Цель:
сформировать основные пунктуационные модели поэтов ХХ века
Задачи:
выявить литературных деятелей, которые использовали знаки препинания как средство художественной выразительности
определить основные причины перестановки знаков препинания
проследить, как пунктуация влияет на выразительность литературного произведения.
Методы исследования:
опрос
эксперимент
анализ текста
сравнение
Теоретическая значимость:
Результаты нашего исследования могут применяться начинающими авторами в своих литературных произведениях с целью проведения языкового и художественного эксперимента
Практическая значимость:
Разработка новой методики создания индивидуального стиля посредством пунктуации
Актуальность:
Метод пунктуационного разнообразия поможет современным деятелям литературы сделать свои произведения яркими и неповторимыми.
Новизна:
Мы проанализировали произведения известных поэтов, на их основе сформировали макет пунктуационного стиля и выработали методику индивидуализации литературы посредством знаков препинания
Знаки препинания и их значение в русском языке
Пунктуация – это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки. В русском языке пунктуационные правила основываются на
синтаксической форме текста, однако система знаков препинания обладает большей гибкостью, может изменяться в зависимости от интонационного и смыслового контекста. Кроме того, данный раздел помогает произведению быть динамичным и ритмичным.
Лирика Маяковского
Особенности стихотворного творчества Маяковского заключаются в том, что одни его произведения перенасыщены знаками препинания, а в других наблюдается их
полнейшее отсутствие. Это связано с определенными ритмическими функциями пунктуации и индивидуальным стилем автора.
-Я и Наполеон- -Я- -О поэтах-
«Люди! «Где города повешены «Что поэзия?!
Будет! На солнце! Прямо! Солнце съежится аж!» |
И в петле облака Застыли Башен Кривые выи…» |
Пустяк. Шутка. А мне от этих шуточек жутко.» |
В этих трех стихотворениях мы можем наблюдать некоторые пунктуационные особенности Владимира Маяковского. В первых двух произведениях используется перенасыщенность знаками препинания, в последнем же – их отсутствие. Автор обращается к этому методу для покадрового или обрывочного представления метафорической картины читателям. Наличие пунктуации превращает стих в марш или гимн, ее отсутствие – в недосказанность, неопределенность.
Лирика Мандельштама
Осип Мандельштам известен своими образными стихами, которые больше напоминают музыку, чем литературу. «Я с детства полюбил Чайковского, на всю жизнь полюбил, до болезненного исступления… Я с тех пор почувствовал себя навсегда связанным с музыкой, без всякого права на эту связь…» - писал знаменитый поэт. Именно это его музыкальное восприятие окружающего мира и повлияло на пунктуационный стиль.
«Не веря воскресенья чуду, На кладбище гуляли мы.
-Ты знаешь, мне земля повсюду Напоминает те холмы
…………………………......
……………………………… Где обрывается Россия Над морем черным и глухим.»
Знаки препинания Мандельштам зачастую опускает. Ритмичность и агрессивность не являются его основными целями. Он рисует перед взорами читателей великолепную симфонию, которая не отягощается пунктуацией, а плавно и беспрепятственно льется из сердца поэта. Он не обрывочен, как Маяковский, а тягуч.
Лирика Северянина
Игорь Северянин пел свои стихотворения. Это была его особая манера представления своего произведения. Сперва общество насмешливо реагировало на его «странность», однако позднее талант и харизма поэта приковали к себе внимание публики. Пунктуация в руках Северянина – это инструмент, с помощью которого творец получает необходимый эффект. Поэтому во многих его стихотворениях нарушаются правила постановки знаков препинания.
-Поэза упадка-
«К началу войны европейской «Бывают дни: я ненавижу Изысканно тонкий разврат, Свою отчизну — мать свою.
От спальни царей до лакейской Бывают дни: ее нет ближе, Достиг небывалых громад.» Всем существом ее пою.»
В этих произведениях пунктуация используется для того, чтобы наиболее ярко показать контрастные оттенки и антитезу в создаваемой картине. Знаки препинания разграничивают мысль, придавая ей бОльшую выразительность. Кроме того, если учитывать музыкальную манеру воспроизведения Северянина, можно заметить, что запятые и двоеточия он расставляет для того, чтобы удобнее было пропевать стихотворение.
Э ксперимент
Для того, чтобы доказать, что пунктуация является средством художественной выразительности, мы изменим стихотворения знаменитых поэтов и поработаем их редакторами. Расставим знаки препинания так, как нужно, и посмотрим, не утратится ли их выразительность.
«Люди, Будет, На солнце Прямо, |
«Глазами Сталина раздвинута гора, И вдаль прищурилась равнина. Как море без морщин, как завтра из вчера — |
«К началу войны европейской Изысканно тонкий разврат От спальни царей до лакейской Достиг небывалых громад.» |
Солнце съежится аж.» До солнца борозды от плуга-исполина.»
Теперь знаки препинания расставлены правильно, однако стихотворения от этого не стали лучше:
Сильнее всех пострадало произведение Маяковского, потому как оно утратило свою ритмичность и приобрело просительно-робкие интонации.
Второе четверостишие Осипа Мандельштама стало тяжелым и прерывистым, оно утратило свою музыкальность и текучесть.
Стихотворение Игоря Северянина больше не несет в себе противопоставления, оно стало единым текстом труднопонимаемой информации.
Опрос
Среди нашего класса был проведён опрос. Мы задали каждому ученику вопрос: “Замечали ли вы, как знаки препинания влияют на своеобразие индивидуального стиля известных деятелей?”
Наиболее частые утверждения, вы можете увидеть на диаграмме приведенной ниже.
|
Почему именно такие ответы мы получили? Потому что у каждого автора есть свои особенности, которые не присущи другим. Именно поэтому они выделяются среди других деятелей литературы. Добиться этого писатели или поэты могут с помощью различных средств выразительности, одним из которых является пунктуация, которая наиболее ярко подчёркивает и дополняет стиль автора.
В ыводы:
Пунктуация является средством создания индивидуального стиля
Пунктуационное редактирование литературных произведений можно приравнять к их обесцениванию
Мы выделили несколько положений по созданию индивидуального стиля посредством пунктуации:
Отягощение знаками препинания – призыв к действию, агитация, марш. В таком случае сохраняется четкий ритм и покадровое изображение
Отсутствие пунктуации – незавершенность стиха, обрывочность и недосказанность. Таким образом можно пригласить читателя к размышлению или заинтересовать его в чем-либо
Неправильная постановка знаков препинания – выделение главной мысли, расстановка контрастных образов
Литература:
Стихотворения Маяковского, Мандельштама и Северянина • https://www.yaklass.ru/materiali?mode=cht&chtid=661
https://www.calc.ru/Punktuatsiya-V-Russkom-Yazyke.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Северянин,_Игорь
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мандельштам,_Осип_Эмильевич