Зарифмованные правила как способ изучения родного языка

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зарифмованные правила как способ изучения родного языка

Болотова А.Е. 1
1Филиал МБОУ "Лицей № 11 г. Челябинска",
Витушкина И.В. 1
1Филиал МБОУ "Лицей № 11 г. Челябинска"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов, хотя, казалось бы, знания о родном языке мы получаем с детства. Грамотно говорить и писать на своем языке так же естественно, как дышать или расти. Но русский язык сложен, потому что в нем много правил и исключений. Как сделать изучение родного языка более эффективным? Это предопределило направление нашей научно-исследовательской работы - орфография русского языка.

Существует правило, где четко расписано, в каких случаях пишется разделительный ъ, а в каких - разделительный ь. Но при выполнении практических заданий возникли трудности, так как есть заимствованные слова и слова-исключения. Рифмованные строчки позволяют легко запомнить то, что при других формах изложения требует усиленной работы памяти. Следовательно, это правило надо сформулировать в виде стихотворения, чтобы его было бы легче запомнить. Особенно интересно нам показалось это сделать в стиле «рэп», так как он нравится мне и моим друзьям, сегодня занимает первые строчки в топ-списках радиостанций и музыкальных каналов.

Цель работы: поиск наиболее эффективных способов запоминания правил русского языка.

Гипотеза: Любое правило легче запоминается в рифмованном виде.

Задачи:

1.Проанализировать различные мнемонические правила, изучить и систематизировать имеющийся опыт преподавателей начальных классов, авторов детской литературы.

2. Написать рифмованные строчки, которые помогли бы ребятам легче и быстрее запомнить правило, в каких случаях пишется разделительный ъ или ь.

3.Повысить интерес к изучению родного языка.

4. Повысить грамотность одноклассников.

Для подтверждения гипотезы автор провел эксперимент с группой одноклассников по запоминанию рифмованных правил.

Практическим результатом исследования стало создание комплекса рифмованных правил по теме «Правописание разделительных знаков Ъ и Ь», которые может использовать любой желающий (ученик, родитель, педагог) для более быстрого и легкого усвоения этой темы.

I. Разделительные Ъ и Ь знаки

1. Из истории Ъ и Ь знаков

В прошлом году отметили 100-летний юбилей реформы русского языка. Ровно век назад нарком Луначарский утвердил декрет о внедрении обновленной орфографии, и буква «еръ» или «ъ» лишилась своего привилегированного статуса

Буква Ъ, ъ , которую сейчас мы называем: твёрдый знак, является 28-ой буквой русского алфавита. А до начала реформирования 1917—1918 гг. она была 27-ой по счёту и носила имя «еръ». Появилась она еще в алфавите, созданном Кириллом и Мефодием.

По праву «еръ» можно было назвать самой популярной буквой в русском алфавите - «еръ» приписывали во всех словах, которые оканчивались на согласную. В то время в русском языке не было закрытых слогов на конце слов, а это было против правил, и «еръ» писали для того, чтобы их не нарушать. То есть на письме ее использовали в качестве разделителя слов на слоги, а строк — на слова, так же как мы сейчас используем пробел.

Когда-то «ъ» в конце существительных указывал на принадлежность их к мужскому роду. Со временем эти функции были утрачены, а правописание осталось. Поэтому в народе «еръ» частенько называли «лодырем» или «бездельником».

Но только благодаря реформе Луначарского в 1917 году ять, ижица, фита и еръ окончательно покинули Азбуку, превратив ее в Алфавит.

История мягкого знака несколько скромнее, чем твердого, но тоже достаточно интересна.

Ь, ь (современное название: мя́гкий знак) — 30-я буква в русском алфавите, буква большинства славянских кириллических алфавитов (28-я в болгарском, 29-я в белорусском, 31-я в украинском).

В древние времена мягкий знак означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание. Но на память о себе оставил смягчение предыдущей согласной, либо совпал с какой-либо полной гласной (в разных языках по-разному). Воспоминанием о наличии этого звука в русском являются чередования вроде лев — льва, палец — пальца.

При введении русского гражданского шрифта строчная буква ь первоначально была сделана высокой, по образцу латинской b, но такой стиль продержался только несколько лет, в отличие от высокого Ъ, которое преобладало до середины XVIII века.

2. Разделительный Ъ в современной орфографии русского языка и в стихах детских поэтов

Современное правило гласит: Ъ употребляется только в качестве разделительного знака перед Е, Ё, Ю, Я в следующих случаях:

1. После приставок, как русских, так и иностранных, которые оканчиваются на согласный перед корнем, начинающимся с Е, Ё, Ю, Я (подЪезд, обЪявление, обЪем, предЪюбилейный);

2. В сложных словах ,после начальных частей двух-, трех-, четырех- перед йотированными Е, Е, Ю,Я (двухъярусный, трёхъярусный, трехъязычный);

3. В иностранных (заимствованных) словах, у которых в современном русском языке «срослись» историческая приставка и корень (адЪютант, инЪекция, фельдЪегерь).

Итак, если в слове есть приставка, оканчивающаяся на согласный, а корень начинается на Е,Ё, Ю, Я, то между ними пишется Ъ, он подает нам сигнал о том, что в буквах Е, Ё, Ю, Я спрятан звук [й].

Современные детские поэты и учителя уже включали правила в свои стихи. Например, Логунова Валентина Григорьевна, учитель начальных классов придумала такое стихотворное правило:

Буква есть, а звука нет.

Почему? – Пока секрет.

Твёрдый знак не отдыхает

Приставку с корнем разделяет.[4]

Часто в учебниках используют стихи С. Маршака:

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник? Твердый знак.

3. Разделительный Ь в современной орфографии русского языка и в стихах детских поэтов

Теперь познакомимся с современным правилом употребления разделительного Ь.

Разделительный Ь употребляется в следующих случаях:

1. В корне слова (в середине или перед окончанием) перед гласными: Е,Ё,Ю,Я,И, если в этих словах слышится звук [й] (соловЬи, обезЬяна, веселЬе)

2. В корне в словах иностранного происхождения перед буквой о (булЬон, шампинЬон, котилЬон).

Детские поэты также не обошли вниманием мягкий знак. Например, у Нины Пикулевой есть стихотворение, посвященное разделительном мягкому знаку:

О! Какое СЧАСТЬЕ,

За окном – НЕНАСТЬЕ,

ЛЬЁТСЯ песня СОЛОВЬЯ.

Много слов нашла здесь я!

В каждом слове – МЯГКИЙ ЗНАК

МЯГКИЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ!...

Впереди него – СОГЛАСНАЯ,

А вот после буква – ГЛАСНАЯ!

Пять их: Е, Ё, И, Ю, Я -

Их могу запомнить я![16]

Нередко на уроках педагоги используют рифмованные строки Е. Измайлова.

Перед Е, Ё, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жильё –

Перед Я, Ю, И, Е, Ё.

То есть, как правило, детские поэты придумывают шутливые, игровые стихи с использованием слов-примеров употребления разделительных Ъ или Ь, стараясь таким образом донести смысл орфографических правил до детей.

II Зарифмованные правила как эффективный способ запоминания правил русского языка

1. Зарифмованные правила в практике педагогов начальных классов

На досуге, после школы,

Прочитай стишок весёлый.

Коль запомнишь, что ж , прекрасно.

Главное, чтоб было ясно,

Чтоб ты мог легко, с улыбкой,

написать все без ошибки.

Это стихи Нины Петровны Притулы, учителя русского языка и литературы, отрывок из ее работы "Веселая грамматика". [9] Идею педагога о том, что в рифмованной форме правила легче запоминаются, поддерживают коллеги, учителя начальных классов.

«Зарифмованные слова, особый ритм, созвучие строф, красота построения запоминаются лучше. По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является возраст детей начальной школы. Именно в этот период память ребенка начинает особенно быстро развиваться»,- отмечает Светлана Петровна Остапук, педагог начальных классов, в своей работе «Эффективные приемы заучивания наизусть в начальной школе».[8]

С ней согласна и Галина Ивановна Саревич, учитель начальных классов: «Стихи собственного сочинения для учащихся начальной школы помогают с легкостью усваивать материал русского языка, с интересом учиться, прививать любовь к родному языку.» [7]

«Запоминание наизусть поэтических произведений практикуется в школе довольно часто, правда, в основном на занятиях по литературе. А если использовать стихотворения и на уроках языка в виде зарифмованных грамматических правил? .. Практика показала, что эту форму работы ребята хорошо воспринимают, стихотворений на уроках ждут, стараются их запомнить и, главное... урок выглядит свежее, интереснее, вызывает у ребят желание написать что-то подобное»,- подтверждает мнение коллег Ольга Александровна Савельева, учитель русского языка и литературы.[6]

То есть и педагоги, и большая часть родителей понимают, что стихи нужно учить обязательно. Заучивание стихов способствует развитию памяти. Стихотворные рифмы, их мелодичность откладываются на подсознании детей. [11]

2.Дидактическая поэзия как оптимальная форма запоминания полезной информации

Такие педагогические техники имеют исторические корни.

Ученые заинтересовались работой памяти намного раньше, чем появилась наука психология, намного раньше, чем выявили и подробно описали познавательные процессы. Их исследования показали, что память поддается совершенствованию. И тогда ученые приступили к разработке практических способов, которые помогли бы повысить производительность памяти. Первоначально учение о памяти возникло в форме мнемоники. Появление мнемоники относят к VI-V столетиям до н. э.

Одно из правил мнемотехники - рифмуйте данные. Короткие зарифмованные фразы позволяют легче воспринимать информацию, и соответственно воспроизводить ее.

Это правило берет на вооружение и дидактическая поэзия- вид поэтического творчества, цель которого – представить полезную информацию в стихотворной форме. Эта традиция зародилась в Древней Греции: считалось, что такая форма оптимальна для запоминания и усвоения сведений. Дидактическая поэзия использовалась при создании жанра поучений, популярного в литературах древнего мира уже на рубеже 11-1 тыс. до н. э.[5]

В наше время дидактическая поэзия совершенно утратила смысл и значение, хотя во французской и немецкой литературах до сих пор сохранились образцы подобного творчества: у французов изложены в стихах гражданский кодекс, а у немцев — военные законы.

Итак, стихи - это один из наиболее действенных методов запоминания информации, который помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. И напротив. Сниженный или отсутствующий интерес- наиболее популярная причина того, что правило трудно заучить. Действительно, трудно запомнить информацию, которая не интересна и не вызывает желания развиваться в этой области.

Кроме того ученые доказали, что любой материал лучше запоминается во время игры, а также, если создать на своих уроках положительную эмоциональную обстановку.

Теоретическое подтверждение моя гипотеза получила, можно приступать к практике.

3. Проведение эксперимента в 3»Б» и анализ его результатов

В экспериментальном исследовании для моей работы согласились принять участие мои одноклассники. Условия эксперимента: была взята контрольная группа из 12 человек ( из них 4 человека- имеющие результат по русскому языку выше базового уровня, 8 человек- имеющие базовый уровень знаний), сначала ребята познакомились с правилами написания разделительного Ъ и Ь в стихотворной форме, а также с рифмованными строчками о словах-исключениях, а затем им был предложен проверочный текст.

Задание: заполнить пропуски, вписав нужную букву: разделительный Ъ или Ь. Всего нужно было вставить 20 знаков. Время выполнения работы- 5 минут.

Проверочные задания я тоже зарифмовала, чтобы ребятам было нескучно писать! (см. в Приложении№1)

Итоги эксперимента:

Количество учеников

Количество допущенных ошибок

Правильность выполнения (в%)

1

0

100%

1

1

95%

2

2

90%

4

3

85%

2

4

80%

1

5

75%

Таким образом, как видно из таблицы от 0 до 3 ошибок в работе допустили 8 человек, от 3 до 8 ошибок- 4 человека. Если бы ребята писали обычную контрольную работу по русскому языку, то уровень их работы был бы оценен выше базового (базовый уровень=50% правильно выполненных заданий), а начиная с 75% правильно выполненных заданий (в нашей группе это 11 человек из 12!) – как повышенный и высокий уровень. При этом, напомню, что изначально с текущим уровнем выше базового в группе было только 4 человека. (Работы, выполненные учащимися (сканы) см. в приложении№2)

Значит, рифмованные правила помогли ребятам быстрее и легче запомнить принцип написания разделительных мягкого и твердого знаков, а также отдельных слов-исключений. Моя гипотеза нашла подтверждение в эксперименте.

4. Комплекс зарифмованных правил (составитель: Болотова А.Е.)

При составлении рифмованных правил я старалась учесть не только основные законы правописания разделительного твердого и мягкого знаков, но и рекомендации опытных «рэперов» новичкам. Например, что рифмы должны быть интересными, придавать тексту необычность, а значит, они не должны быть точными. Старалась избегать очевидных и заезженных формулировок. Вот что у меня получилось:

Разделительный Ъ- мой вариант правила

Стою я твердо, я знак разделительный,

Приставка на согласный? Меня вы зовите!

В корне от Е, Ё, Ю, Я

Отделю приставку я!

Знак разделительный,

Знак разъединительный,

Стою не просто так,

Я- твердый знак!

Звука никакого не обозначаю,

Но важную функцию в слове выполняю,

После приставки пишите меня,

Если за мной- буквы Е, Ё, Ю, Я!

Заимствованные слова с разделительным Ъ

На каждое правило есть исключенье,

Слова-иностранцы требуют уважения,

Сейчас мы напишем небольшой диктант:

Отважный фельдъегерь, бравый адъютант

Сделали инъекцию, достроили объект,

Учли конъюнктуру, сомнительный субъект.

Ну что ж, написали, проверили? Итак,

Во всех словах мы пишем только твердый знак!

Разделительный Ь- мой вариант правила

Хоть знак я разделительный,

Я мягкий, утешительный,

Звука никакого не обозначаю,

Меня пишите в суффиксе и перед окончаньем.

В корне без проблем найдете вы меня,

Стою я перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я!

Заимствованные слова, которые мы пишем сегодня с разделительным мягким знаком, в основном пришли к нам из французского языка. А чтобы было легче запомнить заимствованные слова, я решила их тоже срифмовать, а вдохновили меня строки Льюиса Кэролла из «Алисы в стране Чудес» в переводе С.Я. Маршака.

Заимствованные слова с разделительным Ь

Дама бубен варила бульон,

Дама червей потеряла медальон,

Король червей послал в атаку батальон,

Пока четверка пик танцевала котильон.

Трефовый валет нашел шампиньон,

Пиковый валет обожает свой лосьон,

У дамы пик на голове шиньон,

У тройки червей- свой торговый павильон,

Король бубен- отличный компаньон,

Вам это подтвердит его личный почтальон!

Пишем мягкий знак во всех этих словах,

Мы - грамотеи, тонем в похвалах!

Я очень надеюсь, что смогу воодушевить кого-нибудь из других ребят своим примером, и они тоже захотят зарифмовать какие-то правила. Во-первых, они точно их никогда не забудут, и значит, никогда не сделают в них ошибки; во-вторых, это можно делать всей семьей и вместе получать положительные эмоции!

Заключение

Таким образом, если мы сможем создать условия для появления положительных эмоций даже при изучении непростых правил, то эти правила будут гораздо проще, легче и быстрее запоминаться.

Удачно подобранная фраза, рифмованные строчки позволяют легко запомнить то, что, при других формах, требует усиленной работы памяти. Правила в стихах на уроках русского языка могут создать на уроке положительную атмосферу.

Уроки в игровой форме, правила, переведенные в стихи, - являются одним из лучших лекарств от так называемого «страха перед русским языком», непростым, но таким увлекательным!

Гипотеза моя подтверждена. Цели и задачи реализованы.

Список литературы:

1. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935-1940;

2. Этимологический онлайн-словарь /авт.-сост. Г.А. Крылов - СПб., ООО "Полиграфуслуги", 2005 г.

3.Ересько Т.Н. Секреты грамоты (к урокам русского языка) /Т.Н.Ересько [Электронный ресурс ] –Режим доступа http:// www. myshared.ru/slide/

4. Логунова В.Г. Правила в стихах/ В.Г. Логунова [Электронный ресурс ] –Режим доступа https://agartu.com/index.php?newsid=781;

5.Поэтический словарь / Под ред. Е.В.Толкачевой. – М.: Луч. 2008. – 384 с.

6..Игры на уроках русского языка. Зарифмуем правила [Электронный ресурс ] –Режим доступа https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607038/

7.Стихи по русскому языку. Правила в стихах [Электронный ресурс ] –Режим доступа https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580653/

8.Эффективные приемы заучивания наизусть в начальной школе [Электронный ресурс ] –Режим доступа https://cyberpedia.su/12x87bc.html

9. Притула Н.П Веселая грамматика/ Н.П. Притула Электронный ресурс ] –Режим доступа http://jozhik2012.blogspot.com/p/blog-page_7203.html

10.Волина В.М.Учимся, играя/ В.М.Волина В. М.: Новая школа, 1994. — 448 с.

11. Рыбакова Г.Зачем учить с детьми стихи? /Г. Рыбакова : Электронный ресурс ] –Режим доступа https://shkolazhizni.ru/school/articles/30721/

12.Грамматика в стихах/ Расулова И.- Выходных данных нет. — 54 С.;

13.Словообразовательный словарь русского языка в 2 томах/ авт.-сост.А.Н. Тихонов; под ред. Зориной Е.Е. - М. :«Русский язык», 1985г.-944 с.

14. Большой юридический словарь / [В.А. Белов и др.] ; Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. - 2. изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 703 с.

15.Краткий справочник по современному русскому языку/ Под ред. Леканта П.А. //Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. М.: Высшая школа, 1991. — 386 с.

16. Легкие правила, или Стихи-запоминалочки, загадки, рассуждалочки для тех, кто хочет знать родной язык / Нина Пикулева. - Челябинск : Челябинский дом печати, 2013. - 109, [2] с

Приложение I

ТЕКСТ:

А сейчас проверим вас!

Объявляем мастер-класс!

Вам желаем без сомненья

Вставить буквы в предложенья!

Раз…ярилась в поле в…юга,

Ад…ютант не видит друга.

В зоопарке- обез…яна,

Не ищите в ней из…яна!

Вороб…и, наверняка,

С…ели утром червяка!

Был приказ: В руж…е! Под…ем!

Кто отстал, того поб…ем!

На под…езде- об…явлен…е,

Про замену отоплен…я.

Необ…ятная страна

Сплошь об…ектами полна!

В хоре, в церкви пел под…ячий,

А сем…я гостит на даче.

Зажурчат руч…и весной,

С…езд окончен, все домой!

Просмотров работы: 203