Использование фразеологизмов в литературе для детей

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование фразеологизмов в литературе для детей

Самылкина А.Н. 1
1МБОУ Мало-Вяземская СОШ
Григорьева С.В. 1
1МБОУ Мало-Вяземская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность работы:

Я выбрала эту тему, потому что фразеология – это один из разделов языкознания. Следовательно, это неотъемлемая часть в изучении языка в целом. Мы не будем хорошо знать язык, не зная фразеологии.

Проблема исследования:

Понятие фразеологизма как устойчивого сочетания слов, частота применения фразеологизмов в литературе для детей.

Объект  исследования:

Раздел русского языка, занимающийся изучением  фразеологизмов.

Гипотеза:

Предполагается, что фразеологизмы – устарели и не используются в литературе для детей.

Цель исследования:

Выяснить, нужны ли в нашей речи фразеологизмы? Какова их роль?

Задачи:

1. Выяснить, что такое фразеологизм.

2. Произвести поиск необходимой информации о фразеологизмах.

3. Выяснить историю происхождения фразеологизмов.

4. Познакомиться с фразеологическими словарями русского языка.

5. Понаблюдать за употреблением фразеологизмов в произведениях художественной литературы.

6. Сделать выводы, какова роль фразеологизмов в нашей речи.

Методы исследования: анкетирование,  сбор и анализ данных, изучение литературы для детей, фразеологизмов, поиск   информации

Этапы моей работы

I этап: Подготовка к работе над проектом.

Выбор темы. Постановка цели и задач.

II этап: Организация деятельности.

Поиск, анализ и обобщение имеющейся в справочной литературе информации о фразеологизмах.

Работа с фразеологическими словарями.

Исследование русских народных сказок и авторских произведений для детей на предмет использования фразеологических оборотов.

Обобщение и систематизация всей собранной информации.

III этап: Подготовка к защите и защита исследования в школе.

Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. 
А.И.Куприн

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ.

Что такое фразеологизмы?

Книги являются неотъемлемой частью нашей жизни. С древних времен они считаются источником знаний. Чтение – это возможность увеличить свои знания об окружающем мире, расширить свой кругозор и обогатить словарный запас.

Я очень люблю читать. Я обратила внимание, что во время чтения сказок, рассказов, повестей часто встречаются устойчивые сочетания слов. Они называются фразеологизмами. Оказывается, каждый день мы встречаемся с различными крылатыми выражениями. Фразеологизмы окружают нас с самого детства.

Мне очень интересно находить в разных произведениях фразеологизмы, пытаться объяснить их значение и использовать их в речи. Мне хочется побольше узнать об употреблении фразеологизмов в художественной литературе для детей. Я считаю, что эта тема будет актуальна всегда, так как знание родного языка необходимо каждому.

Во время работы с книгами я сделала для себя много открытий.

Что такое фразеологизмы?

Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, например: «бить баклуши» (бездельничать, заниматься несерьезным делом), «повесить нос» (сильно расстраиваться, унывать), «задать головомойку» (сделать кому-то выговор, замечание, наказать за проступок). Фразеологизмы – это не свободные, а связанные сочетания. Они не придумываются говорящим в процессе общения, если говорящему надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей памяти, а не строит его заново.

Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца XVIII века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, устойчивые сочетания слов, афоризмы, пословицы и поговорки). Во фразеологизмах заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.

Очень важный признак фразеологизмов – их образность, яркость, эмоциональность. Используя фразеологизм, говорящий не просто называет предмет, явление, но и выражает свои чувства, свое отношение, дает свою оценку. Очень часто фразеологизмы употребляются в речи героев детских произведений, делая их речь более эмоциональной.

История возникновения фразеологизмов

По происхождению одни фразеологизмы являются русскими, другие — заимствованными. Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения. Фразеологизмы можно разделить на группы.

Первая группа — это фразеологизмы, которые произошли из глубины веков, жизни наших предков и часто встречаются в устном народном творчестве:

Бить челом-низко кланяться, просить о чем-либо;

Брать на карандаш-записывать что-либо;

Без царя в голове-глупый, недальновидный человек;

Дареному коню в зубы не смотрят- не следует ожидать многого от вещей, полученных задаром, неприлично выискивать недостатки в подарке;

Ехать в Тулу со своим самоваром- человек затеял бессмысленный поступок;
На воре шапка горит- человек случайно сам выдаёт то, что хотел бы скрыть;

Несолоно хлебавши- обманувшись в своих ожиданиях, не добившись желаемого; безрезультатно.

Вторая группа фразеологизмов — это сочетания, пришедшие из библии:

Вавилонское столпотворение-беспорядок, хаос; неорганизованная, разношерстная толпа; суматошная деятельность;

Глас вопиющего в пустыне- напрасные призывы, уговоры, к которым никто не прислушивается, безответная просьба;

Запретный плод- что-то очень желаемое, но запрещенное или недоступное;

Иерихонская труба- об очень громком голосеоб оглушающем крике;

Нести свой крест-  принимать посланные судьбой испытания покорно, терпеливо;

Фома неверующий- человек, испытывающий постоянные сомнения, ничего не принимающий на веру.

Третья группа фразеологизмов, сочетания, пришедшие из мифов и событий мировой истории:

Ахиллесова пята-уязвимое место;

Дамоклов меч- нависшая над кем-либо угроза, которая на первый взгляд не видна со стороны;

Как за каменой стеной- чувствовать себя в безопасности;

На всю Ивановскую- кричать очень громко, изо всех сил;

Родные пенаты- возвратиться в свой дом;

Сизифов труд- тяжелая, изнурительная, бесполезная работа.

Четвёртая группа фразеологизмов-это фразеологизмы, пришедшие из авторских произведений:

1)  из произведений А. С Пушкина

Разбитое корыто- остаться ни с чем, бесполезный итог всех трудов;

Белены объелся-одуреть, потерять рассудок;

2) из басен:

А Васька слушает да ест- игнорировать то, что говорят, и продолжать делать свои дела;

А Ларчик просто открывался-простой выход из, казалось бы, затруднительного положения;

Да только воз и ныне там-  дело не движется, если его не умеют организовать.

Использование фразеологизмов в русских народных сказках.

Мною были прочитаны и изучены различные произведения художественной литературы для детей. Изучив их, я сделала следующие выводы:

Использование фразеологизмов в русских народных сказках1:

Мною было прочитано 6 русских народных сказок, встретилось 49 фразеологизмов.

Всем известно выражение «сказка ложь, да в ней намек». Так заканчивались сказки-притчи. Мудрое изречение подводило итог рассказа одной фразой. Многие из них стали поговорками. Их много: Битый небитого везёт. Утро вечера мудренее. Не в свои сани не садись. В тесноте, да не в обиде. Сам погибай, а товарища выручай. На чужой каравай рот не разевай. Мир не без добрых людей. Долг платежом красен.

Сказки – это жанр устного народного творчества. Чтобы узнать, не устарели ли фразеологизмы для современной литературы для детей, рассмотрим авторские произведения для детей.

Использование фразеологизмов в авторских произведениях для детей.2

Прочитано 5 авторских произведений, встретилось 33 фразеологизма.

Вывод: Фразеологизмы актуальны и в наши дни. В своих произведениях их используют авторы произведений для детей.

Практическая часть

Употребление фразеологизмов учениками начальной школы

Изучив художественные произведения для детей, я выяснила, что фразеологизмы в них встречаются достаточно часто. Тогда мне стало интересно, знают ли значение фразеологизмов мои сверстники и употребляют ли они фразеологизмы в своей речи. Для выявления интересующего меня вопроса, было проведено анкетирование среди учеников начальных классов. В анкетировании принимали участие ученики 3 и 4 классов.

Ход работы:

Я предлагала ребятам задание на индивидуальных карточках. Им нужно было подчеркнуть или написать правильный ответ3.

Инструкция:

Перед вами лежат листочки с заданиями. Вам необходимо внимательно читать каждое задание и подчеркивать правильные ответы, а где необходимо, то вписывать.

Интерпретация:

При обработке ответов на вопросы I части использовалась 2-х бальная система оценки. Каждому ответу А соответствует 2 балла, ответу Б – 1 балл, ответу В – 0 баллов. При обработке ответов на вопросы II части за правильный ответ в каждом пункте ставится 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

Критерии оценивания:

Высокий уровень (14-10 баллов) – учащийся знаком с фразеологизмами, понимает их смысл, употребляет их в своей речи.

Средний уровень (9-6) – учащийся недостаточно хорошо ознакомлен фразеологизмами, знает некоторые примеры фразеологизмов, но не всегда понимает их смысл, очень редко употребляет в своей речи.

Низкий уровень (5 и менее) – учащийся почти ничего не знает о фразеологизмах, не понимает их смысл, не употребляет в речи.

Из данных диаграммы видно, что несмотря на то, что крылатые выражения достаточно часто встречаются в детских произведениях, далеко не все ребята знают, что такое фразеологизмы, понимают их смысл и уж тем более используют в своей речи.

Употребление фразеологизмов учениками старшей школы.

Ход работы:

Я предлагала ребятам задание на индивидуальных карточках. Им нужно было вспомнить и записать один часто употребляемый фразеологизм и подобрать к картинке фразеологический оборот4.

Инструкция:

Перед вами лежат листочки с заданиями. Вам необходимо вспомнить и записать один фразеологизм и подобрать к картинке соответствующий фразеологический оборот.

Интерпретация:

При обработке ответов на 1-ый вопрос использовалась 2-х бальная система оценки. Каждому правильному ответу 2-го вопроса соответствует 1 балл, за неправильный – 0 баллов.

Критерии оценивания:

Высокий уровень (5 баллов) – учащийся знаком с фразеологизмами, понимает их смысл, употребляет их в своей речи.

Средний уровень (3-4 балла) – учащийся недостаточно хорошо ознакомлен фразеологизмами, знает некоторые примеры фразеологизмов, но не всегда понимает их смысл, очень редко употребляет в своей речи.

Низкий уровень (2 балла и менее)– учащийся почти ничего не знает о фразеологизмах, не понимает их смысл, не употребляет в речи.

8 класс:

Высокий уровень-4 человека-17%

Средний уровень-10 человек-44%

Низкий уровень 9 человек-39%

11 класс:

Высокий уровень-22 человека-100% МОЛОДЦЫ!

ВЫВОДЫ.

Каков же результат моей работы? Самое главное, я узнала много фразеологизмов, о которых раньше и не слышала. Действительно, велик и могуч наш русский язык! В ходе работы я познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, узнала историю происхождения многих фразеологизмов, познакомилась с фразеологическими словарями, обратилась к произведениям художественной литературы. Проведя исследование, я выяснила, что фразеологизмы окружают нас с самого детства так как встречаются во многих произведениях для детей, а особенно часто в русских народных сказках. В результате чего пришла к следующим выводам: роль фразеологизмов в нашей речи велика! Ведь недаром наши писатели очень часто употребляют их в своих произведениях, они помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, точно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. Я убедилась, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её точнее и богаче!

Список использованной литературы:

«Большой фразеологический словарь для детей». Изд. «Олма-пресс» 2008.

Драгунский В. Сборник рассказов «Денискины рассказы». Серия «Школьная библиотека». М.: Издательство «Самовар», 2014

Жукова В.П., Жукова А.В. «Школьный фразеологический словарь русского языка»: М. «Просвещение» – 2003.

Лаврентьева Е.В. «Веселый фразеологический словарь». Изд. «Росса» 2010.

Носов Н. Сборник рассказов «Мишкина каша». Серия «Школьная библиотека». М.: Издательство «Самовар», 2014

Русские сказки. Былины. Сборник: М. 1993.

Русские народные сказки: М. 2009.

Успенский Э. «Дядя Федор, Пес и Кот»: М. 2001.

Фразеологический словарь. Изд. «Эксмо» 2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Употребление фразеологизмов в художественной

литературе для детей.

№ п/п

Название произведения

Обнаруженные фразеологизмы

Кол-во

1.

«Хаврошечка»

Есть на свете люди хорошие, ко всем с открытой душой ( Искренне, доверчиво),есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся (бессовестные).

Осталась она сиротой, одна – одинёшенька (Совершенно одинока). Взяли её эти люди, выкормили и над работой заморили (замучили) ей бить баклуши некогда (бездельничать): она и ткёт, она и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. Работать приходилось до седьмого пота (усердно, старательно, приложив много усилий)

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, дурака валять (притворяться непонимающим, глупым). А Крошечка – Хаврошечка на них работала, не покладая рук (без устали); их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала (ничего хорошего не было).

мачеха не даёт житья (постоянно донимает своими придирками, притеснением)

- Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано на совесть (сделано хорошо)

 Много ли времени прошло, мало ли (прошло какое-то время) - Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – важная птица (человек, занимающий высокое положение, обладающий властью, большим влиянием) - богатый, кудреватый, молодой.

И стала она в добре поживать (жить хорошо, мирно), лиха не знать (без горя), как у Христа за пазухой (беззаботная, легкая жизнь, в которой человек полностью защищен от любых опасностей)

13

2.

«Лиса и волк»

Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком (лежать, подтянув голову к коленям) и лежит на дороге.

Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая (не шевелится)

Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать (очень быстро)

Тем временем, пока волк отдувался своими боками (Расплачиваться за чужие ошибки, промахи, вину), лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли ещё что-нибудь стянуть.

Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: Битый небитого везёт, Битый небитого везёт! (Речь идет о пройдохах и простаках.Глупый - слуга хитрого )

5

3.

«Колобок»

В один миг (быстро) замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял, да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше, только его и видели (внезапно, быстро и бесследно исчез)

От тебя, волк, подавно уйду! И был таков(внезапно, быстро и бесследно исчез)

А Лиса решила обвести вокруг пальца (обмануть) Колобка и говорит:

— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

Колобок, разинув рот (увлекшись), вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.

А Лиса опять ему стала морочить голову (намеренно вводить в заблуждение, дурачить кого-либо):

— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок, да пропой в последний разок.

Колобок, без царя в голове (глупый), прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.

7

4.

«Каша из топора»

— Здравствуй, божья старушка! Дайка мне чего-нибудь поесть.

А старуха и в ус не дует (не обращать никакого внимания на что-либо, ни о чем не беспокоиться). Говорит она в ответ:

— «Ах ты старая ведьма», - стал выходить из себя (злиться) солдат!

— Вари кашу, - в два счета (быстро) ответил солдат!

Делать нечего (другого выхода нет, иначе поступить нельзя) Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить, для отвода глаз (с целью отвлечь внимание от чего-либо)

Баба принесла ему крупу. Опять варил-варил, попробовал и стал зубы заговаривать (намеренно отвлекать):

— Совсем бы готово, только б маслом сдобрить и дело с концом (дело окончилось, завершилось)!

Похлебали вдвоём кашицу за обе щеки (есть с большим аппетитом)

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и был таков (быстро ушел)

Вот так-то солдат и кашицы поел, и топор унёс!

9

5.

«Лиса и журавль»

Журавль стучал, стучал носом по тарелке, крошки в рот не попало (ничего не попало)! А лисица лижет себе да лижет кашу, так всю сама и съела.

На другой день приходит лиса к журавлю, как ни в чем не бывало (делая вид, что ничего не произошло)

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдёт и этак (пробует разные способы), и лизнёт, и понюхает, да съесть ничего не может - не лезет голова в кувшин. Не видать ей окрошки, как своих ушей (никогда, как бы ты ни старался, у тебя ничего не получится) 

Рассердилась лиса, думала, что на неделю наестся, а сама ушла не солоно хлебавши (не добившись желаемого; безрезультатно) Как аукнулось, так и откликнулось (как ты сам отнесешься к другому человеку, так и к тебе будут относиться)

6

6.

«По щучьему веленью»

Братья работают, мастера на все руки (человек, способный отлично выполнять любую работу). А Емеля целый день лежит на печке, баклуши бьет (бездельничает), знать ничего не хочет.

На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка, пальчики оближешь (очень вкусно).

Идут вёдра по деревне, народ руками разводит, а Емеля идёт сзади, посмеивается... 

Топор выскочил из-под лавки, что есть духу (со всей силы)— и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.

Что ж ты, валяешь дурака (заниматься ерундой), сел в сани, а лошадь не запряг?

Сани сами и поехали в ворота, да поминай как звали (о бесследном исчезновении кого-чего-нибудь) — на лошади не догнать.

Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют. А Емеля тертый калач (об опытном, видавшем виды человеке).

По щучьему веленью, по моему хотенью — ну-ка, дубинка, обломай им бока (побить, отколотить, наказать кого либо)

9

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Использование фразеологизмов в авторских произведениях для детей

№ п/п

Автор произведения

Название произведения

Обнаруженные фразеологизмы

Кол-во

1.

В.Драгунский

«Денискины рассказы»

И мне захотелось есть, а мамы все не было, и я подумал, что, если бы я знал, что моя мама хочет есть и ждет меня где-то на краю света, я бы моментально к ней побежал, а не опаздывал бы и не заставлял ее сидеть на песке и скучать.

И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зеленый, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека…

И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете.

3

2

В.Драгунский

«Тайное становится явным»

А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему стыдно, и он понесет наказание, – сказала мама. 

 Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни – ты должен съесть все до дна!

Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. 

А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть.

Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:

– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!

Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

– Ты это запомнил на всю жизнь?

6

3.

Н. Носов

«Тук-тук»

- Я не боюсь. Так, на всякий случай. И ставни надо закрыть.

Мы с Костей чуть со смеху не лопнули.

Ах, чтоб тебя разорвало!

Да накостылять им по шее, чтоб не мешали спать!

До смерти ему перепугаться.

Устали мы, прямо с ног валимся.

Мы с Костей чуть не плакали от обиды.

Мишка спал как убитый и нечего не слышал.

Мы сидим и пьём чай, сами себе хозяева.

9

4.

Н. Носов

«Огородники»

Ещё и ребятам поможем, на буксир кого надо возьмём. Надо их на буксир взять – сказал Ваня.

Всё равно земля сама не вскопается. Всё равно мы позже всех кончим.

С ума, говорю, сошёл.  

Вечером все легли спать. И мы с Мишкой легли только для виду.

Вставай! А то не видать нам знамени, как своих ушей.

5

5.

Э.Успенский

 «Дядя Фёдор. Пёс и кот»

А я с бабушкой остался. Только мы с ней характерами не сошлись. Я люблю, когда у человека характер весёлый – колбасно-угощательный. А у неё наоборот – тяжёлый характер. Венико-выгонятельный. (характерами не сошлись – взаимонепонимание).

- А ты, мальчик, чей? … Дядя Фёдор отвечает: – Я ничей. Я сам по себе мальчик. Свой собственный. (Сам по себе – самостоятельный, ни от кого не зависимый).

Шарик на ногах не удержался от неожиданности и полетел вверх тормашками. (Вверх тормашками – кувырком, головой вниз).

- А ты мотоцикл купи, - предлагает пёс.-… Все собаки умрут от зависти! (Умереть от зависти – испытать очень сильное чувство зависти).

Потом они домой пошли по тропинке под солнышком. А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке. Лет пятидесяти с хвостиком. (Объясняет сам автор: «пятьдесят лет и ещё чуть-чуть».)

Идёт Шарик домой по берегу. Понурый такой, как мокрая курица. (Это интересное сочетание имеет как прямое значение – «пропитанный влагой, сырой», так ипереносное, фразеологическое, - «расстроенный, подавленный».)

… - Причём тут Новый год? – говорит Матроскин. Просто она белены объелась или хмеля. (Выражение он, точно белены объелся применяется в народе к людям, делающим всевозможные глупости, к буянам, чудакам – переносное значение. Прямое значение – съесть семена очень ядовитого растения – белены, которые вызывают у человека бред, т.е. он становится как бы безумным.)

- А что такое «связи»? – спрашивает дядя Фёдор.

- Это знакомства деловые, - объясняет кот. – Это когда люди друг другу хорошее делают ни с того ни с сего. Просто по старой памяти (ни с того ни с сего –«неизвестно почему, без каких либо оснований, видимых причин»).

… Он же мальчик. Ему нужны приятели, чердаки, шалаши разные. А ты из него барышню кисейную делаешь. (Очень изнеженного человека называют кисейной барышней. Слово кисейная образовалось от слова кисея – «прозрачная тонкая ткань»).

10

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для учеников начальной школы.

I часть

1. Вы знаете, что такое фразеологизм?

А) Да.

Б) Не помню.

В) Нет.

2. Употребляете ли вы в своей речи фразеологизмы?

А) Да, часто.

Б) Да, но редко.

В) Вообще не употребляю.

3. Часто ли вы сталкиваетесь с фразеологизмами в различных книгах?

А) Да.

Б) Редко.

В) Я не читаю книги.

II часть

4.Допишите фразеологизмы, выбрав нужное слово.

А) В час по чайной …(чашке, ложке)

Б) Не в своей … (чашке, тарелке)

В) Биться как рыба об … (воду, лёд)

5.. Объясните значение фразеологизмов одним словом.

А) Бить баклуши.

Б) Дать слово.

В) Витать в облаках.

6Подчеркните в предложениях фразеологизмы.

А) Поезд должен прийти с минуты на минуту.

Б) Мальчик знал математику как свои пять пальцев.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкета для обучающихся 8 и 11 классов:

Какие фразеологизмы Вы используете чаще всего?

___________________________________________

Подпишите картинки фразеологизмами:

_____________________________________________________________________________________________________________________________

1 Приложение 1

2 Приложение 2

3 Приложение 3

4 Приложение 4

Просмотров работы: 2142