Концепт "родина" в индивидуально-авторской картине мира (на материале творчества В. Филатова)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Концепт "родина" в индивидуально-авторской картине мира (на материале творчества В. Филатова)

Сулейменова А.Ж. 1Сулейменова А.Ж. 1
1ГУ "Гимназия №3 для одаренных детей г. Павлодара"
Валова М.В. 1
1ГУ "Гимназия №3 для одаренных детей" г. Павлодар
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблемы изучения индивидуального стиля художника слова издавна привлекают внимание ученых. В последнее время особый интерес представляет исследование индивидуально-авторского стиля «как некоего закономерного единства, системы». Данная работа посвящена исследованию концепта «родина» в индивидуально-авторской картине мира писателя, участника Великой Отечественной войны - Валентина Филатова.

Цель нашей работы – выявить и описать структурно-семантические особенности концепта «родина» и средства его репрезентации на материале произведений В. Филатова.

Цели обусловили следующие задачи исследования:

- по данным словарей выделить признаки концепта «родина», составляющие его понятийное содержание;

- выявить и проанализировать авторскую интерпретацию культурного концепта «родина» в произведениях В. Филатова;

- описать понятийные составляющие концепта «родина» в художественной картине В. Филатова.

Актуальность нашего исследования состоит в рассмотрении текстов писателя, представляющих возможность воспитать у учащихся уважение, привлечь их внимание, вызвать живой интерес к иному, по сравнению с их собственным, мировоззрению, мироощущению, восприятию родины.

Образная репрезентация концепта «родина» как важнейшего фрагмента концептуальной картины мира в языковом сознании В. Филатова раскрывает особенности его индивидуально-авторской картины мира, поскольку выступает как объект и как компонент образности и определяет индивидуальный стиль писателя. Объектом исследования стали повести и рассказы Валентина Филатова.

В процессе исследовательской работы были использованы источники литературы ведущих ученых-лингвистов, энциклопедии, словари, произведения Валентина Филатова.

Родина является неотъемлемой частью жизни и творчества нашего прадеда - писателя В. Филатова. Валентин Филатов родился 18 июля 1924 года в г. Семипалатинске Казахской ССР. Начав учиться с семи лет, летом 1941 года окончил 9 классов и подал заявление в военно-морское училище. Зимой 1941-1942 года группу десятиклассников из Алма-Аты довезли до Красноводска, но сопровождающий получил радиограмму об отмене набора, и всех возвратили в Алма-Ату для завершения среднего образования. Только после десятилетки В. Филатова зачислили курсантом 2-го Рязанского артиллерийского училища, эвакуированного тогда в п. Талгар под Алма-Атой. В мирное время училище было трехгодичным, а в военное – восьмимесячным. Занимались по невероятно уплотненной учебной программе, потому что через восемь месяцев молодые лейтенанты сразу попадали на фронт, в самую гущу сражений. После окончания училища В. Филатов служит командиром взвода управления и сражается на Миус-фронте, где в июле 1943 года становится участником грандиозной битвы на Курской Дуге.

После тяжелого ранения и лечения в госпиталях наш прадед поступает и заканчивает факультет журналистики Казахского государственного университета им. С. М. Кирова в г. Алма-Ате. Работает корреспондентом, а затем редактором районных и областных газет. Пишет повести, рассказы, очерки, которые публикуются в газетах «Павлодарская правда» (нынешняя «Звезда Прииртышья»), «Прииртышская правда» (г. Семипалатинск), «Уральская правда» (г. Уральск), журнал «Простор» и др. В 1961 году выходит первая книга В. Филатова – «На Миусе», в которой он рассказывает о тяжелых боях на реке Миус, о своих однополчанах.

В художественном мире В. Филатова концепт «родина» занимает особое место. На фоне природы происходят ключевые события в жизни его героев. Сама жизнь наводит писателя на философские размышления о жизни и смерти, дружбе и предательстве.

Глава 1. Концепт как компонент языковой картины мира

Одним из наиболее интересных ключевых концептов культуры представляется концепт «родина», так как он присутствует в любой этнической культуре и является универсальным. Концепт «родина» относится к ключевым, поскольку он является одной из главных единиц картин мира, обладающих значимостью как для отдельной языковой личности, так и для сообщества в целом.

Подробно рассматривая данный концепт С.Г. Тер-Минасова отмечает, что Родина (малая) – это всегда личностное, персональное восприятие «своего» пространства…[1]

Родина – это всегда «персональное», «своё» («моё») личностное место или места, архетипически противопоставленное «чужому» месту, чужбине – обычно это родные края, родная сторона.

Родина ассоциируется с родной землёй. Отсюда образ родины-матери, восходящей к архетипу праматери как началу и источнику всего живого, и как к концу жизненного пути…

Наименования Родина (большая), отечество, отчизна акцентирует прежде всего на пространство общее, не персональное, принадлежащее всему народу, живущему на этой территории («наше») [2].

1.1. Понятие языковой картины мира

Взаимодействуя с окружающим миром, человек в своем сознании формирует некую его модель, сообразную особенностям представлений, поведения, обычаев и традиций и т.п. В лингвистике, а также в других смежных науках такая модель именуется картиной мира [3].

Язык как один из важнейших способов формирования, существования и передачи знаний человека о мире отражает в процессе деятельности объективный мир и результаты познания, которые человек фиксирует в слове. Совокупность этих знаний, выраженная в языковой форме, есть языковая картина мира. Наиболее полным и четким определением данного понятия является следующее: «Картина мира - исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, являющийся результатом всей духовной активности человека» [3].

Утверждается, что подобный «образ мира» лежит в основе каждого конкретного языка. Ведь язык отражает наши самые обычные, житейские суждения о том или ином объекте, ситуации. «Языковая картина мира представляет собой совокупность представлений и знаний человека о мире, интегрированных в некое целое и помогающих человеку в дальнейшем восприятии и познании мира» [4].

В то же время язык не просто отражает реальность, но и интерпретирует ее. Как отмечает С.Г. Тер-Минасова, язык «создает свою картину мира, специфичную и уникальную для каждого языка и, соответственно, народа» [1].

Таким образом, в современной науке активно разрабатывается когнитивный аспект, который объединяет концепции языка как средства познания и языка как выразителя культурного кода нации. Традиционно в понимании картины мира выявляются две ее разновидности: концептуальная

и языковая. Концептуальная картина мира соотносится с мыслительными операциями, понятиями, представлениями, образами. Под языковой картиной мира понимается «совокупность знаний о действительности, которые накапливаются и сохраняются в лексико-семантической системе языка» [5], «совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме» [6]. Концептуальная картина мира содержит в себе национальное и индивидуальное видение действительности, а языковая — выступает в роли ее репрезентанта.

Родина имеет различные наименования в литературе. Большинство лингвистов сходятся во мнении, что концепт репрезентируется в языке: 1) готовыми лексемами и фразеологизмами, 2) свободными словосочетаниями, 3) синтаксическими конструкциями и 4) текстами и совокупностями текстов [1].

Концепт может быть реализован различными лексическими, фразеологическими, синтаксическими способами, целым комплексом языковых средств, систематизация и семантическое описание которых позволяют выделить когнитивные признаки и когнитивные классификаторы, которые могут быть использованы для его моделирования [5].

В теории лингвокультурологии отмечается, что «зарождение» концепта связано с корнем слова, поэтому важно также проследить его репрезентацию в однокоренных словообразовательных производных от ключевого слова.

1.2. Концепт как основная единица сознания

Прежде чем рассматривать концепт «родина» в языковой картине мира В. Филатова, давайте выясним, что же такое «концепт».

В последнее время активно развивается понятие концепта. Термин концепт стал активно употребляться в лингвистической литературе с начала 90-х годов и закрепился в культурологии. Слова «концепт» и «понятие» одинаковы только по своей внутренней форме. В переводе с латинского conceptus означает «понятие», от глагола concipere, что буквально означает «понятие» [2].

Исходя из нескольких определений «концепта», мы выдели некоторые его свойства:

1) концепт - это отражение ментального мира;

2) концепты - это идеальные образы;

3) концепт обязательно обозначается словом;

4) концепт не только мыслится, но и переживается.

1.3. Структура концепта

Поскольку концепт представляет собой сложное явление, в нем можно выделить отдельные признаки, которые находятся друг с другом в определенных отношениях. Поэтому можно говорить о структуре концепта.

Согласно Ю. С. Степанову, концепт имеет «слоистое» строение, его слои являются результатом, «осадком» культурной жизни разных эпох. Он складывается из исторически разных слоев, отличных и по времени образования, и по происхождению, и по семантике [8].

Структура концепта включает в себя: основной (актуальный) признак; дополнительный (пассивный, исторический) признак; внутреннюю форму [8].

Внутренняя форма, этимологический признак, или этимология открывается лишь исследователям, для остальных она существуют как основа, на которой возникли и держатся остальные слои значений.

Концепт может получить полевое описание - в терминах ядра и периферии. К ядру будут относиться слои с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью, первичные наиболее яркие образы; более абстрактные семантические слои составят периферию концепта. Соединение базового слоя и дополнительных слоев и признаков составляют объем концепта.

С точки зрения полевой структуры можно выделить два типа концептов: если концепт включает в себя только наглядно-чувственное ядро, он является одноуровневым (простым), если несколько когнитивных слоев - многоуровневым (сложным) [8].

Исследуемый нами концепт относится к сложным, многоуровневым. Это дает возможность писателю изменять его структуру в соответствии со своим замыслом.

Глава 2. Концепт «родина» в авторской картине мира

За каждым художественным текстом стоит автор - языковая личность, стремящаяся в своей речевой деятельности воплотить характерный для ее самосознания идеал, который отражает ценности культуры данного времени и данного народа [2].

Языковая личность писателя характеризуется не только степенью владения языком, но и выбором - социальным, личностным - языковых средств различных уровней для воплощения знаний о мире. Она органически связана с национальной культурой [2].

2.1. Понятийная составляющая концепта «родина»

Выделенная Ю. С. Степановым константа «родная земля» является ментально базовой для русского этнического самосознания [8].

В синонимическом ряду единиц, передающих в современном русском языке идею родной страны - «родина», «отечество», «отчизна» - место лексической доминанты, безусловно, занимает лексема «родина» как

наиболее многозначная и наиболее частотная единица этого ряда. По данным РАС, число реакций на слово стимул «родина» (205) в два раза превышает число реакций на стимулы «отчизна» (105) и «отечество» (103), причем почти треть этих реакций (65) представлено словом «мать» [9]. Она связана с обоими основными глубинными культурными архетипами патриотического сознания: архетипом рода и архетипом матери-земли [9]. Лексема «родина», как никакая другая единица этого синонимического ряда, используется в названиях литературных произведений, общественных организаций, построек и артефактов. Она же входит в состав многочисленных фразеологизмов, образующих фонд фоновых знаний носителей русского языка.

По данным «Русского ассоциативного словаря» почти треть реакций (65 из 205) на слово- стимул родина представлено лексемой мать.

Используя одну из распространенных методик исследования концепта, а именно анализ словарных понятий, мы пришли к тому, что в содержательной структуре концепта «родина» выделяются следующие компоненты, характеризующие его ценностность для носителей русской и английской культуры [2].

Родина

Родная страна (земля)

Край отцов (место, где человек роился, где живут его родные и близкие)

Как место возникновения чего-либо: колыбель

Родные Палестины

Страна чьего-либо рождения или чьих-либо предков

Страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит

Слова торжественной, возвышенной речи

Концепт «родина» по своему смыслу в русском языковом сознании на материале современной отечественной лингвистики можно выстроить следующим образом:

Родина как место рождения и проживания – актуализация признаков малой родины, в том числе топонимических «родная земля/край»;

Родина как географическая среда обитания – актуализация природно-ландшафтных признаков Родины;

любовь к Родине к (родина как дом, мать) – актуализирует эмоционально чувственный и ценностный блоки признаков, характеризующий личностный уровень отношения к Родине;

качественный уровень концепта (красота Родины) – актуализация качественных характеристик Родины: хорошая/красивая/великая/святая/богатая;

Родина как государство – актуализирует все номинации Родины как страны: держава, отечество;

долг перед Родиной – раскрывает гражданский уровень в структуре концепта «родина»;

уникальность Родины (гордость за Родину) – актуализируется лексемами, выражающими неповторимость Родины.

Ядро концепта родина.

Слово родина общеславянское.

По данным энциклопедии «Мифы народов мира», слово родина имеет древнерусский корень -род-, образованный от индоевропейской основы Hordhu. В культе славянского языческого бога Рода отразился индоевропейский культ Hordhu – культ рода собрания потомков. Родъ – воплощение рода, единство потомков одного предка, который дарует жизнь, плодородие, долголетие [10].

2.2. Лексико-семантическое поле родина в творчестве В. Филатова

Цель нашего исследования – выявление особенностей выражения концепта «родина» в творчестве В. Филатова, определение его художественно-образного содержания и смысловых составляющих, изучение особенностей словесного воплощения концепта «родина» в индивидуально-авторском стиле писателя.

Объектом нашего исследования является концепт «родина» в творчестве В. Филатова. Мы рассмотрели следующие произведения писателя [11].

Повести

1. «Февраль – короткий месяц»

2. «Завтрашние командиры» (Новелла о курсантах)

3. «На Миусе»

4. «Легенда о Красноселове»

Рассказы

1. «Случай на наблюдательном пункте»

2. «Полсекунды»

3. «Неповторимость»

4. Предел»

5. Чернослив»

6. Боль памяти»

7. «Это он!»

8. « В мирный полдень»

9. «Макар Иванович»

10. «Радость»

11. Пик вечности»

12. «Старый» дом»

13. «Майя»

14. «На пароходе»

15. «Имена остались неизвестными»

16. «Сон в майскую ночь»

17. «Зеленое окно»

В нашей работе мы придерживались семантико-когнитивного подхода к исследованию концепта «родина», разработанного школой когнитивной лингвистики. Концепт, как сложный комплекс признаков, имеет разноуровневую представленность в языке. Согласно М. В. Пименовой, «наиболее информативным с этой точки зрения выступает лексический уровень. Опираясь на этот уровень исследования, мы можем выявить набор групп признаков, которые формируют структуру того или иного концепта» [12].

Анализ функционирования ключевых слов «родина» в текстах В. Филатова позволил выявить несколько смысловых планов.

Основные смысловые планы слова «родина» в творчестве В. Филатова

- страна, которую надо защищать

- понятие родины, «где человек родился»

- семья (жена, любимая, мать, отец, прадед)

- люди, общество

- природа.

Одной из задач данного исследования является выявление «словаря», набора семантических групп образа родины. Валентин Филатов относится к той категории писателей, в чьем творчестве при формировании различных концептов биографические истоки и человеческая судьба играют определяющую роль. В рамках концепта родина «происходившее с автором в прошлом» [12], биографические истоки — это 1) не только механический набор отдельных событий в биографии как некий реальный культурологический контекст, помогающий выявить некоторые текстовые смыслы, но 2) это и текст, содержащий предварительно пережитые подсознанием и затем закрепленные в сознании ситуации, помогающие преобразовывать вновь пережитое. Для В. Филатова таким решающим событием стало разрушение домашнего очага: война, постоянные скитания и лишения, ранение, госпиталь.

В языковой картине мира В .Филатова центральное место занимает лексико-семантическое поле «родина», оно имеет круговое расположение лексем от ядра к периферии. Ядро ЛСП вербализовано лексемой родина. Центр включает синонимы слова родина и производные от него лексемы. Периферия содержит ассоциативное пространство с семантикой родина.

К периферии ЛСП «родина» в рассказах В. Филатова относятся слова-ассоциаты с семантикой родина, образующие ассоциативную зону. К ближней периферии относятся слова-ассоциаты со значением «малая родина» и слова-ассоциаты со значением «природа». Дальнюю периферию составляют слова-ассоциаты ЛСП «свет» и индивидуально-авторские образования с семантикой «родина». В ассоциативный ряд слов с этим значением входят лексемы река, улочка, дворик, институт, село, дом, башни кремля, уголок, город, госпиталь, теплоход и др. В эту группу логично включить и топонимы: Семипалатинск, Тополев Мыс, Ташкент, Средняя Азия, город, Иртыш, Донбасс, Нарымского хребта, Усть-Каменогорск, Заилийское Алатау и др.

В прозе В. Филатова нашли отражение традиционные представления о родине, как отчизне, земле, семье, роде, отчем доме (на периферии концептосферы наряду с вышеназванными оказываются такие концепты, как комната, дорога, путь, окно, парк и др.). Все они несут характеристики того или иного пространства – своего/ чужого, внутреннего/ внешнего, верхнего/ нижнего, далекого/ близкого, замкнутого/ разомкнутого, открытого/ закрытого, статичного/ динамичного, сакрального/ бытового.

Структура концепта «родина», таким образом, складывается из нескольких групп лексико-семантических репрезентаций его признаков.

Первый блок включает в себя прямые номинации: Алма-Ата, Иртыш, родина, родная земля, отечество.

Эмоционально-ценностный блок признаков включает в себя личностные чувства, когда писатель характеризует родину: суровая, обыкновенная, добрая; мать-земля; каждый цветок, каждый холм отстоял. Как правило, ядром данного блока становится любовь. Во имя любви к родине совершаются подвиги, любовь к родине вдохновляет на творческие свершения. Историко-географический блок признаков включает в себя географические названия, связанные с родиной, исторические события, которые охватываются в произведении. Ранее мы выделили ряд топонимов, упоминавшихся в тексте: Алма-Ата, Иртыш, Ростов-на Дону, Курская дуга,

Махачкала. Исторические события, упоминающиеся в текстах, касаются, прежде всего, войны.

Лексико-семантические репрезентации признаков концепта родина

Концепт «родина», таким образом, - это микромодель культуры. Он вобрал в себя все важнейшие компоненты для понимания данного концепта: от архетипических, относящихся к древнему пониманию родины как места рождения, исторических и географических данных до ценностной и оценочной характеристик.

2.3. Вербально-семантическое поле концепта «родина»

В рамках вербального способа исследования концепта «родина» важно выявить уровень языкового осмысления в индивидуально-авторском восприятии В. Филатовым.

Высокая номинативная плотность [2] данного концепта в произведениях писателя свидетельствует о его значимости для концептосферы писателя. Значимость концепта «родина» для ментального пространства в творчестве В. Филатова проявляется в высокой плотности лексем. Поэтому остановимся на характеристике языковых средств выражения концепта родина в концептосфере В. Филатова, который репрезентируется в языке писателя разноуровневыми единицами языка: готовыми лексемами, свободными словосочетаниями, метафорами.

Лексический аспект концепта «родина» реализуется существительными, прилагательными, глаголами.

Эмоциональный аспект концепта родина вербализуется именами чувств и эмоций: любовь, тоска, отчаяние, ностальгия, горе, радость, счастье.

Динамический аспект концепта родина вербализуется преимущественно глагольной лексикой: защищать, убивать, нападать, наступать, вспоминать, помнить, выходить, защищать.

Оценочный аспект концепта родина вербализуется группой прилагательных: зыбкий, смутный, изувеченный, солнечный, добрый, туманный, изрытая, вспаханная, кровавая, опустошенная, страшный, изувеченный. Данные прилагательные отражают основные значения лексико-семантического поля, имеющие высшую степень положительной и негативной оценки.

Следующий уровень в вербально-смысловом поле концепта родина представлен свободными словосочетаниями. Данные словосочетания являются яркими акцентами в индивидуально-авторской интерпретации концепта «родина»: странный вид местности, дикие крики, просторное глинистое поле, окружающее казалось разорванным на части, жуткая сила, бесчеловечная сущность, невыносимо желтовато-мутный оттенок и др. Адъективные и именные словосочетания заключают в себе экспрессивную окраску, положительную (воспоминания о мирном времени, о семье) и негативную (когда рассказывается о военных событиях, родина в опасности).

2.4. Моделирование концепта родина в произведениях В. Филатова

В результате подробного анализа лексемы родина была составлена сводная таблица значений исследуемого концепта.

Шесть понятийных компонентов: «любовь к родине», «красота родины», «преданность родине», «защита родины», «деятельность на благо родины», «гордость за родину» – составляют объём концепта «родина» в произведениях В. Филатова.

Понятийные компоненты

Значения

Любовь к родине

Силой моей ненависти к гитлеровцам, после войны вернется обязательно сюда, показал нам село, мы были в самом сердце Донбасса, письма из дома

Красота родины

Стройные гигантские иглы – пирамидальные тополя; солнце по-весеннему теплое и яркое; белые вершины гор чуть порозовели; невнятное журчание воды в арыке; горы плотно затянуло тучами; горы золотистого света вырвались из распадка, другая горная вершина горела в огне; величественное спокойствие природы; просвечивает Иртыш

Преданность родине

Отдать все силы, весь разум; идти вперед; должен ступить на этот путь

Защита родины

Боевое товарищество; наступление продолжалось; все мы готовы были лечь костьми у Саур-Могилы, лишь бы отбить у немцев; стремясь скорее попасть на фронт; смерть за Родину не страшна; неизвестный солдат; мы все рвались в бой; погиб на боевом посту

Деятельность на благо родины

Полезен для общества; повесть о военных днях (писать); надо учиться; после девяти классов подал заявление в военно-морское училище; должен учиться; мое счастье, что я был на войне; неплохим был солдатом

Гордость за родину

наши войска; с интересом ознакомился со многими русскими летописями, дошедшими до наших дней; нашими войсками освобожден Берлин; радуюсь за свой народ, вынесший все тяготы войны

Сопоставление полевой структуры концепта родина

в творчестве В.Филатова

Название произведения

   

«Неповторимость»

56 актуализаций

ядро

(дом 7, дом друга 2, госпиталь – 9, город – 13)

«Февраль – короткий месяц»

63 актуализации

Ядро

Мама -5, отец – 4, прадед – 3, старая фотография – 4, домой – 3, родной – 4, города - 4

«На «Миусе»

27 актуализаций

Ядро

Село – 5, города - 8, природа - 9

«Легенда о Красноселове»

49 актуализаций

Ядро

Города – 9, природа – 9, сестра (сестрица) – 4, друзья – 11

«Радость»

12 актуализаций

Ядро

Солнце – 3, радость – 4,

Девушка - 6

«Пик вечности»

8 актуализаций

Ядро

Природа - 6

«Случай на наблюдательном пункте»

11 актуализаций

Ядро

Земля – 4, природа – 5, тыл - 5

«Макар Иванович»

11 актуализаций

Ядро

Город - 3, природа - 5

«Чернослив»

9 актуализаций

Ядро

Училище – 6

«Предел»

11 актуализаций

Ядро

Природа – 4, госпиталь - 4

«Полсекунды»

9 актуализаций

Ядро

училище – 6

«Старый» дом

13 актуализаций

Ядро

Дом (домина, усадьба) – 4, Иртыш – 3

«Майя»

14 актуализаций

Ядро

Природа – 6, Алтай - 3

«На пароходе»

19 актуализаций

Ядро

Корабль -5, природа - 7

«Имена остались неизвестными»

14 актуализаций

Ядро

Товарищи – 4, воспоминания - 5

«Сон в майскую ночь»

21 актуализаций

Ядро

Товарищ – 7, природа -9

«Зеленое окно»

14 актуализаций

Ядро

Город – 8,

песня (мелодия) - 4

«Это он!»

16 актуализаций

Ядро

Письмо – 6, друг - 8

«В мирный полдень»

10 актуализаций

Ядро

Парк – 5, природа - 5

«Боль памяти»

10 актуализаций

Ядро

Однополчане – 9

«Завтрашние командиры»

10 актуализаций

Ядро

Природа – 6, песня - 5

Результаты исследований полевой структуры концепта в произведениях В. Филатова, представленной в таблице, отчетливо показывают, что концепт «родина» в сознании автора на протяжении всех произведений является устойчивым когнитивным образованием: от 8 до 63 актуализаций.

Концепт «родина» в художественной картине мира В. Филатова представлен нежесткой структурой: когнитивные признаки свободно перемещаются из одного слоя в другой в разных произведениях. Движение когнитивных признаков наблюдается, прежде всего, в ядре концепта. Например, в повести «Февраль – короткий месяц» ядро концепта составили близкие родственники (мать, отец, прадед). В рассказе «Старый» дом» в ядре концепта выделяются признаки дом, домина, усадьба. А в рассказе «Это он!» признаки дом переместились из ядра в ближнюю периферию. Когнитивные признаки ближней периферии город, природа обнаруживаются и в дальней периферии. Таким образом, исследуемый концепт имеет разный объем в разных произведениях.

Художественное обобщение темы «родина» в произведениях В. Филатова многопланово. В военных произведениях тема родины становится основной темой творчества писателя. Во всех исследуемых рассказах концепт родина представлен разнообразными когнитивными признаками. Противоречивость данной темы в сознании писателя отражается, с одной стороны, в отрицательно-оценочных признаках концепта (ночной, тревожный, сожженный, черный, вырванный, мертвый, мрачный, печальный, грязный, дымный, смазанный, одинокий, простреливаемый, злосчастный, свинцовый, скалистый, обледенелый, уходящий и др.), а с другой – положительно-оценочных (родной, любимый, радостный, замечательный, добрый, добродушный, привольный, веселый, открытый, живой, светлый, сердечный, солнечный и др.). Все указанное говорит о том, родина для Валентина Филатова предстает подвижной, обманчивой, многоликой, бесконечной.

Исследование когнитивных признаков концепта «родина» в индивидуально-авторской картине мира писателя подтверждает, что в зрелые годы (послевоенные) в творчестве В. Филатова отчетливо проявляется интерес к окружающему миру и конкретности образов, к истории прошлого, к событиям настоящего. В центре повествования в произведениях находится образ родины, страны, где родился, вырос, которую он защищал. Также актуальны для писателя номинации родины (ее городов): Алма-Ата, Алтай, Ростов-на-Дону, Махачкала, Курская Дуга, Кавказ, Донбасс, Коломна, Казахстан, Сталинград, Станция Грязи, Воронеж и др. Таким образом, для В. Филатова родной город – это не единичный город. Родина для него не имеет границ, она расширяет свои границы.

Содержание концепта «родина» в художественной картине мира В. Филатова отражает осмысление писателем своей страны и устремленность его сознания к историзму и реальности.

Проанализировав все полученные результаты, мы получили возможность выявить иерархическую структуру ключевых смыслов и ценностей, составляющих основу концепта «родина» в индивидуально-авторской картине мира В. Филатова.

Иерархическая структура ключевых смыслов и ценностей, составляющих основу концепта родина в индивидуально-авторской картине мира В.Филатова.

На графике видно, что среди всех смысловых ориентиров и ценностей в наибольшей степени в индивидуально-авторской картине мира В. Филатова являются смыслы концепта «родина», как «защита родины» (37 %), «красота родины» (25 %). В каждом произведении В. Филатова ядерные смыслы концепта «родина» распределяются по-разному.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

- родина представляет собой одну из важнейших культурных, ментальных, языковых констант, составляющих национальную и индивидуально-авторскую картину мира;

- родина обладает высокой номинативной плотностью в творчестве В. Филатова, что проявилось при толковании слов;

- для Валентина Филатова актуальна семантическая составляющая «защита родины», так как автор - участник Великой Отечественной войны, участник грандиозной битвы на Курской Дуге. И это, конечно, не могло не отразиться на его творчестве.

Проделав исследовательскую работу концепта «родина» в индивидуально-авторской картине мира нашего прадеда - фронтовика Филатова В.М., мы вновь пришли к выводу, что одним из определяющих факторов Победы наших прадедов в Великой Отечественной войне стала любовь к своей Родине, своему дому, своей семье, cвоему народу, защита которых стала смыслом их жизни.

Поэтому мы – правнуки Победителей - с благодарностью говорим: «Спасибо дедам за Победу!»

Список использованной литературы

1. Тер-Минасова С.Г. «Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово. 2002.

2. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002, 477 с.

3. Урысон Е.В. Языковая картина мира vs обиходные представления (модель восприятия в русском языке)//Вопросы языкознания. 1998. № 4. С.3-14.

4. Гак В.Г. Пространство времени//Логический анализ языка. Язык и время. М., 1997. С. 229-240.

5. Зализняк А. А., Левонтина И. Б., Шмелев А. Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. — М.: Языки славянской культуры, 2005.

6. Маслова В. Лингвокультурология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208с.

7. Попова З. Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: Истоки, 2001.

8. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Акад. проект, 2001. 990 с.

9. РАС 2002 – Русский ассоциативный словарь. – М., 2002. –Т.1.

10. Мифы народов мира: Энциклопедия. Электронное издание.

11.Филатов В.Радость. Повести. Рассказы. Очерки.-Алма-Ата: Жазушы, 1987.-224 с.

12. Пименова М.В. Концепты внутреннего мира человека (русско-английские соответствия): дис… д-ра филол.наук:10.02.01./М.В.Пименова. – СПб., 2001.-

497 с.

Просмотров работы: 219