Мир природы и человека в творчестве Есенина и Достоевского

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мир природы и человека в творчестве Есенина и Достоевского

Ирхина А.Д. 1
1МБОУ Берёзовская СШ
Ирхина Л.В. 1
1МБОУ Берёзовская СШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Настоящая работа вводит нас в атмосферу этико-философских исканий Есенина и Достоевского по теме: концепция мира и человека.

Цель исследования:

выяснить, как образ природы в творчестве Есенина перекликается с идеей православия в творчестве Достоевского.

Задачи:

1)познакомиться с поэтическим образом природы в лирике Есенина;

2)рассмотреть основные положения идеи православия, на которые опирается в своём творчестве Достоевский;

3)найти связующее звено в концепции мира и человека Есенина и Достоевского.

Объект исследования:

Стихи С.А.Есенина и творческое наследие Ф.М.Достоевского.

Предмет исследования:

Образная система в лирике Есенина по теме: «Природа – это первозданное чудо».

Методы исследования:

интерпретационный, сравнительно-сопоставительный, семантический, контекстуальный.

Проблема:

Возможно ли найти общие моменты в интерпретации концепции мира и человека в творчестве Есенина и Достоевского?

Гипотеза:

Поэзия не поддаётся определению, она тайна – так не без оснований утверждают даже маститые литературоведы. Обычно этот дар дремлет в людях, как горючее вещество, и возгорается только в тех, кому дано «глаголом жечь сердца людей».

Один из них – Сергей Александрович Есенин. Время не властно над его поэзией. Давно ушли в прошлое многие события, волновавшие поэта, изменилась реальность, питавшая его стихи. Но каждое поколение открывает для себя в произведениях С. Есенина нечто близкое и дорогое.

В своём исследовании мы хотим обратиться к духовным истокам поэзии Есенина, а именно к концепции мира и человека в творчестве великого русского поэта. Мы считаем, она во многом перекликается с идеей православия и художественным миром романов Достоевского. Возможно и Есенин, и Достоевский говорят об одном и том же: счастье русского человека воплощено в главной идее православия, идее Христа.

Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,

В синее пламя ветер глаза раздул.

Ради бога, научите меня,

Научите меня, и я что угодно сделаю,

Сделаю что угодно, чтобы звенеть в человечьем саду.

У Сергея Есенина была собственная концепция человека, конечно, поэтическая, по-своему цельная и уходящая корнями в народные представления о мире и человеке.

Есть два вида гуманизма. Один из них ставит человека в центр бытия, делает его основным узлом сущего, венцом природы. Во имя этого мы тысячелетиями боролись с природой, уничтожали реки, леса, зверей. Но постепенно выяснилось, что осушённые торфяники самовозгораются, что море – это не просто громадное водное пространство, но целый организм, живущий по своим законам, не всегда совпадающим с человеческими целями. Потому-то в мире со временем образовался гуманизм менее восторженный по отношению к человеку, но более уважающий жизнь, который как бы утверждает, что, коли природа создала человека, значит, он не царь и не раб, а всего лишь дитя её, несовершенное, но живое и развивающееся. Эту истину знали наши пращуры, назвавшие землю « мать сыра земля». Эту истину глубже, чем другие наши великие поэты, знал Сергей Есенин.

Жизнь, по мнению поэта, самоценна и независима ни от каких временных и привходящих обстоятельств, не подчинена никакой другой шкале ценностей, ибо она есть главная шкала и для поэта подобна цветущему земному саду, где человек – один из прекрасных его плодов. «Звенеть в человечьем саду…» Недаром образ сада – один из любимейших в есенинской поэтике. (Интересно, что в основе художественной концепции Ф.М.Достоевского также лежит образ сада, как библейская идея о всемирном добровольном единстве всех народов на земле).

В саду горит костёр рябины красной…

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад…

Вижу сад в голубых накрапах…

И отшумим, как гости сада…

Кажется мне – осыпаются липы,

Белые липы в нашем саду…

Примеров тому – не счесть, ибо сад для Есенина – всё изменяющая, солнечная, цветущая жизнь, вглядываясь в которую поэт с наивной мудростью вопрошал: «А люди разве не цветы?»

Для Есенина сад – восхождение к фольклорным традициям, к язычеству, связь с матерью-землёй. Олицетворением цветущего, плодоносящего сада-жизни является природа в творчестве Есенина. Лишь природа – это первозданное чудо, всегда прекрасное и чистое. Природа у Есенина, подобно человеку, поет и плачет, грустит и радуется. Многие его стихи — это поэмы о березе, которая стала своеобразным символом всего русского. Читаю и ощущаю "зеленое" дыхание берез, "свежий и горький" запах "милых березовых рощ". Неброская, но трогательная, щемящая красота отличает есенинскую березку в "юбочке белой", которая остается непостижимо прекрасной в своем зеленом наряде. Сколько нежных и светлых чувств звучит в таких знакомых строчках поэта:

Я навек за сиянье и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан...

В зарисовках старой деревенской Руси находим у Есенина не только радостные, но и грустные тона. Источник их таится в самой действительности — тяжелой, нищей, отсталой жизни деревни с ее ветхими, сиротливо прячущимися избами, заброшенными церквушками. И тогда в стихах Есенина преобладает тихая, "плакучая дума", возникают унылые, тусклые пейзажи.

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

лес да монастырь.

Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах ширь, бескрайность деревенской России:

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Но рядом с этими привольными просторами "у низеньких околиц звонко чахнут тополя". Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживал ломку привычного уклада жизни, называя себя "последним поэтом деревни". Отсюда и появление в его лирике грустных ноток, страха перед деревней, меняющей свое лицо. Лишь постепенно в стихах Есенина ослабевает тревога, вызванная наступлением индустриального города.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

М.Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, - которое более всего – заслужено человеком». Создан для поэзии – значит, создан для постижения и утверждения красоты, добра, истины. Пусть нет у нас всеобъемлющего определения существа поэзии, но сердце человеческое, если оно не камень, чувствует её дыхание и не может не ответить на него хотя бы робким движением. Именно поэтому мы по сей день обращаемся к любимым строкам поэзии Есенина.

Для Есенина в природе не было ничего низкого и безобразного. Кваканье лягушек казалось ему музыкой:

…под музыку лягушек я растил себя поэтом.

Крысы заслуживали того, чтобы их «воспели и прославили». И хотелось «розу белую с чёрной жабой… на земле повенчать».

Итак, мы пришли к выводу: природа у Есенина – цветущий, плодоносящий сад. Для поэта и человек, и зверь, и дерево – «личность как живое». Для него гарантия безопасности человека в мире природы уже в том, что она потайственно, неизречимо духовна, что «Христос с ней раньше, чем с Человеком», если воспользоваться формулой Ф.М.Достоевского. Так внезапно возникают паралели в творчестве Есенина и Достоевского.

Ф.М. Достоевский говорит о чистоте, первозданности и красоте природы, используя основную идею православия, идею Христа, Христос интересует его как Богочеловек – высшее нравственное начало личности. Именно высокое нравственное начало видят в природе и Есенин, и Достоевский. Природа для Есенина - это первоначало всего сущего, это идеал красоты мадонской,(см. приложение) по Достоевскому. Да, именно чистота, невинность, отсутствие раздвоенности характерны образу природы у Есенина. Поэтому для Есенина природа – это сад, вечно цветущий, олицетворяющий счастливую жизнь. Природа подобна ребёнку, считает Достоевский, которого надо беречь и любить. В ней нет противоречий, раздвоенности, что так мучает каждого человека и ведёт по пути то очищения, возвышения духом, то по пути зла, где преобладающим является является эгоистическое начало.

Так мы подошли к ещё одному важному выводу: природа по Есенину имеет соборное начало, где вечна духовность и добровольное начало (свобода выбора). Издавна человек мечтает стать вольной птицей. Эту волю и чувствует Есенин в природе и ценит её, будучи по натуре «прирождённым бездомником».

/ « Все мы бездомники»/

Нетрудно заметить, что душа Есенина – это и есть та вольная птица, которая ни с чем и ни с кем не связаны, крылья свободны. И потому единственное своё «имущество» - душу - Есенин держит всегда при себе, и она так просторна и вместительна, что в ней-то и построил Есенин оставленный – то ли в Калуге, то ли в Рязани - «родимый дом», и чтобы его пустили на порог, распахнув двери перед блудным сыном, нужно только «зажмуриться»:

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах

Тихо август прилёг ко плетню.

Может быть, в этом и есть перекличка с образом сада у Достоевского (сад – всемирное добровольное единство)? Только в центре концепции Достоевского лежит идея Христа и Русская идея (см.приложение), где главная роль отводится человеку. По мнению Достоевского, именно Человек может сделать этот мир совершенным, следуя заповедям Христа.

У Достоевского ничего и нет кроме человека, все раскрывается лишь в нем, все подчинено лишь ему. Еще Н. Страхов заметил: “Все внимание его было устремлено на людей, и он схватывал только их природу и характер. Его интересовали люди, исключительно люди, с их душевным складом, с образом их жизни, их чувств и мыслей”.

Люди по Есенину – «ловцы вселенной неводом зари зачерпнувшие небо», т.е. люди по Есенину – это одно из прекрасных творений природы и одно из его любимых ею детище.

Следовательно, и Достоевский, и Есенин говорят об одном? Да, во многом их взгляды на мир и человека сходны, но есть и существенная разница в их мировоззрении. По Есенину лишь природа совершенна, лишь в ней спасение Человека. Природа – храм, в котором можно молиться не только на всё во всякий час, но и проходя мимо:

В зелёной церкви за горой,

Где вербы чешки уронили,

Я поминаю просфорой

Младой весной младые были.

. Есенинский пейзаж – это пейзаж, увиденный глазами человека движущегося– бредущего, идущего, бегущего или проносящегося на «бешеной тройке». Это ещё одна очень важная черта мироздания Есенина и мира природы – это вселенский круговорот, всеобщая текучесть и взаимопревращение: одно переходит в другое, другое отражается в третьем и т.д.

Солнце, как кошка,

С небесной вербы

Лапкою золотою

Трогает мои волоса.

Космос уподобляется животному и растению и приобщается к человеку. Это ещё раз подчёркивает соборное начало природы – все вместе и все стоят один за другого. Нет эгоистического «Я» - всё соединено на добровольном начале. Исходя из соборного начала всеобщей любви Есенин всегда подчёркивает, что человек не должен забывать «меньших наших братьев», которые также наделены душой и у которых свои думы и заботы. У Есенина животные это не бездушные твари. Да, они бессловесны, но не бесчувственны и по силе своих чувств не уступают человеку.

/ «Песнь о собаке»/

Более того, Есенин обвиняет людей в бессердечии и жестокости по отношению к «зверью». Поэт относится к животным не просто нежно, но уважительно и обращается не ко всем сразу, а к каждому в отдельности. И не о покровительстве речь идёт, а о взаимном обращении, важном и необходимом для обоих « собеседников».

В переулке каждая собака

Знает мою лёгую походку…

****

Каждая задрипанная лошадь

Головой кивает мне навстречу…

****

Я хожу в цилиндре не для женщин

В нём удобней, грусть свою уменьшив,

Золото овса давать кобыле.

Важным является и то, что Есенин всегда искал и находил общность и отклик в мире природы:

Подымайте вы, лунные лапы,

Мою грусть в небеса ведром…

****

Оттого что тот старый клён

Головой на меня похож…

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что Есенин достиг уникального единения с миром природы, что именно в общении с природой он был счастлив.

Возвращаясь к вопросу о концепции мира и человека у

Ф.М. Достоевского и С.А. Есенина, можно отметить, что в своём творчестве они на первую ступень ставят соборное начало, которое лежит в основе идеи православия.

В центре художественного мира Достоевского находятся особенные откровения о Христе, о бессмертии и о богоносности русского народа (Русская идея). Для Есенина также очень важна идея православия, только видит её он через образ родной природы. Природа для него – это прежде всего природа русских полей и лесов, т.е. поэт воспевает русскую природу и русскую избу, а это тесно связано с идеей православия. Издревле русский крестьянин, русский мужик – это христианин, живущий по заповедям Христа. Тайна и преклонение перед Христом и идеей православия присутствует в жизни Есенина. Он чувствует, что он грешен, и как каждый истинно русский человек молит об искуплении своих грехов, сознавая, что в душе он был и остаётся Христианином, верующим человеком.

По-нашему, этим объясняются его исповедальные строки:

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Мы считаем, что избрав идеалом в своей жизни русскую природу, поэт воспевает православие, в основе которого лежит идеал Богочеловека, несущего на землю счастье. Также смотрит на мир и на человека в своём творчестве Ф.М.Достоевский.

Таким образом, и С.А.Есенин, и Ф.М.Достоевский говорят об одном: счастье русского человека воплощено в образе Христа.

Наша вера не погасла,

Святы песни и псалмы.

Заключение.

В своём исследовании мы попытались провести параллели между творчеством Достоевского и Есенина, раскрывая тему «концепция мира и человека». Рассматривая данную тему через поэтический образ природы в лирике Есенина, мы пришли к выводу: «концепция мира и человека» имеет общее звучание в творчестве великих художников в свете идеи православия, которая лежит в основе всей русской литературы.

О, казалось бы, парадоксальном сходстве Есенина и Ф.М.Достоевского писал Ю.В.Мамлеев: «Это сравнение – Есенин и Достоевский – несомненно, нуж­дается в дальнейшем углублении. На первый взгляд, это необыч­ное сравнение, но на самом деле, наш величайший писатель-ур­банист, певец Петербурга, надломов и взлета городских душ и наш величайший поэт деревни родственны друг другу. Это две стороны одной и той же медали, имя которой – русская душа. Как в том, так и в другом случае мы видим предельную, чисто русскую искренность и обнаженность, ведущую, в конечном итоге, к феномену полного неотчуждения – от первоначального источника, от самого истока жизни и бытия.

Правда, такая неотчужденность – свойство русской культуры вообще, но своего предела она достигает именно в творчестве Есенина и Достоевского. Самый великий русский урбанист и самый великий русский деревенщик соединяются в своих глуби­нах...».

Приложение

Русская идея - сложнейший комплекс духовно-нравственных и религиозно - философских ценностей, которые уходят своими корнями в Православие. Эта теория не только предмет осмысления философов, политиков, социологов, религиозных деятелей - русская литература не могла не отозваться и пройти мимо темы, определившей целое направление философской мысли в России Х1Х- ХХ веков. Творчество великих русских поэтов и писателей стало одной из составляющих ее осознания, развития и воплощения.

В основе Русской идеи И.А Ильина лежит мысль о будущем русского народа, о судьбе нации, оказавшейся после революции в беде. Для философа русская идея – идея национального возрождения, идея самоспасения, идея «грядущей России». Значительную часть статей И.А. Ильин посвящает раскрытию причин падения России, ее тысячелетнего мироустройства, размышляет о трагедии ХХ века в истории страны, пытается определить пути ее преодоления, пути духовного возрождения русского народа, обновления и восстановления России и русского человека. Революция по мнению философа является следствием тех причин, которые привели Россию к «духовному обнищанию и духовному кризису человечества», сломили русский народ. И если русские смогут преодолеть свои недуги, осознать себя, «выговорить» то лучшее, что свойственно русско-славянской душе, возможно возрождение великой страны и великого народа. Размышляя о болезни, поразившей Россию, Ильин видит ее симптомы во вселенском властолюбии русских, тоталитарном коммунизме, материализме, отрицающем духовное достоинство, совесть и честь. Источник этого недуга кроется, по мнению философа, в русском характере, русской душе, которой свойственны «сентиментальные иллюзии». Именно это и привело русского человека к тому, что он поддался идеям, перенесенным на российское пространство с запада, поэтому русская душа не устояла, соблазнилась, увлеклась.

Идеал соборности: личность не обособляется от общего целого, но и не растворяется в нем, а пребывает в родственном, питаемом любовью единстве со всеми, в труде братского всеслужения и в этом всеслужении наиболее полно раскрывает себя. Человечество, соединенное по принципу соборности (Соловьев называл это совершенное соединение богочеловечеством и всеединством, Федоров - бытием по типу Троицы), должно воплотить в себе тот высший, идеальный тип взаимодействия, который явлен в Божественном Триединстве, нерасторжимом, родственном, питаемом любовью единстве ипостасей Троицы, "единстве без слияния, различии без розни", тот, повторим, идеальный тип связи личностей, и не только личностей, но и воистину "всего со всем", который утвердится в преображенном, обоженном мироздании. (Христианские философы xix в.)

Красота мадонская : идеал красоты ассоциируется с идеалом мадонны.

Использованная литературы:

1.Волков А.А.Художественные искания Есенина. - М.,1976.

2..Марченко А.Поэтический мир Есенина.- М.: Советский писатель,1972.

3.Эвентов И.С.Сергей Есенин. Биография писателя. - Л.: Просвещение, 1977.

4.Юшин П.Ф.Сергей Есенин. Идейно - творческая эволюция.-М.,1989.

5. С.А.Есенин. Полное собрание сочинений в семи томах-М., 1995 - 2002

6. Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." - М., 1984.

7. Сергей Есенин. Воспоминания родных. - М.: Московский рабочий, 1985.

8. Сто лет со дня рождения С.Есенина. // Юный художник. - 1995. - N10. 

9.Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд-е 3-е. М.: Художественная литература, 1972. - 469 с.

10.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - С.297-360.

11.Безносов В.Г. «Смогу ли уверовать?» //Ф.М. Достоевский и нравственно-религиозные искания в духовной культуре России конца XIX -начала XX века. СПб., 1993.- 199 с.

12. Белопольский В.Н. Достоевский и философская мысль его эпохи: концепция человека. -. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1987. -205 с.

13.Гроссман Л.П. Поэтика Достоевского. М.: Гос. Акад. художественных наук, 1925. - 191 с.

14. Долинин A.C. В творческой лаборатории Достоевского (История создания романа «Подросток»). -М.: Сов. Писатель, 1947. 174 с.

15. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 175 с.

16. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского: Типология и поэтика. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. - С.139-154.

17. Чернец Л.В. Поэтика нравоописания //Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 104-186.

Просмотров работы: 184