Введение
Как хорошо уметь читать! Кто этому только что научился, у того в жизни непременно будет полное отсутствие скуки и непрерывное творчество. Ведь каждая новая книга для нас - своеобразное открытие. Первое знакомство с миром поэзии мы начинаем с ранних лет, когда мама читает нам стихи про мишку косолапого; Таню, которая уронила в речку мячик; лошадку; барабан и многое другое. Повзрослев, мы хотим узнать о тех людях, которые подарили нам любимых героев: в каком городе они родились, жили и писали свои стихи. А где об этом можно узнать, на какой карте посмотреть?
Если зайти в книжный магазин и поинтересоваться: «Есть ли у Вас поэтическая карта России?», то, в лучшем случае, нам в ответ просто улыбнутся. Действительно, такая карта пока не продается и не существует. Ее проект мы решили разработать. С помощью нашей интерактивной поэтической карты ребята смогут узнать, где же родились и жили советские и российские поэты, сочинившие так полюбившиеся нам стихи, перелистать страницы биографий, окунуться в волшебный мир детской поэзии.
Цель работы: создать интерактивную «Поэтическую карту России», которая послужит наглядным пособием для проведения уроков литературного чтения.
Задачи проекта:
Ознакомиться с творчеством советских и российских детских поэтов, изучить их биографии, уделив особое внимание их родным местам.
Отобрать наши любимые стихи для создания презентации.
Познакомиться с географической картой России и научиться с ней работать.
Научиться работать в программе Power Point и делать гиперссылки.
Научиться работать с разными источниками информации и анализировать ее.
Разработать интерактивную «Поэтическую карту России».
Учиться работать в команде.
Уметь ставить цели и задачи и претворять их в жизнь.
Заинтересовать других ребят творчеством советских и российских поэтов и развивать чувство любви к Родине.
Гипотеза: если мы создадим интерактивную «Поэтическую карту России», то она вызовет интерес к чтению произведений поэтов у других ребят и расширит их знания в области литературы, культуры и географии нашей Родины.
Практическое использование: интерактивная поэтическая карта – это дополнительный материал к урокам литературного чтения, окружающего мира, географии России, а также внеклассным мероприятиям.
Методы:
Сбор и обобщение литературного материала и справочной информации.
Работа с географическими картами.
Анализ литературных и Интернет-источников по теме проекта.
Консультации с учителями географии и информатики.
Опрос учащихся начальной школы.
Компьютерное моделирование «Поэтической карты России» в программе Power Point.
Проведение и анализ опроса учащихся начальной школы
Создание нашей поэтической карты началось с составления анкеты и проведения опроса учеников начальных классов. Ребятам было предложено ответить на пять вопросов (Приложение 1.) При анализе ответов мы убедились, что все любят детские стихотворения, но ребята не знают, где родились и жили поэты, где эти населенные пункты находятся. Большинство помнят поэтов, сочинивших любимые строки, и хотят больше узнать об их жизни и творчестве. Ребята поддержали нашу идею о создании интерактивной поэтической карты России.
Анкетирование в 3 «а» классе |
Проверяем анкеты |
Сбор материала
При анализе ответов мы обратили внимание на любимых ребятами детских поэтов. Вместе с учителем изучили сборники детских стихотворений, вспомнили знакомые с детства строки, определили список поэтов, без которых, на наш взгляд, поэтическая карта России будет неполной.
При работе над проектом мы обратились за помощью к родителям. Искали материал в сети Интернет, в центральной детской и школьной библиотеках. Много интересного узнали о жизни писателей и их творчестве.
Чтобы наша поэтическая карта была интересной и занимательной, каждый постарался. Кто-то читал свое любимое стихотворение, а кто-то рисовал иллюстрации к нему.
В центральной детской библиотеке |
Работаем со справочной литературой |
Помощь учителей
Но как сделать ИНТЕРАКТИВНУЮ карту? Для этого мы обратились к учителям. Учитель географии рассказала нам, что наша страна очень большая по площади, и посоветовала разделить карту на отдельные регионы (федеральные округа).
А вот учитель информатики подсказала, как сделать эту карту интерактивной. Научила пользоваться программой Power Point на занятиях внеурочной деятельности и познакомила со старшеклассниками, которые увлекаются компьютером. Именно они и помогли нам сделать гиперссылки в проекте.
Учимся делать презентации |
В кабинете географии |
Создание интерактивной карты
Чтобы интересным было путешествие, мы решили, что нам нужен гид, который подскажет ребятам, как правильно перемещаться по поэтической карте. Он должен быть хорошо знаком ребятам. А из литературных персонажей, как нам кажется, самый умный, начитанный и очень похожий на нас – это Знайка.
Создавать наш интерактивный проект нам помогали старшеклассники. Вместе с ними нашли карты, красочные фотографии и изображения. Учились делать компьютерные презентации, работать с гиперссылками. Наша поэтическая карта получилась наглядной, можно сказать, «живой», самой настоящей. (Приложение 2.) Итак, она готова!
Знайка |
Наши помощники |
Созданная поэтическая карта России была представлена на школьном конкурсе исследовательских проектов. Наши сверстники заинтересовались проектом и захотели научиться составлять такие интересные карты.
А первоклассников мы пригласили в поэтическое путешествие по страницам детских книг. Сначала мы познакомили малышей с интерактивной поэтической картой, а потом проверили их знания с помощью занимательных вопросов игры «В гостях у поэтов». Ребятам очень понравилось!
Мы выступаем |
Путешествие с первоклассниками |
Заключение
Работая над проектом, мы многое узнали и многому научились: составлять анкету и анализировать ее, вместе с родителями собирать материал в сети Интернет, изучать географическую карту. А самое трудное, как оказалось, это работа с компьютерной программой Power Point.
В завершении проделанной работы ребятам был задан вопрос: «Понравилось ли вам работать с такой картой?». Ответ нас очень обрадовал. Ребята хором ответили: «ДА»!
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. С помощью поэтической карты России мы привлекли внимание к изучению стихов детских поэтов, расширили не только свои знания, но и знания других ребят в области литературы, культуры и географии нашей Родины.
А ЭТО МЫ! |
Список литературы
Писатели в начальной школе: Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. - М.: Дрофа, 2003.-88с.:ил.
Михалков С. Стихи и сказки. -М.: Госиздат дет. лит.; 1960.-445с.
Барто А.Л. Стихи детям. В 2-х томах. Т.2.М., «Дет.лит.», 1976.
Маршак С.Я. Стихи для детей. - М.: Сов. Россия, 1984.-192с., ил.
Заходер Б.В. Звонкий день: Стихи. - Переизд. -М.: Дет.лит., 1984.-32с., ил.
Берестов В.Д. По дороге в первый класс. Стихи. М.: Издательство «Малыш», 1986.
Чуковский К.И. Айболит. - М.: Издательство «Детская книга», 1985.-33с.
Большая хрестоматия для начальной школы. - М.: Эксмо, 2007.-992с.
Игнатова Т.В., Тарасова Л.Е. Литературное чтение. 1-4 классы. Справочник для учителя. - М.: Издательство «Экзамен», 2010.-109с.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пивоварова,_Ирина_Михайловна
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%F4,_%D0%EE%EC%E0%ED_%D1%E5%EC%B8%ED%EE%E2%E8%F7
http://kidreader.ru/author/48
http://allforchildren.ru/poetry/author315-zabila.php
Приложение 1. Анкета для учащихся
Анкета.
Любите ли вы детские стихи? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие герои детских стихотворений вам нравятся?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кто их написал?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знаете ли вы, где родились и жили авторы ваших любимых стихотворений?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хотите ли вы узнать об этом больше?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2. Скриншоты интерактивной карты