навсегда. Они теряют многих своих друзей, но и погибшие принесли свой вклад в победу. Но у этой, казалось бы, самой великой победы, вкус очень горек. Это произведение очень похоже на описание войн. Видимо, Толкин сам прочувствовал эту боль, потеряв своих друзей и близких в этом жестоком отношении человека к миру, к самому себе. Все страны объединились для борьбы с общим врагом–фашизмом. Мы победили, но как и в книге победа слишком горька, много погибших родных и близких. Я считаю это произведение очень ёмким во всех смыслах, как в философском так и в приключенческом. В ней нас учат быть гуманными, добрыми, готовыми помочь в любую минуту.
3.2 Хоббит
В этой детской сказке нет особого философского замысла, в отличии от «Властелина колец». Но война, потеря родителей в юном возрасте также оставили свой отпечаток, даже в этой, безобидной детской сказке. Создание этого произведения началось с того, что его дети попросили рассказать им совершенно «новую сказку», поэтому столь известная сказка писалась для его ребят. Вышедшая в 1937 году книга имела ошеломляющий успех как и «Властелин колец». Тогда одно из издательств заметило его труды и предложили продолжить историю Хоббита. Тогда Толкин стал прорабатывать все детали, делать огранку произведения. Из сказаний, упомянутым им вскользь в сказке, были вытянуты в новые сюжетные линии новые персонажи, новые места, карты. Главным персонажем этого произведения, как вы поняли, является Хоббит - очень доброе существо в Средиземье, способное тихо передвигаться. Он очень похож на человека: любит выпить, покурить, принимать гостей, всегда находится в своём тихом уголке, никто ни трогает их, и они никого ни трогают. Но ему приходится выйти из своего «убежища» и сражаться за своих близких, помогая другим помочь вернуть их дом, отнятый у них врагами. С моей точки зрения, эта сказка в какой-то степени имеет свой философский смысл. Например, у гномов отняли дом их враги, которые были ослеплены своей алчностью, ничего не видя перед собой. Мне кажется, что через это произведение, Толкин ярко выражает, опорочивает как и врагов, за их злость и жестокость, так и власть, за их слепую алчность, которая губит не только их, но и их граждан, подчиненных. Но обычные люди (как и Хоббиты) пытаются их как -то поддержать и помочь в трудную минуту. Но даже после предоставленной, хоть какой-то помощи, они могут их отвергнуть, предать, но и могут осознать, как-то помочь и тоже поддержать. Это произведение очень сильно меня впечатлило, у него малый объём, но смысл потрясающий! Из обычной детской сказки выросло настоящее произведение искусства. Но боль потери, утраты также внесла свою лепту в литературу будущих, нынешних и прошлых поколений, эта литература никогда не исчезнет из загрузок в телефонах или книжных полок. Я считаю, что эта сказка навсегда останется детской и не тронутой.
3.3 Сильмариллион
Достаточно сложное в прочтении и понимании произведение, одно из ранних произведений Толкина. Эта книга представляет собой нечто среднее между краткой дополненной и изменённой историей мира Толкина и предысторией к «Властелину колец». Она охватывает значительно больший промежуток времени, чем «Властелин колец», но, тем не менее, содержит не так много философских идей. Сильмариллион менее удачен и в литературном плане, однако в нём отобразились важные мысли автора, без упоминания которых невозможно вести речь об его философии. Самые первые страницы произведения повествуют о создании мира, образное осмысление Библии. Там всё опирается на него. Хотя Средиземье Толкин описывает как наш мир. Он наделил свою вселенную своим творцом Эру Илуватором, за ним легко узнаётся христианский Бог. Так, например, Мелькор- олицетворение зла, сатана во время творения мира пытается внести свой лад, Илуватар изгоняет Мелькора. Таким образом, Толкин уже в начале произведения закладывает идею всеблагости творца и бессмысленности сопротивления божественному замыслу. Мелькор силён, многих он подавляет своей силой и заставляет замолчать, а некоторые «стали вторить его музыке и изменили свои помыслы». Таким образом мы начинаем понимать течение мыслей Толкина. Они почти полностью направлены на религию. А вот персонажами этого произведения являются Дети Илуватара, первородные эльфы и люди. Если Айнур известны судьбы эльфов, то люди остаются для них загадкой, и лишь один Бог знает куда они направляются после своей кончины. А у эльфов имеется бессмертие, но как раз и это бессмертие держит их как в плену. Они живут бесконечно, а значит не оглядываются на прошлую жизнь, не вспоминают её, забывают. Эти муки могут смягчить смерть от другой руки и направится в валинор, аналог земли обетованной, где они свободны от скуки, горя и грусти, есть лишь радость и ничего боле. Другими словами, Толкин не просто избегает размышлять о человеческом посмертии, он утверждает бесполезность такого размышления. В этом и состоит величайший дар людей - незнание своего будущего и следующая отсюда свобода. Итак, Толкин в соответствии с христианскими заповедями отрицает всякое противление замыслу Бога. В «Сильмариллионе» есть такой эпизод, когда один Айнур, Ауле, следуя самым благим намерениям, пытается создать гномов, которых не существовало по замыслу творца. Но Ауле это не удаётся, у него получаются своеобразные марионетки, которые могут лишь действовать по приказу их сотворившего. Эру указывает Ауле на его просчёт. И, хотя Ауле уже любит свои творения, он готов уничтожить их по слову Илуватара. Тогда Эру увидел смирение Ауле и сжалился над ним, и даровал гномам собственную жизнь. Этот эпизод подчёркивает сразу несколько мыслей Толкина: идея безграничной доброты Бога, идея невозможности творить что-либо вопреки замыслу Творца, идея награды за отказ от всего во имя Бога. Главный сюжетный стержень произведения - история о создании волшебных камней, сильмариллов. Мастер, сотворивший эти камни, вложил в них священный свет, однако создавал их не во имя Эру, а лишь для себя. В следствии этого камни стали добычей Мелькора. Зло уже прокралось в его душу, и он взваливает ответственность на Айнур. Зло соблазняет, предлагает выйти за пределы своей судьбы, совершить запретное. Эльфы уходят из обетованных земель в Средиземье и там терпят столько страданий, сколько не могли и представить. Этим поворотом сюжета Толкин хочет сказать, что никогда нельзя есть запретный плод, даже если он представляется очень сладким. Единственное благо - благо от Бога и иного нет. Заканчивая этим произведением, я хочу сказать, что оно является важной деталью во вселенной Толкина, убери её и остальное при изучении может быть непонятным. В этом произведении находятся очень глубокие размышления о Боге, о его творениях. Это произведение, безусловно, интересно с философской и литературной точки зрения и в нём есть своё сюжетное напряжение, свой нравственный заряд. Философские мысли, представленные в «Сильмариллионе» получают своё развитие в романе Властелин колец.
Заключение
В заключении я хочу подтвердить гипотезу о том, что победа добра и в мире и в человеческой душе зависит лишь от него самого, от человека. Он сам решает погубить мир или душу, возможно сделав плохое другим, или наоборот улучшить, в чём-то преуспеть, помочь другим. Я считаю, что человек всегда должен быть добрым, не предаваться злу, а наоборот сопротивляться и бороться с ним. Зло нельзя победить оружием Зла, бессильны герои и воители, истинная сила у тех, кто не прикасается к оружию. Образы добра и зла в толкиновской истории глубоко трогают не только своей художественной выразительностью, но и правдивостью. Всматриваясь в них, мы прикасаемся к более глубокому пониманию того, что остается для нас вполне верным и справедливым в нашей собственной жизни.
Источники информации
Асмолов К.В. "О Толкине, толкинизме и толкинутых". Статья. М.: 1997.
Карпентер Х. Джон Р.Р. Толкин. Биография. М., 2002.
Муравьёв В., Кистяковский А.,Толкин Дж. Р.Р. Хранители. М., 1989.
Толкин Дж. Р.Р. Письма. М., 2004.
Шиппи Т.А. Дорога в Средьземелье. СПб., 2003.
Интернет-ресурсы: sochinenietut.ru/сочинения/Толкиен/Философские_иде...ниях_Дж.Р.Р.Толкиена
topref.ru/referat/153188/2.html
masters.donntu.org/2011/etf/zhurov/ind/index.htm