Сокол как орнитоним и художественный образ

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сокол как орнитоним и художественный образ

Миняйлова И.И. 1
1МБОУ лицей №12
Дзюбейло Н.В. 1
1МБОУ лицей №12
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

Проблема состоит в том, чтобы всесторонне раскрыть и осознать содержание понятий окружающего мира и значение их в культурной жизни народа. В поле нашего внимания оказалось название птицы сокол.

Актуальным, на наш взгляд, является изучение названия красивой птицы (сокол), распространённой не только на территории Краснодарского края, но и России, как языкового термина, элемента народного творчества и поэтического образа-символа.

Цель работы – выяснить значение понятия сокол в языке, в устном народном творчестве русского народа и современном наполнении, сравнить видение этого образа в России и Европе.

Методы: статистический, описательный, сопоставительный, а также метод семантико-стилистического анализа фактического материала.

Задачи исследования: установить 1)этимологию корня слова «сокол», 2)место этого понятия в ономастической системе языка, 3)особенности изображения сокола в народных промыслах, причины его популярности в народе; 4)изучить статьи об использовании данного образа-мотива; 5)выявить значение и особенности создания поэтического образа сокол,  рассмотреть смысловую нагрузку образа; 6) сопоставить народные и литературные корни этого понятия, наметить пути их пересечения.  
Объект исследования - слово «сокол» в языке, сокол как деталь орнамента, сокол как художественный образ в творчестве русского народа и произведениях современных писателей.
Гипотеза: мы считаем, что понятие сокол является истинно народным, проникнутым национальным колоритом и это отражается и в языке, и в народной поэзии, и в символике.
Новизна состоит в том, что понятие сокол рассматривается в одной работе с разных сторон и устанавливаются точки пересечения его значимости для языка и поэзии.

 

Исследовательская часть.  Информация, собранная и обработанная исследователем.

1.   Бытование слова «сокол» в русском языке:

1.1 Сокол с точки зрения этимологии;

Этимология русского орнитонима «сокол», как считают исследователи И. Г. Лебедев[1] и В. М. Константинов[1], представляется не совсем ясно, а предлагаемые варианты происхождения малоубедительны. На их взгляд, это название происходит от праславянского языка. Словосочетание «so-kol» в целом переводится на русский язык "солнцеподобный".

Существуют и другие варианты этимологии слова "сокол". Одним из них является происхождение от корня «sok» в значении «следовать, преследовать». Эта точка зрения представлена словарем П. Я. Черных [2].

Комментарии авторов и исследователей к названию птицы, возможно, не связаны с действительностью и, зачастую, уводят в мифологию, что не соответствует научному методу. Наука не знает праславянского языка, поэтому опереться на него невозможно. Связь наименования птицы и египетского божества не объяснена на основании конкретных письменных источников. Из этого следует, что предположения о происхождении слова «сокол», выдвинутые исследователями И. Г. Лебедевым и В. М. Константиновым, а также словарем П. Я. Черных, остаются неподтвержденными.
Что касается английского варианта происхождения данного слова, то там дело обстоит иначе. В то время как у нас считается, что термин связан с небесным светилом, там все примитивнее - латинское «falco» происходит от «falx», что в переводе означает «серп», ссылаясь на когти птицы.

СОКОЛ, -а; м. 1. Хищная птица с сильным клювом и длинными острыми крыльями, парящая при полёте. 2. Нар.-поэт. О мужчине, юноше, отличающемся удалью, отвагой, красотой. 3. обычно мн.: соколы, -ов. Высок. О советских лётчиках (употреблялось преимущественно в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945). [3]

СОКОЛ м. соколиха ж. (сев. и вост. сокол, южн. и зап. сокол) ловчая птица Falko, величиною с большого ястреба; он не берет добычи с земли, весьма редко хватает, а бьет налету. Сокол, бойное орудие разного рода, большой железный лом, или баран, таран, стенобитное орудие, подвешенное на цепях; ручная баба, трамбовка или пест. [4]

СОКОЛ

1) 1. Хищная птица с сильным клювом и длинными острыми крыльями, парящая во время полета.

2. в знач. нареч. со́колом. народно-поэт. и устар. Быстро. Гордо, смело.

3. народно-поэт. и устар. О мужчине, юноше, отличающемся удалью, отвагой, красотой.

2) Инструмент штукатура в виде деревянного или алюминиевого щитка с ручкой для нанесения и разглаживания раствора. [5]

1.2 Сокол с точки зрения ономастики.
  Русский человек относится к птицам, может быть, даже с большим восхищением, чем к каким-либо другим представителям фауны и выражает это в даваемым им наименованиях. На протяжении всей истории славянских народов те или другие птицы всегда присутствовали в жизни человека, играли в ней определенную роль.

Первоначально они служили объектом охоты, источником питания. И, наконец, птицы стали выполнять и эстетическую функцию, птицы приобрели даже знаковое значение в русской культуре и поэзии, образы птиц заняли прочное и значительное место в произведениях устного народного творчества, с птицами связано много народных верований и примет. Поведение птиц ставится в связь с временами года и суток, с жизненными явлениями.

Орнитонимы являются не только терминами, но и используются для метафорического описания черт характера и особенностей поведения людей. Связь орнитонима с другими существительными чаще всего выражает сопоставление птицы и человека. Некоторые видовые наименования птиц достигают такой высокой степени структурно-семантической слитности с антропонимом, что начинают функционировать как имена собственные.

Особенностью семантического поля наименования птиц является наличие эмоций, появляющихся у носителя русского языка эмоции, которые основанные на фоновых знаниях, фольклорных традициях. Например, сокол вызывает положительные эмоции, в то время как орел и коршун – отрицательные.

2. Сокол как художественный образ:

2.1 Сокол в произведениях УНТ и народных промыслах;

Сокол – светлая птица, олицетворяющая воинскую доблесть, чистоту намерений, отвагу, честность. Это все те качества, которые так присущи русскому человеку!

В русских сказках образ сокола используется достаточно редко, обычно мотивом таких произведений является превращения доброго молодца в сокола.
Самыми известными сказками русского народа об этой птице являются «Финист – Ясный Сокол» и «Волх Всеславьевич» [10]. Во Владимировых былинах Илья Муромец и Добрыня Никитич путешествуют по Хвалынскому (ныне Каспийскому) морю на «Соколе» – корабле, который подвергается нападению «черных воронов» (турок или татар) [6].
Сокол считался воплощением небесных стихий. Его победоносность, неотразимость в сражениях всегда восхищала людей.

В русских песнях сокол тоже пользовался большим почетом. Его называли не иначе как "млад — ясен сокол"; величали этим же именем и красавцев добрых молодцев.

"От соколиного глаза никуда не укроешься!" — говорит народ о зоркости соколиных очей. Отмечалось и то, что эта птица быстра, как свет или молния.
Каждая девушка на Руси ласково называла своего возлюбленного: "Сокол мой ясный!"
В русском языке, среди множества пословиц и поговорок, можно найти и те, что посвящены благородной и справедливой птице. Вот некоторые из них:

- Сокол выше солнца не летает.
- Соколу лебедь не в диво.
- Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит.
- Знать сокола по полету, а доброго молодца по походке.
- Гол как сокол. [7]

Народ часто демонстрировал свое отношение к тем или иным птицам, представляя их абсолютно с противоположных сторон. Так, например, в песнях и поговорках часто можно встретить образ сокола, сильного и справедливого, который победил ворона – врага. (см. «Приложение № 1»)

Изучив все пословицы и поговорки, связанные с соколом, орлом, вороном и коршуном, мы сделали вывод, что русский народ, олицетворяя в птице положительные качества, отдает предпочтение соколу, а отрицательные – ворону, часто ассоциирующимся со смертью, трусостью и побежденным врагом.

В творчестве кубанского народа довольно часто встречается образ сокола. Но воина или же просто красивого молодца?

Проанализировав 253 текста сборника песен В. Г. Захарченко, нами были выявлены наиболее значимые символы птиц в лирических текстах Кубани. Образ сокола-воина, защитника упоминается в 8 текстах группы, имеющей историческую, военно-бытовую, тематику; в тестах песен о гражданской и Великой Отечественной войне. К группам свадебных и календарных песен относится один текст о соколе. Образ орла был упомянут в 4 песнях, в которых тоже изображен положительным героем. О вороне поется в 3 песнях, где он чаще всего демонстрирует мрак. (см. «Приложение №2») [8]

Как видно, в русском фольклоре довольно часто встречается сравнение этих птиц. У них много чего общего, они смелые, отважные и имеют воинскую удачу. Но немаловажная разница также присутствует.

Поменялось ли мнение наших современников по этому поводу?

Для того, чтобы узнать мнение других людей о том, какими качествами обладают три сравниваемые птицы, в чем их сходства и различия, мы провели опрос (см. «Приложение №3») среди разных возрастных групп. Всего было опрошено 98 человек. Всем были представлены эпитеты, характеризующие образы этих птиц. Опрашиваемые распределяли слова, на их взгляд более подходящие для того или иного образа. Мы систематизировали сведения, полученные от респондентов.

Возр. гр.: 13-15

 

Жест.

Сил.

Красив.

Благор.

Гордый

Безж.

Великод.

Спр.

Кор.

Зав.

Сокол

20

34

27

23

24

16

26

28

8

5

Орел

33

27

31

28

34

27

21

22

10

10

Ворон

8

6

10

6

7

19

10

5

39

41

 

Жест.

Сил.

Красив.

Благор.

Гордый

Безж.

Великод.

Спр.

Кор.

Зав.

Сокол

 

3

4

6

1

 

7

7

   

Орел

3

4

3

1

6

2

       

Ворон

4

1

     

5

   

7

7

Возр. гр.: 20-25

Возр. гр.: 35-50

 

Жест.

Сил.

Красив.

Благор.

Гордый

Безж.

Великод.

Спр.

Кор.

Зав.

Сокол

1

2

4

3

4

2

1

2

   

Орел

2

4

1

2

2

3

4

1

   

Ворон

1

       

1

   

5

5

 

Жест.

Сил.

Красив.

Благор.

Гордый

Безж.

Великод.

Спр.

Кор.

Зав.

Сокол

     

3

           

Орел

 

3

   

3

         

ворон

               

3

3

Возр. гр.: 60-65

Проанализировав результаты опроса, мы пришли к выводу, что большинство людей видит сокола, как благородный и светлый образ, орла – как гордого и жестокого молодца, а коршуна – как завистливого и корыстного.

Все-таки тотем сокол приходит к нам, когда мы хотим отметить хорошие качества человека или же, вообще, принять правильное решение текущих дилемм в нашей жизни.

Сокол - солнечная эмблема успеха, победы и восхождения над ситуацией.

В европейской традиции сокол представляет охотника и связан с германскими небесными богами Воданом и его женой Фригой (у нее есть волшебное соколиное оперение, надев которое можно летать в образе сокола), а также хитрецом Локи (пребывая в облике сокола, он был пойман Гейрродом). Стоит уделить внимание последнему. Как известно, бог Локи стал прототипом одноименного героя в комиксах и фильмах Marvel. Он является довольно отрицательным героем. Об этом было также упомянуто в анкетировании (см. «Приложение №3»), однако эти отрицательные черты американского персонажа никак не повлияи на общие видение, все-таки положительного, сокола.

В европейской культуре эта птица считается воинственным символом. По своей сути, символ представляет собой прозорливую силу, мудрость и опекунство. Эта мощная птица пробуждает внутреннюю силу и ведет вас к вашей жизненной цели. Сокол несет с собой сообщение о переменах и изменениях - возможно, в вашем призвании, работе, карьере и т. д. Так видят этот образ европейцы. Русские люди относятся к нему иначе. Особая любовь к соколу началась еще с древних времен. Свою значимость птица не потеряла и в наше время.

2.2 Сокол – солярный символ.

В традиционной культуре сокол пользуется большим почетом. Голубоглазые мастерицы использовали священный знак Сокола в вышивках магического орнамента на деталях одежды в качестве оберега. Древние предания предупреждают, что этот знак в перевернутом виде не теряет своей магической силы, но превращается а символ Волка.

2.3 Сокол в творчестве писателей и поэтов;

О светлом образе сокола повествуется не только в фольклоре. Русские писатели и поэты также воспевали благородность, рвение к свободе этой птицы в своих произведениях.

«Песня о Соколе» [9] — это мудрая притча (назовем ее так, хотя на самом деле произведение является поэмой в прозе) о смысле жизни, автором которой является М. Горький. Главные герои произведения представлены двумя противоположными образами жизни, двумя разными мировоззрениями. Эти образы - символы. Сокол овеян атмосферой вдохновения и стремления к мечте. Образ Ужа представлен по контрасту. Животному не ведомо чувство радости от бездонного неба, ради которого погиб Сокол.
Долгие годы образы Сокола и Ужа толковались с политической точки зрения. Но время показало, что автор вложил в свое произведение вечные проблемы. Поэтому актуальность «Песни о Соколе» не утратилась и в наше время. Каждый из героев выбрал свою жизненную позицию. Их конфликт неразрешим. Они никогда не придут к примирению.

Образ этой птицы часто встречается в произведениях А. С. Пушкина, где используется автором в качестве усиления видения читателями положительных черт какого-либо героя («Дубровский», «Капитанская дочка»).

Дворянин Дитмар фон Айст, служивший герцогу Генриху II Австрийскому в 70-х гг. XII в., и австрийский автор Дер фон Кюренберг, писавший в 1150-1170 годах, затронули в своем творчестве тему сокола, воспев его красоту и рвение к свободе.

2.4 Сокол в современной символике;

Вместе с византийской царевной на Русь прибыла и римская символика: двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змея. Так символ «золотого рода» Чингизидов и Рюриковичей – белый сокол – был вытеснен символом Империи Рима двуглавым орлом.

К слову, некоторые исследователи доказывают, что до принятия христианства на Руси был важен культ Рептилии. Но и внутри язычества постоянно шла борьба за то, чтобы покинуть символическое «подземелье», поднявшись ввысь, к небесам. Из этого стремления и возник культ небесных богов. 

  На смену Змею, рожденному ползать, шла Птица, рожденная летать. Эта борьба велась в сердцах и умах наших предков, которые поднимались с земли, расправляя свои могучие державные крылья. И Птица победила Змея. Тогда гербом стал Орел, а Сокол взлетел на руку московского всадника, поражающего Змея.

  Эта борьба очень хорошо заметна на символическом уровне. Исследователь Р.В. Багдасаров замечает, что даже на родовых гербах Рюриковичей содержалось изображение змеедевы. 

«Интересно, – объясняет Багдасаров, – что на собственно московских деньгах великого князя Василия Васильевича того же периода уже не змеедева Ора, а Дева-полуптица Сирин.

В русской эмблематике хтоническая половина туловища постепенно отпадает, а вперед выступает верхняя половина с крыльями. Крылья московской Оры значительно больше, чем у можайской, рептильная же часть туловища исчезла». [10]

Путь возмужания, государственного взросления Руси напоминает полет боевой птицы, поражающей как внешнего, так и внутреннего врага. 

Вернемся к символам Рюриковичей. На их знаках сокол изображен пикирующим. Здесь он похож на молнию, которая падает сверху на змеевидного Противника, находящегося под землей. 

Подтверждением версии о связи образа птицы и данной династии могут служить найденные археологами предметы эпохи первых Рюриковичей с изображением сокола.

В Древнем Египте сокол означает священный символ Солнца и почитается как царь птиц. Ему посвящались храмы. Убийство сокола считалось тяжким грехом. Многие боги изображаются с телом или головой сокола.

Сокол как символ агрессии встречается гораздо реже. Белый сокол на родовом гербе Анны Болейн (второй жены английского короля Генриха VIII) как будто изображал страстность ее натуры и жажду власти, которые подвигли Генриха VIII на разрыв с католической церковью.

В христианском символизме сокол как дикая птица, промышляющая охотой, означает зло. Прирученный же сокол символизирует обращение язычников в истинную веру.

Существует еще одна дисциплина, отразившаяся в городской и государственной символике. Это геральдика, давно ставшая целым культурным и историческим феноменом, возникшая как атрибут рыцарства и дворянства.

Сокол является естественной негеральдической фигурой, которая получила распространение в международной, региональной, муниципальной и родовой геральдике.

Сокол – традиционный символ бесстрашия, силы, разума, устремлённости в будущее, олицетворяет многих жителей станиц, хуторов, сельских поселений, которые в разные периоды истории страны отдавали свои жизни за Родину.

Конечно, образ сокола, опять же, выбран за свои положительные качества. Геральдическое описание герба Новотитаровского сельского поселения гласит: "В пурпурном поле над тройной горой с золотыми вершинами - золотой сокол с распростертыми крыльями и лапами, держащий в когтях серебряную шашку в ножнах лезвием вниз"[11]. В обосновании символики герба Железного сельского поселения Усть-Лабинского района тоже имеется изображение сокола. Аллегория изображения серебряного сокола указывает на станицу Ахтырскую и её основателей – казаков, которым присущи качества этой птицы.

На гербе Медведовского сельского поселения Тимашевского района изображён парящий сокол. Он не только символ местной фауны, но и свободного казацкого духа.[12]

В основу герба Кореновского района положен исторический факт. Жители сгоревшего села Коренёвка Курской губернии пошли на Кубань, и нашли похожую землю, основав поселение. «Жар-птица является основной фигурой герба. Вместе с пурпурным цветом поля герба, ассоциирующимся с пламенем, она аллегорически символизирует птицу Феникс и является символом возрождения.»[13]

В 1921 году король Дании Кристиан X учредил орден Исландского сокола, которым награждали "за заслуги перед Исландией и человечеством". Это еще раз подчеркивает значимость образа благородной птицы.

2.5 Ассоциации и сведения;

Одна из пилотажных групп, представляющая боевую авиатехнику Российской Федерации, носит название «Соколы России». Но почему группа называется именно так? Сокол - стремительная хищная птица, под стать задачам, которые решают липецкие летчики. [14] Необходимо упомянуть и то, что один из летчиков пилотажной группы – А.И. Гостев – родился у нас на Кубани, в городе Курганинск.

Название «Сокол» применяется и в наименованиях поездов, например, поезда «Сокол-250» и «Сапсан».

Название «Сокол» применила и известная компания «Pilot». Практичные перья, имеющие «соколиную» гибкость, с вырезанными по бокам полукружьями, напоминают птичий клюв, что и отразилось в названии «Falcon» («Сокол»). [15]

Сербские соколы — сербская военизированная организация, участвовавшая в гражданской войне в Югославии.

Не стоит упускать важную часть в рассмотрении сокола с разных аспектов – просто часть фауны Земли. Птица, отличавшаяся маневренностью и быстротой, за свои физические качества была использована людьми в своих целях.

В Германии и в Австрии - соколиная охота была любимой забавой аристократов. Соколиная охота являлась особенным развлечением и для многих правителей. Карл Великий, Генрих Фогелер, и Генрих III были заядлыми сокольниками, как и король Фридрих Барбаросса. Охота никогда не была особо добычливой, хотя всегда ценилась за высокие эстетические качества.

3.Заключение:

3.1 Вывод:

Как видно из всего, сказанного выше, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Теперь мы уверенно можем сказать, что понятие сокол действительно является истинно народным, проникнутым национальным колоритом и это отражается и в языке, и в народной живописи, и в народной поэзии. 

3.2 Направление дальнейших исследований:

В ходе работы нас заинтересовала тема перехода русской символики из «подземелья» к «небесам». В дальнейшем исследовании мы собираемся узнать больше фактов о причинах смены и принятия того или иного символического образа, выбранного русским народом. В данной работе эта тема была затронута относительно немного, но и этого было достаточно, чтобы вызвать у нас удивление и любопытство. Мы уверены, что проведенное в дальнейшем исследование окажется захватывающим.

4.Список литературы:

1. Константинов В.М., Лебедев КГ., Маловичко Л.В. Птицы в фольклоре. Москва-Ставрополь, 2000. 124 с.

2. П. Я. Черных «Историко- этимологический словарь современного русского языка» – 2-й том, 2-е издание, стереотипное, Москва Русский язык 1994 г.

3. Большой толковый словарь русского языка под редакцией С. А. Кузнецова – электронная версия.

4. Даль В.И.. Толковый словарь Даля, 1863-1866 – электронная версия.

5. МАС – Словарь русского языка: в 4 т. Под редакцией А. П. Евгеньевой – электронная версия

6. Русская былина «Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича»

7. Электронный сборник русских пословиц и поговорок

8. Захарченко В. Г. Народные песни Кубани: Сборник. – Краснодар: Кн. изд-во, 1987.

9. М. Горький «Песня о соколе» - издательство «Азбука», 2016 г.

10. В. И. Карпец «Русь Мiровеева» (опыт «исправления имен») – электронная версия, стр. 28

11. Сайт «Геральдика.ру» - статья «Герб сельского поселения Новотитаровское»

12. Сайт «Геральдика.ру» - статья «Герб Тимашевского района»

13. Официальный портал администрации МО Кореновсикй район – статья «Геральдика Кореновский район, герб Кореновского района»

14. Из интервью А. И. Гостева

15. Сайт «Министерство обороны Российской Федерации. Военно- воздушные силы» - статья «Авиационная группа высшего пилотажа «Соколы России»»

16. Сайт «Tehnorussia.su. Наука и техника России» - статья «Скоростной поезд Сокол-250»

17. Сайт «Википедия» - статья «Сапсан (электропоезд)»

18. Официальный сайт «Pilot» - «Ручка перьевая PILOT Falcon Metal Black Fine»

Просмотров работы: 739