Луна: известная и неизвестная

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Луна: известная и неизвестная

Зиброва Д.Р. 1Ходеева А.В. 1
1МБОУ СОШ №6 г.Владикавказа
Кузубова И.И. 1Милостивая Н.Ю. 1
1МБОУ СОШ №6 г.Владикавказа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема нашей проектной работы – «Известное и неизвестное о Луне». Человек всегда смотрит в небо: утром, вечером, днём или ночью. Что-то магическое не даёт ему покоя. Наверное, как птице, хочется ему взлететь в вышину и взглянуть на нашу красивую планету. Или полететь ещё дальше и примкнуть к звёздам. Из всех небесных тел Луна обладает гораздо более сильным влиянием на человека и его подсознание. Нежное и спокойное сияние заставляет на мгновение забыть обо всём. Биение сердца замедляется и, кажется, весь мир умещается в этой загадочной и непостижимой планете. И мы смотрим заворожённо на это ярчайшее творение природы и хотим узнать его тайны.

В течение жизни человек прочитывает множество книг и замечает, что во многих текстах идет описание небесных тел, в частности, описание Луны, её влияния на людей. Получается, что художественная литература, физика и астрономия помогают нам изучать окружающий мир. Я решила это проверить на некоторых примерах.

Актуальность проекта заключается в доказательстве того, что физика и астрономия постоянно присутствует в нашей повседневной жизни. Даже в художественной литературе мы встречаем тому подтверждение. В работе приведены отрывки из стихотворений Пушкина и Коста Хетагурова, в которых описана Луна.

Проект содержит элементы исследования и является внутришкольным и межпредметным: исследование реализуется в предметных рамках физики, астрономии и литературы.

Объектом исследования являются свойства Луны.

Гипотеза исследования: если ученики мало знают о свойствах Луны, то описание, возможно, их описание привлечёт внимание к изучению тайн спутника и космоса в целом.

Цель исследования: найти описание свойств Луны и проверить их, а также создать презентацию об этом с использованием в ней стихотворений Пушкина и Коста Хетагурова, продемонстрировать на классном часе, посвящённом Дню космонавтики.

Базой эксперимента являются тексты некоторых литературных, а также народных произведений, в которых имеются описания Луны.

Для реализации поставленной цели мною были выдвинуты задачи.

Теоретические:

– изучить источники информации по теме проектной работы;

– найти литературные произведения, в которых описываются свойства Луны.

Практические:

– прочитать данные литературные произведения;

провести необходимые эксперименты;

провести для учеников класса классный час о Луне в День космонавтики;

– в текстах стихов и прозы найти и проанализировать отношения авторов к Луне;

– провести анкетирование и сделать анализ анкет.

В исследовании были использованы методы.

Теоретические:

– анализ и синтез материала из источников информации;

– обобщение полученной в ходе исследования информации;

Эмпирические:

– метод мысленного моделирования при создании презентации;

анкетирование в виде анкеты, анкетирование в виде диктанта.

Практическая значимость работы заключается в использовании её материалов на уроках физики, астрономии и литературы, а ее продуктом станет презентация, написанная нами.

История возникновения Луны. Мифы и реальность

В начале наших исследований мы начали выяснять, что такое Луна с точки зрения физики, а скорее астрономии. Из различных источников мы сделали ряд выводов: что до того, как учёные получили образцы лунного грунта, они ничего не знали о том, когда и как образовалась Луна. Существовало три принципиально разных теории:

1. Луна и Земля сформировались в одно и то же время из газо-пылевого облака.

2. Луна образовалась в результате столкновения Земли с другим объектом.

3. Луна сформировалась в другом месте и впоследствии была захвачена Землёй.

Однако новая информация, полученная путём детального изучения образцов с Луны, привела к созданию теории Гигантского столкновения: чуть более 4 миллиардов лет назад протопланета Земля (Гея) столкнулась с протопланетой Тейя. В результате большая часть вещества ударившегося объекта и часть вещества земной мантии были выброшены на околоземную орбиту. Из этих обломков собралась прото-Луна и стала обращаться по орбите с радиусом около 60000 км. По образцам лунного грунта учёные определили и возраст луны: 4,36 миллиарда лет.

Существует немало миф и легенд о Луне. Примером этому может служить легенда о Хонсе, боге Луны, которому поклонялись египтяне. У вавилонян богом Луны был Син. Чандра, индуистский бог Луны, разъезжает по небу в серебряной колеснице, в которую запряжен олень с рогами, как у антилопы.

И конечно, есть еще Ю-лао, персонаж китайской мифологии, предопределяющий браки людей, ничего не подозревающих об этом. Говорят, что он крепко связывает будущих супругов невидимой шелковой нитью такой крепкой, что ничего, кроме смерти, не может разорвать ее. Как бы то ни было, в других странах пол Луны не так важен, как ее роль: она дает убежище, спасает и восстанавливает справедливость. Например, жители Сибири каким-то образом видят на Луне фигуру девочки, которая спаслась там от надвигающейся на нее опасности – убежала от преследующего ее волка. Скандинавы видят там двоих детей, которые укрылись от злобного и вредного отца, преступление которого состояло в том, что он заставлял их весь день носить ведра с водой.

Наиболее фундаментальным и типичным видом мифотворчества осетин являются космогонические мифы. Космогонические мифы повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. Основным начальным сюжетом творения мира в осетинской космогонии является происхождение космоса из хаоса.

Согласно эпическим сказаниям в начале, когда не было ни звезд, ни Земли, царил хаос. В этом хаосе обитали Бог, зэды и дауаги, которых своими лучами согревали поочередно Солнце и Луна. Но вот наступил момент, когда Солнцу и Луне такое положение вещей стало невыносим. Они демонстративно ушли с пира, который ежедневно устраивал Бог для своих зэдов и дауагов. В отместку Бог бросил вслед уходящему Солнцу нож и отсёк от него хвост, затем бросил нож в сторону Луны и также отсёк от него хвост. У Луны полились слезы, попадавшие на отлетевший хвост. Поднялся пар и хвост Луны превратился в воду, которая дождем вылилась на осколок, отлетевший от Солнца и остудил его. От этого осколка и возникла Земля. Солнце начало греть Землю, а Луна – оберегать от сильных ветров.

По другим вариантам, Солнце присутствовало на пиру у Бога одно. Когда Бог бросил в Солнце нож, от него откололся кусок, который устремился в бездну. В этот момент от Солнца откололся рог и устремился за упавшим куском и начал вертеться вокруг него, чтоб тот не упал в бездну. Таким образом, на небе появились Земля и Луна.

Планетарные характеристики Луны

Строение Луны напоминает структуру Земли. Планета состоит из ядра, мантии и коры. Толщина лунной коры в среднем равна 60 км, но на видимой стороне она меньше на 20-30 км. Толщина слоя мантии равна 1000 км. Диаметр лунного ядра около 1500 км. Луна гораздо холоднее Земли, и даже температура жидкого ядра из расплавленных каменных пород составляет всего 1500 градусов. Поверхностный слой лунного грунта состоит из реголита, серого пористого вещества толщиной 6 метров. Это вещество по виду и свойствам похоже на знакомую нам пемзу. Эта «пемза» не лежит сплошным слоем: она разрушена до состояния песка метеоритами и резкими перепадами температур (в ночное время – 169 °С, а в дневное +122 °С, когда Солнце в зените).

Атмосфера Луны разрежена, что практически не защищает её от жары и холода. Отражая солнечные лучи, Земля освещает затемненную Луну в 40 раз ярче, чем полная Луна Землю.

Первым человеком, который обнаружил, что Луна имеет неровную поверхность, был Галилео Галилей (1564-1642). А первым человеком, ступившим на поверхность Луны, стал американец Нил Армстронг (21 июля 1969 года).

На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые – это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями.

Темные пятна – это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса.

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не проводили уборку.

На поверхности Луны днем стоит жара до 130 градусов, а ночью морозно до 170 градусов.

Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом один раз в месяц.

1.2. Физические свойства Луны, описанные в произведениях Александра Сергеевича Пушкина и Коста Хетагурова

Луна прекрасна и в полнолуние, и в новолуние. Недаром ее воспевали во все времена художники и поэты.

Вспомним изображение Луны русским поэтом, драматургом и прозаиком, заложившим основы русского реалистического направления, одного из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века А.С.Пушкина.

В стихотворении «Зимняя дорога» лирический герой едет зимой по дороге, наблюдая за природой. Уже начальные пейзажные зарисовки дают читателю понять, что настроение у главного героя грустное. Он замечает, как луна бросает печальный свет на печальные поляны. Дорога кажется мужчине скучной и даже колокольчик на борзой тройке не звенит, а гремит, утомляя слух.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

На какое свойство спутника обратил внимание автор? Все объекты в космосе имеют такую характеристику, как альбедо. Она показывает, насколько хорошо они отражают свет. Например, материал, такой как лед, имеет высокое альбедо, в то время как почва имеет плохое альбедо. Альбедо Луны очень низкое, как у угля. Все потому, что ее поверхность довольно кривая и имеет темно-серый цвет. По этим причинам она отражает только 12% света, который попадает на нее, то есть совсем чуть-чуть. Луна слабо светится на фоне неба за счет так называемого пепельного света. Откуда же этот свет там берется? От Земли. Ведь наша планета, получая солнечный свет и отражая его от себя, при известных условиях довольно сильно освещает ночную сторону лунного шара. Пепельный свет Луны – слабое освещение её лучами Солнца, отражёнными от Земли. Свет небесной красавицы холоден, такой свет никого не радует и не согревает.

В следующем стихотворении Пушкина описывает встречу Луны с утренней зарей, молодой и озорной, кажущееся побледнение лунного света на фоне все более яркого утреннего неба.

На небесах печальная луна

На небесах печальная луна

Встречается с веселою зарею,

Одна горит, другая холодна.

Заря блестит невестой молодою,

Луна пред ней, как мертвая, бледна.

Луна проходит несколько фаз освещения. Когда мы видим «молодую» Луну или месяц с вогнутой и выпуклой стороной, то должны понимать, что ее выпуклая часть – это действительно край лунного полушария, а вот вогнутая сторона – это не граница полушария, а только граница его освещенной и неосвещенной частей. О переживаниях лирического героя, о его несчастной любви, мучающей, заставляющей его страдать, мы узнаём из стихотворения «Месяц». В ночи он обращается к уединенной луне, своим пасмурным явлением пробуждающей в душе грустные мечтания.

Зачем из облака выходишь,

Уединенная луна,

И на подушки, сквозь окна,

Сиянье тусклое наводишь?

Явленьем пасмурным своим

Ты будишь грустные мечтанья,

Любви напрасные страданья

И строгим разумом моим

Чуть усыпленные желанья.

Летите прочь, воспоминанья!

Засни, несчастная любовь!

Луна светит ночью, не так ярко, как Солнце днем, но все же делая предметы хорошо различимыми. Она не является звездой и не излучает света сама, но может отражать чужое свечение. Нам, наблюдателям с Земли, кажется, что именно Луна освещает Землю ночью. В поэме «Руслан и Людмила» мы встречаем такие строки:

Луна чуть светит над горою;

Объяты рощи темнотою,

Долина в мертвой тишине...

Изменник едет на коне.

Перед ним открылася поляна;

Он видит сумрачный курган…

При прочтении стихотворения «Бесы» следует внимание на то, как спутник отражает солнечные лучи, которые на него попадают. Оказывается, 50% лунной почвы состоит из стекла в разных формах. Среди камней присутствует много стеклянных шариков, некоторые из которых имеют практически идеальную круглую форму. Поэтому поверхность Луны работает как светоотражатель.

…мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий…

Ночная волшебница завораживает. Это единственное, кроме Солнца, небесное тело, которое хорошо видно с Земли. Но на раскалённый диск долго смотреть невозможно. А на Луну стоит полюбоваться:

.…Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава…

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Коста Хетагуров нам напомнил, что Луна может находиться в различных фазах. Одну из этих фаз Коста описывает в стихотворении «Над нами плыл месяц и звезды мерцали». Читая, мы словно видим серп Луны.

Над нами плыл месяц и звезды мерцали,

Заснуло село за рекой...

Прибрежные ивы чуть-чуть трепетали,

Волна чуть шепталась с волной...

В стихотворении «Я помню все...» Коста Хетагуров изобразил улыбающуюся Луну. Но Луна не улыбается, это обман, заблуждение, аберрация – астрономическое явление, при котором небесные светила кажутся нам не в той части неба, где они действительно находятся, а несколько ближе к той стороне, к которой мы движемся, вместе с Землей. Просто мозг иногда интерпретирует картины не так, как это есть на самом деле, а пытается найти аналогии и ошибается.

Настала ночь... Чуть лодка колыхалась...

Замолкла песнь, уснул прибрежный лес,

И лишь луна нам сладко улыбалась

Из глубины безоблачных небес...

В лирической поэме «Кто ты?» рисует Хетагуров образ юноши, который любит жизнь, несмотря на свое весьма незавидное положение, не падает духом, стремится к свободе. Ведь Луна движется вместе с Землей вокруг Солнца и освещается им. Обращаясь вокруг Земли, Луна поворачивается к ней то полностью освещенной поверхностью, то частично освещенной поверхностью, то темной. Вот поэтому в течение месяца непрерывно меняется вид Луны и кажется, будто она бродит:

Играет лучами

Порою дневной

И любит ночами

Скитаться с луной.

Практическая часть исследования

Наша работа заинтересовала учеников класса. Мы решили создать презентацию и показать её на классном часе, посвящённом Дню космонавтики.

Оценка влияния фаз Луны на интеллектуальную деятельность человека

В феврале-марте был проведен эксперимент, суть которого заключалась в следующем: с учащимися нашего класса мы провели орфографический диктант (приложение 1). Диктанты проводились в одно и то же время (1 урок, вторник). Эти диктанты мы проводили в новолуние и полнолуние. Результаты диктантов оформили в виде таблицы.

Кол-во

участников, чел.

Кол-во «5», чел.

%

Кол-во «4», чел.

%

Кол-во «3», чел.

%

Кол-во «2», чел.

%

Февраля (новолуние)

28

6

21

12

43

10

36

   

Февраля (полнолуние)

28

5

18

10

36

11

39

2

7

Марта (новолуние)

29

6

21

12

41

9

31

2

6

Марта (полнолуние)

29

4

14

10

34

111

38

4

14

Луна воздействует на планету. Её воздействие отражается на природе и на людях, она может искажать поверхность земли и менять поведение людей, но заметить реальное воздействие Луны может каждый.

Результаты диктантов в полнолуние гораздо хуже, чем в новолуние. Учащиеся, написавшие на двойки в новолуние, составили всего 6%, когда в полнолуние – 21%. Увеличилось и количество троек. Из этого следует, что трудоспособность человека в полнолуние снижается. Мы убедились, что фаза полнолуния влияет на людей легковозбудимых. В полнолуние они чувствуют чрезмерную раздражённость, не высыпаются и не совсем успешно выполняют предложенное задание.

Выводы

Работа расширила наши знания в области литературы и астрономии, изменила представления о спутнике Земли – Луне и её влиянии на самочувствие людей. Узнали, какое влияние Луна оказывает на человека, какие физические свойства Луны описываются в литературных произведениях. Провели несколько экспериментов.

Завершив данную работу, пришли к выводу, что исследование Луны – интересная тема и её необходимо продолжать. Весь изученный материал показал значение Луны для человека, для его души и необходимость более детальных исследований Луны.

Заключение

Мы знаем про Луну гораздо больше, чем наши предки, но она всё же притягивает нас к себе, заставляя вглядываться в телескопы, бинокли и просто в небо. Затем выносить это на бумагу, создавая произведения, где героями являются Луна или месяц.

Знание лунного календаря, который ведет счет лунным ритмам, может помочь человеку рациональным способом объяснить много загадочного в природе, правильно реагировать на окружающий мир, оградить себя от многих болезней и неприятностей.

Если вы решили начать новую жизнь, то лучше это сделать после новолуния, а не с понедельника, как для нас традиционно привычно. Жизнь в согласии с лунным циклом позволяет сохранять стабильное здоровье, а при лечении болезней с учетом фаз Луны можно получить более эффективное и ускоренное выздоровление.

Список использованной литературы

Большая школьная энциклопедия для дошкольника. М. Олма – Пресс, 2003. – 496 стр.

Гончарова Е.Д. Почемучка. – М.Педагогика, 1987.

Дроняев, Б.М., Шалаева Г.П. – Энциклопедия: Все обо всем. – М., Слово, 2001, т. 1,2.

Левитан Е.П. Планета Земля. – М.: Просвещение, 2012.

Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. – Москва: Детская литература, 1996.

Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире звезд и планет. – М.: Эксмо, 2007. – 302 с.

Хетагуров Коста. Поэзия. – М.: Сов. Россия, 1986. – 352 с.

http://potomy.ru/world/827.html16

http://ru.wikipedia.org/wiki/Солнечная_система

Приложение 1

Орфографический диктант

Луна, безлуние, безлунна, безлунный, лунатизм, лунатик, Лунтик, лунатический, лунно-белый, лунодром, лунообразный, луноход, надлунный, подлунный, полнолуние, полнолунный, прилунение, прилуниться.

Я проснулся и увидел, что лунная ночь еще более побелела. Кругом стоял иней, иней покрыл мою подушку, и это прикосновение казалось мне таким горячим. Моему товарищу, спавшему в одной лодке со мною, снилось, вероятно, то же самое. Луна светила ему прямо в лицо, и я видел ужасные гримасы, появлявшиеся на нем то и дело. В это время в соседней лодке встал другой мой спутник, приподняв дохи и шкуры, которыми он был покрыт. Все было бело и пушисто от изморози, и весь он казался белым привидением, внезапно возникшим из холодного блеска инея и лунного света.

(По В.Г.Короленко)

Просмотров работы: 149