Введение
В русском языке, как и во многих других языках, имеется причастие – самостоятельная часть речи или форма глагола (его статус спорный). Причастия объединяют в себе свойства глаголов и прилагательных и обозначают признак предмета по действию.
В русском языке существуют (если быть точнее, признаются лингвистами) только причастия настоящего и прошедшего времени, но отсутствуют причастия будущего времени. В данной работе мы намерены рассмотреть то, как можно образовать причастия будущего времени и какими свойствами они обладают.
Цель работы: изучить причастия будущего времени.
Задачи:
Изучить возможные способы образования причастий будущего времени;
Изучить свойства причастий будущего времени;
Рассмотреть случаи, когда введение причастий будущего времени может быть полезным;
Исследовать восприятие причастий будущего времени.
Гипотеза исследования: в русском языке можно образовать причастия будущего времени несмотря на их официальное отсутствие.
Актуальность исследования заключается в том, что причастия достаточно часто используются в речи, а введение причастий будущего времени может упростить выражение мыслей.
Глава 1. Образование причастий будущего времени
§1.1. Причастия будущего времени совершенного вида
Рассмотрим все причастия, которые можно образовать от глагола делать (табл. 1).
Табл. 1. Причастия от глагола делать
Действительные |
Страдательные |
|
Настоящее время |
делающий |
делаемый |
Прошедшее время |
делавший |
деланный |
Как можно видеть из таблицы, от глагола делать можно образовать причастия настоящего и прошедшего времени, но не будущего. Заметим, что глагол делать относится к несовершенному виду.
Теперь рассмотрим глагол совершенного вида сделать (табл. 2).
Табл. 2. Причастия от глагола сделать
Действительные |
Страдательные |
|
Настоящее время |
- |
- |
Прошедшее время |
сделавший |
сделанный |
Можно видеть, что от этого глагола, как и от любого глагола совершенного вида, причастия настоящего времени образовать нельзя.
Также можно заметить, что суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ом-, -ем-, -им-, используемые для образования причастий настоящего времени, для глаголов совершенного вида не задействованы. В большинстве учебников и справочников по русскому языку использование этих суффиксов при глаголах совершенного вида запрещается.
Теперь перейдём к личным формам глаголов делать и сделать (табл. 3). Напомним, что в русском языке по лицам и числам спрягаются только глаголы настоящего и будущего времени.
Табл. 3. Личные формы глаголов делать и сделать
Делать |
Сделать |
||||
Ед. ч. |
Мн. ч. |
Ед. ч. |
Мн. ч. |
||
Буд. время |
1лицо |
буду делать |
будем делать |
сделаю |
сделаем |
2 лицо |
будешь делать |
будете делать |
сделаешь |
сделаете |
|
3 лицо |
будет делать |
будут делать |
сделает |
сделают |
|
Наст. время |
1 лицо |
делаю |
делаем |
- |
- |
2 лицо |
делаешь |
делаете |
- |
- |
|
3 лицо |
делает |
делают |
- |
- |
Точно так же, как и в случае причастий, от глаголов совершенного вида нельзя образовать формы настоящего времени. Однако, личные окончания, используемые у глаголов несовершенного вида для образования форм настоящего времени, задействованы и у глаголов совершенного вида – при их помощи образуются формы будущего времени.
Указанные выше моменты наводят нас на возможный способ образования причастий будущего времени для глаголов совершенного вида: необходимо добавить к основе глагола совершенного вида одно из окончаний:
-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- для действительных причастий;
-ом-, -ем-, -им- для страдательных причастий.
Возвращаясь к причастиям глагола сделать, мы можем расширить табл. 2 так, как показано в табл. 4.
Табл. 4. Причастия от глагола сделать с формами будущего времени
Действительные |
Страдательные |
|
Будущее время |
сделающий |
сделаемый |
Настоящее время |
- |
- |
Прошедшее время |
сделавший |
сделанный |
Теперь система времён причастий для глаголов совершенного вида является полной.
Рассмотрим предложение:
Для него чемпионат, который откроется в следующем месяце, станет последним.
Здесь сказуемым придаточного предложения является глагол совершенного вида открыться в форме будущего времени. По академическим нормам русского языка заменить придаточное предложение на причастный оборот нельзя. Но если принять во внимание сказанное выше, то мы можем образовать причастие будущего времени от глагола открыться, а именно откроющийся. Тогда мы имеем следующее предложение:
Для него чемпионат, откроющийся в следующем месяце, станет последним.
Здесь мы использовали действительное причастие будущего времени.
Рассмотрим такое предложение:
Книга, которую я прочитаю завтра, - роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Здесь в придаточном предложении использован глагол прочитать совершенного вида в форме будущего времени. Образуем страдательное причастие будущего времени: прочитаемый. Тогда предложение примет вид:
Книга, прочитаемая мной завтра, - роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Как видно, тогда как предложение с действительным причастием получилось более-менее удачным, предложение со страдательным причастием достаточно трудно для чтения. Следует заметить, что и страдательные причастия настоящего времени используется редко и преимущественно в книжной речи.
§1.2. Причастия будущего времени несовершенного вида
Ещё раз обратимся к табл. 3, а именно к столбцу, отражающему формы глагола делать.
Несмотря на то, что у глаголов несовершенного вида личные окончания используются для образования форм настоящего времени, от них можно образовать и формы будущего времени, используя аналитическую конструкцию, состоящую из глагола быть в будущем времени и инфинитива: буду делать. При этом, будущее время самого глагола быть образуется добавлением личного окончания к основе буд-.
Применяя указанные выше факты к причастиям, мы моем построить причастия будущего времени и от глаголов несовершенного вида. Для этого мы можем использовать ту же конструкцию, но вместо личных форм будущего времени глагола быть использовать причастие будущего времени, которое будет соответственно иметь вид будущий. Например, для глагола делать мы получим будущий делать.
Тогда приведём табл. 1 к виду, указанному в табл. 5.
Табл. 5. Причастия от глагола делать с формами будущего времени
Действительные |
Страдательные |
|
Будущее время |
будущий делать |
- |
Настоящее время |
делающий |
делаемый |
Прошедшее время |
делавший |
деланный |
Мы не смогли образовать страдательное причастие будущего времени от глагола делать. Глагол быть является непереходным, а страдательные причастия можно образовать только от переходных глаголов. А используемый метод применимо к страдательным причастиям потребует образования страдательного причастия именно от глагола быть. Поэтому от глаголов несовершенного вида можно образовать только действительные причастия будущего времени.
Теперь рассмотрим пример:
Люди разделяются на сидевших, сидящих и тех, которые будут сидеть.
Как видно, без причастий будущего времени последняя часть (...тех, которые будут сидеть) имеет весьма неуклюжий вид, т.к. сильно отличается от двух других частей. Используя сказанное выше, можно сделать это предложение таким:
Люди разделяются на сидевших, сидящих и будущих сидеть.
Теперь предложение звучит и выглядит более приятно, т.к. для третьей части используется также причастие, как и для двух других частей.
Глава 2. Использование причастий будущего времени
Несмотря на то, что по нормам русского языка не полагается использовать причастия будущего времени, в русской литературе существуют единичные примеры использования таких причастий.
Наиболее ярким из них является поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». В 9 главе I тома имеется следующее предложение:
Другая бумага содержала в себе отношение губернатора соседственной губернии о убежавшем от законного преследования разбойнике, и что буде окажется в их губернии какой подозрительный человек, не предъявящий никаких свидетельств и пашпортов, то задержать его немедленно.
Жирным шрифтом мы выделили причастие будущего времени предъявящий, образованное от глагола предъявить совершенного вида.
Приведём ещё примеры использования причастий будущего времени:
...Kак жалок человек, уже посетившую его силу света удержать не сумеющий! (Филарет Московский)
Бог даровал мне прекрасный домик в столь красивом месте, что позавидуют многие богатые, пожелающие иметь такой для отдыха. (Паисий)
Но ведь во многих местах фольклор уже не сохраняется; разве где он попал в недвижные отделы музейные и лишь случайно на него наткнется музыкант или писатель, пожелающий оживить эти пергаменты и свитки. (Н. Рерих «Истоки»)
Благословен придущий во имя Господне! (Псалмы)
Как можно видеть из данных примеров, из причастий будущего времени используются только действительные причастия, образованные от глаголов совершенного вида. Помимо этого, можно заметить, что практически всегда причастия будущего времени являются частью причастного оборота.
Далее мы будем использовать статистические данные, полученные в более ранних исследованиях для того, чтобы сделать выводы об использовании причастий будущего времени в русском языке.
§2.1. Использование причастий будущего времени по падежам
Рассмотрим использование действительных причастий будущего времени совершенного вида в сравнении с действительными причастиями прошедшего времени.
Табл. 6. Использование причастий по падежам
Будущее время |
Прошедшее время |
|
Именительный падеж |
119 (38,14 %) |
3704 (35,93 %) |
Родительный падеж |
73 (23,4 %) |
2333 (22,63 %) |
Дательный падеж |
28 (8,97 %) |
552 (5,35 %) |
Винительный падеж |
43 (13,78 %) |
2021 (19,6 %) |
Творительный падеж |
38 (12,18 %) |
1080 (10,48 %) |
Предложный падеж |
11 (3,53 %) |
620 (6,01 %) |
Всего |
312 |
10310 |
Как видно из таблицы, распределение причастий будущего времени по падежам примерно соответствует распределению причастий прошедшего времени. Чаще всего употребляются именительный и родительный падежи, а предложный падеж используется реже всего.
§2.2. Одиночные причастия будущего времени и причастные обороты
Ещё одним важным пунктом при рассмотрении причастий будущего времени является наличие зависимых слов. Напомним, что конструкция, состоящая из причастия и зависимых слов, называется причастным оборотом.
Статистика использования причастий будущего времени показывает, что они используются в составе причастных оборотов в 95,83 % случаев. Для сравнения, действительные причастия прошедшего времени используются в составе причастных оборотов только в 69,87 % случаев, а причастия настоящего времени – в 64,2 % случаев.
Это можно объяснить тем, что причастия прошедшего и настоящего времени используются часто и подвергаются процессу перехода в прилагательные (адъективации), которые практически не используются в оборотах. Причастия же будущего времени используются редко из-за их «запретного» статуса, и поэтому они практически не переходят в прилагательные. Исключением является причастие будущий, перешедшее в прилагательное будущий и практически всегда использующееся в таком качестве.
Также это можно объяснить тем, что в случаях, когда мы говорим о будущем, мы можем говорить только о предполагаемых действиях. Поскольку не принято определять как признак предмета то, что он только будет делать, в причастиях будущего времени по смыслу преобладает глагольная часть. Глаголы же редко используются без зависимых слов.
Ещё одно возможное объяснение заключается в том, что нормативный вариант с союзным словом который предусматривает его использование исключительно в начале придаточного предложения. Тогда же, когда на первое место были поставлены другие члены предложения, говорящий вынужден использовать причастие будущего времени. Подобные случаи составляют значительную часть случаев использования причастий будущего времени вообще.
§2.3. Использование причастий будущего времени по стилям речи
Использование причастий будущего времени принципиально возможно во всех стилях речи. Однако из-за того, что их использование литературными нормами запрещено, в научных и официально-деловых текстах они практически не используются (за исключением работ, посвящённых непосредственно причастиям будущего времени).
Таким образом, на данный момент их использование ограничено художественными и публицистическими текстами. В разговорной речи причастия будущего времени также практически не используются, но причастия в данном случае вообще используются нечасто – они больше характерны для книжной речи.
Глава 3. Причастия будущего времени в других языках
Рассмотрим, возможно ли образование причастий будущего времени в других языках.
Если брать западноевропейские языки (романской и германской группы), то в них существует только 2 разновидности причастий, соответствующие русским действительному причастию настоящего времени и страдательному причастию прошедшего времени: англ. loadingи loaded(загружающий и загружённый), фр. rencontrantи rencontré (встречающий и встреченный). Также в этих языках глаголы не имеют фиксированный вид, а завершённость действия выражается формами глагола. Таким образом, в этих языках образовать причастия будущего времени не представляется возможным, если не изобретать новый суффикс.
В других славянских языках причастная система также менее развита: существует лишь 2-3 формы причастий. Однако, по крайней мере в некоторых из них теоретически образовать причастия будущего времени можно так же, как и в русском из-за того, что в них также существует категория вида. Однако применений причастий будущего времени в текстах на этих языках не встречается.
Напротив, в древних языках причастия будущего времени существовали и использовались более активно: лат. lecturus(соответствует русскому причастию будущего времени прочитающий или прочитаемый в зависимости от контекста), др.-греч. λῡ́σων (выпускающий) и λυθησόμενος (выпускаемый).
Тот факт, что причастия будущего времени существовали в древних языках, но отсутствуют в современных, показывает, что объективной необходимости в причастиях будущего времени нет.
Глава 4. Исследование образования причастий будущего времени
Нас интересует вопрос: действительно ли рассмотренный способ с прибавлением суффиксов причастий настоящего времени к основам глаголов совершенного вида даёт причастия будущего времени. Для этого мы провели исследование среди учеников 8-11 классов.
Всего было опрошено 75 учеников. Им было предложено образовать причастия будущего времени от 15 глаголов: сделать, написать, сжечь, сказать, бросить, подсчитать, выполнить, сшить, объездить, осветить, быть, висеть, сидеть, читать, пускать (страдательные причастия было предложено образовать только от 10 первых глаголов). Помимо этого, был задан вопрос о необходимости причастий будущего времени в русском языке.
В табл. 7 приведены результаты исследования по всем классам вместе. Мы разделили ответы на 3 группы:
Рассмотренный метод – для образования причастий будущего времени был использован метод с добавлением суффикса причастий настоящего времени к основе глагола совершенного вида или конструкция будущий + инфинитив для глаголов несовершенного вида.
Другой метод – было образовано причастие, которое нельзя отнести ни к причастиям настоящего, ни к причастиям прошедшего времени, а потому отнесённое к причастиям будущего времени.
Не образовано – было получено причастие настоящего или прошедшего времени, действительное причастие вместо страдательного, была образована форма помимо причастия или был заменён глагол.
Как видно, легче всего было образовать действительные причастия будущего времени от глаголов сделать, написать, сказать, подсчитать, сложнее всего – от глаголов быть, осветить, бросить, сжечь. От глаголов несовершенного вида (за исключением быть) причастия будущего времени образовать не удалось никому (в лучшем случае были образованы глаголы совершенного вида, а от них – причастия будущего времени). Страдательные причастия будущего времени также вызвали значительные затруднения. Впрочем, и действительные причастия будущего времени участникам также было образовать непросто.
Табл. 7. Суммарные результаты исследования
Рассмотренный метод |
Другой метод |
Не образовано |
Всего |
||||||||
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
||||
Сделать |
64 |
22 |
0 |
0 |
11 |
53 |
75 |
75 |
|||
Написать |
41 |
12 |
0 |
0 |
34 |
63 |
75 |
75 |
|||
Сжечь |
27 |
5 |
1 |
0 |
47 |
70 |
75 |
75 |
|||
Сказать |
47 |
10 |
0 |
0 |
28 |
65 |
75 |
75 |
|||
Бросить |
27 |
6 |
0 |
0 |
48 |
69 |
75 |
75 |
|||
Подсчитать |
43 |
13 |
0 |
0 |
32 |
62 |
75 |
75 |
|||
Выполнить |
25 |
9 |
0 |
0 |
50 |
66 |
75 |
75 |
|||
Сшить |
33 |
4 |
0 |
0 |
42 |
71 |
75 |
75 |
|||
Объездить |
32 |
7 |
0 |
0 |
43 |
68 |
75 |
75 |
|||
Осветить |
25 |
7 |
0 |
0 |
50 |
68 |
75 |
75 |
|||
Быть |
18 |
- |
0 |
- |
57 |
- |
75 |
- |
|||
Висеть |
0 |
- |
0 |
- |
75 |
- |
75 |
- |
|||
Сидеть |
0 |
- |
0 |
- |
75 |
- |
75 |
- |
|||
Читать |
0 |
- |
0 |
- |
75 |
- |
75 |
- |
|||
Пускать |
0 |
- |
0 |
- |
75 |
- |
75 |
- |
В табл. 8-10 указаны результаты исследования по классам. Ученики 10-11 классов значительно лучше образовали действительные причастия будущего времени, в то время как страдательные причастия немного лучше образовали 8-9 классы (в старших классах часто получались действительные причастия). Однако, список глаголов, от которых образовать причастия было легче и сложнее всего, примерно совпадают.
На вопрос о необходимости причастий будущего времени в русском языке опрошенные практически единогласно ответили отрицательно. Скорее всего, это связано с тем, что введение причастий будущего времени означает добавление дополнительных правил в язык (на их необходимость указывает большое количество вариантов образованных причастий будущего времени). На это же указывают и комментарии, оставленные на некоторых бланках, общий смысл которых заключается в том, что русский язык и так сложен для того, чтобы добавлять причастия будущего времени, отсутствующие в большинстве европейских языков.
Табл. 8. Результаты исследования в 8 классах
Рассмотренный метод |
Другой метод |
Не образовано |
Всего |
||||||||
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
||||
Сделать |
17 |
5 |
0 |
0 |
6 |
18 |
23 |
23 |
|||
Написать |
8 |
4 |
0 |
0 |
15 |
19 |
23 |
23 |
|||
Сжечь |
5 |
0 |
1 |
0 |
17 |
23 |
23 |
23 |
|||
Сказать |
14 |
4 |
0 |
0 |
9 |
19 |
23 |
23 |
|||
Бросить |
5 |
3 |
0 |
0 |
18 |
20 |
23 |
23 |
|||
Подсчитать |
10 |
5 |
0 |
0 |
13 |
18 |
23 |
23 |
|||
Выполнить |
4 |
5 |
0 |
0 |
19 |
18 |
23 |
23 |
|||
Сшить |
7 |
2 |
0 |
0 |
16 |
21 |
23 |
23 |
|||
Объездить |
7 |
4 |
0 |
0 |
16 |
19 |
23 |
23 |
|||
Осветить |
4 |
5 |
0 |
0 |
19 |
18 |
23 |
23 |
|||
Быть |
3 |
- |
0 |
- |
20 |
- |
23 |
- |
|||
Висеть |
0 |
- |
0 |
- |
23 |
- |
23 |
- |
|||
Сидеть |
0 |
- |
0 |
- |
23 |
- |
23 |
- |
|||
Читать |
0 |
- |
0 |
- |
23 |
- |
23 |
- |
|||
Пускать |
0 |
- |
0 |
- |
23 |
- |
23 |
- |
Табл. 9. Результаты исследования в 9 классах
Рассмотренный метод |
Другой метод |
Не образовано |
Всего |
||||||||
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
||||
Сделать |
23 |
13 |
0 |
0 |
4 |
14 |
27 |
27 |
|||
Написать |
11 |
4 |
0 |
0 |
16 |
23 |
27 |
27 |
|||
Сжечь |
7 |
3 |
0 |
0 |
20 |
24 |
27 |
27 |
|||
Сказать |
11 |
3 |
0 |
0 |
16 |
24 |
27 |
27 |
|||
Бросить |
7 |
1 |
0 |
0 |
20 |
26 |
27 |
27 |
|||
Подсчитать |
13 |
4 |
0 |
0 |
14 |
23 |
27 |
27 |
|||
Выполнить |
6 |
2 |
0 |
0 |
21 |
25 |
27 |
27 |
|||
Сшить |
6 |
1 |
0 |
0 |
21 |
26 |
27 |
27 |
|||
Объездить |
5 |
2 |
0 |
0 |
22 |
25 |
27 |
27 |
|||
Осветить |
5 |
1 |
0 |
0 |
22 |
26 |
27 |
27 |
|||
Быть |
8 |
- |
0 |
- |
19 |
- |
27 |
- |
|||
Висеть |
0 |
- |
0 |
- |
27 |
- |
27 |
- |
|||
Сидеть |
0 |
- |
0 |
- |
27 |
- |
27 |
- |
|||
Читать |
0 |
- |
0 |
- |
27 |
- |
27 |
- |
|||
Пускать |
0 |
- |
0 |
- |
27 |
- |
27 |
- |
Табл. 10. Результаты исследования в 10-11 классах
Рассмотренный метод |
Другой метод |
Не образовано |
Всего |
||||||||
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
Действ. |
Страд. |
||||
Сделать |
24 |
4 |
0 |
0 |
1 |
21 |
25 |
25 |
|||
Написать |
22 |
4 |
0 |
0 |
3 |
21 |
25 |
25 |
|||
Сжечь |
15 |
2 |
0 |
0 |
10 |
23 |
25 |
25 |
|||
Сказать |
22 |
3 |
0 |
0 |
3 |
22 |
25 |
25 |
|||
Бросить |
15 |
2 |
0 |
0 |
10 |
23 |
25 |
25 |
|||
Подсчитать |
20 |
4 |
0 |
0 |
5 |
21 |
25 |
25 |
|||
Выполнить |
15 |
2 |
0 |
0 |
10 |
23 |
25 |
25 |
|||
Сшить |
20 |
1 |
0 |
0 |
5 |
24 |
25 |
25 |
|||
Объездить |
20 |
1 |
0 |
0 |
5 |
24 |
25 |
25 |
|||
Осветить |
16 |
1 |
0 |
0 |
9 |
24 |
25 |
25 |
|||
Быть |
7 |
- |
0 |
- |
18 |
- |
25 |
- |
|||
Висеть |
0 |
- |
0 |
- |
25 |
- |
25 |
- |
|||
Сидеть |
0 |
- |
0 |
- |
25 |
- |
25 |
- |
|||
Читать |
0 |
- |
0 |
- |
25 |
- |
25 |
- |
|||
Пускать |
0 |
- |
0 |
- |
25 |
- |
25 |
- |
Заключение
В работе было показано, что причастия будущего времени в русском языке образовать возможно. Также было показано, что по своему использованию причастия будущего времени сходны с другими причастия, но их ограниченный статус накладывает отпечаток на результаты.
Вместе с тем особой необходимости в причастиях будущего времени не наблюдается. Действительно, практически всегда причастие можно заменить конструкцией со словом который. Этот вариант и является единственно допустимым в литературном языке для выражения того смысла, который можно было бы передать причастием будущего времени. Эта конструкция справляется с данной задачей, а использование причастий будущего времени является скорее вопросом удобства, а не точности выражения мыслей.
Таким образом несмотря на принципиальную возможность образования причастий будущего времени в русском языке маловероятно, что они станут частью литературной нормы в ближайшее время.
Список источников
Кирьянов Денис Павлович, Шагал Ксения Андреевна Действительное причастие будущего времени совершенного вида в русском языке // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2011. №3.
Розенталь Д. Э., Джанджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1999.
Русская грамматика. Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980. Т.1-2.
Приложение 1.
Образец бланка для исследования
1. Предположим, что в русский язык были введены причастия будущего времени. Как вы бы образовали действительные причастия будущего времени от следующих глаголов?
Сделать – Написать – Сжечь – Сказать – Бросить – |
Подсчитать – Выполнить – Сшить – Объездить – Осветить – |
Быть – Висеть – Сидеть – Читать – Пускать – |
2. Как вы бы образовали страдательные причастия будущего времени от следующих глаголов?
Сделать – Написать – Сжечь – Сказать – Бросить – |
Подсчитать – Выполнить – Сшить – Объездить – Осветить – |
3. Считаете ли вы необходимым добавление причастий будущего времени в русский язык?
А) Да |
Б) Скорее да |
В) Скорее нет |
Г) Нет |