Буква Ё и судьба её

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Буква Ё и судьба её

Мещерякова А.В. 1
1Гимназия №52 г. Казани
Хайрутдинова М.И. 1
1Гимназия №52 г. Казани
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Вместо Ё писать и печатать Е – это хуже, чем преступление. Это ошибка. Ошибка эта делается сознательно, в то время как отсутствие буквы Ё в тексте замедляет чтение, искажает смысл». В высказывании Виктора Чумакова, автора «Словаря употребления буквы Ё», уже сформулирована проблема роли этой буквы в русском языке.

Цель работы – выявить, действительно ли неправомерная замена Ё на Е в письменной речи может привести к негативным последствиям. Задачи – изучить справочные материалы, связанные с историей буквы Ё; ознакомиться с личными делами учащихся нашей гимназии, в именах собственных которых встречается эта буква; провести лингвистический эксперимент по соблюдению орфоэпических норм в словах с Ё при отсутствии двух точек над этой буквой. Основные методы – работа с документацией, проверка выполнения заданий лингвистического эксперимента, обработка данных (в процентной соотнесённости).

Актуальность данного исследования не только в теоретической значимости информации о двухвековой судьбе буквы Ё, но и в прикладной ценности полученных практическим путём результатов, подтверждающих мысль о том, что написание слов с Ё помогает развивать культуру устной речи.

Основная часть. История буквы Ё

«Ё, ё, седьмая буква русского алфавита, введённая в 1797 Н.М. Карамзиным. В современном письме не является обязательной, но употребляется в специальных текстах (словарях, учебниках и др.) и в отдельных случаях для предупреждения неверного чтения (например, все и всё)» [2, С.215]. Однако история Ё началась 29 ноября 1783 года благодаря княгине Екатерине Дашковой (см. Приложение 1).

В современном русском языке около 12500 слов с этой буквой. Из них около 150 на Ё начинаются и около 300 на Ё заканчиваются. В русских фамилиях Ё встречается примерно в двух случаях из 100. В русском языке всего 12 мужских и 5 женских имён, в полных формах которых есть Ё. Однако у российских граждан возникают проблемы с документами, если в их фамилии, имени, отчестве в одних случаях буква Ё указана, а в других нет. Причина этого в несоблюдении установленного утверждёнными в 1956 г. Правилами русской орфографии и пунктуации требования обязательно использовать букву Ё в случаях, когда возможно неправильное прочтение слова (см. Приложение 3).

Ё в именах собственных учащихся гимназии №52

Чтобы убедиться в том, как соблюдается сегодня принятый в 2007 году Указ Министерства образования и науки об обязательном применении буквы Ё в именах собственных, мы изучили личные дела учащихся нашей гимназии. Из 1476 учеников буква Ё встречается в 44 фамилиях (3%), но в свидетельствах о рождении она стоит всего лишь в 4 случаях (9%); в 26 именах (22 мальчика и 4 девочки), но прописаны две точки в документах лишь в 18 из них (69,2%); в 12 отчествах с Ё эта буква есть только у 3 (25%) (см. Приложение 3).

Лингвистический эксперимент

Употребление буквы Ё имеет смыслоразличительное значение, например, в словах «совершенный – совершённый». У этой буквы есть свои условия постановки в случае написания её после шипящих в различных частях слова: в корне слова [5, С.37], в суффиксах прилагательных [6, С.28]; в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и на конце наречий [7, С.71, 109]. Кроме того, в Орфоэпический словарь для сдающих ЕГЭ по русскому языку в 2019 году входят 16 слов с буквой Ё.

С целью убедиться в том, как с буквой Ё связана культура речи, мы провели лингвистический эксперимент, в котором приняли участие 152 добровольца: 127 учеников 5, 6, 9 и 11 классов и 25 учителей. Общие результаты оказались не самыми лучшими. Например, верно поставили Ё в словах: житьё-бытьё - 80%, берёста - 12%, свёкла - 66% (см. Приложение 4). Это говорит о том, что в практике устной и письменной речи возникают затруднения при употреблении слов с Ё при отсутствии двух точек над ней. Так, «Толковый словарь» Ожегова фиксирует норму: «БЕРЁСТА. Верхний слой коры, содранный с берёзы (прил. берестяной и берёстовый)» [3, С.39], «Словарь трудностей» [4, С.51] и «Современный орфоэпический словарь» [1, С.22] отмечают слово «берестА» как допустимую норму произношения, а в учебнике русского языка для 7 класса в разделе «Произноси правильно!» предложены оба варианта этого слова «БерестА, из берестЫ. Берёста, из берёсты» [7, С.214].

Заключение

Таким образом, мы пришли к выводу, что необоснованная замена буквы Ё на Е приводит к смысловым, фактическим, орфоэпическим ошибкам при чтении и понимании письменных текстов, ведёт к снижению грамотности и замедляет скорость чтения. Обязательное использование буквы Ё особенно важно в учебной литературе для школьников, а также при издании современных и классических произведений. Применение Ё должно быть обязательным в именах собственных. Поэтому говорить о том, что эта буква не нужна, нельзя.

Список использованной литературы

1. Горбачевич, К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. Все трудности произношения и ударения: ок. 12 000 заголовочных единиц/ К.С. Горбачевич. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 476, [4] с. – Современный словарь)

2. Новая иллюстрированная энциклопедия в 20 томах. Кн. 6. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 255 с.: ил.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред.чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. – 750 стр.

4. Розенталь, Д.Э. Словарь трудностей русского языка/ Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – 7-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 832 с.

5. Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.: ил.

6. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.: ил.

7. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений. [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. –М.: Просвещение, 2013. – 223 с.: ил.

8. В.Т. Чумаков. Вместо ё печатать е – ошибка! М.: Народное образование, 2005

9. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М: Большая Российская энциклопедия, 2000

10. http://www.yomaker.ru/ - сайт буквы ё

11. http://peressa2009.narod2.ru/olimpiadi_po_russkomu_yaziku/

Приложение 1

Родилась буква «Ё» 29 ноября 1783 года. История её связана с именем княгини Екатерины Дашковой, президента Российской академии наук. В тот день состоялось одно из первый заседаний недавно созданной академии, где обсуждался проект полного толкового «Славяно-российского словаря», известного впоследствии как «Словарь Академии Российской».

Екатерина Романовна неожиданно поинтересовалась у ученых мужей, правильно ли изображать один звук двумя буквами. Видя недоуменные взгляды собеседников, она привела в пример слово «iолка» («ёлка») и предложила узаконить на письме звук, который под иностранным влиянием уже вошел в русское произношение.

Вскоре было принято решение ввести в русский алфавит новую букву – «Ё».

Одними из первых букву «Ё» употребили в литературном языке Гавриил Державин (который сразу начал использовать ее в личной переписке) и Николай Карамзин – для «объективной необходимости наиболее полного отражения на бумаге благозвучия родной речи». В 1796 году в первой книжке издаваемого Карамзиным стихотворного альманаха «Аониды» с буквой «Ё» были напечатаны слова «зарёю», «орёлъ», «мотылёкъ», «слёзы», а также первый глагол «потёкъ».

В XVIII, ни в XIX веке единых орфографических правил не было и многие ученые не поддерживали употребление буквы «Ё» на письме. Случалось, что в типографиях при наборе не хватало литер «Ё» и вместо нее использовали старый диаграф «iо».

Приложение 2

Реформа русской орфографии 1904-1917-1918 гг., завершившаяся «Декретом о введении нового правописания» от 23.12.1917 г., вынесла по букве «Ё» следующее решение: «5. Признать желательным, но необязательным употребление буквы «ё» (пёс, вёл, всё)».

Вновь многострадальная буква была официально признана лишь во время Великой Отечественной войны. Существует легенда, согласно которой на популяризацию буквы «Ё» оказал влияние сам Сталин. 6 декабря 1942 года ему на подпись принесли приказ, в котором фамилии нескольких генералов были напечатаны с буквой «Е» вместо «Ё». Сталин пришел в ярость, и на следующий день во всех статьях газеты «Правда» неожиданно появилась буква «Ё». Тогда же нарком просвещения издал приказ «О введении обязательного употребления буквы «Ё» в школьной практике». Спустя год был издан справочник о правильном употреблении буквы.

С началом хрущевской «оттепели» в 1956 году Академией наук и Министерством высшего образования СССР были утверждены, а затем опубликованы «Правила русской орфографии и пунктуации» с параграфами о применении буквы «Ё». Однако на практике ее использование продолжало оставаться необязательным.

Очередная опала ожидала букву «Ё» с началом повсеместной компьютеризации. На русской клавиатуре «Ё» откровенно вынесена из алфавитного «ядра», 32-буквенного центра, в дальний угол слева. Более того, чаще всего «Ё» на соответствующей клавише вообще никак не обозначена. Дескать, это экономит время при наборе текста.

С 3 мая 2007 года действует распоряжение № АФ-159/03 за подписью министра А.А. Фурсенко об обязательном использовании буквы ё в именах собственных.

Приложение 3

В нашей гимназии 1476 учеников, мальчиков 702, девочек 774.

Всего фамилий с буквой 44 (3%), Ё – в 4 фамилиях (9%)

Фамилии мальчиков - 18 (2,6%)

Фамилии девочек – 26 (3,4%)

БелозЕров

БогатырЕва

ВрачЕв

 

ГвоздЕв, ГорячЕв

ГорлачЁва, ГорЯчева, ГорячЕва

 

ДмИтричева

 

Ёфтакова, Еремкина

ИльичЕв

 

КарасЕв, КузьмичЕв

КиселЕва, КоролЕва (2), КрОпочева

ЛысачЕв

 

МуравьЕв

МуравьЕва

 

ПерепЁлкина

СеливЕрстов, СемЕнов, СимкачЕв, СычЕв

СеливЕрстова, СемЕнова (3), СоловьЕва (3)

 

ТерешЕнок

ФЕдоров

ФЕдорова

ЧечкенЕв

ЧернышЕва

ЦарЕв

ЦарЕва

ШебЁк, ЩЕголев

ШимарЕва, ШмелЕва

Ё – 1 -5,5%

Ё – 3 – 11,5%

Среди 1476 имён наших гимназистов 26 с буквой Ё (1,76%).

Ё прописана только в 18 из них – 69,2%

Мальчики - 702

Девочки - 774

Артём – 18 (2,6%);

из них с Ё – 12 (66,7%)

Алёна – 3;

из них АлЁна – 2 (66,7%),

АлЕна – 1 (33,3%)

Семён – 1 (без Ё)

Флёр Эмили – 1

Фёдор – 3 (с Ё)

 

22

4

Среди 1476 отчеств наших гимназистов только 12 с буквой Ё (0,9%).

Ё прописана всего лишь у 3 из них – 25%

Мальчики - 702

Девочки - 774

Артёмович – 2

Артемовна – 5

Артёмовна - 1

Семенович - 1

Семеновна - 1

Федорович – 2

 

Приложение 4

В каких словах есть только Ё?

Полет Житье-бытье

Щеки

Береста

Ведро

Села

Верно + или Неверно –

манЕвры

манЁвры

новорОжденный

новорождЁнный

осУжденный

осуждЁнный

свеклА

свЁкла

Расставьте ударение Заточенное перо – заточенный узник

Склонен к меланхолии – склонен к земле Сложенный из кирпича – хорошо сложенный юноша

В лингвистическом эксперименте принимали участие 152 человека: 127 учащихся (5 в – 26 человек, 5 д – 26, 6 б – 29, 9 а – 28, 11 в – 18) и 25 учителей

Результаты детей

Класс

5 в - 26

5 д - 26

6 б - 29

9 а - 28

11 в - 18

Всего - 127

Верные ответы

+

%

+

%

+

%

+

%

+

%

+

%

Житьё-бытьё

26

100

22

85

26

90

17

61

12

67

103

81

Берёста

6

23

4

15

5

17

-

-

-

-

15

12

Заточенное перо

15

58

14

54

23

79

22

79

17

94

91

72

Заточённый узник

19

73

12

46

27

93

24

86

17

94

99

78

Склонен к меланхолии

13

50

14

54

17

59

20

71

13

72

77

60

Склонён к земле

16

62

13

50

22

76

13

45

13

72

77

60

Сложенный из кирпича

14

54

14

54

19

66

21

75

9

50

77

60

Хорошо сложённый юноша

12

46

9

35

21

72

11

39

7

39

60

47

Манёвры

25

96

25

96

29

100

23

82

17

94

119

94

Новорождённый

24

92

19

73

22

76

15

54

15

83

76

60

Осуждённый

26

100

23

88

28

97

23

82

14

78

114

90

Свёкла

23

88

23

88

22

76

25

89

16

89

109

86

Общие результаты

 

Учителя -25

Дети -127

Всего - 152

Верные ответы

+

%

+

%

+

%

Житьё-бытьё

19

76

103

81

122

80

Берёста

3

12

15

12

18

12

Заточенное перо

24

96

91

72

115

76

Заточённый узник

25

100

99

78

124

82

Склонен к меланхолии

22

88

77

60

110

72

Склонён к земле

23

92

77

60

115

76

Сложенный из кирпича

22

88

77

60

110

72

Хорошо сложённый юноша

20

80

60

47

100

66

Манёвры

21

84

119

94

105

69

Новорождённый

19

76

76

60

95

63

Осуждённый

17

68

114

90

85

56

Свёкла

20

80

109

86

100

66

Просмотров работы: 129